Среди перечня медицинских профессий московского государства числились зелейники кто это

Опубликовано: 02.10.2024

Характеристика эпохи Великого Московского княжества. Особенности народной медицины в те времена. Хирургия и ее место в древности. Эпидемии, их возникновение и борьба с ними. Назначение лекарств и их приготовление в аптеке. Аптекарские сады и огороды.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.04.2015
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Медицина в Московском государстве (15 - 17 вв)

Характеристика эпохи

Великое Московское княжество стало могущественным государством Европы. К концу XVI века в стране было 220 городов, 7 млн. человек населения.

В 1549г. был создан первый Земский собор - новый орган власти.

В 1551г. царь Иван IV (Грозный - 1530/1543 - 1548гг) собрал Земский собор и утвердил «Стоглавый».

Стоглавый собор среди прочего постановил создать в Москве и в других городах училища для наставления там детей грамоте; обустраивать в городах богадельни для призрения больных, престарелых, увечных, «чтобы жить в чистоте, покаянии и во всяком благодарении».

В XVI-XVII веках практически для всего населения Великого Московского княжества единственным средством поддержания здоровья было народное врачевание.

Опыт русской народной медицины:

а) передавался в устной традиции;

б) сохранялся в «травниках» и «лечебниках», летописях, историко-бытовых повестях.

Среди них: Повесть о Петре и Фавронии Муромских - XV век:

Князь Пётр заболел тяжёлой кожной болезнью. Излечила князя простая крестьянская девица (по всей вероятности, мёдом). Фаврония - дочь древолаза (сборщика мёда диких пчёл). Князь женился на Фавронии. Долгие годы они жили счастливо и княжили в г.Муроме.

Хирургия

Значительное место в лечебниках отводилось хирургии (резанию). Среди резальников были:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

o черепосверления; (трепанация)

o чревосечения; (кесарево сечение)

Инструменты (пилки, ножницы, долота) - проводили через огонь.

Раны обрабатывали: березовой водой; вином; золой.

Зашивали: волокнами льна; конопли; нитями из кишок животных.

Для извлечения металлических осколков применяли магнитный железняк. народный медицина эпидемия княжество

Создавались оригинальные конструкции протезов нижних конечностей.

Эпидемии

Торговые ворота страны (Псков, Новгород) открывали путь страшным эпидемиям. Частые эпидемии [с XIV до XV вв. - 12] «повальных» болезней привели к введению предохранительных мер на Руси:

Ш изоляция больных и оцепление неблагополучных мест;

Ш погребение умерших в их дворах и своей одежде;

Ш прекращение общения с больными;

Ш организация застав на дорогах;

Ш в домах применяли вымораживание, сжигание, окуривание дымом, мытьё.

Однако все меры были приёмами народной самозащиты. Царские указы были направлены на изоляцию заражённых мест. Во время чумы повелевалось:

· не пропускать через заставы, засеки никого под страхом смерти;

· сжигать заражённые предметы;

· деньги промывать в уксусе;

· письма переписывать (подлинники сжигали).

В XVI в. умерших хоронили за чертой города (вдали от жилья и питьевых источников). Их не причащали (под страхом смерти для священников). Лечцов к ним не допускали.

Прекращалась торговля, работы на полях, что вело к неурожаям, голоду (что всегда шли за эпидемией).

Появлялись цинга и другие болезни (вместе с голодом усиливали смертность).

5. Первые аптеки и Аптекарский приказ.

а) Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относится к 1581г., когда в правление Ивана IV Грозного на территории Московского кремля в каменном здании была устроена придворная Государева аптека.

Обслуживала она только царя и членов царской семьи

В мае 1581г. по просьбе Ивана IV английская королева ЕлизаветаI прислала в Москву своего придворного врача - Роберта Джекоба [Роман Елизарьев] = Роберт Якоб = Р.Якоби В его свите был аптекарь - Джеймс Френчам.

В XVI в на Руси ещё не было аптекарей - профессионалов из «прирождённых россиян», поэтому первоначально в придворной аптеке работали иноземцы (англичане, голландцы, немцы).

- помещения обставлены с большой роскошью: стены и потолки расписаны; двери и полки обиты «английским» сукном; окна пестрели разноцветными стёклами. На подлокотниках - дорогие бархатные ковры, комнаты украшали заморские часы, чучела павианов, глобус и т.п.

Повсюду соблюдались: чистота и порядок.

Даже на улице не дозволялось «ни грязи, ни вони, ни какого дурна».

Посуда была изысканная: от серебряных чаш до золотых фляг с притёртыми пробками.

Для изготовления «алхимических сосудов» при аптеке был создан особый «стекляночный завод» (небольшая мануфактура в деревне Духолино с 15 рабочими - с 1634г). Со временем спрос на аптечную посуду увеличился. В деревне Измайлово был устроен второй стеклянный завод).

б) Аптекарский приказ

Аптекарский приказ

В конце XVI в на территории Кремля, в здании Государевой аптеки, расположился Аптекарский приказ. Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным, аптекарским делом. Со временем функции его расширились.

Во все времена руководство аптекой и Аптекарским приказом доверялось только приближённому к царю боярину [главный начальник медиков и аптекарей] 2-ое место после «конюшего боярина».

Назначение лекарств и их приготовление в аптеке были сопровождены большими строгостями. Для выдачи лекарства требовалось:

- разрешение боярина = зав.аптекой;

Лекарство, предназначенное для царя, пробовалось:

- доктором (его прописавшего);

- аптекарями (его приготовившими);

- боярином (которому оно сдавалось для передачи государю).

Принимая от царя рюмку с остатками лекарства, боярин был обязан «что в ней остаётся вылить на ладонь и выпить».

Ритуал подачи лекарств во дворец отмечался тщательностью и роскошью: склянки, стоки, сумки для лекарств завязывались красным шёлком и завёртывались в белую широкую тафту. Во время походов царя врачи хранили лекарства в роскошных ящиках с инкрустацией.

Длительное время (почти в течение века) Государева аптека была единственной в Московском государстве и удовлетворила лишь придворные нужды. Всё население страны (народ, войско и даже бояре) пользовались услугами торговых рядов и лавок по продаже зелени, мёда, солений, мяса, хозяйственных товаров и т.п. Торговля «зельем» велась свободно. Это создавало предпосылки для злоупотреблением сильнодействующими и ядовитыми средствами.

Со временем образованные русские люди перестали пользоваться услугами знахарей и лекарей зелейного ряда. К царю стали поступать челобитные об отпуске лекарств из Государевой аптеки , в результате чего в порядке исключения в ней стали отпускать лекарства посторонним, чаще за соответствующую плату, редко «безденежно».

Придворная аптека не могла удовлетворить всех челобитных, к тому же растущая российская армия требовала регулярного снабжения войск медикаментами. Назревала необходимость организации общедоступной аптеки, которая и была учреждена 20 марта 1672 года указом царя Алексея Михайловича - для продажи «всяких лекарств всяких чинов людям».

Новая аптека - располагалась на новом Гостином дворе. Царским указом от 28.02.1673г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами. В административном отношении главенство сохранялось за старой аптекой ( все наличные деньги и отчет о деятельности Новой аптеки посылались в старую аптеку).

Штат аптек состоял из наёмных людей (аптекари, лекари, алхимисты, дистилляторы, подъячные) и выборных («целовальники» - целовали крест при вступлении в должность сроком на «один год», обещая добросовестно

· исполнять свои обязанности;

· заведовать аптечной кассой;

· закупать лекарственное сырьё;

· контролировать их продажу.

10 лет спустя в 1682году в Москве открылась третья аптека - при первом гражданском госпитале у Никитских ворот «для того, что со всяким рецептом ходить в город неудобно». За аптекой признано монопольное право торговли лекарствами.

Аптекарские сады и огороды

Важнейшим источником получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды. По распоряжению Ивана Грозного под аптекарский сад была отведена часть площади у Кремля «между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого полка». Позднее были созданы аптекарские огороды у Каменного моста, за мясницкими воротами, в Немецкой слободе близ деревни Измайлово.

Система заготовки лекарственных трав.

В Московском государстве сформировалась оригинальная система сбора и заготовки лечебных трав. При этом Аптекарский приказ подбирал заготовителей лекарств - травников, инструктировал их. Лечебные травы поступали в Аптекарский приказ из разных мест в порядке выполнения государственной «ягодной повинности». В Аптекарском приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Например, зверобой - в Сибири, солодка - в Воронеже, чемерица в Коломне, чечуйная трава (горец почечуйный) - в Казани, можжевельник - в Костроме. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюремное заключение. В отдельных случаях специалисты направлялись для закупки лекарств в другие города (хинная кора закупалась в Персии).

Военные события поставили перед Аптекарским приказом ещё одну проблему - создание медицинской службы в русской армии. Аптекарский приказ -

Ш назначал в войска лекарей и подлекарей;

Ш снабжал лекарствами полковые аптеки;

Ш организовывал временные военные госпиталя;

Ш освидетельствовал солдат о пригодности их к несению военной службы.

В первой половине XVII века все расходы Аптекарского приказа оплачивались из общей казны, а впоследствии Аптекарский приказ имел собственный бюджет.

В 1690г. был издан указ царей Ивана и Петра Алексеевичей «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе». В нем отмечалось, что доктора и аптекари не имеют между собой доброго согласия, между ними наблюдается «вражда, ссора, клевета». Это может послужить причиной принесения людям страдание! И посему каждому доктору и аптекарю предписывалось приносить присягу и клятву!

В 1654г. при Аптекарском приказе была открыта школа русских лекарей. Первый набор в государственную школу состоялся в 1654г. в количестве 30 учеников. Срок обучения в школе составлял 5-7лет. Вместе с тем продолжала действовать и система ученичества. Ученики лекарского и аптекарского дела направлялись к опытным специалистам.

Первыми докторами медицины из числа «природных россиян» в конце XV века стали:

Они же - авторы первых научных отечественных работ по медицине.

Юрий Дрогобычский - учился на медицинском факультете Краковского университета, далее - в Болонском университете. В 1476г. выдержал экзамен на степень доктора философии и медицины и стал руководить там медицинской кафедрой. В 1481-1482г.г. - ректор университета (того же). Далее работал в Венгрии (г.Пресбург) и снова - в Кракове. В 1483гш. Издал книгу « Прогностикон».

Георгий Скорина родился между 1485 и 1490 годами в Полоцке. Учился в Кракове медицине, получил звание лекаря. Далее в Падуанском университете получил звание магистра и стал именовать себя Георгием Франциском Скориной. После получения в 1512г. учёной степени доктора медицины жил и работал в Праге. В 1517г. он перевел на родной язык и напечатал «Псалтырь» (букварь), по которому дети в Московском государстве учились грамоте. В 1525г. он открыл типографию в Вильно и издал «Апостол» и «Малые подорожные книжицы». Дальнейшая просветительская и врачебная деятельность его протекала в Кенигсберге.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Развитие и источники изучения медицины на территории Белоруссии IX-XIII вв. Медицина Белоруссии в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (конец XIV в. - вторая половина XVIII в.). Эпидемии заразных болезней и меры борьбы с ними.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 31.08.2011

Начало египетской медицины. Развитие учения о "пневме" - всеобщем энергетическом эквиваленте. Медицинские школы и основные источники знания, организация учебных заведений. Приготовление лекарственных средств. Развитие хирургии и проведение операций.

презентация [554,6 K], добавлен 10.04.2013

Эпидемии в средневековой Европе: медицинские, экономические и политические причины; характеристика и условия развития чумы, оспы, проказы. Анализ организации медицины и противоэпидемических мероприятий; теории Гиппократа, Галена, Джироламо Фракасторо.

реферат [33,1 K], добавлен 30.12.2012

История первого Аптекарского сада во времена Ивана Грозного на правом берегу реки Неглинной. Вклад Я. Брюса в процветание Аптекарского огорода. Александровский сад, хранящий многовековые воспоминания как один из самых красивых общественных садов Москвы.

реферат [17,3 K], добавлен 06.10.2015

"Народная медицина" (целительство) - совокупность всех видов нетрадиционной медицины. Мнения относительно ее статуса. Исторические корни народной медицины и правовые институты, потенциально способные обеспечить правовую охрану традиционных знаний.

После изгнания Золотой Орды (1480 г.) и объединения Русских земель вок­руг Москвы во времена княжения Ивана III Великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу XVI в. тер­ритория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было более 220 городов. Численность населения достигла 7 млн. человек.

В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, на­правленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор — новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел вплоть до избрания но­вых царей (так, в 1613 г. Земский собор избрал на царствование Михаила Фе­доровича Романова — основателя царского дома Романовых, 1613 — 1917 гг.). На протяжении XVI —XVII вв. в России состоялось более 50 Земских соборов.

В 1550 г. царь Иоанн IV (Иван IV Грозный, 1530/1543—1584 гг.) утвердил новый «Судебник» (или вторую «Русскую Правду») — «вторую полную систе­му наших древних законов, . верное зерцало нравов и понятий века», как писал об этом Н. М. Карамзин. Через год Иван IV собрал в Кремлевском двор­це очередной Земский собор, который вошел в историю как «Стоглавый» по числу статей законов (глав), им утвержденных. «Митрополит, девять святите­лей, все архимандриты, игумены, бояре, сановники первостепенные сидели в молчании, устремив взор на царя-юношу, который говорил им с силою ума и красноречия. ». Стоглавый собор утвердил Судебник и среди прочих решений постановил: создавать в Москве и других городах училища для «наставления там детей грамоте», а также обустраивать в городах богадельни для призрении больных, престарелых и увечных, «чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении».

Народная медицина

Тем не менее в XVI —XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества основным и, по сути, единственным средством под­держания здоровья оставалось народное врачевание (см. с. 201). Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в устной традиции, а с другой — сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях.

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (реза­нию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, нож­ницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами постоянно расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топогра­фия» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию, описал их природу, обычаи, а также лекар­ственный товарообмен с «лежащими к Западу от них странами». Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Маке-Рис. 161. Русский рукописный лечебник «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная из многих мудрецов о различнных врачевских вещах, ко здравию человеческо­му пристоящих».

Заморская торговля имела и свою оборотную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опусто­шали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород. За короткий период XIV— XV вв. русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них. Легкость их возникновения, огромная смертность и бессилие человека в борь­бе с «моровыми поветриями» поражали умы и усиливали суеверия.

К концу XIV в. взаимосвязь между эпидемиями в торговых городах и прибы­тием в них иноземных судов и караванов стала очевидной.

Частые эпидемии «повальных» болезней, мысль о «прилипчивости» заразы привели к введению предохранительных мер на Руси. Сначала это выражалось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекра­щалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Так, во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове «князь Михайло Кислица велел. улицу Петровскую заперети с обою концове».

Когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали завалы. Так, в 1552 г. во время мора в Новгороде «быть зас­тава на Псковской дороге, чтобы гос­ти с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород».

Для уничтожения заразы в домах применяли давние народные средства: вымораживание, сжигание и окурива­ние дымом, проветривание, мытье. Од­нако по сути дела все эти меры были элементарными приемами народной самозащиты, имея целью прежде всего изоляцию мест, пораженных эпидеми­ей, т.е. носили местный характер.

Царские указы (XVI —XVII вв.) также были направлены на изоляцию зара­женных мест и воспрепятствование продвижению заразы по стране, особенно к столичному городу. Их главной задачей было спасение государя и войска.

За период с 1654 по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумы 1654— 1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, не­взирая на чины и звания. Здесь же на заставах сжигали на кострах зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Письма по пути их следования много­кратно переписывали, а подлинники сжигали.

В XVI в. умирающих во время мора стали хоронить за чертой города. Так, уже в 1572 г. во время мора в Новгороде погребение в городе было запрещено; тела умерших приказывалось уносить на шесть верст вниз по течению р. Волхов и хоронить там, вдали от жилых мест и питьевых источников. В начале XVII в. во время мора в Москве царь Борис Годунов (1598—1606 гг.) повелел выделять для захоронения умерших специальных людей, «кому те трупы забирати». Священникам под страхом смертной казни за­прещалось причащать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто- либо из них случайно посещал «при­липчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского раз­решения» 1 .

Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неуро­жаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией (рис. 163). Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смер­тности.

Медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учреж­денного при царском дворе не позднее 1620 г.

Первые аптеки и Аптекарский приказ

Первое упоминание аптекаря по имени в русских летописях относится к 1553 г., когда в царствование Ивана IV жил в Москве (как записано в Нико­новской летописи 1554 г.) «литвиянин Матюшко-оптекарь» (аптекарь Матиас из Литовской земли).

Переселение в Москву иноземных врачей, аптекарей и хирургов началось в первой половине XVI столетия. Доктора и аптекари фигурировали в то время в царских списках «нужных людей», которые приглашались к царскому двору из Западной Европы.

Была ли уже тогда в Москве аптека или какое-либо специальное помеще­ние, где работали приезжие врачи и аптекари, до сих пор не известно.

Первые достоверные сведения о первой на Руси аптеке относятся к 1581 г, когда в правление Ивана IV Грозного на территории Московского Кремля в каменном здании (рис. 164) напротив Чудова монастыря была устроена при­дворная Государева аптека. Обслуживала она только царя и членов царской семьи. В мае этого же года по просьбе Ивана IV английская королева Елизавета I послала в Москву к российскому царскому двору своего придворного врача Роберта Джекоба (Robertus Jacobus), которого потом в России стали величать на российский лад Романом, а в честь Елизаветы дали ему прозвище — Елиза- рьев; однако в научной историко-медицинской литературе на русском языке он более известен как доктор Роберт Якоб или Роберт Якоби (производное от его фамилии — Jacobus). В его свите был аптекарь Джеймс Френчам (James Frencham), который служил в Государевой аптеке.

В XVI в. на Руси еще не было аптекарей-профессионалов из «прирожденных россиян», поэтому первоначально в придворной аптеке работали исключи­тельно иноземцы (англичане, голландцы, немцы).

В период между 1581 и 1620 г. на территории Кремля, в здании, где распола­галась Государева аптека, был организован Аптекарский приказ (точная дата его создания не установлена). Первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом (обес­печение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных) и вплоть до начала XVIII столетия назывался «Ближний Государев Аптекарский Приказ». Достоверных сведений о времени его создания и первоначальном штатном составе не сохранилось. Вполне возможно, что начало Аптекарскому приказу было положено еще во времена Ивана IV Грозного, когда при царском дворе была создана первая на Руси аптека. Со временем функции его значительно расширились (см. ниже). Руководство аптекой и Государевым Аптекарским при­казом во все времена доверялось только особо приближенному к царю бояри­ну (табл. 12). Его часто называли «главным начальником медиков и аптекарей»; по своему статусу он занимал второе место после «конюшего боярина».

Работа в Государевой аптеке велась ежедневно с раннего утра до позднего вечера. В дни, когда болели члены царской семьи, аптекари должны были «дне­вать и ночевать» на службе. Назначение лекарств и их приготовление в аптеке были сопряжены с большими строгостями. Для выдачи лекарства требовалось назначение доктора и разрешение боярина, заведовавшего аптекой (а по­зднее — Аптекарским приказом). Лекарство, предназначенное для царя, пред­варительно пробовалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его при­готовившими, и, наконец, боярином, которому оно сдавалось для передачи «про Великого Государя». Принимая от царя рюмку с остатком лекарства, бо­ярин был обязан «что в ней останется вылить на ладонь и выпить».

Ритуал подачи лекарств во дворец отличался чрезвычайной тщательностью и роскошью: склянки, стопки и сумки, в которых отпускались лекарства, звязывались красным шелком и завертывались в белую широкую тафту. Во вре­мя походов и выездов царя врачи, сопровождавшие его, хранили лекарства в роскошных ящиках с инкрустацией.

Длительное время (почти в течение века) Государева аптека была един­ственной в Московском государстве и удовлетворяла лишь придворные нужды. Все население страны (народ, войско и даже бояре) пользовались услугами торговых рядов и лавок по продаже зелени, меда, солений, мяса, хозяйствен­ных товаров и т. п. (зелейные, медовые, соляные, мясные, москательные лавки и торговые ряды). Торговля «зельем» велась свободно. Государственной регла­ментации продажи лекарственных средств на Руси еще не было. Все это созда­вало предпосылки для злоупотребления сильнодействующими и ядовитыми веществами.

Со временем образованные русские люди перестали пользоваться услугами знахарей и лекарей зелейного ряда. К царю стали поступать челобитные об отпуске лекарств из Государевой аптеки, в результате чего в порядке исключе­ния в ней стали отпускать лекарства посторонним. Впервые это произошло в царствование Михаила Федоровича Романова (1613— 1645 гг.).

Так впервые двери придворной аптеки были открыты для московского на­селения. Однако лекарства для посторонних отпускались лишь в порядке ис­ключения и за соответствующую плату, в редких случаях — «безденежно», по особому царскому распоряжению.

Понятно, что придворная аптека не могла удовлетворить всех челобитных, число которых неуклонно увеличивалось; к тому же растущая российская ар­мия требовала регулярного снабжения войск медикаментами. Назревала необ­ходимость организации за пределами царского двора общедоступной аптеки, которая и была учреждена 20 марта 1672 г. указом царя Алексея Михайловича: «На новом Гостином дворе — где Приказ Большого Приходу, очистить пала­ты, а в тех палатах указал Великий Государь построить аптеку для продажи всяких лекарств всяких чинов людям».

«Новая» аптека располагалась на новом Гостином дворе на ул. Ильинке, близ Посольского приказа. Из старой аптеки в Новую были переведены лекарь Яким Штейн с учениками и другие необходимые специалисты. Во главе апте­ки был поставлен «надзиратель» Иоганн Гутменш. Царским указом от 28 фев­раля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами. В административном отношении главенство сохранялось за ста­рой аптекой: все наличные деньги Новой аптеки и отчет о ее деятельности пересылались в старую аптеку.

Штат старой и Новой аптек состоял из наемных и выборных людей. К наем­ным относились: аптекари, лекари, алхимисты, дистиляторы и подьячие. Вы­борные люди избирались сроком на один год и при вступлении в должность целовали крест, обещая добросовестно исполнять свои обязанности и тщатель­но хранить вверенные им деньги и имущество. Отсюда и произошло их назва­ние — «целовальники». В обязанности целовальников входило заведование ап­течной кассой, закупка лекарственного сырья и контроль за их продажей.

Десять лет спустя, в 1682 г., в Москве открылась третья аптека. Указом царя Федора Алексеевича (1676—1682 гг.) она учреждалась при первом гражданс­ком госпитале у Никитских ворот «для того, что со всяким рецептом ходить в город не удобно».

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось разными пу­тями. Первоначально лекарственное сырье для Государевой аптеки было заве­зено из Англии. Параллельно некоторые материалы приобретались в торговых рядах и лавках: целебные травы и ягоды — в зелейном ряду, сало свиное на пластырь — в мясном, сера горючая и смола черная — в москательном, воск для пластыря — в свечном ряду и т.д.

Кроме того, ежегодно во все концы Руси к воеводам посылались царские указы с предписаниями собирать для Государевой аптеки разные травы, кото­рыми славились эти земли. Так, зверобой (лат. Hypericum perforatum L.) привозили из Тобольска, солодовый (или лакричный) корень (лат. Radix liquiritae) — из Воронежа и Астрахани, корень черной чемерицы (лат. Radix consolidae ) — из Коломны, чечуйную (противогеморройную) траву (лат. Poligonum persicaria ) из Казани, можжевеловые ягоды (лат. Luniperus L.) — из Костромы, Ростова и Ярославля, цвет свороборинный — из Подмосковья и т.п.

Распознавать травы помогали специально составляемые травники, содер­жащие рисунки и описания лекарственных растений. Специально назначаемые заготовители обучались методам сбора трав и их доставки в Москву. Таким образом, во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась сво­еобразная система сбора и заготовки лечебных средств — государственная «ягод­ная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключе­ние.

Помимо сбора дикорастущих ягод и трав, запасы московских аптек попол­нялись из специальных «государевых аптекарских огородов». Первый из них был создан у западной стены Московского Кремля при царе Алексее Михай­ловиче (ныне на этом месте расположен Александровский сад). Размер огорода быстро увеличивался, и в 1657 г. по указу царя было велено: «Государев Апте­карский двор и огород перенесть. от Кремля-города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». Таким образом, аптекарские огороды появлялись у Мясницких ворот и Каменного моста, в Немецкой сло­боде и на других московских окраинах, например, на территории нынешнего Ботанического сада. Посадки в аптекарских огородах велись в соответствии с распоряжениями Аптекарского приказа, при огородах создавались фармацев­тические лаборатории, где готовились пластыри, мази, сиропы, поступавшие затем в аптеку уже в готовом виде.

Таким образом, в XVII столетии в практику вошли самые разнообразные способы снабжения московских аптек. Учреждение аптек за пределами Москвы в значительной степени связано с развитием российской армии, которая в XVII в. вела активные военные дей­ствия на юге, востоке и западе страны. До XVII в. врачей в армии не числилось, вместо них существовала система наград «на лечбу ран, на зелье». Постепенно эта форма лечения раненых и больных воинов стала заменяться организован­ной лекарской помощью. Сначала немногочисленные лекари (первое упоми­нание о полковом лекаре относится к 1615 г.) лечили раненых собственными средствами.

С середины XVII в. в полки стали посылать транспорты с лекарственными средствами из Москвы или провинциальных аптекарских складов. Таким обра­зом, возникли небольшие аптеки на Дону, в Астрахани, Вильне, Новгороде, Киеве, Пензе, Курске, Пскове, Нижнем и других городах. Известны специ­альные царские указы об учреждении аптек в Казани (1671 г.), Вологде (1671 г.) и др. Первые вольные (т.е. частные) аптеки были учреждены Петром I в Мос­кве в 1701-1714 гг.

С развитием аптек расширялись и функции Аптекарского приказа. Во второй половине XVII в. в его ведение входило не только руководство аптеками, апте­карскими огородами и сбором лекарственного сырья, но также: приглашение на службу ко двору врачей (иноземных совместно с Посольским приказом, а впоследствии и отечественных); проверка их документов об образовании; про­ведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в Россию; контроль за их работой и ее оплатой; подготовка и распределение врачей по должностям; проверка «докторских сказок» (историй болезней); подбор лекарей в стрелец­кие полки и снабжение войск медикаментами (с середины XVII в.); организа­ция некоторых карантинных мер; судебно-медицинское освидетельствование; собирание и хранение травников, лечебников и других медицинских книг; подготовка российских лекарей (с 1654 г.).

В круг дел Аптекарского приказа входили также заготовка и продажа водки, вина, пива и меда (что являлось одним из основных источников его финанси­рования).

В 1714 г. Петр I переименовал Ближний Государев Аптекарский приказ в Канцелярию Главнейшей аптеки и подчинил его архиатру (лейб-медику), после чего функции этого государственного учреждения вышли далеко за пределы царского двора.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.
В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ.

Вложенные файлы: 1 файл

медицина.docx

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ.

Лекарей было немного и жили они в городах. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Летописи дают материал о противоэпидемических мероприятиях, применявшихся в Московской Руси: отделение больных от здоровых, оцепление очагов заразы, выжигание зараженных домов и кварталов, погребение умерших вдали от жилья, заставы, костры на дорогах. Это показывает, что уже в то время у народа имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности уничтожения, обезвреживания заразы.

Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий созрело сознание необходимости государственной организации медицинского Дела, что и было проведено в конце XVI столетия в правление Ивана IV и в особенности в середине XVII века в правление Алексея Михайловича. Начало государственной организации здравоохранения в Московском государстве было положено учреждением при Иване IV в конце XVI века Аптекарской палаты, переименованной в XVII веке в Аптекарский приказ. В то время как в странах Западной Европы медицинское дело находилось целиком в ведении монастырей и других религиозных установлений, в Московском государстве XVII века управление всеми медицинскими делами было поручено светскому органу — Аптекарскому приказу. Аптекарский приказ, наряду с другими приказами представлял собой часть государственного аппарата Московской Руси и существовал в течение всего XVII века.

Функции Аптекарского приказа постепенно усложнялись и расширялись. Аптекарский приказ был обязан наблюдать за аптеками, за врачами, за призрением больных и «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилипчивых болезней».

Аптекарский приказ ведал царской аптекой, сбором и разведением лекарственных растений, покупкой их в других странах, наблюдал за придворными врачами, обслуживающими царскую семью и приближенных к царю бояр, контролировал врачевание, приглашение иностранных врачей, проверял знания этих врачей при поступлении на русскую службу, назначал врачей в полки, обеспечивал полковые аптеки (Медикаментами и проводил судебномедицинскую экспертизу («отчего смерть приключилась») и вообще врачебную экспертизу.

В Москве было две аптеки:

1) старая, основанная в 1581 г. в Кремле, против Чудова монастыря, и

2) новая,— с 1673 г., в Новом гостином дворе «а Ильинке, против Посольского двора.

Новая аптека снабжала войска; из нее же лекарства продавались «всякого чина людям» ио цене, имеющейся в «указной книге». К новой аптеке было приписано несколько аптечных огородов, где разводились и культивировались лекарственные растения.

В XVII веке Россия вела частые и продолжительные войны с Польшей, Швецией и Турцией, что делало необходимым организацию лечения раненых воинов и проведение санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских, врачей правительство пыталось проводить обучение русских врачебной науке у иностранных докторов, живших в России. Иностранные врачи при поступлении на службу давали подписку.

В XVII веке Московское государство посылало небольшое число молодых людей (русских и детей иностранцев, проживавших в России) за границу для обучения медицинским наукам, но это мероприятие ввиду дороговизны и малочисленности направлявшихся не принесло существенного пополнения числа врачей в Московской Руси. Поэтому было решено обучать врачебному делу более планомерно. В 1653 г. при Стрелецком приказе была открыта костоправная школа, а в следующем, 1654 г. при Аптекарском приказе была организована специальная лекарская школа. В царском указе писалось: «В Аптекарский приказ брать в ученье лекарского дела стрельцов и стрелецких детей и иных всяких чинов, не из служилых людей». В августе 1654 г. было набрано в Аптекарский приказ 30 учеников для изучения «лекарского, аптекарского, костоправного, алхимистского и иного какого дела». Преподавали врачи-иностранцы и опытные русские лекари. Учение начиналось с медицинской ботаники,фармакологии и практической фармации, изучались анатомия (по скелету и рисункам) и физиологические понятия. Через 2 года прибавлялись патологотерапевтические понятия — «знамения немочей» (симптоматология, семиотика) и амбулаторные приемы. С четвертого года учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок. С лекарями ученики ездили на войну под Смоленск и Вязьму, где тогда с царем был весь Аптекарский приказ. Ученики школы «пулки вымали и раны лечили и кости ломаны правили и тому они лекарскому делу научены». Окончивших школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были зарекомендовать себя на практике, после чего Аптекарский приказ утверждал их в звании «русских лекарей». Так, во второй половине XVII века готовились первые кадры русских военных и гражданских врачей со школьным образованием.

В отличие от книжного обучения медицине на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы обучение будущих врачей в Московском государстве в XVII веке носило практический характер.

В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские.

Аптекарский приказ имел хорошо составленную для того времени медицинскую библиотеку. В 1678 г. при Аптекарском приказе была создана должность переводчика, в обязанности которого входило переводить такие книги, «по которым . русские могут быть совершенными лекарями и аптекарями».

Русская медицина XVII века проявляла большой интерес к лекарственным растениям своей страны. Инициатива Аптекарского приказа привела к расширению круга известных лекарственных растений. Аптекарский приказ тщательно следил, чтобы от проданных лекарств в зелейных лавках «в аптеке государевой казне порухи не учинить».

В XVII веке в Москве возникли гражданские больницы. В середине XVII века (1650) боярин Федор Михайлович Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ построить в Москве две шпитальни, или богадельни, для призрения убогих.

В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.

В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.

Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.

Содержание

I. Вступление
II. Характеристика эпохи
III. Народная медицина
1 - «врачевские» книги
2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных
средств
IV. Эпидемии
1 - «повальные болезни» в Московском государстве
2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»
V. Зарождение государственной медицины в Московском государстве
1 - первые аптеки
2 - Аптекарский приказ
3 - организация медицинской службы в российских войсках
VI. Доктора медицины
1 - придворные врачи
2 - первые доктора медицины среди славян
VII. Заключение

Работа состоит из 1 файл

Медицина в Московском государстве.doc

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Московское государство XV – XVIII вв.

История развития медицины

Романова Анастасия Борисовна

Инженерный экологический факультет,

    1. Вступление

II. Характеристика эпохи

III. Народная медицина

1 - «врачевские» книги

2 - торговля с соседними странами, появление новых лекарственных

1 - «повальные болезни» в Московском государстве

2 - санитарные мероприятия во время «моровых поветрий»

V. Зарождение государственной медицины в Московском государстве

1 - первые аптеки

2 - Аптекарский приказ

3 - организация медицинской службы в российских войсках

VI. Доктора медицины

1 - придворные врачи

2 - первые доктора медицины среди славян

Зарождение государственной медицины в Московском государстве……..9

Изучение прошлого помогает нам лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки. Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления помогает нам лучше понять его развитие в будущем.

Медицина, как и всякая другая область знаний, представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса развития. В каждый данный период медицина представляет определенный этап развития знаний о том, что связано со здоровьем и болезнями людей. Поэтому изучать медицину необходимо в ее историческом развитии. Изучение медицины, как и любой другой отрасли, обязательно включает основательное знакомство с историей. 1

Источниками сведений о ранней медицине на Руси служат археологические раскопки, образцы древнего народного искусства, фольклора; позднее - документы письменности - летописи, записки путешественников, законодательные акты («Изборник Святослава», «Русская Правда» и др.).

Московское государство возникло в конце XV в. В 1485 г. было завершено строительство Кремля в Москве. Наряду с формированием государственного управления происходил процесс объединения русских земель. В XVI столетии к Московскому государству присоединены Псков(1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Казань (1552),Полоцк (1562), Великий Новгород (1578) и другие города. В конце XVI в. Завершено присоединение к Московскому государству Сибири.

В середине XVI столетия в нашей стране были проведены реформы, направленные на централизацию власти и укрепление Российского государства. В 1549 г. был созван первый Земский собор – новый орган власти, который занимался решением важнейших государственных дел. Наступило усиление власти самодержавия. Успешно развивалась внешняя и внутренняя торговля. В то же время усиливался процесс жесткой эксплуатации крестьянства. Частые неурожаи и повальные болезни привели к голоду (1601-1605). Недовольство народа затем переросло в восстание, которым руководил Иван Болотников (1606-1607). Для отражения польско-шведской интервенции (1607-1611) была создана русская армия.

К середине XVII столетия число городов возросло до 254, завершился процесс централизации Московского государства. Наступил «новый период в русской истории». Произошли сдвиги не только в общественно-экономическом развитии, но и в росте самобытной культуры.

1 Заблудовский П.Е. История Отечественной медицины, часть 1 (период до 1917г.), М.,1960, стр. 5

Тем не менее в XVI-XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины передавался устно, сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках.

Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии (резанию). Среди резальников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных.

Развитие торговли с соседними странами расширяло познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная в XIII в. с греческого «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, византийского купца, который в VI в.посетил Индию, о. Цейлон и Эфиопию.

Обособленное место в кругу источников принадлежит торговым книгам XVI – XVII вв. В них отображена торговля лекарством между Русью и странами Западной Европы.

Но самую важную группу древнерусского рукописного наследия об индийских лекарствах составляют древнерусские «врачевские» книги. К наиболее обстоятельным из них следует причислить травники и вертограды, в отрывках известные уже в Киевском государстве. С 1534 г. В Москве стал приобретать большую известность Благопрохладный Вертоград, переведенный не без участия русских «немчином» Николаем Булевым с первопечатного «Гортус санитатис» (Сад здоровья). Впоследствии Вертоград 1534 г. неоднократно переписывался русскими знатоками медицины, содержание его значительно обновлялось, сокращалось. И тем не менее эта огромная компиляция сведений по терапии самых разнообразных болезней и о лекарствах всего древнего мира, и теперь еще сохраненная в списках второй половины XVII в., представляет весьма внушительное литературное произведение, заключенное в трех томах с числом страниц более 2500 и многими рисунками лекарственных растений. Один том находится в Историческом музее Москвы, а два других – в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Основа лекарствоведения этого Вертограда касается главным образом XVI – XVII вв., т.е. времени уже после Афанасия Никитина и Васко да Гама.

На Руси добывалось издревле болотное железо, соль, в древнерусской технике широко применялся янтарь, с XV в. у нас стали действовать железные рудники, русские знали пирофиллит, добывавшийся в Волынском княжестве, и уже с периода феодальной раздробленности умели изготавливать из него присыпку в виде талька; аметист в XVI в. получали на далеком севере в Кандалакше, белую слюду привозили из Карелии и торговали ею со странами Западной Европы.

Однако лучше всего сведения о лекарственных минеральных веществах изложены в Вертограде 1534 г. Его «лапидарий» - раздел о «камениях» касается 122 названий, и около четверти их связаны своим происхождением с Индостаном и прилегающими к нему островами.

Одним из весьма популярных лечебных средств , и не только на Руси, но и у многих других народов древности, считался «камень беозар», или «безуй», находимый в кишечнике многих жвачных, особенно у диких горных козлов, у антилоп. Русские лечьцы назначали безоар при любых расстройствах «стомаха» (желудка) и кишечника. 1

Указания древнерусских врачебных книг на отдельные пищевые, пряные, технические и лекарственные растения Индии, поступавшие на русские рынки.

1 - перец; 2 - мускатный орех; 3 – ревень; 4 – кокосовые орехи. Из « Вертограда» 1534 г.

Заслуживает внимания история еще одного средства животного происхождения и также прибывавшего к нам из Индии. Это секрет мускусной железы кабарги, который является источником весьма ценимого мускуса («мьскусь» по памятникам древнерусской письменности). Его применяли при болезнях сердца, при нервных страданиях, у эпилептиков, душевнобольных, в особенности находившихся в состоянии «меланколии» и «кручины черной», пытались им даже лечить людей, страдавших запоем.

1 Богоявленский Н.А. Индийская медицина в древнерусском врачевании. - М., 1956, стр. 56

В лечебниках имеется не мало указаний на индийскую амбру и панты. Под древнерусским словом «амбер» следует понимать сгустившийся секрет выделительной системы китов и кашалотов. На Руси «амбер» применялся как благовоние, а лечьцами широко использовался в качестве тонизирующего средства при заболеваниях сердца.

Для истории индо-русской фармацевтической торговли не меньший интерес представляют панты. Так называются молодые рога пантовых или пятнистых и благородных оленей (марала и изюбря). Рога долгое время вымачивались в различных жидкостях, потом сушились на солнце и, наконец, в виде «отирков» (опилков или стружек) закупоривались в керамический сосуд, бамбуковые трости или чаще в «крабицы» (шкатулки) из драгоценных камней и в таком виде отправлялись в далекий путь через моря и пустыни в Византию, оттуда попадали и на Русь.

Пантовые «оттирки» пользовались огромной популярностью среди врачей Московского государства. Они входили в состав когда-то знаменитых «коллурий» (глазной жидкости), их также назначали «падучим», при желудочных и маточных кровотечениях, «расслабленным» (при параличах). Однако чаще всего они применялись при сердечных заболеваниях. Характерно, что вещества, действующие благотворно на сердце, создающие успокоение духа, придающие бодрость, порождающие радость к жизни, всегда причислялись русскими людьми к бесценным средствам, и им давались самые «ласьковыя», самые «сладькия» определения: «любка», «зелие милое», «адамант» (алмаз), «злато», «душа», «милость», «дар небес» и пр. На Руси панты всегда назывались «рогамии золотыми», а оттирки их – это «персть (пыль) золотая».

Гвоздика, добывавшаяся из гвоздичного дерева, в виде высушенных цветочных бутонов издревле была известна на Руси под названием «гвозника». У нас в древности гвоздика имела самое разнообразное лечебное применение. Лечебники рекомендовали ее при слабости зрения, в заболеваниях желудка, печени и сердца, а также при поносах. Были известны ее раздражающие свойства. Русские лечьцы закладывали гвоздичный цветок, в кариозную полость зуба и тем самым они предвосхитили современных одонтологов, употребляющих в этих случаях такие препараты гвоздики, как евгенол, гвоздичное масло.

Заморская торговля имела и обратную сторону. Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в Средние века опустошали и разоряли многие государства Европы. В нашей стране такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород.

Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний, о вымирании целых районов как об обычном явлении.

Историки ряда европейских стран на основании данных летописей, церковных записей о погребениях и других документов сообщают об огромной смертности, вплоть до вымирания целых городов и областей. Такие же картины рисует художественная литература и искусство. Сходное явление мы встречаем на Руси. Распространение эпидемий продолжалось и в Московском феодальном государстве.

Мероприятия по борьбе с эпидемиями состояли прежде всего в погребении умерших вдали от церквей, т. е. от населенных мест (церкви обычно помещались в центре жилых кварталов), в запрещении сообщения с «заморными местами».

К началу XVI века относится приводимое летописцами послание старца Филофея к дьяку Мунехину: «. Вы ныне пути заграждаете, дома печатлеете, попам запрещаете к болящим приходити, мертвых телеса из града далеко измещете. ». Из этой жалобы ясно видно, какие меры принимались в целях борьбы с эпидемиями.

Описано устройство лесных засек с заставами вокруг «заморных мест».

При сильном «море» во Пскове в 1521 г. было проведено «запирание улиц» — изоляция пораженных частей города. «. Без мала вси не изомроша, и первее начаша мерети на Петровской улице. И князь Михаила Кислица велел. улицу Петровскую заперети с обою концов» 1

На заставах вещи, считавшиеся зараженными, окуривали - пропускали повторно через дым костра из можжевельника (например, одежду, особенно меха), а металлические предметы (деньги и др.) - через уксус. Бумажные донесения чаще всего повторно переписывали и отправляли дальше в копиях, а подлинники и первые копии сжигали. Подобные мероприятия при тогдашнем аппарате государственной власти, конечно, далеко не всегда осуществлялись и часто нарушались. Кроме того, необходимо учесть, что меры по борьбе с массовыми заболеваниями меньше всего диктовались заботой о жизни и здоровье большинства населения: они осуществлялись лишь постольку, поскольку эти заболевания могли представить опасность для правящих слоев, а также поскольку эти заболевания, охватив войско, угрожали его боеспособности. Наличие таких предписаний и требования их беспрекословного выполнения под угрозой смертной казни свидетельствуют о том, что в те времена в нашей стране имелось представление о передаче заразных болезней и о возможности их уничтожения теми или иными мерами.

Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240—1480) объединила русские земли вокруг Москвы, историческая роль которой особенно возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325—1340) и Дмитрия Донского (1363—4389). Свое прозвище (Донской) московский князь Дмитрий получил после победы руководимых им русских полков над войском хана Мамая на Куликовом поле (1380) у реки Дон.

Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство. Его создание было завершено при Иване III (1462—1505) после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига.

Московское великое княжество стало крупным многонациональным государством Европы. К концу XVI в. территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было 220 городов. Численность населения достигла 7 млн человек.

Развитие медицины и медицинского дела

Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных исторических и историко-бытовых повестях того времени. Среди них — записанная в XV.в. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении князя Петра Муромского. Зарубив мечом змея-зверя, он обрызгался его кровью и заболел тяжелой кожной болезнью. Тяжело больной Петр отправился в Рязанскую землю, которая славилась своими лечцами. Простая крестьянская девушка — дочь древолаза (сборщика меда диких пчел)— Феврония излечила князя (по всей вероятности, при помощи меда). Выздоровевший князь вернулся в свою Муромскую землю, но без Февронии болезнь возобновилась, и Петр женился на мудрой Февронии. Долгие годы жили они счастливо и княжили в Муроме. Прообразами героев были реально существовавшие князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Журоаде в XIII в.

В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резальников были костоправы, щювотгуски, збоволота. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах. На Руси многократно переписывалась переведенная; в ХШ в. с греческого «Христианская топография» (см. с. 138) Кось-мы Индикоплова, византийского купца, который в VI в. посетил Индию, о. Цейлон ц Эфиопию.и описал их природу, обычаи, а также лекарственный товарообмен с «лежащими к Западу от них странами». Индийские лекарственные средства были издавна известны на Руси. О них сообщается в древнерусских травниках, повести «Александрия» (о походе Александра Македонского в Индию), в путевых заметках (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина «Хожение за три моря», которые в силу их большой- исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в «Вертограде» («Сад здоровья»), переведенном с немецкого в 1534 г. Николаем Булевым.

Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали пyтъ этой эпохи концу XIV в. их связь с прибытием торговых судов была очевидна. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород: сообщали о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV—XV вв. (рис. 100).

Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест: умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Во время эпидемии чумы 1521 г. в г. Пскове князь Михаиле Кислица «велел. улицу Петровскую заперети собою концов».

В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. .Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения».

Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе- с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля .в каменном здании напротив Чудова монастыря (рис. 101). Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко' временам Ивана Грозного (1547—1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. - В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus); в его свите были лекари и аптекари (один из них по имени Яков), которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее.

Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенное для дворца лекарство отведывалось докторами, его прописавшими, аптекарями, его приготовившими, и, наконец, лицом, которому оно сдавалось для передачи «наверх». Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа.

Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. Сохранилось немало челобитных на имя царя с просьбой отпустить им то или иное лекарство. В челобитной изонемца П. А. Калиновского от 11 марта 1662 г. написано: «Занемог я. заскорбел, лежу при деревни света житья не вижу четвертый месяц. помираю голодною смертью, пить есть нечего. Вели государь для моей скорби (болезни) дать снадобья и вели из казны выдать денег». Резолюция: «. выдать из Аптекарского приказа лекарства».

В другой челобитной от 27 июня 1658 г. солдат Митька Иванов сообщает: «. я холоп твой ранен — пробит насквозь из карабина по самому животу и ниже. OTJ ТОЙ раны лежу во гноище и по сию пору раны не затворились. Вели государь меня. излечить в аптеке». Резолюция: «его лечить и лекарства давать безденежно».

При наличии в стране лишь одной аптеки население покупало лекарства в зелейных и москательных лавках, где велась свободная торговля «зельем». Это вело к злоупотреблениям ядовитыми- и сильнодействующими веществами. Таким образом, назрела необходимость государственной регламентации продажи лекарственных средств. К тому же растущая российская армия постоянно требовала регулярного снабжения войск медикаментами. В связи с этим в 1672 г, была открыта вторая в стране «. аптека для продажу всяких лекарств всяких чинов людям».

Новая аптека располагалась на Новом гостином дворе на Ильинке, близ Посольского приказа. Царским указом от 28 февраля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами.

Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных, а совместно с Посольским приказом и иноземных), контроль за их работой и ее оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней), снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, собирание и хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами . и сбором лекарственного сырья.

Постепенно штат Аптекарского приказа увеличивался. Так, если в 1631 г. в нем служили два доктора, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два толмача (переводчика) и один подьячий (причем особыми льготами пользовались иноземные доктора), то в 1681 г. в Аптекарском приказе служило 80 человек, среди них 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, было 12 подьячих, огородников, толмачей и хозяйственных рабочих.

Во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась своеобразная система сбора и заготовки лечебных трав. В Аптекарском приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Например, зверобой — в Сибири, солодовый (лакричный) корень —в Воронеже, черемица —в Коломне, чечуйная (противогеморройная) трава — в Казани, можжевеловые ягоды — в Костроме. Специально назначенные заготовители (травники) обучались методам сбора трав и их доставки в Москву. Таким образом, сложилась государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение.

У стен Московского Кремля стали создаваться государевы аптекарские огороды (ныне. Александровский сад). Число их постоянно росло. Так, в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича (1645—1676) было велено «Государев Аптекарский двор и огород перенесть . от Кремля-города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». Вскоре аптекарские огороды появились у Каменного моста, в Немецкой слободе и на других московских окраинах, например, на территории нынешнего Ботанического сада. Посадки в них производились в соответствии с распоряжениями Аптекарского приказа.

В некоторых случаях специалисты по закупке лекарственных средств направлялись в другие города. Значительная часть лекарственного сырья для аптек выписывалась «из-за моря» (Аравии, стран Западной Европы — Германии, Голландии, Англии). Аптекарский приказ рассылал свои грамоты иноземным специалистам, которые направляли в Москву требуемые лекарственные средства. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка. Например, в 1662 г. Ивашко Гебдон писал русскому царю из Лондона: «. прислана мне твоя грамота из Аптекарского приказу, а велено мне иноземцу купить. аптекарских запасов против росписи,— и купя. послать их на кораблях к Архангельскому городу. И те аптекарские запасы покладены в шести сундуках да в двух боченках да в одном тючке и наклеймены и отпущены на кораблях к Архангельскому городу. . К Москве на подводах летним путем с великим бережением».

В начале XVII в. иноземные врачи пользовались в Московском государстве значительными привилегиями. Подготовка русских лекарей в то время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание русского лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

Первая государственная Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. В качестве учебников служили .народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней). Во время военных действий функционировали костоправные школы. Преподавание велось у постели больного — в России не было той схоластики, которая господствовала в то время в Западной Европе.

Анатомия в лекарской школе преподавалась наглядно: по костным препаратам и анатомическим рисункам, учебных пособий еще не было.

В XVII в. в Россию проникли идеи европейского Возрождения, а вместе с ними « некоторые медицинские книги (см. схему 5). В 1657 г. монаху Чудова монастыря Епифанию Славинецко-му был поручен перевод сокращенного труда Андреаса Везалия «Эпитоме» (изданного в Амстердаме в 1642 г.). Е. Славинецкий (1609—1675) был весьма образованным человеком, он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем — в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда Везалия явился первой в России книгой по научной анатомии. Долгое время она хранилась в Синодальной библиотеке, но во время Отечественной войны 1812 г. погибла при пожаре Москвы.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «. никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать. » Обучение длилось 5—7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от Ю до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в.

Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще всего лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе их больничных палат создавались временные госпитали для лечения раненых. И несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и врачебное обслуживание во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было важной отличительной особенностью русской медицины XVII в. Первые доктора медицины из российских людей появились в XV в. Среди них Георгий из Дрогобыча, получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (современная Италия) и преподававший впоследствии в Болонье и Кракове. Его труд «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», изданный в Риме, является первой печатной книгой российского автора за рубежом. В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (современная Италия) получил Фран-, циск Скорина из Полоцка. В 1696 г. также в Падуанском университете степени доктора медицины был удостоен П. В. Посников; будучи весьма образованным человеком, он впоследствии служил российским послом в Голландии (см. с. 259).

Читайте также: