На какую должность был приглашен чайковский для работы в консерватории

Опубликовано: 15.05.2024

П. И. Чайковский, вобрав в себя лучшие достижения европейской и русской музыкальной культуры. Произведения композитора по праву считаются гордостью русской культуры. Как и все деятели искусств 19 века, Чайковский воспевал силу человека, его способностью бороться за счастье и справедливость.

1. Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск Удмуртия) в семье горного инженера. В пять лет композитор уже овладел навыками игры на фортепиано. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения.

2. Он получил чин титулярного (статский классный чин в Российской империи) советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее.

3. В 1862 г. Чайковский сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В консерватории учится под руководством А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Занятия у этих преподавателей оказали большое влияние на формирование музыкальной личности Чайковского. Вскоре композитор оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории был приглашён занять должность профессора (пригласил его Антон Рубинштейн) в Московской консерватории.

4. После окончания консерватории Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), вслед за ней появились новые известные на сегодняшний день произведения, такие как «Ромео и Джульетта» (увертюра), Первый фортепианный концерт, балет «Лебединое озеро».

5. С этого времени жизнь Чайковского связана с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими литераторами, музыкантами и артистами: драматургом Островским, музыкальным писателем Одоевским, поэтом Плещеевым, критиками Кашкиным, Г. Ларошем. Наиболее сильное впечатление на композитора произвели оперы Моцарта и Глинки.

6. В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой и вскоре оставил преподавание в консерватории. Тем не менее, уехав в Италию и Швейцарию на пару лет, было создано одно из лучших его произведений — опера «Евгений Онегин» на сюжет А. С. Пушкина (и Четвертая симфония).

7. Обращается к детской музыкальной литературе – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

8. Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижёр. Знакомится с Брамсом, Григом, Массне, Сен-Сансом.

9. Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» , также на сюжет Пушкина.

10. Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица»; «Щелкунчик», 1892 г.

11. Наивысшей точкой позднего творчества стала его Шестая симфония «Патетическая». Название предложил его брат – Модест. «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти.

12. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора). Скончался 6 ноября 1893 г. в Петербурге.

Интересные факты жизни композитора

ü В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано.

ü В 1875 году Московская дирекция императорских театров попросила Чайковского написать музыку к балету «Лебединое озеро». Композитор согласился. Позже он признался, что заставило его приступить к столь сложной работе. Во-первых, денежный вопрос, который всегда волновал музыканта. А во-вторых, он никогда до этого не сочинял музыку для балета.

ü Что вдохновляло композитора на сочинение музыки для известного балета «Лебединое озеро»? Существует две версии. По одной – заводской пруд в родном городе композитора – Воткинске. По другой – озеро в Альпах, которое он посещал во время написания балета. В пользу второго говорит и сюжет гениального музыкального произведения, в основе которого древняя немецкая легенда.

Годы жизни Петра Ильича Чайковского?

Кем был отец Петра Ильича Чайковского?

Где служил Пётр Чайковский после окончания училища в 1859 году?

o В министерстве внутренних дел

o Швейцаром в ресторации

o В Министерстве юстиции

o В германском посольстве

Оперы, каких композиторов произвели на Чайковского наиболее сильное впечатление?

o Глюка и Вагнера

o Глинки и Моцарта

o Сальери и Римского-Корсакова

o Бородина и Мусоргского

Что помогло формированию музыкальной личности Чайковского после того, как он стал студентом консерватории Петербурга?

o Посещение оперных спектаклей

o Ежедневное сочинение новой музыки

o Обучение игре на скрипке

o Занятия у А. Рубинштейна и Н. Зарембы

На какую должность в Московскую консерваторию Пётр Ильич был приглашён Николаем Рубинштейном?

Биография Чайковский

Русский пианист и композитор эпохи романтизма. Один из ведущих представителей отечественного музыкального направления.

Происхождение, детство

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске в семье инженера Ильи Петровича и француженки Александры Андреевны. У него было три брата и две сестры. В детстве он написал свои первые сочинения и сначала брал уроки игры на фортепиано у гувернантки. Однако он не мог рассчитывать на согласие родителей относительно музыкальной карьеры, так как ожидалось, что он приобретет более практическую профессию. Когда ему было 10 лет, он с семьей переехал в Санкт-Петербург.

Образование

Чайковский получил типичное для того времени образование - его отправили в интернат, а потом, уже в Петербурге, на юридический факультет. После окончания института стал титулярным советником и работал в Министерстве юстиции.

Однако полностью отказаться от мечты о музыке он не стал - во время учебы в области права он учился индивидуально и пробовал свои силы в сочинении произведений. А когда в 1861 году в Петербурге открылись сначала музыкальные классы, а затем консерватория, Петр стал участвовать в классах под руководством А. Рубинштейна и Н. Зарембы. В 1865 году он окончил консерваторию, в результате чего оставил должность юриста в министерстве.



Работа в консерватории

Через год Чайковский был назначен профессором Московской консерватории. Затем он проработал там 11 лет. Это было также время, когда он интенсивно писал новые песни и постепенно набирал популярность. Были созданы, среди прочего симфонические стихи, балет «Лебединое озеро», Концерт для фортепиано № 1 си-бемоль минор, четыре симфонии или первые оперы (в том числе «Евгений Онегин»). Последние изначально не были сильной стороной композитора, так как публика не слишком восторженно приняла их. Однако постепенно он стал все более признанным композитором (в основном из-за хорошо принятого фортепианного концерта).

Частная жизнь

Петр Ильич Чайковский боролся с депрессией большую часть своей жизни. Несмотря на свою гомосексуальную ориентацию, он пытался установить традиционные отношения с женщиной, но это вызвало еще большие психологические проблемы.

В 1877 году, когда ему было 37 лет, он получил письмо от своей фанатки-психопата Антонины Ивановны Милуковой. Женщина пригрозила покончить с собой, если композитор не встретится с ней. Отношения Чайковского и Милуковой были непродолжительными и бурными. После непродолжительного знакомства они поженились 6 июля того же года, но расстались в конце сентября, когда Петр вернулся в Москву. Несчастный брак распался и привел его к попытке самоубийства. В конце концов, после четырехлетней разлуки пара развелась в 1881 году.



Еще одна, довольно своеобразная связь Чайковского с Надеждой фон Мекк - вдовой железнодорожного магната. Они переписывались друг с другом 13 лет (1877-1890) и никогда не встречались лично, но отправляли друг другу огромное количество писем, иногда даже по несколько раз в день. Помимо дружбы, Надежда спонсировала работу Петра и ежегодно платила ему 6000 рублей. Эта сумма позволила композитору бросить работу в консерватории и сосредоточиться исключительно на сочинении музыки.

По мнению друзей, Чайковский был человеком недовольства. Временами он был критичен, в основном по отношению к другим композиторам. В то же время он был одним из тех людей, которые упорно и систематически работать для их успеха. Он не жаловался на отсутствие вдохновения, каждый день сочинял и исправлял свои произведения. Он также позаботился о систематическом расписании дня.

Детский альбом Чайковского

Детский альбом Чайковского

Путешествие

После нервного срыва, вызванного неудачным браком, Чайковский уехал из России. С тех пор он много путешествовал как по России, так и по Европе. В 1891 году он также добрался до Нью-Йорка.

Во время своего пребывания в Швейцарии он написал Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и Симфонию № 4 фа минор, которые принесли ему огромную известность. Во время своих европейских путешествий он дирижировал своими произведениями, участвовал в музыкальных мероприятиях (включая фестиваль Вагнера в Байеруте) и встречался с другими композиторами.

Более важные композиции

Чайковский писал в основном оркестровую музыку - симфонические стихи, концерты, симфонии, оперы и балеты. Самыми известными, помимо упомянутых, являются «Спящая красавица», «Щелкунчик», выставленные незадолго до смерти композитора. Оперы включают Мазепа, «Пиковая дама», «Орлеанская дева», симфонии: 5-я ми минор (признанная публикой шедевром в своей области) и 6-я си-минор «Патетическая». Это было последнее завершенное произведение композитора, которое многие считают кратким изложением всего его творчества.

Концерты, написанные Чайковским, по-прежнему остаются одними из лучших в мире по популярности. Это особенно Концерт для скрипки с оркестром ре мажор и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор. Еще одно интересное произведение - увертюра 1812 года, написанная в честь победы русской армии над Наполеоном. Оценка работы включает, среди прочего, звук выстрела.

Музыка Петра Чайковского отличается мелодичностью и содержит ряд народных элементов, взятых из русского фольклора. Несмотря на свое «мировое» присутствие и много лет, проведенных за границей, он самый узнаваемый художник из этой страны. Он также оказал огромное влияние на потомство и дальнейшее развитие русской национальной музыки. В знак признания его работы в июне 1893 года он был удостоен звания почетного доктора Кембриджского университета.

Смерть

Петр Ильич Чайковский неожиданно скончался 6 ноября 1893 года в Петербурге. Обстоятельства его смерти неясны, поскольку официальной причиной смерти стала холера. Однако в других источниках говорится, что композитор покончил жизнь самоубийством «насильственно» и вызвано страхом раскрыть свою связь с Александром Владимировичем Стенбок-Фермором - молодым родственником близкого соратника царя России. Чтобы не допустить, чтобы характер отношений доходил до властей и общественности, было самоубийство.

Композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог, музыкально-общественный деятель
Профессор (1866)

Почетный член Московской консерватории (1885)
Почетный доктор Кембриджского университета (1893, Великобритания)

Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884)

Родился 25 апреля 1840 в г. Воткинске.

Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795–1880), начальника Камско-Воткинского завода, позднее управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологического института в Петербурге. В возрасте 5 лет Чайковский начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Р. В. Кюндингера. Занятия музыкой продолжались и в Училище правоведения (музыкальные занятия и пение в хоре были обязательными). В 1859 г. окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в Министерство юстиции, в 1862 г. за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. Музыкой продолжал заниматься, импровизировал, участвовал в домашних концертах. По воспоминаниям современников, бойко играл на фортепиано, обладал приятным голосом, прекрасно танцевал.

В 1861 г. начал заниматься в Музыкальных классах РМО, преобразованных в 1862г. в Петербургскую консерваторию. Учился у А. Г. Рубинштейна (инструментовка), Н. И. Зарембы (теория композиции), прошел также курс органа. В 1865 г. окончил консерваторию с отличием (диплом и серебряную медаль получил в 1870 г.после утверждения этих форм в Уставе консерватории), однако выпускное сочинение Чайковского – ода «К радости» для солистов, хора и оркестра (на сл. Ф. Шиллера, 1865) — было встречено петербургской музыкальной прессой достаточно холодно. Лишь Г. А. Ларош отозвался о ней восторженно, увидев в этом сочинении задатки великой будущности Чайковского.

Обучение в консерватории и твердо осознанное призвание посвятить себя служению музыке коренным образом изменили образ жизни и сам характер Чайковского: из модного в обществе, преуспевающего молодого человека он превратился в творца, целиком поглощенного сочинением музыки. Оставив службу в чине надворного советника, полученном в мае 1866 г. (официально ушел в отставку в 1867 г.), Чайковский сознательно пошел не только на резкое ухудшение своего материального положения, но и на неопределенность его в будущем. Ситуацию во многом спас Н. Г. Рубинштейн, познакомившийся с Чайковским в Петербурге и пригласивший его преподавать в Музыкальные классы РМО в Москве (вместо рекомендованного А. Г. Рубинштейном «более опытного» Г. Г. Кросса).

Педагогическая деятельность

Приехав в Москву, Чайковский поначалу вел классы элементарной теории музыки («класс элементарный») и гармонии, в которых обучалось 24 ученицы (Отчет РМО в Москве за 1865/66. М., 1866. С. 36). Пробная лекция состоялась 13 января. Преподаватель, по собственному признанию, «конфузился ужасно», но лекция прошла благополучно (из письма Чайковского брату Анатолию Ильичу от 14 янв. 1866, см. в кн.: Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х тт. Т. 1. М. – Лейпциг. C. 227, 228). На открытии Московской консерватории 1 сентября 1866 г.исполнил на фортепиано увертюру к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Тогда же приступил к работе в консерватории в качестве профессора: «Мы живо помним, как он появился, молодой, красивый, изящный, несмотря на свой более нежели скромный костюм, – изящество было присуще его натуре» (Кашкин Н. Д. Петр Ильич Чайковский // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 420). Преподавал в консерватории до 1878 г. в классах специальной теории, обязательной (элементарной) теории музыки и гармонии (в иные годы количество учеников достигало 90 человек). Вскоре был включен в Совет профессоров. В 1870/71 учебном году начал вести второй курс гармонии и курс инструментовки, сочетавшийся с курсом свободного сочинения. В 1869 г. готовил также лекции для курса форм, но не вел его. К концу работы в консерватории годовое жалованье Чайковского выросло с 1200 руб. до 2700 руб. серебром.

Поначалу Москва несколько разочаровала Чайковского: «. Вообще состав [преподавателей. – Н.М.] здешней консерватории будет стоять гораздо ниже петербургского», — писал он братьям Анатолию и Модесту 23 января 1866 г. (Чайковский П. И. ЛПСС. Т. V. С. 96, 97). Нередко испытывал досаду от невежества и непонятливости большинства учениц, их тупого, поверхностного отношения к сущности искусства (Геника Р. В. Воспоминания о П. И. Чайковском // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1962. С. 149, 150; см. также письмо Чайковского к Н. Ф. фон Мекк от 14 марта 1878 г. в кн.: Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. В 3-х тт. Т. 1. М.–Л., 1934–1936. С. 259, 260). Соответствующие отношения с учениками складывались непросто: «Чайковский не только несправедлив, он ужасный “придира”… Видишь ли, я отдельным восьмушкам не с той стороны хвостики приписала. Он рассердился, перечеркнул сверху донизу целую страницу красным карандашом; возвращая мне тетрадь, сказал с раздражением: “Вам, – говорит, — раньше надо пройти науку о хвостах, а потом уже по гармонии решать задачи!”» (Амфитеатрова-Левицкая А. Н. Чайковский — учитель // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 78).

Сам Чайковский не считал себя хорошим педагогом. Однако имеются свидетельства, опровергающие это мнение: «Чайковский расхаживал по классу, медленно и очень внятно диктовал нам, а мы записывали. Все первое полугодие он знакомил нас с построением и связью различных гармоний, объяснял задержания и предъемы, заставлял разрешать задачи на цифрованный бас; к гармонизации мелодии он переходил только во втором полугодии. Изложение Чайковского, его замечания, объяснения и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны. Позже я проходил в его классе инструментовку и теорию так называемой свободной композиции, перекладывал для оркестра различные фортепьянные пьесы, писал под его руководством струнный квартет и, для окончательного экзамена, — оркестровую увертюру. Простота, ясность изложения, пластичность формы, прозрачность, мягкость инструментовки были идеалами, к которым Чайковский заставлял стремиться своих учеников; различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив… Невольные, иной раз саркастические и вполне заслуженные замечания никогда не выражались им в сколько-нибудь грубой или обидной форме» (Геника Р. В. Из консерваторских воспоминаний 1871–1879 годов // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 74, 75; см. также: Цуккерман В. А. Об одном педагогическом опыте // Советская музыка. 1959. № 12).

Из содержания лекций по элементарной теории музыки и гармонии, записанных, в частности, С. И. Танеевым, а также его ученических работ по инструментовке, учебных программ и пособий самого Чайковского, очевидно, что кроме непосредственного предмета изучения, значительное внимание уделялось контрапункту, форме, истории музыкальных жанров и форм (Корабельникова Л. С. И. Танеев в Московской консерватории. М., 1974. С. 20–35, 41–44).

Ученики

Среди лучших учеников — Танеев, Н. С. Кленовский, по общим курсам — представители практически всех исполнительских специальностей — А. Аврамова, Амфитеатрова-Левицкая, Г. Арендс, С. Барцевич, А. Баталина (Губерт), А. Брандуков, В. Вильборг, Е. Вонсовская, Геника, С. Гилев, А. Зилоти, Е. Кадмина, И. Котек, А. Литвинов (личный стипендиат Чайковского), Н. Муромцева, М. Унтилова, А. Химиченко. Курс свободного сочинения у Чайковского прошли пианист А. Галли, скрипачи Котек, М. Давыдов, виолончелист А. Брандуков. Практически не давал частных уроков. Одно из исключений — Н. Зверев.

Отношение Чайковского к педагогической деятельности и к самой Московской консерватории было неравнозначным. Преподавательская работа раздражала рутинностью и перегруженностью. Сама же консерватория была дорога Чайковскому как оплот профессионализма в музыке, как среда необходимого ему творческого общения. Он знал практически всех преподавателей-пианистов, струнников и вокалистов Московской консерватории, многим из педагогов и учеников посвятил свои сочинения, о многих писал в «Музыкально-критических статьях» (М., 1953), дневниках, письмах и других материалах. Еще современники понимали, что «консерватория стала для композитора домом, а друзья и коллеги [Кашкин, Ларош, Н. А. Губерт, А. И. Губерт, Э. Л. Лангер, К. К. Альбрехт и прежде всего, Н. Г. Рубинштейн. — Н. М.] той артистической семьей, в среде которой рос и развивался его талант» (Кашкин Н. Д. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском. М., 1954. С. 29). Чайковский осознавал, что на всю жизнь связан с консерваторией (письмо Рубинштейну от 14 января 1878 г., см.: Яковлев В. П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн // История русской музыки в исследованиях и материалах. М., 1924. С. 175– 177). Известно, что Рубинштейн — художественный руководитель РМО в Москве — в значительной степени способствовал успешному развитию композиторской карьеры Чайковского, был первым исполнителем (как пианист или дирижер) многих его сочинений. Сам Чайковский считал его лучшим интерпретатором своей музыки.

Однако и Московская консерватория обрела в лице Чайковского выдающегося педагога, автора 2-х учебников, различных программ обучения; он также перевел на русский язык ряд трудов европейских музыкальных теоретиков (И. Лобе, Геварта). Само имя Чайковского «придавало учреждению блеск и служило ему украшением», а общение с его музыкой, с его гением воодушевляло преподавателей и учеников (Ларош Г. А. Воспоминания о П. И. Чайковском // Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2. Л., 1975. С. 169). Чайковский внес существенный вклад в постановку музыкально-теоретического образования в Московской консерватории. Написанное им «Руководство к практическому изучению гармонии» (1869–1871, изд. в 1872 г., неоднократно переиздавалось) было первой учебно-методической работой русского композитора, обобщившей его индивидуальный творческий и педагогический опыт. Этот учебник, «весьма понравившийся ученикам ясностью изложения и прекрасно написанными примерами» (там же), положил начало традиции, продолженной Н. А. Римским-Корсаковым, Танеевым, А. С. Аренским и др. По решению Совета профессоров Чайковский был включен в комиссию для подготовки программ по музыкально-теоретическим дисциплинам (с Ларошем, Кашкиным, Лангером), участвовал в разработке экзаменационных требований по обязательным и специальным музыкально-теоретическим предметам для оканчивающих консерваторию (протоколы заседаний Совета профессоров от 9 января 1869 и 13 января 1872 г.. РГАЛИ. Ф. 661. Оп. 1. Ед. хр. 8, 9). Создал ряд программ по курсу гармонии: «Курс гармонии» (полный курс для учащихся инструменталистов 1-го года обучения), «Гармония» (курс 1-й) для спец. классов (ок. 1869), «Программа курса гармонии, пройденного в учебном 1869/70 году», «Курс гармонии» (1871/72) (см.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. III-А. С. 221–225). Составлял также учебно-инструктивные документы, в частности инструкцию об экзаменах (приложение к протоколу заседания Совета профессоров от 2 ноября 1866 г.; см.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. III-А. С. ХХ). Перевел на русский язык несколько «полезных для учащихся» сочинений: «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» Р. Шумана (1869), «Примечания Шумана к переложениям «Каприсов» Н. Паганини, изданных в редакции Рубинштейна» (1869), «Музыкальный катехизис» И. Лобе (1870; все — с немецкого языка).

Особое значение для развития Московской консерватории имела постепенная переориентация учебного репертуара, в котором к 1890-м гг. доминирующую роль стали играть сочинения Чайковского для фортепиано (концерты, Большая соната), для скрипки (Концерт), для голоса. Многие ученики еще при жизни композитора стали исполнителями его сочинений, а некоторые (Аврамова, Баталина-Губерт, Галли) оказались позднее коллегами по педагогической работе. Танеев был первым исполнителем в Москве Первого концерта для фортепиано с оркестром (1875). Кадмина прославилась исполнением партии Леля в премьере пьесы А. Н. Островского с музыкой Чайковского «Снегурочка» (1873). В 1879 г. ученикам Московской консерватории композитор поручил премьеру оперы «Евгений Онегин». Чаще всего в своей педагогической работе к творчеству Чайковского обращались П. А. Пабст, И. В. Гржимали, А. Э. фон Глен, К. А. Кипп, позднее — А. Н. Скрябин, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, из вокалистов — А. Д. Александрова-Кочетова, Е. А. Лавровская, В. М. Зарудная-Иванова, Э. О. Тальябуэ и др. Однако осваивать произведения Чайковского ученикам Московской консерватории поначалу было сложно: «При таком исключительно итальянском музыкальном воспитании музыка «Евгения Онегина» показалась нам совершенно новой, очень трудной и по своим новшествам малопонятной» (из воспоминаний Амфитеатровой-Левицкой, исполнявшей партию Ольги, цит. по: Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 1. М., 1964. С. 183, 184).

7 октября 1878 г. Чайковский «вследствие расстроенного здоровья … оставил свои занятия при Консерватории». На его место были приглашены Танеев и Л. К. Альбрехт. Класс композиции передали Губерту (Отчет МО ИРМО за 1878/79 уч. г. М., 1880. С. 62). Чайковский посвятил себя исключительно творческой работе (с декабря 1887 г. получал ежегодную пенсию от Государя в 3000 руб.). Однако глубоко потрясшая его смерть Рубинштейна (1881) показала, насколько дороги ему «дело Консерватории», «дело Рубинштейна». В 1885 г. композитор принял приглашение стать одним из директоров МО ИРМО: «Если мое директорство в Музыкальном обществе может быть чем-нибудь полезным, то именно подобным высшим надзором за ходом консерваторского учения» (письмо Н. Ф. фон Мекк от 9 мая 1885, см.: Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 3. С. 358). Кризисные явления в управлении Московской консерваторией (директорство Губерта, К. К. Альбрехта) заставили Чайковского вмешаться в ход событий и разрешить затянувшийся конфликт: «Уезжаю [из Москвы. — Н. М.] с приятным сознанием исполненного долга и уверенный, что принес Консерватории пользу… Убедившись в совершенной неспособности Альбрехта стоять во главе учреждения, я решился во что бы то ни стало добиться назначения нового, настоящего директора… Я принял меры, чтобы Танеев был избран [точнее, назначен. — Н. М.]. Сначала пришлось очень долго уговаривать его принять на себя должность директора; потом … нужно было поочередно всех директоров Русского музыкального общества настроить в пользу Танеева; затем я счел своей обязанностью приготовить Альбрехта к предстоящей перемене… Вчера Танеев избран дирекцией Русского музыкального общества в директоры Консерватории…» (из письма Н. Ф. фон Мекк от 31 мая 1885 г.. Там же. С. 362, 363). В дальнейшем Чайковский привлек к преподаванию в консерватории В. И. Сафонова, О. Нейтцеля, М. Эрдмансдёрфера и др. Он первым открыл талант С. В. Рахманинова, поставив ему на экзамене пятерку с тремя плюсами (1889).

О привязанности к Московской консерватории говорит тот факт, что в 1885 г. Чайковский отказался от должности профессора Петербургской консерватории при жалованье 5000 руб. в год и выразил желание вести класс свободного сочинения в Московской консерватории безвозмездно (намерение это не осуществилось, т. к. по существовавшему положению директор МО ИРМО не имел права преподавать в Московской консерватории). В мае того же года обратился с открытым письмом в редакцию газеты «Русские ведомости» с целью защитить профессиональную честь Московской консерватории и ее учеников (Чайковский П. И. ЛПСС. Т. ХVII. С. 265–267). Письмо имело знаменательную подпись – «Сторонник Московской консерватории». Весной 1893 г. в Харькове на одном обеде настолько увлекся, говоря о превосходстве Московской консерватории над Петербургской, что забыл о присутствии на нем гостей из Петербурга (Геника Р. В. Из моих консерваторских воспоминаний 1871–1879 годов. С. 73).

Такой же привязанностью отвечала Чайковскому и Московская консерватория. Ряд концертов с исполнением его произведений силами преподавателей и учеников консерватории вошли в историю: премьера трио «Памяти великого артиста» 11 марта 1882 г. (годовщина смерти Рубинштейна) с участием Танеева, Гржимали, В. Ф. Фитценхагена; концерты на Художественно-промышленной выставке в Москве в том же году. Глубоко личное значение имело для композитора исполнение его вокального квартета «Ночь» на темы фортепиано фантазии Моцарта c-moll и собственные стихи учениками класса Лавровской во время посещения консерватории незадолго до смерти. «Петр Ильич сидел в зале возле меня, — вспоминал Кашкин, — и восторгался так, что готов был, по его словам, заплакать» (Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. С. 426). Столь же сильное впечатление на автора произвело первое в истории оркестра проигрывание Шестой симфонии учениками консерватории под управлением Сафонова (Сараджев К. С. О первом оркестровом звучании Шестой симфонии // Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979. С. 372, 373).

Смерть Чайковского была расценена в Московской консерватории как огромная утрата. На похороны композитора от Московской консерватории в Петербург направили депутацию. Организовали мемориальные вечера и концерты. Аренский посвятил памяти Чайковского Струнный квартет. В дальнейшем концерты и вечера, приуроченные к годовщине смерти композитора, стали в Московской консерватории традицией. Широко отмечались также 100-летие, 120-летие и 125-летие со дня рождения Чайковского.

Творчество Чайковского вошло в число приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности Московской консерватории. С. С. Богатырев проделал уникальную работу по восстановлению незавершенной Симфонии Es-dur. В. В. Протопопов участвовал в подготовке комментированного академического издания ПСС Чайковского (Т. III-А, III-Б. М., 1957–1961), им же подготовлено новое издание Дневников Чайковского. Большой вклад в исследование творчества композитора внесли работы Б. В. Асафьева, Н. В. Туманиной, Н. С. Николаевой, А. А. Николаева, Ю. А. Розановой, Б. И. Рабиновича, П. Е. Вайдман и мн. др.

Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории (решение худ. совета от 29 октября 1885 г.), почетного доктора Кембриджского университета (1893, Великобритания). Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884). В 1917 г. имя Чайковского было дано Оперно-вокальной студии, организованной М. М. Ипполитовым-Ивановым и Зарудной-Ивановой. 7 мая 1940 г.Московская консерватория официально получила имя Чайковского (Указ Президиума ВС СССР). Одновременно были учреждены стипендии им. П. И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.

Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. Созданы Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, Дом-музей Чайковского в Воткинске, Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке (ныне Черкасская обл., Украина). В 1958 г. учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Чайковского (проводится в Москве каждые 4 года).

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 году в поселке Воткинск Вятской губернии (сейчас город Воткинск, Удмуртия республика, РФ). Отец – Илья Петрович (1795-1863) был горным инженером и дослужился до звания генерал-майора. Вторая жена Ильи Петровича и мать будущего композитора — Александра Андреевна Ассиер (1813-1854), дочь таможенного чиновника.

Родители еще в раннем детстве привили любовь к музыке Петру Ильичу. Они увлекались музыкой, отец играл на флейте, а мать на фортепиано и арфе, но в семье никто не занимался музыкой профессионально и в пятилетнем возрасте крепостная Марья Марковна Пальчикова начинает заниматься с ним музыкой и учит игре на рояле. К восьмилетнему возрасту Петр Ильич уже умел читать ноты. В 1848 году, после ухода со службы Ильи Петровича, семья переезжает в Москву, а затем в Алапаевск. А в 1850 году родители отдают Петра Ильича учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. А к 1852 году и вся семья перебирается в Петербург. Через два года в 1854 году умирает от холеры мать. Благополучно окончив училище в 1859 году Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции. Илья Петрович решил, что сын может совмещать государственную службу и обучение музыки, и, вопреки советам Кюндингера, предлагает сыну продолжить музыкальное образование. В 1861 году Чайковский поступает в Музыкальные классы Русского музыкально общества, которые в 1862 преобразуются в Санкт-Петербургскую консерваторию. По совету Антона Рубинштейна в 1863 году бросает государственную службу, чем огорчает своего отца. В 1865 году впервые публично написанные им «Характерные танца» в концертном зале Павловска под управлением Иоганна Штрауса. В том же году оканчивает с отличием консерваторию и получает приглашение от Николая Рубинштейна на работу в консерватории, которое принимает.

С 1868 часто в печати выступает музыкальным критиком. А с 1872 года начинает работать в «Русских ведомостях». В 1878 году покидает консерваторию, чтобы полностью сосредоточиться на творчестве. Во время работы в консерватории Чайковским была большая часть его произведений.

С 1879 года много путешествует и посещает многие страны Европы. Вместе с этим растет его международная известность. К концу восьмидесятых часто выступает как дирижер при исполнении своих произведений. А в начале девяностых получает много приглашений из разных городов Европы. Последние годы своей жизни жил в окрестностях Клина. В одном из домов, который снимал Чайковский в 1897 году был организован музей, действующий и сейчас.

В 1893 году во время посещения Санкт-Петербурга заболел холерой и не смог победить болезнь. Умер Петр Ильич Чайковский 25 октября 1893 года в Санкт-Петербурге в квартире своего брата. Похоронен 28 октября в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Детство Чайковского

Чувствительность натуры Петра Ильича проявилась в раннем детстве. Француженка гувернантка Фанни Дюрбах, которую он обожал, сразу заметила в 7-летнем мальчике нежную душу, тягу ко всему прекрасному. Она приоткрыла ему мир искусства, рассказывала о жизни композиторов.

В родительском доме в Воткинске был механический орган. В него вставлялись валики с крючочками, заводилась пружина, и в комнате звучали отрывки из популярных опер Россини, Беллини, Моцарта.

Маленький Петя слушал оркестрино часами. Фанни не раз заставала мальчика в слезах. Втайне от взрослых он садился за фортепиано и повторял услышанное по памяти.

Учеба

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Там родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.

Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

ОЧЕНЬ КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО СРОЧНО МНОГО БАЛЛОВ!

Биография ЧайковскогоПетр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.Ранние годы Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. После окончания училища в 1859 году Петр стал служить в Департаменте юстиции.

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Музыкальная деятельность Петра Ильича

В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он окончил с золотой медалью и вскоре переехал в Москву, став профессором вновь открытой консерватории.

После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию «Зимние грезы».

В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс для фортепиано, сделал предложение. Но брак не состоялся по разным причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в расстроенных чувствах.

Музыкальные произведения

От мук неразделенной любви композитора спасло написание музыки. Он создал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», за ней последовали симфоническая фантазия «Буря» по Шекспиру, «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте.

В 1875 году Петр Ильич Чайковский начал работать над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась через 2 года в Большом театре с большим успехом. Он продолжал творить в мире сказки, причудливых фантазий, написал новые балеты — «Спящая красавица», «Щелкунчик».

70-е годы XIX века в творчестве Чайковского ― период творческих исканий. Его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка».

Популярные темы сообщений

  • Медведь
    Самый большой и известный хищник русского леса Бурый медведь. Его часто упоминают в сказаниях и мифах. В основном он главный герой русских сказок.
  • Диффузия
    Диффузия – это взаимное протекание частиц одного вещества в другое. Рассеивание запаха в воздухе трактуется тем, что молекулы ударяются с молекулами газов, которые входят в совокупность воздуха. Также, молекулы эфира меняют свое
  • Город Кемерово
    Кемерово – город, который расположен на юго-западе Сибири и является столицей Кузбасса. Кемерово получил статус города в 1918 г. путём объединения с. Щеглово и д. Кемерово. В 2021 г. численность населения города составила 558 тысяч человек.

Личная жизнь

Творчество Чайковского сопровождал успех, чего нельзя было сказать о его личной жизни. Он совершил безрассудный поступок и женился на девушке, совершенно чуждой ему по духу, далекой от его музыки. Он и сам не знал, зачем это сделал. Начались новые переживания. Спасаясь от жены, он уехал за границу, потом ушел из консерватории. Он искал путь к самому себе. И не находил.

В 1876 году у Чайковского началась переписка с еще одной странной женщиной — богатой меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, матерью 18 детей, старше его на 10 лет. Она поощряла творчество композитора, материально поддерживала, но они ни разу не встретились, хотя оба жили в Москве.

Музыкальная деятельность

С 1860 по 1865 обучался в консерватории, которую закончил с серебряной медалью (наивысшая награда тех времен). Позже уезжает в Москву, где ему предлагают место педагога по музыке. Пробыв в Москве 10 лет, он собирает вещи и перебирается за границу. Композитор очень тесно общается с Надеждой фон Мекк – его фанаткой, которая к тому же и очень богата.

За время путешествий он напишет много произведений. В основном, вальсы, увертюры, сюиты. Самые знаменитые постановки мы знаем и по сей день.

Последние годы жизни

До конца жизни Петр Ильич Чайковский сочинял оперы, симфонии, разъезжал по другим странам с концертами. Его музыка звучала во всем цивилизованном мире. В последние месяцы жизни он создал 6-ю «Патетическую симфонию». Она оказалась его завещанием.

Умер Петр Ильич 6 ноября 1893 года в возрасте 53-х лет от холеры. Все расходы на погребение великого композитора на себя взял сам император – Александр III. Петр Ильич Чайковский был похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Петр родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отец - инженер Илья Петрович Чайковский. Матерью будущего знаменитого композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам. Вообще в доме Чайковского часто звучала музыка - его родители увлекались игрой на фортепиано, органе. Да и сам Петр Ильич уже в возрасте пяти лет умел играть на фортепиано, а еще через три года превосходно играл по нотам. С детства молодому дарованию прививалась культура и умение впитывать знания - его младшие годы проходили в большом доме с прислугой, под гарнизоном из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности - Петр Ильич интересовался их манерами, их поведением и их пристрастиями. Но больше всего его интересовала музыка. Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. В доме Чайковских даже стоял оркестрион (механический орган) и рояль - юный музыкант брал уроки игры на этих инструментах у крепостной Марьи Пальчиковой, которая недурно владела музыкальной грамотой. Стоит отметить, что еще одним увлечением юного Чайковского была поэзия. Но в поместье Петр пробыл лишь до 9 лет - в 1849 году его многочисленная семья переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Однако, родители не считали музыку серьезной профессией - они мечтали, чтобы он стал юристом, поэтому Чайковскому пришлось получить юридическое образование. Молодой Петр Ильич поступил в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки. Музыка не отпускала композитора.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости» .

Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.

В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.

В 1868 году молодой, но уже уверенный в себе композитор впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

Читайте также: