Развитие осознания педагогом этических норм профессии может способствовать

Опубликовано: 25.04.2024

А) падение престижа педагогической профессии

б) стремление доминировать в жизни общества

в) повышение заработной платы

Г) размытость в общественном сознании нравственных ценностей, идеалов

В) барьером

а) стремление к господству над природой

Б) повышение производительности труда

в) желание неограниченной свободы

г) вседозволенность в поступках

б) мораль

В) нравственная культура

В) нравственность

г) правила внутреннего распорядка в организации

6. Соотнесите аспекты морали с их сущностью:

а) проблемы морали рассматриваются с позиций смысла жизни, предна-

б) процесс образования, воспитания рассматривается с точки зрения их влияния на развитие нравственной культуры

в) общественная сущность нравственных норм

г) биогенетическое происхождение нравственных норм

Г 2-в 3-а 4-б

нравственной культуры педагога – это…

В) этика

развития нравственной культуры педагога – это:

Б) предмет исследования этики

в) направления развития этики

г) процесс развития этики

9. Соотнесите определения функций этики с их сущностью…

а) разъясняет сущность структуры духовно-нравственной культуры учителя

б) раскрывает нравственно-личностные качества педагога

в) предписывает правила нравственной деятельности педагога

г) прогнозирует педагогически целесообразные стратегии профессиональной деятельности

Г 2-а 3-в

педагогического процесса – это основная ______________ этики.

Б) задача

А) знание

В) мудрость

большое внимание уделяли…

А) Аристотель

В) Платон

Г) Сократ

В) шесть

Б) гуманистической

В) этика

Г) биосоциальными

а) Ф.М. Достоевского

Б) Л.Н. Толстого

в) В.Г. Белинского

г) И.Г. Песталоцци

Б) К.Д. Ушинского

в) Я.А. Коменского

а) обстоятельствами жизни

Б) нравственностью

В) В.А. Сухомлинскому

а) В.А. Сухомлинским

б) И.Г. Песталоцци

В) Я. Корчаком

В) предприимчивость

23. Соотнесите названия произведений и их авторов:

1 К.Д. Ушинский-б

2 Я. Корчак -в

3 В.А. Сухомлинский-г

4 В.И. Андреев-а

а) «Педагогическая этика»

б) «Педагогическая антропология»

в) «Как любить детей»

г) «Как воспитать настоящего человека»

в) В.А. Сухомлинский

Г) Л. Колберг

Б) моральных привычек

В) Конфуцию

27. Соотнесите количество нравственных заповедей в разных религиях:

1 христианство-б

2 ислам-в

3 буддизм-г

в) 5 нравственных заповедей

г) «10 добрых дел»

28. Соотнесите главные добродетели в религиях:

1 ислам-в

2 христианство-а

3 буддизм-б

а) любовь к ближнему

б) стремление к равновесию, мера в соотношении природы и культуры

в) одно из величайших благодеяний – накормить голодного

А) тактичность

Б) толерантность

Г) доброжелательность

30. Соотнесите функции нравственной культуры педагога с их характеристиками:

1 аксиологическая б

2 гуманистическая в

3 регулятивная г

4 профессиональная а

а) трансляция нравственной культуры педагога в нравственную культуру учащихся

б) нравственные ценности и идеалы, служащие ориентирами в ситуации нравственного выбора

в) отражает степень приверженности педагога к гуманным принципам, идеалам

г) нравственная деятельность осуществляется на основе саморегуляции личности с опорой на нравственные критерии

д) самопознание и осознание педагогом своих нравственных достоинств и недостатков

В) настырность

А) созидательная

Б) ценностных

а) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-

Этика в профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая эти

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этикадержится на трех столпах:

- Профессиональный педагогический долг.

Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.

Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.

Справедливость - это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на воспитанников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться воспитанниками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.

Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,

способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих

добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям

(законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России

и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных

этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,

а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению

коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогическийработник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по

признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому

стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

а) падение престижа педагогической профессии

б) стремление доминировать в жизни общества

в) повышение заработной платы

г) размытость в общественном сознании нравственных ценностей, идеалов

а) стремление к господству над природой

б) повышение производительности труда

в) желание неограниченной свободы

г) вседозволенность в поступках

в) нравственная культура

г) правила внутреннего распорядка в организации

6. Соотнесите аспекты морали с их сущностью:

а) проблемы морали рассматриваются с позиций смысла жизни, предна-

б) процесс образования, воспитания рассматривается с точки зрения их влияния на развитие нравственной культуры

в) общественная сущность нравственных норм

г) биогенетическое происхождение нравственных норм

нравственной культуры педагога – это…

развития нравственной культуры педагога – это:

б) предмет исследования этики

в) направления развития этики

г) процесс развития этики

9. Соотнесите определения функций этики с их сущностью…

а) разъясняет сущность структуры духовно-нравственной культуры учителя

б) раскрывает нравственно-личностные качества педагога

в) предписывает правила нравственной деятельности педагога

г) прогнозирует педагогически целесообразные стратегии профессиональной деятельности

педагогического процесса – это основная ______________ этики.

большое внимание уделяли…

а) Ф.М. Достоевского

в) В.Г. Белинского

г) И.Г. Песталоцци

в) Я.А. Коменского

а) обстоятельствами жизни

в) В.А. Сухомлинскому

а) В.А. Сухомлинским

б) И.Г. Песталоцци

23. Соотнесите названия произведений и их авторов:

3 В.А. Сухомлинский

а) «Педагогическая этика»

б) «Педагогическая антропология»

в) «Как любить детей»

г) «Как воспитать настоящего человека»

в) В.А. Сухомлинский

б) моральных привычек

27. Соотнесите количество нравственных заповедей в разных религиях:

в) 5 нравственных заповедей

г) «10 добрых дел»

28. Соотнесите главные добродетели в религиях:

а) любовь к ближнему

б) стремление к равновесию, мера в соотношении природы и культуры

в) одно из величайших благодеяний – накормить голодного

30. Соотнесите функции нравственной культуры педагога с их характеристиками:

а) трансляция нравственной культуры педагога в нравственную культуру учащихся

б) нравственные ценности и идеалы, служащие ориентирами в ситуации нравственного выбора

в) отражает степень приверженности педагога к гуманным принципам, идеалам

г) нравственная деятельность осуществляется на основе саморегуляции личности с опорой на нравственные критерии

д) самопознание и осознание педагогом своих нравственных достоинств и недостатков

а) сопереживание, единение педагога и воспитанника на глубокой духовно-

б) забота о собственном престиже в глазах воспитанников

в) понимание истинных мотивов воспитанников, их намерений, их духовного мира

г) забота о своем авторитете

а) стремление к лидерству

б) моральная ответственность

а) ответственность за здоровье детей

б) ответственность за качество обучения и воспитания

в) ответственность за материальное благополучие ребенка в семье

г) ответственность за свой профессиональный рост

а) отвечать за свои дела и поступки

б) обещать реальное, то, что сможешь сделать

в) отвечать за моральную атмосферу в семье ребенка

г) беречь свою репутацию

д) отвечать за выбор детьми будущей профессии

а) за советом к коллегам

б) за советом к детям и их родителям

в) к своей совести

г) к высоконравственным критериям

лично-значимых и приоритетных, относится к…

а) мотивам развития

б) движущей силе нравственного саморазвития

в) поводу критически оценивать свои действия

г) интересу к своему внутреннему миру

рефлексии своих действий и поступков – это показатель нравственной ______________ педагога.

г) педагогической техники

41. Соотнесите компоненты модели нравственного саморазвития педагога с их характеристиками:

4 быть способным

а) быть информированным о профессиональных правилах этики, кодекса

б) развивать в себе совестливость, отзывчивость и пр.

в) способность нравственного выбора при принятии ответственного

г) практически применять принципы, правила этики

взаимообусловлены с ответственностью за свои действия и поступки относится к ________________ нравственного саморазвития.

43. Соотнесите закономерности нравственного саморазвития с правилами:

1 Движение к высоконравственной цели возможно осуществить

2 Осуществляя постоянный самоконтроль своего поведения, не допуская

безнравственных поступков и компромиссов, личность испытывает самоуважение и осуществляет свое нравственное саморазвитие

3 Чем авторитетнее для воспитанника личность другого, тем выше на него ее влияние

а) с кем поведешься, от того и наберешься

б) уметь сказать «нет!» безнравственным поступкам и компромиссам

в) к праведной цели праведными средствами

воспитанников, создание ситуации успеха – это _______________ высоконравственной образовательно-воспитательной среды.

в) открытой к взаимопониманию

педагогического общения, начиная с приветствия и кончая словами прощания.

б) педагогический этикет

а) создание психологического комфорта в коллективе

б) подбор для каждого ребенка индивидуальных приемов общения

в) выпады и намеки на физические недостатки ребенка

г) сравнение результатов учебы детей

а) росту удовлетворенности работой

б) проявлению неуверенности в своих возможностях

в) поднятию статуса профессии и чувства собственного достоинства

г) проявлению сомнений в выборе профессии

а) духовно-нравственного саморазвития

г) В.А. Сухомлинский

52. Установите соответствие между уровнями культуры педагогического

общения и их характеристиками:

1 нормативно-монологический уровень

а) способность говорить и одновременно слушать и слышать собеседника, мысленно вставать на его сторону

б) активный диалог с детьми на любые темы

в) стремление к монологическим нравоучительным высказываниям

а) личный пример

а) В.А. Сухомлинским

в) В.А. Караковским

а) положительные отношения, чувства детей

б) высокую требовательность

в) нетерпимое отношение к нарушениям дисциплины

г) предвзятое отношение

57. Установите соответствие между типами поведения, способами взаимодействия педагогов с коллегами и их характеристиками:

а) замкнутые, порой неуверенные в себе

б) они составляют актив коллектива

в) у них отсутствует инициатива, всегда согласны с мнением других

г) слабохарактерные, нет волевой собранности

б) между коллегами

г) с руководителем

а) умение управлять людьми

б) способность самостоятельно принимать решения

в) склонность к бестактности, произволу

г) знание своего дела

а) жесткая система руководства

б) склонность к бестактности

г) бюрократическая требовательность

а) признанием права на творчество

б) применением свободной дискуссии

в) бюрократической требовательностью

г) склонностью к бестактности

а) быть объективным в оценке работы

б) критиковать плохо выполненную работу, а не работника

в) чаще прибегать к приказам

г) быть начальником лишь на работе

а) чувство субординации

б) неуважение к опыту руководителя

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев В.И. Педагогическая этика. – Казань, Центр инновационных технологий, 2012. – 272с.

2. Горелов А.А. Этика. Электр. ресурс. – М.: ФЛИКТО, 2011. – 416с.

3. Гуревич П.С. Этика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 416с.

4. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. – Р.- н-Д, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя //

Вестн. высш. шк. 2010. – № 9.
2. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2011.
3. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. Пособие для руководителей общеобразоват. школ. М.,2012.
4. Галицких Е.О. Становление интегрального стиля профессионального мышления будущего педагога. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог. Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. Киров, 2011.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2012.

6. Гусейнов А.А.. Апресян Р.Г. Профессиональная этика и этикет. Изд-во центр ЮУрГУ, 2009.
7. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление. Пособие для классных руководителей и педагогов. Мн., 2012.
8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. Мн., 2012.
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 2011.
9. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Мн., 2001.
10. Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - Мн., 1998.
11. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 1994.
12. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. Мн., 1997.
13. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1998.
14. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.
15. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961.
16. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963
17. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
18. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. Мн., 1996.

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

-приходит вовремя на работу, деловые встречи;

-своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей;

-не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма – это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

1. Учитель должен уметь любить детей.

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

3. Ученик - имеет право на незнание. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

4. Злой учитель - непрофессионал.

Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея, прежде всего, собой».

Требования к педагогу при работе с родителями:

1) Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

2) Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Педагог обязан давать учащимся только объективную характеристику.

4) Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

Памятка для педагогов

«Основные правила общения с ребёнком, родителями, коллегами»

Уважайте людей. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.

Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.

Не нервничайте. Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.

Критикуйте умело. До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.

Будьте принципиальны. Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

Не будьте упрямы. Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.

Будьте добрым. Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.

Пользуйтесь эффективным стилем управления. Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.

Благодарите за совет. Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.

Нельзя высмеивать личность человека. Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.

Нравственная культура педагога – это сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств педагога, характеризующих степень развития и саморазвития его нравственных качеств (мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей), которые проявляются в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми гуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативными и/или идеальными

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

4. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

4. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен.

5. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

6. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

7. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

8. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

- защищающие их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет педагога — это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Паретто об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Читайте также: