Народное художественное творчество что это за профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Занятия по хореографии

Направление вобрало в себя несколько отдельных гуманитарных наук, трансформируясь в один из наиболее эффективных инструментов исследования культурного наследия страны, художественной науки и специфических видов искусства. Кроме сбора и выявления произведений древнерусского, а также народного искусства, специалисты данного направления обследуют, берут на учет вновь открытые памятники, принимают активное участие этнографических, архитектурных и фольклорных экспедициях. Специалисты способствуют сохранению культурного наследия, его преумножению, а также формируют общественное мнения относительно народной художественной культуры и пропагандируют традиционные ценности.

Условия поступления

Народная художественная культура воспитывает человека, участвует в формировании его личности. Однако, развитие профессиональных компетенций требует определенного склада характера будущего студента, наличия у него уникальных личностных черт. Зачисление на обучение осуществляется на основании конкурсного отбора по результатам сдачи вступительных экзаменов:

  • русский язык,
  • история,
  • литература (профильный),
  • творческий экзамен.

В качестве последнего испытания могут быть выбраны современные, народные, классические танцы, их постановка, художественное воплощение в танцевальной форме литературного дискурса.

Будущая профессия

Основной задачей курса обучения выступает развитие творческих способностей у студентов:

  • умения чувствовать прекрасное;
  • чувства меры;
  • тонкого вкуса;
  • принципов восприятия художественных произведений.

Указанные качества находят себя в любой отрасли трудоустройства будущего специалиста.

При реализации эстетического воспитания на предприятиях, в музеях и школах будущие специалисты должны уметь:

  • ориентироваться на уровень культурного развития аудитории, ее возрастные особенности;
  • находить способы коммуникации, позволяющие в форме непринужденной беседы доходчиво раскрыть выбранную тему;
  • научить воспринимать произведение;
  • способствовать возникновению глубокой духовной связи между слушателем и произведением искусства.

Специалисты направления незаменимы в качестве педагогов, сотрудников музеев, гидов-экскурсоводов, литературных редакторов – в любой отрасли человеческой деятельности, связанной с формированием отношения к культурному наследию, его сохранением и преумножением.

Балетмейстер обучает студентов танцу
Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП);
  • Институт декоративно-прикладного искусства (ИДПИ);
  • Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКИТ);
  • Государственная академия славянской культуры (ГАСК).

Срок обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года, на заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В процессе обучения студентам приходится совмещать образовательную деятельность с исследовательской. У будущего специалиста формируется багаж теоретических знаний, позволяющий ему изучать сущность искусства, а также понятие о стиле, творческом процессе, особенностях его протекания и организации.

Образовательная программа включает следующие основные дисциплины:

  • история этнокультурных центров РФ,
  • художественная культура народов РФ,
  • этнопсихология,
  • этнография,
  • история русского зарубежья,
  • зарубежные этнокультурные центры,
  • деловой этикет,
  • основы государственного администрирования, муниципального управления и т. д.

Приобретаемые навыки

Эффективная реализация исследовательской, педагогической, издательской, культурно-просветительской деятельности невозможна без формирования проф. компетенций, включающих:

Экскурсовод за работой

  1. Навыков реализации патриотического воспитания, формирования духовно-нравственных качеств, ориентиров;
  2. Формирования межнациональных коммуникативных актов посредством привлечения художественной культуры, национально-культурных традиций этносов РФ;
  3. Знаний теории, истории народной культуры, различных видов народного творчества;
  4. Умения планировать, разрабатывать методические пособия, образовательные программы, направленные на углубление, систематизацию знаний относительно народной художественной культуры;
  5. Планирования, руководства художественно-творческой деятельностью детских и взрослых коллективов;
  6. Принятия активного участия в процессах подготовки, проведения концертных, выставочных, сценических мероприятий.

Перспективы трудоустройства по профессии

Уникальные знания, умения, а также высокая актуальность специалистов направления в современном мире, когда сохранение самобытности каждой этнической культуры становится первостепенной задачей государства, открывают перед будущими выпускниками блестящие перспективы трудоустройства. Специалисты направления востребованы в качестве педагогов, сотрудников музеев, гидов-экскурсоводов, литературных критиков и т. д. При наличии литературного таланта выпускник может выступать автором художественно-популярных очерков, повестей об искусстве. При склонности к аналитической деятельности будущий специалист может осуществлять функции художественного критика, формируя общественное мнение в отношении того или иного произведения искусства, оказывая непосредственное влияние на развитие культурных процессов современности.

После завершения обучения выпускник специальности может занимать должности:

  • искусствоведа,
  • балетмейстера,
  • руководителя вокального коллектива,
  • экскурсовода,
  • преподавателя художественно-творческих и этнокультурных дисциплин,
  • хормейстера,
  • хореографа,
  • руководителя хореографического коллектива и т. д.

В зависимости от выбранной отрасли деятельности минимальная зарплата (сотрудник музея, педагог) составляет 20 000 руб. В свою очередь, эксперты-оценщики, директоры галерей могут рассчитывать на сумму, превышающую 70 000 руб.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Бакалавр направления может продолжить образование в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Продолжение обучения в магистратуре позволяет глубже изучить выбранное направление. Диплом магистранта необходим выпускникам, которые планируют заниматься профессиональной деятельностью за пределами нашей страны. Кроме того, обучение в магистратуре позволит сделать первые шаги в научном мире, заниматься педагогической деятельностью или же приступить к написанию собственного исследования в выбранной отрасли знаний.


На сегодняшний день профессия руководителя любительского театрального коллектива становится все более популярной и востребованной учреждениями не только социально-культурной деятельности, но и образовательными. Если в школе, подростковом клубе, центре внешкольной работы или другом учебном заведении, в том числе и высшего образования, есть свой театр – он становится его особой гордостью и достоянием. Именно поэтому в 2011 году спустя много лет НОКК вновь объявляет набор по подготовке специалистов в области театрального творчества.


Ни для кого не секрет, что будущий руководитель творческого коллектива, прежде чем приступить к постановочной деятельности, должен сам овладеть техникой исполнительского мастерства. Именно поэтому первые шаги студентов связаны, прежде всего, с развитием своего психофизического аппарата. А это целый год упорного труда на занятиях по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, танцу. Конечно, ведущим предметом данного вида творчества является режиссура. И студенты уже в первом семестре готовят упражнения с группой с позиции режиссера – руководителя коллектива, проявляя свои творческие и организаторские способности.

А время идет, принося свои плоды. Второй год обучения требует уже более глубокого проникновения в режиссуру. Понятия «режиссерский замысел», «режиссерский план постановки», «мизансцена», «организация репетиционного процесса» и другие становятся неотъемлемой частью творческой жизни и образовательной деятельности наших студентов.


3-й год обучения 5 семестр предполагает работу в эстрадном направлении. Умение составить сценарий концерта, в том числе театрализованного, организовать репетиционный процесс, подготовить исполнителей, и, наконец, провести его - это тоже сфера деятельности выпускников нашей специальности. И здесь нам помогают такие дисциплины как: «Режиссура эстрады», «Основы звукорежиссуры», «Грим»


В 6-м семестре студенты занимаются постановкой одноактных пьес, не исключая инсценирования литературных произведений, где каждый из них может выбирать наиболее близкую ему форму подачи материала и жанровую принадлежность.

И наконец, последний год обучения – дипломный курсовой спектакль как итог всей образовательной и творческой деятельности в области театральной педагогики. Именно здесь, будущие выпускники проявляют себя с позиции режиссера–постановщика в большей степени, используя приобретенные знания и навыки на таких дисциплинах как: «Техника сцены», «Сценография», «Музыкальное оформление спектакля», «Методика работы с творческим коллективом».


Сегодня в своей постановочной и исполнительской деятельности педагоги и студенты, сохраняя сложившиеся традиции в области драматического искусства, идут в ногу со временем, внедряя новые формы подачи материала. Используя междисциплинарное взаимодействие на интегрированных занятиях, студенты выпускных курсов сдают практическую часть Государственной Итоговой Аттестации в форме музыкального спектакля. Обращение к данной форме – необходимая потребность, ставшая уже традицией, начало которой положено на специализации «Постановка театрализованных представлений», безусловно, создает имидж не только своей специальности, но и образовательному учреждению. Вот некоторые из подобных работ: «Одна абсолютно счастливая деревня» - театрализованный концерт по одноименной повести Б. Вахтина, посвященный 65-летию Великой Победы, получивший диплом I степени на Региональном фестивале-конкурсе среди учебных заведений СПО культуры и искусства «Золотой рассвет» в г.Ижевск; «Осенняя песнь» - музыкально-поэтический спектакль, по произведениям А. С. Пушкина, написанным в Болдине; «Сказка – ложь, да в ней намек…» - этюдный спектакль, включивший в себя русские народные сказки; «Дорогой Победы. » - музыкально-поэтический спектакль, посвященный 70-летию Великой Победы, ставший Победителем открытого Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».


Студенты нашего вида творчества выступают на самых разных площадках города Нижнего Новгорода и области (Нижегородская филармония, Нижегородская ярмарка, театр юного зрителя, площадь Минина и Пожарского, дома и дворцы культуры, загородные клубы и другие учреждения социально-культурной деятельности).
Используя многочисленные творческие постановки (спектакли, в том числе интерактивные, театрализованные прологи к концертам, малые формы театрального искусства разных направлений и другие), наши студенты принимают активное участие в мероприятиях разного уровня (районные, городские, областные).


Ежегодное участие в благотворительных мероприятиях Нижегородской Епархии на протяжении многих лет стало уже традиционным (Рождественские елки для детей, интерактивные спектакли на Прощеное воскресение).


Преподавательский состав специальности состоит из высококвалифицированных преподавателей различных предметно-цикловых комиссий НОКК (комиссия режиссерских, хореографических, музыкально-теоретических дисциплин, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов), обладающих большим творческим потенциалом, имеющих высшее профессиональное образование. Многие из них имеют высшую квалификационную категорию, награды. Преподаватели отделения принимают активное участие в работе семинаров, конференций, занимаются редакционно-издательской деятельностью, имеют публикации, работают в качестве постоянных членов жюри фестивалей, конкурсов, смотров различных уровней.
Преподаватели: Куксов А. Н. Заслуженный работник культуры РФ, Грибова О. П., Ольхов Г. Н., Лещенко А. В., Базылева Е. В., Бондарева О. А., Волкова Е. Д.
Будущие молодые специалисты получают знания по основным дисциплинам специальности: «Режиссура», «Актерское мастерство», «Сценическая речь», «Грим», «Сценическое движение», «Танец», «Техника сцены», «Сценография», «Основы звукорежиссуры», «Музыкальное оформление спектакля», «Методика работы с творческим коллективом», «Методика преподавания творческих дисциплин».
Как правило, выпускникам в первые годы трудовой деятельности не хватает опыта практической работы. Однако эта проблема успешно решается во время сценической, педагогической и производственной (преддипломной) практики.



Область профессиональной деятельности выпускников:

  • руководство любительскими театральными коллективами, художественное образование в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:


Специальность "Народное художественное творчество" выведена как самостоятельная специальность Федеральными государственными образовательными стандартами 2010 года. В нее входят такие специализации как "Хореографическое творчество", "Театральное творчество", "Фото- видеотворчество".

Специализация «Хореографическое творчество» была открыта в 1961 году с целью подготовки руководителей танцевальных коллективов для культурно-досуговых учреждений города и области.

В настоящее время, обучаясь на этой специализации, студенты изучают специальные предметы: классический танец, народный танец, русский танец, детский танец, историко-бытовой танец, современный танец, техника вращения, композиция и постановка танца и др.
Лучшие студенты специализации являются участниками народного коллектива - ансамбль «Ровесник» (художественный руководитель – Евтеев Александр Иванович, Заслуженный работник культуры РФ, балетмейстер – Евтеева Валентина Георгиевна, Заслуженный работник культуры Калужской области). Ансамбль существует более 45 лет и является лауреатом Международных, Всероссийских фестивалей и конкурсов.
Выпускники в настоящее время работают в таких заслуженных коллективах как: Государственный академический хор им. Г. Пятницкого (танцевальная группа), Театр танца России «Гжель», ансамбль «River-dance», в танцевальных группах Н. Кадышевой и Н. Баскова, или продолжают обучение в профильных ВУЗах России.

хореография

хореография

Экзаменационные требования для поступающих на специализацию "Хореографическое творчество"

Абитуриенты, поступающие на базе среднего (полного) образования предоставляют результаты ЕГЭ по литературе и русскому языку, сдают творческий экзамен (по специальности).

Абитуриенты, поступающие на базе основного (общего) образования предоставляют результаты ЕМЭ по русскому языку, сдают творческий экзамен (по специальности), литературе (устно).

К вступительным экзаменам по специальности допускаются лица, имеющие для этого профессиональные данные: пропорциональность фигуры, «выворотность», гибкость, пластику, шаг, прыжок, наличие музыкального слуха и чувства ритма.

Абитуриент должен иметь при себе на все консультации и экзамен рабочую (тренировочную) форму: девушки – купальник, трико; юноши – футболки, трико; всем – мягкую обувь (балетную) и жёсткую на каблучке (сапоги женские, мужские, танцевальные).

Творческий экзамен (по специальности) состоит из следующих разделов:

1. Основы классического танца (по заданию преподавателя)

2. Основы русского народного танца (по заданию преподавателя)

3. Показ хореографического номера.

- этюд или танец по хореографии, в котором пластикой движений необходимо показать правильное и чёткое исполнение танцевальных движений, их комбинаций, музыкальность, артистичность.

Абитуриенту необходимо иметь в наличии магнитофонную запись или иной нотный материал музыкального сопровождения (на экзамене работает концертмейстер). Танец желательно костюмировать.

х.план

17 апреля 2012 года состоялся концерт молодого преподавателя колледжа Артура Микояна. Ему помогали Народный танцевальный ансамбль "Ровесник", детский ансамбль "Светики" и ведущие преподаватели колледжа Александр и Валентина Евтеевы.

ровесник

дети

артур

артур

ровесник

Специализация "Театральное творчество" открыта с 1975 года. Особенностью обучения на специализации является возможность освоения как системы знаний в области гуманитарных дисциплин, так и навыков и умений в области режиссерской, актерской и сценарной деятельности. Этому способствует освоение таких составляющих как: режиссура, актерское мастерство, сценическая речь, сценическая пластика, драматургия, и сценарное мастерство.
Обучение на специализации «Театральное творчество», а также практика, осуществляемая на базе культурно-досуговых учреждений, позволяет студентам моделировать и реализовывать свои творческие проекты и замыслы.
Студенты также принимают активное участие в работе народного коллектива училища – Молодежного театра-студии «На Воскресенской» (руководитель Казакова Галина Владимировна).
Выпускники специализации работают сценаристами, режиссерами, руководителями театральных студий, постановщиками и организаторами театрализованных шоу, рекламных и PR-компаний, игровых программ.

театральное

Экзаменационные требования для поступающих на специализацию "Театральное творчество"

Абитуриенты, поступающие на базе среднего (полного) общего образования предоставляют результаты ЕГЭ по литературе и русскому языку, сдают творческий экзамен (по специальности).

Абитуриенты, поступающие на базе основного общего образования, предоставляют результаты ЕМЭ по русскому языку, сдают творческий экзамен (по специальности), литературу (устно).

Абитуриенты, поступающие на эту специализацию, должны обладать творческими и организаторскими способностями, а также знаниями в области русской и мировой литературы, драматургии, изобразительного искусства, истории.

На консультацию по специальности абитуриенты предоставляют режиссёрскую экспликацию по выбранной пьесе.

Творческий экзамен (по специальности) проходит в три этапа:

1. Мастерство актера.

- чтение басни, отрывка художественной прозы, стихотворения.

Поступающие должны продемонстрировать владение художественным словом, чувство авторской стилистики и жанра выбранного произведения.

2. Практическая режиссура.

– постановка режиссерских этюдов на заданную тему.

Оценивается способность наиболее полно раскрыть поставленную тему, уровень творческого мышления, фантазии, а также организаторские способности абитуриента.

Поступающим может быть предложено исполнение в порядке импровизации короткого актерского этюда для выявления способностей к органическому существованию в заданных условиях.

3. Собеседование.

- проводится с целью ознакомления со знаниями абитуриента, а также для выявления их понимания профессии режиссёра и правильность ее выбора.

Оценка по специальности определяется суммарным итогом трех этапов.

план ТТ

Специализация "Фото-видеотворчество" существует с 1969 года. За этот период она трансформировалась от «методист технических средств» до «руководитель коллектива фото- видеотворчества, преподаватель». Обучение ведется по очной и заочной форме.

Студенты изучают такие предметы как: сценарное мастерство, режиссура видеофильма, мастерство видеосъемки, техника и мастерство фотографии, технология аудио- видеомонтажа.

В рамках учебного процесса студенты выпускают фильмы разных жанров, участвуют в Областных и городских фотовыставках.

Выпускники работают в учреждениях культуры и дополнительного образования, телекомпаниях - операторами, монтажерами телестудий, фотографами и руководителями фотоколлективов.

фото-видео

фото-видео

Экзаменационные ребования для поступающих на специализацию "Фото- и видеотворчество"

Абитуриенты, поступающие на базе среднего (полного) образования предоставляют результаты ЕГЭ по литературе и русскому языку, сдают творческий экзамен (по специальности).

Выпускники прошлых лет (до 01.01.2009 г.) сдают:

русский язык (диктант), литература (устно) и творческий экзамен (по специальности).

Обучение на данной специализации предполагает не только овладение техникой фото и видеосъёмки, но и развитие творческих способностей, образного мышления, ассоциативного видения.

Творческий экзамен состоит из двух частей:

1. Письменная работа. Абитуриенту предлагается в течение 3-х часов написать небольшой рассказ на одну из 5-и заданных тем. В основе рассказа могут лежать события реально происходившие, выдуманные или пересказанные. При изложении важно как можно меньше использовать разговорную речь и литературные отступления.

2. Собеседование. Во время собеседования определяется общеобразовательный уровень абитуриента, степень знакомства с различными видами искусства, в частности кино и фотографии. Желательно представить собственные творческие работы любого вида: фотографии, фильм, слайды, рисунки и т.д. Умение фотографировать не обязательно.

Квалификация: преподаватель, руководитель любительского творчества коллектива.

На базе 9 и 11 классов - 3 года 10 месяцев.

Форма обучения – очная.

Чувство ответственности за судьбу национальной культуры вызвали необходимость подготовки квалифицированных специалистов в Оренбургской области традиционной культуры.

Специализация «Этнохудожественное творчество» начала первый набор студентов на заочное отделение в 2003 году. Специфика специализации в многогранном и разностороннем обращении к забытым традициям многонационального Оренбургского края.

В 2011 году был введен новый государственный образовательный стандарт. На базе отделения народно-хорового творчества на дневном отделении открывается специальность « народное художественное творчество» вид «этнохудожественное творчество», так как в 2011 году состоялся последний 33 выпуск народно-хорового отделения.

В системе регионального этнокультурного образования одной из главных задач является изучение, сохранение народных традиций Оренбургского казачества и других народов проживающих в Оренбургской области, воссоздание празднично-обрядовых форм народной художественной культуры в социокультурной среде.

В методике работы со студентами большое место отводится практике освоения зрелищно-игровых форм народного искусства.

Народное поэтическое слово;

Технику сцены и сценографии;

Световое и звуковое оформление фольклорных представлений и спектаклей;

Основы пластики и сценического движения;

Особенности режиссуры народного театра;

Основы сценарной композиции;

Фольклорный и вокальный ансамбли;

Постановку голоса , музыкальный инструмент и др. дисциплины.

За время обучения студенты большое внимание уделяют учебной дисциплине « Режиссура фольклорно-этнохудожественного театра». Благодаря талантливым преподавателям Сачковой Н.А., Ручкиной Е.А., которые передают большой режиссерский опыт работы, студенты учатся писать сценарии и проводить народные праздники, театрализованные представления, изучают обрядовую символику в системе календарных и семейно - бытовых праздников.

В процессе обучения студенты осваивают комплекс дисциплин, формирующих вокальные, вокально-хоровые, актерские и хореографические навыки, помогающие раскрывать в художественно-выразительной форме все многообразие народного творчества. Большое внимание уделяется дисциплине «Исполнительское мастерство», а также большое внимание уделяется занятиям по хоровому классу , вокальному и фольклорному ансамблям, умение работать и руководить любительским творческим коллективом. Важным в учебном процессе является изучение и освоение местной Оренбургской казачьей песенной культуры, обычаев и обрядов. Яркие колоритные костюмы, красивые звонкоголосные песни, записанные в Оренбургской области и сопровождающиеся веселыми танцами, обрядовыми играми и молодецкими забавами - все это не может оставить равнодушными жителей Оренбургской области.

Если вы любите народное искусство, поете, любите танцевать, мечтаете выступать на лучших концертных площадках города и области, хотите овладеть актерским мастерством, научиться писать сценарии и играть на музыкальном инструменте - мы ждем Вас!

Область профессиональной деятельности выпускников:

- руководство любительскими творческими коллективами (постановка народных праздников и обрядов)

- художественное образование в образовательных учреждениях дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

Руководитель любительского творческого коллектива.

Преподаватель готовится к следующим видам деятельности:

- художественно-творческая деятельность (в любительских творческих коллективах), постановка народных праздников и обрядов;

- педагогическая деятельность (в образовательных учреждениях дополнительного образования), в том числе дополнительного образования детей образовательных школах;

- организационно-управленческая деятельность (руководство любительским творческим коллективом).

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- учреждения социально-культурной сферы, независимо от их организационно-правовых форм;

- региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;

- дома народного творчества;

- учреждения дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения;

- любительские творческие коллективы;

- досуговые формирования ( объединения).

В 1991году на базе народно-хорового отделения был создан фольклорный ансамбль «Игрицы» (художественный руководитель Н. И. Антыкова, музыкальный руководитель В. Д. Иванов), победитель Международных, Всероссийских смотров-конкурсов. Ансамбль на базе этнохудожественного творчества ведет большую творческую деятельность и в первую очередь это связано со сценическим воплощением песенного фольклора.

Только в этом ансамбле можно услышать жалейки, волынку, свирели и большое количество шумовых инструментов (ботолы, ревун, круговую трещотку). Все народные инструменты сделаны руками музыкального руководителя Иванова В. Д. Концертная программа ансамбля всегда яркая, зрелищная.

В работе народного ансамбля очень важно отметить процесс совместной работы всех студентов и преподавателей. Это творческая лаборатория – от режиссерского замысла до финального показа театрализованных программ и спектаклей. В разработке и постановке театрализованных программ и спектаклей участвуют преподаватели: Стипанова О. И. (постановка голоса, фольклорный и вокальный ансамбли); Камалиева О. К. (народная хореография); Ручкина Е. А.; Сачкова Н.А. (режиссура фольклорно-этнографического театра, исполнительское мастерство); преподаватель народных музыкальных инструментов, концертмейстер Филипченко Анатолий Васильевич.

Народный ансамбль «Игрицы» обладатель Гран-При на Всероссийском смотре-конкурсе, многократный обладатель дипломов, лауреат Международных, Всероссийских, областных и городских смотров-конкурсов, огромное количество благодарственных писем. Коллектив имеет богатые традиции, интересный исполнительский репертуар, активные участники культурной жизни Оренбурга и Оренбургской области.

Студенты и выпускники являются лауреатами и дипломантами Международных, Всероссийских, Межрегиональных и областных фестивалей, смотров-конкурсов, участвовали в съемках программы Российского телевидения « Играй гармонь». Мы гордимся нашими выпускниками!


Состав комиссии:

1. Антыкова Наталья Иосифовна

Занимаемая должность: преподаватель народно-хоровых дисциплин, председатель ПЦК этнохудожественного творчества, руководитель народного ансамбля « Игрицы».

Стаж работы: 35 лет

Квалификационная категория – высшая.

Награды и звания: Государственная медаль РФ; медаль ордена « За заслуги перед Отечеством II степени», памятная медаль « 300 лет М. В. Ломоносову», памятная медаль « 70-лет великой победы», памятная медаль « 100 лет со дня рождения М. А. Шолохова, юбилейная медаль « 50 лет Ленинскому району» города Оренбурга. Почетные грамоты от Губернатора Оренбургской области, Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, Министерство образования Оренбургской области и другие. В 2013 году диплом лучший учитель года в сфере культуры и искусства Оренбургской области.

2. Иванов Валерий Дмитриевич

Занимаемая должность: концертмейстер этнохудожественных дисциплин.

Стаж работы: 47 лет.

Квалификационная категория – высшая.

Работал концертмейстером при создании народных ансамблей «Родничок» руководитель Цибизов А. Ф. и «Ритм» руководитель Швец В. Д.. В настоящее время является аккомпаниатором народного ансамбля «Игрицы». Является лауреатом всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, о бладателем Гран При, Лауреат Международных, областных и городских смотров-конкурсов.

Награды: Памятная медаль «70 лет Великой Победы»; Знак министерства культуры Российской Федерации « За достижения в культуре».

3. Филипченко Анатолий Васильевич

З анимаемая должность: концертмейстер этнохудожественных дисциплин.

Стаж работы: 40 лет.

Квалификационная категория – высшая.

Награды и звания: Нагрудный знак Министерства культуры РФ « За достижения в культуре»; Почетная грамота Министерства культуры РФ; Грамота комитета по культуре и искусству администрации области; президиума областной организации профсоюза работников культуры. Дипломы областной украинской общественной организации; Благодарственные письма музея-квартиры Ростроповичей за участие в концертах, благодарности колледжа за отличный труд и профессиональную подготовку студентов, Диплом 3 степени Межрегионального конкурса «Русская песня».

4. Стипанова Оксана Ивановна

Занимаемая должность: преподаватель этнохудожественных дисциплин, заведующая учебной и производственной практикой.

Стаж работы: 21 год.

Квалификационная категория – высшая.

Награды и звания: Дипломы за участие в районных, межрегиональных, областных и городских фестивалей и конкурсов. Благодарственные письма от областных, городских общественных организаций; от Главы администрации муниципального образования Оренбургского района; от областных культурно-просветительных организаций. Диплом члена жюри Регионального конкурса юных исполнителей народной песни « Надежда».

5. Ручкина Елена Александровна.

Занимаемая должность: преподаватель этнохудожественных дисциплин – режиссура этнохудожественного театра, исполнительское мастерство.

Стаж работы: 3 года.

Квалификационная категория - первая.

Режиссер постановщик городских, областных, межрегиональных и международных фестивалей и конкурсов.

Награды и звания: Благодарственные письма Правительства Оренбургской области, Министра Оренбургской области, главы города Оренбурга, Ассамблеи народов Оренбургской области. Диплом лауреата фольклорного этнографического театра, за участие в областном фестивале народного творчества « Обильный край благословенный»; Благодарность Оренбургской областной украинской культурно-просветительской общественной организации им. Т. Г. Шевченко.

6. Алехнович Борис Михайлович

Занимаемая должность: преподаватель этнохудожественных дисциплин.

Стаж работы: 44 года.

Квалификационная категория – высшая.

Награды и звания: Почетное звание « Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Награжден знаком « За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации; вручены сертификаты Всероссийских конкурсов « Таланты России» за кураторство студенческой конкурсной работы «Статьи и публицистика».

7. Сачкова Наталья Александровна

Занимаемая должность: преподаватель этнохудожественных дисциплин - режиссура этнохудожественного театра, исполнительское мастерство, основы сценарной композиции, техника сцены и сценография.

Стаж работы: 3 года.

Квалификационная категория - первая. Закончила отделение "Музыкальное искусство эстрады" Оренбургского музыкального училища по спец-ти "эстрадное пение", Челябинский государственный институт культуры и искусств по спец-ти "режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель". В настоящее время- аспирантка кафедры культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры и искусств, режиссер-постановщик и ведущая праздничных мероприятий.

В национальной доктрине развития образования в россии, утвержденной президентом В. В. Путиным в 2000 г., подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны.

эти задачи отражены в федеральной программе «развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» (2001 г.), в законе рф об образовании (1996 г.), в национальной доктрине образования (2000 г.), в концепции развития художественного образования рф (2001г.), в государственной программе «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001-2005 годы», в ряде международных нормативных актов юнеско (среди них – «рекомендация по сохранению фольклора» (1989г.) И программа «шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.) И в ряде других документов [1].

Не случайно эта уникальная специальность привлекла к себе внимание юнеско и рассматривается этой авторитетной международной организацией как фактор сохранения и распространения в современном мировом культурно-образовательном пространстве знаний о народной художественной культуре разных стран и народов, высших духовно-нравственных ценностей и идеалов разных этносов, шедевров народного творчества и в целом культурного наследия разных стран, а также сохранения культурного многообразия в условиях глобализации. По специальности «народное художественное творчество» было разработано и утверждено три поколения государственного образовательного стандарта (1994, 1999 и 2002 гг.) И предусмотрено семь квалификаций: «руководитель этнокультурного центра, преподаватель», «художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель», «художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», «художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель», «художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», «режиссер любительского театра, преподаватель», «художественный руководитель любительской студии кино-, фото-, видеотворчества, преподаватель» [2].

В перечень общепрофессиональных дисциплин, по данной специальности включен курс «теория и история народной художественной культуры». Он является ключевым в профессиональной подготовке всех специалистов по народному художественному творчеству, независимо от их специализации.

Изучение данного курса на всех факультетах челябинской государственной академии культуры и искусств обеспечено различными учебными, научными, методическими изданиями, в перечне которых необходимо отметить следующее:

  • «народная художественная культура в условиях социализма» (1989). Это учебное пособие опубликовано профессором цукерманом в. С. После успешной защиты докторской диссертации «народная художественная культура как социальное явление» (1984) это стало единственным существенным на момент открытия специальности
  • «народное художественное творчество», материалом позволившим студентам изучать основы теории народной художественной культуры. Только в 1997 г. Появилось учебное пособие «народная художественная культура» каргина а. С..

В академии ведется последовательная работа по созданию учебников, учебных пособий, монографий, учебно-справочных изданий, учебно-методических комплексов, примерных и рабочих программ.

Изданы учебники: «основы региональной культуры» и «художественные промыслы южного урала» (2003) г. М. Казаковой, «теория и история декоративно-прикладного творчества» в. И. Титова (2006), «народные инструменты» э. А. Болодуриной и в. Н. Шульги (2005); монография «культура южного урала: локальный вариант регионального измерения» г. М. Казаковой (2007). Учебно-справочное издание «народная художественная культура» ершовой т. М. (2000, 2005, 2010), дополняет и методически способствует изучению курса.

Значительное место в освоении традиционной народной культуры занимают работы лазарева александра ивановича, опубликовавшего более 300 научных работ, в том числе учебные пособия «художественный метод фольклора» (1988), «технология литературного фольклоризма» (1991). Особое место занимает его трехтомный учебник «народоведение» (1997 – 1998).

Эту своеобразную трилогию можно считать итогом всей творческой жизни автора; в определенном отношении это и поучительный опыт для фольклористов. Широко тиражированный, трехтомник с энтузиазмом воспринят педагогической общественностью страны. Фольклорно-педагоги-
ческая трилогия а. И. Лазарева посвящена таким коренным понятиям, как отчий дом, семья, обрядность, труд. Насыщенный разнообразным фольклорным материалом, образцами разных фольклорных жанров, учебник настраивает педагогов и учащихся на объединение в жизнедеятельности детей и подростков познания, игры и творчества [3].

А. И. Лазарев – фольклорист не в привычном, филологическом значении. Он творчески воспринял традиции российского краеведения и наследие в. П. Бирюкова, продолжил опыт воссоединения фольклористики и народоведения.

Студенты хореографического факультета, обучающиеся по специальности «народное художественное творчество» и студенты культурологического факультета, обучающиеся по специальности «социально-культурная деятельность» и «культурология», изучающие курс «теория и история народной художественной культуры», не ограничены лекционными и семинарскими формами занятий.

Автор данной статьи, обучающий студентов выше названным предметам:

  • организовывает экскурсии в музеи и выставочные залы, в центр народного творчества;
  • предлагает студентам просмотр презентаций по декоративно-прикладному и изобразительному искусству;
  • привлекает к участию в презентациях авторских выставок, просмотрах видеоматериалов, занятиям в мастер-классах, которые проводятся на базе учреждений культуры;
  • рекомендует изучать актуальные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры, обращаясь к специализированным периодическим изданиям: «клуб», «живая старина», «праздник», «народное художественное творчество» и др., выбирать интересующие их статьи, составлять аннотированные библиографические списки;
  • инициирует подготовку студентами докладов, творческих работ, презентаций по народному художественному творчеству и т.п.

На кафедре культурологии и социологии академии, в рамках этнологической (фольклорной) практики, студенты второго курса дневного отделения, обучающиеся по специальности «культурология» и изучающие курс «теория и история нхк», посещают различные учреждения культуры г. Челябинска: выставочный зал союза художников, музей искусств, филармонию, дворцы культуры, краеведческий музей и др. Базой практики является гук «оцнт» государственное учреждение культуры «областной центр народного творчества».

В ходе практики студенты, получают уникальную возможность:

  • встретиться с руководителями учреждений и их сотрудниками;
  • присутствовать на занятиях кружков, студий, коллективов;
  • получать практические навыки в ходе работы мастер-классов;
  • знакомиться с видеоматериалами о ходе проведения праздников, концертов, фестивалей народного художественного творчества, проводимыми учреждениями культуры;
  • посещать концерты, фестивали, конкурсы художественно творческих коллективов, выставки мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • пользоваться методическими, сценарными, учебными, архивными и иными источниками учреждений культуры;
  • фотографировать, снимать на видео и иные цифровые носители;
  • приобретать сувенирную, методическую и иную продукцию.

Практические занятия способствуют формированию у студентов живого интереса к изучению традиционной народной культуры, углубляет их знания и позволяет по-новому взглянуть на истоки культуры, традиции, обряды, обычаи, праздники, почувствовать себя участниками процесса по возрождению народной художественной культуры.

Деятельность специалиста по народному художественному творчеству носит, прежде всего, практический, прикладной характер, имеет конкретную цель и подчиняется жестким параметрам эффективности.

Подготовка будущего выпускника в вузе может быть более эффективной, при решении следующих проблем:

  • внедрение интеграции в образовательные процессы, предполагающей включение не только творческих кафедр: хореографического, театрального, хорового, инструментального, прикладного искусства, но и кафедры: экономики, информатики, истории, литературы и др.;
  • внедрение в учебный процесс новейших технологий;
  • восстановление междисциплинарных связей;
  • поиск синтетических форм в обучении;
  • разработка стратегической программы по подготовке современного, конкурентоспособного специалиста, в сфере народно художественной культуры объединяющей совместные усилия факультетов, кафедр, преподавателей и студентов;
  • выстраивание прочных внешних связей с учреждениями культуры и др.

Реализация вышеобозначенных проблем позволит будущим специалистам народного художественного творчества включаться в различные виды деятельности:

  • культурнотворческую, направленную на изучение, сохранение, восстановление и использование культурных ценностей современного многонационального общества;
  • образовательную, профессионально-ориентированную;
  • исследовательскую, направленную на сбор информации, выявление и анализ актуальных проблем;
  • инновационную, предполагающую освоение и внедрение различных технологий;
  • коммуникативную, состоящую из межличностного и межгруппового общения в сфере народного искусства;
  • этнонаправленную, связанную с развитием толерантности, освоением и сохранением этнокультурных ценностей, воплощенных в художественной форме.

В заключении необходимо отметить, что подготовка специалиста народного художественного творчества предполагает не только наличие профессиональных знаний и умений, но и формирование творчески мыслящего высоконравственного человека с богатым духовным миром, способного возрождать, сохранять, развивать и совершенствовать достижения предшествующих поколений.

  1. Бакланова, т. И. Народное художественное творчество: сб-к программ, ч.1. – м.: мгуки – 2002. – с. 7.
  2. Гост впо в области культуры и искусства. – м.: мин. Образования рф, 2003 г.
  3. Гусев, в. Е. Александр иванович лазарев (23.02.1928 – 24.03.2001) // живая старина. – 2002. – №1. – с. 62.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челя-бинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Читайте также: