Представители каких профессий обладают наибольшей эффективностью

Опубликовано: 02.10.2024

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

- Следы наслоения, тактика производства допроса, обзорная фотосъемка.

4. Криминология является в основном наукой:

+ общетеоретической для комплекса криминальных наук;

5. В чем заключается значение криминологии для сотрудников правоохранительных органов с практической точки зрения?

+ В приобретении необходимых знаний для выработки наиболее эффективной стратегии борьбы с преступностью;

- В осознании преступности как социального явления, что существенно расширяет кругозор сотрудника правоохранительных органов;

- В выработке устойчивых взглядов на понятие, причины и закономерности преступности отдельных видов.

6. Наиболее частыми днями недели, в которые совершаются преступления против жизни и здоровья, являются:

7. Кто впервые использовал понятие криминология?

+ Р. Гарофало и П. Топинард;

8. Что относится к содержанию криминологии как науки?

+ изучение и оценка преступности: ее территориальных и социальных различий, причин и условий совершения преступлений; выработка рекомендаций по борьбе с преступностью; методология криминологических исследований;

- взаимосвязь личных качеств преступника с характером и степенью общественной опасности совершенного деяния, оценка справедливости назначения наказания судом и статистики изменения приговоров в кассационной инстанции;

- процесс доследственной проверки сообщений о преступлениях, предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в суде.

9. Что составляет предмет криминологии?

+ Закономерности преступности, ее определение, виды и связь с другими социальными явлениями в определенных условиях на конкретной территории;

- Закономерности и механизмы следообразования;

- Исключительно психология преступного поведения.

10. Какую категорию криминологии составляет учение о путях, приемах и способах научного исследования преступности?

11. Что из нижеперечисленного не входит в механизм преступного поведения?

+ заглаживание вины перед жертвой;

12. Что относится к внутренним характеристикам преступности?

+ Организованность и активность;

- Социальная направленность и общественная опасность;

- Территориальная и общая распространенность.

13. Что из перечисленного относится к относительным показателям преступности?

14. Что показывает темп прироста в изучении преступности?

+ Количество процентов, на которое изменилось в большую или меньшую сторону число зарегистрированных преступлений в сравнении с базовым;

- На какое количество преступлений выросли показатели в текущем году;

- С какой скоростью увеличивается число тех или иных видов преступлений в определенном периоде.

15. Удовлетворение жизненно важных потребностей как мотив совершения преступления относится к разновидности:

16. Последовательно-криминогенный подтип социального типа криминогенной личности характеризуется:

+ стойкими асоциальными убеждениями, установками;

- искажениями механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной или нестандартной ситуации;

- частым нарушением моральных норм и мелких правонарушений.

17. Активное столкновение с преступностью общества и государства в целях обеспечения господства закона и охраняемых им прав и интересов, представляющее собой целенаправленную наступательную деятельность на преступность, а также на ее причины и условия, - это определение:

+ борьбы с преступностью;

- криминологической характеристики преступлений;

- профилактики виктимного поведения.

18. Что такое криминологический прогноз?

+ Оценка будущего состояния преступности;

- Создание систем учетов преступности;

- Планирование деятельности по борьбе с преступностью.

19. К социальным мерам предупреждения преступности относится:

+ адаптация беженцев и вынужденных переселенцев;

- поддержание на рынке множества товаров массового спроса по доступным ценам;

- противостояние пропаганде сексуальной распущенности.

20. В чем заключается реальность как основное требование эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения?

+ В объективном соответствии мер воздействия возможностям их применения на практике;

- В своевременности выявления и принятия к правонарушителю мер воздействия;

- В последовательном нарастании или убывании интенсивности воздействия на правонарушителя в зависимости от результатов.

21. Виктимология представляет собой:

+ учение о жертве преступления;

- учение о подражании отрицательному примеру поведения;

- учение о соответствии общественных ценностей возможностям их получения.

22. Какой уровень социальной среды как объекта криминологического анализа представляет собой конкретное состояние многообразия общественных отношений на определенном этапе существования общества в целом?

23. Изучаемая криминологией часть общественной жизни, которая связана с производством материальных благ, их обменом и распределением, – это:

+ экономическая сфера общества;

- политическая сфера общества;

- социальная сфера общества.

24. Кем может осуществляться официальный социальный контроль?

Вопрос 3. Какие основные элементы изучения входят в общую часть криминологии – это:

1.​ преступность, ее детерминанты, личность лица, совершившего преступление;

2.​ механизм преступного поведения, личность жертвы преступления;

3.​ общая теория предупреждения преступности, криминологическа я обоснованность криминализации и декриминализации деяний;

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 4. Их какой науки выделилась в 70-е годы криминология?

1.​ уголовного права;+

3.​ семейного права;

4.​ международного права

Вопрос 5. На какие эпохи можно разбить историю криминологии?

1.​ классическая школа ХVIII в.;

2.​ позитивистская школа ХIХ в.;

3.​ криминология новейшего времени (с середины ХХ в.);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 6. Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированн ых в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительн ых органах.

Вопрос 7. Кто оказал значительное влияние на реформу уголовного права Англии?

1.​ Иеремия Бентам;+

3.​ Фридрих Энгельс;

Вопрос 8. Позитивистская школа криминологии основывается на:

1.​ юридических выводах;

2.​ наблюдениях, подкрепленных серьезными доказательствами ;

3.​ нет правильного ответа;

4.​ ответ в п. 1, 2+

Вопрос 9. Зарождение криминологически х исследований в России связано с именем?

2.​ Д. А. Антиповым;

4.​ Е. С. Проскуровой

Вопрос 10. С какой наукой наиболее тесно взаимосвязана криминология?

1.​ с уголовным правом;

2.​ с уголовным процессом и прокурорским надзором;

3.​ все вышесказанное;

Вопрос 11. Аналитическая задача криминологии включает в себя:

1.​ исследование преступности, личности преступника, жертв преступления, причин и условий преступности;

2.​ системы и эффективности предупреждения преступности, их состояние в целом и по категориям преступлений (организованной, экономической, насильственной) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетн их, рецидивные преступления);

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ нет правильного ответа

Вопрос 12. Что включает в себя практическая задача криминологии?

1.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику;

2.​ экспертирования проектов нормативных актов на предмет их криминологическо й обоснованности и последствий в изменении преступности;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику преступлений

Вопрос 13. Кто являлся представителем классического направления в уголовном праве:

1.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, С.Н. Доронин, А. А. Щербин;

2.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;+

3.​ С.Н. Доронин, А. А. Щербин, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 14. Под научным исследованием в криминологии понимается:

1.​ процесс выработки новых знаний о преступности (ее состоянии, структуре, динамике), детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки;

2.​ реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности по предупреждению противоправных явлений;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ реализация мер, детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки

Вопрос 15. Криминологически е исследования классифицируются :

1.​ По целевой направленности;+

2.​ По объему исходной информации;+

3.​ По пространству и объему исходной информации;

4.​ По целевому значению

Вопрос 16. Какие функции выполняет криминологическо е исследование?

1.​ Описательную, объяснительную, прогностическую, регулятивную;+

2.​ Описательную, объяснительную, охранительную и целевую;

3.​ Целевую, пространственную , прогностическую и общую;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 17. В 1925 г. при НКВД РСФСР был создан:

1.​ Государственный институт по изучению уголовного права;

2.​ Государственный институт по изучению преступности и преступника;+

3.​ Государственный институт по изучению криминалистики;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 19. Группировка представляет собой:

1.​ систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам;+

2.​ систематизацию документов первичного учета и анализа краж;

4.​ систематизацию документов первичного учета

Вопрос 20. Прогностическая задача криминологии включает в себя:

1.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологически х явлений;+

2.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном не развитии явлений и фактов;

3.​ раскрытие не обоснованных предположений о преступлении;

4.​ раскрытие преступления по ст. 158 УК РФ

Вопрос 21. Цели криминологически х исследований включают в себя:

1.​ выявление достоверных показателей преступности на той или иной территории;+

2.​ оценка тенденций изменения преступности и ее перспективы на ближайшее будущее;+

3.​ установка зависимости уровня преступных проявлений от действующих на данной территории социально-эконом ических и других факторов;+

4.​ оценка степени эффективности профилактической деятельности правоохранительн ых органов и иных субъектов профилактики и познание свойств и качеств лиц, совершающих преступления.+

Вопрос 22. Какие этапы криминологически х исследований вы знаете?

1.​ подготовительный (составление программы и методики исследования);

2.​ рабочий (сбор, обобщение и анализ материала);

3.​ заключительный (разработка выводов, рекомендаций, мер по предупреждению преступности или преступлений);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 23. Отметьте признаки преступности:

1.​ Историческая изменчивость и неизбежность преступности;

2.​ Общественная опасность преступности;

3.​ Преступность – социально-правов ое явление;

4.​ Все вышесказанное+

Вопрос 24. Объектами специально-крими нологического предупреждения преступности несовершеннолетн их являются:

1.​ причины, условия и факторы преступности несовершеннолетн их;

2.​ личность несовершеннолетн его преступника;

3.​ причины и условия конкретного преступления; группы несовершеннолетн их с антиобщественным образом жизни; преступные группировки;

4.​ все перечисленные+

Вопрос 25. В науке криминология опрос – это:

1.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем «выбивания» показаний;

2.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем постановки перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования;+

3.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем добровольного сознания в совершении преступления;

Вопрос 26. Какие требования предъявляются к криминологическо й информации?

1.​ достоверность – степень соответствия криминологическо й информации той реальной ситуации, которую она отражает;

2.​ полнота заключается в получении криминологическо й информации в полном объеме;

3.​ своевременность – касается проведения криминологическо го исследования;

4.​ все ответы верны+

Вопрос 27. Современные задачи криминологии

1.​ Аналитическая задача;

2.​ Прогностическая задача;

3.​ Практическая задача;

4.​ Все вышеперечисленно е+

Вопрос 28. В особенной части криминологии содержится:

1.​ криминологическа я характеристика отдельных видов преступлений (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, преступлений в сфере экологии);+

2.​ по содержанию преступных деяний (преступлений насильственно-аг рессивного характера, преступлений корыстной направленности); +

3.​ по особенностям контингента преступников (преступления, совершенные несовершеннолетн ими, женщинами, рецидивистами, профессионалами) ;+

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 29. Сводка предполагает сведение:

1.​ результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений;+

2.​ выводов по проделанной работе в области криминологии, как науки;

3.​ результатов краж, за период 1 года и грабежей за период 5 лет;

4.​ все вышесказанное

Вопрос 30. Какие основные явления включает в себя предмет криминологии:

1.​ Преступность и личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклон яющимся поведением;+

2.​ Причины и условия, а также факторы (урбанизация, миграция населения, изменение его половозрастной структуры) преступности, влияющие на нее;+

3.​ «Криминогенные детерминанты» и механизм преступного поведения и жертва преступления и предупреждение преступности;+

4.​ Криминологическа я обусловленность криминализации и декриминализации деяний+

Область техники следует понимать очень широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только "железки", но и всевозможные неметаллические материалы; ткани, пластмассы и разные другие полуфабрикаты.

Поэтому тип профессий «человек - техника» является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельно­сти различные манипуляции с объектом или сам объект.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется точность, определённость действий. В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять, технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.

В технической деятельности, технических способностях следует различать три стороны:

- техническое понимание – умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;

- техническую исполнительность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;

- конструктивно-техническую деятельность – улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.

Ведущими свойствами в технических способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое, самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение.

Поэтому для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек-техника» необходимо иметь пространственно-образное представление, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно-временную развертку - техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание, зрительно-моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в геометрии, стереометрии, черчении.

Тип «человек - знаковая система»

Внутри типа профессий «человек - знаковая система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий:

А . Оперирование словесными (вербальными) знаковыми сис­темами.

В словесной форме информация создается (лингвисты, истори­ки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы), размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов), анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации, нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати, почтальону, телефонистки, телеграфисты) (Кулагин Б. В., 1984.)

Б. Оперирование абстрактно-формализованными знаками (ма­тематический язык).

Широко распространены математические и химические знако­вые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метеорологи, статистики, программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.

В. Оперирование наглядно-схематическими знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).

Чертежники, картографы, топографы, штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин, механизмов, явлений.

Г. Оперирование наглядно-схематическими знаками как сред­ством отображения информации в системах управления (профессии диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи, машинисты (водители транспортных средств) и др.

Профессионал типа "человек - знаковая система" должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концент­рацией, переключением, распределением и устойчивостью); вер­бальной памятью (память на знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и подвижностью нерв­ной системы.

Оперирование различной формой знаковых систем требует со­ответственно и разных профессионально важных качеств. Так, если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими - хорошая образ­ная память и образное мышление.

Итак, если у человека хорошо развита память, все свойства внима­ния и наблюдательность, то у него есть необходимые воз­можности для овладения профессиями «человек - знаковая сис­тема» (Смирнова Е. Е., 2003).

Тип «человек - художественный образ»

Представители профессий типа "человек – художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира, вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы это го типа создают художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят, третьи анализируют, описывают (Шеховцова Л. Ф., 1997).

Для этого типа профессий характерно деление на творческие профессии (художник, архитектор, модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикма­хер, косметолог, мозаичник).

Содержание деятельности рабочих профессий заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных средств и орудий труда. Поэтому в профессионально важные качества наряду с образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е. качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человек - техника» (Шеховцова Л. Ф., 1997).

Специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек - художественный образ» являются образное мышление и образная память, пространственное воображение, pyчная yмeлoсть (мануальные способности), а также спе­циальные cпocобности к разным видам художественной деятель­ности.

Для профессионалов этого типа сформулированы требования к специальным способностям, например, для хореографа - к танцевально-музыкальным, для дирижера - к музыкальным и организаторским и т. д.

Выбор профессий, связанных с искусством, должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно субъективной (Смирнова Е. Е., 2003).

Тип «человек-природа»

Профессии типа «человек-природа» характеризуют отношение человека к природе.

В этом типе можно выделить, профессии, связанные с природопользованием, охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог, океанолог, биолог, ботаник и др.

Большие требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями, экспедициями, необходима фи­зическая выносливость, сила, ловкость.

Деятельность большинства профессий данного типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов - поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчиво­сти, психическим процессам.

В силу того, что профессии этого типа характеризуют отноше­ние человека к природе, для профессий типа «человек - природа» более важными оказываются личностные качества - склонность к творчеству, любовь к природе, всему живому, хорошая наблюдательность, а в ряде случаев осо­бое терпение, настойчивость, выдержка, способность к планиро­ванию и прогнозу, самостоятельность в мышлении и поведении.

Тип «человек – человек»

Большая часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с людьми. Непременным условием успеш­ной профессиональной деятельности всех специальностей этого типа является профессиональное общение - необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна коммуникабельность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию), самообладание и выдержка, организационные умения.

Умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность - совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно, например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию - качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности.

Если человек не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии типа «человек – человек».

Внутри этого типа, по данным Кавериной (Шеховцова Л. Ф., 1997) выделяют шесть подтипов:

1 подтип - работники просвещения,

2 подтип - работники торговли и общественного питания,

3 подтип - работники социально-бытового обслуживания,

4 подтип - медицинские работники,

5 подтип - культпросвет работники культпросвет работники,

6 подтип - работники юстиции.

У всех работников этого типа профессий есть общие для них особенности:

1. Направленность личности на тип деятельности в области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям).

2. Общительность как легкость вступления в общение.

3. Эмпатия - способность к сопереживанию.

4. Социальный интеллект - чистота, четкость, эмоциональная

5. Речь - чистота, четкость, эмоциональная выразительность.

6. Внешность - экспрессия лица и поведения.

7. Умение управлять coбoй и другими людьми.

Поэтому специфическими профессионально важными качествами для типа профессий «человек-человек» являются коммуникативность, эмпатия, самообладание и выдержка, такт, организационные умения.

Коммуникативность человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку, интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуаци­ях, и инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Основными направлениями сохранения здоровья человека от вхождения его в деятельность и до выхода из неё являются профессиональная ориентация с целью поиска наиболее подходящей работы для человека с учётом медицинских противопоказаний к определённым видам деятельности (антропоцентрический подход), профессиональный отбор и подбор персонала к деятельности с учётом профессионально важных качеств человека (в том числе и состояния здоровья) (профессиоцентрический подход), психологическое сопровождение профессиональной деятельности на этапах профподготовки, профадаптации и собственно профессиональной деятельности с целью своевременного определения, профилактики и коррекции возникновения недопустимых функциональных состояний, профессиональная реабилитация и психологическая подготовка человека к выходу на пенсию в целях профилактики возникновения болезненных расстройств при этом.

Исходя из этого, важно так подбирать методики, чтобы они позволяли осуществлять мероприятия по сохранению здоровья человека на этапе от «входа» в профессию и до «выхода» из неё.

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.


Иные данные представляют крупнейшие сервисы по поиску работы. Среди самых высокооплачиваемых профессий в России значатся руководитель проекта 1С, Java-разработчики, руководитель инженерной службы, заместитель директора по экономике и финансам, аналитик данных и инженер-конструктор. Их заработные платы достигают 140-200 тысяч рублей ежемесячно.

Своя статистика самых высокооплачиваемых профессий в России за последние три года есть и у сервиса готовых резюме ResumeDoc. В ней упомянуты аналитик Big Data, пилот, капитан, стоматолог, инженер по бурению, консультант по SAP. Представители этих профессий получают около 300 тысяч рублей. Имея статистические данные, можно выделить для себя наиболее привлекательную с точки зрения зарплаты сферу.

Одним из шагов к выбору профессии, приносящей высокий доход, могут стать специализированные форумы для будущих выпускников. Например, Всероссийский форум «Проектория». На официальном сайте можно найти много полезной информации (открытые уроки от ведущих экспертов страны, пройти тест и примерить профессию), а самое главное – данная площадка является источником развития кадрового резерва для крупнейших работодателей страны: ОАО «РЖД», госкорпорация «Росатом», концерн воздушно-космической обороны «Алмаз», Mail.ru Group и других.

Сразу оговоримся, что следующие мини-советы могут помочь и девушкам. Составляя их, мы лишь учитывали стремление мужского пола к содержанию семьи, лидерству и достижению новых высот.

При выборе высокооплачиваемой профессии парням стоит обратить внимание на сложность задач, входящих в круг обязанностей той или иной специальности. От этого будет зависеть не только уровень дохода, но и возможность карьерного роста. Например, в обязанности аналитика Bid Data входит построение процесса сбора данных для их обработки в дальнейшем, анализ эффективности различных внутренних процессов, анализ рисков и многие другие задачи. Поэтому и заработная плата таких специалистов достигает 300 тысяч рублей.

Еще одна высокооплачиваемая профессия для парней является – специалист по кибербезопасности. Уровень ответственности в работе вырастает в разы и, как следствие, размер заработной платы значительно отличается от других специальностей. Средняя зарплата в отрасли – до 100 тысяч рублей.

Помимо этого, парни могут присмотреться к следующим профессиям: машинист буровой установки (от 120 тысяч рублей), инженер ПТО (от 120 тысяч), врач-патологоанатом (от 150 тысяч), машинист бульдозера или автокрана (от 120 тысяч рублей).

Согласно исследованиям в области психологии, именно женщинам важно постоянно взаимодействовать, общаться с людьми и проявлять свой творческий потенциал. При выборе высокооплачиваемой профессии мы советуем девушке обратить внимание на вероятные креативные задачи в ходе работы и возможность выстроить коммуникации. Последнее позволит обрести нужные связи и стать одним из популярных и высокооплачиваемых специалистов в своей области. Например, менеджеры и руководители отдела продаж не только раскрывают коммуникативные навыки, но и хорошо оплачиваются на рынке труда. Профессионалы-«продажники» получают от 120 тысяч рублей в месяц.

Риэлторы и юристы по недвижимости также считаются высокодоходными профессиями (до 150 тысяч рублей), при этом в их работе важны не только знания правовой базы РФ, но и нестандартный подход к решению задач, высокий уровень коммуникабельности.

Профессии врача-стоматолога, врача-химиотерапевта и ветеринара раскрывают эмпатию, присущую в большей степени именно девушкам, и дают возможность хорошо зарабатывать – до 200 тысяч рублей.

Косметолог-эстетист также считается престижной и высокооплачиваемой профессией, которую выбирают преимущественно девушки. Уровень дохода достигает в профессии – 150 тысяч рублей.

Конечно, четких разграничений между женскими и мужскими профессиями нет. Девушка может легко стать Java-разработчиком, а парни, в свою очередь, часто работают стоматологами и менеджерами по продажам.

– Москва равняется на заданный мировой стандарт, и если говорить о высокооплачиваемых профессиях в Москве, то можно дополнительно отметить следующее.

Московский рынок ориентируется на международные кампании, где сейчас ценятся высококвалифицированные сотрудники, не привязанные к одному месту работы. В почете мобильность, «живучесть» и адаптивность в быстро меняющемся мире, высокий уровень разнопланового профессионализма. Уровень заработной платы таких сотрудников зависит от количества выполняемых задач, планов и объемов. Высокий доход плывет к ярким личностям, которые не стесняются излагать свои мысли и предложения, ориентированы на риск, обладают подвижным мышлением и стрессоустойчивостью. Фриланс стирает границы и возможности для множества профессий, открывая варианты высоких доходов для тех, кто обладает трудолюбием и вдохновением от своей работы. В столице востребованы разноплановые специалисты, имеющие широкий и комплексный взгляд: педагоги-новаторы, психотерапевты, профориентологи, врачи семейной медицины, юристы, риэлторы. Безусловно, востребованы грамотные IT-специалисты, инженеры, директора и авторитетные ТОП-менеджеры. Говоря о высокооплачиваемой работе, в первую очередь, в столице, важно учитывать, что распространившаяся работа онлайн стирает границу и с регионами, где уровень зарплат существенно ниже. Это побуждает москвичей больше вкладывать в разные виды образования и получения навыков, чтобы на свои услуги можно было поставить действительно высокую цену.

Читайте также: