Представители каких профессий чаще других испытывают сенсорный голод

Опубликовано: 16.05.2024

Прежде, чем мы будем говорить непосредственно о целях, необходимо познакомиться с понятием «сенсорный голод».

Оно имеет самую тесную связь с целями, так как объясняет, почему многие люди теоретически хотят достичь чего-то, а практически ничего не делают для этого. Все хотят быть здоровыми, счастливыми, успешными, богатыми. Тем не менее, мало кто целенаправленно идёт к такой жизни. Большинство людей только декларируют свои стремления и намерения, а на деле сами себе вставляют палки в колёса и никуда не двигаются. Этому есть объективное объяснение.

И начну я очень издалека: с рождения человека.

Когда рождается малыш, необходимым условием его роста и развития является активная стимуляция его нервной ткани. Это значит, что он должен слышать звуки, видеть цвета, ощущать прикосновения, чувствовать изменения окружающей среды. Всё это побуждает его нервную систему к развитию.

На начальном этапе полезны любые стимулы: и позитивные, и негативные. Самое опасное – это отсутствие стимулов, ибо в этом случае нервная система «высыхает», перестаёт работать вообще.

Очевидно, что если в первые месяцы жизни вокруг ребёнка, к примеру, не будут раздаваться никакие звуки (родители не будут с ним разговаривать, петь колыбельные и т.д.), то его слух не разовьётся, и в дальнейшем, будучи взрослым, он с трудом сможет различать и понимать то многообразие звуков, которое нас окружает. А вот чередование негромких, приятных звуков с неприятными, раздражающими – наоборот, очень хорошо простимулирует развитие его нервной ткани.

И так со всеми органами чувств, которые, получая информацию и развиваясь, в свою очередь, стимулируют развитие мозга и всей нервной системы.

В процессе сенсорного развития ребёнок приучается воспринимать те стимулы, которые были доминирующими в первые месяцы и годы его жизни. То есть, если с ребёнком постоянно разговаривали в детстве, он будет всю жизнь прекрасно воспринимать устную информацию и чётко выражать свои мысли словами. Если его постоянно ругали за оплошности, то ругань станет для него единственным стимулом к исправлению ошибок. А если его каждый раз хвалили за то, что он что-то делал правильно, то для такого ребёнка стимулом к дальнейшему развитию станет осознание правильных действий.

В общем, идея такова: в зависимости от того, какими стимулами была сформирована нервная ткань ребёнка в первый период его жизни, в дальнейшем он будет бессознательно конструировать такой мир вокруг себя, чтобы получать привычные для себя стимулы.

Выражается это следующим образом: допустим, в детстве ребёнка постоянно заставляли чувствовать себя виноватым («Ты опять уронил ложку, как ни стыдно! Ты сходил мимо горшка, ай-яй-яй, какой позор, хорошие дети так не делают!») . Покинув детство, он сохраняет это ощущение вины как самое привычное, а значит, комфортное для себя чувство. Следовательно, он бессознательно будет вступать в такие отношения, чтобы испытывать удобное ему чувство вины – перед друзьями, перед учителями, перед женой и т.д. Более того, имея выбор, он будет выбирать именно то, что даст ему возможность чувствовать себя виноватым.

И наоборот: малыша поощряли, хвалили за каждое новое умение (« Молодец, ты уже так хорошо держишь ложку! Ты сам ходишь на горшок, вот это здорово!» ) – и он привыкнет к ощущению, что он всё сумеет, у него всё получится. И во взрослой жизни этот человек будет бессознательно моделировать вокруг себя ситуации, когда у него всё получается.

Вот эта потребность испытывать те эмоции, которыми было наполнено детство, и называется сенсорным голодом человека. Он стремится к этим эмоциям, и сенсорный голод влияет на его выборы в течение жизни: с кем дружить, где учиться, куда идти работать, на ком жениться.

Происходит это абсолютно бессознательно. Например, Петины родители постоянно скандалили. Повзрослев, Петя встречался с Катей и Тоней. Друзья советовали ему жениться на Кате, потому что видели – она будет хорошей женой, понимающей и терпеливой. Но Петя женился на эмоциональной и капризной Тоне и провёл много лет в постоянных семейных скандалах. Неужели Петя так жестоко ошибся с выбором невесты? Нет, он подсознательно выбрал Тоню, потому что такой сценарий семейной жизни был ему сенсорно ближе.

Мне приходилось видеть школьных учителей, которые терпеть не могли детей, не умели находить с ними общий язык, плохо преподавали свой предмет и не любили его, получали мизерную зарплату, от всего этого безмерно страдали – и всё же не уходили из школы и продолжали эту пытку многие годы. Вы полагаете, им некуда было идти? Поверьте, всегда есть куда уйти. Просто эти люди таким образом удовлетворяли свой сенсорный голод.

Думаю, вы сможете найти подобные примеры и в вашем окружении.

Итак, вывод: человек структурирует свою жизнь и упорядочивает время своей жизни в зависимости от своего сенсорного голода.

Есть три основных способа структурировать время: Деятельность, Ритуалы, Игры.

Деятельность (процедуры) – это преобразование материальной действительности, материального мира, в котором вы живёте. Вы сколотили табурет – это деятельность. Создали проект дома или начертили план будущего парка. Написали книгу. Между прочим, постановка целей и выполнение конкретных действий для их достижения – это тоже деятельность.

Ритуалы – это автоматизированные, привычные действия: ритуал празднования Нового Года (оливье, щампанское, свечи и загадывание желаний под бой курантов); ритуал ежедневного утреннего приветствия («Привет, сосед, как жизнь? – Да всё путём!»); ритуал просмотра футбольного матча (телевизор, пиво, «Гоооол!»). Ритуалы не создают конкретного результата, но позволяют человеку совершать действия, не требующие большого напряжения, и хоть как-то утоляющие сенсорный голод.

Игры – это взаимодействие между людьми, когда их намерения скрыты. Конечная цель всё та же – утоление сенсорного голода. Но строятся игры на неявных мотивах, и механизм игр довольно сложен (приманка-крючок-клёв-взаимодействие-расплата).

Тема игр очень важна, и я остановлюсь на них подробнее.

Вот пример: Пётр пришёл на работу с кислым лицом, разговаривает с коллегами коротко и угрюмо. У него явно что-то случилось, но он сам не говорит об этом, а своим нарочитым поведением вынуждает окружающих расспрашивать его. И когда это произойдёт, Пётр расскажет о своих проблемах таким образом, чтобы все дружно бросились его жалеть и сочувствовать.

Его целью было получить сочувствие. Он мог бы просто сказать: «Ребята, у меня такие проблемы. Посочувствуйте мне, пожалуйста, мне это очень нужно.» Но он выбрал сложный способ – игру.

Ещё одна ситуация, которая то и дело встречается на дорогах. Возможно, и вы с таким сталкивались: два участника пустяшного ДТП стоят посреди дороги и орут друг на друга, хватая за грудки и уже переходя к драке. Тут дело ясное: они не потому кричат друг на друга, что слегка поцарапали машины, а поцарапались для того, чтобы иметь возможность покричать и подраться.

Вот так игра меняет местами причину и следствие. То есть, человек не потому испытывает эмоции, что они явились результатом события, а создаёт событие, чтобы испытать привычную эмоцию. Одним словом, утоляет свой сенсорный голод.

А далее, из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: человек, постоянно испытывающий поражения в жизни, сам конструирует такие ситуации, чтобы проиграть, расстроиться и снова и снова почувствовать себя неудачником.

И наоборот: победы, которые одерживает человек, являются сконструированными им ситуациями с целью испытать привычную эмоцию – радость победы. Привычную эмоцию также называют излюбленным чувством.

У каждого человека есть своё излюбленное чувство, и каждый организует свою жизнь так, чтобы постоянно испытывать его. Обида, тревога, любопытство, страх, любовь, радость, гнев, уныние, гордость, и так далее – какое ваше излюбленное чувство?

Вы должны понять, что нервная система человека не воспринимает или очень плохо воспринимает информацию, которая не соответствует его доминирующей эмоции.

Человек, привыкший к унынию, не увидит радости там, где есть повод порадоваться, просто потому, что его нервная система не адаптирована к этому чувству и не умеет на него реагировать.

Вот теперь мы и подошли к нашей главной теме – целям. Дело в том, что работа с целями – это прежде всего работа со своим сенсорным голодом, доминирующими эмоциями, излюбленным чувством и своей неосознаваемой потребностью упорядочивать время привычным образом.

Экология сознания: Психология. Младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт.

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.


Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Как влияет сенсорная депривация на человека


Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения.

Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной формации мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.

Эрик Берн: Сенсорный голод

Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "человек с причудами в еде", "аскет", можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.

В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов.

Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери.

После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем.

С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании (По-английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и структурный голод - образует систему параллельных терминов).

По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их "поглаживаниями") от даже неизвестных ему поклонников.

В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно "поглаживание" в год от уважаемого им коллеги.

"Поглаживание" - это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта.

На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому, по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком.

Расширив значение этого термина, мы будем называть "поглаживанием" любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, "поглаживание" будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен "поглаживаниями" составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека.

В связи с этим мы задаем вопрос: "Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное "Привет!" или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?" В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей.

Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием.

Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу "поглаживаний", признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется только на обработке данных. Результатом социального планирования являются ритуальные или полуритуальные способы общения.

Его основной критерий - социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями.

Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин.

И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин "времяпрепровождение".

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам.

Эрик Берн: Сенсорный голод

И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации.

Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми.

Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно.

С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества.

Поэтому употребление термина "игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость.

Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений.

Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план.

Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.

Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия. Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии. Известно, что человек может быть "обособлен" от других даже в присутствии большого числа людей.

Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени.

Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы. Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих "удовольствий" вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: "выигрыш" или "вознаграждение".

В основе "вознаграждений", полученных в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия.

Оно связано со следующими факторами:

1. снятие напряжения;

2. избегание психологически опасных ситуаций;

3. получение "поглаживаний";

4. сохранение достигнутого равновесия.

Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками.

В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так:

1. первичные внутренние "вознаграждения";

2. первичные внешние "вознаграждения";

3. вторичные "вознаграждения";

4. экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции) "вознаграждения".

Первые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого "вознаграждения", чем рассматривать их как защитные механизмы.

Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях.

Во-вторых, понятие "защита" только частично покрывает первые два типа "вознаграждений", а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется. Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта.

Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Иллюстрации: Анил Саксен

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

В настоящее время растет число людей, имеющих сенсорное голодание из-за глобальной пандемии COVID-19. Физическое дистанцирование и социальные ограничения из-за распространения вируса SARS-CoV-2 уменьшают физические контакты между людьми.

Сенсорное голодание также называют депрессией прикосновения, депривацией прикосновения, депривацией привязанности, сенсорным голодом или кожным голодом.

Что значит сенсорное голодание?

Прикосновение также может быть успокаивающим для людей, испытывающих страдания. В исследовании 2017 года отмечается, что объятия и поглаживания детей, попавших в беду, оказывают успокаивающее действие. Исследование 2015 года даже предполагает, что человеческое прикосновение может помочь бороться с инфекциями. Поэтому отсутствие физического контакта может привести к тому, что некоторые люди испытывают сенсорное голодание.

Сенсорное голодание усиливает чувство стресса, депрессии и тревоги. В свою очередь, это может вызвать целый ряд негативных физиологических эффектов. Например, для борьбы со стрессом организм выделяет гормон кортизол . Этот гормон увеличивает частоту сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание и мышечное напряжение, а также подавляет пищеварительную и иммунную системы, что может увеличить риск инфекции.

В исследовании 2018 года отмечается, что кожа может передавать положительные и отрицательные стимулы сенсорным нервам, которые передают ощущение прикосновения в головной мозг. В ответ на низкоинтенсивную стимуляцию кожи, такую как прикосновение или поглаживание , организм выделяет окситоцин, который некоторые люди называют «гормоном любви». Окситоцин имеет много потенциальных преимуществ, таких как вклад в повседневное благополучие и снижение стресса. Таким образом, регулярное прикосновение может способствовать поддержанию общего благополучия, в то время как отсутствие физического контакта может способствовать негативным психологическим и физиологическим эффектам.

Человеку может быть трудно понять, имеет ли он сенсорное голодание. Чаще всего люди будут отмечать непреодолимое чувство одиночества. Люди также могут отмечать:

  • стресс
  • тревогу
  • чувство депрессии
  • низкую удовлетворенность
  • трудности со сном
  • усталость

Кроме того, люди могут имитировать прикосновение. Это может включать в себя длительные приемы ванны или душа, укутывание в одеяла или обнимание домашнего животного или подушки.

Психологические осложнения

Чувство одиночества и изоляции, сопровождающее сенсорное голодание, может привести к неблагоприятным психологическим осложнениям. Например, отсутствие физического контакта может усилить чувство стресса, тревоги и депрессии. Исследование 2017 года подчеркивает, что ласковое прикосновение способствует психологическому благополучию. Поэтому вполне возможно, что отсутствие контакта может поставить под угрозу психическое и эмоциональное здоровье человека.

Исследование 2020 года отмечает, что прикосновение также может уменьшить чувство одиночества. Поэтому отсутствие физического контакта может вызвать или усугубить одиночество у некоторых людей. Исследования также отмечают, что те, кто сообщает об одиночестве, имеют ослабленные когнитивные функции и высокий риск испытать психические расстройства, такие как тревога и депрессия.

Как предотвратить сенсорное голодание?

Некоторые методы, которые помогут уменьшить ощущение сенсорного голодания:

  • Одеяло : Люди могут найти утешение, завернувшись в одеяло. Кроме того, можно использовать утяжеленное одеял о, которое имитирует ощущение объятия. Это помогает почувствовать мир и спокойствие.
  • Самомассаж : можно практиковать самомассаж, чтобы уменьшить сенсорное голодание. Например, люди могут массировать шею, чтобы стимулировать блуждающий нерв , который может уменьшить стресс.
  • Воспоминания предыдущего контакта . Исследования показывают, что прикосновение играет определенную роль в памяти. Поэтому люди могут вспомнить предыдущий случай физического контакта и сосредоточиться на своих чувствах, чтобы вновь пережить эту ситуацию.
  • Использование подушек . Использование подушки может помочь некоторым людям чувствовать себя более комфортно во время сна. Это также может имитировать ощущение объятий.
  • Объятия . Исследования показывают, что даже обнимание неодушевленного предмета, такого как игрушка, может уменьшить стресс. Если это возможно, люди также могут обнять своего питомца. На самом деле, исследования показывают, что общение с животными может уменьшить страдания и одиночество.
  • Общение . По возможности старайтесь поддерживать постоянный контакт с семьей, друзьями и близкими. Это могут быть текстовые сообщения, телефонные звонки и видеозвонки. Исследования показывают связь между видеозвонками и снижением чувства одиночества и социальной изоляции.
  • Физические упражнения : Физическая активность может улучшить когнитивные функции и самочувствие. Они также могут уменьшить чувство стресса и депрессии и улучшить сон.

Когда обратиться за помощью

Если человек испытывает негативные симптомы психического здоровья, то должен обратиться за помощью. Без лечения психическое здоровье может значительно ухудшиться и повлиять на качество жизни. Однако важно, чтобы люди уважали и поддерживали меры физического дистанцирования и не подвергали риску свое здоровье или здоровье других людей.

Заключение


Младенцы без физического контакта деградируют в результате сенсорного голода - это касается не только людей, но и животных. У взрослых - аналогично. Этим обусловлен страх одиночных камер, несущих психические расстройства - даже закоренелые преступники боятся их больше всего. Сенсорная депривация несет за собой органические дегенеративные изменения в нервных клетках.

Сенсорный голод похож на пищевой голод: есть аскеты, есть гурманы, есть переедание - это чрезмерная стимуляция и недоедание - недостаточная стимуляция нервной ткани.

Ребенок отдаляется от матери, тактильная близость позади. Остается компромисс - превратить касания в речь. Этим обусловлена потребность в признании. Усложняется путь к достижению удовлетворения, и рождается индивидуальный путь или судьба: киноактер или ученый, например. У каждого свой рацион.

Какими стимулами сформирована нервная ткань у ребенка, на такие стимулы он, будучи взрослым, будет провоцировать окружающую среду и создаст соответствующую среду обитания для себя.

Стимулы, которыми удовлетворен сенсорный голод ребенка, формируют для него уровень нормы. Когда ребенок вырастает, он бессознательно создает такие события в своей жизни, чтобы получить такой же набор стимулов.

  • Роли остаются, а исполнители ролей меняются.
  • Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди.
  • Форма следует за функцией - закон из архитектуры.

Поглаживания

Поглаживание - это физический контакт, принимающий разные формы: погладили, обняли, щелкнули по лбу. В разговорной речи - любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Поглаживание - это единица социального действия. Обмен поглаживаниями - транзакция - единица общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также и на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Организм бессознательно адаптируется под то поведение, при котором есть стимуляция нервной ткани поглаживаниями.

Например, если бессознательное ребенка обучилось тому, что получить внимание родителей можно в случае болезни, то ребенок будет болеть. Важно научить себя оказывать внимание близким людям без видимых на то причин.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия - это проблема: о чем же нам говорить - вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе - это помогать друг другу в этом вопросе. Извечная проблема человека - как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени - программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа - строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа - это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

По мере того, как люди лучше узнают друг друга, начинается индивидуальная программа. Инциденты, случайности - случайны лишь на первый взгляд. Они следуют определенным моделям, предсказуемы. Работают четко по негласным правилам и инструкциям. И это - игры. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях - всё это год за годом может протекать в вариантах одной и той же игры.

Игры - не значит забавно или несерьезно. Игры - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Игры могут быть мрачными и опасными. Игры - это подмена реальной жизни и подлинной близости.

Варианты упорядочивания времени: ритуалы, развлечения, игры, близость, деятельность, которая может служить основой для остальных. Деятельность - это такой способ упорядочивания времени, когда вы упорядочиваете время других людей.

Задача игры - получить удовлетворение, выигрыш (самоуничтожение может являться выигрышем, поэтому выигрыш как понятие не имеет оценочной окраски).

Подлинная близость наступает, когда социальные схемы, скрытые мотивы отступают. Подлинная близость может удовлетворить сенсорный голод.

Индивидуум вне общества занят фантазиями или деятельностью. Если он в группе, то время упорядочивается следующим образом по увеличению сложности: ритуалы, развлечения, игры, близость и деятельность, которая служит основой для остальных.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я - это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них - не роль, а психологическая реальность.

Родитель - зафиксированный образ родителей. Взрослый - объективная оценка реальности. Ребенок - образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Примеры изменения эго-состояний

Ирина ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее. Ирина находится в эго-состоянии Взрослого. Внезапно другой водитель обгоняет Ирину и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Ирина испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого. Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Ирина качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине». В этот момент Ирина перешла в эго-состояние Родителя. В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Ирина сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас Ирина перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель. Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Ирина не осознает, что она проигрывает свое детство. Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить.

Когда Ирина сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Ирина говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс — умный мужчина. Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва». Ирина снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется. Ее смех — это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Транзактный анализ

Единица социального общения - транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое - реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Процедуры и ритуалы

Процедура - это серия простых дополняющих трансакций от Взрослого к Взрослому, направленные на изменение действительности. Ритуал - это серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями. Ритуалы могут быть формальными, неформальными. Форма ритуала определяется традицией. Ритуал приветствия - точный расчет поглаживаний. Устоявшийся ритуал мешает новой процедуре.

Процедуры программируются Взрослым, ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечение - это обмен трансакциями, например, болтовня о том, поменял ли ты зимнюю резину, какая футбольная команда лучше и так далее. Развлечение позволяет отобрать подходящего субъекта под игру. Отбор происходит на бессознательном уровне. Развлечения не смешиваются. Развлечения стереотипны, так как служат стереотипным целям.

Мы изучили сенсорный голод и неосознаваемую потребность его утолять привычными стимулами и реакциями.

Если вы принимаете решение менять свой рацион, я приглашаю вас познакомиться со структурой сильных убеждений.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся - изменения не только возможны, но и неизбежны - любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Притча - В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

— Никто не может изменить судьбу, — сказал ему слуга после битвы.

— Конечно, нет, — ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.

Другая часть желания, на которую ты, возможно, тоже обращала внимание – это физическое ощущение, которое можно назвать «сенсорным голодом». Подростки – и девочки, и мальчики – иногда очень любят обниматься и прикасаться друг к другу. Вероятно, когда ты была маленькой, твой сенсорный голод удовлетворяли родители – всеми этими обнимашками, ласками и сидением на коленях. Теперь, когда ты проводишь меньше времени с родителями и больше – с друзьями, нормально искать этого особого прикосновения у них. И так же нормально, что иногда тебе хочется, чтобы тебя обнимал твой бойфренд или твое увлечение.

Если ты замечаешь сенсорный голод, возможно, ты также замечаешь некое физическое ощущение в генитальной области. Это рефлекс, являющийся частью сексуального желания, и он сигнализирует о том, что твой мозг начал развивать свой «романтический отдел». Некоторые девушки и женщины описывают генитальное чувство желания как наполненность, тепло, покалывание или пульсацию. Наряду с этими ощущениями другой рефлекс заставляет вагину выделять жидкость и создает ощущение влажности.

Некоторые девушки не представляют, что это происходит, пока не коснутся вагинальной области и не ощутят там влагу. У других девушек вырабатывается столько смазки, что промокает белье. Это не та влажность, которая появляется при обычных вагинальных выделениях, но при сексуальном желании это тоже нормально.

Помни: у парней в подростковом периоде часто случается эрекция – и у девчонок тоже появляется множество сексуальных мыслей и чувств. Но само по себе то, что у парня возникла эрекция, а у девушки – сексуальные чувства, не означает, что они обязаны заняться сексом. Ни парни, ни девушки НЕ НУЖДАЮТСЯ в занятиях сексом – и на самом-то деле большинство этого и не делает. Напротив, тебе нужно научиться признавать и принимать свое сексуальное возбуждение иными способами, нежели половой акт.

Есть множество способов наслаждаться этими сексуальными чувствами, не занимаясь собственно сексом. Иногда ты можешь просто откинуться в кресле и получать удовольствие от ощущений, зная, что твое тело работает именно так, как ему и положено.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сенсорный режим

Сенсорный режим Ответные реакции органов ощущений зависят от силы воздействия раздражителей, обладающих той или иной энергией – электромагнитной, химической, механической, тепловой, гравитационной. Однако энергия внешних или внутренних стимулов – не единственный

Голод

Голод Постоянный голод; больной все время хочет есть, в то же время истощенность; улучшение наступает во время еды — Йодатум.Голод сражу же после еды или вскоре после нее — Фосфорус, Йодатум, Хелидониум, Петролеум, Анакардиум.Больной должен есть часто, иначе он слабеет;

Царь-голод

Царь-голод Мы вплотную приблизились к разговору о самом универсальном и всеобъемлющем способе радикальной очистки организма — к голоданию.Замечу, правда, что голодание отнюдь не отменяет все иные способы очисток, хотя бы потому, например, что ни при каком из видов

Голод и аппетит.

Голод и аппетит. Как уже было сказано, голод и аппетит — два совершенно различных проявления человеческого организма. Голод — это нормальное требование организма, аппетит же — противоестественное желание пищи. Голод можно сравнить с румяными щеками здорового ребенка,

Голод и аппетит

Голод и аппетит А почему, собственно говоря, терзать себя голодом это плохо? Может быть, дело как раз обстоит наоборот? Неслучайно же и в наши дни многие стали соблюдать посты, разгрузочные дни, «садятся» на жесткую диету, чтобы сбросить избыточный вес, испытывая при этом

ГОЛОД, НО НЕ АППЕТИТ

ГОЛОД, НО НЕ АППЕТИТ На вопрос «Когда есть?» все диетологи натуропатического направления медицины отвечают однозначно: садиться за стол только при появлении чувства естественного голода, но не аппетита.Эти два чувства нужно уметь различать. Голод – это голос природы,

Ложный голод

Утренний «голод»

Утренний «голод» Встав, выпить стакан воды или сока. Завтрак — через четыре-пять часов. Такой «голод» полезно практиковать более-менее постоянно.Если говорить о моем личном опыте, то для нас с мужем более чем однодневные голодания стали неприемлемы с тех пор, как мы

Как победить голод

Как победить голод Не волнуйтесь! Несмотря на столь резкое ограничение рациона, вы не будете мучиться голодом! По себе знаю, что голод может менять психику человека, настроение и поведение. Люди под влиянием голода становятся агрессивными или, наоборот, впадают в

Голод и тетка

Голод и тетка Голод — мой лучший другГолод — неприятное ощущение, возникающее где-то выше пупка.Разные люди по-разному ощущают голод. Одни — как мышечные сокращения, другие как чувство пустоты в желудке.Чтобы познакомиться со своим ощущением голода, не ешьте, пока он не

Голод и аппетит

Голод и аппетит «Голод» и «аппетит» – это два понятия, которые часто путают, поэтому для начала разберемся с терминологией. Под голодом подразумевается физиологическое ощущение потребности в пище, возникающее, когда прошло достаточно времени после еды и организму нужна

Голод и сытость

Голод и сытость Давайте разберемся, что такое голод и как он проявляется. Прежде всего, голод говорит о том, что нашему организму нужна энергия. Голод — это инстинкт, в котором заложена великая сила и мудрость природы. И первый сигнал о голоде дает желудок. А как вы

Голод сна

Голод сна Как голод сообщает нам, что организм нуждается в пище, так и усталость совершенно недвусмысленно доводит до нашего сведения, что мы нуждаемся в отдыхе. Это похоже на мягкое и приглашающее напоминание.Действительно, усталость не воспринимается как строгий

ФАКТЫ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ НАСТОЯЩАЯ СТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ

ФАКТЫ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ НАСТОЯЩАЯ СТОИМОСТЬ ГОВЯДИНЫ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОЛОД И БЕДНОСТЬ Производство говядины вызывает человеческий голод и бедность, забирая зерно и пахотные земли для прокорма скота вместо людей. В развивающихся странах производство говядины

Читайте также: