Политической властью могут обладать исключительно политики занимающие государственные должности

Опубликовано: 01.07.2024

Политическая власть и государственная служба: общее и особенное

Среда формирования и функционирования государственной службы требует исследования и учета набора внутренних и внешних по отношению к ее институтам факторов, постоянно и сущностно взаимодействующих с ней. Это факторы политические, экономические, социальные, демографические, этнические, культурные, духовные, международные и другие. Все они взаимодействуют со структурами государственной службы. Считать, что государство в лице чиновника априори занимает доминирующее положение в обществе — значит обеднять проблему, хотя стереотип подобной односторонности традиционно присущ российскому типу государственности и часто находит свое отражение в журналистике.

Рассмотрим на этом фоне более подробно логику взаимоотношений политической власти и государственной службы.

Сущность политической власти заключается в определении государственной политики, формулировании стратегических целей и задач развития и укрепления государства, общества. Необходимость осуществления такой политики, устройства необходимого социально-политического порядка в обществе вызвала к жизни другую не менее важную сферу деятельности — административную, что означает появление наряду с политиком другой важной управляющей фигуры — администратора, чиновника бюрократа

Анализ показывает, что сильнее всего на организацию и деятельность государственной службы влияют политика, политические факторы. Декларации, что государственная служба должна быть вне политики, как и заявления, что ее структуры должны активно участвовать в политической жизни, — это крайности. К тому же они не снимают актуальности анализа взаимодействия политики и государственной службы. Ведь решение о типе государства, основных параметрах его устройства и функционирования, а также о целях и ценностях государства — акт, всецело политический, принимаемый органами политического руководства обществом.

Давление со стороны заинтересованных групп, политических партий (лоббизм) — это один актуальный срез данной проблемы. Другая, не менее важная сторона — организация участия структур государственной службы в подготовке и принятии политических решений, например в форме консультирования, информационно-аналитического обеспечения, подготовки проектов решений и т.п. Не нужно забывать и проблему участия государственных служащих в функционировании политических учреждений. В этой связи следовало бы учитывать отечественный и зарубежный опыт участия государственных служащих в политическом процессе.

Основы взаимосвязи и взаимодействия политической власти и государственной службы в Российской Федерации определены конституционно, законодательно.

Среди правовых основ регулирования отношений между политиками и администраторами, замещающими высшие и главные должности государственной службы, важнейшими правовыми актами, в которых нашла отражение эта проблема, являются Конституция РФ и федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. № 79-ФЗ, указ Президента РФ «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» 2005 г. № 1574.

В указанных законодательных актах достаточно четко разграничены государственные (политические) должности и должности, замещаемые на государственной гражданской службе. К первому виду относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами. Государственные должности субъектов РФ, определяемые уставами субъектов РФ, предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Они включены в Реестр государственных должностей Российской Федерации и относятся к политическим должностям. Ранее это была категория «А», теперь это «лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Законодательством Российской Федерации предусмотрены должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, заметающих политические должности. Это и есть должности государственной службы. В соответствии с действующим законодательством эти должности, ранее относимые к категориям «Б» и «В», теперь подразделяются на следующие категории: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Государственную власть наряду с политиками осуществляет значительная часть государственных служащих — должностных лиц. В соответствии со статусом занимаемой должности они имеют право совершать властные действия по управлению людьми и социальными институтами: принимать решения по вопросам деятельности соответствующего государственного органа или его подразделения; применять методы поощрения и наказания; принимать на работу и увольнять с работы служащих и т.п. Должностные лица наделены своей компетенцией — властными правами, обязанностями, ответственностью, которые определены законодательно и влекут за собой юридические последствия.

Как соотносятся между собой государственная служба (административная власть) и государственное политическое руководство (политическая власть)?

Между политиком (законодателем) и администратором (управленцем, исполнителем), между политической и административной деятельностью немало общего. Общие черты политической и административной власти следующие.

Во-первых, это два вида общественно полезной деятельности. Политик и администратор призваны служить обществу и решать задачи, связанные с общественным развитием. Во-вторых, политика и администрирование — два взаимосвязанных социальных явления. Политика без администрирования бессильна, администрирование без политики бессодержательно. Политика нуждается в административных механизмах реализации.

Администрированию в государственной сфере необходимо политическое целеполагание. Взаимодействуя, политика и администрирование усиливают друг друга. В-третьих, эффективность политики и администрирования достигается только тогда, когда между ними устанавливаются органическое сопряжение, гармония. Это обычно происходит в условиях, когда администраторы разделяют идеал политиков, являются носителями тех же политических и общественных ценностей.

Объединяет государственную власть и государственную службу прежде всего отношение к государству: и та и другая является государственной.

Публичную службу делает государственной следующее:

  • характеристика службы как «государственной» означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества;
  • государственная служба обеспечивает решение как общегосударственных политических, так и административных, государственно-управленческих задач, отражая, таким образом, основные функции и черты государства;
  • государственный служащий действует от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не иметь властного характера;
  • государственная власть осуществляется посредством прежде всего государственной службы. На всех уровнях государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях, в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий;
  • государственная служба реализует волю государства выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов;
  • государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит, как известно, исключительно государству.
  • государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и функционирования государственной службы России свидетельствует о том, что государственная служба — это стержень государства, его опора, одно из основных звеньев государственного управления. Эта служба — один из ведущих факторов единства нашей страны, формирования цивилизованной государственности, обеспечения ее прочности, высокого динамизма и демократичности;
  • с содержательной стороны существенно то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти — планирование, прогнозирование, организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания. Таким способом реализуется рационально-правовая модель государственной власти, построенная в свое время М. Вебером.

В реализации государственной власти особо важное значение имеют взаимоотношения политиков и администраторов. Как политики влияют на государственную службу?

Лица, занимающие государственные должности (политики), оказывают чрезвычайно большое влияние на государственную службу. Они формально и фактически руководят и управляют государственной службой, способствуют укреплению позиций государственной службы, расширению ее возможностей в осуществлении государственной власти.

Политическая власть выполняет следующие функции:

  • определяет правовые основы и правовой статус государственной службы, ее структуру, цели, задачи, функции, принципы построения и функционирования;
  • формирует ее кадровый состав — руководителей и помощников (советников) и опосредованно (через конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены, личные собеседования) — состав государственных служащих — специалистов и обеспечивающих специалистов;
  • организует, координирует и контролирует деятельность государственных служащих, в том числе по реализации властных полномочий;
  • обеспечивает единство требований к государственной службе, заботится об ее авторитете в обществе, социальном статусе.

Опыт показывает, что влияние политиков на государственную службу должно быть оптимальным. Чрезмерное влияние политической власти на государственную службу слишком опасно и при определенном стечении обстоятельств может привести к дестабилизации общества. И наоборот, при пассивности политической власти автоматически происходит падение престижа и дискредитация государственной службы.

За этим следует, как правило, смена ее состава. Поэтому так важно, чтобы государственная служба была в меру деполитизированной и абсолютно департизированной, т.е. независимой от политической власти в решении тех вопросов, которые находятся в рамках ее компетенции. Это также касается вопросов стабильности корпуса государственных служащих, их карьеры, социальной защищенности.

Но не следует и преувеличивать роль политиков в государственном управлении. В большинстве случаев политики не имеют профессиональных управленческих знаний, умений и навыков. Вследствие этого они вынуждены либо доверять профессиональным управленцам, т.е. государственным служащим, делегировав им часть своих властных полномочий, либо брать управление на себя, что чревато тяжелыми ошибками для страны. Отечественный опыт показывает, что это случается не так уж редко. Ситуация осложняется, когда на государственную службу люди подбираются не по конкурсу, а по личным связям, по протекции политиков. Тогда из государственной службы вымывается то ядро профессионалов-управленцев, которое и обеспечивает исполнение государственных функций. В этом случае политикам не на кого опереться.

Важным моментом является то, что при определенных обстоятельствах государственные служащие могут доминировать над политиками. К таким государственным служащим относятся высокопоставленные чиновники высшей и главной групп должностей, доминирование которых над политиками основано на следующих преимуществах 1 Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. С. 79-84. :

  1. контроле над информацией, необходимой для принятия государственных решений;
  2. наличии профессионального опыта государственного управления;
  3. наличии специальных знаний государственного управления, которых политики, особенно молодые депутаты, могут не иметь;
  4. контроле над ресурсами — распределением финансовых, кадровых, правовых и иных ресурсов государственного органа;
  5. принадлежности к кадровым командам высших руководителей, к доверенным группам профессионалов-управленцев, если эти группы имеют высокий социально-политический все (статус).

Наряду с объединяющими чертами между политической властью и государственной службой существуют серьезные различия.

Политическая власть не может и не должна заниматься административным управлением. Это не ее прерогатива Административная власть не может заниматься и не занимается всеми вопросами государственного политического управления. Она всецело сосредоточивается лишь на деятельности государственного аппарата. Известный французский ученый, специалист по вопросам государственной службы Ролан Драго считает, что «администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти» 2 Драго Р. Административная наука: Пер. с фр. М.. 1982. С. 5. .

Следовательно, именно государственная политическая власть — предмет государственного политического управления, тогда как предметом государственной службы является государственная административная власть.

Немецкий социолог Макс Вебер относил политиков и администраторов к двум во многом противоположным типам. Он определил различия между политиками и чиновниками. Ученый справедливо считал, что у них:

  • разный источник власти и формальный характер ее приобретения (выборы для политика и назначение для администратора);
  • разные сферы ответственности (политика — за выработку политического курса, администратора — за эффективность его проведения);
  • разные формы контроля за их деятельностью (общественный для политика и административный для чиновника);
  • разные критерии оценки деятельности (для политиков таким критерием является соответствие его деятельности воли избирателей, для администратора — соответствие установленным законам и предписаниям);
  • разные технологии деятельности (политические технологии у одной стороны, административные — у другой) 3 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 665. .

Различия между политиками и администраторами не должны заслонять главного: их партнерства в выработке и проведении эффективной государственной политики. В государственном управлении они взаимно дополняют друг друга.

В современной России в соответствии с Конституцией РФ узаконено деление государственной власти по ее ветвям и уровням — основополагающий принцип, характерный для любого демократического государства Россия как федеративное государство имеет два уровня власти и государственного управления — федеральный и субъектов Федерации (региональный). В соответствии с этим два уровня имеет и отечественная государственная гражданская служба. Федеральная государственная служба включает в себя все три вида государственной службы — гражданскую, военную и правоохранительную, а государственная служба субъектов РФ является гражданской.

Федеральная государственная служба — это совокупность всех видов государственной службы федерального уровня, связей и отношений между ними, находящаяся в ведении Российской Федерации: Администрация Президента РФ; Аппарат Правительства РФ; аппараты палат Федерального Собрания; аппараты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты федеральных органов государственной власти.

Государственная гражданская служба субъекта РФ находится в ведении субъекта РФ. Согласно действующему законодательству ее правовое регулирование находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а организация — в ведении субъекта РФ 4 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». .

Таким образом, государственная служба активно участвует в реализации государственной власти. От имени государства она использует все средства реализации государственной власти: закон, убеждение, авторитет, принуждение.

В реализации властно-управленческих полномочий важное значение имеют отношения государственной службы и политической власти. Практика показывает, что политические факторы сильнее всего влияют на организацию и функционирование государственной службы. Реализация властных функций государственной службой осуществляется под руководством политиков. Однако и они довольно часто испытывают властное влияние государственных служащих-чиновников.

Данный материал может быть использован как преподавателями для работы с учащимися (подготовка к экзамену, проверка знаний данного раздела предмета), так и учащимися для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

При предварительном просмотре в "Окошке" текст искажается! При скачивании искажений нет!

ВложениеРазмер
Тесты из Банка заданий ЕГЭ обществознание "Политика" ФИПИ 140 КБ

Предварительный просмотр:

Банк заданий ЕГЭ Обществознание раздел «Политика» ФИПИ

1. Верны ли следующие суждения о современном государстве? А. Задачей любого современного государства является отстаивание интересов страны на международной арене. Б. Ряд современных европейских государств делегировал часть своих полномочий наднациональным органам. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти РФ? А. Президент РФ назначает на должность Генерального прокурора РФ. Б. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Монархия и республика различаются способами организации верховной власти в государстве. Б. Тип политического режима отображает степень прав и свобод личности в государстве. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определённой территории. Б. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ? А. Президент РФ утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации. Б. Президент РФ осуществляет помилование. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о политической системе общества? А. Политическая система общества – это целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом. Б. Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об избирательных системах? А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов. Б. Избирательная система определяет порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ? А. Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Б. В ведении Совета Федерации находится объявление амнистии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ? А. Правительство РФ решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища. Б. Президент РФ объявляет амнистию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны .

10. Верны ли следующие суждения о роли СМИ в политической системе демократического общества? А. СМИ обеспечивают получение и распространение в обществе сведений о наиболее важных политических событиях. Б. СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные правовые нормы. Б. Форма правления определяется порядком формирования высших органов, занятия высших должностей государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о политике? А. К методам политического регулирования относят убеждение и принуждение. Б. Политика представляет собой сферу властных отношений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о политической элите? А. К политической элите относят публичных деятелей, занимающих высшие государственные должности. Б. К факторам формирования политических элит относят значимость и престижность управленческого труда. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ? А. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Б. К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ) в демократическом обществе? А. В демократическом обществе СМИ отражают разные точки зрения на любые политические события. Б. СМИ в демократическом обществе выполняют функцию политической социализации граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о государстве и государственных органах? А. Одним из отличительных признаков государственных органов является определение их компетенции действующим законодательством. Б. К существенным признакам любого государства относится федеративное государственное устройство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ? А. Президент РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет. Б. Правительство РФ назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

18. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве? А. В зависимости от масштаба лидерства выделяют демократических и авторитарных лидеров. Б. Традиционный тип лидерства основан на вере в незыблемость существующего порядка. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

19. Верны ли следующие суждения о политической системе общества? А. Одна из функций политической системы общества – развитие связей между политическими субъектами. Б. Культурно-идеологическим компонентом политической системы общества являются политические учения, ценности и идеалы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения о политической элите в демократическом обществе? А. Общественные механизмы, действующие в демократическом обществе, позволяют периодически обновлять состав политической элиты. Б. В демократическом обществе представители разных социальных слоёв могут войти в политическую элиту. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. Верны ли следующие суждения о функциях политической элиты? К функциям политической элиты относят А. участие в определении приоритетов развития страны. Б. взимание налогов с населения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества? К институтам гражданского общества относятся А. общества по охране природы. Б. союзы предпринимателей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения о парламентской и президентской республиках? А. В парламентской республике президент, как правило, избирается законодательным органом. Б. В президентской республике парламент назначается президентом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Деятельность институтов гражданского общества ориентирована на удовлетворение частных интересов и потребностей граждан. Б. Гражданское общество и государство активно взаимодействуют в условиях любого режима. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании РФ? А. Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Б. Федеральное Собрание РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о полномочиях Президента РФ? А. Президент РФ осуществляет помилование. Б. Президент РФ утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

27. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Партия пропагандирует систему ценностей, составляющую ядро её идейно-политической платформы. Б. Политические партии организуют выдвижение и поддержку своих кандидатов на выборах в представительные органы власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

28. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ? А. Защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ. Б. Все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

29. Верны ли следующие суждения о политической элите? А. Политическая элита разрабатывает политические решения. Б. В демократическом обществе отсутствует конкурентный отбор представителей элиты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения о политическом лидерстве? А. Легальное политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное влияние лица, осуществляющего властные полномочия, на общество. Б. Политический лидер должен вырабатывать политический курс с учётом потребностей различных групп общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения о роли политической элиты в демократическом государстве? А. Политическая элита в демократическом государстве исключает возможность попадания в неё выходцев из низших классов. Б. Общественные механизмы, действующие в демократическом государстве, позволяют постоянно обновлять состав политической элиты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ? А. В совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации находятся государственные награды и почётные звания Российской Федерации. Б. В исключительном ведении федерального центра находятся вопросы войны и мира. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения о политическом участии? А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы. Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества? А. Институты гражданского общества представляют собой инициативные организации и объединения граждан, отражающие их интересы во взаимоотношениях с государством. Б. К институтам гражданского общества можно отнести парламент и создаваемые им комитеты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

35. Верны ли следующие суждения о субъектах политики? А. К субъектам политики относятся программы политических партий и движений. Б. К субъектам политики относятся избиратели. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

36. Верны ли следующие суждения о роли СМИ в политической системе демократического общества? А. СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям. Б. СМИ обеспечивают получение и распространение в обществе сведений о наиболее важных политических событиях. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

37. Верны ли следующие суждения о сущности демократии? А. Все страны, где проводятся выборы и действует парламент, являются демократическими. Б. Демократия предполагает подчинение меньшинства воле большинства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

38. Верны ли следующие суждения о политической элите? А. Эффективность выполнения политической элитой своих функций зависит только от наличия экономических ресурсов и групповой сплочённости. Б. В демократическом обществе политическая элита нуждается в постоянном обновлении, периодическом притоке новых сил. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

39. Верны ли следующие суждения о политической системе общества? А. Политическая система общества включает в себя связи и отношения, складывающиеся в сфере производства благ и услуг. Б. Политическая система общества осуществляет производство художественных ценностей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

40. Верны ли следующие суждения о политическом режиме? А. Монархия и республика представляют собой основные разновидности политического режима. Б. Политический режим определяет отношения государства и личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

41. Верны ли следующие суждения о политическом участии? А. Многообразие форм политического участия зависит от возраста гражданина, его рода занятий, образования, религиозных и политических предпочтений. Б. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ? А. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Б. В совместном ведении федерального центра и субъектов РФ находятся оборона и безопасность. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

43. Верны ли следующие суждения о полномочиях органов государственной власти в РФ? А. Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ. Б. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

44. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ А. Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. Б. В исключительном ведении федерального центра находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

45. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ? А. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Б. Государственная Дума объявляет амнистию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

46. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества? А. Институтом гражданского общества являются инициативные общественные организации граждан. Б. Институтом гражданского общества являются министерства и ведомства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

47. Верны ли следующие суждения о политической элите? К функциям политической элиты относят А. выдвижение политических идей и выработку политической идеологии. Б. формирование кадрового аппарата высших органов управления государством. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

48. Верны ли следующие суждения о Федеральном Собрании Российской Федерации? А. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Б. Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим представительным органом РФ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

49. Верны ли следующие суждения о политической элите? А. Политической элитой называют узкий круг лиц, влияющих на принятие политических решений. Б. К политической элите относят высших руководителей органов исполнительной и законодательной властей, партийных лидеров. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

50. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ? А. В структуру местного самоуправления входит представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением. Б. В различных муниципальных образованиях существуют разные варианты организации системы органов местного самоуправления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ (все тестовые задания!)

На сайте также размещены:

- Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами); а также карты по истории России; карты по зарубежной истории; и многое другое.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы.
5) верно, только государство может собирать налоги.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы
5) верно, только государство может собирать налоги.


Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство создаёт правовые нормы.
2) К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) верно, это исключительное право государства.
2) неверно, наличие политических партий не является основным признаком государства.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, политическая партия тоже является политическим институтом.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.
3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности органов власти и местного самоуправления.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Функции государства”.
1) неверно, это внутренняя функция государства.
2) верно.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, реализация принципа разделения властей не характерна для государств с недемократическим режимом правления.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Функции государства:
Внутренние функции государства
— Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
— Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
— Экономические (регулирование экономических отношений)
— Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
— Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние функции государства
— Обеспечение национальной безопасности
— Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
— Развитие взаимовыгодного сотрудничества
— Участие в решении глобальных проблем


Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) верно.
2) неверно, легальность власти проявляется в её официальном признании обществом.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, харизматический тип легитимности связан с верой в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Содержание

Концепции и трактовки

    : власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции. : власть контролирует поведение граждан. :
    • способность правительства управлять
    • согласие граждан подчиниться
    • Телеологическая концепция власти
    • Биологическая концепция власти
    • Психоаналитическая концепция власти
    • Мифологическая концепция власти
    • Структурно-Функциональная концепция власти
    • Конфликтологическая теория власти

    Основные черты политической власти

    Функции

    • управленческая
    • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
    • мобилизационная
    • контролирующая (обеспечение правопорядка)
    • культурная

    Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

    Ресурсы

    Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

    Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

    Методы

    • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
    • применение силы
    • убеждение (посредством пропаганды и др.)
    • манипулирование информацией
    • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
    • применение авторитета

    Рациональность власти

    Рациональная власть

    Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

    Основные элементы легальной власти:

    1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

    2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

    5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

    Иррациональная власть

    Разновидности власти

    Традиционная власть

    Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

    • меньше затрат на управление
    • чувство общности среди людей
    • устойчивость перед внешними потрясениями
    • слабая восприимчивость к новому
    • неповоротливость государственного аппарата
    • постепенное накопление внутренних противоречий
    • возможна экономическая стагнация

    Экономическая власть

    Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,"хозяйствования". Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

    Харизматическая власть

    Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

    Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

    Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

    Механизмы передачи харизматической власти:

    Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

    • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
    • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

    Фобократия

    Авторитарная власть

    Литература

    См. также

    Ссылки

    • Власть
    • Государственная власть
    • Теория государства и права

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Политическая власть" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Политическая власть — см. Власть политическая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Разновидностью П.в. является государственная … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Власть политическая — центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных … Политология. Словарь.

    2.Выберите верные суждения о власти
    1.Понятие власть и господство тождественны.
    2.Основой политики является власть.
    3.Власть создает для всех правила поведения, придает взаимодействию между людьми целесообразность, разумность, организованность.
    4.Власть всегда связана с применением силы.
    5.Власть представляет собой волевое отношение , способность заставить другого человека поступать определенным образом.

    3.Что из перечисленного относится к основам организации государственной власти в РФ?
    2. свобода экономической деятельности
    3. верховенство права
    4. равноправие различных форм собственности
    5. государственный суверенитет
    6. политическое многообразие

    4.Выберите верные суждения о политической власти
    1.Для политической власти характерно существование многих центров принятия политических решений
    2.Политическая власть выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики
    3. Политическая власть действует на основе права от имени всего общества
    4.Понятие "государственная власть"шире по своему содержанию понятия " политическая власть"
    5.Политическая власть использует силу и другие средства власти в пределах страны.

    5.Политолог Т утверждал, что политическая власть в современном мире должна обладать общественно-моральным оправданием. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идет о легитимности политической власти?
    7. признание власти гражданским обществом
    8. признание власти мировым сообществом
    9. успешная экономическая политика
    10. устойчивый рост благосостояния основной части населения
    11. согласие на подчинение власти
    12. авторитет власти на международной арене

    6.Отвечая на вопросы радиослушателей по проблеме видов и форм политической власти , политолог А. остановился на разновидностях политической власти , исходя из ее предназначения. Перечислите их
    1.республиканская
    2.исполнительная
    3.судебная
    4.региональная
    5.законодательная
    6.монархическая

    7.Выберите верные суждения о власти
    1.Власть всегда носит позитивный характер.
    2.Власть появилась с возникновение человеческого общества.
    3. Под властью подразумевается способность ее субъекта навязать свою волю другим людям.
    4.Власть проявляется только в насилии.
    5.Власть регулирует отношения между людьми , обществом и государственно-политическими институтами.

    8.Выберите верные суждения о политической власти
    13. Публичная принудительная сила характеризует политическую власть.
    14. Политическая власть может быть основана на праве и авторитете.
    15. Политическая власть существует в рамках отдельной группы.
    16. Политическая власть исключает другие источники и формы власти
    17. Политическая власть предполагает общественное разделение между группами, ее осуществляющими и группами ,над которыми она осуществляется.


    9. Чем вызвана борьба за власть между социальными группами:
    1) добиться реализации своих интересов, потребностей
    2) получить деньги
    3) желанием оказаться на первых позиция

    10. В чем выражается политика:
    1) создании своей партии
    2) участии в государственных делах
    3) наличии своего мнения по всем вопросам
    11. Что такое власть:
    1) достижение своих целей
    2) действия исходящие из личных интересов
    3) возможность руководить, управлять
    12. Что является особенностью власти:
    1) возможность не исполнять приказы
    2) её распространение на большие группы людей
    3) отсутствие органов контроля
    13. Власть опирается на этот силовой орган:
    1) террористические организации
    2) добровольческие отряды
    3) полицию

    14. Назовите значение политики и власти в обществе:
    а) установление рамок, запретов
    б) формирование слоев общества
    в) установление порядка и стабильности
    15. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике:
    а) политический режим
    б) государственный суверенитет
    в) форма административного устройства

    Читайте также: