Перспективна ли профессия учителя

Опубликовано: 04.07.2024

Несмотря на то, что профессия учителя сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.

Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования. Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ.

Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность, обучаясь в вузе. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель права и английского языка; учитель математики, менеджер образования.

Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя. В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.

При назначении разряда учитываются критерии: образование, профессиональное образование; стаж работы;ученая степень и ученое звание; особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.

В системе образования разряды распределены по трем категориям. Квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).

Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.

Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.

Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации, которая проводится через 5 лет. Принципы аттестации: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:

- Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);

- Заслуженный учитель РФ;

- Отличник образования РФ;

За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.

Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер заработной платы учителя. Следует знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.

Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, не рутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Большинство россиян до сих пор убеждены, что учитель – это «профессионализм», «сложность работы с детьми», «доброжелательность», «большая нагрузка» и «низкая зарплата». Но что же, на самом деле, скрывается под занавесом педагогической профессии?

Сегодня ВЦИОМ обнародовал данные, связанные с общественным мнением относительно профессии учителя . По результатам исследования большинство респондентов (33%) считают, что отличительной чертой школьного учителя, в первую очередь, является профессионализм, 27% опрошенных уверены, что педагог должен проявлять любовь к детям, а доброжелательность как основную характеристику педагога отметил 21% участников опроса. При этом, чтобы учитель отличался умением донести информацию, внимательностью, образованностью, грамотностью и уравновешенностью важно менее 10% респондентов.

Однако помимо положительных составляющих, под обозрение россиян попали и те отрицательные качества педагогической профессии, которые определяют ее невысокий престиж и положение на рынке труда для современных специалистов. Больше половины участников опроса утверждают, что низкий уровень заработной платы предопределяет непопулярность профессии учителя. Также, специфика работы, связанная с постоянным взаимодействием с детьми и интенсивными нервными нагрузками, не может остаться без внимания со стороны людей, принимающих решение не в пользу данной деятельности. А 14% опрошенных не забыли упомянуть и об общей высокой загрузке, которую испытывает каждый учитель.

Таким образом, получается, что в настоящих реалиях как и сотни лет назад работа современного учителя подразумевает под собой все те же требования к личности человека и его профессиональным компетенциям? У представителей Московского городского педагогического университета (МГПУ) иное мнение на этот счет.

С недавнего времени у них стартовало обучение учителей-роботов. Речь в данном случае идет не об автоматическом устройстве, совершающем механические операции, а о программном обеспечении, которое позволит не только модернизировать и усовершенствовать образовательный процесс в российских школах, но и обеспечит современных учителей возможностью персонального подхода в работе с каждым учеником.

Наличие такого цифрового ассистента серьезным образом ускорит и облегчить подготовительный процесс к уроку, поможет правильно организовать образовательное пространство, а главное высвободит педагогу достаточное количество времени для проектной и воспитательной работы со школьниками.

Такого рода нововведения серьезным образом меняют не только функционал, но и роль современного учителя в образовательном процессе, давая возможность не только отойти от типичных задач в виде получения и передачи информации, но и превращая его в основоположника индивидуальной траектории обучения ученика, обеспечивая полноценное сопровождение на этом пути.

Безусловно, в конечном счете, главная цель школьного учителя – воспитание и обучение следующих поколений – останется неизменной. Однако полагать, что задачи и особенности данной профессии в настоящее время также не претерпевают серьезных изменений – большое заблуждение. И свидетельством тому являются многочисленные образовательные программы , готовящие педагогов, и включающие в себя широкий спектр дисциплин, связанных как с передовыми цифровыми технологиями, так и современными психолого-педагогическими методиками, направленными на повышение не только качества образовательного процесса, но и качества жизни самих учителей. Отчего и количество желающих овладеть педагогической профессией значительно возросло среди молодежи.

А что касается уровня заработной платы, то согласно письму, направленному в марте этого года Минобрнаукой в Министерство труда, в 2017 году Правительство увеличило размер зарплаты научных сотрудников и преподавателей вузов до уровня, утвержденного майскими указаниями Президента РФ. И в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» ведомство планирует выйти с инициативой повышения уровня зарплаты школьных учителей до 150% от средней по региону.

Следовательно, можно предположить, что профессия современного учителя несет с собой не только новые возможности и перспективные горизонты, но и достойные условия жизни.

Учитель – это специалист, деятельность которого направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Он умеет не просто рассказать информацию, а донести ее до слушателя таким образом, чтобы тот ее запомнил, понял и научился применять в жизни.

История

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

История профессии учителя

В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Описание

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

На каких специальностях учиться

Наставление учителей

Вы можете выбрать как специализированную отрасль знания, в программе которой есть курс педагогики, так и специфическую специальность:

  • педагогическое образование;
  • учитель младших классов;
  • хореографическое искусство;
  • педагогика дополнительного образования.

Все эти специальности дают право работать учителем или преподавателем. Также такую возможность имеют выпускники других специальностей, если в курс обучения входила педагогика.

Где учиться

Для того чтобы стать учителем, можно закончить любое высшее учебное заведение или педагогический колледж России. Наиболее популярными считаются:

  • РГПУ А.И. Герцена;
  • ЯГПУ К.Д. Ушинского;
  • МПГУ.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.
  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.
  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.
  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.
  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Кому подходит данная профессия

В классе на уроке

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Учитель должен обладать отменной памятью. Хороший педагог знает своих учеников по именам и фамилиям. Также он всегда свободно и легко излагает учебный материал.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

Востребованность

Профессия учителя всегда была и будет востребованной. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое.

Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок учителей напрямую зависит от места их работы. В среднем по территории Российской Федерации учителя получают 12-45 тысяч рублей в месяц. Учителя частных школ могут заработать и больше. Все зависит от нагрузки и количества дополнительных платных занятий.

Легко ли устроиться на работу

На работу устроиться несложно. Довольно часто молодых специалистов забирают те учебные заведения, в которых они проходили практику.

Как обычно строится карьера

Карьера учителя строится по простой схеме. Проявив себя на должности педагога, вы получаете возможность вырасти до заведующего учебной частью или завуча. Получив данную должность, в перспективе, вы можете занять пост директора.

Учитель в университете развивается по той же схеме, только с другими названиями. Сначала он может претендовать на должность декана, а затем и на пост ректора.

В частных учебных заведениях все немного сложнее. В большинстве своем учителя открывают ИП и занимаются частными уроками.

Перспективы профессии

Карьерный рост в профессии учителя весьма перспективный. Перед вами много возможностей. Проблема в то, что они редко появляются. Ведь должность ректора или директора мало кто хочет покинуть добровольно.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия учитель подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Престижность профессии педагога в последнее время в России не слишком высока. На это влияет низкий уровень средней зарплаты, из-за чего молодежь неохотно устраивается в школу, а многие перспективные преподаватели стремятся реализовать себя в других отраслях.

Однако это актуально не для всех. Несмотря на все существующие проблемы, ежегодно появляется большое количество талантливых выпускников, которые с удовольствием идут работать в школу, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, стремятся трудиться творчески.

Они не подходят формально к своей работе, ограничиваясь скупым перечнем информации, которую они должны по программе дать своим ученикам. Перспективные молодые учителя вкладывают душу в своих воспитанников.

Учитель будущего

Очередным подтверждением тому, что в России хватает молодых и перспективным учителей, стало количества заявок, поданных от желающих попробовать себя в конкурсе профессионального мастерства « Учитель будущего. Студенты». Это один из проектов, который организован на президентской платформе «Россия – страна возможностей». Больше всего анкет пришло от преподавателей начальных классов, педагогов, собирающихся преподавать литературу, русский и иностранный языки.

Заявки принимались от студентов третьих-четвертых курсов, обучающихся на бакалавриате, а также магистрантов первого-второго курсов. Уже сейчас поступило около пяти тысяч заявок, при этом их прием еще продолжается. Он будет завершен только 25 января 2021 г. Стоит отметить, что это весьма престижный конкурс, организованный под эгидой федерального министерства просвещения.

Руководитель и организатор конкурса «Учитель будущего» Андрей Богданцев рассказал, что из общего количества потенциальных участников, приславших анкеты, более 60% - учащиеся отечественных педагогических вузов. Почти 40% – студенты непедагогических специальностей.

Около 80% заявок поступило от тех, кто обучается на программах специалитета и бакалавриата. Остальные – магистранты.

Если рассматривать отдельные вузы, от которых поступило больше всего заявок, то абсолютный лидер – столичный педагогический государственный университета. На втором месте – Томский педуниверситет, тройку замыкает Алтайский педуниверситет.

Незначительно от первой тройки вузов, подавших больше всего анкет, отстали Ульяновский государственный педуниверситет им И.Н. Ульянова, а также Мордовский государственный педуниверситет, названный в честь М.Е. Евсевьева.

Организаторы этого конкурса профессионального мастерства рассчитывают, что, благодаря проведению этого конкурса, удастся воспитать еще больше студентов, которые в будущем станут талантливыми педагогами в российских школах. Главная цель – поиск перспективных и молодых студентов, получающих высшее образование по педагогическим или непедагогическим специальностям. Их поддержка и полноценное развитие, которое будет способствовать их личностному и профессиональному росту.

Подчеркнем, что, несмотря на название, участниками могут стать не только будущие учителя, но и студенты, получающие высшее образование на других специальностях, но при этом в перспективе рассчитывающих непосредственно связать будущую профессию с педагогической деятельностью.

Этапы конкурса

Планируется проведение конкурса в три обязательных этапа. Сначала состоится регистрация всех желающих участников. Они автоматически участвуют в отборочной стадии, организованной дистанционно. После этого пройдет полуфинальный и финальный этапы на межрегиональном уровне. Они будут очными.

Все, кто подал заявки на участие в конкурсе будущих педагогов, проходят онлайн-тестирование. Его результаты – главный критерий для отбора. Тестирование состоится вскоре после завершения приема заявок – в феврале 2021 года.

Онлайн-тестирование будет состоять их трех основных блоков:

  1. Тестирование по определенному предмету, который каждый участник сможет самостоятельно выбрать в зависимости от текущей специализации.
  2. Конкурс на уровень функциональной грамотности участника. Для этого выбирается одна из методик для сравнительной оценки качества образования, имеющая международное признание и активно применяющаяся во многих авторитетных странах.
  3. Тест, позволяющий оценить общий уровень эрудиции будущего российского учителя.

По результатам этих трех этапов выбираются победители предварительного этапа, которые получают право принять участие в межрегиональном полуфинале.

Полуфинальная стадия конкурса одновременно будет организована в трех городах в разных частях Российской Федерации. Участников ожидают конкурсные испытания, причем будут не только индивидуальные, но и командные испытания. Благодаря им, будет дана оценка тому, насколько студент владеет знаниями по предмету, который планирует преподавать, эксперты оценят навыки, педагогические и психологические компетенции.

В финал выйдет 100 участников конкурса, которые получат максимальное количество баллов по результатам всех этапов конкурса.

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» – отличная возможность для каждого участника проявить себя, продемонстрировать, как он себе представляет суть профессии педагога. Это дополнительная возможность в будущем получить перспективную работу в престижной школе, так как конкурс является одной из частей федерального проекта «Социальные лифта для каждого», который обеспечивает возможность профессионального и карьерного роста для каждого выпускника.

Перспективы профессии учителя на современном рынке труда в России

К работе учителя многие сейчас относятся неоднозначно. Главная причина этого в невысокой престижности педагогической специальности и низкой средней зарплате в большинстве российских регионов.

Оценивая, насколько престижна сейчас профессия учителя, Всероссийский центр изучения общественного мнения изучил уровень доходности и дальнейшие перспективы, в том числе для будущего карьерного роста по сравнению с другими специальностями. Отдельное внимание было уделено тому, какой уровень доверия к ее представителям по сравнению с представителями других специальностей.

Однако это один из немногих параметров, где у педагогов выгодные позиции. По большинству других параметров учителя существенно уступают представителям большинства других профессий.

Работу в данной сфере нельзя назвать простой, но это один из самых социально важных и благодарных видов деятельности. Зарплата невысокая, особенно на первых годах стажа, но гарантированная. Бумажной волокиты много, зато немало и живого общения с самыми яркими представителями нашего общества, детьми.

Одним словом, в этой важной, всегда нужной и увлекательной профессии есть много плюсов и минусов. Но как решить, стоит ли поступать на учителя? Нужно, прежде всего, разобраться с тем, что он делает, и какие перспективы ему открываются на профессиональном поле.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах ).

Учитель в глобальном смысле — это человек с высшим образованием, который занимается педагогической деятельностью. То есть обучает детей и подростков, воспитывает, занимается социальной адаптацией своих подопечных. Такой специалист не только передает знания, но и учит детей учиться, что крайне важно.

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:


Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.


Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Где можно работать

Выбор мест для трудоустройства очень велик. Это одна из тех профессий, которые будут востребованы всегда и везде. Сразу после выпуска из вуза (или еще до получения диплома в рамках практики) можно работать:

  • в общеобразовательной школе;
  • детском саду;
  • собственном вузе (функции методиста, отличная возможность совмещать работу, практику и учебу);
  • социальных организациях;
  • колледжах;
  • частных образовательных заведениях;
  • образовательных центрах;
  • фрилансе (частная практика репетиторства);
  • Российской академии образования;
  • правоохранительных органах (колонии, приемники-распределители).

В будущем педагог может трудоустроиться в госаппарат (разработка методических пособий, утверждение регламентов), найти себя в научной сфере, заняться исследовательской деятельностью в области педагогики.


Перспективы карьерного роста

Как правило, в рамках данного профессионального направления речь ведется о вертикальной карьере — росте от штатного учителя до завуча или даже директора школы. И такой рост вполне вероятен, если специалист действительно увлечен своим делом.

Кроме того, он может совмещать несколько направлений деятельности одновременно — вести занятия в колледже, репетиторствовать или заниматься тренерской деятельностью, вести лекции на курсах в различных центрах, готовить детей к ЕГЭ. Перспективы на самом деле блестящие: наряду с должностями завуча, педагог может претендовать на место в райотделе народного образования или городском управлении образования. Есть все условия для открытия собственного обучающего центра.

Зарплата

По состоянию на начало 2021 года средняя зарплата учителей по России составляет 35 тыс. рублей. Диапазон доходов педагогов в Москве — от 20 до 70 тыс. в месяц. В регионах — от 15 до 75 тыс. Как правило, наибольшее влияние на доходность представителя профессии оказывает его специализация и стаж.

Тот же тренер физической культуры может зарабатывать от 22 до 55 тыс. Учитель младших классов получает от 25 тыс. рублей в общеобразовательной школе до 40−60 тыс. в частном учебном заведении.


Преимущества и недостатки профессии

Сами представители профессии выделяют такие плюсы:

  • творчество;
  • возможности постоянного роста;
  • перспективы совмещения нескольких направлений (на основном месте это часто неполный рабочий день);
  • радость от успехов своих подопечных;
  • долгий отпуск (свободное лето);
  • возможности подработки;
  • большая востребованность;
  • постоянный заряд оптимизма и молодости от общения с юными поколениями.

К минусам относятся невысокая зарплата, требования к личности, постоянно меняющиеся квалификационные нормы, необходимая непрерывная активность (ежедневная подготовка программ и планов), большой объем общественных работ. Многие говорят о так называемом выгорании, как одной из ключевых проблем профессии. От него есть «средства», но ими надо уметь воспользоваться.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Читайте также: