Почему потребность выбора профессии является первостепенной

Опубликовано: 02.10.2024

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

творческий проект Мой профессиональный выбор.doc

МОБУ «Подколкинская СОШ»

Творческий проект на тему

«Мой профессиональный выбор»

Ученицы 9 класса

Учитель: Токмачёв П. М.

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?

Осознание проблемной области

Определение потребности и её формулировка

Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.

Определение задачи и формулировка

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Основные параметры и ограничения

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям .
  4. Востребованность профессии на рынке труда

Выявление традиций, истории, тенденций

Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.

Выработка идей, вариантов, альтернативы

Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа . Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.

Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек — природа».

  • быть разнообразной
  • подвижной
  • соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
  • разносторонней

Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.

1. Выявление проблемы Проблемной областью моего проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности .

2. Осознание проблемной ситуации

Я выделила под проблемы моей проблемной области:

Разработка алгоритма выбора профессии.

Ознакомление с существующими профессиями и их характеристика.

Определение дальнейшей профессиональной карьеры.

3. Технологии выявления конкретной потребности

Для меня правильный профессиональный выбор в соответствии с моими интересами и возможностями является первостепенной потребностью так как, по моему мнению, будущая профессия должна быть интересной и приносить удовольствие, чтобы мне нравилось работать и не вставать недовольной по утрам со словами: опять эта работа…

4. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Задачами моего проекта является анализ конкретной профессии, определение основных требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессии.

5. Технологии выявления основных параметров

Мне всегда нравился творческий процесс, я люблю создавать различные вещи и рисунки. Так, что я хочу, чтобы моя профессия была связанна с творчеством. К примеру, профессия дизайнер.

Критерии выбора моей будущей профессии:

Будущая профессия должна удовлетворять моим индивидуальным, личным и психофизиологическим характеристикам.

Доступность обучения профессии (территориальная досягаемость учебного заведения).

Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи.

Востребованность профессии на рынке труда .

6. Технологии выявления традиций, тенденции

Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественно-творческих задач, занята производственно-технологической деятельностью. В процессе профессионального обучения будущих дизайнеров следует подготовить решать следующие профессиональные задачи:

Разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий в различных сферах дизайнерской деятельности.

Деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна.

Осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях; преподавательская работа.

Специальности профессии дизайнер:

Гейм-дизайнер – разработчик, создающий компьютерные игры для компьютеров, игровых приставок и мобильных устройств.

Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 26%

Аниматор творит для теле-, кино- и видео индустрии, рекламных медиа и ИТ проектов. Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 26%

Дизайнер интерьера творит для нахождения оптимального баланса между функциональностью, безопасностью и эстетикой интерьера. Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 19%.

Графический дизайнер находит наиболее эффективный способ донесения идей в печатных и электронных СМИ, используя цвет, иллюстрацию, графику, фотографию, анимацию и др. методы. Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 10%.

Одно из наиболее быстро растущих направлений рекламы – реклам для мобильных приложений. Навыки дизайнера мобильных приложений включают создание пользовательских интерфейсов, юзабилити, тестирование во всех браузерах, платформах и мобильных сетях.

Веб-дизайнер отвечает за дизайн, создание и поддержание сайта. В условиях стремительного роста Интернета, эта группа стала включать в себя разные профессии, в том числе юзабилити проектировщиков, дизайнеров - верстальщиков, разработчиков-кодировщиков и др.

Продуктовый дизайнер – объединяет в своей работе 3 основные сферы: эстетику, бизнес и технологию для разработки коммерчески успешных товаров.

Дизайнер одежды создаёт одежу, обувь и аксессуары чаще всего стремясь создать функциональные и эстетически привлекательные предметы гардероба. Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 9%.

В современной рекламной практики, арт-директор руководит командой, разрабатывающей видение и создающей крупные рекламные кампании. Рост вакансий с 2009 по 2019 годы – 9%.

7. Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, которая поможет мне сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

Определение интересов и склонностей.

Анализ профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями.

Выявление индивидуальных, личностных и психофизиологических характеристик.

Соответствие индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности.

Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профобразования, материальные затраты на обучение.

Профессиональные планы и перспектива.

Программа профессионального совершенствования и развития.

8.Выработка идей, вариантов, альтернативы

Для начала я должна определить сферу профессиональной деятельности.

Это можно сделать с помощью методик «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ). На основании полученных результатов нужно выбрать одну из пяти сфер профессиональной деятельности. По результатам теста у меня получилось, что больше всего мне подходит сфера человек – художественный образ.

Я посмотрела на профессии из такой тематики и выписала более привлекательные для меня из этой сферы: это художник, архитектор, ландшафтный дизайнер, аниматор, дизайнер, учитель изобразительного искусства и визажист.

Определение требований к профессиональной деятельности

Я выделила следующие параметры, относящиеся к сфере профессиональной деятельности человек – художественный образ.

Моя работа должна:

2.Иметь преобразующий, творческий характер.

3.Стимулировать повышения уровня знаний и умений.

4.Соответствовать моим психофизиологическим и социальным потребностям.

Этот материал я соотнесу со своими интересами и склонностями. Мне всегда интересно изучать, что-то новое, разнообразное, поэтому эти требования подходят к первому и третьему пункту. Меня всегда тянуло творчество, так что я думаю, что творческий процесс должен присутствовать в моей профессии. Психофизиологические и социальные потребности соответствуют моим интересам и потребностям.

Вывод: мои интересы в сфере профессиональной деятельности человек – художественный образ соответствуют требованиям.

Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных в предыдущем в шаге профессии нужно выбрать самую подходящую. Для этого необходимо оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. пункт технология выявления основных параметров).

Далее нужно оценить выбранные специальности (пункт выработка идей, вариантов альтернативы) по основным параметрам.

Профессиональное самоопределение подростка проходит ряд чередующихся выборов, промежуточных решений, поисков смысла в выбираемой и осваиваемой профессии. Все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Промежуточные решения, которые появляются и изменяются на протяжении нескольких лет, сужают выбор вариантов, что в итоге приводят к окончательному решению.

Рассмотрим наиболее распространенную теорию профессионального самоопределения (теория Гинзберга), в ней выделяется три стадии:

1. Стадия фантазии проходит до 11 лет. Дети воображают, кем они хотят быть, независимо от потребностей, способностей, возможности получить работу по этой специальности и других реалистических соображений. На этой стадии ребенок еще не умеет связывать цели и средства, его мечты еще не переросли в жизненные планы, представление о профессиях очень поверхностное.

2. Гипотетическая стадия длится с 11 до 17 лет и подразделяется на четыре периода:

  • Период интереса (11–12 лет), дети делают выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами («Я люблю смотреть исторические фильмы или читать исторические книги — стану историком»);
  • Период способностей (13–14 лет) — подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых профессиями, о различных способах обучения и подготовки. Однако свой выбор в первую очередь они основывают на своих способностях («Мне лучше всех в классе дается математика — стану математиком»);
  • Период оценки (15–16 лет) — подростки пытаются «примерить» те или иные профессии, приложить их к собственным интересам и ценностям, сопоставить предъявляемые специальностью требования со своими реальными возможностями;
  • Переходный период (16–17 лет), все ближе к окончанию среднего учебного заведения, под давлением родителей и школы, осуществляется переход в выборе профессии от гипотетического подхода к реалистическому. На этом этапе, как правило, происходит выбор предметов для сдачи ЕГЭ.

3. Реалистическая стадия (17 лет и старше), подростки стараются принять окончательное решение — выбрать профессию, поступить в учебное заведение или пойти работать. Эта стадия делится на три периода:

  • Период исследования (17–18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания профессии (школьник становится студентом факультета юриспруденции и пытается охватить эту область);
  • Период кристаллизации (19–21 год) — значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности (студент решает, что его привлекает больше работа адвоката, чем нотариуса или судьи);
  • Период специализации (старше 21 года) — общий выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации (студент решает быть адвокатом по гражданским делам).

Это условная периодизация, которая является идеальной моделью. Однако последовательность, характер и хронология стадий могут быть различными. Некоторые люди могут определиться в выборе еще совсем в юном возрасте, особенно при наличии таланта. Другие длительное время или даже никогда, не могут соотнести свои интересы и способности с определенной профессией, чтобы найти подходящую работу. Таким людям приходиться вести постоянный поиск и неоднократно менять профессии будучи взрослыми.

Выбор профессии подростком, профессиональное самоопределение
Что влияет на выбор профессии?

1. Родители, которые разными способами оказывают свое воздействие:

– Влияние на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения; воздействия через семейную атмосферу.

– Желание чтобы ребенок наследовал профессию родителей, продолжил семейное дело или династию (например, врачей или военных).

– Воздействие родителей через личный пример.

– Влияние оценки родителей на выбираемую ребенком профессию.

– Направление и ограничение выбора детей, настаивание на продолжении или прекращении обучения в определенной школе или вузе, или определенной специальности. Внутренние мотивы родителей могут быть при этом разнообразными: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и прочее.

Сила влияния мнения родителей на ребенка возрастает, когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки.

2. Влияние друзей и учителей.

– Мода на профессии среди сверстников.

– Выбор профессии за компанию.

– Положительное или отрицательное отношение к «учителю предметнику».

3. Гендерные стереотипы. Влияние ожиданий общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины.

5. Индивидуальные способности и интересы. Интерес, мотивация и личные качества определяют успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения успеха в избранной сфере деятельности, и дать хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

6. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, уровень зарплаты, престиж и перспективность карьеры. Определенное влияние имеет мода на профессию. Подростки часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства.

7. Уровень информированности о профессиях. Подросток банально может не знать о существование многих профессий и не понимать, чем занимаются люди некоторых профессий.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим фактором для выбора профессии. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам. Так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессии.

Молодому человеку со стороны взрослых необходима разумная помощь в профессиональном выборе. Но не в виде навязывания определенных профессий и готовых решений, а в виде помощи, чтобы подросток сумел осознать себя, свои способности и интересы, чтобы он мог самостоятельно рассмотреть различные профессии, подумать и спланировать жизненные планы. Выбор профессии должен исходить от него самого, т.к. ему ее получать, работать и жить.

Родитель или привлекаемый специалист по профориентации, должен помочь ребенку учесть социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее востребованность и перспективность в будущем.

Ошибки и рекомендации в выборе профессии:

  1. Не нужно сильно отождествлять профессии со школьными предметами. Вам может не нравиться школьная информатика, но может понравиться работа программиста.
  2. Профессия не всегда является тем, чем кажется. Изучайте каждый свой выбор настолько глубоко, насколько сможете.
  3. Учитывайте, прежде всего, свои способности и интересы. Это главное.
  4. Престижность и прибыльность профессии — это не главное.
  5. Не нужно делать выбор «за компанию». Также как не надо выбирать вопреки и назло кому-либо.

Профессиональное самоопределение — это сложный и длительный процесс. Все чаще профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе одной профессии и человек периодически делает новый выбор. Нужно пробовать свои силы и возможности в нескольких сферах деятельности. Особенно в современной экономике, когда новые технологии меняют рыночные отрасли, а профессии могут устаревать и значительно меняться каждые 10–20 лет, заставляя человека учиться и переучитываться всю жизнь, овладевая новыми профессиями на протяжении всей жизни.


Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.


Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.


В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.


Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.


Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Читайте также: