Служба заказчика в строительстве какие должности

Опубликовано: 04.07.2024

В системе управления конкретной стройкой заказчик является ее организа­тором и в этом статусе должен иметь аппарат управления, по структуре и численности способной обеспечить исполнение всех специальных функ­ций управления и работ в деятельности заказчика, а именно:

1. Административное руководство и организация процессов управления

1.1.Разработка устава (положения) организации (службы) заказчика.

1.2.Разработка структуры службы заказчика и штатного расписания аппарата, а также сметы на его содержание.

1.3.Разработка положений об отделах аппарата службы заказчика.

1.4.Разработка должностных инструкции на работников.

1.5.Организация делопроизводства и документооборота

1.6. Комлектование аппарата кадрами, проведение их аттестации.

1.7.Хозяйственное обслуживание аппарата управления.

1.8.Оперативное руководство работой аппарата.

2. Правовое обеспечение деятельности

2.2.Заключение договоров подряда с подрядчиками, договоров поставок с поставщиками оборудования и спецматериалов.

2.3.Претензионная работа и ведение спорных дел в арбитражном суде.

3. Перспективное планирование своей деятельности

3.1.Маркетинговые исследования рынка инвесторов.

3.2.Маркетинговые исследования рынка подрядчиков.

3.3.Формирование портфеля заказов от инвесторов.

4.Годовое планирование капиталовложений по структуре

4.2.Проектные разработки будущих лет.

4.3.Текущие проектные работы.

4.4.Выполнение СМР (по стройкам и объектам).

4.6.Содержание службы заказчика.

4.7.Подготовка кадров для эксплуатации.

5. Подготовка данных для разработки проектов конкретных строек

5.1. Организация разработки, рассмотрения и утверждения технико-экономического обоснования стройки.

5.2.Оформление разрешения на проектирование в администрации территории.

5.3.Комиссионный выбор площадки под стройку, запрос и получение от органов архитектуры архитектурно-планировочного задания (АПЗ).

5.4.Составление и утверждение задания на проектирование.

6. Организация разработки проекта

6.1.Организация подрядных торгов на проектирование (или выбор проектировщика без торгов).

6.2.Заключение договора с генпроектировщиком.

6.3.Выдача генроектировщику задания на проектирование, исходных данных, АПЗ.

6.4.Согласование промежуточных этапных проектных решений.

6.5.Приемка разработанного проекта, организация его экспертизы и утверждения.

7. Подготовка к строительству.

7.1.Организация подрядных торгов для определения генподрядчика (или их выбор без торгов).

7.2.Заключение договора подряда на выполнение СМР.

7.3.Передача генподрядчику проектной документации.

7.4.Получение разрешения на СМР от инспекции госархстройнадзора.

7.5.Подготовка строительной площадки под строительство (снос строений, переселе­ние жильцов, создание опорной геодезической сети, определение точек подключения к энергоресурсам).

7.6.Передача генподрядчику строительной площадки по акту.

7.7.Заключение договора на авторский надзор за стройкой с проектной организацией.

8. Оперативное управление СМР со стороны заказчика




8.1.Разработка годовых внутрипостроечных титульных списков строек, графиков вы­дачи оборудования в монтаж, передача этих документов генподрядчику.

8.2.Решение возникающих вопросов организационного и технического характера.

8.3.Технический надзор за качеством СМР.

8.4.Приемка оборудования из монтажа.

8.5.Приемка выполненных работ от генподрядчика.

9. Обеспечение стройки оборудованием и спецматериалами

9.1.Получение в составе проектной документации заказных спецификаций (на типовое оборудование) и опросных листов (на индивидуальное оборудование).

9.2.Заключение договоров с поставщиками оборудования на основе заказных специ­фикаций и опросных листов.

9.3.Закупка оборудования и спецматериалов, организация их хранения.

9.4.Ревизия оборудования при длительном сроке хранения.

9.5. Выдача оборудования и спецматериалов в монтаж с составлением акта выдачи.

9.6. Комплектация оборудования в случае обнаружения его некомплектности или порчи в процессе монтажа.

10. Организация пусконаладочных работ, приемка в эксплуатацию за­конченных строительством объектов, пусковых комплексов и строек.

10.1.Разработка программы пусконаладочных работ, в т.ч. комплексного опробования оборудования.

10.2.Заключение договоров с пусконаладчиками.

10.3. Организация комплексного опробования оборудования с выдачей пробной про­дукции и оформлением акта рабочей комиссии.

10.4.Создание и организация работы приемочных комиссий для освидетельствования и приемки объектов в эксплуатацию.

10.5.Оформление и утверждение актов приемки в эксплуатацию.

11. Финансовая деятельность, бухгалтерский учет и отчетность.

11.1.Осуществление расчетов через уполномоченные банки с участниками строитель­ства, денежные выплаты наличными, выплаты налогов.

11.3.Ведение накопительного бухгалтерского учета по каждой стройке, составление баланса.

11.4.Ведение отчетности и предоставление ее органам госстатистики.

7.3. Определение лимита на содержание службы заказчика

Средства на содержание заказчика предусматриваются в сметной стоимо­сти каждой стройки по двум направлениям:

- на содержание всех категорий работников за исключением службы комплектации - в гл. 10 сводного сметного расчета стройки;

- на содержание службы комплектации - в стоимости оборудования и спецматериалов в виде заготовительско - складских расходов.

Организацией - заказчиком должна составляться ежегодная смета админи­стративно-хозяйственных расходов (АХР) на содержание аппарата, в т.ч. статья "оплата труда", которая и определяет возможности по численности и окладам персонала.

Годовые лимиты АХР на содержание заказчика (Л) принимаются по нормативам от планируемых годовых показате­лей в ценах 1984 г.: расчетный объем капиталовложений КВР, годовые объемы закупки оборудования О и спецматериалов СМ.

где KB - общий годовой объем капиталовложений по заказчику.

Таблица 3 - Нормативы затрат на содержание аппарата заказчика

Расчетный годовой объем капитало­вложений - КВР, млн. р. 3335 и более
Норматив затрат на содержание аппа­рата за исключе­нием службы комплектации Н1 % от 0,7-0,6 0,6-0,5 0,5-0,4 0,4-0,3 0,3-0,25 0,25-0,2
Нормативы затрат на содержание службы комплектации
Н2 = 0,5% , Н3 = 1%
Нормативы затрат на содержание ОКСа в составе аппарата инвестора Н4 = 0,7*Н1

Ориентировочная численность персонала в аппарате заказчика в курсо­вом проекте определяется, исходя из годового лимита АХР на его содер­жание и ориентировочного годового лимита на содержание одного работника в размере 135 тыс. р.

Функции службы технического заказчика неспециалист в области строительства может легко спутать, и посчитать, что его задача заключается в выполнении строительного контроля. Это не совсем так. В чем основная функция этой службы будет описано в данной статье.

Составляющие службы технического заказчика.

Вначале о законодательстве.

Положение о службе технического заказчика приводится в статье 1 п. 22 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Оно было введено в него Федеральным законом №337 от 28 ноября 2011года.

Согласно действующему законодательству основная задача служба технического заказчика заключается в выполнении всей необходимой для начала строительства документальной работы застройщика.

Всевозможных согласований, разрешений, допусков, ордеров и, т. д. В общей сложности этот необходимый пакет документов состоит из 200-т пунктов. Которые необходимо собрать инвестору перед началом строительства. В этом заключается 90% всей его работы, которая носит больше юридический, чем строительный характер. Во время самого строительства технический заказчик уже занимается производством строительного контроля. Для этого в штате данной службы находиться не только юрист, но и инженер ПТО. Также в ней может быть и руководитель службы технического заказчика, но не всегда. Размер её штата зависит от сложности и вылечены объекта, капитального строительства, ремонта или реконструкции. По завершению строительных работ функция данной службы заключается в проведении процедуры сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Составляющие службы технического заказчика.

Необходимо отметить, согласно статьям № 51 и № 55 ГрК РФ получить разрешение на строительство и в последующем на ввод его в эксплуатацию является прерогативой застройщика. Но он может или заниматься всеми этими процедурами самостоятельно, или путем заключения соответствующего договора доверить эту работу, специализирующийся по данному вопросу организации. Как поступить каждый застройщик решает самостоятельно.

Но далеко не у всех застройщиков существует собственный штат таких специалистов, и не каждый застройщик этим специалистом является. Поэтому в большинстве случаях застройщики прибегают к помощи профессионалов.

Услуги, которых хоть и стоят определенного количества денег, зато избавляют от необходимости собирать документы самостоятельно и дают гарантии, что каких-либо ошибок или срыва сроков начала работ не произойдет.

Не сложно понять, возможные издержки могут обойтись значительно дороже, чем услуги привлеченных профессионалов, по вопросу сбора и согласованиях всей необходимой документации.

Составляющие службы технического заказчика.2

Основные составляющие такой службы можно перечислить в 9 пунктах:

1. Получение и согласование всей исходно-разрешительной для начала ведения строительных работ документации.

2. Получения разрешений и технических условий на присоединение готового объекта строительства к центральному водоснабжению, электросетям и т.д.

3. Работы, направленные на утверждение службой «госэкспертизы» составленной проектно-сметной документации.

4. В некоторых случаях представители службы заказчика проводят тендеры, направленные на выбор подрядчика.

5. Собственно получение разрешение на начала строительных работ.

7. Ведение исполнительной документации.

8. Взаимодействия с надзорными государственными органами.

9. Сдача-приемка и ввод в эксплуатацию готового объекта строительства

Как видно из представленного перечня, без специального опыта и знаний такую работу не выполнить. Или как минимум без консультации специалистов не обойтись. Поэтому стоит учитывать факт, что служба технического заказчика всегда стоит на стороне застройщика и отстаивает его интересы. Т.к. она несет полную материальную ответственность перед ним. Величина и особенности, которой регламентируются составленным между сторонами договором.

Составляющие службы технического заказчика.

Если в процессе сдачи объекта в эксплуатацию или при получении разрешения на строительства будут возникать проблемы, они будут полностью ложиться на данных специалистов.

Понимая свою работу, и степень ответственности такие сотрудники будут всеми силами стараться, не допустить, возникновения каких либо сложностей в вышеназванных вопросах. Доверяйте профессионалам!

Спорные процессы, возникающие иногда между заказчиками и строительными фирмами, могут надолго испортить жизнь обеим сторонам. Для этого и существует служба заказчика. Это её прямая обязанность - обеспечить взаимовыгодное и грамотное сотрудничество.

Конкуренция рынка

Поиск заказчика на строительство или надёжной компании-подрядчика порой заставляет соискателей терять много времени, превращая всё в бег по замкнутому кругу. Отчего складывается такая ситуация? Подобное происходит из-за большой конкуренции в сфере строительства, которая изо дня в день становится ещё больше. Свои услуги рекламируют очень многие фирмы, но должного качества обеспечить в реальности могут не все.

служба заказчика это

Очень многие причины могут быть тому виною - от неудачно подобранного участка до неправильно подведённых коммуникаций. Служба заказчика – это такая организация, которая позволит избежать любых распрей между сторонами, проведя полную независимую проверку. Это гарантия, что дело не перерастёт в судебные иски, и все останутся довольны.

Чем занимается служба заказчика в строительстве

В первую очередь в функционал этого сервиса входит подбор надёжного и выгодного партнёра. После этого данная служба будет вести постоянную и продуктивную работу со всеми органами, осуществляющими государственный надзор, с подрядчиками и инвесторами. И конечно, с организациями, в обязанности которых входит составление проектно-сметной документации.

Что позволяет обеспечить качество сотрудничества

Как можно видеть, служба заказчика – это обеспечение полного сопровождающего контроля над процессом строительства, где права каждой стороны защищены. Такое выгодное и высокоэффективное сотрудничество осуществляется благодаря тому, что все условия изначально открыто оговариваются, а затем происходит контроль и выдвигаются жесткие требования к выполнению к обеспечению качества производимых работ.

служба заказчика

Документация о допуске

Понятно, что работать в столь серьёзной организации могут только профессионалы. Ведь ведение технического надзора подразумевает полное владение необходимыми знаниями и наличие наработанного опыта. Таким образом, служба заказчика – это организация, сотрудники которой обладают такими характеристиками, как ответственность и наличие специализированного образования. Чтобы осуществлять строительный контроль, подобная структура должна иметь действующее свидетельство, выданное СРО о допуске к работам.

Что осуществляет и гарантирует организация

Специалисты компании обеспечивают контроль на всех этапах ведения работа - от разработки проектной документации до полной сдачи возведённого объекта в эксплуатацию. В функции службы заказчика входит:

1. Изучение земельного участка (предполагаемой строительной площадки).

2. Определение возможности для получения главных разрешительных документов.

3. Проведение консультаций с инвестором, а также с прочими специалистами городских служб.

4. Ещё до начала проектирования подготовить ряд необходимых документов по исходным данным, список которых включает в себя:

  • Инженерно-геологические, экологические исходные данные, сведения о техсостоянии существующих зданий.
  • Строительный паспорт.
  • Городской план земельного участка.
  • Заказ и проведение топографических, гео- и экологических изысканий.
  • Определение технических условий присоединения к горсетям.
  • Основной документ-распоряжение на право проектирования и строительства.

служба технического заказчика

5. Согласование пакета исходно-решающей документации для рассмотрения всех возможных вариантов, направленных на минимизацию затрат заказчика.

Кроме того, служба заказчика:

  • Подготавливает и проводит тендер среди заявленных проектных компаний с целью определения генерального проектировщика, а также субподрядчиков проектирования.
  • Несёт ответственность за подготовку договоров с проектными организациями.
  • Готовит документацию по проведению выборов генерального подрядчика на строительные работы.

Для кого целесообразно обращение

Многим гражданам наверняка будет интересно, для кого создаются такие организации, кому доступно в них обращаться? В принципе, служба заказчика/застройщика рассматривает абсолютно все предложения. Ведь их основная задача - соблюсти интересы всех сторон. И воспользоваться ею могут не только клиенты-заказчики возведения зданий, домов и т. п., но и подрядчики, инвесторы, а также целые управления по капитальному градостроительству.

 служба заказчика застройщика

Выгода очевидна для всех. Например, заказчик избавлен от необходимости заниматься волокитой с исходной документацией, а также урегулированием своих вопросов с государственными структурами. Всё это обустроит, проведёт и проконтролирует правильность оформления нанятая служба. Что касается строительных организаций, то им это также на руку, так как они получают интересный проект и серьёзного заказчика. К тому же выполнение работ в соответствии с заявленным качеством станет рекламным проектом, выделяющим фирму среди конкурентов. Можно сказать, тут все стороны остаются в выигрыше.

Стадия строительства объекта

На этапе возведения объекта служба технического заказчика осуществляет постоянные проверки качества выполняемых работ. И в обязательном порядке прием намеченных физических объемов выполненных этапов в ходе деятельности согласно актам. Кроме того, ведёт ревизию и приём монтажных ответственных элементов с проверкой качества монтажа. Контролирует их испытания и оформляет исполнительную документацию. А также занимается организацией и проведением (с собственным оценочным участием в работе) государственной приемочной комиссии касательно завершенного строительством объекта.

содержание службы заказчика

Бюджет на содержание службы

Средства, предусмотренные на содержание заказчиков-застройщиков, должны быть внесены в состав сметной документации, а конкретно в гл. № 10 сводного расчета стоимости строительства (п. 4.87 Методики МДС № 81-35.2004).

Если работы осуществляются за счет средств федерального бюджета, то размер указанного финансирования определяется соответственно нормативам, утверждённым в 2005 году Госстроем РФ. Как это подсчитывается? Затраты на содержание службы заказчика технического надзора, в случае использования средств федерального бюджета, рассчитываются в процентах: от 1,1-1,5 % от годового объема капитальных вложений (согласно Приложению № 2 к приказу Росстроя № 36). Зависит это от суммы капиталозатрат и количества населённых пунктов в регионе, где ведётся строительство.

служба заказчика в строительстве

Если финансы не от Госбюджета

Если же строительство финансируется за счёт частных инвесторов, то размер средств они устанавливают самостоятельно. Это может быть уже решено и прописано в договоре на организацию строительства. Например, содержание заказчика-застройщика может быть оговорено и определено в виде некой отдельной суммы денежных средств. Или же, как в случае с госбюджетными средствами, оплата за работу службы может составлять определённый процент по отношению к величине согласованного сторонами какого-то конкретного показателя (к примеру, относительно объема капитальных затрат или другой величины экономически обоснованного показателя).

функции службы заказчика

Перечисление на содержание

В итоге, если размер суммы указан изначально, то денежные средства будут перечислены застройщиком отдельно от капитального бюджета, выделенного на строительство. Например, в виде вознаграждения за выполненную работу.

Служба заказчика может финансироваться из включённых в инвентарную стоимость уже построенных объектов недвижимости, если средства возмещаются за счет сметных ассигнований и считаются капитальными затратами на строительство. В целях подобного учета расходов эта норма указана в п. 1.4 положения по бухучету долгосрочных инвестиций.

По договорённости

При составлении договора с представителями службы технического заказчика инвестор может возложить на них абсолютно любой объем обязанностей. Это касается и полноценного ведения всех стадий реализации инвестируемого проекта. К услугам может относиться всё - от сбора исходно-разрешительной документации перед началом разработки проекта и до самого оформления разрешений ввода в эксплуатацию. Если понадобится, то они займутся и другими делами, например, оформлением требующихся договоренностей с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями.

служба заказчика в строительстве

Самостоятельно или нет – дело выбора

Технический заказчик – это официальная служебная компания, которая в прямом смысле организовывает и контролирует весь проходящий процесс возведения объекта – от разработки проектной документации и до ввода его в эксплуатацию. Функции подобной организации застройщик может осуществлять и самостоятельно. Однако привлечение специализированных фирм очень быстро получило широкое распространение. Значит, дело того стоит.

ГОСТ Р 57363-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ (ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА)

Project management for real estate development (construction). Project manager (client's technical representative) activities

Дата введения 2017-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по управлению проектом в строительстве, позволяющие обеспечить эффективное достижение целей и задач проектов при осуществлении инвестиционно-строительной деятельности.

Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами в строительстве и могут быть применены при строительстве зданий и сооружений различного функционального назначения, их реконструкции и капитальном ремонте, за исключением объектов определенных в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса как особо опасные и технически сложные, линейные объекты железнодорожного транспорта, объекты культурного наследия.

Настоящий стандарт допускается использовать с целью оценки соответствия управления проектом в строительстве установленным в стандарте требованиям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51901.4* Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании

ГОСТ Р 52807 Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов

ГОСТ Р 54869 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом

ГОСТ Р 54870 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов

ГОСТ Р 54871 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой

ГОСТ Р ИСО 21500 Руководство по проектному менеджменту

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 инвестиционно-строительная деятельность: Деятельность, направленная на привлечение, вложение и управление инвестициями (инвестирование) для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта, организацию (планирование), ввод в действие объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений.

3.2 оптимизация проектных решений (value engineering): Модификация проектной или рабочей документации, направленная на определение и принятие проектных решений, снижающих стоимость капитальных затрат, затрат на эксплуатацию, улучшающих эффективность строительства и качество объекта.

3.3 предпроектная подготовка строительства: Комплекс работ, проводимых в целях обоснования градостроительной деятельности на территории и получение права на ее проведение [1].

3.4 проект в строительстве (инвестиционно-строительный проект): Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание объекта (основных фондов), комплекса объектов производственного или непроизводственного назначения, линейных сооружений в условиях временных и ресурсных ограничений.

3.5 управляющая компания в строительстве: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по управлению проектами в строительстве, направленную на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, действующее по договору и от имени застройщика (инвестора), в рамках определенных сторонами полномочий.

3.6 управляющий проектом в строительстве (руководитель проекта, менеджер проекта) (project manager): Ответственное лицо, которому застройщик (инвестор) делегирует полномочия по руководству работами, планированию, контролю и координации работ участников проекта, распоряжению, контролю за финансовыми средствами, оценку и управление рисками.

Примечание - Управляющий проектом представляет управляющую компанию или непосредственно организацию застройщика (инвестора).

3.7 управление строительством (construction management): Организация строительного производства на объекте, включая: планирование, контроль, оценку и управление рисками, координацию работ подрядных и строительно-монтажных организаций, авторского надзора, строительного контроля, других участников строительства, реконструкции или капитального ремонта.

4 Общие положения. Управление проектом в строительстве

4.1 Управление проектом в строительстве - это деятельность, направленная на достижение целей и задач инвестиционно-строительного проекта, начиная с формирования инвестиционных намерений, выбора земельных участков или объектов, инженерных изысканий, предпроектной и проектной подготовки строительства и заканчивая строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов, последующей сдачей-приемкой их в эксплуатацию.

4.2 Настоящий стандарт устанавливает порядок организации управления проектами в строительстве, определяет этапы реализации проекта, а также области управления проектами в строительстве.

4.3 Стандарт содержит рекомендуемые унифицированные подходы по деятельности управляющего проектом, его основные функции и задачи, в которые может входить весь комплекс организационно-управленческих работ, обеспечивающих строительство "под ключ", в том числе:

- организация реализации инвестиционно-строительного проекта;

- сбор и подготовка исходных данных;

- предпроектная подготовка строительства;

- анализ участников инвестиционно-строительного проекта, их компетенций, финансово-хозяйственного состояния, репутации и соответствия их возможностей предъявляемым требованиям;

- оценка и управление рисками;

- обеспечение функции технического заказчика и строительного контроля;

- планирование, организация и контроль строительства, включая проектные, изыскательские (в том числе специальные: сейсмические, геофизические и др.), научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные и другие работы, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения, а также линейных сооружений;

- обеспечение эффективности капитальных вложений на основе применения прогрессивных и современных решений, с учетом использования местных материалов, современных информационных технологий, других требований инвестора к техническому уровню и качеству объекта, позволяющих получить конкурентоспособный результат;

- сдача-приемка объекта в эксплуатацию.

4.4 Взаимодействие управляющего проектом в строительстве с другими участниками инвестиционно-строительного проекта осуществляется на основе договорно-правовых отношений и установленных ему застройщиком (инвестором) полномочий.

4.5 Управляющая компания в строительстве может совмещать функции управления проектом и технического заказчика, так как роль, ответственность и участие технического заказчика при реализации инвестиционно-строительного проекта ограничена стадиями предпроектной и проектной подготовки строительства, строительстве и сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Большая часть управленческих, организационных, финансовых и технических решений принимается на этапах инициации и планирования проекта. Застройщик (инвестор) вправе заключить договор только на исполнение управляющей компанией функции технического заказчика.

4.6 При осуществлении управляющей компанией функций строительного контроля необходимо наличие допуска саморегулируемой организации и штата специалистов, обладающих требуемой квалификацией и компетенциями.

4.7 Методология управления проектом в строительстве разработана в соответствии с отечественными и международными стандартами и практиками по управлению проектами. Основные этапы управления проектом в строительстве приведены на рисунке А.1 приложения А.

4.8 Принципиальная схема управления проектом в строительстве приведена на рисунке А.2 приложения А.

5 Организация управления проектом в строительстве

5.1 Управление проектом в строительстве предполагает использование соответствующих методов и компетенций для их реализации. Существенное значение имеет системная последовательность и взаимоувязка различных этапов реализации проектов в строительстве, большая часть из которых строго регламентирована существующим законодательством.

5.2 Управление взаимодействием участников проекта в строительстве осуществляется с учетом процессов проектного менеджмента, приведенных в соответствующих национальных стандартах по проектному менеджменту.

5.3 Организационная структура управления проектом в строительстве зависит от сложности проекта, его специфики, объема инвестирования, сроков реализации, региональных и климатических особенностей, таких как работа в условиях Крайнего Севера, значительная удаленность от населенных пунктов, а также прочих неблагоприятных условий.

5.4 Определение организационной структуры управления проектом, компетенции экспертов команды проекта напрямую влияют на достижение надлежащего результата: объекта завершенного строительством, отвечающего требованиям норм и правил, выполненного с надлежащим качеством, в рамках определенного бюджета и в установленные сроки.

5.5 Организационная структура управления проектом в строительстве - это временная структура, включающая в себя участников команды проекта, определение зон их ответственности, а также уровней и границ полномочий, которые следует четко определять и доводить до сведения всех заинтересованных лиц проекта. Состав основных участников проектной команды представлен в приложении Б.

5.6 Для руководства проектом на уровне организации застройщика (инвестора) следует определить куратора (ответственного представителя), уполномоченного санкционировать начало проекта и использование ресурсов, способствовать успешной реализации проекта в строительстве и его поддержку. Куратор принимает управленческие решения, разрешает задачи и вопросы, которые не могут быть решены силами управляющего проекта, включая изменение бюджета инвестиционно-строительного проекта и сроков его реализации.

6 Этапы реализации проекта в строительстве

6.1 Инициирование проекта в строительстве

На данном этапе определяется необходимость и возможность инвестиционного проекта в строительстве, его бизнес-планирование.

6.1.2 Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и/или модернизируемого имущества [2].

6.1.3 В рамках этапа инициирование проекта застройщик (инвестор) устанавливает изначальные цели и ожидаемые результаты проекта (критерии успеха), назначает куратора и управляющего проектом, осуществляет бизнес-планирование, в котором определяет содержание, финансовые ресурсы, внутренние и внешние заинтересованные стороны, а также другие факторы, влияющие на конечный результат.

6.1.4 Утверждение проекта и принятие решения о его финансировании осуществляется до начала самого проекта. Однако следует привлекать управляющего проектом и команду проекта для участия в подготовке и анализе данных в процессе бизнес-планирования. Участие экспертов на ранней стадии позволяет выявить потенциальные риски проекта в строительстве и определить пути их максимального снижения или устранения на первоначальном этапе.

6.1.5 В процессе принятия решения о целесообразности и возможности инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на соответствующей территории, а также для получения предварительных исходных данных, наличии земельных участков для строительства, условий присоединения объекта к источникам снабжения, инженерным коммуникациям и сетям необходимо разрабатывать Ходатайство (Декларацию) [4] о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации. При разработке Ходатайства (Декларации) [4] следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими государственными документами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность.

6.2 Планирование проекта в строительстве

Управляющий проектом совместно с застройщиком (инвестором) осуществляет детальное планирование будущей реализации проекта в строительстве, определяет и уточняет цели и задачи, разрабатывает последовательность действий, требуемых для их последующего достижения, определяет состав (общее содержание) работ. Результатом данного этапа является план по управлению проектом в строительстве, включающий:

- определение состава работ (содержания) проекта, предпроектные проработки, предварительный выбор земельного участка (объекта строительства/реконструкции);

- планирование коммуникаций - обмен информацией и документацией в проекте;

При описании фигуры заказчика в строительстве ориентируются на те нормативные документы, которые в большей степени регламентируют его текущую роль. Заказчик, как лицо управляющее строительством, может по характерным особенностям отождествляться с фигурой застройщика, а по объёму и содержанию функций – частично пересекаться с инвестором и/или генеральным подрядчиком. При этом роль заказчика в строительстве с применением именно этого наименования в документе подробно изложена в «Положении о заказчике при строительстве…» и в Гражданском кодексе РФ.

Содержание статьи

Определение и границы термина

Заказчик в строительстве
Заказчик в строительстве ­– это лицо, которое порученным ему строительством управляет. Заказчиком может быть юридическое и физическое лицо, которое уполномочено инвестором реализовывать проект, или само являющееся инвестором. От имени инвестора или застройщика заказчик организовывает отношения и деятельность подрядчиков, направленную на выполнение инженерных изысканий, проектной документации и хода строительства.

Заказчик и инвестор

Из определения заказчика следует возможность как совмещения в одном лице функций инвестора и заказчика, так и разделения их. Поскольку инвесторы производят капитальные вложения с задействованием собственных и/или привлекаемых средств, то различия определяются тем, вкладывает ли заказчик собственные средства в проект и инициирует ли он в этой роли проект вместе с другими инвесторами.

Если заказчик рассматривается исключительно как нанимаемое лицо, уполномоченное инвестором заниматься управлением строительством, то он наделяется правами владения капитальными вложениями и использования их в период полномочий, который устанавливается договором. В случае нарушения инвестором договорных обязательств заказчик вправе прекратить исполнение обязательств со своей стороны.

Заказчик и застройщик

Заказчик может получить полномочия и от застройщика на период строительства (период полномочий, определяемый договором) или совмещать в одном лице функции заказчика-застройщика. Для того чтобы понятия заказчик и застройщик стали тождественными в одном субъекте, заказчик должен быть юридическим лицом, владеть на правах собственности или аренды земельным участком и иметь право самостоятельно принимать решение по самому факту реализации программы строительства. В Гражданском кодексе фигура заказчика коррелирует с фигурой застройщика в Градостроительном кодексе.

Именно лицо обладающее правом на земельный участок, может сначала получать разрешение на строительство, затем – на введение его в эксплуатацию, и после окончания строительства – на регистрацию права собственности. Отсюда следует и одно из требований Гражданского кодекса к заказчику о своевременном предоставлении для строительства земельного участка.

Заказчик и проектировщик

Заказчик, как лицо, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) архитектурного объекта, обязан иметь на руках выполненный по архитектурно-планировочному заданию архитектурный проект. Выполняться этот проект должен архитектором, имеющим соответствующую лицензию. В связи с этим, заказчик отбирает проектировщиков и определяет техническое задание.

Как правило, заказчик заключает договор с генеральным проектировщиком, который потом, при необходимости, привлекает к решению задачи субподрядных проектировщиков и изыскателей. При этом вопросы получения согласования и разрешения соответствующих органов на проведение изысканий и проектных работ входят в круг задач заказчика.

Заказчик и подрядчик

В большинстве случаев для непосредственного исполнения строительных задач заказчик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком, а тот уже, в свою очередь, посредством субподрядных договоров, при необходимости, привлекает к процессу субподрядчиков. В такой классической схеме многих заказчиков не устраивает, что они не знают, какими именно исполнителями, в конечном счёте, будет выполняться работа.

Чтобы устранить эту неосведомлённость, прибегают к нескольким способам:

  1. Указанный исполнитель. В договоре генерального подряда чётко оговаривается, что ключевые и значимые работы (с их перечнем) генеральный подрядчик должен выполнять лично, передавая субподрядчикам менее существенные функции. На практике же в строительстве невыполнение даже, на первый взгляд, незначительной задачи может нарушить график и сорвать процесс. Поэтому часто прибегают ко второму способу.
  2. Согласованные списки субподрядчиков. При таком подходе заказчик предварительно должен одобрить тех субподрядчиков, которых генеральный подрядчик планирует привлечь к строительству. Происходить это может как комплексно, в едином тендерном пакете вместе с генподрядчиком, так и локализовано – отдельным списком.
    • В первом случае, во время выставления своей кандидатуры на торги, генеральный подрядчик демонстрирует свою сеть субподрядчиков, что даёт возможность заказчику делать выбор «пакетно» – принимать решение с учётом того, кто будет привлекаться для субподрядных работ.
    • Во втором случае, заказчик начинает работать с генеральным подрядчиком, позднее отдельно принимая решение по предложенным кандидатурам субподрядчиков. Если после проверки какой-либо из субподрядчиков вызывает сомнения, его кандидатура может быть отклонена. Согласование, однако, следует проводить до подписания договора субподряда. В противном случае при одностороннем отказе со стороны генподрядчика сотрудничать с субподрядчиком, заказчик не будет нести никакой ответственности, поскольку никак не связан в правовом смысле с субподрядчиком, но генподрядчик будет за это «отвечать». Второй подход при согласовании распространён при давних устоявшихся связях заказчика и генподрядчика.
  3. Прямой договор субподряда. С согласия генерального подрядчика заказчик может привлекать субподрядчиков напрямую, подписывая соглашение на выполнения отдельных работ (ст. 706, п. 4 ГК РФ это допускает). В этом случае стороны уже ответственны друг перед другом за соблюдение условий договора. В плане расчётов заказчик тоже иногда может оплачивать работу субподрядчика напрямую (минуя ответственного посредника в лице генподрядчика). Но это допускается либо при прямом договоре субподряда, либо, если стороны при подписании контрактов генерального подряда и субподряда сразу оговорили такую возможность.

Поскольку любое строительство имеет свою специфику, заказчик обычно не «привязывается» к неким стандартным классическим форматам, а выбирает те, которые в данной конкретной ситуации использовать наиболее целесообразно.

Заказчик и поставщик

Отношения заказчика и поставщика тоже со временем начинают уходить от стандартных однозначных схем, однако по-прежнему наиболее распространены две модели:

  • В первой – узкой – заказчик связан только с поставщиками оборудования. Поставщики товарно-материальных ценностей, сырья, конструкций заключают договор с подрядчиками напрямую.
  • Во второй – расширенной модели отношений – заказчик частично решает задачи по приобретению материалов и сырья. Часто в таких схемах поставщики могут работать напрямую и с заказчиком, и с генеральным подрядчиком, и с субподрядчиками. При этом заказчик имеет определённое Гражданским кодексом право контролировать качество материалов, предоставленных подрядчиком. Всё это требует высокой координации действий, поэтому к особо сложно координируемому варианту чаще прибегают как к вынужденной мере. Однако, независимо от формата отношений, заказчик оставляет за собой право контроля качества.

Все отношения с поставщиками строятся через подписания договоров купли-продажи или договоров поставки (в зависимости от контекста и правовых нюансов).

Функции заказчика

Функции, которые закреплены за заказчиком, зависят от стадий работы над строительным проектом и области осуществления процесса.

 Структура коммуникационного взаимодействия

  1. Предпроектная проработка, подготовка:
    • разработка бизнес-плана,
    • согласование работ на всех уровнях, включая разрешение на проведение СМР,
    • сбор и обработка исходных данных для проектной документации,
    • создание плана проведение конкурса по отбору подрядных организаций на все работы, обеспечение и проведение конкурса, договорное оформление отношений с выбранными исполнителями проектных, изыскательских, строительных работ,
    • подготовка предложений по регламенту работы комиссии (для согласования с инвестором),
    • выбор страховой компании и условий страхования рисков.
  2. Подготовка строительной площадки:
    • выбор строительной площадки и получение разрешения на её использование: сбор документов по отводу участка, разрешение на использование энерго- и ресурсообеспечивающих коммуникаций, на производство работ в зоне линий воздушных электропередач, подземных коммуникаций и др.,
    • назначение ответственных лиц и передача ответственности за стройплощадку,
    • создание геодезической основы, определение места завоза-вывоза грунта,
    • разбивка осей и трасс,
    • проведение, в случае необходимости, переговоров о сносе с владельцами строений и обеспечение переселения, с расчётом остаточной стоимости и возмещения стоимости изымаемых участков, посевов, домов и др.,
    • контроль за состоянием зданий в зоне влияния строительных работ.
  3. Контроль за ходом строительства:
    • утверждение ответственных за контроль лиц, уполномоченных от имени заказчика осуществлять надзор за СМР, за качеством оборудования, материалов, конструкций, принимать работы и приостанавливать строительство,
    • регистрация в госорганах лиц, проводящих работы повышенной опасности,
    • передача подрядной организации всех документов, включая согласования и разрешения, геодезической разбивочной основы и др.,
    • приём на баланс зданий и сооружений, включая сооружения временного характера, оборудования, материалов,
    • утверждение графиков работ,
    • согласование списка поставщиков и субподрядных организаций с проверкой у исполнителей лицензий и сертификатов,
    • осуществление технического надзора за строительством, и приостановка работ с консервированием объекта,
    • организация шефмонтажных и пусконаладочных работ,
    • приёмка, ввод в эксплуатацию и передача инвестору объекта.
  4. Финансирование и учёт:
    • открытие банковского счёта, согласование с инвестором поступления средств,
    • согласование по договору с подрядчиками порядка и сроков оплаты (авансовых, промежуточных, премиальных, компенсационных платежей и полного окончательного расчёта),
    • ведение бухгалтерского, статистического, оперативного учёта, с предоставлением установленной отчётности,
    • проведение анализа затрат и составление отчётности для инвестора,
    • организация аудиторской проверки и др.

Функциональный набор обязанностей заказчика на каждом конкретном проекте уточняется отдельно, а особенности отражаются в соглашениях. При этом важно не допускать совмещение функций исполнителя и контролёра в одном подразделении компании-заказчика.

Права заказчика

Заказчик, если иное не установлено условиями конкретных соглашений, реализовывая задачи и исполняя обязанности, имеет право:

  • От имени инвестора и для отстаивания его интересов выступать в государственных и негосударственных органах, надзорных службах. В том числе – в суде (истцом или ответчиком) и в органах надзора для получения заключений о соответствии объекта нормам.
  • Привлекать исполнителей и экспертов.
  • По поручению и договору с инвестором брать заказ на строительство для коммерческих и государственных нужд.
  • Отбирать исполнителей с последующим заключением с ними договора на разработку проектно-сметной документации и изыскательных работ, на поставку оборудования (материалов), на строительные, монтажные и другие работы.
  • Распоряжаться по целевому назначению финансами, ценностями и ресурсами, выделенными инвесторами на строительство.
  • Утверждать рабочую документацию
    Утверждать рабочую документацию.
  • Составлять и утверждать смету по индивидуальным нормам и единичным расценкам, основываясь на калькуляции затрат, и определять сметный лимит на дополнительные работы.
  • Осуществлять контроль качества материалов, оборудования, конструкций, сроков их поставки, работ, оформления документации.
  • Принимать решение о соответствии результата предъявляемым требованиям и условиям.
  • Осуществлять приёмку объекта и ввод его в эксплуатацию.
  • Определять эксплуатационный режим при пробной эксплуатации и контролировать процедуру в пусковой и гарантийный периоды.
  • Передавать завершённый объект эксплуатирующим организациям.
  • Принимать решение (с согласия инвестора) останавливать строительство и законсервировать объект.

Согласно статье 748 ГК РФ, заказчик имеет право контролировать ход строительства, ход работ, качество материалов и целесообразность их использования, не вмешиваясь при этом хозяйственную деятельность подрядчика. Часто эту функцию относят к обязанностям заказчика, что неверно. Контроль за ходом работ и надзор за строительством выносятся в категорию «права», потому что подобный контроль относится к сфере объективных интересов заказчика. Отсутствие контроля повышает, в первую очередь, риски самого заказчика, особенно, когда речь идёт о праве собственности на объект строительства (реконструкции, ремонта).

Заказчик здесь преследует, по меньшей мере, две задачи:

  • точное выполнения ТЗ на основе технической документации,
  • недопущение возможности квалифицировать будущий объект как самовольную постройку.

В случае получения объектом строительства статуса самовольной постройки государственная регистрация права собственности окажется под вопросом. Кроме того, это может привести к сносу постройки.

Поэтому вторым пунктом статьи 748 ГК РФ вводится уже обязательство заказчика немедленно заявить об обнаруженных недостатках подрядчику. Если заказчик сразу этого не делает, он лишается права позднее ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Читайте также: