Специальность судостроение какие профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Инженер-кораблестроитель – это специалист, от которого зависит, как будет выглядеть и какими характеристиками будет обладать судно. Профессия судостроителя – одна из перспективных и востребованных, так как судоходство в России и мире сейчас активно развивается.

История возникновения

Судостроение – одна из самых древних отраслей промышленности. Первыми инженерами-кораблестроителями условно можно считать первобытных людей, которые научились выдалбливать внутренность древесного ствола и делать челноки. В период античности изготовление средств для передвижения по воде обрело признаки профессии: регулярность производства, определенная система обучения ремеслу и получение дохода.

Развитие кораблестроения привело к зарождению еще во времена Средневековья нового типа инженера-промышленника, который, по сути, был всего лишь высококвалифицированным мастером. Прогресс в машинной индустрии дал возможность этой профессии усовершенствоваться и сформироваться окончательно.

В середине XIX столетия суда уже представляли собой сложные технические системы. Соответственно, появилась острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-судостроителей, которые умели бы проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также улучшать имеющиеся и создавать новые корабельные механизмы. В ответ на такой запрос в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где начали готовить будущих инженеров-кораблестроителей.

Характеристика профессии

Инженер-судостроитель занимается конструированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача – спроектировать технически безукоризненное судно с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешнюю эстетику корабля.

Профессия предполагает целый ряд узких направлений. Суть и объем работы инженера зависят от выбранной им специализации. Он может заниматься:

  • корпусостроением;
  • океанотехникой;
  • судовыми энергоустановками (направление предполагает проведение исследований, создание проекта, изготовление оборудования, его техобслуживание и ремонтные работы);
  • подводной техникой;
  • морской акустикой и гидрофизикой;
  • автоматизированными системами управления корабельной техникой;
  • информационно-навигационными автоматизированными комплексами (направление предполагает работу над судовым вооружением: разработку защитных комплексов против воздействия полей, трального оружия, навигационных систем, вредоносного программного обеспечения и так далее);
  • системами судовой электроэнергетики (речь идет об их разработке, установке, обслуживании и модернизации, а также написании специальных компьютерных программ для них).

В зависимости от выбранной специализации инженер-кораблестроитель может работать в институте (проектном или НИИ), на судостроительном или судоремонтном заводе, в профильном вузе преподавателем, а также подписать контракт на службу в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист с легкостью адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.

Обучение и ЕГЭ

Вузов, в которых можно получить довольно редкую, но очень востребованную профессию инженера-кораблестроителя, в России полтора десятка:

  • Московская госакадемия водного транспорта;
  • Калининградский технический госуниверситет;
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Алексеева;
  • Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова (г. Санкт-Петербург);
  • Севастопольский госуниверситет;
  • Инженерная школа Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) и филиал ДВФУ в г. Большой Камень;
  • Морской госуниверситет им. адмирала Невельского (г. Владивосток);
  • Сибирский госуниверситет водного транспорта (г. Новосибирск);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева;
  • Волжский госуниверситет водного транспорта;
  • Институт морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского технического госуниверситета;
  • Комсомольский-на-Амуре госуниверситет;
  • Мурманский технический госуниверситет;
  • Северодвинский филиал Северного (Арктического) федерального университета.

Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию кораблестроителя. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический госуниверситет ведет подготовку инженеров мирового класса, которые могут проектировать, строить и технически обслуживать гражданские суда, военные корабли и субмарины, средства для разведывания и добычи месторождений газа, нефти и прочих полезных ископаемых с морского дна. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод – ВТУЗ» готовит инженеров-кораблестроителей и океанотехников для «Севмаша» и ЦС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают на производстве практические навыки. Результат такого подхода к подготовке инженеров-кораблестроителей – показатель ежегодного трудоустройства выпускников на уровне не ниже 90 %.

Для поступления в вуз на инженера-кораблестроителя понадобится сдать три предмета ЕГЭ:

  • русский язык;
  • профильную математику;
  • физику.

Как и на большинство технических специальностей, проходные баллы на программы подготовки инженеров-судостроителей невысокие. Например, в Морском университете им. Невельского за последние 7 лет планка не поднималась выше 158, минимум был на уровне 125.

Готовиться к тому, чтобы стать инженером-кораблестроителем в России можно прямо в средней общеобразовательной школе. Летом 2019 года СОШ № 79 им. Н. Зайцева подписала соглашение об открытии инженерно-судостроительных классов с Объединенной судостроительной корпорацией, Нижегородским техническим госуниверситетом им. Р. Алексеева и заводом «Красное Сормово». Старшеклассников будут обучать специальным компетенциям, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.

Обязанности

Спектр должностных обязанностей и рабочих задач инженера-судостроителя весьма широк. Они могут отличаться в зависимости от его специализации. Работая по разным профилям, кораблестроитель может:

  • проектировать корпуса судов и плавучих объектов (рыбных ферм, понтонов);
  • рассчитывать количество материалов, подбирать необходимые для работы инструменты и оценивать экономическую эффективность каждого технологического процесса;
  • разрабатывать инструкции, методические указания и технологические карты с учетом правил и норм безопасности труда;
  • внедрять разработанные технологии;
  • вносить коррективы в документацию при изменениях в технологических процессах и согласовывать их с Российским морским регистром судоходства;
  • выполнять дефектацию корпусов и замеры остаточной толщины корпусных конструкций;
  • составлять отчеты по результатам произведенной дефектации и согласовывать их с Регистром;
  • вести переговоры с заказчиком и доводить до сведения исполнителей объем работ, организовывать и контролировать рабочий процесс.

Знания, умения и навыки

Инженер-кораблестроитель – профессия, которая требует серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:

  • физико-химические свойства используемых материалов;
  • нормативы, принятые в судостроительной отрасли;
  • принципы работы и особенности технологии установки конструкций и оснащения;
  • современные методы проектирования и выполнения расчетов.

Одной теории инженеру-судостроителю, конечно же, недостаточно. Приобретенные им знания должны быть конвертированы в следующие умения:

  • выявление неисправностей различного рода в механических узлах, изоляции и обшивке корпуса (чтобы обнаружить их, придется часть рабочего дня посвятить спускам в трюм и подъемам в рубку);
  • составление дефектовочного акта с четким выписыванием объемов запланированных работ и перечня необходимых для них инструментов и материалов;
  • оформление ремонтных ведомостей с детальным перечислением мероприятий по ликвидации неисправностей или модернизации узлов, элементов, технических систем;
  • проведение полного осмотра судна после завершения ремонта.

Навыки работы с персональным компьютером – обязательное условие при трудоустройстве. Кроме стандартного пакета программ, инженеру рекомендуется уметь пользоваться специализированным ПО для 3D-проектирования и моделирования («Компас 3D», AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).

Личные качества

Успехи и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и продвижение по карьерной лестнице инженера-кораблестроителя зависят от его личных качеств. Представителю этой профессии желательно обладать:

  • техническим и аналитическим складом ума;
  • креативным мышлением;
  • ответственностью;
  • способностью концентрироваться на задаче;
  • высокой скоростью реагирования;
  • пунктуальностью;
  • коммуникабельностью;
  • любовью к технике;
  • стрессоустойчивостью.

Если вы приняли решение обучаться конструированию судов и плавательных средств, оцените свой характер и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании каждое из них можно развить, но трудиться над этим нужно начинать, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что нехватка хотя бы одного может существенно осложнить работу, а в некоторых случаях даже стать причиной увольнения.

Заработная плата

Профессия инженера-судостроителя в России относится к востребованным и вполне достойно оплачиваемым. По информации сайтов с вакансиями, сегодня ежемесячная зарплата кораблестроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. На предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге платят от 90 до 140 тысяч рублей.

Большинство кораблестроительных заводов принадлежит государству. Это значит, что инженер может рассчитывать на официальное трудоустройство и полный социальный пакет, включающий своевременный оплачиваемый предприятием отпуск, оплату больничного, а также премии и компенсации.

Как строить карьеру

Карьерный рост инженера-кораблестроителя, как правило, сопровождается чередой аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, потребуются амбициозность и терпение. Для этой сферы стремительные карьерные взлеты не характерны, поэтому стоит быть готовым потратить годы на достижение желаемой цели.

Первая ступень лестницы для судостроителя – должность главного инженера или конструктора. После нее можно нацелиться на пост заместителя, а затем – руководителя отдела (цеха) или проекта. Следующий уровень – топ-менеджмент предприятия. Вершина карьеры – место директора завода.

Есть и альтернативный путь. Вместо продвижения в пределах одного предприятия, при наличии деловой хватки и немалых финансовых средств, можно выбрать бизнес и открыть собственную верфь.

Перспективы профессии

По информации Минпромторга, в Российской Федерации сегодня официально ведут деятельность более 180 судостроительных компаний. Общее количество занятых на них работников составляет примерно 200 тысяч человек. Кораблестроительная отрасль уверенно наращивает объемы производства и выручки от продажи готовых плавсредств и судов. Немало способствует этому поддержка государства, которая выражается в федеральных целевых программах, направленных на развитие и модернизацию.

На уровень востребованности инженеров-судостроителей в России сейчас влияет не только состояние экономики, но и политическая ситуация в мировом масштабе. Из-за введения санкций против Российской Федерации страна была вынуждена перейти на импортозамещение. Следовательно, государству понадобились новые заводы и линии производства, которые смогли бы обеспечить судостроительную промышленность отечественными аналогами импортных товаров. В результате российские предприятия начали осваивать проектирование и внедрение новой продукции, привлекая для этого грамотных и опытных специалистов.

В прошлом году в России было завершено строительство 104 кораблей гражданского назначения и прочих плавучих сооружений. Среди самых значимых называют 2 танкера проекта RST27 М и 5 сухогрузов проекта RSD59, которые сошли со стапелей завода «Красное Сормово». Все это свидетельствует о том, что у профессии инженера-кораблестроителя определенно есть будущее и спрос на ее представителей будет стабильно высоким.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инженер-кораблестроитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Должен обладать острым зрением, точным линейным и объемным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания, уметь адаптироваться в коллективе.

Медицинские противопоказания

- заболевания опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, радикулит и др.);
- заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных органов (бронхиальная астма);
- сниженное зрение (не компенсируемое очками);
- повышенная чувствительность к воздействию химических веществ.

Судостроение исторически является одной из ведущих отраслей промышленности в Санкт-Петербурге. Более 40 организаций, обслуживающих эту отрасль, находятся в самом городе, а в Ленинградской области таких предприятий много больше. Выбор этой специальности станет залогом вашего уверенного будущего и сделает вас частью великой империи российского судоходства.


В ходе обучения в « Петровском колледже» по специальности " СУДОСТРОЕНИЕ" наши студенты в первую очередь постигают исторический аспект своего ремесла. Еще до начала непосредственной профориентации, они узнают все о судах: их классификацию, назначение и основные характеристики. И только после прохождения вводного курса, педагоги приступают к практическому обучению. Если вы станете студентом этой специальности, мы поможем вам узнать основные правила создания чертежей и схем, научим оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и техническую документацию. В ходе практических занятий вы научитесь правильно оценивать свойства судостроительных материалов, разрабатывать технологические процессы сборки корпусных конструкций и их ремонта, производить пуско-наладочные работы и испытания, сможете осуществлять сборку и сварку корпусных конструкций. Наши преподаватели познакомят вас с физико-химическими основами процессов, происходящими в металлах и сплавах при различных воздействиях. Помимо этих умений, в ходе обучения в " Петровском колледже" вы изучите основные положения Государственной системы стандартизации РФ, что поможет вам в дальнейшем производить контроль качества выполняемых работ. Так же важным блоком в обучении специальности является управленческое дело. После окончания колледжа, наши выпускники правильно организовывают работу подчиненных и обеспечивают безопасные условия труда на производственном участке.

Становясь специалистом с дипломом « Петровского колледжа» по специальности « СУДОСТРОЕНИЕ», наши выпускники работают в качестве:

В ходе обучения этой специальности студенты проходят практику на крупнейших судостроительных заводах и верфях. Многие из них после окончания « Петровского колледжа» остаются работать на тех предприятиях, где проходили практику и достигают там значительных карьерных высот. Колледж сотрудничает с « Адмиралтейскими верфями» и каждый студент проходит стажировку на этом крупнейшем предприятии. Специальность « СУДОСТРОЕНИЕ» в нашем учебном заведении заслуживает уважения крупных предприятий и высших учебных заведений города.

Наши выпускники нашли свою нишу в области судостроения на крупных морских пароходствах, на судостроительных и судоремонтных заводах и морских портах. Многие ребята избрали себе другой путь и реализуют себя в наблюдающих и контролирующих организациях, в проектных мастерских. Куда бы ни пошел наш выпускник после колледжа, он всегда будет реализован и успешен, ведь образование в « Петровском»— гарант качества!

Дополнительные возможности

В ходе обучения в Петровском колледже вы сможете получить дополнительную профессию Судокорпусник — ремонтник

По окончании колледжа вы сможете продолжить обучение по сокращенным ускоренным программам в ВУЗах Санкт-Петербурга

Зачисление в ВУЗ для дальнейшего обучения по профилю специальности производится без предъявления свидетельства о результатах ЕГЭ

У вас будет возможность получить международный сертификат по английскому языку


По данной специальности в колледже реализуется подготовка по дополнительным образовательным программам по профилю специальности (не входящим в перечень образовательных программ, реализуемых в рамках федерального государственного образовательного стандарта). По окончании обучения и при успешном освоении дополнительных образовательных программ студентам выдаются документы установленного образца (сертификаты, удостоверения, свидетельства). Стоимость обучения составляет 1700 рублей в месяц.


Судостроение — это ответвление тяжелой промышленности, всегда считалось одной из суботраслей военно-промышленного комплекса. В России до 2035 года планируется увеличить производство гражданских судов почти в четыре раза. Потребности внутреннего рынка оценены в 250 морских транспортных судов, более трех тысяч транспортных кораблей «река-море» и рыбопромысловых, более 250 единиц техники вспомогательного и технического флотов, 90 научно-исследовательских бортов, 24 ледокола, а также около 150 лодок и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Сегодня стране нужны модернизация и создание производственных мощностей. И большое количество рабочих и представителей интеллектуального труда, которые заполнят образовавшуюся нишу.

Профессии, связанные с судостроением

Высокотехнический и сложный процесс судостроения сочетает труд множества квалифицированных профессий и специалистов. Строительство судов идет по сборочным единицам или модулям, которые имеют единые энергетические системы. Это быстрее, менее дорогостояще и более контролируемо по качеству. Для экономии, а также сокращения опасного химического и физического влияния в отрасли применяется автоматизация и робототехника.

Коротко о стадиях.

Суда могут быть грузовыми, пассажирскими, военными, торговыми, атомными, неатомными, на воздушной подушке или крыльях. Вместе с экологическими вопросами это учитывается во время проектирования.

Базовым компонентом является стальной лист. Листы изготавливаются по конфигурации в проекте, привариваются для образования элементов конструкции и направляются в сборочный цех. Там соединяются в компоненты и сборочные узлы.

На них производится сборка трубопроводов, энергосистем, они объединяются в сборочные единицы при помощи автоматической или ручной сварки. В зоне соединения узлов формируются более объемные блоки, проводится подгонка.

Далее проверяется качество сборочных единиц и сварных соединений, проходят ультразвуковые испытания, радиография.

Обнаруженные дефекты удаляются, заменяются, сборочные блоки окрашиваются. Затем, укомплектованные более объемные сборочные единицы направляются в сухой док, стапель или зону окончательной сборки.

Здесь они соединяются между собой для формирования судна, проводится еще раз сварка и подгонка. Как только конструкция корпуса завершена, корабль спускают на воду.

После наступает продолжительная стадия оснащения. Она включает в себя сборку кабельной и трубопроводной арматуры, оборудование камбуза и помещений, монтажные работы, установку электронного оборудования и навигационных приборов, двигателей и вспомогательных механизмов. Все это работа квалифицированных специалистов.

Борт проходит швартовные и ходовые испытания. После товар доставляется заказчику.

Таким образом мы видим, что без морского инженера, который специализируется на построении и обслуживании кораблей и инженерных узлов, работа на верфи не начнется. Его специальности:

  • кораблестроение;
  • океанотехника;
  • судовое оборудование;
  • судовые энергетические установки;
  • подводная техника;
  • морская акустика и гидрофизика;
  • автоматические системы управления морской техникой;
  • морские информационные системы и оборудование;
  • корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы;
  • гидрография и навигационное обеспечение судоходства;
  • системотехника объектов морской инфраструктуры;
  • системы электроэнергетики и автоматизации судов;
  • техническая эксплуатация судов и судового оборудования.

Может занимать должности инженера-конструктора, инженера-технолога, программиста, инженера по подготовке производства, а работать не только на морском, но и на речном флоте.

У специалиста по судостроению на заводе широкий спектр полномочий и обязанностей. Прежде всего он организовывает и разрабатывает:

  • коллектив исполнителей — бригаду, которая осуществит проект;
  • конструкторскую документацию, по которой потом изготавливают детали узлов, секций, корпусов;
  • технологические процессы.

Затем он контролирует:

  • качество сырья и полуфабрикатов на входе, готовой продукции на выходе;
  • параметры технологических процессов на этапах строительства;
  • соблюдение технологий при изготовлении деталей, сборке и сварке, дефектации, ремонте и утилизации;
  • качество работы исполнителей на участках.

А также анализирует:

  • выполненные ранее типовые расчеты при конструировании;
  • собранную, накопленную и обработанную техническую и экономическую информацию;
  • результаты технологического процесса.

И берет ответственность на себя, когда принимает инженерные и управленческие решения, оценивает экономическую эффективность и намечает направления для совершенствования производства.

В зависимости от акцента в должностных обязанностях может после окончания среднего или высшего образования работать проектировщиком кораблей или определенных узлов, инженером-системотехником, испытателем, специалистом по запуску и наладке судов и корабельной инфраструктуры.

И почти на каждом участке судостроительной верфи не обойтись без сварщиков с различными уровнями квалификации.

Объединяет всех специалистов отрасли, занятых непосредственно в производственных процессах, два существенных обстоятельства. Многие работы сопряжены с вредными или опасными условиями труда и часто проходят по вахтовому методу.

Судостроение

Высотные

Итак, мы с вами поняли, что основной метод возведения кораблей — сборка из заранее смонтированных крупных блоков. Так строятся крупнотоннажные суда — те же транспортные танкеры, сухогрузы или газовозы. Требуется точное сочленение элементов. А для этого нужна техника, которая перемещает огромную массу металла с места на место. На помощь приходят гигантские П-образные краны с двумя опорами, чтобы под его мостом поместился корпус большого судна, или передвигающиеся по рельсам козловые и портальные краны грузоподъемностью до 500 тонн. Управляют такими автоматизированными махинами машинисты. Пожалуй, это то редкое рабочее место на верфи, которое может занимать и мужчина, и женщина.

Высотные работы

Плазовые

Однако путь корабля от бумаги к металлу лежит через плаз. Это специальное помещение корпусообрабатывающего цеха, на полу которого в натуральную величину производят разбивку корпуса, изготавливают шаблоны, каркасы и макеты. Разметку и гибку деталей корпуса, сборку узлов, блоков и корпуса в целом выполняют по чертежу в натуральную величину или в укрупненном масштабе. Процесс вычерчивания теоретического чертежа плазового корпуса называют разбивкой корпуса на плазе.

Этот метод помогает избежать ошибок и неточностей при конструировании судна. Небольшая погрешность конструктора в 3 мм на чертеже в масштабе 1 к 50 может обернуться искажением в 1,5 м на металле.

На этом этапе активно используются системы автоматизированного проектирования. Компьютерное программное обеспечение особенно актуально для проектирования кривых и фигур в двухмерном и трехмерном пространствах.

Руководитель проекта или главный строитель, инженер, технический специалист САПР, программист, сотрудник плазово-разметочного бюро — таков перечень работников отрасли для обслуживания этого этапа работ.

Сварочные

Корпусные

Кораблестроение — это огромное множество металлообрабатывающих операций. В цехах блока корпусных производств, как правило, не переводится запах горелого металла. Здесь производят механическую резку листового и профильного проката, гибку профильных и листовых деталей. Отдельные пролеты в цехе предусмотрены для сверлильных и резьбонарезных станков, много сварочного оборудования и установок для безвоздушного распыления краски. Контроль этапа работ производят инженеры отдела сложного технического оборудования, особенно если в цехе много роботизированных линий. Здесь работают сборщики корпуса металлических судов, рубщики-зачистники металлоконструкций, сборщики на полуавтомат, судовые электромонтажники, такелажники, стропальщики, маркировщики, мастера ОТК.

Строительство

Сборочные

Сборочные работы предполагают процесс предварительного соединения и закрепления простых деталей и узлов, затем небольших секций и крупных блоков с большим количеством элементов, оборудованием отделки помещений в определенной последовательности. Во время сборочных операций размечают места установки сопрягаемых элементов, устанавливают и выравнивают, подрезают соединяемые кромки, закрепляют, проверяют и сдают конструкции под сварку. После сборочных и сварочных работ на основную конструкцию устанавливают электрокабели, крепления, фундаменты, двери.

Разметку делают либо вручную по эскизам и шаблонам, либо фотопроекциоными разметочными машинами с программным управлением. Сведение и выравнивание кромок часто тоже ручная работа, которая выполняется с помощью клиньев, скоб, винтовых домкратов. Проверку качества соединения, формы и размеры собранной конструкции на разных этапах сборки проводят специалисты с помощью мерительных и оптических приборов. Дополнительно на этапах сборки необходима работа сварщика по зачистке загрязнений и ржавчины.

Судостроитель-судоремонтник должен знать:

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами.

Корабль

Мехамонтажные

Когда закончены все сборочно-сварочные работы по днищевым секциям, фун­даментам и проведено испытание днищевых секций на водонепроницае­мость, можно приступать к следующему этапу в судопроизводстве. Механомонтажные работы выполняют специализированные бригады судо-монтажного цеха. Работники проводят монтаж главных двигателей, при наличии паротурбинной установки главных котлов, валопроводов, вспомогательных механизмов и механизмов якорного, рулевого судовых устройств. Каждая бригада выполняет работы по определенным трубопроводам и системам (начиная с предварительного монтажа и заканчивая их сдачей на швартовых и ходовых испытаниях), определенным механизмам (главным и вспомогательным), устройствам, электрооборудованию.

В выполнении монтажно-достроечных работ также участвуют слесарно-корпусный, трубозаготовительный, деревообрабатывающий, механомонтажный, электромонтажный и сдаточный цехи.

Изоляционные

Пожар — самое страшное происшествие, которое может произойти на плавательных судах в открытом море. Поэтому к применяемым изоляционным материалам предъявляются повышенные требования. Специализированная теплоизоляция применяется для защиты кают от шума оборудования, отгораживания палуб, производства огнестойких дверей, создания плавающих полов. Этими видами работ, а также защитой корпусов от коррозии занимаются рабочие малярно-изоляционного цеха: изолировщик, антикоррозийщик.

Часть корабля

Работа в судостроении за рубежом

Исторически сложилось так, что центр кораблестроения долгое время находился в Западной Европе. Примерно с 60-годов прошлого столетия пальма первенства доставалась по очереди то Японии, то Южной Корее, то Китаю. Если вы желаете построить свою карьеру в отрасли за рубежом, можно обратить внимание на многочисленные вузы по получению инженерной специализации в Великобритании, Астралии, Тасмании, Германии, Голландии. Впрочем карьеру можно построить и после обучения в российских вузах. Программисты и системотехники на автоматизированных линиях судостроения говорят на одном компьютерном языке.

Международные корпорации с основными судостроительными верфями и коммерческой деятельностью по всему миру на биржах чаще ищут квалифицированных рабочих: технологов, электрогазосварщиков, судосборщиков, шлифовщиков, мастеров и бригадиров с опытом работы.

Как заработать удаленно

Безусловно, работа на производстве, это работа с присутствием, удаленный характер не для нее. Если только не считать за удаленность проектную и временную работу, вахтовый метод.

Выполнение работ для студентов

Возможно, единственный способ хорошо заработать на знании в такой специфической отрасли, как судостроение, — это выполнение работ для студентов. В основе многих специальностей колледжей и тем более немногочисленных вузов лежат требования к крепким и прочным знаниям точных наук. Если вы хорошо разбираетесь в компьютерной теории, умеете составлять чертежи, пишете толковые рефераты и курсовые на тему применения алюминиевых сплавов в судостроении, то вам прямая дорога на Феникс.Хелп. Здесь вы можете выступать в качестве автора работ.

Другие варианты

Однако можно рассмотреть и другие варианты работы дистанционно. Например, попробовать свои силы в качестве тестировщика программного обеспечения. Судостроение — современно развивающаяся отрасль, и многие работы переводятся в автоматизированный режим. Можно попробовать себя в качестве блогера-популяризатора романтической профессии кораблестростроителя. Кто знает, возможно, в будущем вы сможете дистанционно оказывать репетиторские услуги на базе своего блога. Есть вероятность поработать в качестве маркетолога, директолога на сайте какой-либо судостроительной верфи России или Европы.

Сколько можно заработать на знании судостроения

Выпускники средних и высших учебных заведений трудятся на государственных, военных и частных предприятиях, в портах, рыболовецких хозяйствах. Сооветственно, уровень зарплат у кораблестроителей неоднороден. Простой анализ бирж труда показывает, что официальные работодатели готовы предложить специалистам среднего и высшего звена в этой сфере от 50 до 180 тысяч рублей. Знание языков и желание работать в другой стране или работа по строительству спортивных и круизных яхт может принести соискателю другой порядок цифр. Все зависит от опыта, квалификации и реноме специалиста.

Сотни судов и кораблей спущено со стапелей Адмиралтейских верфей за всю историю. Число их неуклонно растет! Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

Сотни судов и кораблей спущено со стапелей Адмиралтейских верфей за всю историю. Число их неуклонно растет! Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

С самого основания Петербурга судостроение считалось ключевой отраслью в экономике города. Сегодня в Северной столице работает более сорока предприятий судостроитель- ной промышленности - конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, на которых строятся военные корабли и гражданские суда. К слову, пандемия практически не повлияла на график работы петербургских корабелов. Например, мощности одного из старейших судостроительных предприятий России и первого промышленного предприятия Петербурга - Адмиралтейских верфей - полностью загружены.

Если вы еще не знаете о преимуществах работы на промышленном предприятии, то мы вам о них расскажем.

1. Стабильность

Сложно назвать отрасль или бизнес, которые не пострадали во время пандемии. Но даже в такие неспокойные времена есть предприятия, которые по-прежнему работают с полной загрузкой и даже набирают персонал. Прежде всего речь идет о крупных производствах. У Адмиралтейских верфей в строительстве находятся две серии подводных лодок и патрульные корабли ледового класса для Военно-морского флота России, серия больших морозильных рыболовных траулеров и не имеющая аналогов в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Это уникальное судно, предназначенное для проведения круглогодичных научных исследований в широтах Северного Ледовитого океана, которое способно передвигаться без помощи ледоколов и находиться в автономном дрейфе около двух лет. Так что сотрудники предприятия обеспечены работой вплоть до 2024 года.

2. Зарплата и бонусы

Работа на крупном промышленном предприятии - это стабильность, в том числе белая зарплата и социальные гарантии. А для многих петербуржцев понятие «стабильность» всегда ассоциировалась с производством. Даже в тяжелейшие 90-е, когда другим месяцами задерживали зарплату, адмиралтейцы были спокойны: деньги они получат в срок. Зарплата на предприятии систематически индексируется, и сейчас высококвалифицированные рабочие на верфях получают до 120 тысяч рублей. И это еще не все: адмиралтейцы могут рассчитывать на полный социальный пакет, в который входят оформление полиса добровольного медицинского страхования, существенные скидки на лечение в собственном медицинском центре, отдых по льготным ценам на загородных базах отдыха предприятия. Иногородним сотрудникам компенсируется проезд до Петербурга и проживание в общежитии предприятия.

Новейшее оборудование и отличные бытовые условия - дополнительные составляющие успешной работы верфей. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

3. Перспективы

Работа в судостроении имеет очень хорошие перспективы. Сегодня все верфи Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеют крупные заказы, наращивают объемы строительства кораблей и судов, а значит, специалисты в этой сфере будут гарантированно востребованы. Сейчас городским и областным предприятиям не хватает рабочих рук, поэтому они дополнительно привлекают рабочую силу, в том числе и из других городов. Так что, если есть знания, квалификация и опыт, устроиться можно очень и очень неплохо. Адмиралтейские верфи всегда были заинтересованы в сотрудниках как с минимальным опытом работы, так и в квалифицированных специалистах. А сейчас для наращивания темпов строительства предприятию требуются рабочие основных судостроительных специальностей 3, 4, 5, 6-го разрядов. Это сборщики корпусов металлических судов, трубопроводчики судовые, слесари-монтажники судовые, операторы сушильных установок, машинисты портальных кранов.

4. Условия

Современное предприятие - это комфортные условия труда. Тяжелый физический труд (а в судостроительной отрасли работать нелегко) облегчает множество различных инструментов. Работать в целом комфортно: чистые и отремонтированные бытовые помещения, столовые с дотацией на питание, соблюдение всех санитарных норм и требований. На Адмиралтейских верфях по плану реконструкции предприятия ведется работа по модернизации производства - строятся и вводятся в эксплуатацию новые участки, закупается новое, современное автоматизированное оборудование и станки, имеющие программное управление. Активно реализуется система организации и рационализации рабочего пространства 5S.

Старейшее судостроительное предприятие расположено в самом сердце Санкт-Петербурга. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

5. Удобно добираться

Адмиралтейские верфи были заложены в 1704 году Петром I. Место для строительства искал сам царь. Вместе с князем Меншиковым он целую неделю провел в шлюпке, осматривая все бухты, заливы и проливы в дельте Невы. Идеальным местом для постройки выбрали левый берег Большой Невы, где и заложили верфь. И сегодня местоположение предприятия остается одной из его фишек. В отличие от некоторых крупных промышленных предприятий верфи находятся в черте города. Совсем рядом - оживленные магистрали, поэтому добраться до работы можно на любом виде транспорта из любой части Петербурга.

КСТАТИ

Знаете ли вы, что Адмиралтейские верфи - одно из немногих предприятий Петербурга, сумевших сохранить все объекты социальной сферы? В их числе две базы отдыха на Карельском перешейке: одна из них расположена на берегу Большого Боркова озера, красивейшем месте Карельского перешейка, другая - на берегу Финского залива, недалеко от Приморска. Кстати, отдых на загородных базах доступен не только работникам, но и их семьям. Дети сотрудников могут отдохнуть в детском оздоровительном лагере «Адмиралтеец» - он расположен в поселке Сиверском на берегу реки Оредеж.

СПРАВКА

АО «Адмиралтейские верфи» - первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга, в прошлом году ему исполнилось 316 лет. За это время со стапелей завода сошло более трех тысяч кораблей и судов, обеспечив адмиралтейцев работой и достойной заработной платой. Сегодня Адмиралтейские верфи - базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. В настоящее время в строительстве, помимо гражданских заказов, находятся две серии подводных лодок и серия патрульных кораблей ледового класса для ВМФ РФ. Численность коллектива - более семи тысяч человек.

КОНКРЕТНО

АО «Адмиралтейские верфи» требуются высококвалифицированные рабочие основных судостроительных специальностей 3-6-го разрядов:

Продолжая изучать тему социального обеспечения и кадровой политики судостроительной отрасли, в этой статье я бы хотела затронуть одно из немаловажных направлений - молодые специалисты. Тема действительно важная и обширная, в процессе написания статьи, мной было собрано огромное количество информации и различных материалов. Но я постараюсь не повторяться и осветить ключевые моменты, а также ответить на вопросы: какая мотивация у будущих студентов при выборе профессии в нашей отрасли? Куда уходят молодые специалисты после обучения? Какие перспективы трудоустройства ждут молодежь после получения диплома или аттестата?

На этот раз мне повезло, так как материала и информации (как я уже писала выше) на эту тему много, а также мне удалось побывать на 5-й международной конференции “Кадровая политика”,в рамках проекта “Санкт-Петербург - Морская столица России”, которую организовывала партия “Единая Россия” . Проблему молодых специалистов в судостроении там обсуждали живо, поэтому в настоящей статье буду приводить не только свою точку зрения, хотя и без этого, конечно не обойдется. Попробуем устроить письменную дискуссию.

Начнем с мнения народного. Я сделала статистическую выборку в социальных сетях. Вопрос был задан следующий: Почему на Российских заводах мало молодых специалистов? И вот, что из этого получилось:

Маленькая ЗП - 77,14%
Не предоставляют необходимые условия труда - 11,43%
Нет вакансий - 5,71%
Работа тяжелая - 2,86%
Недостаточное техническое обеспечение - 2,86%

Ответ, занявший по популярности третье место (“нет вакансий”) меня немного удивил, потому что, общаясь с руководителями предприятий и сотрудниками отделов кадров я слышу прямо противоположные ответы: “Вакансии есть, молодежи нет”. Но таково оказалось мнение людей, поэтому мне остается только удивляться.

Постараюсь быть последовательной и предлагаю Вам вместе со мной пройти весь путь нашего молодого специалиста (для удобства назовем его Иваном). Вот закончил наш Ваня школу и с аттестатом о среднем образовании размышляет куда ему податься дальше. Решает он получить профессию в нашей отрасли. Почему? Что мотивирует молодых людей обучаться на морские и судостроительные профессии?

С этим вопросом я обратилась как к молодежи, так и поинтересовалась у проректора по социально-культурной работе Санкт-петербургского государственного морского технического университета Константинова Анатолия Николаевича. Оказалось все банально просто.

  • ВУЗ находится близко к дому и не надо тратить огромное количество времени на дорогу;
  • в университете есть папин или мамин знакомый и значит можно легко поступить, а со средним баллом в аттестате и результатами ЕГЭ больше не возьмут никуда. Единственный шанс получается;
  • в армию не хочется, выбрал учебное заведение наугад;
  • папа, а иногда и дедушка вместе с ним, всю жизнь судостроением занимались или в море ходили и выбирать особенно не приходится.
  • И только потом уже следует доля романтики, любовь к кораблям и морю, а также видение перспектив профессии.

Рассказывает Александр Финогеев,начальник кафедры Устройства и живучести подводных лодок Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола в 1991-1999 г.г.:
“ Закончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского по специальности атомные энергетические установки в 1971 году. Сам я из маленького провинциального городка в Воронежской области. Об училище узнал из "Комсомольской правды" и решил поступать в это училище и на эту специальность. В те времена никакой коррупции не было, поэтому поступил я легко, несмотря на конкурс 8 человек на место.”

Сейчас мотивации и ценности изменились и соответственно отношение к учебе тоже. Будет ли стараться наш Иван, получая профессию, которую выбрал только потому, что больше никуда не возьмут? Но допустим, что он из числа тех немногих, которые выбрали специальность исключительно из любви к будущей профессии. Тогда возникает следующий вопрос: Каково качество обучения будущих специалистов?

На эту тему на Международной конференции “Кадровая политика” выступал Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов:

«Сегодня обеспечить квалификацию персонала, удовлетворяющую требованиям современной техники и технологиям, вне рамок тотального использования новейших научных, технических и технологических достижений в принципе невозможно. При этом не только разработка новой техники, но и ее эксплуатация, что особенно важно для транспортной отрасли, требует принципиально новых знаний, а поэтому специалист, получивший свое образование 15-20 лет тому назад, зачастую оказывается профессионально непригодным». По словам замминистра, государство нуждается в кадрах, которые способны будут разрабатывать и эксплуатировать не только технику сегодняшнего дня, но и ту, которая появится через 10-20 лет, требуются кадры, обученные по принципу «обучение вперед». «Успех «обучения вперед» может обеспечить только такой профессорско-преподавательский коллектив, который видит тенденции развития техники, сам принимает участие в этом развитии, что реально возможно только в условиях его активной научной деятельности в проблемах «будущей техники», -- подчеркивает С. Аристов.

Как бы хорошо и прилежно не учился наш Иван, но знаний, полученных в ВУЗЕ совершенно не достаточно, для того, чтобы после окончания обучения из него получился квалифицированный специалист, способный быстро вникнуть и приступить к работе. Да, я согласна, зачастую новоиспеченному сотруднику любой профессии на предприятии сразу говорят о том, чтобы он забыл все, чему учили его в институте и слушал что ему рассказывают на производстве. Но здесь проблема намного глубже. Дело в том, что программа обучения в нынешних институтах, училищах и т.п. практически не изменилась со времен, когда еще Ванин дедушка протирал штаны за партой этого же учебного заведения. Но технологии шагнули далеко вперед нашей системы обучения. Взять к примеру судоводителей. Сейчас везде в основном преобладает автоматика, а знания, которые получит современный судоводитель не сильно отличаются от знаний, которые он бы получил 10 лет назад.

Аристов говорит о том, что необходим профессорско-преподавательский коллектив, который видит тенденции развития техники и сам принимает участие в этом развитии, однако как ни печально это звучит, но нет у нас на сегодняшний день такого состава преподавателей. И получается, что не только специалист, обучавшийся 15-20 лет назад становится профессионально непригодным, но и наш Ваня вместе с ним.

Однако, положительные моменты несомненно есть. В настоящее время многие предприятия нашей отрасли осознают проблемы современного обучения и нехватки молодежи в составе сотрудников, поэтому самостоятельно принимают меры по привлечению молодых специалистов. Создаются и разрабатываются новые молодежные программы как для ознакомления с работой и спецификой предприятия, так и для адаптации новоиспеченных работников.

Руководители учреждают различные премии и привилегии для того чтобы не только привлечь в компанию молодежь, но и удержать её там. Например на Амурском Судостроительном заводе (АСЗ входит в ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта") существует программа “подъемный”. В течении 2-3 месяцев на заводе выплачивают “подъемный” в размере оклада.За каждым молодым специалистом закреплен наставник, который помогает и обучает новичка. У них на заводе имеется целый отдел по работе с молодежью, который занял 1-е место среди советов молодежи. Проводятся тренинги, круглые столы, где можно задать вопросы руководителям.

Также, в одной из ранее написанных статей я уже приводила пример ОАО "РЦПКБ "Стапель", генеральный директор которого (Тыртышный Николай Николаевич) рассказывал Корабелу о том, как его предприятие решило ситуацию с кадрами, которая оказалась на грани критической: “Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса. Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей. Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.”

По статистике, если в течении 1-го года специалист не ушел, то обычно остается надолго. В основном ребята, после получения профессии идут в армию.

Подводя итоги, хотелось бы пожелать, чтобы в каждом регионе было больше предприятий и заводов нашей отрасли, которые беспокоятся о ее будущем. Чтобы было кому передать свои знания и умения. Конечно, резко поменять систему образования не получится, но я надеюсь, что попытки и программы компаний по привлечению и работе с молодежью положат начало увеличению количества новых специалистов не только в учебных заведениях. но и непосредственно на рабочих местах.

Читайте также: