Почему при выборе профессии так важно учитывать профессиональную пригодность

Опубликовано: 16.05.2024

профпригодность

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.

Профессиональная пригодность - это «совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда». (Заметим, что профпригодность - не врожденное свойство, а, в том числе, качество, формирующееся в процессе самого труда. Значит, говорить о профнепригодности абитуриента к какой-то профессии - явно некорректно.) Кроме того, в рассматриваемое понятие также включают удовлетворение, переживаемое человеком как в процессе самого труда, так и при оценке его результатов.

В описании любой профессии мы действительно увидим перечисление целого ряда так называемых профессионально важных качеств. Причем начнется такое перечисление с особенностей физического развития - а закончится необходимым набором ценностей, принципов. Получается, что чем сложнее профессия, тем больше вероятности, что она просто-напросто не подойдет никому! Что же, разве не существует профпригодных врачей или, допустим, геологов? Ведь в любой области есть блестящие специалисты, порой не вполне соответствующие описанию идеального профессионала.

Думается, гораздо продуктивнее всё же судить о профпригодности по результатам работы.

В приведенном выше определении мы видим два таких критерия. Первый - эффективность труда. Второй - внутренняя удовлетворенность своей работой и ее результатами.

Удается эффективно выполнять деятельность и получать от этого удовлетворение - значит, человек профпригоден. А уж какой ценой дался этот успех - другой вопрос. Бетховен писал прекрасную музыку, полностью лишившись слуха. Казалось бы, музыканту слух абсолютно необходим - однако же нашлись механизмы, способные компенсировать это качество. Вспомним и знаменитого летчика Маресьева, продолжившего летать после ампутации ног, несмотря на то, что все комиссии признали его «профнепригодным».

Срабатывает так называемый закон компенсации. Наш организм, наша психика вообще так устроены, что одни функции способны в определенных условиях заменять другие. Для этого нужны сильное желание и сильная воля к достижению результата. Случаи с Бетховеном и Маресьевым - безусловно, необычные: всё же в подобных ситуациях говорят о так называемой абсолютной профнепригодности (обычно в связи с медицинскими противопоказаниями). Но если уж кому-то удавалось преодолеть столь серьезные барьеры, то что говорить об относительной профнепригодности? Все-таки случаи абсолютной неприспособленности к какой-то профессии в жизни встречаются довольно редко. Обычно речь идет о качествах, которые так или иначе можно развить либо компенсировать.

Итак, многое зависит от того, каких именно качеств вам не хватает. Чем значимее они для профессиональной деятельности, тем больше потребуется сил и времени, чтобы их развить, тем сложнее будет их чем-то заменить.

Известны случаи, когда интеллектуально развитые люди, по каким-то причинам вынужденные заниматься не своей профессией, довольно быстро усовершенствовали способы действия в ней. К примеру, необходимость механически запоминать большие объемы информации они заменяли введением удобной системы ее хранения.

Гибкость, открытость новому, умение эффективно работать с информацией - это универсальные профессионально важные качества. Человек, обладающий ими, легче освоится в любой профессии, несмотря на свое несоответствие идеальному образцу.

Изменять профессию самому

Есть и другой путь реализации в любимой профессии. Путь, который не требует «подгонять» себя под профессию, а просто позволяет творчески видоизменять ее саму.

Иногда люди, несмотря на свою формальную непригодность к профессии, изменяют эту профессию. Изменяют по-разному: от развития внутри профессии новых специализаций до новых методов.

К примеру, может быть, разрабатывать дистанционные методы обучения взялся тот человек, который был очень увлечен педагогикой, самими процессами обучения, передачи знаний, но не любил общаться с детьми? Разве мы теперь сможем назвать профессионально непригодным человека, разработавшего технологию обучения, удобную для самостоятельного использования и помогающую эффективно освоить новые знания и умения? Конечно, нет.

Представим себе «профнепригодного» баскетболиста (например, из-за низкого роста) или футболиста, которые, однако, умеют великолепно разбираться в возможных тактиках игры, мастерски оценивать особенности поведения соперников и настраивать на матч своих товарищей по команде. Безусловно, такой игрок способен создать особенную стратегию для победы всей команды, сделать саму игру немного другой, чем она была до него. Ну и, конечно, он сможет стать отличным тренером.

Если когда-то невозможно было себе представить художника-модельера или дизайнера, не умеющих хорошо профессионально рисовать, то сейчас, с развитием компьютерных технологий, такие люди - реальность. Специальное программное обеспечение позволяет выразить художественные образы без помощи карандаша и бумаги, были бы идеи. И это сейчас веб-дизайнеров начинают причислять к отдельной серьезной отрасли дизайна, а еще недавно их считали профнепригодными. Получилось, что они смогли совместить свой интерес к компьютерным технологиям и креативность, создав, по сути, новую профессию.

Наверное, все слышали и истории про знаменитых актеров, которых при поступлении в театральный признавали «непригодными к профессии» из-за дефектов дикции или нестандартной внешности. А позже именно эти актеры, ломая стереотипы, создавали на сцене или в кино новые, нетипичные, всем запоминающиеся образы героев. Конечно, их талант превращал «профнепригодность» в уникальность.

Профессия - это открытая система. То, что сейчас кажется непригодностью, возможно, завтра станет требованием к одной из специальностей.

Похоже, главным профессионально важным качеством всё же стоит считать мотивацию - интерес к профессии, увлеченность ею, любовь к своему делу.

А сочетание мотивации со всеми необходимыми способностями и качествами называется уже призванием. Скажите-ка: оно дано не каждому? А может, у вас призвание к той профессии, которой просто еще не существует?

Проявив творческий подход, а также немного гибкости и упорства, можно найти себе подходящую нишу практически в любой симпатичной вам профессии. Хочется пожелать вам побольше здорового азарта и дерзости в стремлении к вашим целям.

Алексеенко Надежда Станиславовна

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Профессию необходимо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

ВложениеРазмер
Правила выбора профессии 103.76 КБ

Предварительный просмотр:

Правила выбора профессии

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «хочу», «могу», «надо».

Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы:

  • Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности? Что мне нравится делать? Какой вид деятельности меня привлекает?

Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Если при выборе будущей профессии исключить склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствие от процесса труда. От наличия склонностей зависит привлекательность работы для человека, интерес к ней. Склонности, стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением « Я хочу».

  • Смогу ли я? Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?

Необходимо оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).

Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно просто не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу. Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами « Я могу».

  • Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?

Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может случиться так, что вы просто не сможете найти себе работу по специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям. « Надо» - потребности общества в кадрах.

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна для вас,
  • соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
  • пользуется спросом на рынке труда.

Профессию необходимо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана

- формирование знаний обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Формировать представления учащихся о понятии «профессиональная пригодность».

Развивать умение учащимися учитывать влияние личностных особенностей человека на профессиональную пригодность.

3. Развивать навык в разграничении общих и специальных способностей.

4. Формировать представления учащихся об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

5. Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

6. Развивать умение делать выводы и умозаключения по новой информации, полученной на уроке.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Помните, мы с вами говорили о том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку? Если эти требования совпадают с его личными качествами и возможностями, отсутствуют медицинские противопоказания, то это говорит о профессиональной пригодности. Сегодня мы с вами разберем это более подробно.

Итак, профпригодность - это гармония человека и его дела.

Профессиональная пригодность

Способности личные особенности человека отсутствие медицинских

- Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов (красного, зелёного, жёлтого, синего). Выберите по одной с тем цветом, который вам больше всего нравиться.

Даю характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

- синий цвет - чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

- зелёный цвет - испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, важен собственный статус в коллективе;

- жёлтый цвет - мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Ребята называют общее, то, что их объединяет, я фиксирую на доске:

- трудолюбие;

- можем мыслить;

- воспринимать и т.д.

Все это и есть общие способности, которые присущи всем людям, но развиты у каждого в разной степени. Существуют и специальные способности, которые характеризуют личностные особенности человека.

– Как вы думаете, какие?

Как правило, они бывают врожденные.

- У Н. А. Добролюбова есть слова: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте .

Простой пример: из двух девушек, осваивающих профессию танцовщицы, быстрее и лучше освоит ее та, у которой лучше координация движений и чувство ритма.

Способности развиваются у человека в течение жизни, но для их развития нужно время и терпение.

- А сейчас давайте попробуем выполнить следующее упражнение.

Я вам раздам листочки, где приводится перечень различных психологических свойств личности. Укажите, какие из них характеризуют способности, необходимые для овладения каждой из указанных профессий:

летчик-испытатель артист учитель водитель продавец

яркость речи, наблюдательность, хорошая память, эмоциональность, быстрая скорость движения, распределяемость внимания, выдержка, умение быстро принимать решение, техническая сообразительность, отзывчивость, организаторские способности, быстрая реакция, музыкальный слух, математические способности, точный глазомер, воображение, устойчивость внимания, общительность,

Профессиональная непригодность к конкретной профессии

Есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Назовите личностные особенности, делающие профнепригодными учителя, продавца, диктора, военного, медсестры, водителя.

- Как я вам уже говорила, способности развиваются у человека в течение жизни.

Способности проявляются только в деятельности, причем в той, с которой они связаны. Так, например, нельзя говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он никогда не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.

Говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу!

Постоянные занятия, например, электротехникой могут развить технические способности. Человек станет быстрее и лучше других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах.

Упорные тренировки могут развить, казалось бы, на первый взгляд

слабые способности у спортсмена. Показательна в этом отношении биография Елены Мухиной, чемпионки мира по спортивной гимнастике. В детстве тренер считал ее неперспективной и даже отчислил из секции.

Так, физически слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон - знаменитым оратором. Поэтому каждому человеку важно заниматься самовоспитанием.

Итак, давайте вспомним, что включает в себя профессиональная пригодность?

-личностные особенности человека;

-отсутствие медицинских противопоказаний.

Рассмотрим следующую ситуацию:

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

– Алена, какая приятная встреча!

– Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

- Почему у девушек возникли такие проблемы?

- Что они не учли при выборе профессии?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому осмотру надо готовиться заранее. Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Выбирая профессиональную деятельность, нужно учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.

Это могут быть большие физические нагрузки (шахтер, грузчик, животновод и др.),

-постоянно низкая или высокая температура (повар, водолаз), - повышенная запыленность воздуха, шум (ткачиха, работник типографии), - работы особо высокой точности, напряженности зрения, работа с мелкими деталями (вышивальщица, сборщик часов, микросхем),

- органов обоняния (повара, парфюмера ),

- органов слуха (стенографистки, музыканта, звукорежиссера,); и др.

О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения медиков, с работой в той или иной области деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

Динамическая пауза.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Учитывать или не учитывать рекомендации, полученные на уроке – каждый человек решает по-своему.

А что решили наши героини?

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр ! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

- Итак, давайте подведем итог.

Что же такое профессиональная пригодность? Что она в себя включает?

- Что необходимо учитывать при выборе профессии? ( Состояние здоровья, способности, личные особенности).

- Что такое способности? (Это качества, обеспечивающие успех в определенных видах деятельности).

- Какие способности относятся к общим, а какие - к специальным? (трудолюбие, внимательность, целеустремленность, сообразительность).

- Надо ли учитывать состояние здоровья при выборе профессии?

- Спасибо всем за работу.

Домашнее задание

Попробуйте составить программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

2. Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть для успеха в будущей профессиональной деятельности.

3. Наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.

4. Определите примерный срок, в течение которого вы планируете добиться успехов.


Цель занятия
: познакомить учащихся с правилами выбора профессии.

Задачи занятия:

1) обозначить важность выбора профессии;

2) раскрыть значение интересов и склонностей в выборе профессии;

3) раскрыть значение способностей в выборе профессии;

4) дать определения понятиям «профессионально важные качества», «профессиональная пригодность»;

5) раскрыть значимость востребованности профессий на рынке труда.

Время проведения: 15 - 20 минут.

Ход занятия:

Профессия – это важная для общества и ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа позволяет раскрыться наиболее ярким сторонам нашей личности. Если вы правильно выберите профессию, то:

ü вы будете ходить на работу с удовольствием;

ü выполняя работу, вы будете чувствовать себя бодрым;

ü вы будете ощущать полезность своего труда и себя как личность;

ü будет выше результат вашего труда и вас будут уважать коллеги;

ü вы всегда будете смотреть в будущее с оптимизмом.

И, наоборот, при несерьезном подходе к выбору учебного заведения и профиля обучения, в самостоятельной трудовой деятельности человека может постичь глубокое разочарование.

Даже если разочарования не было, все равно заниматься «не своим делом» очень тяжело:

üчеловек переутомляется, перенапрягается, считает каждую минуту до конца дня;

üпритупляются способности, происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг;

üнелюбимая работа – один из факторов, увеличивающих число профессиональных заболеваний и травматизма.

Найти любимую работу, профессию – значит найти правильное соотношение между реальной жизненной ситуацией и вашими личным качествами.

Что значит правильно выбрать профессию? Прежде всего, это значит иметь обоснованныйпрофплан, в котором учтены интересы, склонности, способности, состояние здоровья и потребности общества в кадрах. Кратко эти аспекты можно обозначить формулой выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Сейчас мы кратко рассмотрим все эти три аспекта.

Под словом «хочу» понимаются интересы и склонности человека, которые имеют профессиональную направленность.

Интерес – это стремление человека к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом, явлением, изучать его, читать о нем. Коротко: интерес – это «хочу знать». Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширяя кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы различают:

по содержанию (музыкальные, технические, литературные и т.п.)

по широте (широкие, разносторонние и узкие, направленные только на один предмет);

по глубине (глубокие и поверхностные);

по длительности (устойчивые и неустойчивые)

Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Эти два признака обязательны.

Глубокие и устойчивые интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Коротко: склонности – «хочу делать».

Можно, например, с удовольствием смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Это говорит о том, что интересы не перешли в склонности. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные планы, говорят о профессиональных интересах.

Интересы и склонности проявляются только в деятельности. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если проанализировать вашу учебную, внеклассную, внешкольную деятельность, то можно выделить склонности в соответствии с пятью типами профессий:

1) склонность к работе с людьми;

2) склонность к работе с техникой;

3) склонность к работе с условными знаками;

4) склонность к работе с художественными образами;

5) склонность к работе с природой.

Почему при выборе профессии так важно учитывать свои интересы и склонности? Если вам будет нравиться содержание труда, то вы охотнее будете работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать.

Рассмотрим теперь следующую составляющую формулы выбора профессии – «могу». Под словом «могу» понимаются способности, лежащие в основе успешности овладения профессией. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать, принимать решения, влиять на других людей и т.д. Иначе говоря, люди обладают многими способностями.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это умственные способности, волевые качества. Они обеспечивают легкость в овладении знаниями в различных сферах деятельности. У учащихся общие способности проявляются в успешном освоении учебных дисциплин.

Специальные способности же проявляются в определенном виде деятельности: например, воображение – важный признак литературных способностей, абсолютный слух – основа музыкальных способностей. К специальным способностям относятся организаторские, коммуникативные способности, математические и т.п.

Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются, наполняясь профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в работе водителя, токаря, слесаря, хирурга и других важна координация движений обеих рук, хотя содержание их деятельности разное. Качества человека, которые включаются в работу и обеспечивают ее эффективность, качество труда и надежность, относятся к профессионально-важным качествам (ПВК).

Профессионально-важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, для токаря необходимы хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, острота зрения, хорошая координация движений рук.

Другими словами, ПВК (склонности, способности и личностные качества) – основа профессиональной пригодности – соответствия человека профессии. Не каждый может стать космонавтом, летчиком и т.д. Не подходит состояние здоровья, организация труда. Часто непригодность выявляется при определении личных качеств (характерологических особенностей).

Третья составляющая формулы выбора профессии - «надо» - включает в себя знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность найти работу по выбранной профессии.

Например, в системе высшего профессионального образования в 2012 году потребность в кадрах составит 2225 человек при выпуске 5238, в том числе:

- гуманитарные науки – выпускников в два раза больше, чем спрос на рынке труда (требуется 400 специалистов, выпускников 800);

- экономика и управление – требуется 450 специалистов, готовят 2440 специалистов, что в пять раз превышает спрос на рынке труда;

В системе среднего профессионального образования при потребности в 2012 году 5238 человек будет подготовлено около 4000 специалистов;

В системе начального профессионального образования при потребности более 11100 специалистов, объем подготовки составляет 4700 человек.

Потребность общества в кадрах – это реальность, с которой любому человеку приходится считаться.

Таким образом, лишь при пересечении всех трех компонентов формулы мы можем говорить о правильном выборе профессии. Хорошо, если человек нашел свое призвание еще в юности, но так, к сожалению, бывает не всегда. Многие совершенно не имеют необходимой информации ни о своих способностях, ни о том, как их реально определить, поэтому им приходится долго искать себя. Не всегда в этом помогают и экзаменационные оценки. Они иногда случайны, слишком однозначны, оценивают только знания (какой ценой получены эти знания?), но не способности к работе.

Познать самого себя позволяют данные психологических тестов, которые дают самую разнообразную информацию о человеке. Для квалифицированной помощи в выборе профессии можно обратиться к психологу. Психологи проводят занятия по сопровождению выбора профессии, цель которых оказать молодому человеку помощь в профессиональном самоопределении, в принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом профессиональных склонностей, индивидуальных возможностей и потребности общества в кадрах.

Читайте также: