Плюсы и минусы профессии помощник машиниста

Опубликовано: 01.07.2024

помощник машиниста электропоезда ласточка фото

Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда

У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).

Электропоезд (или в простонародье - электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.

От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.

Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.

Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:

Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);

Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;

Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;

Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);

Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.

Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда

В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.

По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.

Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.

Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;

Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;

Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.

Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.

Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.

Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.

Что должен знать помощник машиниста электропоезда:

слесарное дело и основы электротехники;

правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;

правила сцепки/расцепки вагонов;

путевые знаки и сигналы на железной дороге;

инструкцию по движению поездов (ИДП);

инструкцию по сигнализации (ИПС);

график движения поездов по маршруту следования.

Где выучиться на машиниста электропоезда

В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.

Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.

Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:

пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);

пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;

пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.

На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.

Сколько получают помощники машиниста электропоезда

Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.

Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда

У работы помощника машиниста электропоезда есть свои преимущества:

стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

полный социальный пакет, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и ранний выход на пенсию (55 лет);

Помощник машиниста кто это такой

Поговорим об одной из самых увлекательных и интересных профессий, как прошлого, так и современности. Здесь вы узнаете, помощник машиниста кто это такой и чем занимается в своих рабочих буднях. Так же подробно разберём, что за профессия это, в чем её польза для человечества и какие плюсы и минусы в ней присутствуют.

О профессии

Мы все знаем, что всё в нашей жизни прогрессивно развивается, в том числе и железная дорога.

  • В последнее десятилетие на пути вышло большое количество новых моделей железнодорожных локомотивов, которые имеют не только современный внешний вид, но и могут работать в самостоятельном полуавтоматическом режиме.

Но даже это не убирает того факта, что в кабине машиниста должны работать двое, а именно машинист и помощник машиниста.

При выпуске состава из депо, в его кабине должно находиться два специалиста, иначе рейс просто будет невозможен, так как правила эксплуатации железных дорог это не допускают.

Читая статью дальше, вы узнаете, какими знаниями и личными качествами должен обладать помощник машиниста.

Личные качества помощника машиниста

Для того, что бы максимально корректно выполнять свои должностные инструкции, человек должен обладать следующими качествами личности, которые говорят о профпригодности:

  • Желание работать на железной дороге в качестве второго человека, управляющего локомотивом;
  • Иметь хорошее зрение;
  • Обладать быстрой реакцией;
  • Быть максимально ответственным;
  • Иметь аналитический склад ума;
  • Отличное физическое и психическое здоровье;
  • Быть сдержанным в любой чрезвычайной ситуации;
  • Недопущение приёма алкоголя и наркотических средств;
  • Отсутствие фобий.

Как стать помощником машиниста

Наверное, мы никого не удивим, если скажем, для получения должности помощника машиниста, требуется специальное образование.

После окончания общеобразовательной школы будущему помощнику машиниста предстоит поступление в колледж, где после его окончания, молодой специалист овладеет знаниями и практическими навыками управления железнодорожным локомотивом.

  • После этого предстоит практика, а затем человека допускают к должности помощника машиниста.

Часто после окончания учебного заведения будущие специалисты работают проводниками. Этим они обеспечивают себе дополнительный опыт в междугородних перевозках.

В процессе работы, придётся постоянно сдавать профессиональные зачет и повышать свою квалификацию.

Чем занимается помощник машиниста

А теперь давайте ознакомимся с прямыми обязанности помощника машиниста и разберёмся, чем занимается он.

  • Перед отправкой локомотива осуществляет все технические узлы машины на выявление поломок, если таковые имеются;
  • При обнаружении технических проблем, передаёт эту информацию машинисту;
  • Ведёт наблюдение за показаниями приборов машины, отвечает на сообщения, передаваемые по рации;
  • Следит за физическим и эмоциональным состоянием машиниста. Это особенно актуально в ночное время суток;
  • Даже при небольших недомоганиях машиниста, помощник должен взять управление на себя;
  • По прибытии из рейса повторно производит технический осмотр локомотива.

Плюсы и минусы профессии

А теперь настало время узнать, какие плюсы и минусы деятельности приходится испытывать помощнику машиниста.

Плюсы

  • Интересная работа, о которой мечтают ещё с детства;
  • Достойный уровень оплаты труда;
  • Нет серости офисных будней;
  • Постоянная смена обстановки;
  • Увеличенный отпуск;
  • Существует перспектива карьерного роста.

Минусы

  • Высокий уровень ответственности;
  • Постоянное отсутствие дома, что негативно складывается на атмосфере в семье;
  • Работа в ночное время, что не может не отражаться на здоровье;
  • Следует постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Что может стать причиной для отказа от профессии

Как выше было сказано, работа помощника машиниста является сложной и ответственной.Поэтому не каждый может быть допущен к этой должности.

Существует ряд противопоказаний к работе помощником машиниста:

  • Фобии и психические расстройства;
  • Возраст до 18 лет;
  • Употребление алкоголя и наркотиков;
  • Заболевания сердца;
  • Хронические заболевания дыхательных путей (астма);
  • Нервные расстройства;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы (эпилепсия).

Подведем итоги

И так, нам удалось подробно рассказать об одной из самых интересных и захватывающих профессий, помощник машиниста. Теперь вы знаете, что за профессия это и с чем связаны обязанности этого специалиста.

Подробно, ответив на вопрос: «помощник машиниста кто это такой?», мы дали максимум информации, которая будет полезна для детей, мечтающих работать на железной дороге.

Одной из самых востребованных специальностей среднего профессионального образования является помощник машиниста поезда о которой мы и поговорим в журнале «КтоТакой.com»

Кто такой помощник машиниста поезда?

Изначально, специалиста, выполняющего функции помощника машиниста, называли механиком.

кто такой машинист поезда ржд

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.

Тепловозы

Данный тип локомотива впервые появился в нашей стране в 1924 году, став выгодной заменой использовавшимся в то время паровозам.

За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.

тепловозы

Тепловозы используют с 24 года и по наше время

Электровозы

Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.

электровоз

Грузовой электровоз ВЛ85

Первые электровозы появились еще в конце XIX века.

Электропоезда

Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.

электропоезда

Электропоезда использую в качество городских поездов

Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.

В отличие от других типов локомотивов, они производят мало шума и довольно экологичны, что очень важно в густонаселённых районах. Также электропоезда используются в высокоскоростном пассажирском сообщении.

Задачи и обязанности помощника машиниста

К должностным обязанностям специалиста относятся:

Плюсы и минусы работы помощником машиниста

Как и любая профессия должность помощника машиниста обладает преимуществами и недостатками.

Плюсы:

  • престижность и востребованность специальности на рынке труда;
  • довольно высокий уровень оплаты труда;
  • расширенный социальный пакет;
  • премии за выслугу лет и безаварийность.

Минусы:

Обучение на помощника машиниста

Получить специальность можно поступив в железнодорожный техникум после окончания 9 или 11 класса.

В дальнейшем, для продвижения по карьерной лестнице, можно продолжить обучение по этому направлению в высшем учебном заведении.

ВАЖНО Конкурс на специальность «Помощник машиниста» обычно довольно высокий, для получения проходного балла понадобятся хорошие результаты школьных экзаменов.

Учебные заведения с железнодорожными специализациями есть во многих регионах страны, например:

  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта (www.gk52.mskobr.ru);
  • Электромеханический техникум ж.д. транспорта им. А.С. Суханова (www.emtgt.ru)
  • Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (www.ttgt.org)
  • Уральский железнодорожный техникум (www.urgt66.ru) ;
  • Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина ( www.nktt.ru):
  • Новороссийский профессиональный техникум (www.nptech.ru)
  • Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум ( www.rzt161.ru)
  • Южно-Уральский многопрофильный колледж (www.suvc.ru)
  • Сибирский профессиональный колледж ( www.spk-55.ru)
  • Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса ( www.nttoc.ucoz.ru).

кто такой инженер конструктор

Зарплата помощника машиниста

Зарплата специалиста данного профиля зависит от его квалификации и опыта работы. Также важными факторами для уровня оплаты труда является тип поезда и регион работы.

Самая высокая зарплата в северных районах страны, в связи с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда.

В северных регионах страны уровень зарплаты может доходить до 100 тысяч рублей.

Любовь к железным дорогам и некая «мания» всей суеты на железной дороге и молодого меня, относительно высокая ЗП, получал в среднем 65к.

СЛД Бекасово-Сортировочное. Господа, из этого депо пора увольнять всех инструкторов и начальников. Ведь главная их задача отбирать талоны и лишать премии просто по той причине, если на закрытие больничного ты не отвечаешь и не выполняешь трудовую работу (да, да Семеница, это к тебе адресовано). Я старался максимально выполнять всю работу, которая от меня требуется, мне нравилось до определенного момента, пока не осознаешь, что всю молодость ты оставляешь в электровозах. И здорвье тоже. Нарядчицы . на вызов на явку, звонили за 15 минут до явки, хотя до работы ехать час — делают тебя виновным во всех грехах и не прочь вызвать на разбор, где все идет по накатанной, почему я молодой сопротивляюсь. Сопротивляюсь вашему . ) Конкретно если работать на «отстань», то проблем у вас не будет, наверное. Стоило бы все же поднять ставку во всех направлениях и не манать мозг лок. бригадам, и люди к вам потянутся

Много аспектов, по которым эта работа не стоит своих денег: режим работы, -локомотивы, которые 200 лет в обед крехтят-пердят, машинисты потеют и молятся, чтобы хоть в этот раз мы заползли на ветку…

Причина увольнения: достало все. Народ, не стоит оно того…

Помощник машиниста

Помощник машиниста

Довольно интересно да и в коей то мере престижно.

Подбор и подготовка кадров, повышение уровня ЗП, повышение качества обслуживания и содержания подвижного состава.

В общем, конечно, это относится далеко не ко всем. НО! чаще в глаза вам будет бросаться именно эти ребята.

В остальном… Романтика быстро сойдет на нет. Условия труда частенько бесчеловечные, ибо подвижной состав старый. Элементарно, может не быть туалета, не работать кондиционер (если он вообще будет) и окна не открываться. Что уж там- в кабине может просто не оказаться кресла. График работы не подразумевает личной жизни (особенно работая в грузовых поездах), а зарплата… Зарплата не велика. Да, можно неплохо зарабатывать. Сколько времени вы готовы потратить на работу в месяц? Готовы иметь 1–2 выходных в 30 дней? Если да, то ваша зарплата приблизиться к средней зарплате торгового представителя какого нибудь ЗАО МясГаз. Вы не возьмете себе не крутую тачку, не даже крутой телефон. Кредит- да, а зарплата… Лично я на всём экономлю. На всём.

Там вроде есть какой то соц пакет и даже какие то льготы… Есть, но половиной вы пользоваться не будете и даже не заметите их существования.

Пошел бы я работать сюда, если вернуть время назад? Не думаю. Но правда такова, что после РЖД, с этим образованием вы никому и нигде будете не нужны. Уходят многие, но по скитавшись почти все возвращаются обратно. И я уходил. Но на очередном собеседовании в том же ЗАО МясГаз вам быстро объяснять всю «ценность» вашего диплома. Порой может быть даже предложат должность… Уборщика, грузщика или кладовщика. Конечно вы согласитесь (кушать хоться, а денег нет), конечно поработаете или по мыкаетесь с год другой, но потом вернётесь. Увы. Получив диплом помощника машиниста локомотива, вы получите очень узконаправленную специальность, которая будет требоваться исключительно одной единственной компании. Ну или её дочкам, которые редьки не слаще.

Помощник машиниста

Положительных эмоций нет, зарплата не выросла с 2013 года, где какие прибавка, ни кто не видит.

Надоело отношение, локомотивные бригады потеряли свое слово. Инструкции все противоречат другу. За несогласие нарушения инструкции угрожают увольнением. Знал бы лет 10 назад куда иду работать, ни в жизнь бы не пошёл. И не кому не советую идти. Профком полностью подвластен начальнику, и делает все не в защиту работника, а на оборот. Начальник депо заберает деньги себе которые выплачивает в профсоюз, отдавая лишь малую часть в профсоюз чтоб те молчали. Диспетчера не знают работу

Помощник машиниста

Я самому заклятому врагу не пожелаю там работать. Летом в кабине +50, хотя по Т. К если температура выше 32с то категорически нельзя работать. Бывает по двое суток в этих электровозах… Зимой все наоборот. В кабине арктика. Печи не работают. Туалетов нет. Если смену где-то ждешь то и не еды и не воды. Заставляют по многу отдыхов спать и по итогу в электровозе неделю жить… Я в 25 выгляжу на 40… С 19 лет в ржд. Бегу от туда бегом…

Помощник машиниста

Своевременная Зарплата. На этом плюсы кончились. Работаю помощником машиниста 7лет. И нет желания становится машинистом. Разница в з/п 10–15 тысяч, а геморроя прибавится изрядно. З/п не соизмерима с выполняемой работой. Ты должен быть здоров как космонавт, образован как инженер (потому-то нужно знать кучу инструкций и конструкцию локомотива) и трудолюбив как китаец… Вообще для начальства было бы идеальным, чтобы люди работали потому что нравится и при этом не платить. Начальство вообще чувствует себя божеством, которое должно передвигаться на руках подчинённых. И вообще всё управление устроено как курятник, кто чуточку забрался выше должен усиленно обгадить нижних. Профессию машиниста втоптали в грязь, нами управляют какие-то менеджеры-экономисты, некоторые даже на локомотиве не ездили, но постоянно учат как это делать максимально экономично и быстро. Складывается ощущение что начальников на ж/д больше чем работников. Зарплата вроде и побольше средней по городу, но если у тебя ипотека и пара детей, то об отдыхах за границей можно и не мечтать. Если бы столько же работать на себя (даже на своём грузовичке) выйдет не хуже, может даже и больше, только ни кто тебе не будет голову «любить"по поводу и без. Постоянно нужно проходить обучение, сдавать тесты, зачёты. Короче чтобы работать нужно быть либо фанатом либо мазахистом. Но пока нужда заставляет приходится бессмысленно тратить время и здоровье на работу в этой компании.

Главная проблема высокомотивированные и низкоквалифицированные начальники. Кумовство на всех уровнях управления. Отвратительное отношение начальства к работникам. Мизерная Зарплата за ужасные условия труда и большую вредность.

Помощник машиниста

Техника старая вечно ломается, имея родственников выше, вы сразу занимаете должность, которую по уровню знаний осилите лишь лет через 6, на вашей зарплате (пока она до вас дойдет) заработает ещё человек 15 и что в итоге? ЗП низкая, работа сложная физически, начальство само не знает что ему делать.

Помощник машиниста

Стабильная зарплата с голоду не помрешь. Захотели добавили, захотели сняли надбавки, премию могут урезать без объяснения причин. А вообще лишиться премии можно за косой взгляд. Вся зарплата не более нормы часов.

Работа профсоюза отсутствует, обеспечение расходными материалами ноль, безопасность только на бумаге. Отношение руководства к подчинённым-мы должны, при этом не мотивируя. А общее мнение, ржд скоро до такой степени заоптимизирется, что руководство в паровозики за своими столами будут играть.

Все о профессии помощник машиниста

Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства. Среди большого количества железнодорожных специальностей многие из них выбирают профессию помощник машиниста.

Описание профессии

Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.

С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.

Таким образом, помощник машиниста является не только специалистом, решающим технические вопросы локомотива, но и полноценным дублёром машиниста.


Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.

  1. Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
  2. Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
  3. Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
  4. Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.

Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.

Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.

Поэтому при выборе данной специальности необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», учитывая не только плюсы, но и минусы профессии.


Обязанности

Круг должностных обязанностей специалиста регламентируется должностной инструкцией и предполагает как интеллектуальную, так и физическую деятельность. Ниже рассмотрены основные обязанности члена локомотивной бригады, обслуживающей грузовые и пассажирские составы, так как электрички и поезда метро чаще обслуживаются одним опытным машинистом без присутствия помощника.

До поездки

Помощник машиниста обязан осмотреть электровоз (тепловоз) перед поездкой и оценить его техническое состояние. Прежде всего специалист должен внимательно ознакомиться с записями бортового журнала, где прописываются недостатки в работе локомотива и проверить, устранены ли они. Особое внимание требуется уделять колёсным парам, проверяя их на отсутствие сколов, ползунов, остроконечного наката и подреза гребня, а также рессорам и пружинам. Следует обращать внимание и на состояние буксового узла: проверить затянутость болтов, удостовериться в том, что смазка из-под крышки не вытекает и при необходимости произвести смазку буксовых челюстей.

Помощник обязан проверять тормозное оборудование, исправность контрольно-измерительного оборудования, звуковых сигналов и освещения, а также наличие противопожарного инвентаря. Кроме того, специалист должен убедиться в наличии смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых ремонтных инструментов. При выявлении неисправностей локомотива или отсутствии нужного инвентаря помощник обязан немедленно сообщить об этом машинисту и сделать соответствующую запись в бортовом журнале.

Более того, помощник обязан проверять правильность сцепления локомотива с вагонами и качество связи с диспетчерским пунктом и машинистами других поездных бригад.


В поездке

Во время движения электровоза (тепловоза) помощник машиниста должен чётко и быстро выполнять указания машиниста, а также периодически повторять разрешённую на данном участке скорость движения, показания сигналов семафора, положение контроллера и давление воздуха в тормозах. Кроме того, помощник должен напоминать машинисту о приближении к установленным местам пробы автотормозов, а при внезапной потере работоспособности машинистом – взять управление поездом на себя.

В таких ситуациях специалист обязан незамедлительно доложить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному по станции и предпринять все меры по безопасной доставке состава до станции, выполняя установленный регламент переговоров. Также специалист обязан следить за работой звуковых и световых сигналов, обеспечивать стабильную радиосвязь с диспетчерским пунктом и внимательно отслеживать изменения показаний приборов и датчиков, сообщая о них машинисту. В обязанности помощника входят информирование машиниста о скоростном режиме на том или ином участке пути и немедленное сообщение о превышении или потере скорости локомотивом.


После поездки

По прибытии на станцию, где происходит смена локомотивной бригады либо в пункт назначения помощник машиниста обязан сдать локомотив. Он должен сделать в бортовом журнале необходимые отметки и записать в него замечания по работе оборудования. Далее специалист должен убрать помещение кабины, закрыть люки, окна и дверь.

Кроме того, помощник машиниста обязан знать устройство электровоза (тепловоза), уметь производить ремонт его агрегатов во время поездки, а также должен быть знакомым с техникой безопасности и пожаротушения.

Специалист должен следить за недопущением самопроизвольного движения состава на остановках, знать нормы расхода электроэнергии и дизельного топлива при разных режимах движения, не допускать их перерасхода и вносить предложения по экономии данных ресурсов.


Личностные качества и необходимые навыки

Профессия помощник машиниста относится к сложным техническим специальностям и требует от человека целого набора личностных качеств и специальных навыков. Так, молодой человек, желающий стать помощником машиниста, должен быть дисциплинированным и ответственным, обладать хорошей реакцией, внимательностью и осторожностью, быть осмотрительным, выносливым, стрессоустойчивым, иметь хорошую зрительную память и обладать способностью быстро переключать внимание. Приветствуются высокая координация движений, хороший глазомер, острые зрение и слух, технический склад ума. Кроме того, кандидат должен обладать молниеносной реакцией и отменным здоровьем.


Обучение

Отучиться на помощника машиниста можно в ссузе Министерства путей сообщения – техникуме, училище или колледже по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» либо «Помощник машиниста». Профессия не предполагает учебы в вузе, а потому поступить на данную специальность можно как после 11 класса, так и после 9-го. Ввиду высокой востребованности, конкурс на данную специальность достаточно большой. От абитуриентов требуется хорошее знание таких предметов, как информатика, физика и математика.

Многие ссузы осуществляют целевой набор по заказу локомотивных депо и других железнодорожных подразделений. Поэтому, несмотря на высокий конкурс, реальные шансы поступить на бюджет всё же существуют. Для этого необходимо специальное обращение от железнодорожной организации, в которую будущий выпускник будет обязан трудоустроиться по окончании учёбы. Поступающие проходят строгую медкомиссию, оценивающую годность состояния здоровья абитуриента к работе на железной дороге.

В связи с этим лицам, страдающим нервно-психическими расстройствами, хроническими заболеваниями ЖКТ, туберкулёзом, болезнями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, а также плохим зрением или слухом, дальтонизмом и ночной слепотой, следует поступать на другие специальности.


Зарплата

Заработная плата помощников машинистов на РЖД разнится в зависимости от региона, стажа и специфики работы. Так, специалисты, работающие на грузопассажирских перевозках, получают немного больше, чем помощники машинистов маневровых поездов. Более того, если у помощника имеется допуск к управлению тепловозами (электровозами), то он может рассчитывать на надбавку в размере 10% к тарифной ставке повременщика. За работу в праздники прибавка составляет 2,2%, за работу в ночь – 40%, за труд в условиях Крайнего Севера – 30%. Также существуют надбавки за выслугу лет, которые колеблются от 5 до 30%.

Немалая доля в зарплате специалиста приходится на премии. Так, помощник машиниста пассажирских поездов получает премию 20% за проведение составов согласно расписанию, а работник, выполняющий ежемесячный план по производительности локомотива на грузовых перевозках, может рассчитывать на 15% к окладу. В среднем помощники машиниста со стажем зарабатывают от 22000 рублей (Костромская область) до 55000 рублей (Свердловская область и Екатеринбург). Для сравнения, в США заработная плата такого специалиста в переводе на российские рубли составляет 30-160 тысяч, в Казахстане – 21-22 тысячи, на Украине – 19-24 тысячи и в Беларуси – 16-26 тысяч рублей.

Читайте также: