В чем заключается отрицательный перенос тренированности при обучении профессии

Опубликовано: 02.07.2024

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык <подъема завесом> на гимнастической перекладине может замедлить освоение <подъема верхом>; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

В связи со спортивной тренировкой особый интерес представляют следующие важные типы переноса тренированности:

  • перенос технических навыков, крайне важный при обучении двигательным действиям и совершенствовании техники движения, нейрофизиологические и биомеханические основы которого очень специфичны и тонки;
  • перенос физических качеств, имеющий гораздо более широкие основы; он определяет процессы метаболической, гормональной и морфологической адаптации, которые формируют базу тренировочного процесса и любого вида фитнес-программ.

Перенос тренированности при освоении и совершенствовании двигательных навыков

Как упоминалось ранее, перенос технических навыков сильно ограничен их нервно-мышечной специфичностью. Здесь очевидно, что положительный перенос технических навыков может быть получен только в случаях высокого координационного сходства вспомогательных и целевого упражнений. Конечно, арсенал таких упражнений весьма ограничен, и составление каждого нового эффективного упражнения очень желательно.

Перенос навыка при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность

Это явление, называемое «билатеральным переносом навыка (БПН)» имеет большое значение как для спортивной подготовки, так и реабилитации. Таким образом, БПН означает, что тренировочное воздействие на конечность с одной стороны тела влияет на соответствующую конечность с другой стороны тела. Первые публикации по этому вопросу появились более 100 лет назад (Wissler, Richardson, 1900). Особенно популярными были такие задачи, как двигательный тест, осуществляемый под визуальным контролем посредством зеркала.

Можно предположить, что эффект обучения зависит от направления билатерального переноса (от предпочитаемой стороны тела к другой и наоборот). Результаты исследования Kumar и Mandal (2005) показали, что перенос с доминирующей стороны на другую значительнее, чем в противоположном направлении.

Нервные механизмы, лежащие в основе билатерального переноса двигательного навыка можно объяснить тем, что афферентный сигнал, полученный при выполнении произвольного двигательного задания, вызывает перекрёстный эффект на корковых, подкорковых, проприоцептивных и сегментных уровнях (Kristeva et al., 1991; Hortobagyi et al., 2003). Предполагалось, что выполнение двигательного задания конечностью с одной стороны туловища вызывает изменения в тех областях коры мозга, которые связаны с командной импульсацией и активацией контралатерального импульса задействованной конечности полушария. Более того, активированные контралатеральные двигательные центры вызывают изменения на уровне двигательных нейронов на нетренированной стороне (Cramer et al, 1999; Schultze et al., 2002).

Эффект упражнений, отличающихся по координационной структуре от соревновательного навыка

Основной фактор, ограничивающий перенос технического навыка, - это нервно-мышечная специфика техники движений разных видов спорта. Чтобы максимизировать положительный перенос навыков, упражнения должны чётко соответствовать координационной схеме вида спорта.

Общим правилом получения положительного переноса является использование упражнений, весьма сходных с основным с точки зрения нервно-мышечной координации. Один из применимых подходов в процессе внесения таких изменений - создание условий искусственного облегчения или утяжеления выполнения основного упражнения.

Подготовка спортсменов включает широкий спектр упражнений, которые улучшают работоспособность мышц и не влияют на техническое мастерство. Это относится ко всем фитнес-упражнениям, выполняемым на неспецифических по виду спорта тренажёрах. Так как они не имеют сходства с главным соревновательным упражнением по нервно-мышечной координации, эти упражнения не дают переноса навыка и, следовательно, являются нейтральными с точки зрения техники движения. Другой тип упражнений может быть сходен с соревновательным, но может иметь серьёзные расхождения в координационной схеме движения. Отрицательный перенос является очень вероятным результатом таких упражнений. Например, экстенсивная гребля в каноэ или байдарке с большим дополнительным сопротивлением движению лодки может стимулировать рост специальной силовой выносливости, но при этом резко ломается техника движения.

Такие психофизиологические технологии, как использование биологической обратной связи, создание двигательных образов и искусственных окружающих сред, увеличивают возможности совершенствования движений за счёт использования положительного переноса навыков.

Перенос тренированности при тренировке одной руки или ноги на нетренированную конечность: контралатеральный эффект

Силовая тренировка одной конечности влияет на нетренированную, и это явление называется контралатеральным переносом тренированности. Значительная часть исследований связана с потребностями реабилитируемых пациентов, у которых были ограничения при движении одной конечности. На самом деле практика спорта имеет много примеров асимметричных движений, где требования к гармоничности физического развития и укреплению здоровья спортсменов диктуют внесение соответствующих модификаций в программы тренировки.

Нервная адаптация в полушариях головного мозга.
Движения тренируемой конечности управляются из полушарий головного мозга; двигательные команды передаются в другое полушарие, из которого нервные импульсы спускаются до гомологичных мышц нетренированной конечности (Lee et al., 2010). Гипотеза «билатерального доступа» предполагает, что нервный импульс приходит в контралатеральное полушарие из противоположного. Кроме того, движения тренируемой конечности вызывают нервную приспособительную реакцию в нетренированной конечности (Lee et al., 2010). В соответствии с гипотезой «перекрёстной активации» выполнение двигательной задачи конечностью с одной стороны тела приводит к корковой активации в обоих полушариях головного мозга, и движения тренируемой конечности вызывают связанные с заданием специфические изменения в нетренированной конечности, а также увеличение кортикоспинального возбуждения в её мышцах (Hellebrandt, 1951). Кроме того, усилие может быть увеличено ингибированием антагонистической активности и улучшением координации синергистов (Lee, Carrol, 2007).

Вклад спинного мозга. Контралатеральный перенос силы также можно объяснить с точки зрения регулирующих функций спинного мозга. Предполагается, что моторный ответ, который регулируется спинальными мотонейронами, производит на них рефлекторные воздействия. Существуют гипотезы активации мышечных волокон в гомологичных мышцах нетренированной конечности через перекрёстные взаимодействия мотонейронов спинного мозга, запускаемые выполнением двигательного задания (Carrol et al., 2006). Интересно, что электромиостимуляционная (ЭМС) тренировка, при которой отсутствуют произвольные нейронные команды, даёт контралатеральной перенос силы, сходный с переносом от традиционной тренировки с сопротивлением (Hortobagyi et al., 1999). Очевидно, что эти данные поддерживают предположение о роли спинного мозга в механизмах контралатерального переноса силы.

Активация периферического кровотока. Увеличение периферического кровотока в нетренированной конечности разумно рассматривать как очевидный фактор, влияющий на контралатеральный перенос при силовой тренировке (Yasuda, Miyamura, 1983). Этот фактор связан с немышечной адаптацией и может предотвратить центральное утомление, которое подавляет способность ЦНС генерировать двигательные команды мотонейронам (Lee, Carrol, 2007). Предположительно, увеличенный кровоток может в значительной степени способствовать получению большего тренировочного эффекта, следующего за интенсивной тренировкой конечности с одной стороны тела. Вклад этого фактора в контралатеральный перенос тренированности нельзя рассматривать в качестве основного, однако его влияние на результирующий эффект ни в коей мере не может считаться незначительным.

Гипертрофия мышц. Ещё один фактор, который следует рассматривать как потенциального участника процесса переноса тренированности при развитии контралатеральной силы, связан с возможной мышечной гипертрофией. Действительно, тренировка конечности с одной стороны тела вызывает гормональный всплеск, способный повлиять на мышечную гипертрофию в нетренированной конечности. Повышение секреции эндогенных анаболических гормонов, обусловленное силовой тренировкой с одной стороны тела, вызывает гипертрофию и увеличение мышечной силы и в тренированной, и в нетренированной конечностях. Однако, мнения относительно отсутствия гипертрофии в нетренированной конечности были высказаны в обширных обзорах, опубликованных в последнее десятилетие (Carrol et al, 2006; Lee, Carrol, 2007). Отмеченные в обнародованных результатах противоречия могут быть связаны с различиями в спортивной подготовленности испытуемых и величине нагрузки при тренировке конечности с одной стороны тела. Можно предположить, что интенсивная тренировка квалифицированных спортсменов производит гораздо более выраженный гормональный сдвиг, чем у не занимающихся спортом испытуемых, и гипертрофия нетренированных конечностей не может быть исключена.

В целом контралатеральные эффекты силовой тренировки одной конечности могут быть успешно использованы для диверсификации программы в видах спорта с асимметричной структурой движений, в частности в реабилитационных программах для травмированных спортсменов.

Перенос тренированности при тренировке рук на упражнения для ног и наоборот.

Хорошо известно, что кондиционная тренировка, направленная на определённые группы мышц, увеличивает их работоспособность, и этот результат называется специфическим тренировочным эффектом. Кроме того, тренировочный процесс повышает работоспособность нетренированных мышц, и это явление называется эффектом переноса (Lewis et al., 1980). ЭОдной из самых популярных тем является перенос тренированности после нагрузок на выносливость, выполненных отдельно либо руками, либо ногами. Этот особый интерес был частично связан с вопросами реабилитации после нервно-мышечных заболеваний.

Традиционная схема исследования для оценки перекрёстного переноса руки-ноги включает различные упражнения для рук, типа педалирования руками, перемещения инвалидной коляски и работы на специальном гребном эргометре, или упражнения для ног, такие как езда на велосипеде и бег на беговой дорожке. Продолжительность тренировочного воздействия варьировала от 5 до 12 недель, и при использовании теста со ступенчато возрастающей нагрузкой до отказа прирост результата был отмечен как для рук, так и для ног.

Принято считать, что центральные механизмы адаптации к тренировочному воздействию и, особенно, увеличение возможностей кардиореспираторной системы являются основными факторами переноса выносливости с рук на ноги (Tordi et al., 2001; Pogliaghi et al., 2006). Известно, что специфический тренировочный эффект во многом определяется местной адаптацией тренированных мышц, однако эти преимущества не передаются нетренированным конечностям.

Группа добровольцев выполняла велосипедные тренировки на выносливость в течение восьми недель, в результате которых значительно увеличилась объёмная плотность митохондрий и капилляризация мышц ног. В то же время количество капилляров в мышечном волокне мышц рук не изменилось, а объёмная плотность митохондрий в мышцах рук заметно снизилась. Тем не менее, испытуемые добились значительного прироста максимального потребления кислорода (на 9%) при тестировании рук (Roesler et al., 1985). Судя по всему, этот прирост следует отнести исключительно на счёт адаптации центрального механизма кардиореспираторной системы.

Из большого количества исследований на тему возможности тренировочного переноса рука-нога только редкие работы были выполнены на группах тренированных спортсменов. Их данные свидетельствуют, что специфика тренировочного эффекта у спортсменов намного выше по сравнению с неспортивными волонтёрами.

В целом роль и существование переноса выносливости по схеме рука-нога неоднократно продемонстрированы в ряде исследований. Такой способ переноса особенно актуален в процессе реабилитации и в клинической практике.

Перенос тренированности влияет или определяет почти все эффекты, создаваемые систематическими тренировками в рекреационном, любительском и профессиональном спорте. Особенности билатерального переноса важны для совершенствования навыков в видах спорта с асимметричной структурой движения, таких как теннис, командные виды, единоборства, прыжки, метания и т.д. Результаты исследования контралатерального переноса подготовленности позволяют рационализировать тренировочные программы для травмированных спортсменов и обогатить набор упражнений для спортсменов низкого, среднего и высокого уровня. Конечно, прирост силы нетренированных конечностей после контралатеральной тренировки значительно ниже, чем у тренированных конечностей (на уровне 50-60%). Тем не менее, такие тренировочные эффекты не являются пренебрежимо малыми, и могут быть использованы в соответствующих ситуациях.

Виды переноса тренированности

Существует три вида переноса тренированности: положительный, отрицательный и нейтральный. В специальной литературе встречается и «индифферентный» перенос.

Положительный перенос тренированности предусматривает только положительные воздействия одних упражнений на другие. Имеется в виду, что с ростом спортивных результатов в одном упражнении параллельно происходит их улучшение в других.

При отрицательном переносе тренированности всегда наблюдаются отрицательные взаимодействия между применяемыми упражнениями. Здесь с улучшением показателей подготовленности в одних упражнениях одновременно ухудшаются показатели в других.

При нейтральном переносе тренированности рост или снижение спортивных достижений в одних средствах тренировки не оказывает какого-либо воздействия на другие.

С тремя названными видами переноса тренированности в спортивной практике мы встречаемся значительно реже, чем индифферентным переносом. Особенно в случаях тренировки спортсменов высокой квалификации, которые в тренировочном процессе используют целый комплекс разных по координационной структуре и силе воздействия упражнений. В настоящее время взаимоотношения между ними сложны и непредсказуемы, и он могут двояко воздействовать друг на друга: например, положительно на повышение функциональных способностей систем организма и отрицательно – на технику какого-либо упражнения [92]. Замечено ухудшение техники в некоторых легкоатлетических метаниях при использовании утяжеленных снарядов [18, 152]. В этих случаях с увеличением иловых показателей происходят изменения (отрицательные) в процессе выполнения как отдельных элементов, так и всего движения [152].

Двоякое воздействие одних упражнений на другие (индифферентный перенос) чаще всего объясняется применяемой системой упражнений, которая изначально способствует нарушению единства между его формой и содержанием. Примером проявления индифферентного переноса может быть система тренировки спортсменов, специализирующихся в разных видах ходьбы. Она предусматривает использование на протяжении длительных промежутков времени (например, общеподготовительных этапов подготовительного периода) в большом объеме аэробного и анаэробного бега. Здесь было отмечено улучшение функциональных способностей сердечно-сосудистой, дыхательной и кровеносной систем и ухудшение техники ходьбы [94]. С подобными взаимовлияниями специалисты сталкивались и в других видах спорта. Если в той же ходьбе отрицательных явлений можно избежать, используя в основном специально-развивающие и соревновательные упражнения, то в некоторых видах бега с барьерами и в метаниях приходится во многих случаях лавировать между «хорошо» и «плохо», выбирая такие упражнения, чтобы первого было больше, чем второго. Или же, чтобы от отрицательных влияний на технику можно было избавиться в течение нескольких недельных циклов.

Теория переноса тренированности предусматривает изучение многих переносимых факторов, начиная от взаимодействий между отдельными упражнениями и физическими способностями и до взаимовлияния внутри отдельно взятого простого или сложного по координационной структуре движения. Остановимся на основных переносимых факторах. Прежде всего рассмотрим перенос физических способностей и двигательных навыков при использовании различных по форме и содержанию средств тренировки: во-первых, определяется влияние какого-либо общеразвивающего упражнения на специально-подготовительное, специально-развивающее или соревновательное; во-вторых, изучается воздействие специально-подготовительного упражнения на специально-развивающее и соревновательное: в-третьих, исследуются вопросы переноса со специально-развивающих упражнений на соревновательное.

Так же как общеподготовительные, специально-подготовительные и специально-развивающие упражнения могут воздействовать на соревновательные, таким же образом последние влияют на общеподготовительные, специально-подготовительные и специально-развивающие.

Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигатель­ных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть од­носторонне направлен­ными и обоюдными, положительными и отрицательными, прямыми и косвенными.

Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обу­чения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому дру­гой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения. Данное благоприятное яв­ление установлено для пе­реноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Каса­ется ли процесс пе­реноса навыка не только рук, но и ног, и дру­гих частей тела? Эти вопросы, по­жалуй, впер­вые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной мо­нографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на кото­рые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.

Второй тип переноса навыков – когда обу­чение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным. Во всех от­раслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стара­ются максимально использовать «положитель­ный перенос». На­пример, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, грана­ты).

Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становле­нию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигатель­ных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ют с ними, тем самым затрудняют процесс изу­чения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Напри­мер, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не ре­комендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур цикличе­ских навыков.

Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.

Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.

Косвенный (опосредованный) перенос навыков результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи — например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.




Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содер­жания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирова­ния. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смы­словой основы и главных звеньев техники двигательных дейст­вий. Исходя из этого, учеб­ный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени сущест­венной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально исполь­зовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.

Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подго­товки;

· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или се­рии занятий;

· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подго­товки.

На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществ­ляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упроче­ния двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двига­тельных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный пере­нос навыка может быть, по мере его упроче­ния, исключен и в даль­нейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновре­менном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются от­рицательные вза­имовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не всту­пают в отрицательные взаимодействия.

Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения дви­гатель­ным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положи­тельного переноса двигательных уме­ний и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и прев­ратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом за­кономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного по­рядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.

«Центр спортивной подготовки сборных команд России» Московский региональный

Центр развития легкой атлетики ИМФ

Доктор биологических наук, профессор, Академик Украинской АННП, Заслуженный деятель науки и техники Украины А.Н. Лапутин

Предисловие

На современном этапе развития легкоатлетического спорта решение многих задач, стоящих перед спортсменами. Возможно лишь при использовании имеющихся в теории и методике физического воспитания достижений, которые раскрывают сущность проблемы переноса тренированности. Они касаются разных сторон процесса спортивного совершенствования – поиска эффективных средств и методов воспитания необходимых физических способностей, обучения и совершенствования технического мастерства выявления взаимосвязи между ними в течение отдельных тренировочных занятий, микро-, мезо и макроциклов спортивной тренировки. Эта взаимосвязь может положительно или отрицательно воздействовать на рост спортивных результатов в соревновательных упражнениях. Правда, в отдельных случаях применяемые средства тренировки не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния на повышение спортивных достижений.

Рассматривая процесс переноса тренированности, всегда следует помнить, что он осуществляется только на протяжении циклов развития спортивной формы, поэтому к их окончанию спортсмен должен войти в состояние спортивной формы в применяемых упражнениях. А происходящие в это время изменения в уровне спортивных достижений (повышение или стабилизация) являются результатом применяемой системы тренировочных воздействий. Ответная реакция систем организма в виде направленного переноса тренированности формируется не одномоментно во время вхождения в состояние спортивной формы, а на протяжении каждого тренировочного занятия циклов ее развития. Следовательно, рост спортивных достижений к концу этих циклов обеспечивает не только применяемая система тренировочных воздействий (средства и методы тренировки, их соотношение, динамика объема и интенсивности и др.), но и способы их построения. Последние должны способствовать протеканию вначале кратковременных, а затем и долговременных адаптационных перестроек в соответствующих микро- и макросистемах организма, результатом которых и является состояние спортивной формы и направленный перенос тренированности. Правильное понимание органической взаимосвязи между этими двумя процессами очень важно, так как многие специалисты в теории и методике физического воспитания, предлагая разные способы борьбы с адаптацией, которая является основной формой, основным способом существования живых существ, дают рекомендации по организации процесса переноса тренированности, не отрицая кратковременных и долговременных адаптационных перестроек. Но как же можно одновременно выступать против адаптации и приветствовать протекание разного уровня адаптивных изменений?

В спортивной практике это выглядит так: специалисты дают отличные рекомендации по организации системы тренировочных воздействий на протяжении отдельно взятых тренировочных занятий (средства и методы тренировки, их соотношение, объем и интенсивность тренировочных нагрузок и др.) и здесь же советуют снижать их эффективность посредством замены через короткие промежутки времени одних комплексов упражнений другими. А это приводит к тому, что, не завершив в определенных системах организма одних адаптивных перестроек, без которых не может быть и речи о росте спортивных достижений, а, следовательно, и о направленном переносе тренированности, мы приступаем к «строительству» других. Данное «перепрыгивание» не только значительно оттягивает сроки вхождения в состояние спортивной формы, но и препятствует направленному переносу тренированности, не говоря уже о создании неблагоприятных условий для функционирования систем организма.

В данной работе при изложении современных представлений о переносе тренированности мы столкнулись со значительными трудностями. В теории и методике физического воспитания существует мало литературы по изучаемой проблеме, в большинстве случаев рассматриваются вопросы выявления определенных средств тренировки и почти ничего нет о факторах, способствующих протеканию данного процесса. Отметим, что на протяжении двух десятилетий нами систематически по крохам собирался экспериментальный материал, касающийся выявления положительных или отрицательных взаимосвязей в применяемых видах упражнений практически во всех индивидуальных дисциплинах легкоатлетического спорта. Было опрошено более семи тысяч спортсменов различной спортивной квалификации. Собрать столь большое количество фактического материала помогло то, что на протяжении нескольких десятков лет автор ежегодно в составе сборной команды СССР находился по восемь-девять месяцев на учебно-тренировочных сборах, где присутствовали не только отечественные, но и зарубежные спортсмены, специализирующиеся в разных группах дисциплин легкоатлетического спорта.

В настоящей книге проблема переноса тренированности рассматривается с точки зрения применения системы тренировки без использования стероидных препаратов. При использовании названных препаратов на протяжении циклов развития спортивной формы в момент вхождения в это состояние результаты повышаются во всех применяемых и неприменяемых [!] упражнениях. Выяснить в данном случае взаимовлияние одних упражнений на другие практически невозможно. Рост спортивных результатов происходит во всех используемых средствах тренировки при любой системе тренировочных воздействий. В случаях применения системы тренировки без стероидов спортивные результаты в момент вхождения в вышеназванное состояние не повышаются или даже снижаются, но они всегда улучшаются при использовании стероидов. Причем наблюдаемый рост спортивных достижений бывает весьма значительным.

Данное замечание мы сделали неслучайно, поскольку картины переноса тренированности в применяемых упражнениях при использовании двух вышеназванных систем в корне отличаются друг от друга. Поэтому прежде чем делать определенные выводы, касающиеся вопросов направленного переноса тренированности, необходимо учитывать только экспериментальный материал, полученный в тренировочном процессе без использования стероидных препаратов. Только в этом случае можно говорить о выявлении истинных закономерностей переноса тренированности.

Автор искренне благодарит тех спортсменов и тренеров, которые любезно делились с ним своим личным опытом тренировки, а также помогали в сборе экспериментального материала на протяжении почти двух десятков лет.

Глава I
Краткий исторический экскурс в процесс изучения проблемы переноса тренированности

Перенос тренированности является одной из центральных проблем в теории и практике физического воспитания, потому что всегда там, где происходит процесс обучения и совершенствования техники, а так же развития тех или других физических способностей (качеств) мы сталкиваемся с взаимодействием используемых средств тренировки. Оно имеет место даже в тех случая, когда на протяжении ординарных тренировочных занятий применяется только одно упражнение. Здесь следовые явления, оставшиеся, например, после выполнения первой части тренировочного занятия определенным образом влияют на выполнение последующей. Имеется в виду динамика изменений, происходящих во всех системах организма и обеспечивающих конкретную спортивную деятельность. Прежде всего это сказывается на функционировании центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

Уже в первые десятилетия ХХ столетия специалисты во многих областях научного познания (классическая и спортивная физиология, классическая и спортивная психология, нейрофизиология, биомеханика, теории и методика физического воспитания и др.) начали вести наблюдение и изучать случаи, когда приобретенные ранее навыки в одном упражнении в дальнейшем положительно влияли на процесс обучения в другом. Или же повышение уровня спортивных результатов, например, в упражнении А способствовало их улучшению в упражнении Б.

В процессе дальнейших исследований было замечено, что перенос тренированности может быть не только положительным, но и отрицательным. Во многих случаях повышение, например, силовых способностей в упражнении А не оказывало ни положительного, ни отрицательного воздействия на упражнение Б.

В теории и методике физического воспитания процесс переноса тренированности разделяют на перенос навыков и перенос физических способностей. Каждый из этих вопросов будет рассмотрен отдельно далее. В данной главе изложим суть трех основных теорий переноса. Сторонников первой из них мы условно назвали «специфистами», второй – «офепистами» и третьей – «целостниками».

Взгляды «специфистов» на теорию переноса тренированности

Одним из основоположников был Э.Л. Торндайк [223]. Называлась она теорией тождественных элементов. Согласно ей, перенос тренированности наблюдается тогда, когда в двух видах деятельности имеются какие-либо совпадающие (тождественные) элементы. Их отсутствие не способствует переносу. Данное явление весьма специфично по своей сути.

Перенос тренированности происходит за счет использования ранее приобретенных ассоциативных связей [284, 287, 288, 294, 304]. Между ними в обязательном порядке должны быть тождественные элементы. Приверженцы теории тождественных элементов критиковались многими отечественными специалистами в области классической и спортивной физиологии и психологии. Они, ссылаясь на учение И.П. Павлова, считают, что в основе деятельности центральной нервной системы лежат закономерности образования условных рефлексов. Вместе с тем, они не отрицают значение старых ассоциаций в процессе системной деятельности высших отделов коры головного мозга.

Влияние «рабочих» совпадающих элементов на процесс образования функциональных систем отмечал П.К. Анохин [7]. По его мнению, функциональных систем столько, сколько существует упражнений. В выполнении большинства из них участвуют схожие мышечные группы. Кроме этого, любая деятельность обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма в процессе адаптации в ответ на внешнее или внутреннее воздействие.

Схожие мышечные группы вовлекаются в работу и при образовании как простых, так и сложных по координационной структуре физических упражнений [25, 26, 79]. Это позволило некоторым авторам говорить о полиструктурности физических упражнений [50, 128,143].

Физические упражнения обладают свойством полифункциональности и полисистемности. Полифункциональность обеспечивается активацией схожих органов и систем организма [94, 126< 140< 267], которая заканчивается определенными адаптивными изменениями, способствующими повышению уровня их функционирования. Эти изменения наблюдаются при выполнении других упражнений.

Полисистемность проявляется при образовании сложнокоординационных движений. Последние могут состоять из определенного «набора» простых локальных движений, каждое из которых в отдельности используется во многих видах легкой атлетики. Например, разгибатели и сгибатели ног активно участвую во всех видах спринта и барьерного бега, в прыжках и метаниях. Локальные движения можно совершенствовать вне структуры какого-либо сложнокоординационного упражнения, а затем использовать как «строительные блоки» при обучении многозвенным движениям [265].

Взгляды «офепистов» на теорию переноса тренированности

Воззрения «офепистов» отличаются от взглядов «специфистов» тем, что в основу их теории переноса тренированности были положены некоторые общие и специальные педагогические принципы, рекомендующие в процессе спортивного совершенствования уделять особое внимание гармоничному и всестороннему развитию личности спортсмена [66, 153, 154]. Суть данных воззрений трансформировалась в специфический принцип единства общей и специальной подготовки. Каждая в отдельности не могла решать поставленные перед ними задачи. Общая подготовка создает предпосылки для роста спортивных достижений в специализируемом виде. Отмечается, что разностороннее развитие спортсмена определяется закономерностями формирования и совершенствования двигательных навыков. Основным смыслом общей подготовки является якобы осуществляемый в процессе спортивного совершенствования перенос тренированности со средств общей подготовки на средства специальной [18, 153, 212].

В теории и методике физического воспитания принцип единства общей и специальной подготовки рекомендуется использовать при построении многолетнего процесса спортивного совершенствования, а также на протяжении отдельно взятых циклов (периодов) развития спортивной формы. Так, на стадии базовой подготовки, которая длится от 4 до 6 лет, рекомендуется в основном с помощью средств общей подготовки «заложить полноценный фундамент будущих достижений, обеспечить всестороннее гармоничное развитие организма, повысить общий уровень его функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных двигательный навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства» [154]. Считается, что достижения спортивных результатов на данной стадии не является ближайшей целью. Эта цель в дальнейшем реализуется на стадии максимальной реализации спортивных возможностей.

Циклы развития спортивной формы рекомендуется разбивать на этапы общей и специальной подготовки, где, естественно, вначале рекомендуется создавать базу, фундамент с помощью большого количества средств общей подготовки, а затем на этапе специальной подготовки реализовывать их. Та же идея сохраняется и при использовании различных способов построения циклов развития спортивной формы, состоящих не из двух этапов, а из трех, четырех и более.

Конечно, стремление к гармоничному и всестороннему развитию личности, созданию полноценного фундамента для будущих спортивных результатов весьма похвально и благородно по своей сути. Однако оно приемлемо в тех случаях, когда перед индивидуумом стоит задача физического оздоровления, а не достижения высоких спортивных результатов.

Взгляды «офепистов» формировались в 1940-1960-е годы прошлого столетия. Их воззрения внесли большой вклад в понимание процесса спортивного совершенствования. Однако со временем оказалось, что средства общей подготовки создают базу, фундамент только в тренировке спортсменов низкой квалификации [34, 57, 182]. Что же касается роста спортивного мастерства спортсменов высокой квалификации, то перенос тренированности на соревновательное упражнение происходит только со средств специальной подготовки [34, 57].

Надо также отметить, что с появлением все большего количества работ, свидетельствующих о специфичности переноса тренированности, сторонники принципа единства общей и специальной подготовки, начали постепенно «оспециализировать» средства общей подготовки, отмечая при этом, что специализация общей подготовки позволяет полнее использовать эффект положительного переноса тренированности.

Смысл «оспециализирования» средств общей подготовки состоял в том, чтобы на протяжении общеподготовительных этапов циклов развития спортивной формы начинать использование некоторого количества специально-подготовительных упражнений. Если вначале соотношение времени, затраченного на общую и специальную подготовку, выражалось как 3:1, то в дальнейшем оно изменялось в сторону увеличения количества используемых средств специальной подготовки.

Создается впечатление, что, отстаивая идею о необходимости «специализировать» общую подготовку ради более эффективного использования положительного переноса тренированности, многие специалисты не хотят признать ошибочность своих взглядов. Они, прикрываясь различным словосочетанием, ибо как можно совместить противоположные по своему смыслу термины «специальная» и «общая» подготовка, оттягивают агонию надуманного принципа «единства общей и специальной подготовки». Если же исходить из полиструктурности, полифункциональности и полисистемности физических упражнений, то становится очевидным, что даже в 6070-е годы прошедшего столетия в тренировке спортсменов различной спортивной квалификации почти не использовались средства общей подготовки. Так, в тренировке прыгунов и метателей бег на коротких отрезках относили к средствам общей подготовки. Но ведь это специально-подготовительные упражнения, поскольку при их выполнении развиваются скоростно-силовые способности сгибателей и разгибателей ног которые принимают активное участие в процессе всех метаний и в прыжках. Не говоря уже о том, бег на коротких отрезках повторяет в прыжках одну из составных частей соревновательного упражнения. Или как можно отнести рывок штанги или полуприседание со штангой в тренировке спринтеров, прыгунов и метателей к средствам общей подготовки, если мы снова-таки способствуем развитию тех мышечных групп, которые участвуют в процессе соревновательного упражнения. Здесь также речь идет о сгибателях и разгибателях ног.

Еще больше удивляет классификация упражнений в беге на средние и длинные дистанции, которая относит аэробный бег к средствам общей подготовки. А ведь при выполнении данного вида нагрузки в работе принимают участие схожие системы организма (нервно-мышечный аппарат, дыхательная, сердечно-сосудистая и другие системы), не говоря уже о технике бега.

Как бы мы не «оспециализировали» средства общей подготовки, никому и никогда в спортивной практике не удавалось избежать отрицательного эффекта в случае развития ненужных мышечных групп в той или иной дисциплине легкоатлетического спорта, особенно в скоростно-силовых видах. Специалисты в спринте, прыжках и метаниях знают, что чрезмерное развитие скоростно-силовых способностей сгибателей ног отрицательно сказывается на проявлении тех же физических способностей разгибателей.

Данное замечание касается и техники выполнения соревновательного упражнения. Так, чрезмерное развитие силовых способностей рук в тренировке метателей молота ведет к уменьшению амплитуды движения снаряда, нарушается необходимая последовательность включения в работу основных звеньев тела.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

ТМФКиС относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах себя и общества. Таким образом, в науке имеется деятельностный (получение новых знаний) и результативный компоненты (сумма знаний).

Учебный предмет (учебная дисциплина) - система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении.

Как научная дисциплина теория физической культуры представляет собой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования и направленного использования с целью всестороннего развития людей. ТМФКиС как наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о влиянии системы физической культуры (содержание, средства и методы) на уровни существования человека*. Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины в сфере физической культуры. Является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счёте она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

1. Самый общий уровень – материально-энергетический.

5. Социальный, политический уровень. Структуризация многофункционального высокопроизводительного общества.

6. Дух человеческий: благородные порывы, поклонение Красоте, тяга к Истине, служение Добру, борьба со Злом.

Понятие о двигательных умениях и навыках. Их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

– знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ — модель будущего действия;

– наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;

– многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ — это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются: управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание ученика загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия. Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления. Относительная расчлененность движений. Нестабильность действия. Непрочное запоминание действия. В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК— это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка: автоматизированное управление движениями; сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении; высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.). Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.

Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.

Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач.

От умений и навыков следует отличать привычки. Привычки — это усвоенное в процессе какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки — это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.

Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача — сохранить равновесие.

Перекрестный перенос — это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений;

при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса — в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 4718 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: