Почему трудно выбрать профессию

Опубликовано: 02.10.2024

Выбор профессии — это увлекательное путешествие к самому себе. И результат выбора — не совокупность плюсов или минусов новой должности, а ваш собственный голос.

Выбор профессии — это увлекательное путешествие к самому себе. И результат выбора — не совокупность плюсов или минусов новой должности, а ваш собственный голос. Ваши желания, стремления, движения сердца неизмеримо важнее «престижа», «статуса» и «стабильности». Просто потому, что престиж — это то, что нравится каждому третьему, статус — то, что важно другим, а стабильность вообще такова: сегодня есть, а завтра — нет. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Любая оценка извне, любая тенденция переменчива и относительна. По-настоящему важны только ваши дарования и способности. Верьте им, верьте зову сердца. Ищите своё. Никто, кроме вас не скажет — в чем ваш талант, не решит — какое нужно образование (и нужно ли оно вообще), кем работать и как зарабатывать.

Важно знать, что нет «плохих» и «хороших» профессий. Банкир не лучше ветеринара и дворник не хуже учителя. Конечно, это не предложение оставить свою профессию и заняться придомовой территорией. Это, скорее, констатация факта: нет «низких» профессий. В каждом деле, в каждом начинании важно лишь отношение: нравится или нет, любим или выполняем потому, что «надо», «престижно», «денежно».

Дело, выполненное с интересом, будет оплаченным. Профессионалы всегда обеспечены. Когда вам нужна идеальная стрижка — вы ищете лучшего мастера, когда опаздываете на самолет — нужен водитель, который довезет вас за полчаса даже по пробкам. И если результат достигнут, вы платите гонорар с благодарностью, желая пользоваться услугами этих людей постоянно. При этом вам ни разу не приходит мысль (вас не смущает), что парикмахер и водитель — обслуживающие профессии.

Но самый интересный вопрос в другом — представьте, сколько времени и сил нужно потратить, чтобы стать востребованным. Минимум — несколько лет. И даже после того, как «безымянная высота» останется позади, нужно повышать квалификацию и следить за новшествами в выбранной сфере. Иными словами, придется быть «в теме» каждый день. И если тема нелюбимая, находиться в ней будет крайне сложно. И как следствие — крайне сложно расти.

В конечном итоге думать только о деньгах, почете и наградах — не выгодно. Профессия — это длинный путь, который легче идти по любимой дороге. Правда, выбрать эту дорогу не так просто: мы часто ошибаемся, сворачиваем не туда, расстраиваемся, когда не находим удовлетворения, и рано или поздно делаем печальный вывод — найти свой путь невозможно. Увы, горький опыт минувших дней отбивает вкус к настоящему.

Но есть и хорошая новость: никогда не поздно начать всё сначала! А пока поговорим о том, как избежать распространенных ошибок при выборе дела жизни. Каждой ловушке мы посвятили отдельную статью, но если вы спешите – читайте краткую версию ниже.

Ошибка номер один: выбирать головой то, что нужно сердцу

Часто мы путаем «хочу» и «надо». И при выборе профессии мы тут же зачинаем рассуждать о выгоде, размере зарплаты и востребованности в обществе. Конечно, это важные факторы, но самый главный – то, что хочет ваше сердце. Профессия – это дело, которым вы будете заниматься каждый день по шесть-восемь часов лет эдак десять. Всегда помните об этом и спрашивайте себя: что мне дорого, что близко, что важно? (читать полностью)

Ошибка номер два: особенности национальной заботы или о том, почему стыдно крутить гайки

У любого народа есть своя традиционная культура, свой набор шаблонов, свое понятие о том, как «правильно», а как – «из ряда вон». Следуя правилам и традициям, мы подчеркиваем национальную принадлежность. В жизни важен баланс между правилом и внутренним «я», чтобы одно не перевесило другое. Правила для нас, а не наоборот. И если вы чувствуете давление со стороны «правильно, «прилично» и «только так» - делайте выводы. (читать полностью)

Ошибка номер три: вы должны делать так, как сказали родители

Пожалуйста, запомните этот абзац. Остальной текст можно читать как угодно. Любите своих родителей. Прощайте ошибки. Даже если сейчас они давят на вас что есть силы. Даже если когда-то, пятнадцать лет назад, они вынудили вас выбрать нелюбимую профессию. Возможно, они заблуждались. Но совершенно точно, они хотели как лучше. Отпустите обиды. Забудьте прошлое. И начинайте менять свою жизнь к лучшему. Как — читайте в этой статье. (читать полностью)

Ошибка номер четыре: туда берут только по блату или как проверить свои таланты

Сколько раз вы слышали это в течение жизни? И наверняка сами в это верите. И правильно делаете. Потому что блат – существует. Сказать, что связи ничего не решают – сущая глупость, но утверждать, что связи решают все – абсолютная чушь. Блат существует в нашем сознании как панацея от всех бед. Но это не так. Хотя бы потому, что не все покупается и продается.

Проверяйте свои таланты, ищите хороших педагогов, используйте любую возможность, чтобы быть ближе к заветной цели. Поступайте в Суриковское училище, даже если у вас нет наполеоновских планов - прославить свою фамилию великими картинами. Возможно после диплома вы обнаружите себя в стройных рядах веб-дизайнеров. Это не главное. Жизнь подскажет, где и кем вам выгоднее трудиться. Самое прекрасное, что это будет профессия по призванию. (читать полностью)

Ошибка номер пять: профессию надо выбирать один раз – и на всю жизнь!

Этот постулат пришел к нам из прошлого века и отражает характер времени. Сегодня все иначе: ритм жизни ускорился в несколько раз. Смена и работы, и профессии стало нормой. В такой ситуации гораздо больше плюсов, чем минусов, при условии, что постоянная смена профессиональной деятельности не становится стилем жизни. (читать полностью)

Ошибка номер шесть: жить, как будто время бесконечно

«Не могу пока поменять работу – надо купить квартиру детям». «Потом подумаю, какая профессия мне подходит, а пока поработаю продавцом. Это ужасно скучно и утомительно, зато на Новый год хорошая выручка». «Терпеть не могу свою контору и склочный коллектив, но кто еще меня возьмет без высшего образования? Надо пять лет где-то учиться по вечерам, а у меня все время занято».

Обычный ход мыслей. Когда мы откладываем нечто очень важное «на потом», нас никто не поставит в угол и не срежет зарплату. Но когда станет ясно, что время ушло – разочарование будет огромным. Но есть и хорошая новость – всегда можно взять ситуацию в свои руки. (читать полностью)

Ошибка номер семь: мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. (читать полностью)

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

rchp.bsu.by

Выбор профессии – это важный шаг, определяющий всю дальнейшую жизнь человека. Для многих подростков решить, куда поступать после школы, какую профессию выбрать бывает проблематично. Конечно, есть ребята, которые точно знают, кем они станут в будущем: одни идут по стопам родителей, другие выбирают собственную дорогу. Однако есть школьники, у которых выбор профессии вызывает сложности. Именно о таких подростках мы поговорим.

Итак, что мешает подростку понять, кем он может стать в будущем? Есть ряд причин, которые мешают определиться с выбором профессии.

Подросток слишком разносторонний

Конечно, ребенок, у которого много интересов, от спортивной секции до занятий по цифровой фотографии, – подарок для родителей. Но с профориентацией в таком случае могут возникнуть проблемы, потому что ребенок просто не может выбрать, какое именно занятие привлекает его больше всего. Ему сложно решить, что из списка его увлечений могло бы стать смыслом жизни.

Подросток ничем не интересуется

Находясь под родительским крылом, многие подростки не хотят выходить из зоны комфорта. Им совсем не кажется, что у них нет интересов, ведь есть друзья, новенький смартфон, компьютерные игры и т.д. Когда приходит осознание того, что на носу выпускные экзамены и сдача ЦТ, а значит, нужно определиться, что делать дальше, подростку кажется, что на него давят. Он откладывает принятие решения на потом, надеясь, что все решится само собой. Нежелание что-то делать возникает из-за неуверенности в себе. Это защитная реакция психики против неудач, с которыми человек боится столкнуться.

Подросток ориентируется на собственное представление о профессии

И разочаровывается, когда ожидаемое представление не сходится с действительным. Очень часто школьники, насмотревшись фильмов, идеализируют профессию, не зная о возможных недостатках и трудностях. Например, девушка хочет стать известной актрисой, ей кажется, что сниматься в кино легко, главное – иметь талант. Она не задумывается о том, что актерство – это тяжелый труд, профессия потребует постоянной работы над своим мастерством, придется запоминать большие тексты, справляться со стрессом после неудачных проб и кастингов и пр.

Подросток не знает свои сильные стороны

Большинство людей приходят к осознанию своих сильных сторон, когда взрослеют. У кого-то природные задатки проявляются еще в детстве, а кому-то необходимо больше времени, чтобы понять, в чем он силен. Некоторые подростки принимают свои способности за данность и не понимают, что у большинства людей таких преимуществ нет. Им кажется, что то, что умеют они, могут делать и все остальные.

Подросток боится принять решение

Выбрать профессию по душе может помешать ощущение важности принимаемого решения, когда подросток начинает думать, что это единственная возможность сделать выбор и второго шанса не будет. С такой проблемой сталкиваются и взрослые, которые окончили учебное заведение, устроились на работу и вдруг осознали, что профессия им не по душе. Искать свое призвание в жизни никогда не поздно. Можно пройти переподготовку или поработать в других сферах.

Вот что думает педагог-психолог ЯЦКЕВИЧ Юлия Геннадьевна по поводу выбора профессии подрастающим поколением.

– Почему получается, что один ребенок быстро понимает, кем он хочет стать, а другой никак не может определиться с профессией?

– Если ребенок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, то определиться с тем, кем он хочет быть, будет несложно. Когда ты попадаешь в ту деятельность, которая отвечает твоему предназначению, у тебя начинает получаться лучше, чем у других. И плюс возникает ощущение удовольствия. Твою работу начинают хвалить, и ответ приходит сам собой. Ты понимаешь, чем тебе нравится заниматься, с чем хочешь связать свою жизнь.

– От чего зависит выбор профессии?

– Выбор профессии связан со множеством различных аспектов. Прежде всего, стоит отметить, что выбор зависит от самой личности подростка, его нервной системы, уровня его тревожности по поводу успешности и неудачи. На выбор влияют и социальные факторы. Например, у кого-то папа и мама по профессии врачи, ребенок хорошо представляет себя в этой сфере и точно знает, что пойдет по стопам родителей. Стоит отметить, что выбор профессии зависит от способности человека принимать решение. Учитываются многие аспекты: испытывает ли человек при этом трудности, умеет ли расставлять приоритеты для текущей ситуации, видит ли возможные варианты действий. Многим детям проще, когда родители ограничивают их выбором той или иной профессии. Для кого-то другого, наоборот, чем больше возможностей, тем проще ему сориентироваться, кем стать. Это может быть связано с детской мечтой, например, стать балериной, археологом, милиционером. Огромное значение играет референтная группа – люди, чье мнение является авторитетным. К ним могут относиться родители, друзья, учителя. И, конечно, на выбор человека влияют тенденции в обществе. Иначе, почему сейчас многие люди работают в IT -сфере?

– Что может помочь подростку определиться с профессией?

– Здорово, если у подростка есть возможность, поговорить с людьми, которые уже состоялись в профессии, узнать нюансы работы. Это нужно сделать для того, чтобы подросток понимал, насколько его собственное представление о профессии соотносится с реальностью, какие есть минусы и плюсы. Будет замечательно, если подростку удастся увидеть процесс работы, побывать на производстве, попробовать что-то сделать самому. У него будут реальные примеры в голове, а не фантазии, которые могут не совпадать с действительностью.

– Должны ли родители помогать подростку с выбором?

– Если родители навязывают свое мнение, то это может негативно отразиться на будущем их ребенка. В конечном итоге получается, что ребята учатся в вузе на той или иной специальности, на 2-3 курсе осознают, что профессия им не нравится и понимают, что зря потеряли время. В таком случае им приходится подавать документы на другую специальность или заниматься нелюбимым делом.

Если речь идет о родителях, которые поддерживают своего ребенка, помогают определиться с выбором, это другая ситуация. Взрослые могут помочь ребенку увидеть, как работают люди в определенных профессиональных сферах, разобраться, какие преимущества и недостатки имеются у выбранной подростком профессии.

Конечно, нужно помогать ребенку принять решение, но делать выбор за него не стоит.

– Что делать, если подросток опасается выбирать профессию по душе, потому что она, например, малооплачиваема или в ней сложно реализоваться, построить карьеру?

– Сложно ответить на этот вопрос, потому что всегда будет субъективное мнение. Человек может заниматься тем, что ему нравится, будет вкладывать в свою работу энергию и силы, пытаться реализоваться. Здесь многое зависит от трудолюбия, желания работать. Это как с бегом. Если бегать каждый день, можно и марафон пробежать. Если человек будет работать и стараться чего-то достичь, то рано или поздно его труд принесет свои плоды. Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным специалистом в высокооплачиваемой профессии.

Республиканский центр проблем человека БГУ

В Беларуси существует Республиканский центр проблем человека БГУ, который занимается профориентацинной диагностикой учащихся школ. Тестирование направлено на исследование врожденных задатков человека, определяющих степень успешности в различных видах профессиональной деятельности. Тесты не только обнаруживают склонности к профессии, но и выявляют характеристики внимания, уровень коммуникабельности, социальной активности, особенностей оперативной памяти на различного рода информацию и т.д.

По результатам диагностики формируется паспорт, в котором выявленные индивидуальные характеристики представлены в наглядном (графическом и текстовом) виде. Паспорт также содержит рекомендации по организации рабочего дня, режиму труда и отдыха, методам восстановления работоспособности, условиям обучения для эффективного усвоения информации, подготовки к экзаменам, личностному самосовершенствованию и т.п. В заключении представлен перечень предпочтительных для учащегося профессий (по природным критериям) с необходимыми комментариями.

Отдельным блоком идет список профессий, к которым учащийся наиболее склонен (они ему интересны) и наименее склонен (профессии, вызывающие наибольшее отрицание).

По словам САГАЙДАКА Дмитрия Ильича, директора Республиканского центра проблем человека БГУ, существует три направления диагностики подростков.

Первая диагностика проводится для детей с 12-ти лет, которые получают базовое образование (9 классов). Диагностика позволяет уточнить целесообразность выбора рабочей профессии. Эта очень специфическая диагностика, которая выясняет пространственное мышление, слуховое восприятие, различные реакции организма.

Вторая диагностика проводится для детей 9-10 классов, позволяющая выбрать правильный образовательный профиль. Исследуются врожденные задатки, характеристики внимания, мышления, оперативной памяти на числа, алгоритмы, а затем изучаются сформировавшиеся за счет влияния социальных факторов интересы, склонности и способности. И в конце учитывается предметная успеваемость ребенка в школе.

Третья диагностика рассчитана на старшеклассника. Она позволяет выявить список профессий, к которым учащийся наиболее склонен.

Таким образом, есть три варианта помощи детям в профессиональном самоопределении. Тестирование дает человеку возможность увидеть свои способности и выбрать для себя специализацию в жизни.

Выбор профессии – это одно из самых важных решений в жизни и отнестись к этому вопросу стоит серьезно и ответственно. Нужно уделить внимание, в первую очередь, своим интересам и склонностям, а не внешним факторам и мнению окружающих. Еще ­Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно.

Выбор карьеры, любимого дела и профессии, которая будет приносить удовлетворение и доход – сложный вопрос, а решать его приходится в школе : профиль обучения выбирают в 8-9 классе. Выбор осложняется тем, что вариантов карьеры, доступных для молодежи, сегодня больше, чем когда-либо. Пятьдесят лет назад выпускники школы выбирали из нескольких мест работы в их районе, а вот современным подросткам приходится учитывать тысячи ролей. География карьеры и проживания ничем не ограничена, но вместе с тем множественность выбора иногда приводит подростков к эмоциональной перегрузке, стрессу. Помогают ли тесты по профориентации сузить круг вариантов и как родителям помочь детям выбрать профессию? Рассмотрим в статье.

Почему подросткам сложно выбрать профессию?

Выбор профессии – сложное решение для подростков из-за давления со стороны общества, семьи, но есть и объективная причина, почему принятие решений в 15-18 лет даётся тяжело. Область мозга, ответственная за принятие решений, – префронтальная кора, а в подростковом возрасте мозг проходит интенсивную реконструкцию, наращивает эффективность, «обрезая» неиспользуемые связи и одновременно укрепляя другие. Префронтальная кора реконструируется последней, поэтому подростки полагаются на часть мозга, ответственную за эмоции, импульсы, инстинктивное поведение — им трудно планировать, просчитывать последствия действий.

Во всем мире дети вынуждены принимать решения (выбор профильных классов в российской школе, дисциплин для изучения по программам A-level в Великобритании, Advanced Placement в США, International Baccalaureate в международных школах), в какой университет они хотят поступить или изучить рабочую профессию в тот момент, когда префронтальная кора развивается. Школьники понимают, что принятые решения повлияют на их жизнь, большинство из них стремится к свободе и видят мир возможностей, но постепенно вынуждены отметать объективно неподходящие варианты — и это тоже приводит к растерянности. Могут ли помочь им профориентационные тесты?

Какие существуют тесты профориентации?

Профориентационных опросников существует много, но проходить короткие тестики в интернете не имеет смысла: на основе минимальной информации трудно сформировать реальное представление о склонностях, способностях, предпочтениях. Есть несколько научно обоснованных методик, позволяющих сориентироваться, какие специальности ближе участнику опроса, и отсечь неподходящие.

«Карта интересов», А.Е. Голомшток

Какие вопросы задают себе подростки при выборе дела жизни? Смогу ли я реализовать себя? Много зарабатывать? Помочь другим, добиться высокого социального статуса? Смогу ли порадовать маму? (Правильный ответ на вопрос про маму – об этом при выборе профессии думать не надо). Все они крутятся в голове у ребенка 13-17 лет. «Карта интересов» Голомштока состоит из 174 простых вопросов и позволяет выстроить представление о существующих специальностях в чёткую картину, оценить 23 профессиональные сферы по шкале от «совсем не нравится» до «очень нравится». После завершения опроса испытуемый видит, к какой из областей он тяготеет: физика, математика, химия, медицина, искусство, педагогика.

Положительные стороны:

  • Самый подробный тест
  • Прозрачная интерпретация результатов: любите наблюдать за животными, помогать им – вам близка ветеринария.

Отрицательные стороны:

«Карта интересов» Голомштока подойдёт тем, кто уже разобрался в своих стремлениях, готов отвечать твёрдое «нет» или «да».

Диагностика социально-психологических установок личности, О.Ф. Потемкина

  • Процесс
  • Результат
  • Альтруизм
  • Эгоизм
  • Труд
  • Деньги
  • Свободу
  • Власть.

Опросник учитывает мотивацию, а не интеллектуальные наклонности.

  • Простые вопросы с прозрачными формулировками, легко дать однозначный ответ.
  • Методика учитывает психологические особенности испытуемых, а это иногда даже более приоритетно, чем опора на интеллектуальные склонности.
  • Некоторые вопросы предполагают, что участник теста уже работал.
  • Методика Потемкиной также не даст однозначного ответа, какую работу выбрать именно вам – только обобщённые рекомендации.

Тестирование подходит взрослым участникам, получившим профессиональный опыт.

Профессиональная направленность личности, Дж. Холланд

Методика Холланда предполагает выбор из 42 пар профессий: участник выбирает, какой вариант кажется более привлекательным с точки зрения процесса выполнения работы. Это помогает определить профессиональный тип личности:

  • Реалистический – ориентирован на создание материальных предметов, обслуживание технологических процессов, работу с устройствами. Профессии: конструктор, слесарь, электромонтёр.
  • Интеллектуальный – подходят специальности, требующие интеллектуального напряжения, аналитики, поискового мышления, нестандартных подходов. Примеры: программист, копирайтер.
  • Социальный – направлен на работу с людьми и группами людей, им близки сферы образования, ухода, лечение, сервис, консалтинг. Специальности: учитель, медсестра, семейный консультант.
  • Конвенциальный (офисный) – те, кому нравится работать с информацией, систематизировать, каталогизировать, применять формулы, таблицы, оптимизировать документацию. Специальности: офис-менеджер, аудитор, финансовый аналитик.
  • Предпринимательский – люди с независимым мышлением, не признающие рутину, решительные, готовые действовать самостоятельно, рисковать, организовывать, постоянно общаться. Примеры профессий: предприниматель, маркетолог.
  • Артистический – яркие, свободомыслящие люди с независимым взглядом на вещи и оригинальным мышлением. Тонкое восприятие мира, высокая чувствительность позволяют заниматься искусством. Специальности: певец, художник, сценарист.

Определив, к какому типу вы подходите, вы значительно сократите список специальностей.

  • Тест даёт конкретные рекомендации в соответствии с типом личности испытуемого.
  • Вопросы подобраны таким образом, что отвечать на них легко, не нужно заниматься самоанализом.
  • Корректные ответы дадут те, кто знаком с содержанием каждой профессии.
  • Выделять типы личности по выбранным профессиям некорректно.

Методика ориентирована на реципиентов, готовых изучить содержание каждой специальности, упомянутой в опроснике, иначе ответы будут не показательны.

Дифференциально-диагностический опросник, Е.А. Климов

Опросник Климова построен на основе теста Холланда, но с поправкой: отечественный специалист предлагает выбрать между двумя действиями — проектировать плотину или строить её. После ответа на все вопросы выясняется ориентация на одну из 5 групп профессий по типу взаимодействия:

  • Человек-природа: в эту группу попадают те, предпочитает взаимодействие с человеком как биоорганизмом, растениями, животными, процессами живой природы. К ним относятся экологи, фермеры, врачи.
  • Человек-техника: к этому типу относятся люди, предпочитающие работать с техникой, автомобилями, аппаратами, материалами. Это механики, электрики, инженеры.
  • Человек -человек: люди этого типа предпочитают работать с людьми, группами, внутри больших коллективов. Например: воспитатель, преподаватель, психолог.
  • Человек-знаковая система. Подходит тем, кто предпочитает работать с текстами, таблицами, чертежами, кодировать. Примеры: редактор, финансист, аналитик баз данных, разработчик игр.
  • Человек-художественный образ. Люди этого склада создают объекты искусства, изучают его элементы, применение в повседневной жизни. Специальности: декоратор, композитор, скульптор.

Положительные стороны методики:

  • Есть рекомендации по конкретным специальностям.
  • Понятные варианты ответа.

Отрицательные стороны:

  • Однозначность классификации не допускает смешения нескольких типов личности.
  • Выбранные профессии совсем не означают, что вам подходят именно они.

Методика подходит испытуемому любого возраста и уровня знаний о профессиях.

Существующие — пусть даже самые подробные методики — не дадут однозначного ответа, какую профессию выбрать именно вам, но помогут лучше понять свои склонности, сделать выбор или сузить круг вариантов. Если вы не относитесь к числу редких счастливчиков, нашедших свое призвание или развивавших талант с детства, то пройдите несколько тестов. Отчасти они подтвердят результаты друг друга и укажут на способности, которые стоит развивать.

Как родители могут помочь?

  • Начните с поиска школ, которые обучают «навыкам мышления» и «мягким навыкам» (soft skills). Они поддерживают разностороннее развитие ребёнка, учат эффективному принятию решений, помогают выделить качества, необходимые для работы.
  • Обратите внимание на школу с активным отделом развития карьеры: специалисты по профориентации помогут учащимся понять их интересы, навыки, ценности, как они соотносятся с карьерными путями, которые их интересуют.
  • Поговорите с подростками о том, что им нравится в школе и вне её, помогите понять, какие навыки, полезные для будущей профессии, они развивают во время учёбы, любимых занятий, командных игр, творческих занятий. Если ваш ребенок выбирает конкретный путь, предложите ему рассмотреть широкий круг вариантов, не закрывая возможности стажировки за рубежом, временного/летнего трудоустройства, получения дополнительных навыков на онлайн-курсах.
  • Объясните ребёнку, что выбор профессии – не приговор. Необязательно выполнять одну работу на протяжении всей жизни: даже одна специальность позволяет менять набор функций, расти по карьерной лестнице или менять место жительства, осваивать дополнительные навыки. Если же выбранная профессия совсем перестанет удовлетворять, то сейчас много возможностей освоить новую, пусть это потребует времени и усилий.

Поощряйте детей проходить стажировку, находить временную работу, волонтёрить в интересных для них проектах. Это поможет понять, какой вид работы им нравится (или нет), освоить навыки трудовой этики, получить опыт взаимодействия с другими людьми.

Всему своё время

Подростковые годы сложны: физические изменения, изучение собственной идентичности, давление школьной системы. Если ребенок не выбрал сферу приложения своих способностей — напомните ему, что он не одинок. Возможно, это потребует времени, перерыва между учёбой в школе и вузе, попыток найти себя на практике или пройти краткосрочные курсы (например, летнюю школу), чтобы понять, готов ли он посвятить изучению конкретной сферы 5-6 лет. Объясните, что с каждым шагом он будет ближе к пониманию того, чем хочет заниматься.

Как поменять профессию - ТОП 10 советов для тех кому за 30, 40 и 50 лет

Поиск работы

Здравствуйте, дорогие друзья!

Продолжаешь разговаривать о работе и всё что с ней связано. Сегодня разбираем вопрос «Как поменять профессию». Если для молодых этот вопрос не очень актуален, так как силы полны, амбиции и желание есть, а самое главное — время найдется для всего, то для людей за 30 этот вопрос очень тяжелый: уже не хочется уходить с тепленького места, знакомиться с новыми людьми, осваивать новые навыки.

Сегодня мы поговорим на эту тему, и я постараюсь дать ТОП-8 советов по смене профессии для тех, кто перешагнул планку 30, 40 и 50 лет.

Причины для смены профессии

Почему же люди хотят и решаются поменять специальность:

  1. Изначально неправильно выбрана профессия. Как это часто бывает, после выпускного класса и сдачи экзаменов (которые наверняка выбирали родители) юный выпускник окончательно не знает, кем он хочет быть. Нам навязывают мнения: «врачом быть хорошо — всегда будешь при работе, а что твоя физика?» и всё в этом духе. Поэтому треть выпускников вузов и колледжей не работают по специальности.

Вставка новости о работе

  1. Не хватает денег. Представьте, что вы — обычный водитель автобуса в поселке, где раньше людей было много и общественный транспорт был востребован, а с годами людей становилось всё меньше, соответственно и зарплата уменьшалась. Здесь хочешь-не хочешь появятся мысли о смене профессии.

Или на должности есть потолок зарплаты, а хочется больше. Это возможно, когда опыт и желание есть, а место работы не позволяет продвигать дальше.

  1. Переезд в другую область. Если обучиться на инженера в атомной сфере, то вряд ли найдётся работа в поселке, а тем более в деревне (да хотя бы и в городе) Поэтому приходится искать способы как заработать денег, да побольше, а если повезёт, то и с удовольствием.
  2. Утрата квалификации после декрета. Конечно, сейчас я говорю о женщинах (но если в семье в декрет ушел мужчина, а женщина осталась работать, то о мужчинах) В декрет можно уйти и на минимальный срок, где-то 140 дней, а можно и вообще не вернуться с него, если по окончании рождается второй, а потом и третий. К этому времени всё забывается, былые навыки уже «затупились», а ум перестроился на детей, поэтому встает вопрос о смене профессии.

Утрата квалификации после декрета.

А возможно ли поменять профессию после 30, 40, 50 лет?

И, конечно же, сразу ответ — да, возможно. Да ещё и как! Но здесь уже желание граничит с реальностью и страхами. Реальность надо принять, а страхи — преодолеть. Давайте разберём, что стоит на пути свободной смены специальности в таком «преклонном» возрасте:

  1. Страх расстаться со стабильностью. Самый сильный страх. Из-за него очень много «полегло» воинов, так и не свернув с тропинки «пусть лучше будет так». Нет никаких гарантий, что новая профессия окажется лучше: зарплата выше, коллектив приятнее, босс добрее, а что нервы будут в порядке, очень даже не факт.
  2. Я не смогу найти работу. Если уже заплатил деньги, сходил на курсы, а всё ещё не нашёл работу. Страх, что ничего не окупится и останется лишь мысль «не надо было ничего менять».
  3. А что скажут друзья и родственники. Все мы (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени) боимся общественного мнения. Нет ничего плохого, что хочется быть как все — с хорошей стабильной работой, с большой и любящей семьёй. И если все они начнут говорить, что уже поздно что-то менять, что у тебя ничего не получится, что вот какой-то Вася в этой сфере достиг очень многого, так и ты старайся, зачем что-то менять — и без поддержки с таким негативом сложно начать изменения в своей жизни.
  4. Придётся начинать всё с нуля. Согласен, что сложно перестроиться на новую неизвестную деятельность. А здесь ещё присутствует страх «а вдруг она мне не подойдет»
  5. После 30 и выше работодатели не хотят брать людей без опыта. Да вообще все работодатели не хотят брать людей без опыта, даже если человек только вышел с ВУЗа. Но вы уже работали и какой-то багаж общих знаний у вас есть. Здесь можно вспомнить навыки. Чем вы отличились на прошлой работе? Возглавляли групповой проект и можете быть лидером в группе. Вспомните свои софт-скилы — желание учиться новому, умение критически мыслить, умение трезво оценивать ситуацию в сложные времена. Эти качества также ценятся на рынке труда.
  6. Зарплата станет ещё меньше. Страх под названием «неоправданные надежды». Хотелось как лучше, сделать свою жизнь более счастливой, но получилось только хуже.

А стоит ли менять профессию?

Этот вопрос мы разбираем неспроста, так как у всех нас может случиться плохое настроение и желание кардинально всё поменять. Не берём в счёт тех, кто переехал или вынужден менять работу по той или иной ситуации. Сейчас речь о человеке, который почувствовал, что он выгорает, как его не устраивает зарплата и условия труда. «А вот сосед работает строителем в компании и такие деньги гребёт!» Так что ли всем идти в строители?

Здесь нужно сесть и с холодной головой всё проанализировать:

  • Маленькая зарплата вообще в этой сфере или так мало платят только вам?
  • Вспомните ли моменты, когда вам нравилось работать, а если да, то почему?
  • Остаётся ли время на себя и семью после рабочего дня?

Если платят мало только вам и поначалу работа нравилась, то стоит менять не профессию, а место работы, если уверены, что большего добиться здесь нельзя. Либо пройти курсы квалификации и освоить новые навыки, чтобы ваш труд ценился больше.

Если совсем всё плохо: платят везде мало, работа не нравится, да к тому же забирает очень много времени, то стоит подумать над сменой целой профессии. Но, как многие советуют, лучше менять не кардинально, а уходить в смежную сферу. Учитель русского языка и литературы может стать копирайтером, программист неплохо разбирается в Data Scientist, инженер без проблем станет автослесарем, если это было его хобби.

Не бойтесь менять профессию

ТОП-8 советов по смене профессии

Если вы уже проанализировали свое состояние, поняли, что деваться некуда и единственный выход — менять специальность, то вот ТОП-8 советов, которые помогут в этом нелегком решении:

В этом плане очень хороши интернет профессии. Как правило, чтобы начать работать и зарабатывать деньги не нужно тратить огромное количество времени. Тем более хобби можно превратить в источник заработка: любите рисовать — графический дизайнер, любите писать — копирайтер. Ещё огромный плюс — всё делается из дому, то есть не надо вставать рано утром и ехать на свою «любимую» работу.

  1. Напишите примерный план, как вы будете двигаться к цели. Это будет мотивировать что-то делать. Если будут появляться мысли «а ну его, лучше уж так», то нужно визуализировать результат и вырабатывать железную дисциплину.
  2. Постоянно мониторьте рынок труда. Речь идет о различных объявлениях в газетах, в соц. сетях, о рекламе, о сайтах-сервисах по поиску работу — следите за всем, что связано с будущей профессией. Конечно, за короткое время специальность не устареет, но так будете знать, сколько где платят, что требуется, каких сотрудников берут.
  3. Пробуйте максимальное время уделять практике. Теория — это очень хорошо в любом деле, чем быстрее вы поработаете руками, тем быстрее поймете с чем имеете дело. Нравится-не нравится, интересно-не интересно.

Заключение

В конце хочется сказать очень важные слова — поменять профессию можно в любом возрасте. Всё зависит от конкретного человека. Просто-напросто в таком возрасте уже нет времени что-то менять — есть семья, ипотека, дети, сформировался определенный круг общения. Изменять что-то радикально уже страшно. Главное в этом деле — иметь холодную голову, «подушку-безопасности» в виде сбережений и хотя бы одного человека, который одобряет твой выбор.

Михаил Истомин

Вас удивляет, что ребенок перешел в 10 или 11 класс и до сих пор не определился с будущей специальностью? Вы не одиноки: из-за этого переживают многие родители. При этом они не понимают, что старшая школа — далеко не лучшее время, чтобы выбирать профессию. В этой статье я расскажу, почему подросткам бывает трудно выбрать профессию — и посоветую, как им помочь.

Момент, когда нужно выбирать профессию, у многих вызывает тревогу. Мы привыкли думать, что выбор профессии происходит в подростковом возрасте, потому что в это время людям нужно опеределяться с поступлением в вуз или колледж. Но это далеко не всегда так — часто в старшей школе не получается определиться с профессиональными интересами. Сейчас я расскажу о факторах, из-за которых подросткам сложно выбрать профессию.

Близкие не поддерживают выбор подростка

Недавно к нам на программу «Система Выбор» пришла семья с понятной целью — помочь ребенку выбрать профессию. Работа пошла хорошо, у наставника с девушкой-подростком сразу наладилось продуктивное общение. Наставник вел личные встречи с подопечной, направлял ее, оказывал поддержку на протяжении программы. На третьей неделе они остановились на профессии графического дизайнера, она хорошо подходила девочке по всем критериям. Я звоню маме, чтобы сообщить хорошие новости, но слышу неожиданную реакцию: «Графический дизайнер? Я думала, что вы предлагаете ребятам настоящие профессии, а не работы-однодневки! Мода на дизайн и IT пройдет так же быстро, как и возникла!»

Не помню, чем закончилась эта история. Но в моей голове хорошо отложилось изумление девочки. Я ее прекрасно понимаю: она была готова принять важное решение, но столкнулась с негативом со стороны близкого человека. Как можно принять трудное решение о выборе профессии, если даже мама его осуждает! Особенно девочку смутило, что мама протянула ей руку помощи, записывая на программу профориентации, и в самый ответственный момент отвернулась от нее.

Подросток не знает, из чего можно выбирать

Ребята попадают в нашу программу с разными целями. Одни хотят убедиться в выборе, который уже сделали. Другие — их большинство — хотят выбрать профессию или примерное направление деятельности. Еще есть ребята, которые говорят, что они особо ничего не ждут, ведь их записала мама. Их больше, чем первых, и меньше, чем вторых — это радует.

Несмотря на такое разделение, 95% подростков удивляются, что можно найти занятие для каждого из них. Дело в том, что раньше они были знакомы с очень небольшим спектром профессий. Недавно я консультировал одну семью, где родители десятиклассника заняли позицию отстраненной поддержки. Это непростая позиция для большинства мам и пап, но очень важная для подростков. «Мы хотим помочь нашему сыну с выбором профессии, поэтому стараемся не донимать его пустыми вопросами и давать все необходимые ресурсы. Например, записали его на программу профориентации».

Родители привели сына на нашу программу, так как поняли, что не разбираются в современном мире профессий. Люди решили не ограничиваться бытовыми познаниями, а дали сыну возможность познакомиться со всем спектром специальностей. Кстати, уже на первой встрече стало понятно, что подросток знаком только с профессиями из ближайшего окружения: мама, папа, родители друга и т.д. Конечно, этого недостаточно для осознанного выбора, ведь чем меньше профессий мы знаем, тем меньше видим вариантов для развития.

Подросток не понимает, зачем выбирать профессию

«Зачем выбирать профессию, если все мои родственники работают не по специальности?». Такой вопрос часто задают дети, родители которых разочаровались в своей первой специальности. Обычно это объясняют так: «У меня в семье оба родителя были инженерами, так что куда еще мне было идти? Проработал 10 лет, и только к 35 определился с делом, которое мне действительно нравится. Не хочу, чтобы мой ребенок прошел через то же».

Но мир изменился. Сегодня выбрать профессию для подростка — это не необходимость, а возможность провести свою жизнь так, как хочется и «можется». Детям не обязательно повторять судьбу родителей — можно выбрать специальность, опираясь на свои особенности, возможности, интересы. Кроме того, описывая какого-то человека, мы наверняка расскажем, кто он по профессии. Дело, которым мы занимаемся — это не просто работа ради денег, а важная часть нашей личности.

На программу «Система Выбор» к нам обычно проходят ребята, выбор специальности для которых усложняется из-за факторов, о которых я рассказал выше. Наши наставники стараются разобраться в трудностях, которые мешают подростку осознанно выбрать профессию. Еще они помогают родителям понять чувства, которые испытывают их дети, принимая это непростое решение.

Читайте также: