Почему педагогическую профессию считают творческой

Опубликовано: 02.10.2024

Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые - исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством.

Определение педагогического творчества - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства» [13].

Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его задачей всегда является развитие личности.

О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями». А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.

Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.

Выделяются следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:

- принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;

- умение видеть в воспитаннике индивидуальность;

- умение развивать творческий потенциал школьника;

- самосовершенствование своих творческих возможностей.

Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.

В чем же она конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.

Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии - способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами [11].

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст.




Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение - это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.

Вопрос весьма актуальный, но для того чтобы его разрешить необходимо сначала разобраться и проанализировать с научной точки зрения заданную тему, а именно «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога».

Начнём с анализа самого главного слова из названия данной темы – «ТВОРЧЕСТВО».

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Другими словами творчество – это создание чего-то нового, отличающееся от производства тем, что автор вкладывает своё в создание, что другие вложить не смогли и не могут.

Творчество нашло свое отражение в трудах Н. А. Бердяева,который увидел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня».

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Теперь рассмотрим понятие «профессиональная деятельность педагога», что в конечном итоге несёт в себе смысл «педагогической деятельности».

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Система деятельности воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности:

• изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольников и результатов диагностирования для внесения изменений в методику воспитательного процесса,

• прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности,

• организация действий педагога и дошкольников на выполнение разнообразных видов воспитания и обучения,

• организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми,

• поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития,

• анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Проанализировав вышеперечисленные определения педагогической деятельности, можно сделать вывод, что смысл данной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение, а так же желательно включить такие личностные качества, как умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Из чего следует, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Однако в отличие от творчества в других сферах (науке, технике, искусстве) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Конечно, творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему для получения наилучшего результата в реальных условиях.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только имеющий специальную подготовку педагог с помощью воображения и мысленного представления способен найти новые оригинальные пути.

Итак, я разобрала каждое слово из названия выбранной мною темы. Однако, творчество творчеству рознь,привожу примеры из практики:

• некоторые педагоги дают знания детям «от корки до корки» учебника и не пытаются (не могут и не хотят) выйти за рамки программы, которую необходимо изучить, следовательно, не стремятся усовершенствовать образовательный процесс. Например, педагоги не творчески подходят к педагогической деятельности, в результате, дети не хотят идти в сад, следовательно, не посещают занятия, а пришедшие теряют интерес к предмету, отвлекаются, «спят»;

• другие педагоги стараются (не могут, но хотят) разнообразить процесс обучения дошкольников, хотя и нет особых талантов, то есть не творческие люди от природы. Они «бьются о камень» и в итоге получают неплохие, а иногда и великолепные результаты преобразования методики преподавания. Например, педагог заинтересовывает часть детей с более низким потенциалом развития творчества, но не ту часть группы, которая имеет уровень познавательного интереса выше, чем у самого педагога. Значит, эти дети способны самостоятельно решить поставленную задачу без помощи педагога (создать проблемную ситуацию, управлять этой ситуацией, анализировать, делать выводы и приходить к логическим решениям);

• у небольшой группы воспитателей преобладает талант, творческое «нутро», но нет желания (могут и не хотят, то есть не прикладывают достаточные усилия для совершенствования своей педагогической деятельности. В некоторые моменты талант педагога дает знать о себе, но в силу каких-то негативных обстоятельств (конфликт с администрацией, конфликт с коллективом, отчужденность от профессии, за счет нехватки рабочих мест по своей специальности и т. д.) не желает проявлять, активировать свои внутренние творческие качества;

• а есть такие педагоги, которые родились с творческой жилкой и горят желанием работать (могут и хотят) в данном направлении, то есть человек нашел своё предназначение в жизни (свой жизненный путь, и готов добиваться намеченных целей. Например, в школе преподают английский язык, педагог проводит занятия по всем темам, которые необходимо пройти за текущий учебный год, однако находит время для провождения на уроках праздников, таких как Halloween (– это праздник всех святых, Merry Christmas (– рождество, Valentine’s Day (– день святого Валентина, День всех влюбленных) и т. п. Ещё один пример творческого подхода в педагогической деятельности: учитель географии вывозил на природу, экскурсии в разные города, водил в походы, где дети могли наглядно видеть рельефы земли, горные породы, камни и лазить по пещерам. Этих педагогов никто не заставлял делать этого, «палкой не гнал» как говорится. Здесь ответственности намного больше, нежели просто провести урок.

20 октября 2010 года Департаментом образования города Москвы ВОУО было проведено заседание круглого стола по теме: «Интеллектуальное развитие детей в детском саду» на базе детского сада комбинированного вида №1602 совместно с детскими садами №2553, №2092, №2442, №2078 города Москвы, а также кандидатом психологических наук Шиян Игорем Богдановичем. Основным вопросом данного заседания стало сетевое взаимодействие – инновационная модель трансляции передовых педагогическихидей по интеллектуальному развитию детей в условиях: семьи и детского сада, организации экспериментальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, преемственности в работе детского сада и школы.

Все выступавшие ораторы пришли к единому мнению, что интеллектуальное развитие ребенка невозможно без развивающегося педагога, несущего в себе творческую суть.

Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии,Лев Семенович Выготский в своих трудах сказал: «Лишь то обучение хорошо, которое ведет за собой развитие».

В словаре практического психолога С. Ю. Головина под интеллектом понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.

Как известно мышление делится на формально-логическое и творческое (диалектическое). В механизме творчества заложено диалектическое мышление. Согласно Гегелю, диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли». То есть, владея диалектическим мышлением, человек может найти выход из любой ситуации, что говорит о развитии познавательной деятельности, а соответственно, и творческой личности.

Отсюда, можно сделать вывод, что лишь постоянно развивающийся педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность.

Только творческий педагог является мастером своего дела.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель).

А как Вы думаете: «Зачем педагогу творчество?»

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Как дети мышонку помогли» Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Как дети мышонку помогли» Возрастная группа: 3-4 года Вид (разновидности).

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность» В любой появляющейся науке, которая тем или иным образом касается жизни людей, рано или поздно встают вопросы этики. В психологии, как науке.

Модернизация образования направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования, что определяет необходимость внедрения новой модели развития педагогического потенциала. Это связано, прежде всего, с необходимостью индивидуализации образовательного процесса, так как, с одной стороны, необходимо развивать одаренных детей, а с другой стороны, создавать условия для развития детей с особыми педагогическими потребностями. В достижении этой цели огромная роль отводится педагогу, учителю-наставнику, который направляет деятельность ребенка, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.

Современный педагог – это педагог, владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь ребенку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Неотъемлемый компонент личности современного педагога — это творчество.

Творческому педагогу необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:

  • проектировочные умения (педагог-сценарист);
  • адаптационные умения (педагог-режиссер);
  • коммуникативные умения (педагог как речевой партнер);
  • организационные умения;
  • умения контроля и самоконтроля;
  • исследовательские умения.

Педагогическое творчество — это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся. Структура педагогической деятельности представляет собой единство субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – это тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.

Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении человека к ценностям культуры, формировании разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса и всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства и др.)

Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая деятельность носит гуманистический характер. Назовём ее основные признаки:

  • педагогической деятельностью занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями, и для реализации этой деятельности существуют определённые формы: урок, занятие, «классы»;
  • наличие определённой цели: научить ребёнка чему-либо, передать ему систему знаний, сформировать умения и навыки, воспитать его, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
  • цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
  • ребёнок включается в особые отношения с педагогом (деловые, официальные, регламентированные);
  • результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом «отсрочены» во времени;
  • настоящий педагог использует разнообразные возможности своего влияние на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

Основные виды деятельности педагога

В зависимости от функций различают следующие виды профессионально педагогической деятельности:

  • проектировочная – постановка целей обучения и воспитания, определение способов их достижения;
  • организаторская – включение учащихся в различные виды работ, формирование классного коллектива;
  • коммуникативная – установление педагогически целесообразных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-родитель», «ученик-ученик»;
  • конструктивная – отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса и т.д.

Все эти виды деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной работы.

Преподавание – это управление сознательной, активной учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формирование умений и навыков.

Общие черты преподавания:

  • осуществляется в рамках различных организаторских форм, имеет временные ограничения, определённую цель и варианты ее достижения;
  • важнейших критерием эффективности преподавания является движение учебных целей и решение задач;
  • содержание и логика обучения чётко представлены в программах обучения;
  • критерий эффективности – уровень освоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач;
  • результаты учения почти однозначно определяются преподаванием и фиксируются в качественно-количественных показателях.

Процесс преподавания проходит следующие основные этапы:

  • планирование;
  • организация деятельности учащихся;
  • регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);
  • оценка и анализ результатов;
  • выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.

Необходимо помнить, что сотрудничество – это взаимодействие двух миров: педагога и обучающегося. Вот как говорит об этом О.А.Казанский: «Я знаю, что учиться очень трудно; я не буду облегчать тебе жизнь – «подслащивать пилюлю» знаний, умений, навыков – просто я могу помочь тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а вылечить человека.

  • во-первых, «трудное» для тебя сделаю привычным;
  • во-вторых, помогу предотвратить твои возможные ошибки, неудачи (неудачи в обучении - это нормально);
  • в-третьих, знаю, что любить – это верить в успех «другого» – со мной ты сможешь даже «перепрыгнуть пропасть»;
  • в-четвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как организацию твоего успеха;
  • в-пятых, должен подготовить и тебя к успеху, т.е. сделать всё, чтобы ты мог предъявить свое (открыть себя в себе)».

Второй вид педагогической деятельности – это воспитательная работа. Она направлена на управление разнообразной деятельностью учащихся, организацию воспитательной среды и имеет следующие характерные черты:

  • осуществляется в рамках разных организационных форм;
  • имеет цели, предусматривает последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели;
  • критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, поведении и деятельности;
  • в воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах;
  • логику воспитательной работы в каждом конкретном классе невозможно зафиксировать в нормативных документах;
  • результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер;
  • подготовительная часть в воспитательной работе более значительна и продолжительна, чем основная;
  • результаты не всегда можно предвидеть, они зачастую отсрочены во времени;

Этапы творческого процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, учёного они допустимы, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены (педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение темы, раздела и др.). В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, сотворчество педагога с обучающимися и коллегами в педагогическом процессе. Атмосфера творческого поиска выступает мощным стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определённой области знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

Система воспитательной деятельности педагога представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: организаторской, коммуникативной, конструктивной, проектировочной и т.д.

Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь, должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятым для его области знаний. Педагогическая деятельность — это и своего рада искусство, так как без включения своего личностного творческого видения способов реализации тех или иных проектов педагог не достигнет должного эффекта.

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Одна из главных задач современного образования – это раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её особенностью. Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основание педагогической деятельности. В.А.Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя субъективно-эмоциональный, детально описывает коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.

Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А.Сластенин выделяет следующие условия развития творчества педагога:

  • объективные
  • субъективные

Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.

  • информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.
  • адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.
  • рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.
  • научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т.д.
Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

  • методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
  • коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
  • творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).

Таким образом, личностное творчество педагога проявляется в различных аспектах педагогической деятельности. Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования.


Щербакова, Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/ (дата обращения: 26.05.2021).

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [,с.308]

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Критерии педагогического творчества: по Коджаспировой

- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

- способность к самосовершенствованию и самообразованию;

- разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

- вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

- способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

- умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог≤

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой — либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников. Например, Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждения в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий — проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80–90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными.

А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов:

1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

6) коммуникационный, ккоторому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью.

Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

- уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

- видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1–2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

Часто в образовательном процессе используется система объяснительно — иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе.

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.

1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.


»… Любой педагог — он творец». Трудно не согласиться в этом с министром образования Ольгой Васильевой. Но у меня вопрос: а в чём состоит творчество педагога? Вопрос не праздный. Ответив на него, можно ведь и решение для современной школы найти. А это, согласитесь, та ещё задачка! Стоит попробовать.

Для начала давайте определимся с понятием «творчество». Вот как его толкует «Википедия»:

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

На мой взгляд, это самое толковое определение понятия «творчество». Есть и другие; я не ставил задачу найти все и предлагаю остановиться на этом определении как самом полном, понятном и современном.

Здесь «творчество» удачно определяется через отличие от понятия «производство» за счёт выделения отличительных признаков:

  1. уникальность, новизна результата,
  2. невоспроизводимость результата другими людьми,
  3. отпечаток личности автора в продукте.

Теперь давайте посмотрим, что считается продуктом педагогической деятельности. Обратимся к теоретикам. Цитирую одну из работ: «Продукт педагогической деятельности — формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих… Результат педагогической деятельности — это развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности».

Мудрено, как всегда у теоретиков, но похоже на правду. Остановимся на этом.

Но сразу очевидно, что такой продукт педагогической работы не имеет отношения к творчеству педагога по всем трём отличительным признакам. Судите сами. Уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника; воспроизвести этот продукт может любой профессиональный педагог; личность педагога может отпечататься на обучающемся, но это скорее нежелательный минус, поскольку гораздо важнее проявить личность самого ученика.

Автор этого продукта педагогической деятельности — всё окружение ученика и он сам, но не отдельный педагог.

Тогда где же творчество педагога?

Обратимся снова к теоретикам, спросим напрямую. Одни пишут, что «деятельность учителя — всегда творческая деятельность…», и этим ограничиваются как аксиомой. Другие пишут, что педагогическое творчество «заключает в себе определённые элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определённой модернизацией. Оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создаёт чего-то принципиально нового, а вносит лишь определённые усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество».

За высший уровень профессиональной деятельности учителя принимается педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, которое значительно изменяет и повышает их качество (почти цитата, оттуда же). Там же отмечается, что новаторство — это жизненный подвиг учителя. И что настоящих педагогов-новаторов не так много.

Про подвиг согласен, это единичный продукт. А вот с отсутствием творчества в работе педагога согласиться не могу.

Проанализировав деятельность педагога, я пришёл к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, — это его урок. Урок — вот продукт творчества педагога.

Заказчик (общество) выделяет педагогу время на творчество: половину своей трудовой занятости педагог увлечён подготовкой к уроку, творчеством. А вторую половину времени он представляет свой продукт ученикам. Это как в театре: труппа долго-долго репетирует, а потом выступает на радость публике.

Очевидно, что подготовка к уроку отнюдь не означает вспомнить предмет или тему. Это — срежиссировать урок так, чтобы получить максимальную мотивацию у всех обучающихся класса. Будет мотивация — будет работа учащихся, а, значит, будет понимание.

Сравните учителя с репетитором. Последнему не требуется никакого творчества. Отчасти потому, что здесь не ставятся задачи воспитания. Но больше потому, что ученик — всего один. И мотивация уже оплачена

Творчество профессионального педагога, работающего с классом, направлено на то, чтобы сделать единый урок для всех и для каждого ученика в классе. То, что практически невозможно. И это — главная проблема школы.

«Взять» внимание целого класса (если это обычный, «нефильтрованный» класс) невозможно, когда не обладаешь чрезвычайной харизмой. Ни владение предметом, ни знание психологии, ни тем более внешние данные не заменят «высокий авторитет, основанный на умении подчинять других своей воле». Таких людей — единицы. Педагоги-новаторы — среди них. Но потому-то новаторство и не тиражируется, что перенять методику новатора можно, а его харизму — нет. Вот и пытается массовый педагог компенсировать недостаток личной харизмы придумыванием всяких ухищрений.

Но даже педагоги-новаторы не способны научить весь класс. Если вы не согласны, то ответьте на простой вопрос. Был ли в вашей практике случай, когда вы добивались на уроке стопроцентной мотивации и стопроцентного понимания у учеников? Если вдруг «да», то какова стабильность такого вашего результата? Только не надо говорить ставшую уже дежурной фразу «есть необучаемые дети». Это — ложь, призванная скрыть беспомощность применяемых образовательных технологий. Любого ученика, допущенного к школе, можно обучить. Это — моя правда, проверенная на личном опыте.

И вернёмся к педагогическому творчеству.

1. Если урок не срабатывает, каким бы ФГОСовским он ни был, может, следует избавить педагога от необходимости «творчествовать»? Время для непосредственной работы с детьми тогда практически удвоится. Это значит, как вариант, что наполняемость класса можно снизить вдвое.

2. Если отнять у педагога его творчество и снабдить чётко прописанной технологией, может, не потребуется такое количество отчётов и проверок со стороны заказчика, которыми сегодня его обложили? Опять же увеличится время для непосредственной работы педагога с детьми.

3. Если школьники станут полноценными субъектами педагогического процесса, разве это не облегчит нагрузку на педагога? Разве не взорвёт детскую мотивацию к обучению? Разве не превратит их в активных добытчиков знаний вместо пассивных бездельников? Пусть творят ученики. Даже если у них это будет получаться хуже, чем у учителя (поначалу), их в 25 раз больше! Они в любом случае натворят больше, чем педагог. К тому же с большей пользой для себя и абсолютно бесплатно.

4. Если все дети станут мотивированными к учёбе без учительских танцев с бубном, если все они будут достигать понимания и добиваться успеха по любому предмету; если педагог избавится от необходимости ежедневно совершать бесполезный творческий подвиг, если он будет стабильно достигать своих профессиональных целей, разве он не станет счастливым?

Читайте также: