Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год

Опубликовано: 30.06.2024

Положения статьи 20 настоящего Федерального закона в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с 1 января 2011 г.

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 4 марта 2014 г. N 17283/13 отсутствие у арбитражного управляющего обязанности регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя не исключает его права на получение такого статуса, что позволяет применять упрощенную систему налогообложения, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, и после 01.01.2011 г. при соблюдении ограничений, установленных пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса

Статья 20. Арбитражные управляющие

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ в пункт 1 статьи 20 внесены изменения

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ в пункт 2 статьи 20 внесены изменения

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2-4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 405-ФЗ пункт 11 статьи 20 изложен в новой редакции

11. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ пункт 12 статьи 20 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2015 г.

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 405-ФЗ статья 20 дополнена пунктом 13

13. В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.


Арбитражный управляющий – это профессиональный участник управленческой деятельности, основной функцией которого является антикризисное управление предприятием под контролем арбитражного суда. В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций, суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

  • Временного управляющего (в процедуре наблюдения);
  • Административного управляющего (в процедуре финансового оздоровления);
  • Внешнего управляющего (в процедуре внешнего управления);
  • Конкурсного управляющего (в процедуре конкурсного производства);
  • Финансового управляющего (в процедурах банкротства гражданина).

Арбитражное управление – профессия относительно новая для современной России, требующая от ее представителей специальных знаний и навыков. Начало формированию этой профессии было положено в 1994 году, в момент зарождения института банкротства коммерческой организации.

Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее – СРО АУ). Арбитражный управляющий вправе заниматься любыми видами трудовой деятельности, если такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей в делах о банкротстве.

При этом СРО АУ устанавливают определенные условия членства для арбитражных управляющих:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Наличие стажа руководящей работы не менее, чем год и прохождение практики в качестве помощника арбитражного управляющего не менее полугода. При отсутствии стажа руководящей работы, достаточно прохождения практики в качестве помощника арбитражного управляющего в течение двух лет.
  3. Сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих.
  4. Отсутствие административного наказания в виде дисквалификации.
  5. Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
  6. Отсутствие в течение трех лет до подачи заявления о вступлении в СРО АУ сведений об исключении арбитражного управляющего из СРО АУ за нарушение законодательства о банкротстве.

Стоит отметить, что законодательством не запрещается саморегулируемым организациям устанавливать для своих членов иные требования к компетентности, добросовестности и независимости. Арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям СРО АУ на протяжении всего срока членства. В случае выявления несоответствия требованиям, арбитражный управляющий подлежит исключению.

Как уже упоминалось, для того чтобы приступить к своей деятельности, кандидату в арбитражные управляющие нужно сдать теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Правила проведения такого экзамена регулируются Правительством Российской Федерации [1] , а организация экзамена – Росреестром и образовательным учреждением.

К сдаче экзамена допускаются кандидаты, прошедшие обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих, которая утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации [2] . Обучение включает в себя обширный курс правовых и экономических дисциплин (в том числе гражданское право, трудовое право, уголовное право, оценочная деятельность, бухгалтерский учет и пр.). Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные. Лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражного управляющего, выдается свидетельство.

Лица, имеющие право голоса на собраниях кредиторов в делах о банкротстве по вопросу определения кандидатуры арбитражного управляющего, вправе предъявлять к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования относительно его квалификации (например, профильное образование или определенный стаж практики арбитражного управления и т. п.).


При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Меры ответственности арбитражных управляющих можно условно разделить на три группы:

1. Отстранение арбитражного управляющего от исполнения им обязанностей в деле о банкротстве.

Основанием для отстранения арбитражного управляющего является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в соответствии с законодательством о банкротстве. Обязательным условием отстранения является доказанность причинения арбитражным управляющим убытков. Однако, в случае, если решение об отстранении принято по совокупности допущенных арбитражным управляющим нарушений большинством голосов на собрании кредиторов, то факт причинения убытков доказывать необязательно.

Например, арбитражный управляющий был отстранен судом по причине того, что его действия (бездействие) были признаны незаконными. Это выразилось в непринятии своевременных мер по проведению инвентаризации имущества должника и его сохранности, в заключении договора аренды на невыгодных для кредиторов условиях, в осуществлении необоснованных расходов на оплату юридических и бухгалтерских услуг и непринятии мер по взысканию арендных платежей [3] .

Кроме этого, арбитражный управляющий подлежит отстранению судом при применении к нему меры административной ответственности в виде дисквалификации либо при выявлении обстоятельств, препятствовавших утверждению лица управляющим, а также, если такие обстоятельства возникли после его утверждения.

2. Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков.

Законом о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда. Заявление о взыскании убытков с арбитражного управляющего подается в рамках дела о банкротстве. В случае если дело о банкротстве завершено, требования могут быть заявлены в общеисковом порядке, в пределах оставшегося срока исковой давности.

Приведем классический пример. Конкурсным управляющим был заключен ряд договоров от имени должника со сторонними организациями на оказание услуг. По результатам оказания услуг конкурсным управляющим перечислены на счета данных организаций довольно крупные суммы. Однако суды пришли к выводу, что договоры были заключены по завышенным ценам на невыгодных для должника условиях, таким образом, кредиторам должника был нанесен имущественный ущерб. В результате, с конкурсного управляющего было взыскано более 23 млн. рублей в качестве компенсации убытков, нанесенных кредиторам [4] .

В 2015 г. Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что само по себе завершение конкурсного производства в отношении должника и вызванное этим исключение несостоятельной организации из ЕГРЮЛ не является безусловным препятствием для последующего рассмотрения судом по существу требования о возмещении арбитражным управляющим убытков, причиненных кредиторам [5] . Таким образом, в случае, если заявление о возмещении убытков подано до завершения конкурсного производства, последующее завершение конкурсного производства не влечет за собой прекращения производства по заявлению о возмещении убытков.

Необходимо отметить, что ответственность арбитражного управляющего подлежит обязательному страхованию. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год. Именно в пределах этой суммы страховая компания гарантирует возмещение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер убытков, непокрытых страховым возмещением, взыскивается непосредственно с арбитражного управляющего и принадлежащего ему имущества. В случае отказа арбитражного управляющего от выплаты суммы убытков, лицо, понесшее убытки вправе предъявить такое требование к СРО АУ, которая осуществляет выплату за счет своего компенсационного фонда.

3. Уголовная и административная ответственность.

Порядок привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности определяется статьей 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Любое неправомерное действие арбитражного управляющего, не содержащее признаков уголовного преступления, влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа или дисквалификации.

Те же неправомерные действия, повлекшие крупный ущерб и квалифицируемые как уголовное преступление по статье 195 Уголовного кодекса РФ, подразумевают уголовную ответственность как неправомерные действия при банкротстве.

В заключение хотелось бы отметить, что арбитражный управляющий, безусловно, является ключевой фигурой в любой процедуре банкротства, как юридического, так и физического лица. Востребованность арбитражного управления обусловлена в нашей стране активным развитием и совершенствованием института банкротства. Лицам, имеющим право на определение кандидатуры арбитражного управляющего, следует отнестись к выбору его кандидатуры со всей тщательностью. Именно ответственный и грамотный арбитражный управляющий сможет обеспечить наиболее полное достижение целей процедур банкротства.

При выборе кандидатуры арбитражного управляющего, воспользуйтесь советом профессионального консультанта. КСК групп рекомендует своим клиентам только проверенные кандидатуры высококвалифицированных и опытных арбитражных управляющих. Экономическая выгода клиента, как кредитора в деле о банкротстве, достигает 85 % погашенной задолженности от общей суммы долга, благодаря грамотным действиям арбитражного управляющего. Определение кандидатуры арбитражного управляющего – сегодня исключительная привилегия кредитора, и ей нужно пользоваться!

  1. Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих"
  2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2009 г. N 517 "Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих"
  3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2015 N Ф05-4395/2015 по делу N А40-42812/2012
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2015 г. по делу № А40-11007/2010
  5. Определение ВС РФ от 23 марта 2015 года № 307-ЭС14-5320.

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

Работой на руководящих должностях считается: работа в качестве руководителя юридического лица, его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы, работа руководителем органа местного самоуправления либо его заместителя.

+ Прохождение стажировки в качестве помощника АУ сроком не менее 6 месяцев

Если нет стажа работы на руководящих должностях, то срок стажировки продлевается до 2 лет.

Постановление Правительства РФ от 9.07.03 №414 – утверждены правила проведения стажировки в качестве помощника АУ.

Сдача теоритического экзамена

Постановление Правительства РФ от 28.05.03 №308 закрепляет правила проведения и сдачи этого экзамена. Данные правила определяют состав комиссии, которая будет принимать экзамен.

К сдаче теоритического экзамена допускаются лица, которые имеют высшее экономическое, юридическое образование или в сфере антикризисного управления; если нет такого образования - .

Состав комиссии утверждает регистрационная служба (кадастра и картографии)

Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, отсутствие лишения права заниматься определенной деятельностью

Если право было ограничено или лишено, данный субъект должен повторно сдать теоритический экзамен.

АУ, неисполняющий функции в течение более 3 лет подряд обязан повторно сдать теоритический экзамен.

Говорят о том, что надо по-разному оценивать экзамен у лиц, которые впервые сдают экзамен и лиц, которые 3 года не занимались этим.

Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления

Наличие договора обязательного страхования ответственности

Правила о заключение такого договора содержатся в статье 24.1 закона «о н/б». Данная статья закрепляет: страховым случаем по договору является наступление ответственности АУ перед лицами, участвующими в деле о банкротстве, в случае, если АУ не исполнил или исполнил ненадлежащим образом свои обязанности. Наступление ответственности должно быть подтверждено решением суда.

Договор заключается не менее, чем на 1 год с условием его продления на тот же срок. Законом определяется минимальный размер страховой суммы договора - 3 млн рублей в год. При этом, если АУ утверждается в качестве внешнего или конкурсного управляющего, обязан АУ дополнительно заключить договор на большую сумму. Сумма исчисляется в процентах от балансовой стоимости активов должника (статья 24.1 – подробнее).

Иные требования могут быть установлены СРО; данные требования могут затрагивать компетентность, добросовестность и независимость (семейное положение и прочее).

Член СРО должен отвечать обязательным и дополнительным требованиям в течение всего периода членства; подлежит исключению из СРО в течение 1 месяца с момента выявления несоответствия.

Желая статья членом СРО, гражданин направляет заявление в организацию, к которому прилагаются все документы, подтверждающие соответствие данным требованиям. Заявление рассматривается и принимается решение о включении в члены или отказе. Отказ СРО, а также уклонение от принятия решения может быть обжалованы в АС в течение 6 месяцев.

Дополнительные требования могут быть установлены уполномоченным органом, конкурсным кредитором или заявителем. Дополнительные требования этих субъектов устанавливаются при назначении АУ в конкретную процедуру. Закон устанавливает перечень таких дополнительных требований:

1) Наличие высшего юридического или экономического образования либо образования в определенной сфере деятельности

2) Наличие стажа работы на руководящих должностях в определенной сфере экономики

3) Можно установить в качестве дополнительного – количество процедур, в которых лицо участвовало в качестве АУ

Закон обязывает действовать АУ добросовестно и разумно в интересах должника, кредитора и общества. В статье 45 закона «о н/б» определяется порядок назначения АУ в конкретную процедуру. С 2008 года в порядок назначения внесены существенные изменения.

Ранее действующая редакция:

Конкурсные кредиторы могли лишь косвенно влиять на избрание кандидатуры АУ. СРО по ранее действующей редакции направляла в суд список кандидатур, которые были согласны статья АУ. Список включал в себя 3 кандидатуры.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы и должник могли отвести по одной кандидатуре (т.е. сказать, кто точно не подходит на занятие должности). Та кандидатура, которая осталась, или тот, кто первый в списке судом назначался АУ.

Действующая редакция:

Заявитель, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы получили право самостоятельно выбирать кандидатуру АУ.

Можно также указать СРО, членом которой должен быть АУ (выбирается не лицо, а организация, в которой оно должно быть). СРО должна подтвердить, что конкретный субъект отвечает требованиям, предъявляемым к АУ. АУ назначается арбитражным судом. Заявитель или кредиторы могут лишь ходатайствовать о назначении.

Права и обязанности АУ

Права:

1) Созывать собрания кредиторов

2) Обращаться в суд с соответствующими ходатайствами

3) Получать вознаграждения

Статья 20.6 регулирует порядок определения размера АУ. Вознаграждение складывается из 2 элементов:

1. Фиксированная сумма

Определены законом: временный управляющий – 30 тыс. рублей в месяц

2. Сумма процентов

Сумма процентов выплачивается единовременно.

Вознаграждение выплачивается по общему правилу из средств должника; собрания кредиторов вправе определить иной источник выплаты вознаграждения и установить дополнительное вознаграждение АУ.

4) Право привлекать на договорной основе иных лиц для обеспечения исполнения, возложенных на него функций

п.10 постановления Пленума ВАС №60 от 23.07.09

Закон «о н/б» содержит 2 нормы, которые на первый взгляд противоречат друг другу. п.5 ст.20.3 закрепляет полномочия АУ не могут быть переданы другим лицам. п.1 ст.20.3 предусматривает право АУ привлекать иных лиц для осуществления своих полномочий.

Как быть? п.5 ст.20.3 не запрещает АУ передавать третьим лицам полномочия, которые принадлежат ему, как органу управления должника. По данной норме запрещается передавать третьим лицам исключительные полномочия АУ, которые предоставлены ему как специальному участнику процедур банкротства.

Не могут быть переданы полномочия по принятию решений о включении в реестр требований. Нельзя передать принятие решений об одобрении сделок должника, если такое одобрение требуется.

Нельзя передать полномочия о выдаче заключения относительно финансового состояния должника. Запрещается передача права созывать собрание кредиторов и полномочия по ведению реестра (также не могут быть переданы); исключение – когда реестр ведется реестродержателем.

Закон «о н/б» не исключает возможности материального и процессуального представительства АУ; соответственным образом полномочия должны быть оформлены.

Какие права АУ имеет еще?

5) Запрашивать сведения о должнике

Лица, у которых данные сведения запрашиваются, обязаны предоставить информацию в течение 7 дней без взимания платы. Например, запрашивая сведения о недвижимом имуществе из реестра, АУ имеет право получить сведения безвозмездно.

6) Подать заявление об освобождении от возложенных обязанностей

В литературе говорится, что те полномочия, которые закреплены в законе в качестве прав, являются обязанностям. Он не только имеет право подавать ходатайства, но и обязан; поэтому право как таковое – право на получение вознаграждения и право на добровольное освобождение от полномочий.

Обязанности АУ:

1) Принимать меры по защите имущества должника

2) Анализировать финансовое состояние должника

3) Вести реестр требований кредиторов (кроме случаев, когда его ведет реестродержатель)

4) Предоставлять сведения из реестра тем лицам, которые вправе требовать данную информацию

5) Разумно и обоснованно осуществлять расходы, которые связаны с осуществлением его полномочий

Неразумность и необоснованность доказывает то лицо, которое оспаривает действия.

6) Сохранять конфиденциально сведения, составляющие коммерческую и/или служебную тайну

7) Выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства

Сообщать о данных фактах в уполномоченный орган

8) Иные обязанности, предусмотренные законом

АУ назначается АС, сохраняет свои полномочия в течение всего срока проведения процедуры. Полномочия АУ прекращаютсяв связи с окончанием срока проведения процедуры с момента принятия АС соответствующего акта.

Полномочия АУ могут быть прекращены досрочно. Досрочное прекращение может быть добровольнымили принудительным.

Добровольное прекращение полномочийосуществляется по заявлению АУ, которое подается в АС. Принудительное прекращение полномочийсвязано с нарушением АУ своих обязанностей. В качестве примера можно привести п.3 ст.65 закона «о н/б» - временный управляющий может быть отстранен от полномочий, если обязанности исполнялись недолжным образом или не исполнялись, при условии, если это повлекло убытки для должника.

Если выявили факт ненадлежащего исполнения полномочий АУ, кредитор обращается в АС с ходатайством об отстранении АУ от полномочий. АС рассматривает и принимает решение.

Функции АУ отличаются в зависимости от процедуры, в которую АУ назначен. В каждой из процедур АУ называется по разному.

1) В процедуре наблюдения АУ называется временным управляющим

2) В процедуре финансового оздоровления – административный управляющий

3) В процедуре внешнее управление – внешний управляющий

4) В процедуре конкурсное производство – конкурсный управляющий

Реестр требований кредиторов

Закон предоставляет возможность вести реестр 2 субъектам:

Привлечение реестродержателя является обязательным в случае, если количество конкурсных кредиторов превышает 500 субъектов

Реестродержателем является профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Реестродержатель привлекается на основании решения собрания кредиторов и осуществляет свою деятельность на основании договора. Договор подписывается АУ; по общему правилу услуги реестродержателя оплачиваются за счет должника.

АУ или реестродержатель несут ответственность за правильность ведения реестра; они обязаны возместить убытки (по закону), вызванные ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Если ведение реестра кредиторов передано реестродержателю, АУ от ответственности освобождается.

Содержание реестра

В реестр включаются требования кредиторов; данные требования учитываются в российских рублях. Возможны случаи, когда требования выражены в иностранной валюте. Закон предусматривает, что требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу центрального банка РФ на дату введения процедуры банкротства. Пересчет осуществляется однократно, далее размер требований не изменяется.

В реестре содержатся сведения:

1) О каждом кредиторе

2) О размере его требований к должнику

3) Указывается очередность удовлетворения данных требований

4) Основания возникновения данных требований

Заинтересованные лица вправе получить информацию, содержащуюся в реестре. Информация предоставляется в виде выписки из реестра; запрашивать подобную выписку вправе каждый кредитор по собственным требованиям, включенным в реестр. Кредиторы, размер требований которых составляет 1% и более кредиторской задолженности, вправе получить копию реестра требований. Споры относительно включения требований в реестр рассматриваются АС.

НОВАЯ ТЕМА

Статья 27 закона «о н/б» закрепляет процедуры, применяемые в деле о банкротстве. В отношении должника-ЮЛ применяются следующие 5 процедур:

2) Финансовое оздоровление

3) Внешнее управление

4) Конкурсное производство

5) Мировое соглашение (не забыть)

Процедуры, применяемые к должнику-гражданину:

1) Конкурсное производство

2) Мировое соглашение

В литературе отмечается, что термин процедуры банкротства используется в законе условно. В строгом смысле слова процедурой банкротства по закону является только конкурсное производство, а также упрощенные процедуры – банкротство ликвидируемого или отсутствующего должника. Данные процедуры можно именовать процедурами банкротства, так как применяются они к должнику, который уже признан судом банкротом.

Остальные процедуры: финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, применяются к должнику, который банкротом не признан. Но по закону в широком понимании термина «процедуры банкротства» все эти процедуры входят в банкротство.

В законе отдано предпочтение реабилитационным процедурам: финансовому оздоровлению и внешнему управлению. Почему? Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства суд принимает в тех случаях, когда установлены признаки банкротства, отсутствуют основания введения реабилитационных процедур. Так как введение реабилитационных процедур является обязательным при наличии установленных законом оснований, то мы делаем вывод, что им отдается предпочтение.

Лекция от 3.5.11

Заявление может быть основано на задолженности кредитора по одному или нескольким обязательствам; кредиторы также вправе объединить свои требования в одном заявлении.

Такое заявление подписывается каждым кредитором, который к такому заявлению присоединяется. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника (счета-фактуры, транспортные накладные и т.п.). Должник, получив копию заявления в течении 10 дней обязан предоставить отзыв.

Должник в отзыве указывает возражения свои, относительно обстоятельств; общую сумму задолженности по обязательным платежам, по заработной плате и по обязательствам перед кредиторами. Указывается в отзыве информация о счетах кредитных организаций; если должник не согласен с фактами, которые указаны, то доказательства необоснованности.

Первоначально заявление о признании должника банкротом рассматривается судом на предмет обоснованности. В результате проверки обоснованности заявления, суд выносит 1 из 3 определений :

1) Заявление признается обоснованным, вводится процедура наблюдения

2) Во введении наблюдения отказывается, заявление оставляется без рассмотрения

3) В ведении наблюдения отказывается, прекращается производство по делу

Каждое из этих определений может быть обжаловано.

Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения в сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника; составление реестра требований кредиторов; проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится, если иное не предусмотрено законом. Данная процедура не применяется в отношении кредитных организаций, если речь идет о ликвидируемом юридическом лице или об отсутствующем должнике.

Статья 63 Закона определяет те последствия, которые наступают для должника с введением наблюдения:

1) Требования кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в порядке предусмотренным законом о несостоятельности, банкротстве (искл. требования по текущим платежам)

2) Приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием денежных средств с должника

3) Приостанавливается приостановление исполнительных документов по имущественным взысканиям, снимаются аресты, наложенные на имущество должника

Запреты закона:

- Должник не может удовлетворять требования учредителей о выделении доли в связи с выходом; закон запрещает также выкуп и приобретение должником размещенных акций

- Не допускается также выплата действительной стоимости доли

- Запрет закрытия денежных обязательств зачетом; зачет невозможен, если его осуществление нарушит порядок удовлетворения требований, предусмотренных п.4 ст.134 закона «о н/б»

С введением наблюдения собственник имущества унитарного предприятия не вправе изымать данное имущество. Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (т.е. распределение прибыли между участниками).

Ведение наблюдения не приводит к отстранению руководителей должника от своих полномочий. Неотстранения руководителей от управления является общим правилом. В соответствии со статьей 9 закона «О н/б» есть исключение - руководитель должника может быть отстранен на стадии наблюдения. Основания для отстранения – нарушение законодательства о несостоятельности. Решение принимает АС, ходатайствует об устранении временный управляющий.

В случае, если АС отстраняет руководителя, его полномочия передаются на ту кандидатуру, которая предложена должником, т.е. кредиторы не принимают участия в выборе. Все вопросы руководства остаются в сфере выбора должника. В случае, если кандидатура не предложена, обязанности возлагаются на одного из заместителей руководителя, если заместители отсутствуют, то на работника должника.

Под нарушением законодательства о несостоятельности понимается несоблюдение тех ограничений, которые по закону наступают с введением наблюдения. Об ограничениях говорится в статье 64.

Может ли стать арбитражным управляющим, лицо, имеющее двойное гражданство? В перечне документов, указано, что претендент должен иметь гражданство РФ, но вроде нет запрета для лиц с двойным гражданством.

И для того, чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо иметь стаж на руководящей должности 2 года, играет ли роль, на полную ставку был оформлен руководитель или на пол ставки?


основные требования к кандидату в арбитражные управляющие определены в ст. 20 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

первым из которых называется что

Наличие двойного гражданства в данном случае не будет препятствием для получения соответствующего статуса.

Тут стоит исходить из положений ст. 6 ФЗ «О гражданстве РФ» в силу которой

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Поскольку специальной оговорки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относительно гражданской принадлежности лица с двойным гражданством не содержится — следовательно такое лицо рассматривается только как гражданин РФ, а следовательно нет препятствий для признания его арбитражным управляющим.

И для того, чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо иметь стаж на руководящей должности 2 года, играет ли роль, на полную ставку был оформлен руководитель или на пол ставки?

Олег

В ст. 20 Закона указано. что

При этом каких-либо пояснений данное положение, не принятые на его основе нормативные акты не содержат, а следовательно достаточно любого стажа на соответствующих должностях.

Кроме того, при условиях работы по совместительству — на условиях не полного рабочего дня — также идет стаж работы по специальности, поскольку согласно ст. 93 ТК РФ

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

И для того, чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо иметь стаж на руководящей должности 2 года, играет ли роль, на полную ставку был оформлен руководитель или на пол ставки?

Олег

Олег, добрый день! Согласно ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» АУ должен быть членом одной из саморегулируемых оргаизаций АУ. При этом

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

понятие работы на руководящих должностях раскрыто в ч. 6 ст. 20 Закона о банкротстве. Под такой работой понимается

В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признаетсяработа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

т.е. ограничений в части оформления на полставки законом не установлено. Наличие второго гражданства препятствием не является

Арбитражный управляющий должен иметь 1 год на руководящей должности. Вот все общие требования:

1) наличие высшего образования;
2) наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией
3) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
4) отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
5) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
6) отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Статья 20. Арбитражные управляющие

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Это помехой не будет, ак как у Вас есть гражданство РФ.

на полную ставку был оформлен руководитель или на пол ставки?

Олег

Нет, стаж идёт такой же как и на полном рабочем дне.

Статья 93 ТК РФ Неполное рабочее время
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

При этом по поводу гражданства — в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Здравствуйте, Олег! требования к арбитражному управляющему указаны в ст. 20 ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве):

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующиеобязательные условия членства в этой организации:
наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Ограничение, как двойное гражданство отсутствует, т.е. данное условие не является препятствием.

Что касается опыта работы на руководящей должности, то компания «Гарант» (справочно-правовая система) подготовила хорошую статью на данную тему:

Полагаем, что, поскольку иное не следует из приведенной нормы, под руководителем юридического лица в целях ее применения необходимо понимать физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст. 273 ТК РФ).

Таким образом, работа на должности руководителя отдела организации не является работой на руководящих должностях в целях п.п. 2 и 6 ст. 20 Закона о банкротстве.

Названная статья Закона о банкротстве не содержит указания на то, включается период работы на условиях совместительства в стаж работы на руководящих должностях. Разрешить этот вопрос можно исходя из общих принципов правового регулирования.

На основании части первой ст. 282 ТК РФ работа по совместительству оформляется отдельным трудовым договором. Заключая с работником трудовой договор, в том числе и о работе по совместительству, работодатель, в частности, обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции (часть первая ст. 56 ТК РФ). Иными словами, исполнение обязанностей по определенной должности по совместительству предполагает осуществление всех трудовых функций по этой должности. То есть, занимая должность по совместительству, работник имеет возможность приобрести необходимый опыт работы.

Таким образом, на наш взгляд, периоды работы по совместительству вполне могут быть учтены при определении продолжительности стажа работы на руководящих должностях как условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Вместе с тем этот вопрос тесно связан и с вопросом о документальном подтверждении стажа работы. Следует обратить внимание, что в ст. 20 Закона о банкротстве каких-либо требований к подтверждающим документам не установлено. А в силу п. 7 ст. 20 Закона о банкротстве саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней сама определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в ее члены, а также требования к оформлению этих документов.

На наш взгляд, следует исходить из того, что трудовой стаж в любом случае может подтверждаться именно трудовой книжкой установленного образца, в которую вносятся, в частности, сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника (часть четвертая ст. 66 ТК РФ). Соответственно, наличие записи в трудовой книжке является достаточным подтверждением продолжительности работы на определенной должности, необходимой для исчисления стажа работы, исходя из требований ст. 20 Закона о банкротстве (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 28.01.2013 N Ф06-11063/12).

Однако сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по желанию работника (часть пятая ст. 66 ТК РФ). Безусловно, как отмечает судебная практика, трудовая книжка является основным, но не единственным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2007 N А66-3060/2006). В частности, полагаем, что стаж работы на условиях совместительства может быть подтвержден и другими документами, в том числе трудовым договором (ст. 282 ТК РФ).

Вместе с тем, если утвержденный конкретной саморегулируемой организацией перечень документов, необходимых для вступления в ее члены, не предусматривает возможности подтверждения стажа работы на руководящих должностях иными документами, помимо трудовой книжки, или другими документами, которые, однако, отсутствуют у претендента на членство в этой саморегулируемой организации, при возникновении спора по данному вопросу окончательное решение может быть принято судом с учетом конкретных обстоятельств ситуации.

Кто может стать арбитражным управляющим

Юрист по банкротству Манэ Даниелян подготовила для «Русбанкрота» подробный материал об особенностях получения статуса арбитражного управляющего. Какое необходимо образование, каков размер обязательных взносов и что вообще требуется от потенциальных АУ?

Арбитражный управляющий – одна из ключевых фигур в деле о банкротстве. Закон устанавливает профессиональные требования к арбитражному управляющему (ст. 20 ФЗ №127).

Арбитражным управляющим может стать лицо, у которого имеется: гражданство РФ и высшее образование. Стоит отметить, что законом конкретно не установлено, какое именно высшее образование, поэтому допускается любое, не только юридическое.

У лица, претендующего на получение статус арбитражного управляющего, не должно быть судимостей за совершение умышленного преступления, а также наказаний в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения.

По своему статусу арбитражный управляющий – гражданин, занимающийся частной практикой, поскольку закон относит его к «субъектам профессиональной деятельности».

Частый вопрос – может ли АУ помимо своей профессиональной деятельности, быть, например, учредителем организации или, допустим, заниматься преподаванием в ВУЗе? Здесь существует однозначный ответ: арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной и предпринимательской деятельности при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Для того чтобы стать арбитражным управляющим, необходимо:

  • проработать на руководящей должности не менее года;
  • пройти обучение по Единой программе подготовки арбитражных управляющих.

Пройти профессиональную подготовку можно в образовательном учреждении, которое проводит соответствующие курсы подготовки АУ, и имеет лицензию. Реестр всех выданных лицензий на образовательную деятельность в РФ выложен на сайте Рособрнадзора.

Стоимость обучения разная, например, в ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия» составляет 50 000 рублей. Продолжительность обучения по Единой программе подготовки арбитражных управляющих составляет 572 часа.

Единая программа подготовки арбитражных управляющих включает в себя 5 блоков. В первый блок вложена информация о законодательных положениях и правовых актах, которые должен изучить специалист. Второй блок посвящен вопросам реализации процедур банкротства. В третьем блоке рассматриваются экономические и финансовые аспекты. Четвертый блок позволяет овладеть основами оценочной деятельности в РФ. И, наконец, пятый блок программы посвящен практическим аспектам деятельности арбитражного управляющего.

Как получить статус арбитражного управляющего

Для этого нужно соблюсти ряд обязательных процедур.

  1. Сдать теоретический экзамен. Экзамен принимает комиссия при Росреестре. Комиссия формируется на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ и образовательным учреждением.
  2. Пройти 2-х летнюю стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего, представить отчет о стажировке в саморегулируемую организацию (СРО). Отчет должен соответствовать установленным требованиям. В результате стажер получает свидетельство об успешном окончании практической части.
  3. Обратиться в СРО по своему выбору, предоставить необходимый пакет документов по требованиям СРО и написать заявление о вступлении в члены СРО. Документы, как правило, рассматриваются в течение 30 дней.
Статус арбитражного управляющего можно получить, только вступив в СРО. Далее СРО направляет документы специалиста для включения его в Единый реестр арбитражных управляющий.

При вступлении в СРО необходимо внести взнос в компенсационный фонд (как правило, он составляет 200 тысяч рублей). Также следует отметить, что от арбитражного управляющего потребуется внести иные взносы в зависимости от условий конкретного СРО.

Ко всему прочему необходимо заключить договор обязательного страхования ответственности, на сумму не менее 10 млн рублей. Страховая организация должна иметь лицензию на осуществление страхования такого рода, а также быть аккредитована при СРО. Страхование арбитражных управляющих – это обязательное условие членства в СРО.

Говоря о требованиях к арбитражному управляющему, важно отметить право кредиторов установить большинством голосов дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего в конкретной процедуре.

Таким образом, к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляется широкий перечень требований: к образованию, стажу руководящей работы, к профессиональной подготовке, стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего и иные. Это связано с высокой степенью социально-правовой ответственности данного специалиста. Он всегда должен действовать только в рамках правового поля, уметь разбираться во всех тонкостях законодательства, быть в курсе изменений, знать «узкие места» процедуры банкротства. Поэтому профессия арбитражного управляющего действительно для избранных.

Читайте также: