Специалисты по организации строительства какие должности

Опубликовано: 26.09.2024

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 55.5-1, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

1) подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;

2) определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;

3) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;

4) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 5 с 27 июня 2019 г. - Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

5) утверждение в соответствии с частью 15.2 статьи 48 настоящего Кодекса подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 55.5-1 дополнена частью 3.1 с 27 июня 2019 г. - Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

3.1. Должностная обязанность, предусмотренная пунктом 5 части 3 настоящей статьи, исполняется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

1) организация входного контроля проектной документации объекта капитального строительства, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, оперативное планирование, координация и организация сноса объекта капитального строительства;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

4) подписание следующих документов:

а) акта приемки объекта капитального строительства;

б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также - национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Информация об изменениях:

Статья 55.5-1 дополнена частью 6.1 с 27 июня 2019 г. - Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

6.1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, могут быть установлены дополнительные требования к специалисту, указанному в части 3.1 настоящей статьи.

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

8. Национальное объединение саморегулируемых организаций отказывает физическому лицу во включении сведений о нем в национальный реестр специалистов в случае:

1) несоответствия такого лица требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи;

2) установления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения;

3) наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

4) наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов по указанным в пунктах 3 - 5 части 9 настоящей статьи основаниям, принятых за период не более чем три года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи;

5) наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нем из национального реестра специалистов, принятых за период не менее чем два года, предшествующих дате подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи.

9. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, исключаются из национального реестра специалистов:

1) на основании заявления такого физического лица;

2) в связи со смертью такого физического лица (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

3) в случае, если по вине такого физического лица осуществлялись выплаты из компенсационных фондов саморегулируемой организации и вина этого специалиста была установлена судом (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

4) в случае привлечения такого физического лица к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса одного объекта капитального строительства (в том числе на основании обращения саморегулируемой организации);

5) если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, работником которого является такое физическое лицо, по вине такого физического лица включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и вина такого физического лица установлена судом (на основании обращения такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица);

6) по истечении у иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации и срока действия разрешения на работу.

10. Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

11. В национальных реестрах специалистов должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

2) вид осуществляемых физическим лицом работ (организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства);

3) дата принятия решения о включении сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов или решения об исключении сведений о таком физическом лице из национального реестра специалистов.

12. Сведения, содержащиеся в национальном реестре специалистов, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

13. Порядок ведения национальных реестров специалистов, порядок внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В этой статье мы расскажем Вам, какие необходимы специалисты для вступления в строительные, проектные или изыскательные СРО, что такое НРС, какие предъявляются требования к специалистам НРС в 2021 году, их ответственность, как внести Ваших сотрудников в нужный реестр. Дадим инструкцию в PDF, как правильно заполнить и заверить документы на сотрудников перед отправкой в НРС.

  1. Специалисты НРС для СРО
  2. Требования к специалистам СРО
  3. Внесение специалистов в НРС
  4. Какие нужны документы для внесения в реестр
  5. Ответственность специалистов СРО

С 1 июля 2017 года, с вступлением в силу ФЗ № 372 , одним из основных требований, для получения допуска СРО, является наличие в штате компании не менее 2-х высококвалифицированных сотрудников, внесенных в национальный реестр специалистов - сокращенно НРС .

На данный момент таких реестров два и находятся они на разных сайтах:

  1. На официальном сайте НОСТРОЙ , находится Реестр специалистов строителей, который является вышестоящим органом над всеми строительными саморегулируемыми организациями РФ. Пройти на реестр можно по ссылке http://nrs.nostroy.ru/
  2. На сайте НОПРИЗ НРС – находится реестр специалистов проектных и изыскательных компании- http://nopriz.ru/nreesters/nrs/ . Данная организация курирует деятельность всех проектных и изыскательных СРО. Реестр является общим как для проектировщиков, так и для изыскателей.

После предоставления всех необходимых документов и завершения процедуры внесения, компания или физ. лицо получает уведомление о включении специалиста в НРС.

В течении всего времени функционирования предприятия, имеющего допуск СРО, в штате должно быть не менее 2-х таких сотрудников. Если по какой то причине, сотрудник исключается из реестра или увольняется, необходимо обязательно предоставить другого сотрудника.

Для строителей и проектировщиков/изыскателей требования достаточно жесткие и немного отличаются, в чем, смотрите ниже:

Требования для внесения сведений в НОСТРОЙ:

Если Вы вносите своего сотрудника в реестр НОСТРОЙ, то есть у вас строительная компания, то требования к специалистам следующие:

опыт работы

  • Обязательно должен быть в штате компании, хотя бы на 0,5 ставки;
  • Должен иметь стаж работы в строительных компаниях не менее 10 лет;
  • Должен иметь высшее строительное образование. Перечень специальностей утвержденных приказом министерства строительства и ЖКХ РФ от 13.10.2017 № 1427/пр;
  • Должен пройти курсы повышения квалификации строителей, например курсы безопасность строительства рассчитанных на 72 часа; Корочки должны быть получены максимум 3 года назад.
  • Должен иметь справку о несудимости. Обычно ее получают в МФЦ или на сайте гос. услуги. Заказывать надо заранее, так как делается она от 2-х недель ( на сайте Гос. услуги) до месяца (в МФЦ).

Требования к сотрудникам для внесения сведений в НОПРИЗ:

Если вам нужен специалист для СРО на проектирование или изыскание, требования почти такие же как для строителей, но есть некоторые отличия:

  • Стаж в проектных организациях считается с момента получения диплома(ЭТО ВАЖНО!). То есть если для НОСТРОЙ, диплом специалиста может быть получен не ранее 3-х лет назад, для проектировщиков и изыскателей- не ранее 10 лет. Таким образом общий стаж и инженерный равны 10 годам;
  • Обязательно должен быть в штате компании, хотя бы на 0, 5 ставки;
  • Высшее профильное образование . Например строительный диплом или диплом Архитектора. Перечень специальностей утвержденных приказом министерства строительства и ЖКХ РФ от 13.10.2017 № 1427/пр;
  • Наличие справки об отсутствии судимости. Заказывается заранее в МФЦ или на госуслугах;
  • Повышение квалификации для проектировщиков или изыскателей. Обычно это удостоверение называется «проектирование зданий и сооружений». Курсы рассчитаны на 72 часа и корочки не должны быть просрочены.

Процедура внесения специалистов в НРС НОСТРОЙ и НОПРИЗ включает в себя несколько этапов:

  1. Проверка на соответствие требованиям НРС – стаж, образование и т. д.

Необходимо тщательно посчитать стаж по трудовой книжке и по вкладышам в трудовую, если они есть. Если не хватает даже 1 -2 месяцев, будет вынесен отказ и повторно внести специалиста будет проблематично.

Также нужно обязательно проверить, есть ли специальность, указанная в дипломе, в перечне и когда был получен документ.

  1. Получение удостоверения повышения квалификации, если его нет в наличии или оно просрочено;

Подходят такие программы как например « Безопасность строительства» или «Проектирование зданий и сооружении»

  1. Одновременно со вторым этапом, нужно заказать справку о несудимости;

Справку об отсутствии судимости нужно заказывать заранее- за 2- 4 недели. Ее необходимо заказывать только на официальных источниках – МФЦ, полиция или Госуслуги

  1. Заполнение заявления.

После того, как справка о несудимости и удостоверение повышения квалификации получены, необходимо заполнить заявление. Заявление заполняется строго по образцу, который можно скачать на сайте НОСТРОЙ или НОПРИЗ в разделе реестры.

  1. Заверение документов.

Некоторые документы заверяются нотариально, другие заверяет руководитель организации.

Для строителей нотариально заверяются диплом и заявление . Все остальные документы заверяет руководитель. Для проектировщиков и изыскателей нотариус заверяет заявление, диплом и паспорт . Подробнее смотрите тут Как правильно подготовить документы для внесения специалистов в реестры НОСТРОЙ и НОПРИЗ ;

  1. Документы отправляются в НОСТРОЙ или НОПРИЗ курьером.

Крайне важно правильно заполнить и заверить документы, в противном случае документы могут попасть в «отказники» и процесс внесения затянется еще на пару месяцев.

Прежде чем отправлять документы в НРС, необходимо их собрать, проверить и заверить. И для строителей и для проектировщиков с изыскателями пакет документов будет одинаковый:

  1. Паспорт
  2. СНИЛС
  3. Диплом
  4. Трудовая книжка + вкладыши
  5. Справка о несудимости
  6. Диплом о высшем образовании
  7. Удостоверение повышения квалификации
  8. Заявление

В НОСТРОЙ и НОПРИЗ отправляются заверенные копии документов курьером или Экспресс почтой.

Ответственность специалистов СРО

Специалисты внесенные в НРС несут определенные обязательства, подразумевающие контроль и выполнение следующих функций:

Для строительных компании:

  • Контроль входа проектной документации;
  • Контроль строительных процессов;
  • Приемка выполненных работ;
  • Визирование документов.

Для проектных и изыскательных компании, ответственность специалиста НРС заключается в следующем:

  • Подготовка и утверждение заданий по выполнению работ;
  • Подготовка и контроль подбора критериев для участников строительных работ;
  • Согласование и приемка результатов производства;
  • Утверждение результата.

Таким образом, мы с Вами узнали, какие предъявляются требования к специалистам НРС, как их туда вносить, какие нужны документы и сколько по времени это может занять.

Так, с 1 июля 2017 года действуют новые правила работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком (далее также — договор строительного подряда), которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено законом. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Таким образом, вступают в силу новые требования к специалистам — работникам строительных компаний — членов СРО, в результате которых строителям предстоит столкнуться с новым явлением — Национальным реестром специалистов в области строительства (далее — Национальный реестр). Причем законом 372-ФЗ определено, что в Реестр вносятся не менее чем два специалиста по основному месту работы.

Практика ведения реестров специалистов (инженеров) — это заимствование хорошо зарекомендовавшего себя иностранного опыта. Не секрет, что в ряде стран Европы инженер просто не может выполнять определенные виды трудовой деятельности, не сдав при этом профессиональный (зачастую демонстрационный) экзамен и не состоя в государственном (или негосударственном) реестре специалистов.

Стоит отметить, что о Национальном реестре в законе говорится немного. Уточняется лишь, что национальные объединения обязаны вести Национальные реестры с 01.07.2017 и размещать в нем сведения о специалистах в области строительства.

При этом статья 55 5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет минимальные требования к специалистам по организации строительства для включения их в Национальный реестр:

  1. наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
  2. наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
  3. наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
  4. повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
  5. наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Для кого и для чего нужен Нацреестр?

Как и в любом новом деле у строителей возникает много вопросов, связанных с организацией и ведением Национального реестра. Основная причина — отсутствие пакета подзаконных нормативных правовых актов, а также разные трактовки законодательных норм. Для решения этой проблемы Минстрой России должен к марту 2017 года разработать приказ «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физическом лице, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки специалистов в области строительства».

В это же время НОСТРОЙ разрабатывает регламенты по ведению Национального реестра и внесению в него информации от физических лиц. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с СРО, органами власти, образовательными организациями и широким пулом экспертов. Кроме того, НОСТРОЙ предстоит разработать квалификационные стандарты для специалистов по организации строительства, дифференцированные по видам деятельности.

При этом важно понимать, для кого разрабатывается Национальный реестр, какие перед ним стоят цели, и как он будет вестись. От понимания основной целевой аудитории пользователей зависит очень многое. Прежде всего, Национальный реестр мог бы пригодиться заказчикам, органам государственного строительного контроля, а также государственным органам, проводящим торги и закупки в рамках 44-ФЗ.

При этом в законе определено, что в Национальном реестре должны содержаться: ФИО специалиста, вид выполняемых работ и дата внесения сведений о нем в Национальный реестр. Если ограничиться этим, Национальный реестр станет практически бесполезным. Ведь не будет никакой конкретики и установить, что специалист работает в такой-то компании, таком-то СРО, имеет определенный стаж и образование, будет невозможно.

Также видится целесообразным, что необходима некая структура, которая будет обрабатывать первичные заявления будущих членов Национального реестра. Ведь количество занятых на стройке инженерно-технических работников (ИТР), по самым скромным оценкам, составляет не менее 250 — 300 тысяч человек. При этом существующие на данный момент нормативные правовые акты не предусматривают право НОСТРОЙ заранее начать вести Национальный реестр. Если все специалисты в один день (например, 01.07.2017) обратятся в НОСТРОЙ с комплектами документов на внесение в Национальный реестр, это работа будет парализована. При этом на 01.07.2017 СРО уже должна иметь подтверждение внесения работников члена СРО в Реестр.

Для решения этих и других проблем, связанных с ведением Национального реестра (в рамках одной статьи невозможно подробно изложить весь их перечень) необходимо, чтобы приказ Минстроя и разрабатываемые НОСТРОЙ регламенты содержали следующие положения:

  1. Национальный реестр должен содержать открытую и закрытую части. В открытой части будет содержатся информация: указанная в ч.11 ст. 55. 5-1 , а также реестровый номер, федеральный округ, регион и информация по оценке квалификации специалиста на соответствие профессиональному стандарту, статус специалиста «Действующий» или «Исключен». В закрытой части — информация по принятым документам, информация о работодателе, иная информация.
  2. Должна быть предусмотрена связь (некий информационный шлюз) по обмену и дополнению друг друга информацией между Национальным реестром, Единым реестром членов СРО, Всероссийским реестром независимой оценки квалификаций. Для этого можно предусмотреть занесение данных в Национальный реестр через веб-интерфейс личного кабинета и создать такие кабинеты в каждой СРО.
  3. Национальные объединения должны получить право заранее вести (вносить данные) Национальный реестр, чтобы к 01.07.2017 он уже успел поработать пару месяцев в тестовом режиме, чтобы выявить подводные камни и «детские болезни» системы.
  4. Важный вопрос — наделение СРО правом принятия документов на внесение сведений в Национальный реестр. Это позволит обеспечить действенный контроль СРО за своими членами в рамках регионализации саморегулирования. При этом будет выстроен следующий порядок действий:
  5. . Заявитель — специалист по организации строительства — подает в СРО заявление на включение в Национальный реестр и комплект необходимых документов (требования к этим документов — тема для отдельной статьи).
  6. . Сотрудник СРО проверяет полноту и правильность представленных сведений, в том числе соответствие документов об образовании и повышении квалификации направлению подготовки строительства. При отсутствии замечаний он сканирует документы, размещает в личном кабинете СРО в Национальном реестре, заверяет электронно-цифровой подписью. Формируется заявка с уникальным номером, заявителю на руки выдается расписка о приеме документов. При этом получается, что на каждого заявителя будет сформирован комплект документов в бумажном и электронном виде.
  7. . Оригинальный комплект документов отправляется в НОСТРОЙ для проверки и подтверждения, а копия хранится в СРО.

НОСТРОЙ может проверять поступившие от СРО документы в два этапа:

c1. Первичная, визуальная проверка документов в деле заявителя (электронные сканы в системе). При отсутствии замечаний на этом этапе документы акцептуются и формируется протокол — решение о внесении специалиста в Национальный реестр и присваивании ему уникального реестрового номера. В случае предоставления неполного пакета документов или несоответствия представленных документов установленным требованиям — отклонение заявки и уведомление об этом заявителя и СРО.

  1. . После проверки документов заявителя и корректности внесенных СРО данных о нем, информация заносится в Национальный реестр. Заявителю (и СРО) автоматически направляется выписка о том, что сведения о нем включены в Национальный реестр.
  1. Перечень прилагаемых к заявлению на включение в Национальный реестр документов может быть (и должен быть) расширен. Предлагается включить туда СНИЛС и ИНН для недопущения «задваивания» специалистов. Ведь легко спрогнозировать ситуацию, когда информацию об одном и том же специалисте постараются внести в Национальный реестр несколько строительных организаций, в которых может быть задействован специалист.

Эти меры позволят получить полноценный, рабочий, полезный Национальный реестр специалистов, который позволит обеспечить достижение следующих целей:

  • определение наличия у конкретной строительной организации квалифицированных специалистов;
  • создание единой базы данных по специалистам для государственных органов, заказчиков (возможно использование для закупок, тендеров);
  • мониторинг рынка труда, анализ численности занятых в строительной отрасли, контроль процессов трудовой миграции.

При этом ряд вопросов пока не имеет решений. К ним можно отнести: подтверждение трудового стажа специалистов именно в строительных организациях, проверка подлинности дипломов и документов о повышении квалификации, перечень направлений подготовки специалистов в области строительства.

На наш взгляд, ответ на эти (и другие) вопросы удастся выработать в процессе подготовки регламентационных документов по ведению Национального реестра.

Надежда Прокопьева, директор департамента профессионального образования НОСТРОЙ

Владислав Кришталь, заместитель директора департамента профессионального образования НОСТРОЙ

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Требования законодательства к специалистам для СРО

Важным условием вступления компании в саморегулируемую организацию является наличие квалифицированного персонала. Требования к специалистам для СРО регулируются ГрК РФ и внутренними положениями партнерства. При этом законодательством установлены минимальные требования по специалистам для СРО, а в зависимости от вида деятельности, на которые выдается допуск, они могут быть более жесткими. Очевидно, что для осуществления деятельности на объектах повышенной опасности потребуется больше квалифицированных сотрудников.

Базовые нормы

Основные требования к специалистам строительных организаций содержатся в ст.55.5 ч. 8 ГрК РФ. Согласно кодексу, для вступления в некоммерческое партнерство и проведения работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зданий в штате компании должно быть:

  1. Минимум 3 сотрудника с высшим профильным образованием и стажем работы в сфере строительства от 3 лет.
  2. Минимум 5 сотрудников со средне-специальным образованием (диплом строительного техникума) и стажем от 5 лет.

Один раз в 5 лет сотрудники должны проходить профессиональную переподготовку и иметь документальное подтверждение. Кроме того, существуют отдельные требования к специалистам СРО, выполняющим проектирование – минимум 3 сотрудника с высшим образованием и стажем работы от 5 лет. Самостоятельно осуществлять деятельность в сфере проектирования могут только те ИП, у которых есть диплом о высшем образовании и опыт работы от 10 лет.

Немного отличаются требования к специалистам СРО, организовывающим строительство – не менее 5 сотрудников с высшим профильным образованием и опытом работы от 5 лет. При этом руководитель юрлица или ИП должен иметь диплом о высшем образовании и опыт работы в сфере строительства от 7 лет (ст.55.5 ч.8.2 ГрК РФ).

Новые требования

Единый реестр специалистов СРО стал одним из ключевых нововведений закона 372-ФЗ. С 1.07.17 строительная компания может вступить в некоммерческое партнерство только при наличии минимум 2 специалистов из этого реестра. Саморегулируемая организация на свое усмотрение может установить более жесткие требования для получения допуска на осуществление деятельности на объектах с повышенной ответственностью.

Изменения затронули руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Теперь для того, чтобы стать членом саморегулируемой организации, они должны обязательно иметь диплом о высшем образовании и стаж по специальности от 5 лет.

Как войти в реестр специалистов

Требования законодательства к специалистам СРО для включения в Национальный реестр:

  1. Высшее образование.
  2. Общий стаж работы в строительстве – не менее 10 лет, из них минимум 3 года на инженерных должностях.
  3. Окончание курсов повышения квалификации не менее 5 лет назад.
  4. Для иностранцев – разрешение на работу.

Специалисты из единого реестра должны не просто присутствовать в штате компании, но и выполнять ряд ключевых функций, среди которых организация и проведение строительного контроля, подписание актов приемки и соответствия объектов техрегламентам, утверждение результатов работы компании.

Несоответствие требованиям об образовании и стаже работы, подача фальшивых документов, наличие судимости или исключение из Нацреестра менее чем 2 года назад – это основания для отказа во включении работника в единый реестр.

Исключение из реестра может произойти по собственному заявлению, в связи с окончанием срока действия разрешения на работу для иностранцев, если по вине сотрудника проводились выплаты из компенсационного фонда, если инженер или архитектор дважды привлекался к административной ответственности за аналогичные нарушения. Также исключение последует в случае совершения действий, которые повлекли за собой включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.

1.1. Главный инженер по строительству относится к категории руководителей.
1.2. Главный инженер по строительству назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя предприятия.
1.3. Главный инженер по строительству подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
1.4. На время отсутствия главного инженера его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.5. На должность главного инженера по строительству назначается лицо, имеющее: высшее профессиональное образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Строительство», «Гидротехническое строительство», «Транспортное строительство», «Городское строительство и хозяйство» или имеющее высшее профессиональное техническое образование и прошедшее профессиональную переподготовку по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.
1.6. Главный инженер по строительству должен знать:
— законодательство и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность строительных организаций;
— профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
— перспективы технического и экономического развития предприятия;
— производственные мощности предприятия;
— основы технологии проведения работ;
— порядок разработки и утверждения планов строительства;
— технологию и способы ведения строительных работ;
— строительные нормы и правила;
— требования организации труда при произведении строительных объектов;
— порядок финансирования капитальных вложений и привлечения инвесторов;
— порядок разработки и оформления проектно-сметной и другой технической документации, ведения учета и составления отчетов о деятельности предприятия в области строительства;
— порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
— научно-технические достижения и опыт передовых предприятий в области строительства;
— экономику, организацию производства, труда и управления;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— правила внутреннего трудового распорядка.
1.7. Главный инженер по строительству руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом предприятия, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности главного инженера по строительству

Главный инженер по строительству выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает выполнение работ по строительству, целевое и рациональное использование ресурсов.
2.2. Возглавляет работу по улучшению и удешевлению проектно-изыскательских работ, совершенствованию организации производства и внедрению прогрессивных методов строительства, сокращению издержек на осуществление строительных работ и повышению качества, а также сокращению сроков их проведения.
2.3. Руководит разработкой перспективных и текущих планов строительства, реконструкции, а также планов ввода в эксплуатацию объектов строительства.
2.4. Участвует в составлении бизнес-планов в части технического перевооружения и повышения эффективности производства, в определении необходимых финансовых средств, в том числе средств инвесторов, для строительства, проектирования и приобретения оборудования, а также источников финансирования капитальных вложений, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному строительству в условиях рыночных методов хозяйствования.
2.5. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с подрядными организациями на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, с предприятиями — на приобретение материалов и оборудования.
2.6. Следит за исполнением контрагентами обязательств по договорам, участвует в составлении претензий при ненадлежащем исполнении обязательств.
2.7. Обеспечивает наличие всей необходимой информации для разработки проектно-сметной документации и материалов по объектам строительства.
2.8. Обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, а также технический надзор и контроль за сроками и качеством выполнения всех строительно-монтажных и других строительных работ, за их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, строительным нормам, правилам, стандартам и техническим условиям, нормам техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, требованиям организации труда.
2.9. Согласовывает с органами, осуществляющими технический надзор, вопросы, связанные с установкой, испытанием и регистрацией оборудования на строительных площадках.
2.10. Контролирует расходование средств, выделенных на приобретение оборудования и строительных материалов, соблюдение правил хранения и качество консервации оборудования и строительных материалов.
2.11. Проводит работу по сдаче, приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства.
2.12. Содействует внедрению рационализаторских предложений и усовершенствований, удешевляющих стоимость и сокращающих сроки строительства, сокращению сроков окупаемости капитальных вложений (без снижения прочности конструкций и ухудшения качества строительных работ).
2.13. Обеспечивает внедрение прогрессивных форм организации труда, целесообразное использование профессионально-квалификационного потенциала работников, занятых в подчиненных ему подразделениях.
2.14. Организует работу по ведению учета и составлению отчетности по строительству.

3. Права главного инженера по строительству

Главный инженер по строительству имеет право:

3.1.Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его должностные обязанности.
3.2.Контролировать выполнение плановых заданий и работ, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему подразделениями.
3.3.Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности главного инженера по строительству, подчиненных ему подразделений.
3.4.Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в компетенцию главного инженера по строительству.

4. Ответственность главного инженера по строительству

Главный инженер по строительству несет ответственность за:

4.1. Результаты и эффективность производственной деятельности предприятия в пределах своей компетенции.
4.2. Необеспечение выполнения своих должностных обязанностей, а также работу подчиненных ему подразделений предприятия по вопросам их производственной деятельности. 4.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений администрации предприятия.
4.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

Читайте также: