Штурман что это за профессия

Опубликовано: 02.07.2024

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это - штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur - "руль", man - "человек". Штурман - это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача - ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

летчик штурман

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы - это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман - это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман - это капитан судна, корабля, иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

штурман это

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман - это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте - топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор - специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

морские штурманы

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта - это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман - это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

 штурман на корабле

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет маршрутный лист.
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы - "легенды" трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на корабле, воздушном судне, экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.

военный штурман за работой фото

Штурман — это тот, кто профессионально управляет каким-либо транспортом. Этот специалист может управлять, например, подводным транспортом, либо самолетом.

Штурман — кто это?

Штурман кто это

Название профессии пришло из немецкого языка. В дословном переводе — «человек руля». Главная обязанность представителя профессии — направление транспортного средства по установленному курсу и отслеживание состояния местности.

Штурман может работать и на воде, и в воздухе, и на суше. Без этого специалиста невозможно представить управление кораблем, авиатранспортом и даже гоночным автомобилем на ралли.

Обязанности штурмана

Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.

Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:

  • планирование маршрута;
  • расчет траектории движения;
  • внесение данных о пути следования на специальные носители;
  • отслеживание работы оборудования.

Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.

Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:

  • отслеживание показателей навигационной техники;
  • прокладка курса;
  • разметка маршрута на карте.

Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.

Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:

  1. испытатель;
  2. оператор;
  3. инструктор;

Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:

  • проведение подготовительных мероприятий;
  • помощь пилоту с выбором направления движения, скоростью;
  • общение с судейской коллегией;
  • знакомство с местностью, составление примерного маршрута.

Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:

  • картографию;
  • устройство и особенности навигационных приборов;
  • принципы использования навигационных средств;
  • принятую терминологию и специальные обозначения.

Требования к квалификации штурмана

Для работы в качестве штурмана нужно иметь профильное образование, а также хорошее состояние здоровья и физическую подготовку.

Медицинские противопоказания:

  1. заболевания сердечно-сосудистой системы;
  2. болезни органов дыхания;
  3. проблемы опорно-двигательного аппарата;
  4. нарушения слуха или зрения;
  5. нервные и психические расстройства;
  6. страх высоты, замкнутых пространств.

Штурман — это ещё и тот, кто в некоторых случаях совершает международные маршруты, поэтому ему необходимо владеть иностранным языком. Чаще всего работодатель удовлетворяется знанием английского языка, но возможны ситуации, когда нужен какой-то определенный язык.

Где выучиться профессии штурман

где выучиться на штурмана

Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.

Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.

Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.

5 вузов, где можно выучиться на штурмана:

  1. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. . . . .

Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.

Карьерные перспективы штурмана

Авиационный штурман может занять должность командира воздушного судна. Специалист, который служит во флоте, может стать либо главным штурманом, либо развиваться по командирской линии.

Представители обеих специальностей могут начать административную карьеру в своей отрасли.

Личностные качества штурмана

Профессиональный штурман — это тот, кто обладает следующими качествами:

  • аналитический склад ума;
  • техническое мышление;
  • внимательность и наблюдательность;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • навыки организатора;
  • ответственность;
  • дисциплинированность.

Уровень зарплаты штурмана

Зарплата штурмана

Зарплата специалиста широко варьируется в зависимости от обязанностей, уровня подготовки и опыта.

По информации сервисов по поиску сотрудников, штурман может рассчитывать на следующую зарплату:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПРОФДИАГНОСТИКА ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ ВЕБИНАРЫ 36-15-97 36-15-73 8-962-050-14-55 РЕЖИМ РАБОТЫ с 8:30 до 17:30 (ПН.-ЧТВ.), с 8:30 до 16:15 (ПТН.), ОБЕД с 13:00 до 13:45

Платные психолого-профориентационные услуги

ШТУРМАН

Штурман (нидерл. stuurman, от stuur– "руль" и man– "человек") – профессия, связанная с управлением воздушным (самолёт, дирижабль), наземным (вездеход, гоночная машина), подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом.

Возникновение профессии связано с началом географических открытий, однако в то время не было специальных школ штурманов.

В 1701 году Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, то есть "мореходных хитростных искусств учений". Петр I издал также Устав, описывающий основные правила для штурманов. Многие великие флотоводцы начинали карьеру со службы штурмана корабля. Благодаря штурманам были сделаны величайшие географические открытия. А в 1715 году в Петербурге открылась Академия морской гвардии. Заложенные тогда принципы пригодились позже и при подготовке воздушных штурманов. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне, а на военных кораблях — офицера, специалиста по кораблевождению. До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был упразднён.

В авиации штурманы появились в начале 20 века, когда Николай Второй выделил авиацию в самостоятельный род вооруженных сил. Пилоту стал необходим надежный партнер-наблюдатель, который бы вел разведку и обстрел противника. Именно тогда при штабе ВВС был создан специальный отдел штурманской службы.

В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов.

Профессионально важные качества:

высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;

аналитическое мышление (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации);

оперативность мышления (высокая скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность);

стратегическое мышление;

техническое мышление;

хорошее общее физическое развитие (выносливость, хорошая координация, сила, быстрота реакции);

работоспособность (в некомфортных температурных условиях, при воздействии вибрации, перемены давления и др.);

способность рационально действовать в экстремальных условиях;

дисциплинированность;

организованность;

ответственность;

наблюдательность;

эмоциональная устойчивость.

Медицинские ограничения

Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Штурманы регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:

заболевания сердца, нарушение артериального давления;

нервно-психические расстройства, судороги, потеря сознания;

употребление наркотиков, проблемы с алкоголем;

некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения;

расстройства слуха;

вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движения, дрожание рук;

расстройства речи;

боязнь высоты;

заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;

хронические инфекционные заболевания;

аллергия, кожные заболевания;

заболевания органов дыхания;

заболевания органов пищеварительной и мочевыделительной систем;

сахарный диабет;

геморроидальные расстройства;

выраженные физические недостатки.

Содержание деятельности

Штурман изучает будущий маршрут, прокладывает курс, составляет и тщательно выверяет карты движения, знакомится с уровнем обеспеченности маршрута наземными радиотехническими средствами, особенностями рельефа местности, по которой проходит маршрут, следит за исправной работой навигационных приборов, осуществляет контроль за ходом движения транспорта по заданному курсу.

Проблема ориентировки в пространстве сложна и в большой степени осуществляется опосредованно через разнообразные приборы (измерители скорости сноса, автоматические радиокомпасы, радиолокаторы, высотомеры и др.). Профессия требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно-психических затрат.

Образовательные организации

Профессию штурман можно получить в государственных технических университетах гражданской авиации, государственных авиационных институтах, академиях водного транспорта, технических университетах водного транспорта городов России (Москва, Челябинск и др.).

Профессиональная деятельность

Штурман может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах, компаниях морского и речного флота, на предприятиях автомобильного транспорта.

Карьера

Штурман в авиации может сделать карьеру командира воздушного судна или перейти на административные должности в авиапредприятии, может стать инструктором-наставником для молодых пилотов. Во флоте штурман может стать главным штурманом флота или пойти по командирской линии (помощник капитана, капитан).


День штурманской службы существует с 2000 года. Этот праздник считается профессиональным для всех штурманов в Военно-Воздушных Силах Российской Федерации. Событием, послужившим поводом для назначения именно этой даты для Дня штурманской службы, является учреждение в 1916 году Центральной аэронавигационной станции: вспомогательного подразделения военной авиации.
Штурман – профессия, востребованная не только в Военно-Воздушных силах, но и в Военно-морском флоте, так как и на подводных/надводных суднах, и на самолетах и другой авиационной техники необходимо выполнять одни и те же функции относительно навигации, считывания и интерпретации данных с приборов, прокладывания курса и так далее. Этим и многим другим и занимается штурман. Однако 24 марта посвящен именно тем служащим, кто работает по данной профессии именно в военной авиации. Следует отметить, что профессия штурмана как человека, выполняющего навигационные функцию, очень древняя, она прошла длинный эволюционный путь, в течение которого изменялась, подстраивалась под прогресс, и только не так давно пришла в авиацию из морского дела.

История профессии штурмана на территории России.

В целом человек, выполняющие характерные для штурмана функции, в обязательном порядке присутствовал еще на тех кораблях, что торговали на Средиземном море в незапамятные времена, еще до нашей эры. Викинги, а потом и средневековые мореплаватели также продолжили использовать на своих кораблях штурманов. Люди, обладающие необходимыми для выживания в открытом море знаниями, ценились на вес золота, так как еще не существовало точных навигационных приборов. То же самое можно сказать и о современных штурманах, авторитет этой профессии был высок во все времена (и это несмотря на появление новых технологий).
До изобретения самолетов и прочей авиационной техники штурманы были только на морских и речных суднах. Все изменилось в начале 20-го века, когда, наконец, передовые технологии пришли в Российскую Империю. В нулевых годах прошлого столетия военная авиационная промышленность начала стремительно развиваться, соответственно, начали появляться различные базы, центры, подразделения военного назначения, призванные обслуживать, поддерживать военную авиацию. В том числе была и центральная аэронавигационная станция. Как можно понять из ее названия, ключевой задачей перед штурманом в то время являлась прокладка курса, а также ориентация в воздушном пространстве, в том числе, и по приборам, установленным в самолетах. Так как эти самые приборы не обеспечивали необходимой точности, на людей в этом вопросе полагались больше. Этим можно объяснить некоторый спад авторитета профессии штурмана в нынешнее время высоких технологий. Любопытный факт: в то время штурманы назвались совсем не так, а именно: летчики-наблюдатели. Лишь спустя несколько десятков лет их начали называть штурманами. Нового учебного заведения для штурманов построено не было, так как уже существовала специальная школа. Правда, практически 200 лет там обучались лишь морские штурманы, но специально для авиационных своих коллег руководство учебного заведения переоборудовала его.
После исчезновения с карты мира Российской Империи, военная авиация практически потерпела крах из-за недостаточности финансирования, правительству было, грубо говоря, не до военной промышленности. Кроме того, СССР поначалу не была вовлечена во внешние военные конфликты, посему, развитие авиационной техники, внедрение новых технологий в обучение штурманов осталось в прошлом.
Однако в 1926 году к командованию военной авиации пришел человек, который снова поставил эту сферу промышленности и военного дела на ноги. Его имя - Борис Стерлигов. Он организовал обеспечение новейшими по тем временам технологиями всего авиационного флота в области навигации, заново организовал учебные классы уже только для авиационных штурманов, выстроил всю иерархию служащих этой профессии в Вооруженных силах СССР. Имя этого человека помнит каждый штурман на территории современной России. С тех пор эта сфера военного дела постепенно развивалась, совершенствовалась. Советский Союз старался идти в ногу со временем во всех военных разработках, это касается и навигационных приборов. Со временем роль штурмана снижалась, в настоящий момент на свете существует множество супер-современных технологий, который делают за представителей данной профессии большинство вещей: прокладывают курс, рассчитывают скорость полета, определяют место сброса бомб, определяет местоположение самолета и так далее.
Однако штурман по-прежнему остается одной из ключевых фигур в военной авиации, потому что на данный момент только он может полностью собрать всю информацию с приборов, проанализировать ее в совокупности и провести определенные действия. Кроме того, штурман необходим в случае чрезвычайной ситуации, когда приборы выходят из строя или же что-то не так с технического начинкой самолета в принципе. Он может спасти не только свою жизнь, но и жизни других именно благодаря своей сноровке, смекалки и знаниям, что совершенно недоступно каким-либо техническим средствам, и вряд ли будет доступно в ближайшем будущем. Поэтому можно смело говорить о том, что профессия штурмана будет жива и, более того, будет в почете еще долгое время.

День штурманской службы ВВС России отмечают абсолютно все штурманы в стране, однако, в качестве еще одних знаменательных для таких служащих дней можно назвать день весеннего и осеннего равноденствия, когда по положению солнца на небе с легкостью можно выяснить, где какая сторона света относительно самолета находится. Это существенно облегчает процесс навигации, именно поэтому штурманы в своем узком кругу считают эти дни знаменательными для их профессии.

Без курса «ноль»: штурманской службе ВВС − 105 лет

Ежегодно 24 марта в нашей стране отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Именно в этот день ровно 105 лет назад был подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Тогда, в разгар Первой мировой войны, еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут. Поэтому так важно было наличие в экипаже аэронавигатора, или, иными словами, штурмана.

Бортовое оборудование самолетов давно перешло на сложнейшую электронику, но военной авиации штурман все еще необходим. Об истории профессии и о том, куда сегодня движется штурманская служба – в нашем материале.

Первые аэронавигаторы

Штурманы в военной авиации считаются элитой, интеллигенцией, «мозгами». Основная задача штурмана – выполнить боевое задание. Все остальное – обеспечение воздушной навигации, расчет времени полета и запасов топлива, прицеливание и сброс бомб, наведение и пуск ракет, десантирование техники и состава – это частные составляющие главной задачи.

День авиационной штурманской службы – праздник сравнительно молодой. Он был учрежден в 2000 году и приурочен ко дню создания первой в России Центральной аэронавигационной станции в 1916 году. В обязанности станции входило проведение аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолетах точных приборов, изучение вопросов аэронавигации, разработка методик и нового оборудования.

i.jpg

Один из первых выпусков летчиков-наблюдателей (авиационных штурманов) в Советской России

Однако история штурманского дела в нашей стране – гораздо более продолжительная. За неимением опыта первые авиационные штурманы, или летчики-наблюдатели, аэронавигаторы, как их тогда называли, обращались к знаниям штурманов морских. А первая навигационная школа в России была открыта еще в 1701 году Петром I.

Потребность в отдельном авиаторе, который бы, кроме управления самолетом, занимался вопросами навигации, появилась практически одновременно с появлением первых военных самолетов. С началом Первой мировой войны, где военная авиация применялась уже достаточно широко, выросла необходимость в наведении огня, в прицельном бомбометании, в воздушной разведке. За неимением серьезного оборудования на борту, первым аэронавигаторам приходилось изучать метеосводку, сверять то, что они видят вокруг, с картами, опознавать ориентиры и часто банально показывать пилоту направление рукой, так как средств связи тогда еще не было.

Главный среди штурманов

В 1920-1930-е годы постепенно складывается штурманское направление в военной авиации. Отцом-основателем современной авианавигации считается Борис Васильевич Стерлигов. В 1926 году в качестве летчика-наблюдателя он участвует в перелете Москва-Киев, который проводился полностью по компасному курсу, без карт и радиосредств. Точно таким же образом Стерлигов провел самолет АНТ-4 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк в 1929 году. Эти и другие героические и рекордные перелеты 1920-30-х годов еще больше укрепили роль штурманов в авиации.

392646-main.jpg

Пилот и штурман советского бомбардировщика СБ работают с картой перед боевым вылетом. Кольский полуостров, 1942 г. Фото: Евгений Халдей

В 1932 году в авиационных частях ВВС вместо летчика-наблюдателя вводится должность штурмана и создается иерархическая структура всей службы. Борис Стерлигов назначается флаг-штурманом ВВС и возглавляет направление, которым руководил до второй половины 1940-х годов. За время работы Стерлигов разработал методику слепых полетов и создал целый ряд специального штурманского оборудования. Однако важнейшим его вкладом стало создание сразу нескольких школ штурманов в СССР.

С самых первых дней Великой Отечественной войны штурманы военной авиации включились в работу вместе со всей страной. Много сил вкладывалось в развитие направления: улучшалось качество ориентировки, увеличивалась точность бомбометания, создавались новые, более совершенные приборы. Знаковыми событиями стали бомбовые удары по Берлину в 1941 году, огненные тараны по наземным целям в самом начале войны. Штурманская служба занималась разработкой безопасных маршрутов из США в СССР для поставки грузов по ленд-лизу. К окончанию войны 243 штурмана получили звание Героя Советского Союза.

Курса «ноль» не бывает

Многое изменилось в штурманском деле с тех лет. В гражданской авиации задачи штурмана все чаще доверяются современному бортовому оборудованию, которое значительно облегчает работу экипажа. Однако в военной авиации роль штурмана по-прежнему очень высока. Даже самый передовой прицельно-навигационный комплекс пока еще требует человеческого участия и управления. И чем сложнее оборудование, тем выше должна быть квалификация штурмана.

Работа штурмана наших дней уже не ограничивается, как на заре авиации, сопровождением полета из точки А в точку Б. Как уже говорилось выше, сегодня штурман военной авиации – это, прежде всего, специалист по боевому применению. Только профессионалы в этом направлении в полной мере обладают нужными знаниями для принятия сложных решений в боевой обстановке и причинения максимального ущерба противнику. Современный штурман управляет многофункциональными авиационными системами, готовит их к заданиям, обеспечивает многоуровневое взаимодействие в группе объектов.

164283050_2908858919356845_186670313974764832_o.jpg
Курсант челябинского филиала Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина на летном тренажере. Фото: Минобороны РФ

Сегодня штурманы востребованы во всех видах военной авиации: фронтовой, дальней, военно-транспортной, армейской. Все российские военные самолеты и вертолеты, за исключением одноместных моделей, предполагают наличие штурмана.

В будущем роль штурмана все больше будет сводиться к управлению сложнейшими цифровыми системами, беспилотными устройствами. При этом и сегодня, и завтра каждый штурман должен обладать крепкими базовыми знаниями астрономии, визуальной ориентировки, уметь довести воздушное судно до цели даже в критических ситуациях, если какое-то из навигационных устройств выйдет из строя.

Как говорится в штурманской среде, курса «ноль» не бывает, и пока существует военная авиация, без штурманов не обойтись. Умение видеть цель и достигать ее, стрессоустойчивость, собранность, точность, самообладание – эти штурманские качества будут востребованы в любые времена.

Читайте также: