На какой картине кустодиев изобразил представителя исчезнувшей ныне должности приказчика

Опубликовано: 02.10.2024

Борис Кустодиев - один из самых знаменитых живописцев, воспевающих русский быт. Порой художника называют русским Ренуаром, а картины Кустодиева с названиями "Купчиха за чаем" или "Масленица" визуально известны даже тем, кто прежде о нем не слышал. Какие еще известные произведения принадлежат кисти Бориса Михайловича? Самые известные и наиболее значимые картины Кустодиева с названиями и описанием - далее в статье.

Краткая биография

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в астраханской семье преподавателя логики, профессора философии и литературы. Интерес к рисованию будущий великий художник начал проявлять еще во время обучения в церковно-приходской школе, а с 15 лет уже брал профессиональные уроки у художника Павла Алексеевича Власова. В 18 лет Борис Михайлович стал студентом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были Василий Савинский и Илья Репин.

В 1900 году художник поехал в Костромскую губернию - он искал натуру для дипломной работы, а нашел любовь всей своей жизни, Юлию Ефстафьевну. Они поженились в том же году. В 1903 году, окончив академию с отличием и золотой медалью, Кустодиев вместе с женой и маленьким сыном Кириллом переехал в Париж. Здесь Борис Михайлович обучался в студии художника Рене Жозефа Менара, много ездил по Европе, изучая и копируя работы классических живописцев Италии, Германии и Франции.

В 1904 году Кустодиев вернулся в Россию, вскоре после этого на свет появилась его дочь Ирина. Художник много работал как иллюстратор, в 1907 году стал членом Союза русских художников, а в 1909-м - членом Академии художеств благодаря протекции Репина.

Ниже можно увидеть репродукцию картины Бориса Кустодиева с названием "На террасе", которую он написал в 1906 году. Здесь изображен завтрак художника и его семьи: прямо на зрителя смотрит его сын Кирилл, в самом центре с чашкой - старшая сестра. Слева - ее муж, а справа - сам Кустодиев. Жена художника Юлия освободила место у стола, чтобы няня смогла усадить на стул маленькую Ирину.

"На террасе" 1906 год

В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы. Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа - неудобное кресло быстро его утомляло. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями "Купчиха за чаем", "Масленица", "Портрет Шаляпина" и "Русская Венера" были написаны в этот тяжелый период.

26 мая 1927 года 49-летний Борис Михайлович Кустодиев скончался. Свою последнюю картину он написал за год до смерти, превозмогая страшную боль и являя таким образом подвиг истинного художника, преданного искусству.

"Купчиха за чаем"

"Купчиха за чаем" 1918 год

Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием "Купчиха за чаем", которую он создал в 1918 году. Именно с этим полотном чаще всего ассоциируют выражение "кустодиевская барышня", под которой подразумевают пышнотелую, белокожую, дородную и роскошно одетую женщину.

Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал со своей землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. В центре сюжета - Галина в образе жены купца, в бархатном платье и модной чалме, в веселом настроении пьющая чай из блюдца за богатым столом на террасе или балконе.

Центром сюжета стал так называемый домашний рай - обильная трапеза, пышная и богато одетая женщина в центре, ласковый кот и великолепный пейзаж за спиной. Купчиха спокойна и самодовольна, отчего складывается впечатление, что она и вправду хозяйка мира. Главная героиня полотна смотрит чуть в сторону - либо задумавшись, либо внимательно слушая собеседника, не попавшего на полотно. Картина написана маслом на холсте в стиле импрессионизма, позволяющим ощутить сиюминутность момента. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее.

Другие купчихи Кустодиева

На нижнем фото - картины Кустодиева (с названиями можно ознакомиться далее), на которых тоже изображены женщины этого сословия:

  • "Купчиха", 1915 год, Государственный Русский музей.
  • "Купчиха, пьющая чай", 1923 год, Нижегородский государственный художественный музей.
  • "Купчиха с зеркалом" 1923 год, Государственный Русский музей.

Другие сюжеты с купчихами

Это не такие популярные сюжеты с купчихами, но определенно заслуживающие внимания. Все три картины наполнены тем же смыслом, что и "Купчиха за чаем": на них изображены "хозяйки жизни", полные, нарядные, ухоженные женщины, привыкшие жить красиво и ни в чем себе не отказывать. На третьем полотне интереснее всего выглядит лицо купца, только что вошедшего в комнату и в восхищении замершего перед видом своей красавицы-жены.

Сюжеты с Масленицей

На счету Бориса Кустодиева - 3 картины с названием "Масленица". Репродукцию самой известной можно увидеть ниже.

"Масленица" 1916 год

Это великолепное полотно - как в плане сюжета, так и в плане исполнения - было написано в 1916 году. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике. Во всех картинах художника видна всепоглощающая любовь к России, крестьянскому и купеческому быту, но в этой картине прикованный к кровати художник превзошел сам себя, будто стараясь компенсировать невозможность присутствовать на веселом празднике. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Существуют еще две картины с таким же названием, написанные позже:

  • "Масленица", 1919 год, музей-квартира Иосифа Бродского.
  • "Масленица", 1920 год, Нижнетагильский художественный музей.

Другие сюжеты с Масленицей

Картина 1919 года кажется стилистическим и сюжетным продолжением первого полотна. Такая же глубина цвета, детальная прорисовка всех персонажей, ощущение присутствия. Вторая же картина больше напоминает иллюстрацию и являет собой ярчайший образец русского постимпрессионизма.

"Портрет Шаляпина"

"Портрет Ф.И. Шаляпина" 1921 год

Другое название еще одной известной картины художника - "Ф.И. Шаляпин на ярмарке". Оперного певца и художника познакомил друг с другом писатель Максим Горький, вместе они работали над оперой "Вражья сила" (Кустодиев рисовал декорации и эскизы костюмов).

С 1920 по 1922 год в лежачем положении и при помощи специального наклоненного над кроватью мольберта Борис Михайлович создавал этот монументальный портрет размером примерно 200 на 100 см. Портрет стал любимым в коллекции певца, он выкупил его и увез в Париж, постоянно храня у себя, поэтому художник создал еще один вариант картины - уменьшенный, размером 99 на 81 см. В настоящее время первый портрет выставляется в петербургском доме-музее Шаляпина, а второй - в Государственном Русском музее.

Фон картины настолько похож на "масленичные" работы Кустодиева, что может показаться увеличенным фрагментом подобной картины.

"Степан Разин"

Достаточно известной является и прекрасная картина Кустодиева под названием "Степан Разин", написанная в 1918 году.

"Степан Разин" 1918 год

Известно, что Степан Разин как предводитель крестьянского восстания был излюбленной фигурой в послереволюционной культуре. Борис Кустодиев не был ярым сторонником революции, однако и против ничего не имел: художник любил Россию, был очарован новизной происходящего, а потому написал работу, желая таким образом поприветствовать перемены в стране.

Картина очень интересна своим построением - центр заполняет закатное солнце, а главный герой - Степан Разин, гордо стоящий в своей лодке, словно вот-вот уплывет из картины. Здесь наиболее ярко отразился талант художника к изображению сиюминутности - он будто сфотографировал случайный момент, навсегда выхватив его из жизни со всеми естественными позами и отсутствием нарочитой симметрии.

"Русская Венера"

"Русская Венера"

Так как больше всего художник прославился изображением полных, пышущих здоровьем и радостью женщин, картине Кустодиева под названием "Русская Венера" будто суждено было стать последней в его творческой жизни. На большом полотне, фрагмент которого представлен выше, изображена дочь художника Ирина в момент купания в бане - ее поза, обнаженность и копна золотистых волос напоминают Венеру Боттичелли, а у ее ног в виде листка от коробки мыла - своеобразный картуш "Русская Венера", ставший доброй иронией над названием.

Изюминкой картины является история ее создания - в 1926 году художник уже почти не вставал с кровати. Когда в его голове родился подобный сюжет, он не мог ждать подготовки холста, а потому взял свою же картину "На террасе", которая уже упоминалась выше, и стал писать прямо на ее обороте. Любопытно, что на полотне "На террасе" впервые была изображена Ирина Кустодиева примерно в двухлетнем возрасте, а на обороте появился ее последний портрет спустя двадцать лет.

Картина едва не была уничтожена: во время потопа в художественном музее Горького была смыта большая часть рисунка. Восстановить последнее произведение Кустодиева удалось Павлу Баранову. Он же сделал для полотна специальную раму, чтобы зрителю были доступны и "Русская Венера" и "На террасе". В настоящее время картина хранится в Нижегородском художественном музее.

фрагмент картины "Русская Венера"

"Большевик"

Картина Б. Кустодиева, название которой "Большевик", порой вводит в замешательство тех, кто пытается определить для себя политические взгляды художника. В 1915 году он написал "Портрет императора Николая Второго", а уже в 1919 - огромного, шагающего по улице большевика с развевающимся красным флагом. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность. Именно поэтому в момент правления царя он написал его портрет, а после смены власти - аллегорическую картину нового человека.

"Большевик" 1920 год

В настоящее время картина выставлена в Третьяковской галерее.

"Матрос и милая"

Достаточно известными изображениями новых людей в видении Кустодиева являются подобные картины 1920 и 1921 гг. с одинаковым названием "Матрос и милая". На них изображены одни и те же люди: крепкий, мужественный матрос с сигарой в зубах и его милая - нарядная девушка в меховой горжетке, очаровательной шляпке, модных сапожках и неизменной розой.

"Матрос и милая" 1920 и 1921 годы

Эти картины написаны акварелью на бумаге. Единого мнения по поводу этих произведений нет: кто-то считает, что в лице модницы и матроса Кустодиев нашел себе сюжетную замену купчихам и купцам, которые теперь не одобрялись. Кто-то же, напротив, думает, что картины иронизируют над современными молодыми людьми, своеобразно отреагировавшими на перемены.

"Японская кукла"

Картина художника Кустодиева "Японская кукла" была написана в 1908 году, она изображает маленькую Ирину Кустодиеву в момент игры с экзотической японской куклой. Занятным противопоставлением заморской игрушке является неорусский архитектурный стиль дома, видный сквозь большое окно.

"Японская кукла" 1908 год

Это полотно - яркий образец кустодиевского импрессионизма и, как уже говорилось выше, его таланта будто бы фотографировать происходящее. Картина не имеет глубокого сюжета или подтекста, но она увлекает зрителя своей живостью, бытовой простотой и искренностью. Увидеть картину можно в Государственном Русском музее.

Автопортреты

Автопортреты разных лет

На репродукциях выше и на главном фото статьи можно увидеть картины Кустодиева, названия которых следующие:



Кустодиев, Борис Михайлович (1878--1927)

Посмотрите на эту радостную открытость плоти!
Он назвал её "Русская Венера", и разве это не так?
Помните что это создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги,
который жил с немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,--- уже куда больше 10-ти лет,--- было то,
что он видел из своей инвалидной коляски через окно. Его невыносимые боли в позвоночнике ( туберкулёз позвоночника)
и несколько СТРАШНЫХ!! операций начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!

Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску,
он создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы.
Но все эти города Русской провинции, их площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы,
он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев продолжал создавать Россию,
которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не приобрёл.
Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому,
неслыханному и невиданному, что происходило в стране.
Но не так много.

Пока просто посмотрите.

После этой работы Борису Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год.
Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ. Но они (эти две работы)
должны быть вместе с остальными.
Поэтому помещаю снова.


Купчиха на балконе. 1920 г.


Купчиха за чаем. 1918г.
Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали,
когда не каждый день случалась селёдка на столе,---- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,--
как он мог создать в 1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту,
да ещё и с этим потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?

Посмотрите на работы Кустодиева.
Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины),
и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую следующую работу.
Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,
то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть,
и вы почувствуете и поймёте гармонию и таланты.


Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927)

Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня
есть даже позднее фото актрисы, которая ему позировала.

Пока просто смотрите.
ОНА---КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.
Вот и посмотрите на красавицу!

Кустодиев. Купальщица2. 1921


Купальщица-2. 1921


Аглицкая меря. 1924г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте.
А там написано: "К Блохе"

Да, это сделано для постановки "Левши" в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии?

Вот это она и есть. То есть меря--это просто английское женское имя--Мэри.
Такую героиню ввёл театр.
Английская Мэри---или по-нашему: "Аглицкая меря".

Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА. Все буквы большие, значит с уважением.
Кто как это видит или чувствует?
По моему она русская, как и та, что на картине ниже.

Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну? Что вы решили? Русская МЕРЯ или АГЛИЦКАЯ?

Здесь, на этой картине русская Катя!
Такой, как эта с матросом, должна быть Катя "толстоморденькая",
из "Двенадцати" Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и события революции.

Чулочки, и ". С солдатьём гулять пошла. " Снобы выдумывают про неё и

про поэму такое, что это просто половое извращение. Снобы правят бал.

Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.

Вот она! Катя--- толстоморденькая!


«Кустодиев, Купчиха и Домовой. 1922г.» на Яндекс.Фотках

Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует.

Чтобы осветить картину, но ещё и для того, чтобы у нас было впечатление
и ощущение огня, пыла и жара в этой даме..

Детали в жанровой живописи, всегда важны. Лишних почти нету.
В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.
Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое. Вам станет интересно
смотреть, потому что вы будете понимать.

И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой.

А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России.
Нормально. Ничего удивительного.

Кустодиев, Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)


Что же мы здесь видим?

Мы видим ЛЮБОВЬ.
Посмотрите, как он любил свою дочку.
Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине, что мы просто и ясно это видим.

Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.
Мы видим его любовь на портрете.

Вот это и есть сила искусства.

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года.
Поэтому жизнь не была слишком сладкой. За сахар надо платить.
Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в Европу.
Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена.
Он рано стал академиком, и его рано пригласило в профессора
знаменитое московское "Училище живописи. и. ".
Он не захотел связывать свою творческую жизнь.

Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного таланта.
Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен,
и у него туберкулёз позвоночника.

Уже через два с половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли.

Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если не самый талантливый.
И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина.
Это Борис Кустодиев,(и ещё один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу,
"Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901. "

У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая.
Совсем немаленькая.

Там же пару сотен портретов.
Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,---

к своему собственному, русскому, расписному миру.

И, я думаю , что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,----совершенно оригинален.
Если не сказать--уникален.

**************************************** **************************************** **
Кустодиев был высокого класса портретист.
Это была ещё одна из причин, по которой считалось, что этот, на тот момент лучший ученик Репина,
станет его полным наследником.
И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.
Поэтому Репин так сожалел , что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию.
Репин считал, что Кустодиев перестал писать как художник. Репин не признавал купеческую
Россию Кустодиева, как настоящее искусство.
Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал
иногда интереснее чем Репин.


Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.

Вот двойной мужской портрет..

Сельский священник , забитый и запуганный, не чересчур хорошо помнящий даже то чему его учили в семинарии.
Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.

С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.

Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к
начальству, так Кустодиев их и написал.

Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой.

Это на самом деле портреты священника и дьякона. Этот дьякон с его умным взглядом,
возможно подходит к образу дьякона Победова в Чеховской "Дуэли".
Только это не литературный герой. Это настоящий дьякон.

Классный двойной портрет!

Бродский Исаак 1920 г.
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева.
Я помещу эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще.
Нету желающих.
Бродский, уже после Кустодиева, был лучшим учеником Репина. Репин его по-настоящему любил.
Бродский был талант.
Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым--,
может к середине 30-х,--- он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать
сам.
Но талант накрывается медным тазом, если писать только Сталина и его бандитов.


Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)
Притягательный дамский портрет.
Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,
Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.
Это называется композиция и это всё сделал Кустодиев. Поэтому так удачно смотрится.


Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.
Я не читал эту детскую писательницу.
Но какой портрет.Какой класс!
Потом, Кустодиев переменился.
И стал писать его собственную Россию.
Этого Репин не принимал и не понимал.

Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)

Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.


Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Но как на свете без любви прожить?


Никак не прожить!

Старый просто млеет от этого поцелуя!!

Видите, она сначала дала ему пасхальное яичко,

а потом стала целовать. Всё как полагается.

Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.


Кустодиев. Автопортрет. (На охоте.) 1905г.
Кажется это последний автопортрет,
на котором Кустодиев ещё здоровый и полный сил молодой человек,
который собирается осуществить всё что он задумал.

Здесь Борису Михайловичу Кустодиеву 27 лет. До туберкулёза
позвоночника осталось 4 года.
Ещё через четыре года он стал полностью недвижимый.
И до конца его жизни, Кустодиев жил в инвалидной коляске.
В этом состоянии, с недвижимыми ногами и с постоянными
страшными болями, он и создал его расписную Россию. И Русских красавиц.

Купальщица-1. 1921 г.
Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

198.60 КБ


Купец (Старик с деньгами). 1918 г.

Кустодиев, Борис Михайлович.(1878-1927)

Так его называли приказчики и все его служащие.

За глаза конечно. Жену купца, его служащие называли --САМА.

Икона на месте. Чтобы было видно, что : БОГУ--БОГОВО.

А дальше, на прилавке, уже без Бога.

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы». 1920г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

======================================== ==
Ну хорош. Да от такого приказчика даме и уходить не хотелось!!
Что скажете наши прекрасные участницы?
Вы ж на него посмотрите--ОГОНЬ-ПАРЕНЬ!!

Обратите внимание на дату.

У Кустодиева полностью парализованные ноги и в Петрограде ГОЛОДУХА-ХОЛОДУХА!
Это 1920-ый год--- ГОЛОДНЫЙ год. И голод косил всю Россию. И Троцкий уже предложил, для спасения, ввести
подобие НЭПа. Но Ленин ещё не был готов. ГОЛОД БЫЛ ВЕЗДЕ.
И в этом голодном Петрограде Кустодиев создал такое потрясающее изобилие,
и создал жизнь, которой (жизни) в России уже не было совсем.

Вот это приказчик!!

Могила Бориса Михайловича Кустодиева. Санкт-Петербург,

Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра.

Борис Михайлович Кустодиев умер 26 мая 1927 года
через два месяца и три недели после того, как ему исполнилось 49 лет.

Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиев

Описание картины великого русского художника Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина». В конце статьи план сочинения и сочинение для 8 класса.

Портрет Шаляпина история картины Кустодиева

Художник Борис Кустодиев и знаменитый оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин были знакомы лично. Они познакомились в 1919 году. Вместе работали над оперой «Вражья сила», который проходил в Мариинском театре. Сам Кустодиев работал здесь над декорациями и костюмами постановки. Уже тогда ему было сложно это делать, так как он оказался парализован, из-за болезни отказали ноги и он передвигался в инвалидной коляске. Тогда же художник и певец договорились о создании портрета.

Борис Кустодиев работал над картиной два года. Связано это было ещё и с тем, что ему было сложно писать картину такого масштаба из-за паралича ног. Однако картина была закончена и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, одним из лучших художественных произведений Бориса Кустодиева.

Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев

Портрет Ф. И. Шаляпина фрагмент картины

В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.

Портрет Шаляпина фрагмент картины

Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.

Портрет Ф. И. Шаляпина фрагмент картины Кустодиева

Позади Шаляпина, на фоне красивейшего зимнего пейзажа, разыгралась ярмарка. У картины изначально было несколько рабочих названий, среди которых «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

Портрет Шаляпина фрагмент картины Кустодиева

Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.

Портрет Шаляпина план сочинения 8 класс

  1. Автор картины
  2. Сюжет
  3. Передний план, Шаляпин
  4. Задний план
  5. Мои впечатления

Портрет Шаляпина сочинение по картине 8 класс

Автором картины «Портрет Ф. И. Шаляпина» является великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Картина была написана в 1922 году. К тому времени Борис Кустодиев уже был прикован к инвалидной коляске, так как остался парализован после тяжёлой болезни. Несмотря на это, художник создал такое полотно, которое в последующем стало одним из знаковых его произведений, находящимся на одном уровне с такими его работами, как «Масленица», «Купчиха за чаем» и др.

Сегодня картину «Портрет Ф. И. Шаляпина» можно увидеть в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее. Здесь полотно представлено, как один из тех шедевров, которые прославляют русское искусство живописи.

В центре сюжета — великий оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин. В богатой шубе и с тростью в руке он стоит на пригорке, как бы возвышаясь своей недосягаемой фигурой и личностью над городом. Стоит зима, позади него шумит ярмарка. Судя по тому, что одно из рабочих названий картины — «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», сюжет картины происходит именно в этом городе.

В центре картины — Фёдор Шаляпин. Знаменитая в те времена фигура, которого знали все. На нём дорогая бобровая шуба, шапка, начищенные до блеска ботинки. Одной рукой он распахивает шубу, словно демонстрируя свою открытость, свой размашистый русский дух, который рвётся к людям. В ногах у него можно увидеть бульдога, которого, судя по историческим сведениям, звали Ройка.

На заднем плане, в заснеженном городе, шумит пёстрая и весёлая ярмарка. Прямо позади Шаляпина, у пригорка, стоят трое — это две дочери оперного певца Марфа и Марина, и его секретарь — Исай Дворищин. Далее мы можем увидеть скопление народа, представления, лавки с различными товарами и угощениями. Люди на ярмарке гуляют и развлекаются. Одни столпились у сцены, где показывают представление, другие катаются на санях, третьи танцуют, играют на гармони, покупают сладости.

Картина производит сильное впечатление. С одинаковой силой меня поразили как передний, так и задний планы. Большую часть картины занимает фигура Шаляпина, который поражает своей силой, мощью, размахом личности. На заднем плане удивительный заснеженный город, праздничное веселье простых людей. Хочется оказаться в том месте, чтобы насладиться чистым морозным воздухом, отведать пряник из лавки, покататься на лошадях и услышать пение оперного певца Фёдора Шаляпина, который, благодаря своем голосу и музыкальным данным, остался в истории навсегда.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Борис Михайлович Кустодиев. «Извозчики»

Знаменитый бытописатель русской жизни. Оцените, кстати, стол во вполне приличном трактире.
А ниже обед советского таксиста на стоянке у Курского вокзала:



Recent Posts from This Journal

45% москвичей высказались за то, чтобы вынести тело Ленина из Мавзолея. Против — 42%

📊 Мнения москвичей о том, должно ли тело Владимира Ленина находиться в Мавзолее на Красной площади, разделились почти поровну. Об этом…

На кого опирается секта коммунистов в XXI веке


Российская Империя в фотографиях. под музыку прекрасного русского вальса

Потрясающее впечатление — образы ушедшей в прошлое страны. V.H. или


Результаты совецкого "ликбеза"

Как известно, во времена Сталина большевистская печать называла СССР «страной всеобщей грамотности». Провёденная в январе 1937 года перепись…

О сопротивлении русского человека коммунистической власти

Есть в Москве молчаливые памятники, без табличек и без каких-либо специально созданных художественных образов, которые упрямо и ясно говорят о…


Почему один из конструкторов Т-34 после немецкого плена сбежал на Запад

Т-34 – самый массовый советский танк, признанный символ Великой Отечественной войны. Но мало кто знает, что имя одного из создателей боевой…

Comments

Особенно трудно было служить в извозчичьих трактирах. Их было очень много в Москве. Двор с колодами для лошадей — снаружи, а внутри — «каток» со снедью.

На катке все: и щековина, и сомовина, и свинина. Извозчик с холоду любил что пожирнее, и каленые яйца, и калачи, и ситнички подовые на отрубях, а потом обязательно гороховый кисель.

И многие миллионеры московские, вышедшие из бедноты, любили здесь полакомиться, старину вспомнить. А если сам не пойдет, то малого спосылает:

— Принеси-ка на двугривенный рубца. Да пару ситничков захвати или калачика!

— Киселька горохового, да пусть пожирнее маслицем попоснит!

И сидит в роскошном кабинете вновь отделанного амбара и наслаждается его степенство да недавнее прошлое свое вспоминает. А в это время о миллионных делах разговаривает с каким-нибудь иностранным комиссионером.

Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь всухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда — пьянства. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди ешь до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит.

В центре города были излюбленные трактиры у извозчиков: «Лондон» в Охотном, «Коломна» на Неглинной, в Брюсовском переулке, в Большом Кисельном и самый центральный в Столешниковом, где теперь высится дом No 6 и где прежде ходили стада кур и большой рыжий дворовый пес Цезарь сидел у ворот и не пускал оборванцев во двор.

В каждом трактире был обязательно свой зал для извозчиков, где красовался увлекательный «каток», арендатор которого платил большие деньги трактирщику и старался дать самую лучшую провизию, чтобы привлекать извозчиков, чтобы они говорили:

— Едем в Столешников. Лучше «катка» нет!

И едут извозчики в Столешников потому, что там очень уж сомовина жирна и ситнички завсегда горячие.
Гиляровский "Москва и Москвичи"

Кустодиев

Другое

Красивые картины Кустодиева давно обрели всемирную известность, хотя её не бывает слишком много. Имя Бориса Михайловича Кустодиева сразу ассоциируется с живописным полотном «Купчиха за чаем». Его нарочитая «русскость», «ярмарочность», и присущая некоторым работам «лубочность» — это не весь Кустóдиев.

Мир Кустодиева — художника, иллюстратора и театрального декоратора — намного шире и мощнее. Многогранность творчества художника и любовь к родине позволило ему не затеряться в недрах революционного движения. Кустодиев не уехал в эмиграцию, а остался в СССР. Неизлечимо больной, прикованный к инвалидному креслу, он работал не щадя себя. Ему трудно было держать кисти, но благодаря непревзойдённому таланту и силе воли, на свет появились его блистательные, яркие, полные жизни и радости, полотна.

Перед вами самые известные работы Кустодиева:

Портрет И. Я. Билибина (1901)

Очень красивые картины Кустодиева: Портрет И. Я. Билибина (1901)

Билибин, знаменитый художник, сказочный иллюстратор, был другом Кустодиева. Этот портрет — ранняя, но уже уверенная работа, когда Кустодиев обучался в мастерской у Репина. Ещё чувствуется подражание учителю, ещё нет фирменного «кустодиевского стиля», но портрет выполнен мастерски и очень реалистично.

Перед зрителем восседает на стуле изысканный молодой интеллигентный человек, одетый в белоснежную рубашку и элегантный сюртук. В петлице сюртука — красный цветок, как символ франтовства и любителя женщин. Герой — очень красивый молодой человек уверен в себе и слегка ироничен.

Кстати, о самых красивых и знаменитых портретах художников всего мира мы подготовили интересную статью.

На террасе (1906)

На террасе (1906)

Традиционный провинциальный быт всегда привлекал Кустодиева. Ему нравились сценки из жизни простых людей, их патриархальный уклад. Картина «На террасе» отличается теплотой и уютом дачной жизни.

За столом собралась для вечернего чаепития вся семья. Вдали виднеется лес, добротный загородный дом, где обитает семейство, только что построен. На переднем плане не просто большая семья: дети и взрослые. Это семья самого художника. Его жена, сестра с детьми и мужем, и молодая няня. Спокойная беседа, умиротворение, семейная идиллия подчёркивается обилием белого цвета в одежде всех персонажей.

Московский трактир (1916)

Удивительные картины Кустодиева: Московский трактир (1916)

Московский трактир не просто забегаловка, где можно перекусить. Это серьёзное заведение, куда приходили купцы и разные торговые и мастеровые люди, чтобы отдохнуть, пообщаться и вкусно поесть. Посетителей обслуживают вышколенные половые. Интерьер заведения яркий, праздничный и уютный.

В центре картины за общим столом изображена группа людей в одинаковой униформе. Возможно, гильдия извозчиков отмечает чаепитием какое-то событие. Они чинно пьют чай из фарфоровых блюдец. За стойкой — трактирщик включает патефон.

Масленица (1916)

Масленица (1916)

Эта сказочная картина насыщена яркими красками и их всевозможными оттенками. Снег буквально искрится в лучах заката, создавая немыслимые радужные переливы, которые сочетаются с общим праздничным настроем картины. Более всего поражает небо с переплетёнными изумрудными, розовыми и жёлтыми облаками, настолько прекрасное, что от него нельзя оторвать глаза.

Создавая этот шедевр, Кустодиев испытывал сильнейшие муки. Опухоль позвоночника превратила молодого человека в инвалида. Он долго не брал кисти в руки, но превозмогая боль, решился создать жизнерадостное, полное счастья и энергии полотно. На фоне прекрасного зимнего пейзажа мчится весёлая тройка, из-за сугробов выныривают нарядные сани, запряжённые лошадьми. Вдалеке виднеется цирк и праздничная ярмарка. Народ веселится, катается с горок, играет и танцует.

Хотите посмотреть на красивые фотографии лошадей разных пород? Переходите по ссылке! Это одна из самых популярных статей на most-beauty.ru.

Купчиха за чаем (1918)

Прекрасные картины Кустодиева: Купчиха за чаем (1918)

Русская красавица, роскошная купчиха, была написана в самые тревожные и голодные годы после революции. Кустодиев был уже тяжело болен, в стране бушевал развал, нищета и отсутствие элементарного — хлеба. Но тут появляется полотно, полное жизни и благополучия, которое произвело необычайный фурор.

На балконе дома, за самоваром с разными яствами и вкусностями на фоне идиллического пейзажа восседает купчиха. Толстая, красивая, холёная, пышущая здоровьем красавица с белоснежными сахарными плечами и руками в сине-фиолетовом бархатном платье. Рядом с ней упитанный кот, как символ благополучия и домашнего уюта.

Портрет Шаляпина (1921)

Портрет Шаляпина (1921)

Масленичные гуляния, тройки с бубенцами, ярмарка, бирюзовый искристый иней на деревьях, шум и гам. И на этом фоне внушительная фигура самого знаменитого русского оперного певца — Фёдора Шаляпина. Он стоит в распахнутой бобровой шубе, опираясь на трость, как настоящий русский барин. Театральная поза, белоснежная манишка, чёрная бабочка и лаковые ботинки подчёркивает принадлежность к сцене. На певца преданно смотрит его собака — белый бульдог.

В левом нижнем углу, на фоне афиши, рекламирующей выступление Шаляпина, изображены две дочери певца Марфа и Маша, в компании с И. Дворищиным, другом семьи.

Эта картина — настоящий памятник «Золотому русскому голосу».

Купчиха с зеркалом (1920)

Знаменитые картины Кустодиева: Купчиха с зеркалом (1920)

Молодой купчихе муж подарил шелковую шаль. Красавица не нарадуется, красуется у зеркала, а в дверях стоит купец, любуясь своим сокровищем — жёнушкой. Он явно рад, что покупка пришлась по душе. Картина насыщена яркими красками — малиновым, зелёным, синим, бордовым.

Голубой домик (1920)

Голубой домик (1920)

Это идиллическая картина того, как должна выглядеть русская семья. Это жизнь, которая подразделяется на определённые периоды: счастливого детства, беззаботного юношества, романтичной молодости, мудрой зрелости, уважаемой старости, увядания и завершения земной жизни. Дом утопает в зелени и солнечном свете. Голубой цвет — символ мира и счастья.

Купчиха с покупками (1920)

Картины Кустодиева с описанием : Купчиха с покупками (1920)

Яркое полотно изображает момент из жизни купчихи. Дородная купчиха гордо возвращается домой после плодотворной прогулки. Она довольна, как и большинство современных женщин, после похода по магазинам. За ней поспевает её помощник. В его руках корзина с покупками. Чего там только нет! И рыба, и зелень, и сахарная головка, и разные деликатесы. В руке пакет, из которого виднеется винная бутылка. Очевидно, купчиха ждёт к ужину гостей.

Богатство и положение купчихи подчёркивается всем её внешним видом: статью, осанкой, одеждой и, конечно, наличием слуги. Кружевная накидка выгодно оттеняет розовое парчовое платье, тюрбан в цвет платья из дорогого платка и маленький элегантный зонтик дополняют образ купчихи.

После грозы (1921)

После грозы (1921)

Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.

Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.

Читайте также: