Профессия кто пасет овец

Опубликовано: 04.07.2024

Пастырь (пастух) в Библейские времена было почетной профессией, в Израиле, даже дети знатных людей и царей пасли овец: Иаков, Давид, Моисей, Амос и даже дочери были пастухами.

Пастушеская жизнь евреев и их особенная наклонность к скотоводству известны каждому читателю Библии.

Первым пастырем овец был Авель (Быт. IV, 2).

Интересные факты о пастухах

Пастушеское занятие считалось почетным, но Во времена Иосифа - пастухи овец были мерзость для Египтян.

Быт. 46:34 "Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец."

Иаков и его сыновья, Моисей и Давид и другие выдающиеся личности почти все вели пастушескую жизнь.

Слово пастырь часто употребляется и в иносказательном значении, иногда по отношению к правителям народов, священнослужителям, а иногда по отношению к Божественному главе и Господу

В библейские времена очень ценились овцы. Они обеспечивали человека шерстью, мясом и молоком. Использовались даже рога - из них делали специальные трубы (Лев. 25:9) или сосуды для масла.

В библейские времена пастух пас коз и овец в одном стаде. Из козьей шерсти делали грубую такань для покрытия шатров или для простой одежды, а из козьих шкур выделывали мехи для хранения воды. Во время великого суда в конце времен Бог всех людей отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов".

Интересные факты о пастухах

Иисус сравнил людей, которые делают добро его наименьшим братьям, с овцами, а тех, кто отказываются делать это,— с козлами ( .. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.) (Мф 25:31—45). Латинская версия фразы: Ab haedis segregare oves [аб хэдис сэгрэгарэ овэс].

Иносказательно: отделить хороших от дурных, негодных и т. д. Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Пастух часто пас стадо овец и коз, принадлежавших жителям его селения. После зимних дождей вокруг селения поднималась обильная трава, на которой можно было пасти овец и крупный рогатый скот.

Когда палящее летнее солнце иссушало траву, пастуху приходилось отгонять стадо далеко от дома, чтобы найти для животных пригодное пастбище (1Пар. 4:39-40) Он также должен был отыскать колодец, откуда мог бы брать воду для овец и коз.

Пастуху приходилось защищать свое стадо от хищников, которые водились в диких местах (1Цар. 17:34-36). Львы, медведи, шакалы и гиены нападали на овец из стада.

Пастух носил с собой тяжелую дубинку с шипами из острых камней для защиты от зверей (Пс. 22:4). Была у него и кожаная праща, чтобы бросать в хищников камни. У пастуха была длинная, около двух метров, палка, служившая дорожным посохом при ходьбе по пересеченной местности; ею же пастух погонял стадо (Иез. 20:37-38).

Иногда этот посох был загнут на конце. Пастух брал с собой кожаный мешок, называвшийся сумой, в котором он держал провизию. У некоторых пастухов бывали небольшие тростниковые дудочки, на которых они наигрывали мелодии, одновременно следя за стадом.

На ночь пастух должен был найти безопасное место для своих овец (Лк. 2:8). Часто он загонял их в какую-нибудь пещеру, а сам ложился у входа, чтобы хищник не мог пробраться туда (Ин. 10:7). Если пещер не было, приходилось строить простой загон из камней и хвороста.

В селениях бывали каменные овчарни с небольшой пристройкой для пастуха, охраняющего стадо.

Пастух проводил очень много времени с порученными ему овцами и знал кличку каждой из них (Ин. 10:14). Он знал, какой семье принадлежит овца, и всегда мог вернуть ее владельцу.

Зимой, когда метель заносит стадо овец, животные обязательно разбегаются. Но если они видят стоящего пастуха, то окружают его стадом со всех сторон и стоят на месте. Стоит пастуху лечь на землю, чтобы укрыться от метели, как овцы побредут в разные стороны и погибнут от метели.

Случалось так, что пастухи замерзали, стоя на ногах, пытаясь спасти овец. Когда же кончалась метель и на помощь приходили другие пастухи, они находили овец, стоящими плотно друг к другу, при этом никто из них не погиб, кроме пастуха.

Интересные факты о пастухах

Одна стрижка взрослой овцы способна дать до 10 кг шерсти. До сих пор учёным не удаётся создать синтетический аналог овечьей шерсти, не уступающий ей по качеству и сохранению тепла.

Образ Пастыря вплетен в речь и образы Библии. Отношения между овцами и пастырем в Палестине тоже отличаются от отношений в других странах. Во многих странах овец разводят главным образом на мясо, а в Палестине в основном ради шерсти. Поэтому там овцы проводят много лет со своим пастухом, получают от него имена, на которые и откликаются, когда он их зовет.

Пастушья собака, лама и ослик - фото

Согласно данным Национальной системы мониторинга здоровья животных США (USDA NAHMS) 45% овцеводческих ферм в Соединенных Штатах используют для защиты своих отар животных-пастухов. Но не думайте, что это всегда пастушьи собаки, хоть они и занимают лидирующую позицию (им отдают предпочтение 29,6% опрошенных). Согласно статистическим данным, 14, 2% овцеводов США используют пастушеских лам и 11,4 % - осликов. Скажете, такого не может быть? Давайте разбираться.

Собака пастух

Собака, без сомнения, являются самыми популярными животными среди пастухов и издревле используются в пастушеской работе. Собаки отлично зарекомендовали себя в качестве своеобразного эскорта как для стад крупного рогатого скота, так и на выпасе овец, коз и других животных.

В давние времена, на заре цивилизации, когда у человека появился первый скот, он начал приучать собаку пасти своих домашних животных. Собаки, будучи неизменными спутниками человека, помогали ему не только пасти стада, но также охранять их от хищников и других людей.

Пастушьи породы собак

Всех пастушеских собак поначалу называли овчарками, поскольку основной их функцией был именно выпас овечьих отар. Это были собаки среднего роста, хорошо развитые физически и способные выдерживать круглосуточные нагрузки. Густая шерсть защищала их от зноя и холода, а выносливость и преданность хозяину делала незаменимыми помощниками любого пастуха.

Поскольку пастушеские собаки – отличные охранники и сторожа, именно они стали предками целого ряда пород, используемых сегодня в качестве бойцовских или сторожевых. Всем нам отлично известная немецкая овчарка, прославившаяся своей превосходной работой в пограничных войсках, таможенной службе, полиции и других силовых структурах.

Пастушья собака породы пули

Традиционно, разведением пастушьих собак занимались в странах, пригодных для овцеводства: с равнинным ландшафтом и обилием сочной травы. Наибольшую мировую известность приобрели венгерские, английские, немецкие и швейцарские пастушьи собаки.

Старинные венгерские породы пастушеских собак: пули и командор. Их сложно спутать с кем-то другим из-за характерного шерстяного покрова, образующего длинные шнурки. В таким мехом собакам не страшна никакая стужа.

Наиболее известными являются английские пастушьи собаки. Самыми популярные из них шелти, колли (шотландская овчарка) и бобтейл.

Особо стоит упомянуть швейцарских пастушьих собак. Именно в этой стране можно найти овчарку, оставшуюся в чистом, неизменном с древних времен, виде. Только благодаря умелой селекции швейцарских собаководов удалось сохранить чистопородных пастушьих собак до современного периода.

В Швейцарии на сегодняшний момент имеется четыре вида швейцарских овчарок, сходными которых делает черный с желтым окрас с белыми и ржаво-бурыми отметинами. Самой крупной породой является швейцарская гладкошерстная пастушья собака, рост которой достигает до 70 сантиметров в холке.

Ламы

Звучит, согласитесь, странно. Тем не менее, практика выпаса стад овец одиночными ламами в Штатах довольно распространена. В Австралии и странах Европы лам и альпак традиционно используют для защиты отар при содержании их на огороженной территории.

Животное это может быть довольно агрессивным по отношению к бродячим собакам, волкам и койотам и стать для овцевода настоящей находкой. Для пастьбы овец лучше всего подходят некастрированные самцы. Самки или кастрированные самцы могут быть чрезмерно агрессивны к собакам или даже самим овцам. Лучше всего использовать одну ламу, поскольку, собираясь в группы, эти животные перестанут следить за овцами и становятся в пастьбе совершенно бесполезны.

Лама на пригорке

Чтобы лама стала хорошим пастухом достаточно некоторое время подержать ее в одном загоне с овцами, выращивать их вместе вовсе нет никакой необходимости. А вот общения лам с человеком по возможности лучше избегать или сократить до минимума – на пастушеские качества это влияет отрицательно.

Лама выгодна в качестве сторожа для отары, поскольку не требует специального корма – ее рацион схож с рационом овец. Кроме того, эти животные живут долго и редко погибают от несчастных случаев во время выпаса.

Ослики

Естественная неприязнь ослов к диким собакам и койотам делает этих животных отличными пастухами. В Европе часто можно встретить овец, пасущихся в большом загоне под присмотром «сторожевого осла».

Если ваш ослик не выращивался вместе с овцами на скотном дворе, необходимо поместить его в один загон с ними на пару недель. После этого он сможет обеспечить отаре необходимую защиту на выпасе.

Ослы полагаются на свой слух и зрение, при защите стада от хищников. Громкий рев осла может отпугнуть непрошенных гостей и предупредить пастуха о приближающейся опасности. А если ослик начнет легаться, ни одному мелкому хищнику или бездомной собаке не поздоровится.

Лучше всего подойдут для подобной работы самки с детенышами, однако ослица станет отличным сторожем для вашей отары и без детеныша. Самцы также неплохо справляются с функцией пастуха, а вот кастрированных ослов до этой роли лучше не допускать, поскольку они могут быть излишне агрессивными.

ослик на лугу

Также как и ламы, ослы живут долго и довольно выносливы. Однако их рацион несколько отличается от того, что едят овцы, поэтому лопоухих сторожей необходимо дополнительно подкармливать.

Кто пасет овец лучше?

Каждый вид пастушьих животных имеет собственные достоинства и недостатки. Так собаки лучше всего пасут отары на открытых местностях и при длительных перегонах. Ламы и ослики – отлично справляются с функцией пастуха в крупных загонах, но вот крупных хищников они боятся точно так же, как и овцы. Если же говорить о собаках, то они могут защитить отару от медведей и даже львов (в странах Европы), но, безусловно, также не являются панацеей.

О развитии отрасли овцеводства в России можно прочитать здесь


Всем, кто вырос в деревне или же ездил туда на каникулы к дедушке с бабушкой, наверняка приходилось пасти деревенское стадо. Сейчас это занятие едва знакомо не то что городским, даже сельским ребятам. А лет 10-15 назад стадо пасли почти все. Встаешь с утра, берешь в руки палку, на плечи – сумку с бутылкой воды и обедом и идешь за пастухом постарше, который на лошади уже направляется в сторону луга.

Позже порядок пастьбы стада претерпел изменения: лошадей не стало, и ездить на пастьбу на машине и мотоцикле было еще интереснее и приятнее. Самое неприятное в этом деле, если вечером сельчане не могут найти своих коров или барашков. Если таковых не окажется, то, считай, выполнил работу пастуха на «отлично».

«Самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище»

Раньше в селе Черки-Кильдуразы Буинского района было два табуна. Сейчас поголовье КРС резко уменьшилось. «Табун выходит, есть пастух. Сельчане тысячу рублей за одну корову платят и поочередно кормят пастуха. Овцы считаются от четырех голов. Кильдуразы и Старые Лощи объединились и организовали одно стадо коров. Например, в селе Черки-Ишмяково пастуха нет, поэтому в этом году пока жители сами пасут по очереди. Каждый год нанимали, а сейчас пастуха найти очень тяжело», – сказали нам в Черки-Кильдуразском сельском поселении.

Пастух Ренат Мавлиев приехал в Кильдуразы из Нижнего Новгорода. Он каждый год приезжает на лето в село. Сложа руки не сидит, находит подработку. «Здесь у меня есть родственники, с малых лет приезжал к ним в гости. Работал в строительстве, шофером. В этом году предложили работу в городе, не захотел ездить так далеко. Решил, что на свежем воздухе оно и лучше, – и стал пастухом… Давно, еще подростком ходил приглядывать за табуном. Тогда это было больше как развлечение, а сейчас это работа.

Табун небольшой, всего 20 голов коров и телок. С шести утра до шести вечера, как обычный рабочий день. Кто-то ездит за стадом на велосипеде, кто-то на лошади, я предпочитаю пеший ход, табун-то небольшой.

Побегать приходится иногда, как же без этого. А еще это дело не терпит сонливости. Если только умеешь спать с открытым глазом. Иногда сижу в Интернете, читаю чего-нибудь, если скотина спокойная. Бывают такие хорошие для пастьбы места – загоняешь, и коровки травку щипают, и убежать не могут, вот в таких случаях это не работа даже, а сплошной отдых на свежем воздухе. Так что самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище. А еще на каждое стадо приходится одна-две непослушных коровы или теленка, вечно ходят туда-сюда, так и норовят сбежать. Если их контролировать – все будет хорошо.

«В дождливую погоду, конечно, приходится нелегко, порой и плащ не спасает. Стараюсь держаться в тени деревьев», – рассказал нам Мавлиев о своем новом занятии. На работу не жалуется. В связи с ситуацией в мире спросили, носит ли он маску на рабочем месте. «Зачем еще, я же целый день один», – недоуменно ответил он.

Из села Александровка Бавлинского района до нас дошли вести, что на сельского пастуха наложили штраф за отсутствие защитной маски. Об этом в Фейсбуке написала публицист Зария Хабипова.

Позвонили в сельское поселение, чтобы выяснить, так ли это на самом деле. Конечно, никто о таком даже не слышал. Позже ситуацию прокомментировала руководитель исполкома сельского поселения Валентина Уварова: «Куда я только не звонила, у кого только не спрашивала. Никто не оштрафован. Никто ничего об этом не знает», – сказала она.

«Отары нет, осталось только стадо коров»

Руководитель исполкома Такталачукского сельского поселения Актанышского района Марс Мансуров: «У нас стадо пасут по очереди. В деревне Азметьево поголовье нынче небольшое, поэтому купили электропастуха. В селах Чалманарат и Атясево тоже приспособились к нему. У нас село большое, состоит из двух половин. У одной есть отдельный табун коров и отара овец. С другой стороны села отары нет, на пастьбу выгоняют коров, телок и телят. Всего три стада, таким образом, у нас получается».

Руководитель исполкома Среднекамышлинского сельского поселения Нурлатского муниципального района Надежда Сергеева: «У нас в Средней Камышле, Вишневой Поляне и Абляскине стоит электропастух. В прошлом году приобрели по желанию населения. Стадо выгоняют и пригоняют сами жители, согласно составленному графику. На «пастуха нового века» еще никто не жаловался, главное – не забыть следить за зарядкой аккумулятора».

В Верхнесубашском сельском поселении Балтасинского муниципального района стадо пасут по старинке сами жители, по очереди. «Село Верхний Субаш – наш административный центр. Пасут по два домохозяйства. В селе Кушкетбаш тоже табун большой, отары вроде бы нет и там. Выгоняют только крупный рогатый скот. В селе Нижний Субаш и деревне Починок Сосны Табуны еще пасут.

«У нас в Каенсаре табуна уже нет не первый год, деревня малая, всего одна улица, и живность мало кто содержит. У кого есть скот, те привязывают арканом. Лет эдак десять назад выгоняли табун. Вроде бы на отсутствие табуна никто не жаловался. Мы, например, построили карду. Техника на ходу, дети помогают, сено заготавливаем впрок. Сельчане к любой ситуации подстраиваются. У нас в деревнях техники много, все сами делаем. На доход от скотины и живем, продаем молоко», – рассказала жительница деревни Каенсар Балтасинского муниципального района Гузалия Гилемзянова.

Как рассказала ведущий специалист Бакрчинского сельского поселения Тетюшского муниципального района Луиза Степанова, она и сама не раз ходила на пастьбу. «У нас в Бакрчи пастух работает по договору. В месяц тысяча рублей с коровы, а овец у нас нет. В стаде насчитывается 67 голов КРС. В деревнях Чикилдым и Чувашское Черепаново пасут сами жители. Жители Утямишево «наняли» электропастуха. Когда поголовья было больше, всегда нанимали живого пастуха, а сейчас пасут сами, у некоторых дети выросли – помогают. Приезжих много, летом и студенты не прочь подзаработать. Но очень трудно найти человека на длительный срок, на полный сезон. А есть такие, кто, получив свою тысячу, не прочь погулять, а потом и в запой. Пасти стадо идут ленивцы, а старательным и других дел хватает.

Была бы возможность, сама бы вышла пасти. Раньше мы с детьми всегда ходили. Обычно в первом круге пасут сразу две семьи. Потом уже выходят по одной семье по очереди. В больших селах лучше нанимать пастуха. А в маленьких деревнях, если не можешь выйти, можно меняться», – говорит Луиза Степанова.

У кого бы мы ни интересовались, нам всюду отвечали, что быков в стадах сейчас нет. А его «обязанности» выполняют осеменаторы.

«Электропастух – просто рай»

Жительница села Кзыл-Меша Сабинского муниципального района Наиля Нигматзянова поведала нам много интересного об электропастухе: «Один знакомый из Мамадышского района очень хвалил, поэтому и мы решили попробовать. Договорились и летом 2018 года установили электропастуха. Сначала люди сомневались, говорили, что наших коров он не остановит, сорвут и сбегут, и кто будет каждый раз переставлять колья? Некоторые говорили, что стадо будут пасти их дети. Собрали по тысяче рублей на корову. Сейчас они даже веревок боятся. Сначала, конечно, не все шло так гладко, действительно порой срывали и сбегали.

На собранные деньги приобретаются необходимые материалы. Создали группу в Ватсапе, о каждой копейке там отчитываюсь перед жителями села.

Очень удобная и хорошая штука этот электропастух. Заряда аккумулятора хватает на 15-20 дней. По периметру проходит электрический кабель, чуть выше – веревка. В этом году на мелочь собрали по 300 рублей. Вот уже третий год наш табун «пасется» за 1300 рублей. А когда пасли по очереди, столько же я отдавала пастуху за день, еще и сама с ним ходила. И сколько же это набирается за целое лето! Никому не надо отпрашиваться с работы, детей от школы отрывать. Не нужно ждать приезда кого-либо, меняясь очередью. Коров у нас начали покупать даже пожилые, которые раньше отказывались содержать в хозяйстве живность. Раньше многие привязывали на лугу, сейчас присоединились к нам. Весной устанавливаем, осенью убираем обратно. Затраты минимальные.

По очереди один раз за лето косим траву. Для этого объединяемся по 10 хозяйств. Если трава достает до проволоки, аккумулятор садится очень быстро – нехорошо. Посмотрев на нас, электропастуха купили и в других селах. Табун уходит в шесть часов утра, вечером просто открываем ворота. Очень удобно. Чтобы у скотины была возможность пить воду на пастьбе, растянули проволоку до водоема», – детально рассказала обо всем Наиля ханум, нахваливая полезное изобретение.

Испытав электропастуха на эффективность, жители села Кзыл-Меша приобрели еще одного электропастуха, и установили его на другом конце села. Когда корова касается проволоки, он чувствует ток и больше к нему не приближается.

«У нас сейчас таких «пастухов» два – с двух сторон села. Один аппарат обошелся примерно в 25-30 тысяч рублей. Один сломался, и мы взяли еще один. Сейчас мы меняем пастьбу раз в 15-20 дней, чтобы земля отдыхала, трава вырастала.

Раньше сами пасли стадо, и в дождь, и в зной. Ждали заранее, готовились, за десять дней начинали отпрашиваться с работы. А сейчас так хорошо, просто рай. Содержать в хозяйстве скотину стало и удобнее, и экономичнее», – говорит Наиля Нигматзянова.

«Раньше пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение»

Если настала очередь пасти табун, от этого дела никуда не денешься. Но нам с детства говорили, что «если будешь плохо учиться – станешь пастухом». Почему же татары так пренебрежительно относились к представителям этой профессии? Руководитель Центра развития традиционной культуры, кандидат филологических наук, фольклорист Фанзиля Завгарова рассказала об этом и не только.

«Такое отношение к пастушеству не только у татар. Если конкретизировать и сказать о тюркских народах, то в древности мы все были пастухами. Все кочевые народы занимались скотоводством. Это и есть суть кочевания. Одно из основных действий исторического быта. Если в пастьбе содержалось 300 тысяч голов, существовали определенные требования, правила, условия. Дело это требовало особого мастерства. Пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение.

В оседлом образе жизни в наши дни пастушество не требует особых знаний, профессионализма, специальной подготовки. В лучшем случае в селе 50 коров, пастбище находится вблизи села, не нужно перегонять из одного места в другое. Утром выгоняешь, вечером пригоняешь обратно. Как видите, особого мастерства здесь не требуется. Такая вот работа.

Люди, которые ничем другим заниматься не умели, и оставшиеся без работы нанимались в пастухи. Работа оплачиваемая, оплата взимается с каждого хозяйства. Пастухов кормят и поят. Даже приглашали мыться в баню – это считалось савап. Сегодня он ночует у одного, завтра, по очереди, у следующего. Сезонная работа. Видимо, другой работы не было, поэтому нанимались в пастухи. Работа не тяжелая, особенных требований нет. В то же время, несмотря на зной или дождь и град, ветер или овод, твой табун должен прийти вечером сытым.

У татар много забот и кроме пастушества. А еще у татар всегда водились деньги. Когда тебе нечем отплатить, ты не можешь нанимать пастухов.

Так и осталось, что пастухами становились безработные, которые ничем другим заниматься не умели. Ходи себе знай от одного края села до другого. Но свой порядок, свои требования все же есть. Детворе не доверяли, хоть один человек должен был быть старшего возраста. Да, в наших краях на стадо дикие звери не набрасывались, у нас таких животных не водится. Табун не должен разойтись, слиться с другим табуном, и у скотины не должны быть вздуты животы. Нужно строго следить за этим и не пускать скотину в неположенное место. Для человека, выросшего в деревне, это настолько естественно, он знает это. Потому что он с детства ходил на пастьбу с родителями.

Хоть у татар это занятие и не считалось престижным, но за него положена награда, то бишь савап. Пастух достоин уважения. Он пасет твою скотину. Есть традиция кормить пастуха яйцами. Везде по-разному. В Кукморе, в некоторых селах Балтасинского района, в Малмыжском районе Кировской области соседки катят друг другу яйца: чтобы скотина катилась домой, будто яйцо, целым и сытым, и в доме был достаток. Универсальное языческое, мифологическое поверье, свойственное многим народам. Яйцо – это микрокосмом, то есть возникает из неоткуда, как сам мир.

Пастуший кнут есть у всех народов, занимавшихся скотоводством. Идет из древних времен. Корова знает, что щелчок кнута – это сигнал. Кнут охраняет границы пастбища. Раньше у пастухов был и горн. Коровы воспринимали как сигнал звук горна. Это очень интересный, удивительный мир», – рассказала Фанзиля Завгарова.

Табуны все так же уходят утром, и возвращаются вечером. Им неважно, кто их пасет – пастух живой или электрический. А люди приспосабливаются по-разному.

В последнюю эпоху Советского Союза – в 1985 году в стране насчитывалось 21 млн 600 тысяч голов дойных коров. Сейчас в России существует 8 миллионов коров. До Революции, в 1915 году количество коров превышало 17,3 миллиона. (Сравнивая цифры, нужно учесть, что в состав Российской Федерации не входят многие регионы СССР и Российской империи.)

За последние годы поголовье коров в личных подворьях Татарстана с каждым годом уменьшается.

2013 – 3 млн 880 тыс.

2014 – 3 млн 766 тыс.

2015 – 3 млн 622 тыс.

2016 – 3 млн 427 тыс.

2018 – 3 млн 361 тыс.

В 2019 году чуть увеличилось – 3 млн 419 тыс.

За тот же период в фермерских хозяйствах поголовье коров увеличилось от 1 млн 19 тыс. до 1 млн 304 тыс.


Всем, кто вырос в деревне или же ездил туда на каникулы к дедушке с бабушкой, наверняка приходилось пасти деревенское стадо. Сейчас это занятие едва знакомо не то что городским, даже сельским ребятам. А лет 10-15 назад стадо пасли почти все. Встаешь с утра, берешь в руки палку, на плечи – сумку с бутылкой воды и обедом и идешь за пастухом постарше, который на лошади уже направляется в сторону луга.

Позже порядок пастьбы стада претерпел изменения: лошадей не стало, и ездить на пастьбу на машине и мотоцикле было еще интереснее и приятнее. Самое неприятное в этом деле, если вечером сельчане не могут найти своих коров или барашков. Если таковых не окажется, то, считай, выполнил работу пастуха на «отлично».

«Самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище»

Раньше в селе Черки-Кильдуразы Буинского района было два табуна. Сейчас поголовье КРС резко уменьшилось. «Табун выходит, есть пастух. Сельчане тысячу рублей за одну корову платят и поочередно кормят пастуха. Овцы считаются от четырех голов. Кильдуразы и Старые Лощи объединились и организовали одно стадо коров. Например, в селе Черки-Ишмяково пастуха нет, поэтому в этом году пока жители сами пасут по очереди. Каждый год нанимали, а сейчас пастуха найти очень тяжело», – сказали нам в Черки-Кильдуразском сельском поселении.

Пастух Ренат Мавлиев приехал в Кильдуразы из Нижнего Новгорода. Он каждый год приезжает на лето в село. Сложа руки не сидит, находит подработку. «Здесь у меня есть родственники, с малых лет приезжал к ним в гости. Работал в строительстве, шофером. В этом году предложили работу в городе, не захотел ездить так далеко. Решил, что на свежем воздухе оно и лучше, – и стал пастухом… Давно, еще подростком ходил приглядывать за табуном. Тогда это было больше как развлечение, а сейчас это работа.

Табун небольшой, всего 20 голов коров и телок. С шести утра до шести вечера, как обычный рабочий день. Кто-то ездит за стадом на велосипеде, кто-то на лошади, я предпочитаю пеший ход, табун-то небольшой.

Побегать приходится иногда, как же без этого. А еще это дело не терпит сонливости. Если только умеешь спать с открытым глазом. Иногда сижу в Интернете, читаю чего-нибудь, если скотина спокойная. Бывают такие хорошие для пастьбы места – загоняешь, и коровки травку щипают, и убежать не могут, вот в таких случаях это не работа даже, а сплошной отдых на свежем воздухе. Так что самое тяжелое для пастуха – правильно выбрать пастбище. А еще на каждое стадо приходится одна-две непослушных коровы или теленка, вечно ходят туда-сюда, так и норовят сбежать. Если их контролировать – все будет хорошо.

«В дождливую погоду, конечно, приходится нелегко, порой и плащ не спасает. Стараюсь держаться в тени деревьев», – рассказал нам Мавлиев о своем новом занятии. На работу не жалуется. В связи с ситуацией в мире спросили, носит ли он маску на рабочем месте. «Зачем еще, я же целый день один», – недоуменно ответил он.

Из села Александровка Бавлинского района до нас дошли вести, что на сельского пастуха наложили штраф за отсутствие защитной маски. Об этом в Фейсбуке написала публицист Зария Хабипова.

Позвонили в сельское поселение, чтобы выяснить, так ли это на самом деле. Конечно, никто о таком даже не слышал. Позже ситуацию прокомментировала руководитель исполкома сельского поселения Валентина Уварова: «Куда я только не звонила, у кого только не спрашивала. Никто не оштрафован. Никто ничего об этом не знает», – сказала она.

«Отары нет, осталось только стадо коров»

Руководитель исполкома Такталачукского сельского поселения Актанышского района Марс Мансуров: «У нас стадо пасут по очереди. В деревне Азметьево поголовье нынче небольшое, поэтому купили электропастуха. В селах Чалманарат и Атясево тоже приспособились к нему. У нас село большое, состоит из двух половин. У одной есть отдельный табун коров и отара овец. С другой стороны села отары нет, на пастьбу выгоняют коров, телок и телят. Всего три стада, таким образом, у нас получается».

Руководитель исполкома Среднекамышлинского сельского поселения Нурлатского муниципального района Надежда Сергеева: «У нас в Средней Камышле, Вишневой Поляне и Абляскине стоит электропастух. В прошлом году приобрели по желанию населения. Стадо выгоняют и пригоняют сами жители, согласно составленному графику. На «пастуха нового века» еще никто не жаловался, главное – не забыть следить за зарядкой аккумулятора».

В Верхнесубашском сельском поселении Балтасинского муниципального района стадо пасут по старинке сами жители, по очереди. «Село Верхний Субаш – наш административный центр. Пасут по два домохозяйства. В селе Кушкетбаш тоже табун большой, отары вроде бы нет и там. Выгоняют только крупный рогатый скот. В селе Нижний Субаш и деревне Починок Сосны Табуны еще пасут.

«У нас в Каенсаре табуна уже нет не первый год, деревня малая, всего одна улица, и живность мало кто содержит. У кого есть скот, те привязывают арканом. Лет эдак десять назад выгоняли табун. Вроде бы на отсутствие табуна никто не жаловался. Мы, например, построили карду. Техника на ходу, дети помогают, сено заготавливаем впрок. Сельчане к любой ситуации подстраиваются. У нас в деревнях техники много, все сами делаем. На доход от скотины и живем, продаем молоко», – рассказала жительница деревни Каенсар Балтасинского муниципального района Гузалия Гилемзянова.

Как рассказала ведущий специалист Бакрчинского сельского поселения Тетюшского муниципального района Луиза Степанова, она и сама не раз ходила на пастьбу. «У нас в Бакрчи пастух работает по договору. В месяц тысяча рублей с коровы, а овец у нас нет. В стаде насчитывается 67 голов КРС. В деревнях Чикилдым и Чувашское Черепаново пасут сами жители. Жители Утямишево «наняли» электропастуха. Когда поголовья было больше, всегда нанимали живого пастуха, а сейчас пасут сами, у некоторых дети выросли – помогают. Приезжих много, летом и студенты не прочь подзаработать. Но очень трудно найти человека на длительный срок, на полный сезон. А есть такие, кто, получив свою тысячу, не прочь погулять, а потом и в запой. Пасти стадо идут ленивцы, а старательным и других дел хватает.

Была бы возможность, сама бы вышла пасти. Раньше мы с детьми всегда ходили. Обычно в первом круге пасут сразу две семьи. Потом уже выходят по одной семье по очереди. В больших селах лучше нанимать пастуха. А в маленьких деревнях, если не можешь выйти, можно меняться», – говорит Луиза Степанова.

У кого бы мы ни интересовались, нам всюду отвечали, что быков в стадах сейчас нет. А его «обязанности» выполняют осеменаторы.

«Электропастух – просто рай»

Жительница села Кзыл-Меша Сабинского муниципального района Наиля Нигматзянова поведала нам много интересного об электропастухе: «Один знакомый из Мамадышского района очень хвалил, поэтому и мы решили попробовать. Договорились и летом 2018 года установили электропастуха. Сначала люди сомневались, говорили, что наших коров он не остановит, сорвут и сбегут, и кто будет каждый раз переставлять колья? Некоторые говорили, что стадо будут пасти их дети. Собрали по тысяче рублей на корову. Сейчас они даже веревок боятся. Сначала, конечно, не все шло так гладко, действительно порой срывали и сбегали.

На собранные деньги приобретаются необходимые материалы. Создали группу в Ватсапе, о каждой копейке там отчитываюсь перед жителями села.

Очень удобная и хорошая штука этот электропастух. Заряда аккумулятора хватает на 15-20 дней. По периметру проходит электрический кабель, чуть выше – веревка. В этом году на мелочь собрали по 300 рублей. Вот уже третий год наш табун «пасется» за 1300 рублей. А когда пасли по очереди, столько же я отдавала пастуху за день, еще и сама с ним ходила. И сколько же это набирается за целое лето! Никому не надо отпрашиваться с работы, детей от школы отрывать. Не нужно ждать приезда кого-либо, меняясь очередью. Коров у нас начали покупать даже пожилые, которые раньше отказывались содержать в хозяйстве живность. Раньше многие привязывали на лугу, сейчас присоединились к нам. Весной устанавливаем, осенью убираем обратно. Затраты минимальные.

По очереди один раз за лето косим траву. Для этого объединяемся по 10 хозяйств. Если трава достает до проволоки, аккумулятор садится очень быстро – нехорошо. Посмотрев на нас, электропастуха купили и в других селах. Табун уходит в шесть часов утра, вечером просто открываем ворота. Очень удобно. Чтобы у скотины была возможность пить воду на пастьбе, растянули проволоку до водоема», – детально рассказала обо всем Наиля ханум, нахваливая полезное изобретение.

Испытав электропастуха на эффективность, жители села Кзыл-Меша приобрели еще одного электропастуха, и установили его на другом конце села. Когда корова касается проволоки, он чувствует ток и больше к нему не приближается.

«У нас сейчас таких «пастухов» два – с двух сторон села. Один аппарат обошелся примерно в 25-30 тысяч рублей. Один сломался, и мы взяли еще один. Сейчас мы меняем пастьбу раз в 15-20 дней, чтобы земля отдыхала, трава вырастала.

Раньше сами пасли стадо, и в дождь, и в зной. Ждали заранее, готовились, за десять дней начинали отпрашиваться с работы. А сейчас так хорошо, просто рай. Содержать в хозяйстве скотину стало и удобнее, и экономичнее», – говорит Наиля Нигматзянова.

«Раньше пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение»

Если настала очередь пасти табун, от этого дела никуда не денешься. Но нам с детства говорили, что «если будешь плохо учиться – станешь пастухом». Почему же татары так пренебрежительно относились к представителям этой профессии? Руководитель Центра развития традиционной культуры, кандидат филологических наук, фольклорист Фанзиля Завгарова рассказала об этом и не только.

«Такое отношение к пастушеству не только у татар. Если конкретизировать и сказать о тюркских народах, то в древности мы все были пастухами. Все кочевые народы занимались скотоводством. Это и есть суть кочевания. Одно из основных действий исторического быта. Если в пастьбе содержалось 300 тысяч голов, существовали определенные требования, правила, условия. Дело это требовало особого мастерства. Пастухи передавали свои секреты из поколения в поколение.

В оседлом образе жизни в наши дни пастушество не требует особых знаний, профессионализма, специальной подготовки. В лучшем случае в селе 50 коров, пастбище находится вблизи села, не нужно перегонять из одного места в другое. Утром выгоняешь, вечером пригоняешь обратно. Как видите, особого мастерства здесь не требуется. Такая вот работа.

Люди, которые ничем другим заниматься не умели, и оставшиеся без работы нанимались в пастухи. Работа оплачиваемая, оплата взимается с каждого хозяйства. Пастухов кормят и поят. Даже приглашали мыться в баню – это считалось савап. Сегодня он ночует у одного, завтра, по очереди, у следующего. Сезонная работа. Видимо, другой работы не было, поэтому нанимались в пастухи. Работа не тяжелая, особенных требований нет. В то же время, несмотря на зной или дождь и град, ветер или овод, твой табун должен прийти вечером сытым.

У татар много забот и кроме пастушества. А еще у татар всегда водились деньги. Когда тебе нечем отплатить, ты не можешь нанимать пастухов.

Так и осталось, что пастухами становились безработные, которые ничем другим заниматься не умели. Ходи себе знай от одного края села до другого. Но свой порядок, свои требования все же есть. Детворе не доверяли, хоть один человек должен был быть старшего возраста. Да, в наших краях на стадо дикие звери не набрасывались, у нас таких животных не водится. Табун не должен разойтись, слиться с другим табуном, и у скотины не должны быть вздуты животы. Нужно строго следить за этим и не пускать скотину в неположенное место. Для человека, выросшего в деревне, это настолько естественно, он знает это. Потому что он с детства ходил на пастьбу с родителями.

Хоть у татар это занятие и не считалось престижным, но за него положена награда, то бишь савап. Пастух достоин уважения. Он пасет твою скотину. Есть традиция кормить пастуха яйцами. Везде по-разному. В Кукморе, в некоторых селах Балтасинского района, в Малмыжском районе Кировской области соседки катят друг другу яйца: чтобы скотина катилась домой, будто яйцо, целым и сытым, и в доме был достаток. Универсальное языческое, мифологическое поверье, свойственное многим народам. Яйцо – это микрокосмом, то есть возникает из неоткуда, как сам мир.

Пастуший кнут есть у всех народов, занимавшихся скотоводством. Идет из древних времен. Корова знает, что щелчок кнута – это сигнал. Кнут охраняет границы пастбища. Раньше у пастухов был и горн. Коровы воспринимали как сигнал звук горна. Это очень интересный, удивительный мир», – рассказала Фанзиля Завгарова.

Табуны все так же уходят утром, и возвращаются вечером. Им неважно, кто их пасет – пастух живой или электрический. А люди приспосабливаются по-разному.

В последнюю эпоху Советского Союза – в 1985 году в стране насчитывалось 21 млн 600 тысяч голов дойных коров. Сейчас в России существует 8 миллионов коров. До Революции, в 1915 году количество коров превышало 17,3 миллиона. (Сравнивая цифры, нужно учесть, что в состав Российской Федерации не входят многие регионы СССР и Российской империи.)

За последние годы поголовье коров в личных подворьях Татарстана с каждым годом уменьшается.

2013 – 3 млн 880 тыс.

2014 – 3 млн 766 тыс.

2015 – 3 млн 622 тыс.

2016 – 3 млн 427 тыс.

2018 – 3 млн 361 тыс.

В 2019 году чуть увеличилось – 3 млн 419 тыс.

За тот же период в фермерских хозяйствах поголовье коров увеличилось от 1 млн 19 тыс. до 1 млн 304 тыс.

Пастушья собака, лама и ослик - фото

Согласно данным Национальной системы мониторинга здоровья животных США (USDA NAHMS) 45% овцеводческих ферм в Соединенных Штатах используют для защиты своих отар животных-пастухов. Но не думайте, что это всегда пастушьи собаки, хоть они и занимают лидирующую позицию (им отдают предпочтение 29,6% опрошенных). Согласно статистическим данным, 14, 2% овцеводов США используют пастушеских лам и 11,4 % - осликов. Скажете, такого не может быть? Давайте разбираться.

Собака пастух

Собака, без сомнения, являются самыми популярными животными среди пастухов и издревле используются в пастушеской работе. Собаки отлично зарекомендовали себя в качестве своеобразного эскорта как для стад крупного рогатого скота, так и на выпасе овец, коз и других животных.

В давние времена, на заре цивилизации, когда у человека появился первый скот, он начал приучать собаку пасти своих домашних животных. Собаки, будучи неизменными спутниками человека, помогали ему не только пасти стада, но также охранять их от хищников и других людей.

Пастушьи породы собак

Всех пастушеских собак поначалу называли овчарками, поскольку основной их функцией был именно выпас овечьих отар. Это были собаки среднего роста, хорошо развитые физически и способные выдерживать круглосуточные нагрузки. Густая шерсть защищала их от зноя и холода, а выносливость и преданность хозяину делала незаменимыми помощниками любого пастуха.

Поскольку пастушеские собаки – отличные охранники и сторожа, именно они стали предками целого ряда пород, используемых сегодня в качестве бойцовских или сторожевых. Всем нам отлично известная немецкая овчарка, прославившаяся своей превосходной работой в пограничных войсках, таможенной службе, полиции и других силовых структурах.

Пастушья собака породы пули

Традиционно, разведением пастушьих собак занимались в странах, пригодных для овцеводства: с равнинным ландшафтом и обилием сочной травы. Наибольшую мировую известность приобрели венгерские, английские, немецкие и швейцарские пастушьи собаки.

Старинные венгерские породы пастушеских собак: пули и командор. Их сложно спутать с кем-то другим из-за характерного шерстяного покрова, образующего длинные шнурки. В таким мехом собакам не страшна никакая стужа.

Наиболее известными являются английские пастушьи собаки. Самыми популярные из них шелти, колли (шотландская овчарка) и бобтейл.

Особо стоит упомянуть швейцарских пастушьих собак. Именно в этой стране можно найти овчарку, оставшуюся в чистом, неизменном с древних времен, виде. Только благодаря умелой селекции швейцарских собаководов удалось сохранить чистопородных пастушьих собак до современного периода.

В Швейцарии на сегодняшний момент имеется четыре вида швейцарских овчарок, сходными которых делает черный с желтым окрас с белыми и ржаво-бурыми отметинами. Самой крупной породой является швейцарская гладкошерстная пастушья собака, рост которой достигает до 70 сантиметров в холке.

Ламы

Звучит, согласитесь, странно. Тем не менее, практика выпаса стад овец одиночными ламами в Штатах довольно распространена. В Австралии и странах Европы лам и альпак традиционно используют для защиты отар при содержании их на огороженной территории.

Животное это может быть довольно агрессивным по отношению к бродячим собакам, волкам и койотам и стать для овцевода настоящей находкой. Для пастьбы овец лучше всего подходят некастрированные самцы. Самки или кастрированные самцы могут быть чрезмерно агрессивны к собакам или даже самим овцам. Лучше всего использовать одну ламу, поскольку, собираясь в группы, эти животные перестанут следить за овцами и становятся в пастьбе совершенно бесполезны.

Лама на пригорке

Чтобы лама стала хорошим пастухом достаточно некоторое время подержать ее в одном загоне с овцами, выращивать их вместе вовсе нет никакой необходимости. А вот общения лам с человеком по возможности лучше избегать или сократить до минимума – на пастушеские качества это влияет отрицательно.

Лама выгодна в качестве сторожа для отары, поскольку не требует специального корма – ее рацион схож с рационом овец. Кроме того, эти животные живут долго и редко погибают от несчастных случаев во время выпаса.

Ослики

Естественная неприязнь ослов к диким собакам и койотам делает этих животных отличными пастухами. В Европе часто можно встретить овец, пасущихся в большом загоне под присмотром «сторожевого осла».

Если ваш ослик не выращивался вместе с овцами на скотном дворе, необходимо поместить его в один загон с ними на пару недель. После этого он сможет обеспечить отаре необходимую защиту на выпасе.

Ослы полагаются на свой слух и зрение, при защите стада от хищников. Громкий рев осла может отпугнуть непрошенных гостей и предупредить пастуха о приближающейся опасности. А если ослик начнет легаться, ни одному мелкому хищнику или бездомной собаке не поздоровится.

Лучше всего подойдут для подобной работы самки с детенышами, однако ослица станет отличным сторожем для вашей отары и без детеныша. Самцы также неплохо справляются с функцией пастуха, а вот кастрированных ослов до этой роли лучше не допускать, поскольку они могут быть излишне агрессивными.

ослик на лугу

Также как и ламы, ослы живут долго и довольно выносливы. Однако их рацион несколько отличается от того, что едят овцы, поэтому лопоухих сторожей необходимо дополнительно подкармливать.

Кто пасет овец лучше?

Каждый вид пастушьих животных имеет собственные достоинства и недостатки. Так собаки лучше всего пасут отары на открытых местностях и при длительных перегонах. Ламы и ослики – отлично справляются с функцией пастуха в крупных загонах, но вот крупных хищников они боятся точно так же, как и овцы. Если же говорить о собаках, то они могут защитить отару от медведей и даже львов (в странах Европы), но, безусловно, также не являются панацеей.

О развитии отрасли овцеводства в России можно прочитать здесь

Читайте также: