Рахманинов кто по профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Фото Сергей Рахманинов: биография, карьера композитора, произведения, личная жизнь

Сергей Рахманинов — всемирно известный композитор, пианист и дирижер, яркий представитель символизма в музыке, совместивший в творчестве лучшие традиции петербургской и московской школ композиции и выработавший свой неповторимый стиль.

Биография Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов — потомственный дворянин. Родился в Новгородской губернии в Старорусском уезде 20 марта (1 апреля) 1873 г. Дед композитора, Аркадий Рахманинов, был известен как автор салонных романсов и небольших пьес для пианино. Отец увлекался игрой на фортепиано, а мать стала первой учительницей музыки Сергея.

В 1982 г. семья переезжает в Санкт-Петербург. Сергей поступает в консерваторию, но учится там нерадиво, пропускает много занятий. Тогда родители принимают решение о переводе его в частный пансион для одаренных учеников московского педагога Н. С. Зверева, известного своей строгостью в преподавании. После четырех лет учебы в пансионе Рахманинов поступает на курс своего кузена пианиста Александра Зилоти в старшем отделении Московской консерватории.

В 19-летнем возрасте Сергей Васильевич заканчивает консерваторию по классам фортепиано и композиция. Выпускная работа, опера «Алеко», восхитила П. И. Чайковского, принимающего экзамен. Он оценил ее на «пять с тремя плюсами» и способствовал постановке на сцене Большого театра.

За время учебы Сергей Васильевич создал Первый концерт, несколько романсов и пьес для фортепиано, а также приобрел известность и популярность у московской публики как пианист.

Зрелые годы

После выпуска из консерватории Рахманинов преподает в нескольких женских институтах и дает частные уроки, но такая работа ему не очень нравится.

По приглашению Саввы Мамонтова в течение сезона служит дирижером в Московской частной опере, где заводит дружбу с Федором Шаляпиным. В дальнейшем композитор и певец дают серию совместных концертов. Вскоре Рахманинов покидает работу в Московской опере, чтобы полностью посвятить себя сочинительству.

В марте 1897 года в Петербурге состоялась премьера Первой симфонии. Из-за новаторского характера музыки и неудачного исполнения под управлением А. К. Глазунова произведение не принимает ни публика, ни критики. Рецензии были уничтожающие, особенно автора огорчают негативные рецензии Ц. А. Кюи и Н. А. Римского-Корсакова. Провал вызывает у композитора глубокую депрессию, около четырех лет он не создает ни одного нового произведения, занимаясь только выступлениями в качестве пианиста.

Выход из кризиса ознаменовало написание Второго концерта в 1901 году. После этого Рахманинов несколько сезонов служит в Большом театре дирижером, он управляет всем российским оперным репертуаром. Затем начинает зарубежные гастроли по Канаде, Америке, Италии, 3 зимы проводит в Дрездене, возвращаясь на лето домой.

В 1902 г. Рахманинов женится на своей кузине Наталье Сатиной, в браке рождается двое дочерей.

До 1917 г. Рахманинов много писал и концертировал в Москве.

Революция и эмиграция

После Октябрьского переворота композитор с семьей покидает Россию, приняв приглашение дать концерт в Стокгольме и оставшись там жить. Они покинули родину налегке, без вещей и средств к существованию. Сергей Васильевич много концертирует, чтобы обеспечить семью. Затем в 1918 году переезжает в Америку и продолжает выступать там. Публикой и критиками он был признан одним из самых талантливых пианистов того времени.

Рахманинов очень переживал из-за падения имперской России, не принимая установление нового строя, поэтому не мог вернуться. Ностальгия оказывала на него сильное влияние, композитор ничего не пишет более восьми лет. Он говорил: «Лишившись родины, я потерял самого себя».

В 1926–1927 гг. были созданы первые после эмиграции произведения — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром и русские песни.

Война

Сообщение о нападении Германии на Россию в 1941 году сильно потрясло композитора. Он негативно относился к советскому строю, власти, но от всей души сочувствовал своим соотечественникам. Рахманинов пожертвовал гонорары от выступлений в фонд Красной армии и обороны СССР. И призывал других эмигрантов также оказать посильную помощь покинутой Родине. Известно, что на деньги Рахманинова был построен военный самолет.

Последние годы жизни

В 1936–1940 гг. Рахманинов создает Симфонию № 3 и свое последнее произведение — оркестровую сюиту «Симфонические танцы», признанную исследователями одним из лучших его сочинений.

Сергей Васильевич был смертельно болен, хотя долго не подозревал об онкологическом заболевании. В последний раз он выступал за 6 недель до кончины. Композитор умер 28 марта 1943 года, не дожив 3 дня до своего 70-летия.

Рахманинов похоронен в Нью-Йорке на кладбище Кенсико в цинковом гробу. По свидетельству жены это было сделано, чтобы в дальнейшем тело можно было перевезти и захоронить на Родине. Но последним пристанищем великого русского композитора и пианиста так и осталась Америка.

До недавнего времени местом рождения музыканта было принято считать имение Онег, расположенное поблизости Новгорода, но последняя информация свидетельствует что, вероятнее всего, это была усадьба Семёново Старорусского уезда. Родоначальником дворянского рода Рахманиновых, согласно легенде, является внук самого Стефана Великого, знаменитого молдавского правителя.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, родился в семье тамбовских дворян. Он был музыкантом-любителем. Его отец Аркадий, приходившийся Сергею дедом, был профессиональным пианистом, давал концерты в городах России и даже учился игре на фортепиано у самого Джона Филда. Сохранилось несколько музыкальных произведений его сочинения.

Мать Сергея была дочерью генерала П. И. Бутакова из Аракчеевского кадетского корпуса и тоже неплохо играла на фортепиано. Именно она была первым преподавателем мальчика, а затем его обучала А. И. Орнатская. Можно сказать, музыкальный дар был передан С. В. Рахманинову по наследству от родителей. Его творческий путь берёт начало с самых ранних лет.

В 1882 году композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на младшее отделение к профессору В. В. Демянскому. Но дела шли не очень хорошо, поскольку мальчик часто прогуливал. В 1885 году было принято решение отдать его на обучение в Москву и поселить в пансионе известного педагога Н. С. Зверева, где в своё время проживали известные пианисты М. Л. Пресман, А. И. Зилоти, Ф. Ф. Кенеман, К. Н. Игумнов. Сергей поступил на третий курс Московской консерватории в класс профессора Зверева.

Пансион, в котором будущий композитор проживал четыре следующих года, был заведением с повышенным уровнем дисциплины. Музыкальным занятиям нужно было уделять не менее шести часов в день, помимо этого, следовало в обязательном порядке музицировать в ансамбле и посещать оперу. В 13 лет мальчик познакомился здесь с П. И. Чайковским.

В 1888 году Рахманинов поссорился с хозяином пансиона Зверевым из-за разногласий по вопросам композиции, после чего ему пришлось покинуть это заведение. Но из Москвы он уезжать не стал, а продолжил жить у родственников Сатиных, чья дочь, тоже пианистка, впоследствии стала ему женой. Он поступил на старшее отделение в класс А. И. Зилоти, своего двоюродного брата.

Когда Рахманинову исполнилось 19 лет, он выпустился из консерватории с золотой медалью. Уже в процессе своего обучения он успел обрести известность в Москве в качестве пианиста и композитора. Первый фортепианный концерт он сочинил как раз в консерватории. Другое известное произведение Рахманинова, написанное им в годы учёбы, — это Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2). В придачу к ним он сочинил ещё несколько романсов и пьес.

Его дипломная работа, опера «Алеко», созданная по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», пришлась по душе П. И. Чайковскому. По его просьбе её сыграли в Большом театре. Если бы Пётр Ильич внезапно не скончался, её бы, скорее всего, даже включили в театральный репертуар вместе с «Иолантой».

Профессиональная деятельность в России

В 20 лет начинающий композитор начал преподавать поочерёдно в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Кроме того, он занимался частным репетиторством, хотя и не слишком любил это. Когда ему стукнуло 24 года, Савва Мамонтов пригласил его дирижировать в Московскую частную оперу. За один сезон пребывания в этом заведении он сумел крайне плодотворно поработать, прославиться как дирижёр и даже подружиться с Фёдором Шаляпиным.

Большое разочарование ждало Рахманинова 15 марта 1897 года. Его Первая симфония под дирижированием А. К. Глазунова оказалась провалена. Дело было как в неопытности дирижёра, так и в неподготовленности музыки к умам слушателей. Негативные отзывы писали даже Н. А. Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Это сильно повлияло на веру композитора в свои способности и ввело его в трёхгодовую депрессию, из которой ему удалось выйти только благодаря Н. В. Далю. Ему он посвятил своё следующее крупное произведение.

В 1900 г. музыкант совершил путешествие в Италию. 1901 год стал знаковым благодаря выходу Второго фортепианного концерта. Некоторое время спустя Рахманинова пригласили на место дирижёра в Большой театр. Там он пробыл два сезона, в течение которых на его плечах лежал весь русский оперный репертуар. Но вскоре Сергей Васильевич понял, что хочет освободить это время для композиторства, поэтому покинул театр. 29 апреля 1902 года Рахманинов женился на Наталье Сатиной, своей кузине. Впоследствии у них появилось двое детей, Ирина и Татьяна.

В 1906 по 1909 года композитор жил в Дрездене. Это стал один из самых продуктивных этапов в его карьере. 1909 год был ознаменован целой чередой концертов на территориях Америки и Канады, а также выходом в свет Третьего фортепианного концерта. Спустя 2 года, когда Рахманинов пребывал в Киеве, его друг А. В. Оссовский попросил его оценить способности своей подопечной Ксении Держинской, начинающей оперной певицы. Во многом благодаря вмешательству Рахманинова она стала впоследствии известна.

В 1917 году, когда в России прогремела революция, композитору пришло приглашение выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов решил, что почему бы им и не воспользоваться. Вслед за этим он покинул Россию вместе с женой и дочерьми, почти не имея при себе никаких вещей и средств к существованию.

Эмиграция в Европу и США

Чтобы заработать хоть какие-то средства на жизнь, Рахманинов очень много тренировался и выступал. В середине февраля он появился в Копенгагене, сыграв свой Второй фортепианный концерт. Дирижёром был Георг Хёэберг. К концу зимы музыканту удалось принять участие в одиннадцати концертах и погасить все долги, которые у него имелись на тот момент.

1 ноября музыкант отправился в Нью-Йорк и сразу же стал там выступать. Его исполнительская активность, начатая в Европе, не снижалась. За один сезон он давал несколько десятков концертов. Популярность композитора стремительно росла, от папарацци и репортёров порой не было никакого спасу. Во время одного из концертных турне он жил не в гостинице, а в личном вагоне, чтобы спастись от их внимания.

Очень долго из-под руки Рахманинова не выходило значимых произведений. Только в 1926 году он закончил свой Четвёртый фортепианный концерт и написал три песни на русском языке. Находясь в эмиграции, Рахманинов выпустил лишь шесть творений, но столь малое количество с лихвой компенсировалось качеством. Впоследствии эти произведения обрели мировое признание.

По мнению многих, в том числе и самого Рахманинова, подобный кризис был тесно связан с его тоской по родине. «Уехав из России, я потерял желание сочинять», — его прямая цитата. Тоска была настолько сильна, что композитор практически не имел друзей среди иностранцев. Исключением был Фредерик Стейнвей, стоявший во главе известной фирмы, производящей фортепиано.

Впоследствии музыкант отказался от гражданства США. По рассказам современников, застать его в хорошем расположении духа можно было только в моменты общения с соотечественниками.

В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 творений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

1930—1940 годах музыкант часто посещает Швейцарию и даже строит там свою виллу с видом на гору Пилатус и Фирвальдшетское озеро. Она была названа «Сенар» (по первым слогам имен супругов Рахманиновых) и обустроена в русском стиле, для чего там даже высадили несколько берёз. В 1940 году композитор сочиняет своё последнее произведение — «Симфонические танцы».

Несмотря на нелюбовь Рахманинова к советской власти, он очень тяжело переживал известие о начале Великой Отечественной войны. Один из своих гонораров, сумму около 4 тысяч долларов, он передал в поддержку советской армии. Многие его коллеги поступили таким же образом.

28 марта 1943 года, не дожив три дня до своего юбилея, Рахманинов умер. Причиной его смерти, скорее всего, стало излишнее курение, из-за которого у него развилась раковая опухоль. В завещании он попросил похоронить его в Нью-Йорке вместе с женой и дочерью. Он был похоронен на кладбище Кенсико, его могила и поныне находится там. В Новгороде ему установили памятник.

Хронологическая таблица

Краткое содержание биографии пианиста покажет хронологическая таблица его жизненного пути.

Она придётся как нельзя кстати тем, у кого есть желание бегло ознакомиться с основными вехами его жизни.

Год Событие
1873 Дата рождения великого композитора
1882 Поступление в Петербургскую консерваторию
1885 Перевод в Московскую консерваторию
1891 Окончание консерватории в качестве пианиста
1891 Написание Первого фортепианного концерта
1892 Окончание консерватории в качестве композитора
1892, январь Рахманинов начинает выступать
1892 Завершение дипломной работы, оперы «Алеко»
1893 Посвящение Римскому-Корсакову симфонической поэмы «Утёс»
1895 Написание Симфонии № 1
1898—1900 Многочисленные выступления совместно с Шаляпиным
1899 Первый концерт за границей (в Лондоне)
1901 Написание Второго фортепианного концерта
1902 Венчание с Натальей Сатиной
1903 Рождение старшей дочери Ирины
1904—1906 Дирижёрство в Большом театре, написание двух опер
1906—1909 Пребывание в Дрездене
1907 Написание Симфонии № 2
1909 Написание Третьего фортепианного концерта, гастроли в США
1910—1911 Турне по Англии и Германии
1910—1920 Сосредоточенность на крупных хоровых формах
1917 Композитор безвозвратно уезжает из России
1918 Начало жизни в Америке
1941 «Симфонические танцы»
1943 Дата смерти композитора

Творчество Рахманинова

Дискография Рахманинова весьма обширна. Одних только романсов было написано более восьмидесяти. Всё его творчество пропитано глубокой лиричностью и большой любовью к России. Если говорить о творчестве композитора кратко, можно выделить наиболее популярные или особо примечательные его произведения.

К одним из них относится романс под названием «Вокализ» — мелодия для голоса без слов. Это творение композитор посвятил А. В. Неждановой. История его создания небезынтересна хотя бы тем, что романс писался на протяжении трёх лет, с 1912 по 1915 год, и Нежданова своими примечаниями помогала в его сочинении. В зависимости от редакции его можно прослушать в разных тональностях: до-диез минор, ми-бемоль минор, ми-минор.

Одно из ранних сочинений композитора, написанное в 1892 году, — это цикл «Пьесы-фантазии», состоящий из пяти пьес. Их список:

  1. Элегия.
  2. Прелюдия.
  3. Мелодия.
  4. Полишинель.
  5. Серенада.

Эти пять музыкальных произведений Сергея Рахманинова стали особо популярными при исполнении студентами.

Еще одно известное произведение Рахманинова — романс «Сирень», отличающийся большой задушевностью. Композитор сочинил его сразу после женитьбы на Наталье Сатиной, находясь в свадебном путешествии. Стих, который был написан для этой мелодии, принадлежит авторству Е. А. Красновой — старшей дочери профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета. Его первым исполнителем была Антонина Нежданова.

Интересные факты о композиторе

Биография Рахманинова содержит множество запоминающихся моментов.

Вот лишь некоторые из них:

  1. После выпускных экзаменов Рахманинов и Зверев всё-таки помирились. Последний даже подарил музыканту золотые часы.
  2. Композитору принадлежит изобретение специальной муфты с грелкой, с помощью которой исполнители могли бы согревать руки перед концертом.
  3. У музыканта была почти феноменальная память, благодаря которой он мог без нот воспроизвести произведение, которое слышал всего один раз.
  4. Он охватывал на фортепиано сразу двенадцать белых клавиш, что было дано не многим.
  5. Музыкант отличался большой влюбчивостью. В 17 лет он одновременно писал романсы сразу для двух девушек — Анны Лодыженской и Веры Скалон.

О Рахманинове было снято множество документальных и околодокументальных фильмов. К наиболее приметным можно отнести:

  1. «Сергей Рахманинов».
  2. «Сергей Рахманинов. Две жизни».
  3. «Портрет Рахманинова».
  4. «Партитуры не горят».
  5. «Поэма о крыльях».
  6. «Ветка сирени».

Кроме того, постоянно растёт число фильмов, в которых можно услышать музыку Рахманинова. К ним относятся, например, «Дневники Бриджит Джонс», «Зверополис», «Нью-Йоркские ночи», «Доктор Живаго».


Первая известность пришла к нему еще в студенческие годы, когда он стал автором романсов, Первого фортепианного концерта и Прелюдии. Сергею Рахманинову удалось стать создателем своего особенного, неповторимого стиля, который прославил его на весь мир. Его произведения – это настоящая жемчужина классической музыки, которую он создал на основе петербургской и московской композиторских школ. Музыка Рахманинова вечна, она не стареет с годами, скорее, наоборот, приобретает новых и новых почитателей.

Детство

Сергей Рахманинов в детстве

Сергей интересовался музыкой с ранних лет. Первым педагогом музыки для мальчика стала мама, которая и научила его нотной грамоте. Потом к нему приходила приглашенная пианистка, а в возрасте девяти лет мальчик стал учеником младшего класса Санкт-Петербургской консерватории. Эта самостоятельность в юном возрасте ни до чего хорошего не привела – в отсутствии контроля Сергей постоянно прогуливал занятия. Родители немедленно собрали семейный совет, где мальчишке пришлось объяснить родным причину такого поведения. Все оказалось просто, ему элементарно не хватило дисциплинированности и собранности. Тогда отец настоял на переводе сына в Москву, и вскоре Сергей продолжил обучение в пансионе для детей, имеющих музыкальные способности. За этими учениками осуществлялся постоянный надзор, они не отходили от инструмента на протяжении шести часов каждый день. Кроме этого их для них было обязательным посещение Оперного театра и Филармонии.

Рахманинов проучился в пансионе 4 года, но потом умудрился рассориться с наставником и бросить обучение.

Он не уехал из Москвы, продолжал жить у родственников. В 1888 году он снова поступил в Московскую консерваторию, только теперь на старшее отделение. Сергей вышел из ее стен в 19 лет, имея золотую медаль и два образования – пианиста и композитора. Еще будучи подростком, Рахманинов познакомился с Чайковским, который и помог юному дарованию добиться постановки оперы «Алеко» в Большом театре. За основу оперы Рахманинов взял произведения Александра Пушкина.

Сергей Рахманинов в молодости

Трудовая биография Сергея началась вскоре после выпуска из консерватории. Его взяли в женский институт, где молодой гений учил барышень музыке. Не отказывался Сергей и от частных уроков, хотя преподавание не считал своим коньком. Спустя некоторое время его взяли дирижером в московский Большой театр, и в этом качестве он изучил весь русский репертуар этого очага культуры. Для озвучивания иностранных спектаклей в театр приняли еще одного дирижера – итальянца И.Альтани.

Эмиграция

После событий октября 1917 года, Рахманинов принял решение уехать из России. Он не был приверженцем революции и новой власти, поэтому не захотел оставаться в бушующей революционными страстями стране и эмигрировал, как только смог. В то время ему пришло приглашение выступить с концертом в Стокгольме, музыкант быстро им воспользовался, чтобы уже не вернуться.

Сергей Рахманинов эмигрирует в США

По приезду в Европу, Рахманинов оказался без средств к существованию, потому что при выезде ему не разрешили взять с собой хоть какое-нибудь имущество и деньги. Он принял решение зарабатывать в качестве пианиста. Рахманинов начал давать постоянные концерты, поэтому вскоре раздал все долги и заработал себе невероятную популярность. В 1918 году Сергей садится на пароход, который доставил его в Нью-Йорк. Америка встретила его как настоящего героя и мировую звезду. В штатах Рахманинов снова гастролирует в качестве пианиста, иногда и дирижера.

До последних дней он продолжал концертную деятельность. Жители Америки готовы были сдувать с него пылинки, ему буквально не давали прохода толпы фотографов и журналистов.

Зачастую Рахманинов хитрил, чтобы хоть ненадолго побыть в одиночестве, а не под неусыпным присмотром папарацци. Он арендовал номер в гостинице, а сам предпочитал ночевать в личном вагоне на железной дороге. Таким образом, удавалось хоть ненадолго уйти от назойливых репортеров.

Произведения

Первая слава пришла к Рахманинову в студенческие годы. Когда он стал автором Первого фортепианного концерта, тогда о нем всерьез заговорили в Москве. После написания Прелюдии до-диез минор и множества романсов, его имя зазвучало еще громче. Сергею прочили большое будущее. Однако вскоре удачный старт в карьере был нарушен провалом Первой симфонии. После того, как она прозвучала в концертном зале Санкт-Петербурга, композитора критиковали все, кто только мог. О нем писали разгромные лицензии, даже не вспоминая его былые успехи. Почти три года Рахманинов не мог себя заставить хоть что-то написать, у него случилась затяжная депрессия, во время которой он практически не вставал с дивана. Тогда ему здорово помог врач-гипнотизер, который вывел его из критического состояния.

После такого длительного перерыва, в 1901-м Сергей осмелился представить свое новое детище – «Второй фортепианный концерт». Его по праву считают величайшим произведением классической музыки. Для современных музыкантов он стал источником для создания собственных композиций. Методику великого композитора из России использовали в своем творчестве Фредди Меркьюри, Фрэнк Синатра, Селин Дион, группа «Muse».

Просто невероятные эмоции зашкаливали после звучания симфонической поэмы «Остров мертвых», «Симфонии №2», которая пользовалась грандиозным успехом у слушателей, чего не скажешь о первой симфонии. Полюбилась публике и «Соната для фортепиано №2», которая отличалась очень сложной структурой. Здесь композитор воспользовался эффектом диссонанса и сделал его применение максимальным. Особое место в творчестве Рахманинова занимает невероятно красивое произведение «Вокализ». Оно стало частью сборника под названием «Четырнадцать песен», но зачастую его исполняют отдельно, чтобы показать уровень мастерства исполнителя. В настоящее время появились версии этого произведения для голоса, скрипки, фортепиано и еще нескольких инструментов.

Вплоть до 1926 года композитор не написал ни единого значительного произведения. Многие знакомые были уверены, что это связано с тоской по родине. Наконец, в 1927-м он стал автором Концерта для фортепиано с оркестром №4 и нескольких русских песен. В последние годы своего земного существования Сергей написал только три произведения, и все они стали вершиной русской и мировой музыки. Это были «Симфония №3», «Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».

Личная жизнь

Сергея Рахманинова характеризовали как очень влюбчивого человека, который не раз отвечал взаимностью своим поклонницам. Скорее всего, именно эта личная эмоциональность помогла в написании лирических романсов, которые проникали глубоко в душу. В семнадцатилетнем возрасте среди его знакомых появились сестры Скалон. Особенно композитору понравилась Вера, и он стал называть ее Верочкой или «моей психопатушкой». Чувства молодых людей были взаимными, но исключительно платоническими. Именно Вере посвящена композиция «В молчанье ночи тайной», вторая часть Первого концерта для фортепиано и романс для виолончели и фортепиано.

После отъезда в Москву, Рахманинов забрасывает любимую огромным количеством писем, в которых все слова о любви. До нашего времени сохранилось почти сотня таких посланий. Но, в то же время он пылает страстью к Анне Лодыженской, жене своего товарища. Именно ей он посвятил один из самых красивых романсов – «О нет, молю, не уходи!», который стал классикой жанра.

Свою будущую супругу – Наталью Сатину, композитор встретил намного раньше. Ее родителями были те родственники, у которых жил Рахманинов, когда бросил пансион.

Сергей Рахманинов с Натальей Сатиной

Понимание того, что это любовь, приходит к Сергею в 1893-м году. Именно в это время он создает еще один свой романс, посвященный любимой девушке – «Не пой, красавица, при мне». Перемены в личной жизни композитора наступили через 9 лет, когда он официально женился на Наталье. В 1894 году родилась их первая дочь Ирина. Вторая дочка Татьяна родилась у супругов в 1907-м.

Однако семейного счастья любвеобильному композитору показалось мало, он влюбляется в молодую певицу Нину Кошиц, которая на некоторое время становится его «музой». Однако во всех гастрольных поездках с ним рядом была супруга, которую Сергей ласково звал «добрым гением всей жизни».

Сергей Рахманинов и Нина Кошиц

Постоянным местом жительства для Рахманинова стала Америка, хотя он достаточно часто посещал Швейцарию. Там композитор сумел построить великолепную виллу «Сенар», окна которой были обращены к горе Пилатус и Фирвальдштетскому озеру. Вилла получила свое название неслучайно, в нем заключалась аббревиатура имен супругов – Сергей и Наталья Рахманиновы.

Вилла «Сенар» Сергея Рахманинова в Швейцарии

Дом стал тем местом, где композитор смог реализовать свои познания в технике, к которой питал особую любовь. Он был оснащен лифтом, игрушечной железной дорогой и даже пылесосом, похвастаться которым могли лишь избранные. Рахманинов даже имел патент на свое изобретение. Он стал создателем муфты, к которой присоединялась грелка, чтобы перед началом концерта пианисты могли согреть озябшие руки. Сергей любил автомобили, в его гараже можно было найти «Континенталь» или «Кадиллак». Причем машина менялась каждый год.

Сергей Рахманинов в Ивановке

Нельзя не вспомнить о том, насколько Рахманинов любил свою родину и был ее патриотом. За границей он постоянно тосковал о доме, поэтому у него были исключительно русские друзья, русская прислуга и русские книги. Однако возврат он не планировал, потому что категорически отвергал Советскую власть. Но когда СССР подвергся нападению фашистской Германии, Рахманинов серьезно запаниковал. Все деньги, которые он зарабатывал на концертах, композитор перечислял фонду Красной армии. На его пожертвования смогли собрать боевой самолет. Он призывал и других эмигрантов следовать его примеру.

Смерть

На протяжении всей жизни Рахманинов не расставался с сигаретой. Возможно, именно курение привело к тому, что в преклонном возрасте у него начала развиваться меланома. Сам композитор даже не подозревал, что страдает онкологией, он трудился до самого конца. За шесть недель до смерти, он выступил в Штатах с грандиозным концертом, не подозревая, что этот выход на сцену станет последним в его жизни.







Величайший из российских композиторов умер 28 марта 1943 года в собственной квартире в Беверли-Хиллз. До юбилейной даты – 70-летия, оставалось всего три дня.

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Сергей Рахманинов

Рахманинов

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

место рождения Сергея Рахманинова

Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.

Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов биография

Сергей Рахманинов краткая биография
Рахманинов биография

Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы « Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем « Иоланта», если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.

вилла Рахманинова

  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки (« Князь Игорь» Бородина, « Русалка» Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.
  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.

Творчество Рахманинова

Творчество Рахманинова

Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.

рукопись Сергея Рахманинова
рукопись Рахманинова

Фильмы о Рахманинове

Фильмы о Рахманинове

Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.


В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о С. Рахманинове


Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова


Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать "русским гением". Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве.

Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стала обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она - то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Интерес С.В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт - Петербургской консерватории в класс В.В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - "Алеко" (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина "Цыганы", первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе, прелюдия до - диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.


Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А.К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и главным образом из - за новаторской сущности музыки. По мнению А.В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке иКанаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь B Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. B. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.


1 ноября 1918 года, вместе с семьёй, отплыл из Норвегии B Нью - Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь B 1926 - 1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918 - 1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и B Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал B США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал B Фонд обороны СССР со словами:

"От одного из русских посильная помощь русскому народу B его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу".

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли - Хиллз, штат Калифорния.

Особенности творчества


Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам И практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения - это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова - это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной протяжной мелодии.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть "серебряным веком". Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов - символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, "конца света", "возмездия".

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи в символику. Творчество Сергея Васильевича Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889 - 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900 - 1909 и 1910 - 1917) и поздний (1918 - 1941).


Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).

Первый - ранний период - начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров полистилистики - словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского - Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития.


Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ср. 23. Однако начиная с симфонической поэмы "Остров мёртвых" стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой - претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов.

Центральное произведение этого периода грандиозная поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.

Поздний "зарубежный период творчества" отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки и джаза, древнерусского знаменного распева - и "ресторанной" эстрады 193 0-х гг., виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.


Значение композиторского творчества Рахманинова огромно. Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их пододним знаменателем - Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства ХХ века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят В репертуар всех пианистов мира. Рахманинов один из первых Осуществил синтез Классической традиции и джаза.

В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:

  1. глубокая содержательность исполнения;
  2. внимание к интонационному богатству музыки;
  3. "пение на фортепиано" - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.


Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого "РУССКОГО ГЕНИЯ".

Читайте также: