Технолог конструктор одежды что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Вы создаете первый раз коллекцию. И вы четко уверены, что вам нужен конструктор. Вы точно в этом уверены? Перед тем как заниматься созданием одежды ответьте себе на два вопроса:
Что я создаю?
Кто есть кто в нашем производственном мире создания одежды. И тогда может вам и не нужен оказывается сейчас конструктор?

Отвечаем себе на вопрос №1.
Вы хотите сразу создать партию серийной одежды?
Вы хотите эту одежду продавать и знаете как вы будете это делать?
Если так, то необходимо будет каждой модели присвоить артикул. Это номер, содержащий несколько цифр. Каждая модель (артикул) будет иметь несколько размеров, а значит будет размерная сетка. Сколько будет размерных сеток на один артикул у Вас? Одна? Две? Три?
Или Вы хотите создать коллекцию одежды для показа или для фотосессии? И пока Вы не знаете, получится ли у Вас ее продавать, Вы вообще пока не думали конкретно о продажах.

  • Швея - это тот человек на производстве, который только шьет. Умная швея конечно что-то подкроит, но лучше на это не надеяться. Швеи просто шьют. Швеи работают именно на швейных производствах. Шьют они часто изделия не полностью, а выполняют определенные операции.
  • Закройщик – это тот человек, который только кроит. Причем если закройщик работает в ателье, ему не нужны лекала конструктора, он может раскроить модель в единственном экземпляре, используя свои базовые лекала или не используя их, все зависит от стиля работы. Если закройщик работает на производстве, он кроит изделия чисто по лекалам. Соответственно квалификация закройщика в индивидуальном пошиве и квалификация закройщика массового пошива совершенно разная.
  • Портной – это человек, который отшивает изделие от начала до конца. Это человек, который прекрасно обладает навыками кроя, может подкроить производные детали. Хороший портной просто не может быть глупым человеком, так как данная профессия обязывает иметь очень хорошему логическое мышление.
  • Закройщик-Портной – человек, который и кроит и шьет в рамках индивидуального пошива. Ему не нужны лекала конструктора. Он все делает сам. Он конечно пользуется своими базовыми лекалами. Закройщик – Портной очень часто обладает навыками конструирования, поэтому изделия в единственном экземпляре он создает быстро и качественно.
  • Конструктор – человек, который создает конструкцию изделия, потом создает лекала. Он не шьет. Он только конструирует, потому что он инженер. Безусловно конструктор имеет навыки кроя и пошива, но профессия конструктора не обязывает Вам отшивать образцы. И если Вы заказали лекала конструктору, это не лишает Вас обязанности отшива макета и первого тестового образца.
  • Технолог – человек, который отвечает за технологическую последовательность в конструируемой модели. Часто в паре с конструктором работает именно технолог. Он отшивает тестовый образец. Так же технолог работает на производстве и строит технологический процесс в цехе, то есть распределяет операции пошива между швеями.
  • Если вы создаете коллекцию для показа или для фотосессии, вам нужен портной-закройщик. Точно не конструктор. Так как при всех хороших подсчетах работа с конструктором будет дороже, ведь первый образец все равно нужно отшивать.
  • Покажите коллекцию публике, получите реакцию, дальнейшие действия будут вам уже ясны.
  • Если вы создаете серийную одежду, Вам нужен конструктор и технолог (или портной), так как Вам нужны хорошие лекала и техническое размножение на другие размеры, а так же первый тестовый образец.
  • И там и там не готовьтесь сразу получить идеальный результат. Несмотря на то, что с вами будут работать профессионалы, помните они тоже люди и они думают по своему, а вы по-своему. Вы будете корпеть над создаваемыми изделиями, убирать недочеты, перешивать макеты и образцы, добиваться нужного качества. Просто в первом варианте у вас не будет лекал на руках по итогу, а во втором варианте будут!

anons.jpg

Оригинал статьи в нашем Instagram - https://www.instagram.com/p/BTY4NQMjWK4/

Все о профессии конструктор-технолог

Конструктор-технолог – это одна из самых интересных профессий на сегодняшний день. Ее можно назвать уникальной, ведь она сочетает в себе и гуманитарное, и техническое направление. Человек, который выбирает для себя такую деятельность, должен быть художником, конструктором и технологом в одном лице.

В данной статье мы расскажем все данной профессии, в чем ее особенности, какими знаниями и навыками должен обладать конструктор-технолог и в какой сфере деятельности может применить свои таланты.


Особенности

Профессия эта и в самом деле особенная. Она, в отличие от многих других специальностей, многогранная и разнообразная, имеет два направления:

  • конструктор-технолог мебельного производства – разрабатывает дизайн мебели;
  • конструктор-технолог швейного производства – специализируется на пошиве и разработке одежды, различных трикотажных изделий.


Каждое направление требует определенных навыков и возможностей.

Выбирая конкретную специализацию, нужно понимать, что вам ближе, где вы хотите работать и как зарабатывать деньги.


Обязанности

Конструктор-технолог, как и любой другой работник, имеет свои обязанности, от правильного и своевременного выполнения которых зависит личностный успех или успех предприятия, на котором работает специалист. Также он буквально несет ответственность за настроение клиента после получения заказа, увеличение клиентской базы и продвижение по карьерной лестнице. Специалист в сфере швейного производства моделирует, конструирует, организовывает весь процесс пошива изделия.

Он выполняет следующую работу:

  • создает эскизы согласно пожеланиям заказчика;
  • подбирает основную ткань для пошива и подкладочный материал;
  • изготавливает технический рисунок;
  • конструирует изделие на манекене;
  • подготавливает и организовывает весь технический процесс;
  • организовывает работу и управляет ею.


Конструктор-технолог, работающий в сфере изготовления мебели, должен быть творческой личностью с техническим складом ума. Основная его задача – сделать мебель комфортной и удобной, подобрать материала так, чтобы все было «на своем месте» и отлично подходило под описание и пожелания клиента.

Итак, чем же конкретно занимается специалист?

В его обязанности входит:

  • визуализация мебели с учетом пожеланий заказчика;
  • изготовление чертежей мебели с учетом всех размеров;
  • расчет количества необходимого материала;
  • организация производства.

Конструктор работает непосредственно с дизайнером.

Они вместе занимаются процессом производства как мебели, так и одежды.


Знания и навыки

Работа конструктора-технолога довольно ответственная. Очень важно, чтобы работа была выполнена правильно, грамотно и вовремя. Тяжело представить ситуацию, когда клиент сделал заказ на пошив одежды или на изготовление мебели и не получил желаемого. Именно для того, чтобы такого не случалось, конструктор-технолог должен быть настоящим профессионалом.

Квалифицированный специалист обладает такими навыками и знаниями:

  • умеет работать со специальным оборудованием и инвентарем;
  • знает всю информацию о материале, будь то ткань или дерево, его свойства, технические параметры, характеристики;
  • умеет читать чертежи и техническую документацию.

Также не стоит забывать, что нужно обязательно иметь специальное образование. Помимо вышеперечисленных знаний и навыков, также нужно обладать такими человеческими качествами, как уверенность в себе, внимательность, усидчивость, лидерство, ответственность, коммуникабельность.


Образование

Прежде чем принять решение о том, что данная профессия вам подходит, нужно хорошо подумать и оценить свои возможности, умения, предпочтения. Человек, который, хочет получить профессию конструктора-технолога, должен не только уметь красиво рисовать и иметь хорошее воображение, но еще и мыслить логично, уметь правильно рассчитать количество нужного материала. Существует множество высших учебных заведений, которые предлагают обучение данной профессии.

Как мы уже определили, профессия конструктор-технолог имеет несколько направлений – это дизайн мебели и пошив одежды, в соответствии с этим и нужно выбирать ВУЗ.


Если вас интересует мебельное производство, значит, нужно выбирать специальность «Технология деревообрабатывающего производства», а уже потом специализацию «Дизайн мебели». В случае если речь идет о пошиве одежды, нужно выбирать учебное заведение, которое специализируется на швейном производстве.

Не стоит забывать, что в настоящее время есть много различных курсов как для начинающих, так и для повышения квалификации. Это также прекрасная возможность, чтобы получить как азы профессии, так и приумножить уже имеющиеся знания и навыки.

Место работы

Конструктор-технолог, если он толковый, может легко найти работу. Специалист в сфере швейного производства может работать в модных домах, различных ателье или фабриках по пошиву одежды, швейной мастерской.

Что касается специалиста мебельного производства, то здесь возможности вовсе не ограничены. Можно устроиться на фабрику по изготовлению мебели, в частную компанию, которая занимается тем же, но под индивидуальный заказ, или открыть собственный бизнес. Последнее – это лучшее решение.

Учитывая, что данная профессия присуща творческим личностям, идеальный вариант – работать на себя.

Конструктор женской одежды

Конструктор одежды, кто это? Какие знания и умения необходимы в профессии? Где учиться? Как взаимосвязано образование дизайнера одежды и конструктора? Куда устроиться работать? На эти и другие вопросы мы ответили в статье.

О профессии

Конструктор одежды отвечает за техническую сторону создания коллекций. Это «модный инженер» с творческом талантом. Если дизайнер вдохновляется идей, делает наброски, эскизы будущих изделий, то профессия конструктора одежды обязывает проработать техническую сторону всех моделей, а, в частности, выкройки и лекала. Получится ли с помощью этой ткани создать нужный объем? Как обработать края среза, нарисованного на эскизе? Какие припуски оставить? Он решает множество важнейших вопросов, от которых зависит конечный результат внешнего вида всей коллекции.

Безусловно, в каждом бренде такой специалист выполняет разнообразный набор обязанностей. Зачастую компании нанимают модельеров-конструкторов одежды, которые отвечают и за разработку моделей, эскизов, и за техническую сторону. Также распространена более узкая специализация — инженер-конструктор, который слабо влияет на творческую составляющую создания коллекций.

Однако, если вы хотите быть востребованным специалистом в мире моды, станьте универсалом. Пройдите обучение дизайну одежды, чтобы научиться развивать креативные идеи в готовые коллекции. Также освойте навыки конструирования для понимания технических особенностей создания выкроек, швов, вытачек и т.д. Только в этом случае вам удастся добиться настоящего успеха в мире моды, а компании будут ценить ваши знания и опыт.

Образование

В индустрии моды без основательного образования не обойтись. Пройдите обучение на конструктора одежды, модельера, модного дизайнера в одном из престижных Вузов. Институт Марангони предлагает общие программы Бакалавриата:

, где вы получите обширные знания обо всех этапах создания коллекций: поиск вдохновения, развитие идеи, проработка эскизов и технических рисунков, конструирование выкроек, пошив, выпуск конечного изделия на производстве.

Помните, что конструктор одежды должен всегда пополнять знания и учиться, поэтому курсы повышения квалификации станут верным другом на всю жизнь. Новинки в мире моды появляются со скоростью света, как идейные, так и технологические. Однако отдельно от фундаментального fashion-образования курсы не дадут нужных знаний и результата. С их помощью вы научитесь делать выкройки, шить вещи себе или друзьям, но не сможете стать успешным конструктором с высокой квалификацией. Образование — это только ступень на пути к профессионализму, чтобы стать хорошим конструктором нужно много практиковаться и живо интересоваться профессией.

Знания

Давайте рассмотрим подробнее, какие знания нужны конструктору одежды:

  1. Теория конструирования

Безусловно, вам нужна основа профессии — фундаментальные знания: размерный ряд, виды и структура прибавок, практическая анатомия, психология человека, принципы создания размерной типологии и т. д.

  1. Практические навыки конструирования и знание материаловедения

Теория без практики — ничто. Вы должны знать методики конструирования и следить за инновационными техниками и технологиями в индустрии. Необходимо разбираться в материаловедении, учитывать особенности проектируемого изделия, понимать как с помощью конструктивных решений создать правильный силуэт, объем и крой. Может быть этот материал вообще не подходит для модели? Какие припуски сделать, какая усадка у ткани?

  1. Знания IT-программ

При конструировании одежды не обойтись без специальных компьютерных программ (САПР), где производятся чертежи выкроек, там же создаются лекала для разных размеров и ростовок. Сегодня все компании стараются снизить затраты на производство и применение автоматизированных программ распространилось повсеместно. XXI век!

  1. Композиция костюма

Конструктор должен знать основы построения композиции костюма, кроме того, ему необходимо следить за модными тенденциями, новинками в мире тканей, следить за инновационными формами и силуэтами.

  1. Технический рисунок

Техническим рисунком должен владеть каждый конструктор, если же в ваши обязанности будет входить и дизайн одежды, значит придется сначала делать эскизы изделий, а после этого переводить их в технические рисунки. Не беспокойтесь, этому вы научитесь на программах Бакалавриата по модному дизайну в институте Марангони, как и всему остальному.

  1. Производство

Как высококлассный специалист вы должны разбираться во всех этапах производства одежды, это позволит создавать качественные лекала. Какое оборудование применяется на производстве, как с его помощью можно обработать швы, какие для этого нужны монтажные припуски? А знание производственных терминов упрощает понимание и совместную работу с технологами.

Также необходимо разбираться в организации производства, знать чем занимаются в раскройном и швейном цехах, участках дублирования и вышивания, цехе окончательной отделке и т. д. Это поможет адаптировать конструкцию изделий к конкретному производству.

Как стать высокопрофессиональным конструктором одежды? Постоянно учиться, разбираться во всех этапах создания коллекций и производства, глубоко изучать специфику профессии. Практикуйтесь, не бойтесь ошибаться, ищите нестандартные решения, перенимайте опыт коллег и наставников, проверяйте на практике теоретические знания, и вы добьетесь успеха.

Подробнее об обучении в Istituto Marangoni вы можете узнать у специалистов STUDIES&CAREERS, а о поступлении — на странице «Документы».

Недавно в школе Fashion Factory прошел курс лекций по профориентации. Мы публикуем конспект лекции «Профессия: технолог». Елена Майорова, технолог с двадцатилетним опытом работы, рассказала об этапах создания одежды, о роли технолога на предприятии и его взаимодействии с конструктором и дизайнером.

В крупных компаниях технологический процесс состоит из следующих этапов:

Создание модели

Процесс создания модели включает в себя художественный эскиз, технический эскиз, конфекционную карту и схему узлов.


Все начинается с того, что дизайнер делает художественный эскиз. На его основе сам дизайнер или его помощники создают технический эскиз. На нем прорисованы все строчки и узлы, указаны материалы и фурнитура, которые будут использоваться. Технический эскиз в дальнейшем используется конструктором при построении лекал и предприятием при пошиве одежды.

Технолог должен заранее прописать технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве. Дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге. В таком случае технолог должен подсказать, как сделать правильно и получить то, что задумано.

Например, дизайнер желает сделать карман с листочкой на хлопковой куртке, которой затем будут придавать «вареный» эффект. Процесс варки изделия – это стирка в большой машине с большим количеством химикатов. В этот момент происходит частичное разрушение волокон, ткань становится более мягкой и тонкой, поэтому карман с листочкой нельзя использовать на таких изделиях: он оторвется при использовании. Технолог должен предложить, что с таким карманом можно сделать, например, отделочную строчку или поставить закрепку.

При выборе фурнитуры технолог учитывает некоторые моменты: тип ткани, ее толщину, технологию производства модели. Если по каким-то причинам фурнитуру нельзя использовать на ткани, то технолог предлагает другие варианты. Все материалы, основные и подкладочные, а также фурнитура, фиксируются в конфекционной карте. В крупных компаниях подбором фурнитуры занимается отдельный специалист – конфекционер, который также закупает необходимую фурнитуру для предприятия.


Конструкция и лекала

Построением лекал занимается конструктор, но в любом случае он работает вместе с технологом. Например, именно технолог указывает, где будут припуски в конструкции изделия.

Готовые лекала раскладывают на материале, чтобы определить количество ткани, необходимое на одну модель. Для этого все детали выкладываются на ширину ткани. Стоит учесть, что чем плотнее они лежат, тем меньше будет остатков.

Кроме того, технолог составляет технологическую последовательность – описание всех этапов пошива изделия с указанием времени на каждую операцию (в секундах) и необходимого оборудования.

Отработка посадки на фигуре и технологии обработки модели

После этих этапов шьется образец в экспериментальном цехе или на фабрике. На примерке образца присутствуют дизайнер, конструктор и технолог. Они смотрят на результат, ищут неточности. Обычно после первого образца вносится много изменений в конструкцию модели или технологию ее изготовления.

После внесения всех изменений происходит утверждение образца-эталона. Именно по этому образцу фабрика будет шить партию. Образец должен быть таким, каким его запустят в партию, то есть из оригинальной ткани с фурнитурой.

Раскрой изделия

Перед раскроем изделия материал проверяют на брак на специальном станке. Если брак точечный, то ткань можно использовать, а бракованные участки вырезать. Если брак масштабный, например, полоса вдоль рулона, то тогда ткань возвращают производителю. Такие рулоны часто сложно использовать в массовом производстве, но если это небольшая партия или индивидуальный пошив, то материал можно оставить.

После проверки ткани на брак идет раскрой. В очень крупных компаниях используют машины, которые автоматически настилают ткани и вырезают детали.

Следующий этап – дублирование деталей кроя. Температуру и время дублирования закладывает технолог, определяя тип и свойства ткани.

В швейный цех все детали одного размера и с одного настила передают пачкой с указанием количества и размера.

Пошив изделия

Главная задача технолога при пошиве партии – это разделение операций между швеями. Допустим, в цехе работает 30 человек. Время изготовления изделия – 3500 секунд. Для определения такта потока нужно время изготовления изделия разделить на количество человек. Получается, что швеи должны передавать свою часть другой швее через 117 секунд.

В начале потока всегда идет ручная операция. Развязывается пачка, разбираются все детали и раздаются работникам. Постепенно все детали уходят на поток. На производстве задача технолога – объяснить каждому работнику его операцию, а также проконтролировать правильность выполнения процесса.

Отделка изделия

Отделка включает в себя:

– Чистку изделия от ниток, мусора, линий намелки;
– Окончательное ВТО (влажно-тепловая обработка);
– Маркировку изделия;
– Упаковку изделия.

Контроль качества

Для проверки качества существует система выборочного контроля по альтернативному признаку на основе AQL. По этой системе работают не только в швейной промышленности. Когда производится промышленная партия товара, дефекты брака все равно бывают. Нужно понять допустимое количество.


Например, в партии от 1200 до 3000 единиц. Для определения уровня брака нам нужно проверить 125 единиц. Дефекты на изделии бывают критические, важные и неважные. Если уровень брака в партии укладывается в норму, то изделие принимается.

В фэшн-индустрии конструкторов еще называют «инженерами одежды». Они превращают идеи дизайнеров в лекала, переводят на язык производства их рисунки и мудборды. Мы поговорили с работниками индустрии об этой профессии — важнейшей, но недооцененной.

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 1)

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 2)

Дизайнер = конструктор?

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 3)

В идеальном мире дизайнер умеет конструировать сам. В 1930-х годах образцовым примером дизайнера-конструктора была Жанна Ланван: только со знанием женского тела и умением кроить можно было шить впечатляющие платья со сложными драпировками и широкими рукавами. Навыками конструирования владели Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Пьер Карден. Александр Маккуин конструировал так же виртуозно, как и придумывал, — и был, по сути, закройщиком своих коллекций. Сегодня экспертиза в обеих профессиях встречается все реже: Раф Симонс, например, даже не рисует эскизы — он собирает файл с описанием идей, из которого ясно, какой силуэт, какую форму и какое настроение хочет передать дизайнер. Вирджил Абло, архитектор по образованию, сможет сконструировать скорее здание, чем костюм («Если бы я учился в фэшн-колледже, то изучал бы конструирование»).

Из актуальных сегодня дизайнеров прекрасными конструкторами считаются Готье и Марк Джейкобс, Читосе Абе из Sacai, которая работала конструктором в Comme des Garçons, и Демна Гвасалия, оттачивавший мастерство в ателье Maison Martin Margiela. Понятно, что ни один из них не делает лекала для всей коллекции, но ценные знания о том, как можно посадить плечо пиджака или нарочно сбить пропорции, точно расширяют кругозор и дают больше возможностей.

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 4)

«Своим студентам я всегда привожу в пример Марка Джейкобса, — рассказывает Ирина Шакина, преподававшая конструирование в Британской высшей Школе дизайна. — На ютубе есть замечательный фильм, в котором после эскиза дизайнер делает лекала изделия, раскраивает из ткани и показывает лаборантам, как сшить вещь, — и все сам! Все эти этапы во время обучения должен пройти каждый, чтобы не придумывать ерунду — мягко говоря, невыполнимую для производства».

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 5)

Поскольку владение профессией дизайнера и с художественного, и с инженерного ракурса вряд ли возможно, Ирина предлагает следующее: «В обязательном порядке вы умеете рисовать от руки — это даже не обсуждается. Дальше идете учиться дизайну одежду, потому что просто не представляете себя в другом качестве. Программа обязательно включает в себя конструирование-моделирование, технологию, маркетинг и далее по списку. По окончании учебы вы ищете себе конструктора — не просто хорошего профессионала, а единомышленника, человека с современным видением и хорошим вкусом. Как показывает опыт, совмещение дизайнера и конструктора в одном лице для начинающих специалистов бывает мерой вынужденной, но трудновыполнимой впоследствии — это физически невозможно и нецелесообразно».

Знать общие принципы построения и посадки изделия на фигуре Ирина считает обязательным. Также обязательно уметь моделировать из базовых лекал (лекала классических пиджаков, брюк, юбок — прим. BURO.), потому что это — один из способов создания нового дизайна: «Глядя только на лекала, можно придумать новые формы и линии. Диор, например, владел этим методом в совершенстве, его работы — результат прекрасного моделирования лекал».

«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят компьютеры»

«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят
компьютеры»

Сестры Алиса и Юлия Рубан никогда не учились портновскому мастерству — но их коллекции интересны именно с конструкторской точки зрения: платье-тренч со съемным верхом, блузки с рукавами, меняющими форму, сарафаны, которые превращаются в юбку с большими карманами. Сейчас в ателье марки работают над сложным платьем с двумя зап а хами. Здесь шутят, что если никто не знает, как сшить определенную вещь, то именно ее дизайнеры никогда не отменяют, а «добивают до последнего». «Расход макетной ткани у нас зашкаливает, иногда на одно изделие строится по несколько образов. Пока наш внутренний рекорд — семь макетов на один кутюрный наряд», — комментирует Алиса.

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 6)

Конструкторский штат Ruban — две молодые девушки, Наталья Быкова и Ольга Еркова, выпускницы РГУТиС и РосЗИТЛП. Среди самых сложных дизайнерских задумок, над лекалами которых им пришлось покорпеть, Наташа и Оля выделяют платье-тренч из сезона весна-лето 2019 , а еще коллекцию, посвященную Модильяни с тренчкотом, собранным из кожаных вставок разной формы. Конструкторы работают с САПР — это сокращенное название «системы автоматизированного проектирования», то есть набор компьютерных программ для конструирования. Как объясняет Наталья, делается это в первую очередь для скорости.

«Скорость, математическая и геометрическая точность, качество исполнения лекал — то, что отличает САПР от ручного конструирования, — объясняет Ирина Шакина. — САПР не обучит и не поможет, если конструктор плох: это все равно, что посадить за руль не умеющего водить машину. Почувствовать фигуру и форму сначала можно и нужно только через ручное конструирование и моделирование. Учить студентов САПРу считаю лишней опцией — если только вы не технарь с инженерным образованием типа Бауманки или Архитектурного в прошлом. А конструктор сам почувствует, когда он к этому уже готов и ему без этого ну уже никак».

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 7)

Колумнист американского Vogue Сара Мауэр тоже на стороне ручного конструирования. В своем инстаграме фэшн-критик призывает студентов и дизайнеров не списывать со счетов традиционную работу с лекалами, приводя в пример Маккуина, оттачивавшего свои навыки в ателье на Сэвил-Роу: «Никогда не верьте, если вам скажут, что скоро все будет конструироваться на компьютере или что компьютеры смоделируют все за вас: сегодня конструкторы — одни из самых востребованных специалистов».

«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном»

«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят
заниматься дизайном»

Разговоры о востребованности профессии усиливаются еще и тем, что мест, где учат конструированию, становится меньше. Сара Мауэр говорит о том, что английские колледжи моды закрывают конструкторские студии, потому что считают, что в будущем студентам эти знания не пригодятся — все будут делать компьютерные программы. О похожей проблеме в России говорит Ирина Шакина: «К сожалению, с объединением ВУЗов и колледжей стало меньше возможностей учиться конструированию. Раньше в Колледже им. Моссовета был Факультет конструирования и моделирования, причем бюджетный. Так вот, в программе там был академический рисунок все три года обучения — сейчас факультет закрыли. Никто не идет, не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном».

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 8)

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 9)

Проблему нехватки специалистов на Экономическом форуме озвучивает Оксана Лаврентьева: «У меня в компании работают 300 человек, — сказала она. — Самое страшное не то, что к нам приходят дизайнеры-выпускники наших институтов, которые вообще ничего не умеют. Самое страшное — что сейчас нет заведений, в которых учат технологов и конструкторов». Дизайнеров, по словам главы «Русмоды», обучить в компании могут — были бы идеи. Но рук, которые дальше будут работать над изделиями, просто нет: «У нас два производства, и каждый человек на вес золота: новых людей негде брать, их нигде не учат. К тому же это не популярные специальности, никто не идет на них учиться — и факультеты закрываются».

Французский институт моды в Париже, к примеру, изящно привлекает внимание к недооцененной профессии: в сентябре 2019 года здесь запускают курс для креативных конструкторов. Слово «креативный» в названии модуля по задумке должен привлечь студентов, которые сегодня все больше хотят придумывать сами, и все меньше — превращать в лекала идеи других.

«Белый ангел, а не серый кардинал»

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 10)

Принято считать, что конструкторы находятся в тени дизайнеров. Они не медийные личности: сможете назвать хотя бы одно имя конструктора брендов-гигантов? На бэкстейдже к ним не бегут с вопросом, как им удалось идеально посадить плечи. Не спрашивают о работе над лекалами многоярусных платьев. В больших домах дизайн-студии и конструкторские мастерские находятся в разных местах — иногда в отдельных зданиях, иногда в подвале. Общение конструкторов с креативным директорами минимально: в фильме об Александре Маккуине даже был фрагмент, когда в ателье Givenchy дизайнер поинтересовался, кто сделал эту вещь, он хотел познакомиться с мастером — ему ответили, что этому человеку запрещено заходить в студию.

«Хочу сразу прояснить: наш главный конструктор — не серый кардинал, а белый ангел модного дома», — начинает рассказ о своем конструкторе дизайнер Татьяна Парфенова. Вместе с Николаем Ивановичем Антоновым она работет почти тридцать лет — с 1993 года: и это совсем не тот случай, когда дизайнер не общается с конструктором. Татьяне Валентиновне нравится рассказывать, как Николай Иванович может не только сконструировать что угодно, но и отремонтировать, какой прекрасный он семьянин, и как он шил свадебное платье для будущей жены. По словам Парфеновой, эти инженерные мозги не боятся никаких задач. Парфенова, например, давно хотела сделать платье с рукавами из одной детали и непрерывного шва — такое даже представить сложно, не то что сконструировать. У Николая Ивановича платье получилось — в лекалах вещь представляет собой гигантскую улитку: зрелище кинематографичное.

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 11)

Конструктор — инженер одежды. Что нужно знать о важной профессии в индустрии моды (фото 12)

Сегодня в модном доме Парфеновой работают три конструктора: они не пользуются компьютерными программами для конструирования, но даже в традиционной работе у них есть свои ноу-хау. «У Николая Ивановича есть конструкторское изобретение, которое мы даже запатентовали», — делится дизайнер. В чем оно заключается — секрет, но благодаря именно такому подходу к работе с лекалами, говорит Татьяна Валентиновна, ее клиенты удивляются, насколько хорошо сидят на них вещи марки.

Читайте также: