Управляет ракетой кто профессия

Опубликовано: 01.07.2024

Космос - это будущее человечества. Трудно представить более романтичную и перспективную сферу деятельности, чем освоение космоса.
В период первых полетов в космос в обществе не прекращались разговоры о космических исследованиях, казалось, что вот-вот он покорится человеку. Газеты, телевидение и разговоры взрослых задавали жизненный ориентир для всех школьников страны. Космонавты были популярны, как сегодня кинозвезды.

В настоящее же время в мире насчитывается меньше сотни "активных" космонавтов, и все они где-то далеко от нас. Современные подростки не романтизируют труд космонавта. Они знают, что исследовать космос - это физически и психологически тяжелая работа, к тому же, связана с большим риском. Поэтому современные школьники выбирают "приземленные" профессии, о которых они знают гораздо больше.

Сегодня сделаем шаг навстречу космосу! Расскажем о самых разных профессиях в космической отрасли.


1. Космонавт (астронавт)
Что делает? Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.
Где готовят? Самая "проторенная дорога" в космос - профессия военного летчика. Но сегодня стать космонавтом может любой желающий с высшим образованием, физически здоровый и психологический устойчивый. Отбор и обучение кандидатов ведет Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина рядом с Москвой.

2. Астроном
Что делает? Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.
Где готовят? На физических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ.

3. Инженер-конструктор
Что делает? Проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах инженеры-конструкторы должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги.
Где готовят? МГТУ им. Баумана, МАИ, ГУАП

4. Инженер бортового оборудования
Что делает? Исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Инженерам бортового оборудования важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование.
Где готовят? Получить базовое инженерное образование можно в МГТУ им. Баумана, МТУ (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), МГТУ "СТАНКИН", НИУ "МЭИ"

5. Авиамеханик
Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет.
Где готовят? Авиамехаников готовят авиационные училища, колледжи, техникумы.

6. Инженер-строитель
Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители, а также строительные рабочие - маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.
Где готовят? МГСУ, МГУПС им. Николая II, Московский Политех



7. Космический биолог
Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных.
Где готовят? На биологическом факультете МГУ, МВА им. К.И.Скрябина, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

8. Специалист по космической медицине
Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов.
Где готовят? Кафедра авиационной и космической медицины МГМУ им И. М. Сеченова

9. Менеджер космического туризма
Что делает? Разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована.

В космической отрасли есть перспективы для развития самых разных специальностей. Не важно гуманитарий вы или технарь, если вы всегда мечтали быть ближе к звездам, то выбирайте свой путь на космическую орбиту.
Для тех, кто мечтает о космосе, 26 марта 2017 года в МГУ им. М.В.Ломоносова открылся факультет космических исследований. На факультете будут готовить специалистов в аэрокосмической области и проводить новейшие исследования по освоению космоса.

Автор: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;

Учить детей составлять рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и загадок о транспорте, просмотр презентации «Разные виды транспорта», заучивание игр с пальчиками.

Оборудование:

Магнитная доска, демонстрационные и предметные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте», мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

(дети перечисляют разные виды транспорта и показывают на доске)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт, профессии на транспорте»

- Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт,

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

- Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).


Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.


По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

3. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»

Две ладошки я прижму.

И по морю поплыву.

Две ладошечки, друзья,

Это лодочка моя.

4. Игра «Назови профессию»

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Для чего он предназначен.

- Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

Рассказываем, кем нужно работать и где нужно учиться, чтобы связать свою карьеру с космосом.

Просто космос: куда поступать, чтобы получить «космическую» специальность

Космонавт

Самый очевидный вариант, но не самый простой для претворения в жизнь. Космонавт управляет космическим кораблём, проводит работы на Международной космической станции и даже выходит в открытый космос. В задачу космонавтов входит проведение научных исследований, а также испытание различных технических устройств. Порой космонавтам приходится ремонтировать оборудование, находящееся на борту станции. Само пребывание людей на околоземной орбите — биологический эксперимент, на Земле космонавты становятся объектом изучения для врачей и биологов.

Отбором и обучением космонавтов-испытателей занимается Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Подать заявку на поступление в отряд космонавтов может любой желающий моложе 35 лет. Среди основных требований к космонавтам — хорошее здоровье и высшее образование. Самые востребованные специальности на орбите — пилот и инженер, а самый простой путь в космонавты лежит через профессию военного лётчика.

Где работать: в Отряде космонавтов «Роскосмоса».

Где учат:

Инженер-конструктор

Проектирует схемы отдельных деталей и механизмов летательных аппаратов — ракет, космических кораблей, спутников. Создает новые технические решения, участвует в сборке и тестировании аппаратов и механизмов, готовит инструкции по эксплуатации оборудования. Инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы, патентуют новые конструкции узлов и агрегатов.

Где работать: У Илона Маска 🙂 На предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро (НПО им. С.А. Лавочкина, Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры, Институт космических исследований РАН, НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, ОАО МНПК «Авионика», АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Институт № 6 «Аэрокосмический факультет»
МГТУ имени Н. Э. Баумана Аэрокосмический факультет
МГУ им. М. Ломоносова Аэрокосмический факультет
Санкт-Петербургский государственный университет Институт ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Институт космической техники
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения «Приборостроение»
Санкт-Петербургский государственный университет «Фундаментальная механика»

Инженер-робототехник

Он разрабатывает роботизированные автоматические системы, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта — одно из ведущих направлений современной науки. Инженеры-робототехники в космической отрасли создают и программируют аппараты для исследования космоса и космических объектов. Среди последних достижений космической робототехники — робот-помощник астронавта на борту космической станции и робот для переноски тяжестей и помощи в экстремальных ситуациях, которые могут произойти на орбите. Российская робототехника пока отстаёт от зарубежной, но в ближайших планах — выход на мировой уровень.

Где работать: в конструкторских бюро авиации и космонавтики, в научно-исследовательских институтах, предприятиях космической отрасли (НПО им. С.А.Лавочкина, НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», Институт проблем механики РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности, «Объединённая ракетно-космическая корпорация», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы»
МГТУ им. Н.Э. Баумана Робототехника и комплексная автоматизация; Специальное машиностроение»
Московский государственный технологический университет «Станкин» Институт автоматизации и робототехники
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт кибернетики
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт машиноведения и мехатроники

Инженер по телекоммуникациям и связи

Без связи с ЦУПом невозможны космические полёты и освоение околоземного пространства. Инженеры по связи и телекоммуникациям обеспечивают бесперебойную работу аппаратуры по запуску и управлению спутников и космических аппаратов, занимаются проектированием и обслуживанием спутниковых коммуникаций, благодаря которым осуществляется передача радио- и телевизионного сигнала по всей Земле. Инженеры по связи участвуют в эксплуатации глобальных систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и спутникового позиционирования GPS.

Специалистов по связи и коммуникации в космической отрасли готовят на кафедрах, где изучают спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигацию и радиолокацию.

Где работать: Центр дальней космической связи в Евпатории, АО «Российские космические системы» или в центрах связи предприятия «Космическая связь», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт "Институт № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Радиоэлектроника и лазерная техника»
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт радиотехнических и телекоммуникационных систем
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения "Радиолокационные системы и комплексы, Радиоэлектронные системы передачи информации
Самарский аэрокосмический университет Факультет электроники и приборостроения
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт информатики и телекоммуникаций
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет радиотехники и телекоммуникаций

Инженер-программист

В космической отрасли не обойтись без специалистов по информационным технологиям и программированию. Они занимаются программированием бортовых компьютеров спутников и космических аппаратов. Программисты востребованы на предприятиях, выпускающих системы управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники. В обязанности инженера-программиста входит разработка, создание, проверка управляющих программ, их сопровождение и обслуживание.

Где работать: в «Роскосмосе», АО «Российские космические системы», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва, на предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских институтах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Санкт-Петербургский государственный университет, Программирование и информационные технологии; Программная инженерия
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Разработка программно-информационных систем
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Факультет информатики; Институт информатики, математики и электроники"
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им.Д. Ф. Устинова Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет вычислительной техники (кафедра космических технологий)

Космический баллистик

Другое название этой профессии — инженер-исследователь по динамике, баллистике, управлению движением космических аппаратов. Космические баллистики занимаются расчетами движения орбитальных аппаратов и межпланетных станций, отвечают за безопасность и точность движения космических аппаратов.

Где работать: в Центре управления полётами, войсках противовоздушной обороны, на специализированных предприятиях, в исследовательских лабораториях и центрах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет №1 «Авиационная техника»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. В. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Институт авиационной техники
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского Факультет систем управления ракетно-космических комплексов и информационно-технического обеспечения
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники

Астроном

Астрономия — раздел физики и одна из старейших научных дисциплин. Современная астрономия подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звёздную астрономию. Специалисты-астрономы занимаются фундаментальными исследованиями космического пространства и динамики звёздных систем, изучают Солнце и солнечную систему, отдельные звёзды и целые галактики, постигают природу сверхновых и черных дыр. Делают они это с помощью наблюдений через современные телескопы и технологий компьютерного моделирования.

Где работать: в научно-исследовательских институтах, обсерваториях (Институт космических исследований РАН, Астрокосмический центр Физического института Академии Наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Астрономический институт им. В. В. Соболева, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, «Крымская Астрофизическая обсерватория РАН»).

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Физический факультет, специальность «Астрономия»
СпБГУ Астрономия

Космический биолог

Специальности, которые ещё недавно существовали только на страницах фантастических романов, сегодня становятся реальностью. Космическая биология исследует особенности функционирования живых организмов в невесомости, занимается разработкой систем жизнеобеспечения космонавтов, а также изучает жизнь на других планетах, например, на Марсе.

Где работать: в Центре астробиологических исследований при биологическом факультете МГУ, Институте медико-биологических проблем РАН.

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Биологический факультетФакультет космических исследований (магистерская программа «Космические медико-биологические исследования»),

Специалист по космической медицине

«Космические медики» занимаются постоянным медицинским сопровождением и мониторингом здоровья космонавтов, разработкой критериев отбора в отряд космонавтов, созданием специальных реабилитационных техник, которые помогают преодолеть последствия невесомости. Дальнейшее продвижение человека в космос, например, освоение Луны и Марса, потребует новых специалистов в области космической медицины и поставит перед ними новые задачи по адаптации человеческого организма к условиям пониженной силы тяжести.

Где работать: Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Где учат:

Вуз по специальности «Лечебное дело»
Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Казанский государственный медицинский университет
Северный государственный медицинский университет
Сибирский государственный медицинский университет
Самарский государственный медицинский университет и другие медицинские вузы

Вуз Программа послевузовской подготовки
МГМУ им. Сеченова «Авиационная и космическая медицина»
Медицинская академия последипломного образования Академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины, кафедра авиационной и космической медицины

У человечества есть большие планы на космос: колонизация планет и исследование просторов Вселенной. Поэтому количество «космических» профессий в будущем увеличится — понадобятся менеджеры космического туризма, дизайнеры внеземных сооружений, специалисты по космической экономике и праву. Так что, если вам хочется связать жизнь с космосом, но в нашем списке ничего не привлекает, — не отказывайтесь от мечты!

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Кто сейчас мечтает стать космонавтом? Думаю, почти никто из школьников не ответит: «Я!» А инженером, который готовит аппараты к полету и обеспечивает связь?

Но, к счастью, продолжается активное освоение космоса и использование его преимуществ: ежегодно на орбитах появляются десятки спутников различного назначения. Метеорологические и военные, связные и научные, телевизионные и навигационные. И для того, чтобы все это созвездие спутников летало, работало и не упало на крышу чьего-либо дома, трудятся и учатся тысячи людей по всему миру.

Поэтому речь сейчас пойдет о такой специфической специальности как инженер по спутниковым коммуникациям. Звучит умно, запутанно и, конечно, скучно! Но всё ли так очевидно?

Космос, слышу тебя хорошо!

Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.

Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять – репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?

В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.

Инженер – всегда инженер. И его задача – не жать на кнопки-тумблеры в нужный момент (это скорее задача оператора), а проектировать или обслуживать технику, которая и позволяет запустить ракету с космодрома или управлять полетом спутника или космического аппарата. А еще многие инженеры работают над тем, чтобы через спутники миллионы землян получали доступ в Интернет, смотрели на экранах телевизоров спутниковое телевидение, могли подать сигнал бедствия с помощью спутникового телефона или просто связаться с родными на другой стороне земного шара. Это и есть работа инженеров по спутниковым коммуникациям. Разные ее фрагменты изучают почти все будущие радиоинженеры и связисты.

Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:

  • основы связи;
  • теорию космических радиолиний;
  • теорию и практику антенн космической связи;
  • приемную и передающую аппаратуру;
  • принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.

А кроме того – неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.

И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы – это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан – и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера – и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) – ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени – все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.

Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.

Учимся

А где могут научить тому, что максимально близко к такой необычной специальности как спутниковые коммуникации? Всё достаточно просто – во многих технических университетах есть факультет радиотехники или связи. А на нем очень часто обучают по специальностям:

  • Радиоэлектронные системы;
  • Телекоммуникации;
  • Связь с подвижными объектами.

А ближе к диплому можно выбрать специализацию, позволяющую глубже изучить и защитить диплом по «космической» тематике. Таких вузов много. Это профильные:

  • МАИ;
  • МГТУ имени Н. Э. Баумана;
  • МИРЭА;
  • МЭИ;
  • МТУСИ;
  • Рязанская радиотехническая академия;
  • Самарский аэрокосмический университет.

Занятия на лекциях по космонавтике

В плане поступления именитые вузы даже проще и предпочтительнее, так как в них часто проводятся олимпиады и конкурсы, дающие талантливым ребятам привилегии (вспомним, к примеру, программу «Шаг в будущее», реализуемую МГТУ имени Баумана). Таким образом, выпускники школ, для которых «инженер» не просто слово, а призвание, могут поступить в лучшие вузы.

А для того чтобы специализироваться в спутниковых коммуникациях, достаточно на 3-м курсе выбрать кафедру, в сферу научных интересов которой входят спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигация и радиолокация. Как правило, такие кафедры (или часть сотрудников такой кафедры) имеют профессиональные контакты с операторами связи, производителями или эксплуатантами оборудования – они и помогут выбрать специализацию, а в дальнейшем и устроиться на работу в соответствующую фирму.

Кстати, такие кафедры чаще всего относятся к одним из самых обеспеченных даже в весьма небедных вузах – собственный сайт, доступ в Интернет, хорошо оборудованные лаборатории и толстый перечень опубликованных научных статей – всё это говорит о высокой востребованности специалистов с подобной кафедры.

А что за рубежом?

В США один из лучших вузов, готовящий специалистов по спутниковым системам – Массачусетский технологический институт (легендарный MIT). Именно MIT стал колыбелью NAVSTAR/GPS – спутниковой навигационной системы США. В лабораториях MIT зарождаются не только проекты систем и приборов, но и новые протоколы обмена данными для спутниковых сетей. На территории MIT расположены одни из самых больших и лучше всего оборудованных лабораторий, специализирующихся на работах в космической сфере. Почти половина всех американских связных спутников спроектирована при участии специалистов и выпускников MIT. Также сильные научные школы по спутниковым системам есть и в ряде других американских университетов, а применяются эти разработки в итоге – где? Правильно, в Силиконовой долине!

Как работать?

Как правило, специалисты по спутниковым коммуникациям приходят работать в коммерческие компании, занимающиеся эксплуатацией готовых спутниковых сетей. Например, спутниковый Интернет – или спутниковая связь. Такая работа хоть и полна сложных задач (как восстановить обмен данными, когда арендованный транспондер на спутнике вышел из строя?), но эти задачи решаются коллективно. Перенастройка важных узлов сетей – огромная ответственность, ложащаяся на плечи и начальства, и рядовых сотрудников. В таких фирмах технический персонал больше занимается IT-технологиями, но есть и «чистые» инженеры.

Инженер конструктор космических аппаратов
В том же случае, если речь идет о работе с самими спутниками, то ей занимаются сотрудники полувоенных организаций в центрах управления. Работа в таких местах более сложная и интересная, «для настоящих мужчин», что называется. Больше, чем в предыдущем примере, ответственность, выше риск ошибиться, а так же, как правило, у специалистов очень мало времени на устранение неполадок – и велика цена ошибки. Попробуйте представить себе, что такое заменить вышедший из строя спутник на рабочий, а нерабочий – вывести из системы для диагностики и ремонта. И всё надо сделать быстро – допустим, когда орбита спутника такова, что станция контроля видит его всего несколько часов в сутки.

В лабораториях MIT все иначе. Чистые лаборатории, бесплатный Wi-Fi, чай-кофе. Комфорт и все условия для работы. Но и уровень спроса и ответственности не сравнить с отечественными условиями. Так, в американских университетах очень высокая конкуренция между лабораториями за право получения финансирования.

Подводные камни

Их в работе любого специалиста по спутниковым коммуникациям довольно много. Назову лишь самые характерные.

  1. Усталость. Если работа связана с наблюдением за оборудованием, то требуется очень высокая концентрация внимания – и, как следствие, наступает сильная усталость, которая со временем только накапливается.
  2. Режим секретности. Если хочешь работать с действительно интересными проектами или разрабатывать новое оборудование, готовься к тому, что есть риск стать невыездным лет на 5.

Что день грядущий нам готовит?

Спутниковые системы и спутниковые коммуникации в частности – это в буквальном смысле передовой край науки. И – прерогатива военных. Конечно, далеко не всё, что связано со спутниковыми сетями, охраняется секретными грифами и заперто в сейфах. Сети на основе технологии VSAT почти полностью обслуживаются обычными телекоммуникационными компаниями, не имеющими никаких связей с военным ведомством.

В перспективе же спутниковые сети станут основой для создания глобальной сети передачи данных, у которой есть все шансы заменить Интернет и объединить существующие телекоммуникационные сети в единую структуру.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия связанные с космосом подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на тему "ПРОФЕССИИ".

Игра «Стихи-небылицы»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Учит нас читать строитель.

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

Маляр шьет одежду.__________________________________

Водитель управляет самолетом. ________________________

Парикмахер вяжет кофту.______________________________

Библиотекарь разносит почту.__________________________

Фотограф сочиняет музыку. ___________________________

Доярка шьет одежду._________________________________

Игра «Угадай, кем я хочу быть?» «Инструменты».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали.

Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением

транспорта и предлагает сказать, кто каким транспортом управляет.

(Водитель) . управляет автобусом.

(Шофёр) . управляет грузовиком.

(Машинист) . управляет поездом.

(Вертолётчик) . управляет вертолётом.

(Лётчик) . управляет самолётом.

(Капитан) . управляет кораблём.

(Мотоциклист) . управляет мотоциклом.

(Велосипедист) . управляет велосипедом.

(Космонавт) . управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

Врач (что делает?) лечит людей.

Игра «Кому что нужно?»

Кастрюля нужна . повар <повару).

Пила нужна . плотник (плотнику).

Мука нужна . пекарь (пекарю).

Кисти нужны . художник (художнику).

Топор нужен . лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны . портной (портному).

Игла и нитки нужны…швее.

Игра «Кем быть?»

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

—Я хочу лечить людей. Я буду (кем?). .

—А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?). .

—Это что! — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?). . .

—Подумаешь, пожарный! — засмеялась Катя. — Я вот картины писать начну. Я стану (кем?). .

Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

—А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?).

Подбери действия (не менее трех действий):

Швея (что делает?) – …(шьет, зашивает, кроит)

Пожарный (что делает?) — …(тушит, спасает)

Один – много (множественное число):

Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

Продолжи предложения: В магазине работают продавцы, кассиры, …

Образование существительных женского рода «Назови по образцу»

Он художник, а она — художница;

он учитель, а она — . ;

он писатель, а она — . ;

он проводник, а она — . ;

он переводчик, а она — .

он воспитатель, а она -…

«Что лишнее и почему»

Кисть, маляр, молоток.

Строитель, стройка, врач.

Продавец, иголка, ножницы, метла.

Врач, больной, медсестра, учитель.

Кого больше – врачей или больных.

Кого больше – учителей или учеников.

Убирать картинки с доски, пока дети закрыли глаза, а потом спросить, кого не стало.

«Рассказать о профессии по схеме»

ЗАГАДКИ.

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок. (учитель)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает. (продавец)

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их…(Машинисты)


Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос. (Пастух)

Читайте также: