Профессия репетитор плюсы и минусы

Опубликовано: 02.10.2024

Сложенные в стопку книги на столе репетитора по математике и физике

Занятия с репетитором дают хорошие результаты, так что неудивительно, что частное репетиторство на дому нынче довольно популярно. Согласно исследованиям, оно помогает поднять уровень знаний ребенка как минимум на полтора балла.

Родители буквально выстраиваются в очередь к хорошему специалисту, например, к репетитору по математике и физике, и готовы раскошелиться на кругленькую сумму. Причем речь здесь идет не только о зажиточных семьях, нередко встречаются семьи с довольно скромными доходами, которые при этом не жалеют средств на частных репетиторов и тратят довольно большие средства на интенсивные подготовительные курсы или же частные семинары для своих детей, и все для того, чтобы дотянуть их до необходимого уровня знаний.

Если вы всерьез задумались отдать свое чадо на занятия к репетитору, вам стоит рассмотреть все плюсы и минусы данной затеи.

Плюсы занятий с репетитором

  • Частный репетитор всегда ориентируется на то, с какой скоростью ребенок усваивает материал. Это, пожалуй, самое важное для тех, кто ищет учителя на дому. Любой родитель, наверняка, может вспомнить свои школьные годы и тот момент, когда он по какой-то причине пропустил объяснение базовых понятий алгебры или геометрии. В такие моменты хочется, чтобы кто-нибудь объяснил эти темы с самого начала, с самых азов. Репетиторы именно этим и занимаются: заполняют пробелы в образовании, чтобы можно было безо всяких проблем переходить к более сложному материалу.
  • Все внимание частного репетитора будет сконцентрировано только на вашем ребенке. Вашему ребенку более удобным кажется визуальный подход к учебе? Ему проще заниматься, опираясь на различные карты, картинки и другой визуальный материал? Ему комфортней сразу переходит к практике, а не сидеть часами и зубрить теоретическую часть? Стили обучения у детей, как у взрослых, сильно разнятся, а частный репетитор всегда сумеет грамотно организовать занятие, основываясь на характере ученика. Школьные учителя, вынужденные разъяснять материал на уроке целому классу, такой привилегией не обладают. Репетиторство на дому позволит вашему ребенку избежать таких изъянов образовательной системы, которые иногда могут стать серьезной проблемой.
  • Частные репетиторы успешно обучают и детей со специфическими проблемами. Дислексия, диспраксия, слабое зрение или потеря слуха могут затруднить общение ребенка со сверстниками и повлиять на его учебу. Квалифицированный репетитор с нужной специализацией и хорошим опытом, который по-настоящему предан своему делу, поможет ребенку двигаться вперед семимильными шагами.
  • Хороший частный репетитор не только обучит подопечного основным предметам, но и даст ему жизненно необходимые навыки обучения. К примеру, научит грамотно распределять свое время (так называемый, тайм-менеджмент), резюмировать полученную информацию, фокусироваться на заголовках во время беглого чтения, а также расскажет небольшие хитрости, которые пригодятся в школе. Например, умение замечать, на чем именно преподаватель акцентирует внимание на уроке – вполне вероятно, что в будущем это всплывет на контрольной.
  • В наше время частное репетиторство стало максимально гибким. Используя онлайн-сервисы частного репетиторства, ваш ребенок может обучаться с репетиторами различных предметов, например, с репетитором по математике и физике, в любое подходящее ему время, не жертвуя при этом своим хобби, занятиями спортом и т.д.
  • Репетиторство на дому – это удобно. Если вы сможете найти педагога, который будет согласен приезжать к вам на дом, а не потребует, чтобы ваш ребенок сам приезжал к нему на занятия, вы сэкономите себе и время, и нервы.
  • Частное репетиторство даст ребенку возможность заниматься по лучшим методикам. Если вы серьезно подошли к вопросу и наняли квалифицированного репетитора с отличным резюме и искренней любовью к своему делу, то не ждите, что он будет обучать ребенка только по школьным учебникам; скорее всего, в ход пойдут и свои собственные методические материалы, которые меньше фокусируются на структуре предмета и больше – на том, каким образом ученик получаем и усваиваем информацию.
  • Частный репетитор поможет ребенку самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. Учебный процесс – это не только отметки в журнале; это в первую очередь достижение целей, которые порой могут даже превосходить те, что заданы в официальном плане. Таким образом, одаренные и талантливые дети (в том числе и те, кто немного превосходит своих сверстников по уровню знаний) не теряют соревновательного духа, стимулируют сами себя на получение новых знаний, что является неотъемлемой частью учебного процесса.
  • Частный репетитор освобождает родителей от проверки домашнего задания ребенка. Если ребенок уже на пороге подросткового возраста, некоторые предметы могут оказаться довольно сложными и для самих родителей: к примеру, математика или физика. Большинство родителей чувствуют, что проводят недостаточно времени со своими отпрысками, и предпочитают не тратить и без того ограниченное время на домашние задания, которые могут быть достаточно тяжелыми и напряженными, а вместо это нанииают репетитора по математике и физике.

Минусы занятий с репетитором

Подводя итоги, стоит сказать, что частное репетиторство – это крайне эффективный способ обучения. Здесь немало сильных сторон, в числе которых улучшение школьных отметок, а иногда даже улучшение жизненных перспектив. Существуют, разумеется, и недостатки, вроде цен на данную услугу. Решать в любом случае вам. Надеемся, что данная статья поможет вам принять решение и понять, подходит ли данный вариант именно для вас.

Главная картинка статьи Работа репетитора, и в чем она заключается

В XIX веке репетиторские функции выполняли приходящие учителя, поскольку подавляющее большинство дворянских детей находилось на домашнем обучении – это было в порядке вещей на протяжении всего столетия. Хотя в общем-то первые закрытые учебные заведения для детей начали появляться ещё во времена царствования Екатерины II после школьной реформы 1786 года.

emil_brack_die_geografiestunde

Так или иначе суть работы репетиторов в Царской России заключалась не только в обучении, но и воспитании, наставничестве. Они давали основные знания по математике, естествознанию, иностранным языкам, учили правописанию. Иными словами, это были более широкие специалисты, от которых требовались немалые педагогические способности.

В современности же репетиторы могут работать как со взрослыми, так и с детьми. Хотя по статистике такие педагоги чаще всего ориентируются именно на школьников. От репетитора, как правило, требуется выполнение несколько задач:

  • подтягивание успеваемости ребенка по предмету;
  • закрепление старого, пройденного материала;
  • индивидуальные занятия для расширения знаний по предмету.

Родители чаще всего нанимают репетитора, чтобы помочь ребенку лучше сдать ЕГЭ и поступить в профильный вуз. В действительности же функции репетитора не так просты, как может показаться. И это требует внушительного набора навыков и качеств.

Ему необходимо хорошо ориентироваться в методическом материале, который дается в современных школах. Учитывая обилие учебников и образовательных программ, задача получается весьма нетривиальной;

Репетитор, разумеется, должен знать куда больше самого ученика и желательно гораздо больше учителя в средней школе;

Грамотная устная и письменная речь для репетитора – это обязательное условие;

На практике репетиторам часто приходится ездить к клиентам, так что очень важны собранность и пунктуальность;

Каждый репетитор должен хорошо разбираться в детской психологии и придерживаться индивидуального подхода. Именно этого часто так не хватает в школьных классах. Профильное педагогическое образование для такой работы весьма приветствуется.

Где найти репетитора

Найти хорошего репетитора довольно просто. К вашим услугам раздел на портале «Репетиторы» на портале Kedu.ru. Здесь вы можете найти репетиторов по любому предмету и направлению в вашем регионе.

Как распознать плохого репетитора

teacher

Цель любого репетитора – помочь ребенку подготовиться к экзамену. Это обычно то, чего ждут его родители. Но, как ни крути, репетитор ещё и помогает в воспитании. Наставничество из XIX века никуда не делось, хоть и отошло на второй план и стало более узкоспециальным. В действительности, сверхзадача репетитора – развитие одного или нескольких навыков у ребенка. И эта работа не равна работе школьного учителя. Отсюда и все различия между плохим специалистом и хорошим.

Плохой репетитор не пытается искать пробелы в знаниях у ребенка и работать с ними, а вместо этого открывает учебник со стандартной программой. Пытаться пробежать весь школьный курс – это бессмысленное занятие и деньги на ветер. Ученик скорее всего ничего не запомнит;

Плохой репетитор не умеет разнообразить программу и подстроить её под ученика. Надо четко понимать, что занятия с репетитором – это не ещё один школьный курс, у занятий должен быть какой-то практический результат;

Плохой репетитор вместо занятий предпочитает травить байки за жизнь. Общаться с учеником, конечно, важно, но не в ущерб предмету;

Стоит ли устраиваться репетитором?

Для начала следует предупредить, что в правовом отношении репетиторство – это индивидуальное предпринимательство, а значит подлежит регистрации в государственных органах.

По закону на него не распространяются права и обязанности педагогических работников, которые перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». С одной стороны – это плюс, а с другой минус.

repetitor

Главный минус – рынок репетиторства в России имеет «серый статус» . Лишь малая часть специалистов работает официально, прочие – оказывают услуги на дому нелегально. Также согласно статистике порядка 70% преподавателей и школьных учителей подрабатывают репетиторством.

В любом случае у профессии есть свои преимущества и ограничения. С одной стороны, он ни с кем не состоит в трудовых отношениях и работает исключительно на себя, с другой стороны – не имеет никаких правовых гарантий. Правовая неопределенность создает кучу различных подводных камней как для клиентов, так и для работников.

Ну и поскольку репетиторство – это бизнес, все-таки следует зарегистрировать свою деятельность в качестве ИП, а иначе можно поиметь серьезные проблемы с законом.

Практикующие репетиторы говорят о том, что плюсы и минусы работы во многом субъективны и сильно зависят от индивидуальных особенностей. Кто-то предпочитает работать с заказчиками, другие работают исключительно на дому.

В целом, можно перечислить и другие преимущества работы репетитора:

можно в любой момент отказаться работать с каким-либо учеником, поскольку репетитор не обязан его учить. Все решается исключительно по договоренности с родителями;

репетитор получает в среднем больше, чем школьный учитель. Средняя оплата труда репетитора в провинции – порядка 500 рублей за час занятий. В наименее конкурентных сферах (химия, физика, обществознание) гонорар немного повыше – в районе 700 рублей. Но при этом и заказов существенно меньше. Заработок за неделю можно высчитать самостоятельно;

свободный график работы и возможность варьировать нагрузку. Все зависит опять-таки от договоренности с клиентом. На практике же, как правило, работа репетитора больше вечерняя;

очень немаловажный плюс, о котором говорят все репетиторы: чувство востребованности и нужности. Это вкупе с оплатой труда серьезно поднимает самооценку;

высокая мобильность. При желании можно и вовсе не общаться с клиентом лично, проводя занятия по скайпу и видеосвязи.

Однако и минусы в работе репетитора тоже имеются:

как уже упоминалось – «серый» рынок труда. Отсюда и неопределенный статус репетитора. Вроде бы ты квалифицированный специалист, а вроде бы просто подрабатываешь;

многое зависит от прихотей клиента. Репетитор не всегда может гарантировать результат, а клиент (родители) именно его и требуют. В результате часто страдает репутация работника. Ну и в принципе конфликтные ситуации, недопонимание с клиентом совсем не редкость;

сезонность и нестабильность работы. Сколько заработал – столько и получил, так что заработок сильно скачет от месяца к месяцу. Летом у репетиторов, как правило, «мертвый» сезон, заказов мало – все школьники на каникулах. Впрочем, все зависит от индивидуальных договоренностей и обширности клиентской базы;

отсутствие карьерного роста. К сожалению, в профессии репетитора практически некуда расти. Да, можно менять формат, работать с разными клиентами, можно даже дорасти до открытия собственного образовательного центра. Но подобное удается совсем немногим;

не все могут стать репетиторами, даже при наличии профильного педагогического образования. Объективный факт в том, что одни предметы весьма востребованы – и такие педагоги никогда не будут сидеть без работы, у других востребованность в разы ниже. Всегда в топе репетиторы по иностранным языкам (главным образом, по английскому), математике и русскому языку. Гораздо реже востребованы педагоги по истории, обществознанию, биологии, географии.

Выбор профессии репетитора в любом случае ответственный шаг. Главное, что следует уяснить: полагаться в этой работе придется только на себя.

Работа репетитором: преимущества и недостатки

О необходимости занятий с репетитором ведутся постоянные дискуссии. Одни родители ругают школьных учителей, не сумевших дать знания детям, другие понимают, что в переполненном классе научить всех нереально. При этом и первые и вторые ищут репетиторов, чтобы подтянуть ребенка по одному или нескольким предметам перед итоговой аттестацией и поступлением в вузы. Согласно статистике, ежегодно количество обращений к репетитору возрастает на 10-15%. Современные коммуникационные технологии позволяют проводить занятия не только «в живую», но и дистанционно, с использованием Skype и веб-конференций. Таким образом, ученики даже самых отдаленных регионов при наличии интернета могут заниматься со столичными преподавателями. Впрочем, и в Москве растет популярность этой формы занятий, которая позволяет экономить время на разъездах по городу, часто стоящему в пробках.

Преимущества работы репетитором

Существует две основных категории репетиторов: одни занимаются исключительно частным преподаванием, другие совмещают работу в образовательном учреждении с индивидуальными уроками. Первые имеют свободный график и могут проводить занятия в любое время, вторые привязаны к основному месту работы и занимаются частной практикой во время, свободное от основной работы.

Репетитор может выбирать способ проведения занятий, отвечающий его предпочтениям: при непосредственном контакте с учеником или дистанционно. Соответственно, выделяют 3 типа индивидуальных занятий в зависимости от местоположения участников образовательного процесса:

- на дому ученика;

- в помещении, предложенном преподавателем (у него дома, или на нейтральной территории);

- дистанционно с помощью интернет-связи.

Некоторые репетиторы обучают нескольких учеников одновременно. Занятия с мини-группой могут оказаться весьма эффективны при изучении иностранных языков (общение с соучениками повышает мотивацию, дает дополнительные стимулы к устной активности). Что же касается занятий в мини-группах по другим предметам, то здесь очень много зависит от того, насколько ровен по начальной подготовке состав учеников в мини-группе. Этот момент часто вызывает опасения у многих родителей. Для преподавателя работа с группой более выгодна в плане материального вознаграждения, ведь за час можно получить в полтора-два раза больше, чем обычно, но упомянутая проблема различий в начальной подготовке учеников несколько ограничивает применимость этой формы занятий для таких предметов как математика, химия, физика.

Еще одним преимуществом работы репетитора является возможность получать достойную оплату за частные уроки. Не хотите работать за копейки? Найдите платежеспособных родителей и огласите ценник. Если есть возможность за один урок получать столько же, как за пять часов работы с обычным контингентом учеников, почему бы этим шансом не воспользоваться?

Издержки в работе частного преподавателя

Многие ошибочно полагают, что работа репетитора проста и всегда приносит стабильный доход. Что сложного в том, чтобы час-полтора позаниматься со своим учеником? Однако, на самом деле работа в сфере образования всегда была и остается напряженной и непредсказуемой, даже если речь идет о репетиторстве. Все люди разные, тем более дети, к каждому нужен индивидуальный подход. К тому же, репетитора нанимают, чтобы он научил и подготовил, а как за год научить выпускника, который с 5-го класса прогуливал половину уроков?

Минусы и издержки в работе репетитора:

  • Не всегда ученики обладают достаточной мотивацией.

Одного желания родителей очень мало, нужны усилия со стороны ребенка. Даже самого безнадежного школьника можно научить химии или физике, если он того хочет, но если ребенок не хочет… Отсутствие мотивации – это проблема, которую сложно решить. Репетитор может придумывать оригинальные формы работы, подбирать интересные задания, пытаться всеми способами заинтересовать ребенка, но ученик, которому «это не нужно» так никогда и не научится.

  • Высокая ответственность.

Ученики достаточно часто пропускают индивидуальные занятия: задержали в школе, плохое самочувствие, день рождения близких и десятки других причин. Но родители уверены в том, что репетитор «даст результат», не взирая ни на что. В случае провала ребенка на экзамене виноват будет только преподаватель.

  • Форс-мажорные обстоятельства.

Работа репетитора предполагает наличие расписания и четкий порядок уроков. В точно назначенный час учитель появляется на дому ученика для проведения занятия, а ему сообщают, что ребенок болен. Форс-мажор. Хотя можно было предупредить, а не констатировать факт, когда учитель приехал и готов выполнять свою работу.

  • Оплата работы.

Расценки на частные уроки не всегда высокие. Есть репетиторы, работающие по минимальным ставкам. Они набирают десятки учеников, но за свою работу получают мало.

  • Затраты на проведение занятий.

Таковые издержки в работе репетитора обязательно присутствуют. Это не только затраты на распечатку дидактических материалов, но и другие, более существенные:

- оборудование рабочей зоны для занятий (дома у репетитора или на нейтральной территории);

- оплата проезда к ученику (занятия на выезде);

- оплата услуг посредников, подбирающих учеников;

- оплата высокоскоростного интернета (для дистанционной работы).

Где искать учеников?

У некоторых репетиторов расписание составлено на два года вперед, а желающих больше, чем они могут принять. У начинающих преподавателей возникают проблемы с учениками, точнее с отсутствием таковых. Если учесть, что жизненные ситуации иногда заставляют учителей менять место работы, переезжать в другой город, теряя свой контингент учеников, то вопросы набора детей могут волновать и репетиторов с большим опытом.

Как же находить новых учеников на частные занятия? Для этого можно использовать такие варианты:

- объявления на бесплатных форумах и площадках;

- собственный сайт (блог) в интернете;

Родители часто ищут репетитора рядом с домом, поэтому можно в своем и соседнем дворе рассказать друзьям-соседям о наборе учеников. Если есть знакомый учитель, работающий в близлежащей школе, – это тоже неплохой вариант. Начав работу с одним-двумя учениками, можно расширить список благодаря рекомендациям их родителей.

От печатных объявлений, расклеенных на подъездах, толку мало. Гораздо больший эффект достигается в виртуальном мире. Интернет – отличное место для того, чтобы подыскать желающих заниматься с преподавателем, например, можно вести собственный блог или писать сообщения на городских образовательных форумах. Но лучшим вариантом являются сайты, предназначенные для поиска работы репетитором.

Специализированные сайты для поиска репетиторов

Этот способ набора учеников стоит того, чтобы описать его отдельно. Его эффективность достаточно высока уже потому, что создатели ресурса поставили конкретную цель – обеспечение связи между теми, кто ищет работу репетитором, и теми, кто нуждается в услугах частного преподавателя.

Родители, подыскивающие учителя для своего отстающего ребенка или выпускника, сотрудники фирм, которые хотят выучить язык перед заграничной командировкой или постоянной работой, абитуриенты, закончившие школу много лет назад, но желающие поступить в ВУЗ. Всем им нужно найти хорошего репетитора, причем в кратчайшие сроки. Где искать преподавателя? В современном мире ответы на все вопросы сосредоточены в интернете. Поэтому информационный сайт с базой данных репетиторов – это первый пункт поиска. Соответственно, преподавателям, которых интересует работа репетитором, нужно заполнять анкеты на таких сайтах и рекламировать свои услуги в целевой аудитории.

Преимущества специализированных сайтов репетиторов:

- удобная структура портала с наличием конкретных тематических разделов;

- минимальные затраты времени на регистрацию;

- высокая посещаемость ресурсов именно заинтересованными посетителями, а не «случайными проходими»;

- всю посредническую работу выполняют менеджеры ресурса.

Разумеется, придется заплатить комиссию за услуги по нахождению учеников, но для репетитора, экономящего значительную часть времени на поиске, эта сумма будет очень вполне оправданным расходом.

Репетиторство – интересная, но достаточно сложная работа. В ней требуется творческий подход и вдохновение, ответственность и организованность, компетентность и профессионализм. Это долговременная работа на результат, благодаря которой репетитор делится знаниями с учениками и реализует собственный потенциал.

В моей семье уже выросло три поколения учителей. Бабушка, мама и я. Мама много лет работает в школе, я же практикую занятия с детьми на дому. Во время наших разговоров часто возникает вопрос трудоустройства в школу. Пока для себя я не вижу в этом смысла. Я не рассматриваю работу репетитором как основную свою деятельность и очевидно, что в дальнейшем я займусь делом, возможно связанным с обучением, но другого рода. Я постаралась передать два взгляда: свой (репетиторской) и учительницы, работающей в школе. Мнения эти очень субъективны и не претендуют на единственно верные. Это ни в коем случае не о том, что частные уроки лучше школы, а о плюсах и минусах, которые я вижу, вариантах решения и моём личном отношении.

Взгляд школьного учителя на репетиторство:

1. Нет официального трудоустройства.

Нет трудовой, официального педагогического стажа, стабильной зп, да и справку с места работы ниоткуда не получить. Но это минус только в том случае, если работа репетитора рассматривается как основная и на постоянной основе.

Решение : Оформить ИП, официально платить налоги. Конечно, это довольно муторно, но если есть необходимость в официальном трудоустройстве, то можно решить этот вопрос.

Мое отношение : конечно, в глазах окружающих, работа учителем более солидная, чем репетитором. В чем-то это так и есть, но я сейчас не вижу для себя смысла превращать эту работу в официальную, так как не собираюсь всю свою жизнь связывать с одним лишь репетиторством.

2. Нерегулярность занятий.

«Дети средней и старшей школы не постоянны в своих желаниях, им не всегда хватает силы воли, чтобы заниматься регулярно. Поэтому многие начинают заниматься с репетитором, но потом придумывают предлоги, чтобы пропустить "только сегодня", в итоге вообще забивают. В школу дети вынуждены ходить и (если исключить прогулы и болезни) должны постоянно посещать уроки, хотят они этого или нет».

Решение: если вы репетитор для старших классов или взрослых, то не нужно брать всех подряд. Пусть будет меньше учеников, но зато с собственной сильной мотивацией.

Мое отношение : к счастью, я с такими проблемами не сталкивалась. Если занятия прекращались, то только тогда, когда это была моя инициатива, либо было достигнута цель. Скорее всего, это связано еще и с тем, что большинство моих учеников из начальной школы. Им сложно отменить или прогулять занятие без ведома родителей.

3. Репетитор - супергерой.

«Почти в каждом классе есть ребенок, который не хочет учиться. Тогда надежда школьного учителя на родителей, которые смогут повлиять на ребенка. Чаще всего в таких случаях и нанимают репетитора. И на этого бедного репетитора повесят такую ответственность - сделать чудо! Заставить работать того, с кем не справляются ни в школе, ни дома. И у репетитора уже не будет надежды на кого-то ещё. Либо он, либо никто.

Решение: если сразу понятно, что перед вами такой ребенок, то лучше начать 1-ый урок с предупреждения родителей и детей, что вы как учитель, сделаете все, что в ваших силах, но от вас зависит не так много. Если у ребенка нет желания заниматься, а родителям все равно, то они могут нанять лучшего учителя в мире, но результаты будут минимальны.

Мое отношение: Я всегда предупреждаю, что я всего лишь помощник, а не супергерой. Хотите результатов - прикладывайте усилия со всех сторон, иначе это все бессмысленно. Пока никаких жалоб от родителей не было.

4. Отсутствие творчества

«Репетитор не поставит театральную сценку, максимум диалог или монолог. Репетитор может повысить успеваемость по предмету, а творческая деятельность ребёнка уходит на второй план.

Решение: от репетитора обычно как раз и требуется только повышение успеваемости по определенному предмету. Но если вы сами творческий человек, то явно одного репетиторства вам будет не хватать. И здесь действительно нельзя реализовать все идеи и творческие задания. Но если связываться со школой все-таки не хочется, то можно попробовать практиковать групповые занятия с небольшим количеством человек (конечно, для этого нужны особые условия).
Мое отношение: мои предметы (начальная школа, русский язык, литература) не исключают, а даже способствуют творчеству, было бы желание. Конечно, я не могу реализовывать ВСЕ свои идеи, но я понимаю, что прихожу к детям немного с другими целями, поэтому не сильно расстраиваюсь по этому поводу.

5. Нет общения со сверстниками

«В индивидуальных занятиях ученик лишён коллектива: пассивного и активного общения со сверстниками, мотивации в виде конкуренции, опоры на чужое мнение сверстников, к которому любят прислушиваться сами дети».

Мое отношение: лично я не вижу здесь серьезной проблемы, так как занятия с репетитором не заменяют ребенку школу, в которой как раз и можно получить все вышеперечисленное.

6. Много времени в пустоту.

«Школьный учитель работает всегда в одном месте, обычно выбранным близко к дому. Репетитор чаще ездит к ученикам, необязательно находящимся рядом».

Решение: выбирать учеников, которые живут поблизости. Либо организовывать занятия дома, чтобы не тратить время на дорогу.

Мое отношение: в 1-ый год я очень много времени тратила на дорогу и в результате на 1 занятие у меня могло уходить по 3 часа. С нового учебного года я брала только тех, кто живет недалеко от моего дома, чтобы на дорогу уходило максимум 30 минут (и то это если я захочу пройтись пешком). Со следующего года я планирую поменять место жительства, тогда смогу приглашать на уроки к себе, не тратя время на дорогу вообще.

Взгляд репетитора (мой собственный)

1. Гибкий график.

Обычно я поздно ложусь и поздно встаю, так что приходить каждый день к 8-9 часам для меня трудно. При такой работе я могу назначать уроки на то время, которое мне удобно. Если появляются важные дела, то я могу отменить или перенести занятие на другой день.

2. Свободное время.

Моя мама работает в школе психологом, она не имеет собственного класса, не ведет предметы, но даже она частенько сидит по ночам, занимаясь рабочими делами. Конечно, я тоже готовлюсь к своим занятиям, но трачу на это куда меньше времени, чем учитель, который должен помимо подготовки уроков, заполнить документы, проверить тетради, решить дела классного руководства и т.д.

3. Почасовая оплата.

Здесь для меня один из самых важных плюсов. Как я уже писала, моя мама, подруги, знакомые работают в школе. Да, они не директора и работают не в столичных городах, но у них есть трудовой стаж (у некоторых он более 15-20 лет), официальная трудоустроенность, на них огромная ответственность, но получают они меньше, чем я. В такие моменты мне очень неловко, так как я понимаю, что их затраты в работе намного выше. Но мне платят за 1 час (причем ту цену, которую назначаю я сама), а если разделить месячную зарплату учителя на количество часов, то выйдут копейки.

4. Нет «трудных» детей.

Учителю очень сложно отказаться от тех детей, которые мешают всем остальным и срывают уроки. Чаще всего таких детей ставят на учет, берут под контроль, но выгнать из школы их не имеют права. Поэтому почти в каждом классе есть «трудный» ребенок. Я же сама выбираю с кем буду заниматься. Мне не приходится подстраивать свой урок под разные уровни знаний и интересы. Для меня важны заинтересованность, готовность учиться, психическое состояние, воспитанность и адекватность учащихся. Если я сразу вижу, что с этим есть проблемы, то просто отказываюсь от занятия.

5. Нет тонны бумажек.

Многие учителя жалуются на то, что вместо работы с детьми им приходится заполнять бесконечные документы. У меня этой проблемы нет. Совсем.

6. Нет жесткого контроля.

Кому-то повезло с руководством больше, кому-то меньше. Знаю примеры директоров, которые всегда встают на сторону учителя, но знаю и других, которые готовы согласится с родителями во всем, лишь бы те никуда не жаловались. Лично я очень рада, что мне никто не говорит, как я должна общаться с детьми, о чем я с ними должна говорить, как мне строить свои занятия, какими учебниками пользоваться. Для своих детей я - больше друг и помощник, нежели жесткий руководитель, который требует бесспорного подчинения. Мне не нужно выдать материал за определенное количество часов, я трачу на это столько времени, сколько необходимо. Пользуюсь самыми разными ресурсами, которые интересны, удобны и понятны. Если я вижу, что учебник написан бездарно, то спокойно заменю его другим.

7. Общение с детьми.

У большинства моих учеников проблемы в школах, так как они либо гиперактивные, либо неряшливые, либо невнимательные. Я понимаю, что на уроке сидит 25 детей, и если какой-то Миша будет смеяться на уроке, то учитель выбьется из плана, а к Мише не будет относиться снисходительно. Тоже самое касается, если работы в тетради выполнены небрежно, если задания выполняются с ошибками (разбираться с причинами ошибок у учителя нет времени), если ученик постоянно опаздывает, болтает на уроке, ведет себя чересчур демонстративно. Я имею больше возможности узнать причины такого поведения, пообщаться с ребенком, узнать интересы и мысли. Для меня не столько важно, чтобы все было записано в нужных клетках, сколько чтобы был понят материал. Часто мне маленькие дети начинают рассказывать о своих проблемах (кто-то влюбился, кто-то что-то натворил, кто-то поссорился с другом), в такие моменты я понимаю, что высказаться и услышать мое мнение, для них сейчас важнее, чем сидеть и решать какую-нибудь задачу. Я могу пожертвовать временем, не опасаясь, что потом не смогу догнать рабочий план. Как мне сказал один мой ученик после моего замечания, что мы потратили уже полчаса на беседу о его неразделенной любви: «Зато мы лучше узнаем друг друга».


Bombarda maxima (взрывающее заклинание во вселенной Гарри Поттера и крайнее возмущение в переносном смысле — Прим. авт.) — так можно описать реакцию на мой предыдущий материал «Профессия — репетитор». Реагировали в основном учителя (смотрим Facebook и «ВКонтакте»), хотя статья была ни разу не про учительский труд.

Реагировали в основном на одно слово из статьи, причём не ключевое и не смыслообразующее — «презрение». Поначалу я думала отвечать на комментарии, но тезисы критикующих были однообразны, посему отвечу разом на все — записью в блоге. В том посте было намечено продолжение «в-четвёртых, в-пятых, в-шестых», потому воспринимайте написанное далее как обещанное продолжение, как следующую часть огромного текста все с той же долей субъективного и биографического, правда, с дополнениями более формального характера.

Хотели сравнения репетитора и учителя? Будет.

1. «Репетитор должен быть школьным учителем»

Репетитор — не учитель, зарабатывающий из подполья. И работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. Поэтому советы о том, что нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой мне не очень понятны.

Важно осознавать, что между репетитором и учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер — это правовое основание работы. Открываем 273-ФЗ. Тот самый, который об образовании. Открываем и смотрим статью 2: педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на статьях 47 и 48: там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет.


Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам. Правовое основание работы репетитора, его библия — Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг». К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 — публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК — частные. Их нельзя ставить в один ряд. Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

Один из комментаторов написал в мой адрес что-то вроде: «Не хотела бы я отдать своего ребёнка такому репетитору». Понимаете, это и хорошо.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком

И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать — не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг — ГК РФ ст. 782. У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я — мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

У учителя таких требований быть не может: класс для него формирует школа. Он ни с кем не сможет расстаться, не потеряв львиную долю своих нервов.

На «Меле» была статья «Почему учитель — бесправное существо?». Хорошая статья, правдивая, ведь у учителя действительно нет права на выбор учеников. Если вы трудоустроены в школу, а после основной работы имеете частную практику, то у вас две профессии — вы школьный учитель и репетитор (коуч, тренер, ментор, наставник, сэнсей, воспитатель, мэтр, гувернёр). Похожие профессии, но две.

2. «Репетитор даёт то же, что и в школе»

Сразу скажу: я не занимаюсь натаскиванием на школьную программу и повышением успеваемости. Точнее сказать, я делаю это косвенно, так как ребята начинают демонстрировать полученные знания и в школе, но за прямые заказы не берусь — только ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ. Оценка качества моей работы — прерогатива ученика, его родителей, системы автоматизированной проверки тестов, экспертной комиссии.

Начать заниматься натаскиваем на школьную программу всё равно что потерять свободу воли в образовательном процессе, поскольку диктовать темп, тематику, способы оценивания и, главное, методы — будет посторонний человек

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью, в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах — и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.


Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Нет такой кастомизации в школе и не может быть. Репетитор и учитель не то что в разных весовых категориях, они в разных видах спорта.

3. «Репетитор должен быть бессребреником»

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера:

«Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

(Дмитрий Медведев, премьер-министр)

Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания для учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы: все по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство — абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые — три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

На все это нужно заработать, чтобы пригласить клиента в достойное место. Желательно иметь страничку в соцсетях или сайт: с оформлением, прилично отвёрстанным текстом, отзывами. Все это тоже требует вложений.

Репетитор — это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю — делать честно и качественно

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели — имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка — будут стремиться к нулю. Про «быстро» — вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, — особая задача.


Также в стоимость услуг заложен масштаб работы — индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может — исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, приобретается услуга добровольно. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки оттого, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

В комментариях под предыдущей частью статьи было много замечаний а-ля «какая неэтичная статья, как можно презирать коллег». Обосную, почему можно презирать коллег — не всех, подчеркну, а большинство.

Я уже говорила, что первичной для репетитора является бизнес-этика. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество». И да, конечно, я понимаю, что заставить весь класс быть отличниками, даже хорошистами — задача колоссальная, но формировать у учащихся необъективные представления о знаниях — вот где неэтично.

Неэтично допустить попадания в молодёжные парламенты детей, которые не знают — в 11 классе не знают, — что такое парламент. Да, молодёжные парламенты формируются отдельно от школ, но как вообще может человек дойти до 11 класса и не знать, на чём стоит его государство. И это реальный случай!

А потом открытые уроки про патриотизм и гражданственность. Какой патриотизм? Какая гражданственность? Дети знают три замыленных слова про ветви власти, но эти слова без дальнейшего объяснения — бесполезная информация.

Неэтично заставлять учащихся конспектировать Конституцию и иные нормы закона. С такой же эффективностью можно заставить весь класс переписывать Священное Писание и ждать, когда Святой дух пошлёт всем озарение. У нас право профессиональное, оно требует объяснений — его и взрослому человеку без юридического бэкграунда не всегда просто воспринимать. А это дети! Пусть и выглядят они очень зрелыми, но это всё ещё дети. Они и 30% от написанного не поймут. Право надо толковать, пояснять, разжёвывать, подавать в максимально доступной форме, с живыми примерами. Школа, как по мне, должна научить принципам и основным методам познания мира. Конспектировать? На уроках? Вы серьёзно?

Неэтично ставить хорошие оценки по истории тем, кто не знает ничего дальше Крещения Руси. Я еще ни разу не начинала работать с учеником, который хотя бы на тройку знает историю. Ребята более-менее помнят XX век, который проходят в 11 классе. И всё.

Мне хочется процитировать Михаила Шварца — известного в определённых кругах российского правоведа. Я не ручаюсь за детальное попадание слово в слово, но вот само высказывание, произнесённое в рамках лекции о том, почему в России такая разношёрстная судебная практика: «Знаете, почему суды плохие? Так это не в судьях дело. Дело в том, что поставили тройку там, где надо было ставить двойку».


Неэтично, неэтично, неэтично! Каждый день есть что-то, что заставляет меня задать клиенту вопрос: «А чем вы вообще в школе занимаетесь?». Почему вместо шлифовки знаний тех, что хочет на бюджет в МГИМО, репетиторы занимаются изучением дисциплины с нуля или уровня, как говорят в английском, elementary?

Я верю, что есть хорошие учителя: учителя, которые не боятся ворчания родителей и могут влепить двойку, если там действительно двойка; учителя, которые внушают авторитет, а не страх; учителя, которые могут показать класс не только на выступлении в рамках конкурса «Учитель года», а каждый день, на каждом уроке. У меня были такие преподаватели в университете, я знаю таких учителей лично.

Наверное, есть ещё много вопросов, которые стоит осветить. Наверное, не на всю критику был дан ответ.

У автора самомнение? Да, ещё какое.

Автор молод? Да, 22 года.

Автору не хватает такта? Возможно, но я не могу не обращать внимания на то, с чем сталкиваюсь каждый день в работе. Потому что ситуация вопиющая.

Автор глуп? Нет, автор не глуп. Хотя бы потому, что правильно пишет слова и ставит знаки препинания в комментариях и статьях, в отличие от некоторых вышеупомянутых интернет-ораторов.

Читайте также: