На кого возлагается установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки

Опубликовано: 02.10.2024

Минобрнауки России определило Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

Минобрнауки России определило Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059 “Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки”

Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ВПО

Ссылка на файл с документом на портале www.fgosvo.ru:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059 “Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки”

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г . № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г . № 466

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки. Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2013 г .

формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г . № 1059)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования - магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования - специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее - области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры - «0». Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 - перечень профессий среднего профессионального образования;

02 - перечень специальностей среднего профессионального образования;

03 - перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

04 - перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 - перечень специальностей высшего образования - специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

6) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

7) в перечне специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

8) в перечне специальностей высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

Утвержден Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

Речь идет о 13 перечнях. В частности, это перечни профессий и специальностей среднего профобразования, направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры, специальностей специалитета, ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России и утверждаются его приказами.

Изменения в перечни вносятся после принятия Министерством решения об утверждении соответствующего федерального образовательного госстандарта профессионального образования.

Профессии, специальности и направления, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.

Группы распределяются по 9 областям образования: математические и естественные науки; иженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура; оборона и безопасность государства. военные науки.

Каждой группе присваивается 6-значный код: первые 2 цифры - порядковый номер группы, 4 последующие - "0". Каждые 2 цифры отделяются точкой.

Области код не присваивается.

Коды групп едины для всех перечней независимо от того, в какую область входит группа. В перечнях могут содержаться не все области и группы.

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования - магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования - специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г. N 1363 пункт 1 дополнен подпунктом 14

14) перечня специальностей среднего профессионального образования, применяемого при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее - области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры - "0". Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г. N 1363 в пункт 11 внесены изменения

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 - перечень профессий среднего профессионального образования;

02 - перечень специальностей среднего профессионального образования; перечень специальностей среднего профессионального образования, применяемый при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

03 - перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

04 - перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 - перечень специальностей высшего образования - специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

6) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

7) в перечне специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

8) в перечне специальностей высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 12 сентября 2013 г. N 1059

ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЕЙ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования - магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования - специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

14) перечня специальностей среднего профессионального образования, применяемого при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее - области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры - "0". Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 - перечень профессий среднего профессионального образования;

02 - перечень специальностей среднего профессионального образования; перечень специальностей среднего профессионального образования, применяемый при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

03 - перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

04 - перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 - перечень специальностей высшего образования - специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

6) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

7) в перечне специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

8) в перечне специальностей высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

Судебная практика и законодательство — Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1059 (ред. от 18.12.2013) Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 1363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401), и на основании протокола заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 27 февраля 2017 г. N 35, а также в связи с допущенной технической ошибкой приказываю:

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 1363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401), и на основании протокола заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 30 ноября 2016 г. N 33, а также в связи с допущенной технической ошибкой приказываю:

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 1363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401), и на основании протоколов заседаний Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 29 марта 2016 г. N 31 и от 4 августа 2016 г. N 32 приказываю:

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 1363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401), и на основании протоколов заседаний Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 20 июля 2015 г. N 28 и от 16 октября 2015 г. N 29 приказываю:

В целях реализации пункта 7 плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2077-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6124; 2015, N 32, ст. 4791), в соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2013 г., регистрационный N 30088), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 1363 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31401), и на основании протокола заседания Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от 20 июля 2015 г. N 28 приказываю:

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.

Министр Д. Ливанов

Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки

1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования следующих перечней профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни):

1) перечня профессий среднего профессионального образования;

2) перечня специальностей среднего профессионального образования;

3) перечня направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

4) перечня направлений подготовки высшего образования - магистратуры;

5) перечня специальностей высшего образования - специалитета;

6) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;

7) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;

8) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

9) перечня специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки;

10) перечня направлений подготовки высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

11) перечня специальностей высшего образования, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

12) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

13) перечня направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемого при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

2. Перечни формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства, в том числе для обеспечения его обороны и безопасности, в соответствии с динамикой развития образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с учетом международных тенденций развития и утверждаются приказами Минобрнауки России.

3. Внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России решения об утверждении соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования.

4. Профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы).

5. Укрупненные группы распределяются по областям образования (далее - области образования), имеющим следующие наименования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии и технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Искусство и культура;

Оборона и безопасность государства. Военные науки.

6. Код области образования не присваивается.

7. Каждой укрупненной группе присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, четыре последующие цифры - "0". Каждые две цифры отделяются точкой.

8. Коды укрупненных групп являются едиными для всех перечней независимо от того, в какую область образования входит укрупненная группа. В перечнях могут содержаться не все области образования и укрупненные группы.

9. По каждой укрупненной группе в перечнях указываются:

код укрупненной группы;

наименование укрупненной группы.

10. Каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу, в перечне присваивается шестизначный код, который включает в себя: первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы, вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в соответствии с порядковыми номерами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки. Каждые две цифры отделяются точкой.

11. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки имеют следующие порядковые номера:

01 - перечень профессий среднего профессионального образования;

02 - перечень специальностей среднего профессионального образования;

03 - перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата;

04 - перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры; перечень направлений подготовки высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

05 - перечень специальностей высшего образования - специалитета; перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

06 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

07 - перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемый при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения;

08 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;

09 - перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

12. По каждой профессии, специальности или направлению подготовки в перечнях указываются:

1) в перечне профессий среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) квалифицированного рабочего и служащего;

2) в перечне специальностей среднего профессионального образования:

наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена;

3) в перечне направлений подготовки высшего образования:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

наименование квалификации(ий) бакалавра или квалификации магистра;

4) в перечне специальностей высшего образования:

наименование квалификации(ий) специалиста;

5) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

6) в перечне направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре:

код направления подготовки;

наименование направления подготовки;

7) в перечне специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры:

8) в перечне специальностей высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки:

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Согласно пункту 8 Федерального закона № 116-ФЗ, если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов осуществляется работодателем в соответствии с требованиями статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, а также отдельными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Проверка знаний рабочих проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом организации.

Полезная статья по теме от 06.2019:

Вопрос от 16.05.2019:

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ], проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдаётся удостоверение на право самостоятельной работы.

Пунктом 150 «б» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 [новый документ], определено, что эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путём организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должен быть обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены.

На основании изложенного организация, эксплуатирующая ПС, должна самостоятельно определить порядок и сроки хранения протоколов аттестации специалистов и проверки знаний персонала.

Нормативно-правовыми актами в области энергетики не установлены сроки хранения журналов проверки знаний правил и норм в электроустановках.

Вместе с тем в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённым приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, зарегистрированным в Минюсте России 08.09.2010 № 18380, документы об обучении работников технике безопасности и протоколы аттестации по технике безопасности хранятся 5 лет.

Вопрос от 17.01.2019:

Ответ: В соответствии с пунктом 18 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ] (далее - Положение), аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей.

Исходя из норм пункта 20 Положения, в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций.

Согласно пункту 26 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, проверка знаний стропальщиков проводится в комиссии организации, состав комиссии определяется приказом по организации.

Вопрос от 14.12.2017:

Ответ: Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:

Для рабочих, в том числе и операторов котельной, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции, на основании квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, а также с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по технике безопасности рабочие проходят проверку знаний производственных инструкций и не должны проходить обучение по промышленной безопасности.

Вопрос от 20.11.2017:

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже одного раза в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными правовыми актами.

Проверка знаний у рабочих должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев в соответствии с квалификационными требованиями производственных инструкций и/или инструкции по данной профессии.

Вопрос от 08.11.2017:

Ответ: Управление Ростехнадзора сообщает.

Пунктом 3 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года N 37 [новый документ] предусмотрено, что если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Требованиями пункта 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 [новый документ] профессиональное обучение и итоговую аттестацию рабочих с присвоением квалификации должны проводить в образовательных организациях, а также на курсах, специально создаваемых эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.

Вопрос от 03.05.2016:

Ответ: Требования главы II«Профессиональное обучение рабочих основных профессий» [новый документ] исключены приказом Ростехнадзора от 30 июня 2015 года № 251, соответственно Ростехнадзором не установлены требования по профессиональному обучению рабочих.

Лицензионные требования и перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ профессионального обучения: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих установлены постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [новый документ].

Вопрос от 09.12.2015:

Ответ: Специалисты Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора ответили на данные вопросы.

В целях приведения Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 [новый документ], в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» издан приказ Ростехнадзора от 30.06.2015 № 251 «О внесении изменений в Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённое приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37», в том числе касающийся отмены необходимости согласования программ профессионального обучения и присутствия в составе квалификационной комиссии представителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 27.07.2015 (регистрационный № 38208) и вступил в силу 10.08.2015.

На основании изложенного обучение и проверка знаний по рабочим профессиям осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Учебные программы самостоятельно разрабатываются организацией, занимающейся подготовкой, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а также дополняются соответствующими требованиями по мере выхода новых нормативных правовых документов.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Профессиональное обучение рабочих является образовательной деятельностью по основным программам профессионального обучения. Правила осуществления этой деятельности регламентированы Приказом Министерства образования и науки от 18.04.2013 г. № 292, зарегистрированным Минюстом России 15.05.2013 (регистрационный номер 28395) [новый документ], утвердившим «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

В соответствии с требованиями пункта 13 этого Порядка [новый документ] «лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего». Выдача иного документа организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не предусмотрено.

Данное обстоятельство не противоречит требованиям пункта 11 РД 03-20-2007 [новый документ], в соответствии с которыми удостоверение о допуске к самостоятельной работе выдается лицам, успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на опасном производственном объекте. Этот порядок установлен требованиями пункта 26 РД 03-20-2007 [новый документ].

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Таким образом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные программы профессионального обучения (профессиональная подготовка по профессиям рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих), вправе по результатам обучения выдавать только квалификационный документ (свидетельство). Удостоверение о допуске к самостоятельной работе на опасном производственном объекте выдается комиссией эксплуатирующей организации.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Порядок организации обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих эксплуатацию опасного производственного объекта установлен Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) [новый документ].

В соответствии с п. 7 РД 03-20-2007 [новый документ] подготовка рабочих осуществляется по программам профессионального обучения для рабочих основных профессий в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения. Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение. Согласно п. 11 РД 03-20-2007 [новый документ] по окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Обучение рабочих на допуск к обслуживанию оборудования действующим законодательством не предусмотрено.

Допуск рабочих к самостоятельной работе оформляется приказом по организации, в которой работает допускаемый, после проведения проверки знаний производственных инструкций и (или) инструкций для конкретных профессий.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

На правах рекламы:

Наш учебный центр осуществляет обучение рабочих основных профессий практически по всем отраслям ОПО. Обращайтесь


Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

Читайте также: