Прядильщица это что за профессия

Опубликовано: 15.05.2024


Сегодня представители этой профессии работают на высокопроизводительных прядильных машинах, которые, впрочем, выполняют тот же процесс, что и сотни лет назад, только со значительно большими скоростями. Осталось неизменным и любовное отношение мастериц к процессу создания пряжи. Сегодня наш рассказ об одной из них.

Когда мы увидели нашу героиню на рабочем месте, почему-то сразу захотелось обращаться к ней не официально – Наталья Игоревна, а называть её просто Наташа: настолько она оказалась молодой, милой и обаятельной. И я ещё раз с недоверием посмотрела анкетные данные. Нет, всё верно: Наталья Игоревна Елизарова. Стаж работы прядильщицей в открытом акционерном обществе «Павлово-Посадский камвольщик» – 21 год. И всё-таки спрашиваем:

– Неужели уже так давно трудитесь на предприятии?

– Да, пришла, можно сказать, сразу со школьной скамьи. Молоденькие совсем были, поэтому спонтанно всё получилось: учились с девчонками в ПТУ и решили пойти на Камвольный комбинат. Так и работаем.

– И не испугала тяжёлая работа, шумные цеха?

Разговор об этом я завела не случайно. Для тех, кто не бывал в цехах наших текстильных предприятий (раньше таких людей в Павловском Посаде найти было трудно, но сейчас экскурсии на фабрики – редкость), скажу, что работа в них связана с повышенной температурой и влажностью воздуха, кроме того, там очень шумно от работающих станков, и в этих условиях прядильщица проверяет качество поступающей ровницы, ликвидирует обрывы нитей, следит за правильной намоткой пряжи на катушки и за её качеством, за состоянием различных механизмов прядильной машины – одним словом, только поспевай!

– Наташа, а как вы осваивали профессию?

– В училище и на месте уже. Спасибо большое тёте Наде Гореловой, она научила меня всему: техническим приёмам, а главное – отношению к делу. Она внушала, что работу надо выполнять ответственно и добросовестно.

Это «домашнее» обращение – тётя Надя – прозвучало очень тепло, видимо, именно так начинающую прядильщицу приняли в коллективе, который за два десятилетия стал для неё второй семьёй.

– Вы знаете, у нас люди замечательные, – рассказывает Наташа, – и раньше мы нередко вместе проводили время вне работы. Сейчас не так часто удаётся съездить куда-нибудь коллективом или просто собраться попить чайку. А жаль!

Сегодня Наталья Игоревна Елизарова – высококвалифицированный прядильщик. Она в совершенстве владеет своей профессией. На профессиональном языке это звучит так: «Работая с уплотнением 150% к отраслевой норме обслуживания на новых высокопроизводительных прядильных машинах «Zinser», выпускает высокономерную (более тонкую, а значит, более сложную а производстве – прим. авт.) полушерстяную пряжу отличного качества, нормы выработки выполняет на 110 – 115%». Попробую объяснить. Отраслевая норма – это сколько веретён может обслуживать прядильщица, стандартная цифра – 600, на «Камвольщике» – минимально 816 веретён, максимально – 1100, т.е. с превышением нормы в полтора раза. Именно с такой нагрузкой и трудится Наталья Игоревна. Хотя, когда наблюдаешь за её работой, кажется, что ей совсем не сложно управляться с этими огромными машинами, проходы между которыми по длине и ширине больше похожи на небольшие улицы. Она легко движется по маршруту, быстро, лёгкими движениями выполняя рабочие операции, всё видит и всё замечает.

– Я начинала на совсем старых станках, где было 400 веретён, а с 2005 года работаю на новых, и, конечно, это другие возможности, – рассказывает Наталья Елизарова.

– А ученики у вас есть?

– Да, есть. Правда, хотелось бы, чтобы больше молодёжи приходило в нашу профессию. Но вот недавно
обучила двух новых работниц.

На предприятии ценят таких работников, как Наталья. Не раз её труд отмечался благодарностями и денежными премиями акционерного общества. В 2013 году Наталья Елизарова была удостоена звания «Заслуженный работник предприятия». И вот новая награда: на Празднике труда, который в нашем районе пройдёт 25 апреля в ДК «Павлово-Покровский», Наталье Игоревне будут вручать Почётный знак Московской областной думы «За труды»! И мы искренне её с этим поздравляем!

В качестве послесловия

В заключение нашего интервью я спросила Наталью, как ей удаётся сохранять по-настоящему живой интерес к такому, прямо скажем, нелёгкому труду. Она ответила просто:

– Знаете, когда я находилась в декретном отпуске, мне снилась работа – так хотелось поскорее вернуться в цех. Наверное, я просто люблю то, что делаю, и менять ничего не собираюсь.

Наталья ВЕРГИЗОВА, экономист ОАО «Павлово-Посадский камвольщик»:

– Наталья Игоревна отлично работает, обслуживает 1100 веретён при типовом уплотнении 600 веретён. Это очень высокий показатель. Она в совершенстве владеет рабочими приёмами, вся пряжа у неё выходит 1-ого сорта. Спокойная, доброжелательная, она всегда готова помочь любому. Очень хороший человек.

Татьяна ПОЛОХОВА, начальник прядильного производства ОАО «Павлово-Посадский камвольщик»:

– Наталья Елизарова – одна из лучших прядильщиц на нашем предприятии. Она работает на современных машинах, которые требуют большого мастерства. И человек она добрый, отзывчивый, всегда идёт навстречу. Побольше бы таких прядильщиц – мы бы проблем не знали.

Тарифно-квалификационные характеристики профессии «Прядильщик» требуются для определения видов работ, тарифной ставки и присвоения разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основе указанных характеристик выполняемых работ и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция прядильщик, а также кадровые документы, в том числе для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу.

При составлении рабочих (должностных) инструкций необходимо учитывать общие положения и рекомендации по выпуску ЕТКС 44, если информации недостаточно, обратитесь к поиску профессии через каталог профессий и специальностей по алфавиту.

§ 188. Прядильщик 3-го разряда

Характеристика работ. Подготовка тары, патронов, шпуль, кассет к очередному съему. Участие в снятии съемов на прядильных машинах всех систем под руководством прядильщика более высокой квалификации. Отбор дефектных (по намотке) паковок и сдача их в установленном порядке. Укладывание снятых початков, бобин в тару или на транспортное устройство. Вкладывание учетного талона. Уход за прядильной машиной.

Должен знать: устройство обслуживаемых машин и правила ухода за ними; виды и линейную плотность вырабатываемой пряжи; требования, предъявляемые к качеству намотки пряжи на початки и катушки.

§ 189. Прядильщик 4-го разряда

Характеристика работ. Выработка пенько-джутовой пряжи на гребнепрядильных машинах. Съем пряжи на прядильных машинах всех систем под руководством прядильщика более высокой квалификации. Снятие наработанных початков, катушек, бобин с заменой их пустыми патронами (шпулями) или катушками и заправка веретен, прядильных камер. Ликвидация обрывов, возникших при пуске обслуживаемой машины. Обеспечение нормального хода технологического процесса, необходимого качества пряжи при рациональном использовании сырья. Подготовка и смена бобин с ровницей, тазов с лентой. Заправка ленты. Снятие наработанной пряжи на бобинах. Ликвидация обрывов пряжи, ленты. Регулирование разгона бобин. Обеспечение равномерного схода ленты и замена тазов. Выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности и пороков пряжи, ленты. Контроль качества поступающей ровницы, ленты. Отматывание недоброкачественных участков ровницы и ленты. Контроль качества вырабатываемой пряжи. Транспортирование тазов с лентой в установленное место. Наблюдение за работой веретен и привода к ним. Подготовка тары к снятию съема и очистка освободившихся катушек. Уход за обслуживаемым оборудованием. Разбор отходов по видам и их сдача

Должен знать: устройство и правила эксплуатации обслуживаемых машин и взаимодействие их основных узлов и механизмов; правила и графики ухода за обслуживаемым оборудованием; требования, предъявляемые к качеству пряжи, ленты, ровницы; виды и линейную плотность пряжи, ровницы; продолжительность времени наработки съема; порядок снятия съема; правила заправки обслуживаемой машины; виды и нормы отходов.

§ 190. Прядильщик 5-го разряда

Характеристика работ. Выработка и съем наработанной пряжи на прядильных машинах всех систем, прядильно-крутильных и ровничных машинах. Заправка прядильных камер на пневмомеханических прядильных машинах. Наблюдение за ходом технологического процесса прядения, за состоянием и работой всех основных механизмов и рабочих органов обслуживаемых машин, за правильной намоткой пряжи. Выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности и дефектов пряжи - проверка качества поступающей ровницы, отматывание пропусков в ровнице, утолщенных и утоненных мест в пряже. Ликвидация обрывов ленты, ровницы и пряжи. Снятие бобин, початков с наработанной пряжей, смена катушек, бобин с ровницей, тазов с лентой. Замена изношенных мелких деталей (бегунков, валиков, колпаков). Смена нажимных валиков. Заполнение первичной документации по учету съемов. Выполнение рабочих приемов, обеспечивающих нормальный ход технологического процесса выработки пряжи. Соблюдение установленного маршрута обслуживания машин. Обеспечение равномерного схода ровницы в ровничной рамке (шпулярнике) прядильной машины. Соблюдение температурного режима и уровня воды, контакта или эмульсии в емкости. Подготовка обслуживаемой машины к съему и пуск ее после съема, участие в снятии съемов и заправка машины. Контроль за снятием съема и правильной насадкой патронов, катушек или шпуль. Заполнение на снятый съем учетного талона. Разгон съемов на обслуживаемом участке. Выявление дефектных (по намотке) початков и нестандартной пряжи, заполнение на них учетного талона. Участие в приеме обслуживаемых машин после ремонта. Регулирование разгона съемов, сбор отходов по видам и их сдача. Уход за обслуживаемым оборудованием, чистка зон наматывания, оттяжки, прядения, питания.

Должен знать: устройство обслуживаемого оборудования, правила эксплуатации и ухода за ним; виды и линейную плотность ленты, ровницы, пряжи; нормы расхода сырья, вспомогательных материалов, способы их рационального использования; требования, предъявляемые к качеству пряжи, ленты, ровницы, катушек, патронов (шпуль), бегунков; причины обрывности пряжи и способы ее предупреждения и устранения; температурный режим в емкости; способы разгона ставок и съемов; продолжительность времени наработки съемов; порядок заполнения учетных талонов на снятую пряжу; порядок снятия съемов, заправки и перезаправки машин; правила и графики ухода за обслуживаемым оборудованием.



Сергей Грибков. Водовоз. 1873
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

Денщик



Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850–1851

Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны. Их обязанности исполняли водители.

На полотне Павла Федотова изображен обыденный вечер офицера. Предположительно, на картине художник написал самого себя. Прототипом слуги, раскуривающего трубку, стал реальный денщик Коршунов, друг и помощник автора.

Бурлак



Василий Верещагин. Бурлак с шапкою в руке. 1866

Бурлаками называли наемных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым русским художником, изобразившим этот тяжелый труд, был Василий Верещагин. Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Офеня



Николай Кошелев. Офеня-коробейник. 1865

Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».

Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.

Краткое описание

Этот труд непростой, он по плечу настоящим мужчинам! Вальщик леса – лидер, который координирует деятельность всей бригады, задает темп. Большую часть рабочего времени он проводит на свежем воздухе, оперативно решая следующие непростые задачи:

  • выполняет профессиональную валку деревьев;
  • занимается заготовкой хвороста и иными схожими работами, используя пилы бензомоторного типа;
  • осуществляет руководство и оказывает помощь лесорубам;
  • выполняет ремонт пил, иного инструмента;
  • производит одиночную валку деревьев — от подготовки площадки до трелевки.


Чаще всего вальщик работает вместе с лесорубами, последние являются его помощниками. Вальщик леса обязан бережно относится к ценным породам древесины, аккуратно использовать инструмент и иную технику, следить за соблюдением правил трудовой гигиены и безопасности. Он должен знать правила эксплуатации бензомоторных пил, ТУ по древесине, а также:

  • правила выбраковки, хранения, перевозки, утилизации лесоматериалов;
  • правила пожаротушения;
  • основы первой медпомощи.

Для работы в этой сфере действует ряд медицинских противопоказаний:

  • заболевания органов слуха и обоняния;
  • некоторые неврологические заболевания;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом и суставами.

К работе допускаются здоровые, сильные, обучаемые мужчины, имеющие хорошее зрение и слух, практическое мышление.

Трубочист



Фирс Журавлев. Трубочист. 1870-е

Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.

Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.




Положительные и отрицательные стороны профессии

На любой работе сотрудников ждет набор плюсов и минусов профессии, с которыми приходится сталкиваться на протяжении своей деятельности.

А мы начнем с плюсов профессии красильщик

К ним относятся:

  • Востребованность. В данный момент в России вновь возрождается промышленность, поэтому такие специалисты имеют спрос на рынке труда;
  • Нормированный рабочий день. Здесь редко можно встретить переработки;
  • Стабильная оплата труда;
  • Не надо долго учиться;
  • Работа в коллективе.

А теперь перечислим минусы деятельности:

  • Вдыхание паров краски негативно отражается на здоровье и может вызвать аллергические реакции;
  • Высокая моральная и материальная ответственность;
  • Необходим постоянный контроль за работой красочного агрегата, нельзя от него надолго отходить;

Фонарщик



Леонид Соломаткин. Утро у трактира. 1873

Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с помощью которого он зажигал и дозаправлял фонари.

§ 72. Красильщик 3-го разряда

Характеристика работ. Ведение процесса крашения, пропитки, промывки и отжима хлопка, пряжи, нитей, чесальной ленты, ткани, нетканых, гардинных, тюлевых, кружевных и трикотажных полотен, шнуров, ленты, тесьмы, сетей, чулочно-носочных изделий, натуральных и химических волокон, шелка в мотках, валяной обуви, головных уборов, войлока с отваркой в красильных машинах и аппаратах различных систем, котлах, плюсовках, барках, линиях, агрегатах, центрифугах и другом красильном, промывном и отжимном оборудовании различных систем и типов в соответствии с заданным технологическим режимом под руководством красильщика более высокой квалификации. Подготовка продукции к крашению. Укладка пряжи в корзины. Замочка пряжи. Развязывание партий пачек изделий, сшивка и роспуск кусков и полотен. Загрузка продукции, залив красильных и химических растворов в оборудование и регулирование их уровня. Отбор проб при крашении. Наблюдение за ходом технологического процесса, за показаниями контрольно-измерительных приборов и автоматического регулирования процесса. Промывка, отжим и обработка продукции химикатами. Периодическая проверка качества крашения. Клеймение продукции. Загрузка и транспортирование продукции. Выгрузка и транспортирование продукции. Спуск или перекачивание раствора. Чистка обслуживаемого оборудования и смазка трущихся поверхностей.

Должен знать: устройство, правила эксплуатации и ухода за обслуживаемым оборудованием, регулирующими устройствами и применяемыми контрольно-измерительными приборами; технологический режим крашения, промывки и отжима в зависимости от вида окрашиваемого изделия; рецептуру приготовления красильных растворов; основные группы и свойства применяемых красителей и химических материалов; способы крашения по заданному образцу; ассортимент окрашиваемой продукции, виды и линейную плотность пряжи; требования, предъявляемые к качеству крашения, нормы расхода красителей, химических материалов, воды, пара; правила заправки и сшивки ткани, загрузки волокна, полуфабрикатов, ленты, пряжи; нормы влажности после отжима продукции.

Шорник



Михаил Клодт. Шорник. 1860-е

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Чем занимается ремесленник?

Функции, которые будут доверены специалисту, напрямую зависят от того, какой квалификацией он обладает.

После прохождения стандартного обучения, во время наработки опыта, красильщик может сдавать соответствующие зачеты, тем самым повышая уровень своего разряда.

А сейчас дадим описание, чем занимается красильщик:

  1. Составление, согласно технологической карте, раствора для окраски;
  2. Смешение красителей для дальнейшего использования;
  3. Корректное использование ингредиентов, которые способны нейтрализовать кислоты, которые остаются на поверхности в процессе окрашивания материала;
  4. Промывает готовое изделие в воде;
  5. Различными технологическими способами наносит краску на материал с разнообразной структурой;
  6. Занимается доставкой на участок окраски различные расходные материалы;
  7. Ведет контроль за работой всех узлов агрегата, регулирует их по необходимости;

Это основные профессиональные обязанности, о которых следует рассказать тем, кто думает прийти в эту специализацию, но еще ни чего о ней не знает.

Бондарь



Сергей Скачков. Бондарь — изготовитель бочек на Руси. 2014. Изображение: артуспех.рф

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.

На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

Ткач (ткачиха) — мастер по производству тканей на ткацком станке. В современном виде это в основном женская профессия.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр.

В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Основная задача ткачихи — не допустить лишнего простоя станков (быстро ликвидировать случайные обрывы нитей, не допускать брака, быстро его устранять, если он возник). Ткачиха проверяет качество поступающих нитей по номеру и цвету, выполняет профилактические работы по предупреждению обрывности нитей основы (продольных) и утка (поперечных), пороков ткани, контролирует плотность ткани и точность рисунка переплетения. Распространено многостаночное обслуживание.

Ткачиха не только зрительно наблюдает за станками, но и прислушивается к их работе, определяет неисправности по звуку. По мере приобретения профессионального опыта, повышается чувствительность пальцев рук работницы. Ткачихи тонко чувствуют на ощупь качество нити, ткани.

Работа ткачихи не только физическая. Одна из важных мыслительных задач — верный выбор маршрута обслуживания станков. Выбирая маршрут, ткачиха учитывает множество факторов: режимы работы станков, качество нитей, влажность и температуру воздуха в цехе, информацию о работе станков в предыдущей смене. Умея учесть все сведения, ткачиха быстро, «на ходу» мысленно выстраивает нужный маршрут и в соответствии с ним совершает обход станков. Поэтому опытную ткачиху отличает не только быстрота рук, но и обдуманность действий, точное предвидение событий, а значит — малая доля случайностей на рабочем месте.

Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках.

Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.

  • Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках.
  • Изготавливает металлические и синтетические сетки из проволочных и синтетических нитей различных марок для целлюлозно-бумажного производства на металлоткацких станках в соответствии с установленными государственными стандартами.
  • Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки.
  • Производит проборку основных нитей и проволоки в ремизы и бердо, принимает участие в проборе основы на обслуживаемых станках.
  • Подвязывает ремизки по заправочному рисунку и подножки к ремизкам.
  • Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку.
  • Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи.
  • Производит смену шпули в челноке.
  • Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы.
  • Производит контроль над состоянием челнока.
  • Производит очистку изделий от концов нитей.
  • Осуществляет снятие наработанных изделий.
  • Срезает и скатывает сетки в рулоны.
  • Производит сбор и сдачу отходов.
  • Ухаживает за обслуживаемыми станками.

Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.

Профессиональные знания и навыки

Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.

Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.

Следующая ступень образования — среднее профессиональное (СПО) – позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.

При подготовке использован материал ПрофГид: список профессий и их описание

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.

Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.

Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.

Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.

В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.

Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.

Особенности профессии

В современном виде это в основном женская профессия.

Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.

Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.

Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.

Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.

Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.

В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.

Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.

Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.

На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.

Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.

В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.

В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.



Сергей Грибков. Водовоз. 1873
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

Денщик



Павел Федотов. Офицер и денщик. 1850–1851

Денщиками называли солдат русской армии, состоявших на постоянной службе при офицере на должности прислуги. По мнению историков, название образовано от французского de jour, что значит «дневальный, дежурный». Денщик передавал подчиненным приказы офицера, чистил его форму и сапоги, а при необходимости исполнял обязанности телохранителя. При Петре I на этом посту служили не только простолюдины, но и выходцы из знатного рода. Последние, как правило, выполняли дипломатические и тайные поручения царя. Эта «профессия» была упразднена в 1881 году, однако неофициально денщики существовали и во время Великой Отечественной войны. Их обязанности исполняли водители.

На полотне Павла Федотова изображен обыденный вечер офицера. Предположительно, на картине художник написал самого себя. Прототипом слуги, раскуривающего трубку, стал реальный денщик Коршунов, друг и помощник автора.

Бурлак



Василий Верещагин. Бурлак с шапкою в руке. 1866

Бурлаками называли наемных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым русским художником, изобразившим этот тяжелый труд, был Василий Верещагин. Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Офеня



Николай Кошелев. Офеня-коробейник. 1865

Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости и сплетни. Офени сложили свое общество, придумали кодекс и даже изобрели собственный сленг — феню. Пословица «Кто не работает — тот не ест» на их наречии звучала так: «Кчон не мастырит, тот не бряет». Владимир Даль говорил, что этот язык был придуман «для плутовских совещаний торгашей».

Николай Кошелев назвал свою картину, изображающую приезжего торговца, «Офеня-коробейник». Дело в том, что офенями окрестили преимущественно тех разносчиков, которые происходили из крестьян Суздальской и Владимирской губерний. В других местах их называли коробейниками. За эту работу автор был удостоен второй премии Общества поощрения художников.

Краткое описание

Этот труд непростой, он по плечу настоящим мужчинам! Вальщик леса – лидер, который координирует деятельность всей бригады, задает темп. Большую часть рабочего времени он проводит на свежем воздухе, оперативно решая следующие непростые задачи:

  • выполняет профессиональную валку деревьев;
  • занимается заготовкой хвороста и иными схожими работами, используя пилы бензомоторного типа;
  • осуществляет руководство и оказывает помощь лесорубам;
  • выполняет ремонт пил, иного инструмента;
  • производит одиночную валку деревьев — от подготовки площадки до трелевки.


Чаще всего вальщик работает вместе с лесорубами, последние являются его помощниками. Вальщик леса обязан бережно относится к ценным породам древесины, аккуратно использовать инструмент и иную технику, следить за соблюдением правил трудовой гигиены и безопасности. Он должен знать правила эксплуатации бензомоторных пил, ТУ по древесине, а также:

  • правила выбраковки, хранения, перевозки, утилизации лесоматериалов;
  • правила пожаротушения;
  • основы первой медпомощи.

Для работы в этой сфере действует ряд медицинских противопоказаний:

  • заболевания органов слуха и обоняния;
  • некоторые неврологические заболевания;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом и суставами.

К работе допускаются здоровые, сильные, обучаемые мужчины, имеющие хорошее зрение и слух, практическое мышление.

Трубочист



Фирс Журавлев. Трубочист. 1870-е

Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.

Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.




Положительные и отрицательные стороны профессии

На любой работе сотрудников ждет набор плюсов и минусов профессии, с которыми приходится сталкиваться на протяжении своей деятельности.

А мы начнем с плюсов профессии красильщик

К ним относятся:

  • Востребованность. В данный момент в России вновь возрождается промышленность, поэтому такие специалисты имеют спрос на рынке труда;
  • Нормированный рабочий день. Здесь редко можно встретить переработки;
  • Стабильная оплата труда;
  • Не надо долго учиться;
  • Работа в коллективе.

А теперь перечислим минусы деятельности:

  • Вдыхание паров краски негативно отражается на здоровье и может вызвать аллергические реакции;
  • Высокая моральная и материальная ответственность;
  • Необходим постоянный контроль за работой красочного агрегата, нельзя от него надолго отходить;

Фонарщик



Леонид Соломаткин. Утро у трактира. 1873

Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

На картине Леонида Соломаткина «Утро у трактира» видно, как фонарщик, поднявшись по приставной лестнице, занимается своим делом — тушит свечу. У каждого работника был также длинный шест, с помощью которого он зажигал и дозаправлял фонари.

§ 72. Красильщик 3-го разряда

Характеристика работ. Ведение процесса крашения, пропитки, промывки и отжима хлопка, пряжи, нитей, чесальной ленты, ткани, нетканых, гардинных, тюлевых, кружевных и трикотажных полотен, шнуров, ленты, тесьмы, сетей, чулочно-носочных изделий, натуральных и химических волокон, шелка в мотках, валяной обуви, головных уборов, войлока с отваркой в красильных машинах и аппаратах различных систем, котлах, плюсовках, барках, линиях, агрегатах, центрифугах и другом красильном, промывном и отжимном оборудовании различных систем и типов в соответствии с заданным технологическим режимом под руководством красильщика более высокой квалификации. Подготовка продукции к крашению. Укладка пряжи в корзины. Замочка пряжи. Развязывание партий пачек изделий, сшивка и роспуск кусков и полотен. Загрузка продукции, залив красильных и химических растворов в оборудование и регулирование их уровня. Отбор проб при крашении. Наблюдение за ходом технологического процесса, за показаниями контрольно-измерительных приборов и автоматического регулирования процесса. Промывка, отжим и обработка продукции химикатами. Периодическая проверка качества крашения. Клеймение продукции. Загрузка и транспортирование продукции. Выгрузка и транспортирование продукции. Спуск или перекачивание раствора. Чистка обслуживаемого оборудования и смазка трущихся поверхностей.

Должен знать: устройство, правила эксплуатации и ухода за обслуживаемым оборудованием, регулирующими устройствами и применяемыми контрольно-измерительными приборами; технологический режим крашения, промывки и отжима в зависимости от вида окрашиваемого изделия; рецептуру приготовления красильных растворов; основные группы и свойства применяемых красителей и химических материалов; способы крашения по заданному образцу; ассортимент окрашиваемой продукции, виды и линейную плотность пряжи; требования, предъявляемые к качеству крашения, нормы расхода красителей, химических материалов, воды, пара; правила заправки и сшивки ткани, загрузки волокна, полуфабрикатов, ленты, пряжи; нормы влажности после отжима продукции.

Шорник



Михаил Клодт. Шорник. 1860-е

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Чем занимается ремесленник?

Функции, которые будут доверены специалисту, напрямую зависят от того, какой квалификацией он обладает.

После прохождения стандартного обучения, во время наработки опыта, красильщик может сдавать соответствующие зачеты, тем самым повышая уровень своего разряда.

А сейчас дадим описание, чем занимается красильщик:

  1. Составление, согласно технологической карте, раствора для окраски;
  2. Смешение красителей для дальнейшего использования;
  3. Корректное использование ингредиентов, которые способны нейтрализовать кислоты, которые остаются на поверхности в процессе окрашивания материала;
  4. Промывает готовое изделие в воде;
  5. Различными технологическими способами наносит краску на материал с разнообразной структурой;
  6. Занимается доставкой на участок окраски различные расходные материалы;
  7. Ведет контроль за работой всех узлов агрегата, регулирует их по необходимости;

Это основные профессиональные обязанности, о которых следует рассказать тем, кто думает прийти в эту специализацию, но еще ни чего о ней не знает.

Бондарь



Сергей Скачков. Бондарь — изготовитель бочек на Руси. 2014. Изображение: артуспех.рф

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.

На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

Читайте также: