Оплачивались ли должности в афинах и риме

Опубликовано: 02.10.2024

Римская республика имела сходные черты с передовыми городами-государствами Греции: долговое рабство было уничтожено по требованию свободной бедноты; полноправным населением являлись граждане, имевшие определенные права (участие в народном собрании, право занимать должности) и обязанности (военная служба). Однако народовластие в Риме носило фиктивный характер, государственная власть почти безраздельно находилась в руках знатных семей.

Важнейшей функцией Римской республики была организация военных действий с целью захвата новых земель. В результате более чем двухсотлетних войн римляне установили господство над Италией и создали боеспособнейшее войско, готовое к новым захватам.

Урок начинается с изучения нового материала. Другие варианты: I. Б 3. II. Б 2; А 1; Б 3. III. Б 1; А 2; Б 3. Вопросы и задания:

А. 1. Сравните условия для развития мореплавания в древней Италии и в древней Греции. Руководя работой, учитель ставит вспомогательные вопросы и задания: «В чем сходство этих условий? (Вспомните, каким было географическое положение обеих стран.) В чем различие? (Сравните бухты, горы, особенности хозяйства в обеихч странах, острова близ их берегов.) Сделайте вывод из сравнения». Материал для обобщения учитель найдет в таблице 18.

2. Опишите город Рим в первые века его существования. Б. 1. Покажите на карте Римское государство в конце VI в. до н. э. и скажите, где оно было расположено. 2. Каким занятиям благоприятствовала в древности природа Италии? 3. Кого называли патрициями и кого плебеями? Чем положение плебеев отличалось от положения патрициев?

План изучения: 1. Борьба патрициев и плебеев. 2. Аристократический характер Римской республики. 3. Завоевание римлянами Италии.

1. Борьба плебеев с патрициями продолжалась свыше двухсот лет. В самом начале этой борьбы плебеи добились права ежегодно избирать народных трибунов (сначала - двух, позже- десять). Желательно конкретизировать представление учащихся о праве вето.

Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на принесенную с собой скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление, невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «Запрещаю!» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «право вето», т. е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

Затем учащиеся могут познакомиться с текстом учебника путем чтения вслух (§ 44, п. 1). При этом часть фактов оказывается им известной из рассказа учителя, а часть является новой. Обращается внимание на главное: плебеи добились отмены долгового рабства и уравнения в правах с патрициями; они стали полноправными римскими гражданами.

2. «Как стало называться Римское государство с 509 г, до н. э.?»- спрашивает учитель. Получив ответ, он говорит: «Послушайте, что представляло собой управление в Риме в III в. до н. э. Сравним Римское и Афинское государства». В ходе объяснения учитель чертит на доске схему устройства Римской республики, сравнительно с предшествующим уроком более полную (см. пособие, рис. 27). Хороший эффект дает также фиксирование учителем главных мыслей изложения на доске в виде следующей памятки:

Рис. 27. Устройство Римской республики. Меловая схема

Рис. 27. Устройство Римской республики. Меловая схема

Различия в государственном строе Афин и Рима:

2. Оплата должностей.

3. Снятие с должности.

(Из заголовка памятки на доску может быть вынесено лишь первое слово - «различия».)

Народное собрание состояло из граждан - патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть, оно выбирало должностных лиц (консулов, народных трибунов и др.), объявляло войну и заключало мир, принимало законы. Очень важно,что только консулы, народные трибуны и другие должностные лица обладали правом предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовало за него или против. Вспомните, какой порядок был в Афинах. Подумайте, кому было выгодно обсуждение нового закона перед голосованием. Обсуждение было необходимо прежде всего малообразованным, плохо разбиравшимся в государственных делах людям, т. е. большинству бедных граждан.)

Должностным лицом в Риме, например консулом, по закону мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Однако в Риме не платили за службу государству (а в Афинах?), поэтому лишь богачи занимали должности. Так, например, консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров.

Деньги нужны были и для организации выборов. Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одержать победу на выборах было не просто. Богатые рабовладельцы всеми способами стремились привлечь избирателей на свою сторону.

Случалось, что за несколько месяцев до выборов рабовладелец говорил, обращаясь к бедноте: «Мой дом открыт для всех желающих. Обедаю я в три часа пополудни. Каждый может получить в моем доме вкусный обед». Другой богач, его соперник, торопился использовать тот же прием. «А ко мне в дом приходите в любое время, - говорил он. - Каждый получит вдоволь овощей, оливок, вина. А у тебя, друг, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ впридачу!»

Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которыми обладали только богатые патриции и плебеи.

Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине, называвшейся Марсовым полем. В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. Рабовладельцы, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ - кандиду (отсюда кандидат - человек, стремящийся занять какую-нибудь должность). Это должно было означать, что совесть будущего консула так же чиста, как отбеленная ткань его плаща.

Учитель характеризует власть консулов в форме задания: «Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом, созывали народное собрание, по очереди председательствовали в нем, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел (отсюда глагол «консультироваться» - т. е. советоваться); прежде чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.

Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войском поочередно, ежедневно меняясь.

Дайте оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?»

Выслушав ответы, учитель объясняет, что в мирное время этот порядок разумен. («Одна голова хорошо, а две лучше»,- говорят ученики.) Но на войне ежедневная смена командующего вредна и опасна. Например, один консул считает, что от сражения следует отказаться, а другой настаивает на нем и лишь ждет того дня, когда командование перейдет к нему (см. ниже, стр. 280).

Консул имел почетную охрану из 12 человек (они назывались ликторами). Толпа расступалась при виде ликторов, расчищавших дорогу консулу. На плечах у них были связки березовых или вязовых прутьев, в эти связки были воткнуты топоры. Консул мог приказать выпороть преступника, а в исключительных случаях даже отрубить ему голову.

В течение того срока, на который римский гражданин был избран на должность (обычно на год), его не могли сместить с этой должности. (Совпадает ли это с порядком, существовавшим в Афинах?)

Если учащиеся забыли государственное устройство Афин, учитель напоминает в соответствующих местах изложения, что в Афинах любой гражданин мог предложить новый закон; народное собрание обсуждало закон, прежде чем принять или отвергнуть;, за службу государству платили деньги; гражданина, не справившегося со своими обязанностями, смещали с должности до окончания срока.

Сенат первоначально был советом старейшин, состоящим из трехсот человек. В III в. до н. э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената - сенаторами - без всяких выборов и пожизненно становились бывшие консулы (Кроме должности консула, в Риме существовали и другие выборные должности (преторы, эдилы, квесторы). Римляне, занимавшие эти должности, отбьгв свой служебный срок, также попадали в сенат. С III в. до н. э. членами сената становились и бывшие народные трибуны). (Учитель подчеркивает, что в Афинах V в. до н. э. не было органа власти, подобного сенату.)

Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения сенаторов, даже если был не согласен с ними. «Я мог бы настоять на своем,- думал консул,- но стоит ли мне ссориться с сенаторами? Меньше чем через год я займу место среди них и до конца своей жизни буду сенатором. Никогда мне не простят сенаторы, если я поступлю не так, как они хотят». Таким образом, получалось, что сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц.

Сенат не отчитывался в своих действиях перед народным собранием, он обладал огромной властью (ведал казной, вел переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы, планы ведения войн). По словам одного древнего историка, «почти все дела римлян решаются сенатом».

Работа над заданием, предложенным в начале изложения вопроса, расчленяется на части:

1. В чем сходство между государством в Афинах ив Риме? (Чем отличались оба государства от древнеегипетского государства?) Учащиеся способны указать на то, что высшая власть в обоих государствах принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители. Обобщая ответы, учитель говорит, что оба государства являлись республиками, причем рабовладельческими республиками. Он может напомнить учащимся, какие государства называются республиками (стр. 181).

2. В чем различие между Афинской и Римской республиками? Где свободные бедняки играли большую роль в управлении? Докажите. Обычно учащиеся, пользуясь памяткой на доске, дают правильный ответ. Обобщая, учитель объясняет, почему Афины называют демократической, а Рим - аристократической республикой. Власть в Риме принадлежала знати - нескольким десяткам наиболее богатых патрицианских и плебейских семей.

3. Римское государство силой захватывало земли у соседних племен (§ 44, п. 4). В результате длительных войн римляне завоевали Италию и создали большое и боеспособное войско, которое делилось на легионы. Войско было крестьянским, безземельных бедняков на военную службу не брали.

Работа с рис. 2 (стр. 183). У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась лучшей в мире. Легионер был защищен шлемом, панцирем, широким ременным поясом с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок и обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплен железными полосами, а в центре находилась железная шишка, которую воин стремился подставить под удар врага.

Римляне обладали совершенным наступательным оружием. Греки и македоняне использовали для дальнего боя лук, пращу и дротики, а для ближнего - копья (реже - мечи, которые изготавливались из высококачественного металла и стоили дорого). Таким образом, греческие и македонские воины обладали оружием либо для метания, либо для рукопашного боя.

Римляне вооружили всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Но главным нововведением было особое копье, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника (1 м 3 см), насаженного на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал в него копье. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копье, имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движения воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьем можно было действовать и в рукопашной схватке; опытные легионеры пронзали им сразу двух противников.

На рисунке легион, готовый к бою. Воины построены не сплошной массой, подобно фаланге, а небольшими отрядами в три линии (каждая состояла из десяти отрядив, но видны только пять из них). В первой линии стоят молодые и необстрелянные воины. Они смелы, но неопытны и в решительный момент могут не выдержать. За ними отряды второй линии, состоящие из более опытных воинов. В третьей линии стоят самые надежные старые воины. Многие из них убелены сединами, на их лицах шрамы. «Эти не подведут»,- думает про них консул. Все отряды расположены в шахматном порядке.

Вперед выбежали легковооруженные воины. Они забрасывают противника дротиками и камнями из пращи. Затем принимает бой первая линия. Если консул видит, что ей не сдержать натиска врагов, он приказывает отступать. Куда? («В промежутки между отрядами второй линии», - догадываются учащиеся.) Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними - готовые к бою воины второй линии. Если положение станет опасным, консул введет в бой резервы - отряды третьей линии.

Римское войско строило укрепленный лагерь, даже останавливаясь на одну ночь (рис. на стр. 207). Посланные вперед командиры выбирали ровную местность, где поблизости были вода, топливо для костров и трава для обозного скота. Лагерь строился по раз и навсегда установленному плану в форме четырехугольника. Флажками размечалось расположение стоянки: проводились две пересекающиеся главные улицы лагеря. На месте пересечения белым флагом отмечали расположение палатки командующего.

Подойдя к месту стоянки, каждый воин знал и улицу и ту часть ее, где должна находиться его палатка. Сложив оружие, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли его частоколом. Затем устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Лагерь, ставший крепостью, был надежной защитой для .отдыхающего войска. При внезапной тревоге в нем не бывало сутолоки и толкотни.

Римская армия славилась своей дисциплиной. Если часть войска обнаружила трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, его предавали военному суду и забивали камнями и палками. За мелкие проступки пороли, уменьшали паек, понижали в чине.

Отличившихся воинов хвалили перед народным собранием, повышали в чине, увеличивали долю военной добычи, награждали серебряными или золотыми браслетами, цепочками, фале-рами (кружки вроде медалей с изображениями богов или полководцев), почетным оружием. Высшими знаками отличия были венки: дубовый венок давался воину, спасшему в бою товарища; венок с изображением зубчатой стены давался тому, кто первым взобрался на стены неприятельской крепости. На полководца, одержавшего победу, возлагался лавровый венок (См.: Суздальский Ю. П. и др. На семи холмах. Очерки культуры древнего Рима. М., 1966, с. 155-15Z)

Власть защищала интересы меньшинства населения: Афины - гражданского коллектива, в пользу которого шли доходы от эксплуатации рабов, переселенцев и союзников; Рим – римских аристократов, пользовавшихся основными выгодами от завоевательных войн, от эксплуатации рабов и населения

Свободное население в управлении:

Афины - в управлении участвовал весь гражданский коллектив – любой гражданин имел право предложить новый закон и участвовать в его обсуждении.

Большинство должностей оплачивалось из государственной казны; народное собрание могло снять любого гражданина с занимаемой должности; ареопаг в результате борьбы демоса со знатью лишился своих важнейших прав.

Рим - влияние незнатных и небогатых граждан на государственные дела было ограничено, в управлении участвовали главным образом аристократы - только должностное лицо имело право предлагать новые законы. Народное собрание принимало или отвергало их без обсуждения

За занимательную должность ничего не платили; народное собрание не имело права снять гражданина с должности, а также привлечь к ответственности за проступки до окончания положенного срока; сенат превратился из совета старейшин в важнейший орган власти

Римская империя. Принципат. Доминат

Принципат 27 г. до н. э. Октавиан– власть принадлежит Принципсу, но формально существуют республиканские органы власти.

Власть Принципса – высочайший империум – право избрания на важнейшие должности, создание отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, собственная казна, команда всей армией, самостоятельно вопросы войны и мира, его постановления имеют силу закона.

Принципс одновременно избирается консулом (может отменять решения любого магистрата), цензором (формирует сенат), народным трибуном (налагает вето на решения сената, народного собрания или других магистратов).

Трибутные комиции действуют, созываются редко и лишены права избирать магистратов.

Должность Принципса не пожизненная, избирается сенатом.

Доминат – реформы Диоклетиана: административная (раздел Империи на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь)), военная (рекрутский набор, пограничные и передвижные войска), податная (подушное налогообложение не натурой, а деньгами; регулярная перепись населения), финансовая (новая валюта с низким содержанием драг. металла).

Сенат стал административным органом г. Рима. Магистраты – должностные лица города. Создание имперского совета и отраслевых органов управления.

Власть Доминатора неограниченная.

Система государственных органов Римской республики.

Формально – высший орган – комиции (народные собрания) к III века потеряли значение

Орган управления – Сенат (300 сенаторов, которые избираются цензорами). Компетенция – вопросы войны мира, междунар. договоры, контроль за избранием должностных лиц. Исключ. компетенция – распоряжение казной.

Магистраты – потэстас - (выборность; коллегиальность; срочность (на 1 год); принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения – из аристократов) не могли вмешиваться в д-сть дркуг друга, но могли наложить вето:

Ординарные (постоянные): консул (2) – магнус империум – первостепенные гражданские и военные дела; пертор (2) – минус империум –судебные функции, толкование права; народные трибуны – защита плебеев от патрицианских магистратов, защита невиннообвиненных, законодательная инициатива к комиции; цензоры (5 человек на 5 лет by комиции) – вопросы распределения общества по имущественному цензу

Экстраординарные (период кризиса): диктатор – суммум империум – законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Первоначально – на пол года, потом – пожизненно.

Система и источники РП

Фас (религиозное)\юс (светское):

Цивильное (квиретское) – право граждан

Право народов (генцум)

Преторское – деятельность судебных органов по дополнению и исправлению цивильного права

Естественное (натурале) – мораль, нравственность.

Законы в респ. период все законы через комиции. Первый посменный закон – законы XII таблиц

Императорский конституции и указы: эдикты (решения общего характера); мандаты (инструкции чиновникам); декреты (судебные решения императора); рескрипты (ответы на юр. вопросы)

Деятельность юристов (Гай, Павел, Ульпиан)

Плебисциты – источники права для плебеев

Папирусы – источники знания о праве.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 6809 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Устройство Римской республики и Афинского полиса во многом похожи. И в Древнем Риме, и в Древних Афинах государственный строй назывался демократическим, источником всей власти был народ — граждане, обладающие избирательным правом. Но на деле существовали большие различия в системах управления. Если в Афинах действительно граждане активно участвовали в принятии законов и управлении государством, то в системе управления Римом существовали признаки как народовластия, так и власти олигархов и даже признаки монархии. Развитые органы государственного управления должны были соблюдать строгие принципы разделения полномочий. Ни один оган управления не мог представлять римский народ в целом. В этом были не только необходимые гарантии от узурпации власти, но и требование «действовать с народом». Наличие взаимных сдержек разных государственных органов было в римском праве гарантией реализации народной воли. При этом благо народа признавалось высшим законом и высшим принципом организации власти.

Принятие законов. Законы в Афинском полисе и Римской республике принимались на Народном собрании.

• В Древних Афинах любой гражданин мог стать инициатором закона, который обсуждался и разрабатывался в Совете 500 и выносился для утверждения на Народное собрание.
• В Древнем Риме инициаторами законов могли выступать только консулы или народные трибуны, разработкой законов занимался Сенат, то есть те люди, которые как считалось в этом хоть что-то соображают. Затем повестка Народного собрания утверждалась в Сенате, а консулы должны были объявить сбор Народного собрания. На собрании граждане принимали закон, но его еще должны были утвердить в Сенате.

Выборные должности. И в Древнем Риме и в Афинском полисе существовали выборные должности.

• В Афинах — высшими выборными должностями являлись стратеги, подотчетные Народному собранию.
• В Риме — консулы. Эта должность тоже была коллегиальной, поскольку консулов всегда было двое. Для принятия какого-либо решения, они должны были согласовывать его друг с другом, поскольку каждый из них мог заблокировать решение другого. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали Сенат и Народные собрания (комиции), председательствовали в них, назначали диктаторов и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах Сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.
• В Римской республике за исполнение выборных обязанностей не существовало какой-либо платы, поэтому зачастую такие должности занимали люди обеспеченные. В Афинах платили за исполнение таких обязанностей и занять общественные должности, а следовательно, принимать непосредственное участие в управлении государством мог каждый.

Народные собрания. В Римской республике и Афинском полисе существовали Народные собрания, но их роль и значение были разными.

• В Афинах Народное собрание являлось высшим органом власти, принимающим законы, избирающим стратегов и кандидатов на прочие выборные должности, контролирующим финансовые расходы, решающим важные вопросы жизни полиса, войны и мира.
• В Древнем Риме роль Народных собраний была не такой значительной. Граждане на таких собраниях избирали и как бы делегировали свою власть различным исполнительным органам, а те в свою очередь должны были как бы советоваться с народом по важным решениям.

Коллегиальные органы управления. В Афинах и в Риме существовали коллегиальные органы управления.

• Сенат в Древнем Риме — собрание «лучших людей», призванных руководить всей общиной. Сенат формировался главным образом из тех, кто своей прежней деятельностью доказал умение руководить народом — то есть из бывших должностных лиц, военачальников и т.д., а также отвечал высокому имущественному цензу. Позднее звание сенатора стало наследственным, связывалось с соблюдением определенных правовых ограничении и, по существу, стало не только государственно-политическим чином, но и сословным обозначением. Сенат считался как бы «опекуном» римского народа и потому обладал некоторыми императивными полномочиями: мог не утвердить принятый собранием закон (но сам принять закон права не имел), представлял республику во внешних сношениях, заведовал государственной казной, контролировал деятельность должностных лиц. Однако влияния на выбор должностных лиц, т.е. в конечном счете, на свой собственный состав, Сенат не имел.
• В отличие от Сената в Древнем Риме, коллегиальные органы управления в Афинах не имели такой власти. Роль совета архонтов со временем только уменьшалась, а Совет 500 был лишь рабочим органом Народного собрания, в котором разрабатывались законы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим? (753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле. Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
– Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц». У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

В 594 году до н.э. в древних Афинах архонтом-эпонимом был избран Солон. Он отменил долговое рабство.

Объясните значение слов

1. Как происходили выборы консулов в Риме?

Раз в год в один из летних дней на Марсовом поле, широкой равнине за городскими стенами, собирались граждане Рима. Они должны были выбрать новых консулов. Приносились жертвы богами, поднимался красный флаг, знак того, что Риму не грозит вторжение, из города выходили действующие правители. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Таблички опускались в особую корзину. После подсчета голосов раздавался звук трубы и объявлялись имена двух победителей. Консулом мог стать любой гражданин Рима, и богатый и бедный. Но поскольку денег за исполнение обязанностей на выборной должности не платили, как правило консулами становились богатые граждане из патрициев и плебеев.

2. В чём состояли служебные обязанности консулов? Чем они занимались?

Оба консула обладали равной властью. Они проводили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы. Каждый из них имел право отменить распоряжение другого, поэтому консулы должны были принимать коллегиальные решения. Во время военного похода, один консул командовал войском, второй находился в городе. В случае опасной ситуации оба консула попеременно командовали войском.

3. Как пополнялся сенат? Какими государственными делами ведали сенаторы?

Со временем, порядок пополнения Сената, менялся. Количество сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек. Теперь в него входили не только старшины родов патрициев, но и бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все сенаторы пожизненно становились членами Сената.

Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал план ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторы также могли исполнять судебные функции. Сенат не отчитывался ни перед кем в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

4. Почему при обсуждении дел в сенате консул редко выступал против мнения большинства?

Консулы после года службы автоматически без выборов становились членами Сената. Поэтому, консулы старались не идти против воли большинства в Сенате, поскольку потом сенаторы бы не простили бывшим консулам такое самовольство.

5. Какие меры наказания и поощрения применя­лись в римском войске?

Римская армия славилась своей дисциплиной, которая поддерживалась суровыми наказаниями. Если воины проявили трусость во время боя, то после боя воинов отряда выстраивали в шеренгу и каждого десятого по жребию казнили. Если часовой засыпал на посту, его насмерть забивали камнями. Храбрость же в римском войске поощрялась. Отличившиеся получали увеличенную долю военной добычи и награждались почетным оружием. А тому, кто первым взобрался на стены вражеской крепости, давали венок с изображение зубчатой стены.

Опишите рисунок «Построение легиона» (с. 225). Как строился легион перед боем? Как он действовал в бою?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Вооружение римского легионера состояло из двух метательных пилумов (легкого и тяжелого), короткого обоюдоострого меча гладиуса и большого прямоугольно щита. В боевом построении манипулы двигались по направлению к неприятелю. В зависимости от конкретной обстановки, легион мог образовать необходимый для атаки сплошной строй, либо сомкнув манипулы первой линии, либо вдвинув манипулы второй линии в интервалы между манипулами первой. Манипулы триариев обычно пускались в ход лишь тогда, когда ситуация становилась критической, обычно же исход боя решался двумя первыми линиями. Легионеры, оказавшись в 10–15 м от врага, обрушивали на него град копий-пилумов и, выхватив мечи, начинали рукопашный бой. Пилум имел длинный наконечник из мягкого металла и утяжеленную рукоятку. Несколько пилумов, впившись в щит вражеского воина, тянули своим весом щит вниз, и воин оставался без защиты перед короткими мечами римлян.

Подготовьте сообщение

Подготовьте сообщения: об одежде римлян; о гаданиях в Риме. (По учебнику и ресурсам Интернета.)

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Одежда римлян

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом). Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов.

Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

  • Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.
  • Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.
  • Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок так же была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни. Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Гадания в Риме

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

В Риме суеверия, вера в сверхъестественное, знамения, чудеса, уважение к гадателям были распространены не меньше, чем в Греции. В глазах римлян всякому бедствию предшествует какое-либо неблагоприятное знамение, будь то дождь из камней, таинственные голоса или внезапное падение статуи. Убеждение это сохранялось в народе веками. Вера в гадания составляла неотъемлемую часть и официальной религиозности.

Древнейшим и едва ли не самым важным для римлян видом гадания были ауспиции — наблюдения за полетом вещих птиц. Откликались римляне и на все чудесные, необыкновенные явления: внеурочный разлив реки, падение метеорита, всевозможные таинственные звуки, которым давали самое фантастическое истолкование. Верили римляне и в вещие сны, и в приметы — добрые и дурные, и в возможность простейшими действиями предотвратить несчастье.

В Риме заниматься гаданиями, наблюдать и толковать знамения мог кто ни попадя: в частных, семейных делах — отец семейства, глава дома или его управляющий, в делах государственных — соответствующее должностное лицо. Независимо от этого были и жрецы-гадатели: авгуры и гаруспики.

Гаруспики гадали по внутренностям жертвенных животных: они внимательно исследовали сердце, легкие, но более всего печень. Если гаруспики обнаруживали при изучении внутренностей животного нечто благоприятное, то они трижды обходили с ними вокруг алтаря, на котором сжигали жертвенный пирог. И все же гаруспики не пользовались в Риме таким почетом и авторитетом, как жрецы-авгуры, ведь в гаданиях по внутренностям животных слишком многое зависело от неких особых знаний, которыми, как считалось, обладали одни только гаруспики, поэтому их толкования знаков казались римлянам произвольными и не всегда достоверными.

Совершенно иным было положение в римском обществе авгуров, гадавших по полету птиц. Еще со времен царя Нумы Помпилия авгуры образовывали коллегию, число членов которой постоянно росло. Стать авгуром мог каждый гражданин, кого авгуры принимали в свои ряды; этот жреческий сан давался пожизненно. Авгуры не руководили и сами не совершали жертвоприношений, не исполняли и других жреческих обязанностей, кроме одной — следить за священными, вещими птицами, за их полетом, криками и т. п. На освященном традицией месте на Капитолийском холме авгур очерчивал определенное замкнутое пространство для ауспиций в форме квадрата, ориентированного по сторонам света: две линии проводились с востока на запад и две — с юга на север. На обозначенном месте ставили шатер, так, чтобы вход в него был обращен на юг. Авгур усаживался перед входом в шатер, очерчивал соответствующее пространство своим посохом и на небе и ждал появления птиц. Весь обряд совершался в полной тишине, в безусловном священном молчании. Полет птиц с левой стороны от авгура рассматривался как добрый знак, появление же птиц с правой, западной стороны предвещало нечто неблагоприятное. Если ауспиции проходили в связи с какой-либо заранее намеченной акцией (народное собрание, решение государственных дел, военная экспедиция) и гадание оказывалось неблагоприятным, акцию откладывали, чтобы в установленный срок вновь прибегнуть к ауспициям. Нетрудно догадаться, что во многих случаях исход политической борьбы или личных интриг зависел от авгуров.

Весьма распространенной формой гадания было наблюдение за поведением священных цыплят в то время, как они клевали корм. Такое гадание также входило в компетенцию авгуров-птицегадателей; их помощники приносили клетки с цыплятами и насыпали им зерна. Если птенцы охотно принимались клевать, это считалось добрым знаком; если же не проявляли большого интереса к еде, исход гадания оказывался неблагоприятным. Понятно, что и здесь многое зависело от самих авгуров, которые могли следовать своим личным или политическим пристрастиям.

В чём преимущество построения легиона в бою сравнитель­но с македонской фалангой?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 46

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие предания и легенды древних римлян вам запом­нились?

Самым известным преданием, конечно же является легенда об основании Рима братьями Ромулом и Ремом. Она повествует об их чудесном рождении, естественно, не обошлось без божественного вмешательства бога войны Марса, попытке их убийства и спасении с помощью волчицы, накормившей их своим молоком, и пастухом, который нашел их и вырастил. Возмужав, браться вернули власть своему деду. Но сами они решили построить новый город. В процессе создания Рима между братьями разгорелся спор, в результате которого Рем был убит.

В числе главных преданий можно назвать мифологическую поэму Виргилия «Энеида», в которой он связал рождение римской цивилизации с троянским царским родом. В своей поэме Виргилий описал путешествие бежавшего после разгрома Трои родственника царя Приама Энея, который со спутниками прибыл в Италию и породнился с царским родом племени латинов, которые в свою очередь пошли от Латина, внука Одиссея, связав таким образом эллинские корни и божественное предначертание особой роли Рима в мире.

Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам. Наиболее популярными мифами считаются.

  • Похищение сабинянок объясняет важность сабинян в формировании римской культуры и возвышение Рима через конфликт и альянс.
  • Нума Помпилий, второй царь Рима, по происхождению сабинянин, который общался с нимфой Эгерией и создал многие из правовых и религиозных институтов Рима.
  • Лукреция, чьё самопожертвование послужило поводом к свержению ранней Римской монархии и привело к созданию Республики.
  • Муций Сцевола («Левша»), который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою преданность Риму.
  • Манлий Капитолин и гуси, о божественном вмешательстве в осаду Рима галлами.

В чём сходство между устройством Римской республи­ки и Афинского полиса при Перикле? В чём различия (опорные слова: принятие законов, оплата должностей, роль сената)?

Принятие законов. Законы в Афинском полисе и Римской республике принимались на Народном собрании.

  • В Древних Афинах любой гражданин мог стать инициатором закона, который обсуждался и разрабатывался в Совете 500 и выносился для утверждения на Народное собрание.
  • В Древнем Риме инициаторами законов могли выступать только консулы или народные трибуны, разработкой законов занимался Сенат, то есть те люди, которые как считалось в этом хоть что-то соображают. Затем повестка Народного собрания утверждалась в Сенате, а консулы должны были объявить сбор Народного собрания. На собрании граждане принимали закон, но его еще должны были утвердить в Сенате.

Выборные должности. И в Древнем Риме и в Афинском полисе существовали выборные должности.

Народные собрания. В Римской республике и Афинском полисе существовали Народные собрания, но их роль и значение были разными.

  • В Афинах Народное собрание являлось высшим органом власти, принимающим законы, избирающим стратегов и кандидатов на прочие выборные должности, контролирующим финансовые расходы, решающим важные вопросы жизни полиса, войны и мира.
  • В Древнем Риме роль Народных собраний была не такой значительной. Граждане на таких собраниях избирали и как бы делегировали свою власть различным исполнительным органам, а те в свою очередь должны были как бы советоваться с народом по важным решениям.

Коллегиальные органы управления. В Афинах и в Риме существовали коллегиальные органы управления.

Читайте также: