В каких странах есть профессия логопед

Опубликовано: 16.05.2024

Что такое работать логопедом? Сложно ли это? Какие «подводные камни» или трудности таятся в работе логопедом – обо всем этом мы попросили рассказать постоянно проживающего в Черногории логопеда Татьяну Беспалову.)Логопед в Черногории

Все профессии важны, все профессии нужны… Известная с детства строчка.

Действительно, мы знаем, что включает в себя работа пекаря, токаря, слесаря… Но опять-таки только на первый взгляд. Мы мало знаем того, что именно кроется за «кулисами» каждой профессии. А потому, многие из них кажутся, условно говоря, «не пыльными». Интересно, а что же кроется за такой профессией, как логопед?

Также сейчас можно получить профессию логопеда, пройдя курсы профессиональной переподготовки от полугода до 9 мес., однако также только после высшего образования!

Логопед в Черногории

Значит, по факту у человека после логопедических курсов имеется высшее специальное и специальное образование. Лично у меня диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с правом ведения профессиональной деятельности в сфере дефектологии, логопедии, проектирования и реализации образовательного процесса лиц с нарушениями речи.

Итак, после того как диплом о повышении квалификации по профильному образованию получен, новоявленный логопед может предпринимать какие-то действия: устраиваться в детский сад или развивающие центры для детей, где предусмотрена логопедическая комната. Или организовать такую самому.

А чтобы эти новинки не пропустить, нужно элементарно «держать руку на пульсе», а именно быть всегда в курсе происходящего. И потому, я активно начала «жить» в инстаграм и переименовала свой профиль под актуальный, посвященный моей новой деятельности.

Логопед в Черногории

Я регулярно делаю покупки, оформляю заказы на авторские разработки и оплачиваю вебинары по специальности. Так что весь свой заработок я трачу, можно сказать, на своих учеников.

Логопед в Черногории

Дальше: чтобы жизнь медом не казалась. После каждого занятия я отписываю простыни комментариев по поводу проведенного урока родителям, не присутствующим на уроках (по их инициативе), отсылаю им видео или фото с занятий с подробнейшими комментариями и расписание домашних заданий и своими рекомендациями по занятиям с детьми на дому. Порой переписка занимает по времени столько же, сколько длится одно занятие…

Вот вам и завесы профессии…

На самом деле, мне также было бы интересно открытие комнаты логопеда и в формате какого-то приватного детского сада или центра для развития детей. Однако, увы, в нашем маленьком городке, как оказалось на поверку, не так много детей, которые бы посещали заведения данного характера. Хотя у нас уже имеется один частный садик на дому, организованный по инициативе одной нашей соотечественницей, и у меня имеется с ней договоренность на случай если родители изъявят желание водить детей в логопедическую группу. Этот детский клуб открылся всего пару-тройку месяцев назад, потому о нем мало кто знает. Но мы надеемся, что после зимы родительская активность возрастет.

Потому, если говорить о выездных занятиях, мне это неудобно, т.к. придется везти с собой огромную сумку всего-всего и «вот этого еще, на всякий случай». )) Ну, и цена услуги вырастет как минимум вдвое – в зависимости от пункта назначения. Также если вызов будет, например, из Будвы, то ехать туда из Герцег Нови из-за одного занятия просто бессмысленно – на это уйдет полдня, а это мое время, то есть мой заработок. И я не уверена, что мои расходы захочет кто-то возместить в данном конкретном случае. ))

Что же касается удаленных занятий с помощью скайп/вайбер/вотсап, то мое личное мнение относительно такой логопедической помощи достаточно просто: я могу вести такие занятия при условии, что помимо этих онлайн встреч с ребенком будут активно заниматься родители, не менее 15 мин. ежедневно! Хотя это требование в принципе должно выполняться при любом раскладе… Но все равно хочется, чтобы хотя бы первое занятие было контактным… В этом моменте важна дисциплина и усидчивость, тогда все может, в принципе, получиться.

Вот и логопедия работает по тому же принципу: язык-главный речевой орган, состоящий сплошь из мышц, и его, как и прочие мышцы тела, нужно тренировать. А тренировка – это, прежде всего, дисциплина. Поэтому я всегда даю домашние задания, которые, к сожалению, дома редко кем выполняются. Процесс постановки/исправления звуков затягивается, но родители все равно каждый раз, приходя на очередное занятие, спрашивают, когда же будет тот или иной звук… ))

Логопед в Черногории

Подводя итоги, можно сказать, что в среднем от изначальной постановки звука до полной его автоматизации при идеальных условиях (посещение+выполнение домашних заданий+ поведение) уходит до 15-17занятий. Бывают, конечно, большие перерывы: каникулы, поездки… Это тоже затягивает положительный результат от занятий.

Не стоит также забывать, что многие согласные звуки имеют обыкновение быть еще и мягкими (Л-Л’, Р-Р’, C-C’, З-З’ и т.д.). И для них требуется если не такое же, то хотя бы чуть меньшее количество часов, поскольку положение языка/зуб/губ должно меняться, к чему ребенок еще не привык, и нужно вырабатывать другие навыки произношения уже этих звуков.

Обычно детей приводят в возрасте 4-5 лет с серьезными нарушениями речи или же в 6-7 для коррекции некоторых звуков. Случается, что и раньше, когда выявлены серьезные проблемы (ребенок не говорит/говорит непонятными звуками, не похожими на речь, общее поведение не в рамках нормы, когда ставится диагноз аутизм).

Сейчас все чаще детям ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития). Причем возрастные границы все более склоняются в сторону меньшего возраста, собственно, как и все остальное… И читать дети сейчас должны непременно в пять лет, и в школу уже с базовым английским идти… И тут я категорически не согласна, поскольку разные отделы головного мозга, ответственные за то или иное умение, созревают в разное время. Причем у мальчиков и у девочек в разное время!

Поэтому, дорогие родители, не перегружайте ребенка всякими развивашками, просто больше играйте и гуляйте! И разговаривайте! Непременно разговаривайте с ребенком! Читайте сказки перед сном или когда ваш малыш это просит – его мозгу необходима новая речевая информация.

И уж конечно не доверяйте дело воспитания собственного ребенка новомодным гаджетам! Мультики не могут воспитать ребенка и развить его свободную речь. Кроме того, для правильного формирования речевых навыков ребенку нужно наблюдать за речью воочию: положение челюстей при произнесении того или иного звука, положение языка, вытягивание/растягивание губ и т.д. Покажите заинтересованность в своем ребенке, иначе дети повторяют за нарисованными движениями мультипликационных персонажей… Детям свойственно копировать. Но то ли им нужно копировать. Научатся ли они таким образом говорить.

И кстати, именно сейчас наблюдается такой феномен как распад речи у детей! Вы можете себе представить?? Не после аварии или другого несчастного случая, а именно от чрезмерного злоупотребления гаджетами, поскольку человек просто редко пользуется речью! Он ее попросту забывает.

Потому родители, очнитесь! Попытайтесь реже показывать свои спины своим детям, оторвитесь от компьютеров, развернитесь к свои чадам улыбающимися лицами и займитесь с ними сенсорными занятиями: лепкой из пластилина/теста, массажем рук карандашами/мелкими предметами, копошитесь в гречке/рисе/горохе/песке, рисуйте руками/ногами (стопами! Вызывает у детей неописуемый восторг!), кисточкой/ карандашами, конструируйте Лего, вырезайте, клейте коллажи, перебирайте камушки/орешки/бусины, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести ребенка к логопеду.

Логопед в Черногории

Существуют разные специальности. Каждая из них выполняет определенные функции. С детьми работают не только воспитатели и учителя, но и психологи, дефектологи, музыкальные руководители.

Исторический экскурс

Наука появилась не так давно. Активный пик ее развития пришелся на 50-е годы XX века. До этого предпринимались попытки выделить речевые нарушения в отдельную группу. Сохранились упоминания о разных дефектах в Древней Руси.

Косноязычными называли людей, которые с трудом разговаривали. Фофлю — шепелявых, то есть тех, кто не выговаривал свистящие звуки. Заякливый — заикающийся. Выделяли и полностью немых.

У славян не было четкого разделения по нарушениям, но выделялись следующие группы:

  • глухие;
  • с недостатками звукопроизношения;
  • с нарушением темпа и ритмики.

Создано множество пословиц, поговорок о красоте речи, ее связи с мышлением. Славяне были уверены, что дефекты посланы высшими или темными силами в наказание.

В Европе Каменский первый задался вопросами правильного формирования речи. Он подчеркивал, что в норме ребенок не должен быть картавым или иметь другие проблемы с произношением.

В середине IX века начались попытки коррекции заикания. В это время дефекты речи считались медицинской проблемой. Поэтому занимались ими медики.

Количество отечественных работ крайне мало, в основном в Россию приходят переводы литературы из Европы. Активно изучается афазия, ринолалия, тахилалия, косноязычие. Врачи активно ищут причины появления проблем, способы их преодоления.

В 1877 в России выделяют науку логопатология. Ее объектом был человек с патологиями речи, а предметом было наблюдение за ним. Происходит сравнение разных форм, разрабатываются методы преодоления. В это время еще нет научных работ, которые были бы посвящены теории.

К концу IX века появляются труды отечественных ученых. Олтушевский, Хмелевский и другие выделили два подхода к исследованиям нарушений. Первый базировался на выполнении упражнений без учета дефекта, второй предполагал детальное изучение причин возникновения.

В начале двадцатого века была выделена логопедия как отдельная наука. Основная история развития приходится на середину двадцатого века. Предпринимается попытка создания классификации, разрабатывается клинико-педагогический ее вариант.

Организуется помощь детям с нарушениями речи. С 1920 году начинают готовить дефектологов. С 50-х годов идет перемещение логопедии в педагогическую отрасль.

Появляется психо-педагогическая классификация Левиной. Активно развивается сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Во всех поликлиниках открывают кабинеты, где помощь оказывают специалисты.

Была разработана система коррекционных школ, которых было восемь видов. Созданы училища для лиц с инвалидностью. Педагоги делали упор на обучение и адаптацию всех лиц с ОВЗ.

Логопеды написали ряд фундаментальных трудов по коррекции разных нарушений, способах их выявления. Они начали заниматься развитием междисциплинарного подхода, разработкой категориального аппарата.

Востребованность в современном мире

Актуальность логопедии растет с каждым годом. С начала 90-х неуклонно растет количество детей с нарушениями речи. Доктора часто ставят задержку речевого развития, алалию, неправильное звукопроизношение.

Речь тесно связана с мышлением, памятью, вниманием и деятельностью. Без этой функции психика не будет полноценно развиваться. Вторично возникают проблемы интеллекта.

Ученые доказали, что эффективнее всего работать с устранением дефектов в дошкольном возрасте. Без овладения устной речью не будет письма и чтения. Если ограничиваются социальные контакты, то это негативно сказывается на развитии личности.

У взрослых после инсульта и травм головы наблюдается распад речевой функции. При правильной работе специалиста ее восстановят.

Востребованность логопедов остается высокой. В будущем появится спрос на занятия с детьми 2-3 лет. В науке появляются новые проблемы, есть потребность в специальной литературе.

Европейские страны

В Европе логопедов называют речевыми терапевтами. Для работы нужно получить среднее медицинское образование. Специалисты работают как в государственных учреждениях, так и частным образом (последнее не везде разрешено, в Дании такая деятельность под запретом).

Создаются реабилитационные центры, отделения в больницах. В детских садах и школах работают логопеды. Они проводят мониторинг, выявляют группу риска. В отличие от России, в Европе сфера больше смещена в сторону медицины, чем педагогики.

Самый высокий уровень подготовки в Бельгии, Португалии, Голландии.

В Германии обучение разделено на две ступени. Во времена разделения на две части существовала система переподготовки кадров – воспитатели, учителя начального звена имели право пройти дополнительное обучение в течение двух лет. После чего они считались логопедами.

В современном мире сначала человек получает степень бакалавра и его навыки ориентированы на практическую деятельность. После он может стать магистром, и это больше нужно тем, кто собирается развивать науку.

Различаются взгляды на коррекцию. При заикании основную работу выполняет психолог. Внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в среду обычных детей.

Способы коррекции аутизма, расстройства аутистического спектра (РАС), детского церебрального паралича (ДЦП) были разработаны в Европе и после перешли в Россию. В обучении широко используются методы бихевиоризма.

Качества специалиста

Перед окончанием школы сложно делать выбор. Перед выпускником открыто множество вузов и колледжей. Для логопеда важны такие качества, как терпеливость, тактичность, нравственность. Нужно уметь находить подход к родителям, убеждать их в необходимости коррекционной помощи.

Для того чтобы логопед пользовался востребованностью, у него должна быть высокая квалификация. Он должен грамотно выбирать средства коррекции, уметь проводить диагностику, планировать работу, использовать основные принципы обучения.

В этой профессии имеет большое значение этика. Родители больного ребенка находятся в шоковом состоянии. Некоторым из них тяжело признать дефект сына или дочери. Они будут отказываться начинать работать над исправлением.

Логопед обязан держать себя в руках. Не допускается пренебрежение, отвращение. Нужно уметь соблюдать дистанцию и не осуждать родителей.

Еще одно главное качество логопеда — чистая и грамотная речь. Не должно быть картавости, шепелявости, других дефектов. Не допускается обилие просторечных выражений, орфоэпических ошибок и т. п.

Речь учителя — образец для ребенка. Поэтому он стремится к идеалу. Нужно хотеть работать с детьми, помогать им справляться с трудностями.

Плюсы и минусы профессии

Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.

Для устранения алалии, заикания, афазии нужно около трех−пяти лет. В некоторых случаях удается добиться незначительного улучшения.

В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.

Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.

К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.

Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.

Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.

Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.

Особенности обучения

Логопедия не является врачебной отраслью. Основная цель работы не лечить малыша, а учить его правильно говорить. Для того чтобы пойти учиться, нужно выбрать подходящий вуз. Чаще всего это обычный государственный или педагогический университет.

В Москве учат в МГПУ, в РГПУ им. Герцена, в Новосибирске НГПУ, в Челябинске ЮУрГГПУ.

Если у человека уже есть диплом о высшем образовании, то ему можно пойти простым путем — закончить магистратуру. При наличии педагогического профиля достаточно курсов переподготовки.

Если нужны знания, то стоит тщательно выбирать, куда пойти учиться и где качественно преподают специальные предметы. Важно получить не корочку, а знания.

В центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве учат на афазиологов. Это специалисты, которые занимаются коррекцией афазии. Это более углубленный курс. Учат в нем и на заикологов.

Прежде чем начать зарабатывать, человеку нужно пройти многочасовую практику под надзором специалиста

Специальности врач-логопед не существует. Иногда себя так называют лица с медицинским образованием, которые выучились на дополнительную специальность.

Большой спрос на логопедов-дефектологов. До принятия двухступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура) был специалитет. Он подразумевал овладение двумя профилями. Это была тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия. В итоге получалась профессия олигофренопедагог-логопед.

В современном мире это разные специальности. Под логопедом-дефектологом часто скрывается олигофренопедагог-логопед. Родители боятся такого сочетания, поэтому появился смягченный вариант.

Непрерывное увеличение числа детей с речевыми патологиями делают профессию учителя-логопеда очень востребованной. В развитых странах условия работы специалистов, такие как: график, оплата и педагогическая нагрузка, значительно отличаются. Сравнение основных особенностей преподавания в России, США и Израиле, поможет более взвешенно ответить на вопрос: стоит ли ехать педагогу на заработки.

В России логопеды трудятся в детских садах, при поликлиниках и в школах. В детских дошкольных учреждениях есть специальные группы для детей с речевыми нарушениями, куда происходит зачисление после прохождения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Количество детей в группах – не больше 15 (хотя на деле и все 20). Длительность трудового дня логопеда – 4 часа. За это время необходимо провести групповое (или подгрупповое) занятие, и несколько индивидуальных. Работа с большим количеством документации (порядка 12 наименований) в эти часы не входит. Учитель-логопед, помимо непосредственного исправления недостатков звукопроизношения, занимается ещё и общим развитием речи, пополнением словарного запаса, работой над грамматическим строем, развитием фонематического слуха и всех психических процессов, совершенствованием общей и мелкой моторики, подготавливает старших дошкольников к школьному обучению. При таком спектре оказанных услуг уровень зарплаты колеблется от 13 тыс.рублей (Пермь) до 30 тыс.рублей (Москва), в зависимости от педагогического стажа и квалификации. Частная практика помогает держаться на плаву. Стоимость одного занятия составляет от 500 до 2000 рублей (в зависимости от сложности речевого дефекта, платежеспособности региона, регалий и рекомендаций педагога).

Система логопедической помощи в США не имеет такой широкой дифференциальной направленности, как в РФ. В Америке нет специализированных детских садов для дошкольников с речевой патологией. При школах и клиниках функционируют специальные классы для маленьких пациентов с отклонениями в развитии. В подобных заведениях работают «спич ассистенты» - помощники, окончившие колледж (эквивалент техникума или училища) и «спич патолоджист» - бакалавр-специалист с профильным, базовым высшим образованием. Длительность их рабочего дня составляет 8 часов. Для детей раннего возраста существует программа «от рождения до трёх», когда сотрудник клиники 1 раз в неделю занимается с малышом в стенах дома в присутствии родителей. Программа бесплатная, но воспользоваться ею непросто. Нужно получить направление от доктора (ждать можно до полугода), собрать много документов, пройти тестирование и только после успешного прохождения начинать посещать занятия. После трёх лет такие дети могут продолжать бесплатные занятия 4 раза в неделю по три часа, но уже в группе детей в пределах школьного учреждения.

Частные логопеды в США – «мастер дигри», работают при клинике или открывают личные кабинеты. Для организации такой практики нужно сдать профильный экзамен и каждый год повышать свою квалификацию (что стоит немалых денег). Получить помощь от логопеда клиники сложно и дорого, ждать своей очереди приходится достаточно долго. Бесплатные занятия при госпитале осуществляются только раз в неделю.

Оплата труда специалистов в Америке зависит от уровня образовательной квалификации работника, финансовой и социальной политики того или иного штата. Минимально оклад составляет 2,5 тыс. дол. в месяц, средний показатель 5 тыс. без вычета налогов (40% и выше). Обращение в частном порядке обойдется в 250 у.е. в час (Лос Анджелес), минимально – 50 дол за полчаса. Стоимость занятий может покрываться страховкой. В среднем, цена за одно посещение в прайсе страховой компании составляет 700 дол.

Более развитой, по сравнению с США, является система специализированной помощи дошкольникам в Израиле. В стране функционирует достаточное количество учреждений разной направленности (в том числе для детей с речевой патологией, нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Особенностью системы дошкольного образования является интегрированный подход (когда малыши с ограниченными возможностями здоровья получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися детьми). Они могут получить специализированную помощь только после прохождения комиссии (аналога ПМПК). Наполняемость логопедических групп 10 – 12 человек. С детками работает воспитатель, помощник воспитателя, «клинаит тикшорет» (логопед). В образовательном процессе участвует трудотерапевт, арттерапевт и психолог. Занятия проводятся с каждым ребёнком 1 раз в неделю по 45 минут в зависимости от сложности дефекта.

В детском саду детвора находится, в основном до 13.00 – 14.00, без завтрака, дневного сна и обеда (питание приносное, за свой счет). Посещать обычные сады можно с полугода, специализированный – с трёх лет. Стоимость пребывания составляет примерно 80 у.е. в месяц.

Такой профессии как «дефектолог», в Израиле нет. Есть речевой терапевт, эрготерапевт, учитель специального образования. Если в России логопед «и швец, и жнец, и на дуде игрец», то в Израиле «клинаит тикшорет» занимается исключительно речью, а для каждой из сторон развития личности есть свой специалист.

«Клинаит тикшорет» - околомедицинская профессия, с длительностью обучения 3,5 года. Оплата труда данного специалиста зависит от стажа и составляет от 22 тыс. до 59 тыс. у.е. в год. Цена частного урока около 100 у.е. Спорная альтернатива – уроки по скайпу, стоимость такого занятия 17 у.е. за 30 минут.

Подводя итог, повторю, что с каждым годом, независимо от страны, специальность «логопед» становится всё больше востребованной. Несмотря на недостатки данной профессии в России (увеличенная наполняемость групп, широкие функциональные обязанности, большой объём документации), есть и значительные преимущества перед аналогичными специальностями в других странах (4-х часовый рабочий день, средний уровень зарплаты, 56 дней оплачиваемого отпуска). Кроме того, логопед в РФ имеет больше возможностей давать частные уроки и получать доходы, значительно превышающие официальную зарплату.

Была ли статья полезной? Делитесь впечатлениями в комментариях. О практике дошкольного обучения каких стран Вы хотели бы ещё узнать?

Современная логопедия – это междисциплинарная наука, требующая от практикующего специалиста широкой общей эрудиции и глубоких познаний в определенных сферах медицины, педагогики и психологии.

Логопед – это квалифицированный специалист, который занимается исправлением недостатков речи у детей и взрослых и постановкой им дикции.

История специальности

Название профессии произошло от греческих слов logos и paideia, что означает «воспитание речи». Первые попытки корректировать нарушение способности говорить предпринимались еще в древности, но зафиксированы были только в XVII веке в работах по сурдопедагогике. Тогда расстройства речи рассматривались как медицинская проблема.

И лишь в 1930-е годы с развитием научной мысли пришло осознание того, что дефекты говорения связаны не только с проблемами артикуляционной мускулатуры или дыхания, но и с психологией личности. Основой современной науки «о воспитании речи» являются педагогика, физиология, языкознание и психология, а массово логопедов в вузах начали учить в середине XX века.

Описание профессии

Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия).

Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), то им занимается логопед со специализацией на дефектологии.

Места, где может работать логопед:

  • медицинские учреждения (поликлиники, больницы);
  • детские дошкольные учреждения;
  • центры коррекции речи;
  • центры психолого-педагогической реабилитации.

Также можно работать в частном логопедическом кабинете, используя самые продвинутые методики коррекции и инновационные технологии.

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Лучшие вузы для обучения

Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
  • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

  • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
  • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.
  • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.

Обязанности на работе

Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:

  • обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
  • планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
  • повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
  • комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
  • консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
  • проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
  • заполнение речевой карты и другой документации.

Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:

  • познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
  • провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
  • определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
  • проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
  • разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
  • оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.

Кому подходит

Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.

Специалист по коррекции речи должен знать:

  • основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
  • теорию и практику логопедии;
  • анатомию речеобразующего аппарата;
  • современные методики корректировки письменной и устной речи;
  • актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
  • принципы комплектования групп учеников;
  • технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.

Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:

  • выдержка и терпение;
  • доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
  • тактичность и толерантность;
  • навыки психолога;
  • наблюдательность и хорошая память;
  • настойчивость и умение убеждать.

Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.

Профессия логопед: плюсы и минусы

Преимуществами работы можно считать:

  • большой выбор организаций для трудоустройства;
  • высокую востребованность логопедов;
  • непродолжительный рабочий день;
  • длительный отпуск в летнее время;
  • возможность заниматься частной практикой;
  • искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.

Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.

Сколько получают

Зарплата у логопеда не слишком велика. В среднем по стране она составляет 15–20 тысяч рублей, в детском саду такой специалист получает около 30 тысяч рублей. Дефектологу платят приблизительно 25 тысяч рублей в месяц.

Как построить карьеру

Карьерные перспективы у логопеда невелики, для занятия руководящих должностей придется учиться дополнительно. Вариантом профессионального роста и увеличения дохода может быть открытие собственного кабинета.

Перспективы профессии

К сожалению, в последнее десятилетие прогрессирует неутешительная тенденция: постоянно увеличивается количество детей, имеющих разного рода проблемы с устной и письменной речью. Дефекты становятся все более сложными и труднее поддаются коррекции. Так что в ближайшее время логопеды, как это ни печально, без работы не останутся.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия логопед подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия логопед подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Логопед в работе

Задачи логопеда

Логопеда еще называют врачом-дефектологом. Как уже было сказано, в его первостепенные задачи входит исправление разнообразных дефектов речи у человека. Безусловно, в раннем возрасте это сделать намного легче, чем в зрелых летах. Поэтому большинство дефектологов работают именно с детьми. Местом работы специалиста по данной профессии может быть:

  • детский сад;
  • школа;
  • поликлиника;
  • частная клиника.

Впрочем, некоторые дефектологи работают исключительно на дому у клиента.

Как и любой врач, логопед обязан иметь высшее медицинское образование по своему профилю. В то же время значительную роль в дальнейшем профессиональном росте, а значит, и в увеличении уровня дохода, играет самоподготовка и повышение квалификации.

Обратите внимание! В эпоху коронавируса все ищут дополнительные возможности заработка. Удивительно, что альтернативными способами зарабатывать можно гораздо больше, вплоть до миллионов рублей в месяц. Один из наших лучших авторов написал отличную статью про заработок на играх с отзывами людей.

Зарплата в России

Средняя зарплата логопеда в России составляет всего 20 000 рублей. Безусловно, это крайне малая сумма для работника сферы здравоохранения. Нужно отметить, что средний заработок дефектолога в детском саду еще меньше – 17 625 рублей.

Впрочем, высококлассные специалисты со стажем работы в ведущих клиниках могут претендовать на зарплату до 40 000 рублей, а логопеды, занимающиеся частной практикой, еще выше. Но молодой сотрудник без стажа зачастую вынужден ограничиться 13 000 рублей в месяц.

Нужно отметить, что в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, средний заработок дефектолога составляет соответственно 30 000 и 26 000 рублей. В то же время в Волгограде логопеды в среднем зарабатывают всего 16 000 рублей в месяц.

Заработки в европейских странах

Теперь давайте рассмотрим, сколько зарабатывает врач-логопед в зарубежных странах, в частности в европейских государствах. Статистика доходов дефектологов за рубежом представлена в таблице ниже.

Страна Заработок в месяц, евро
Великобритания 4300
Германия 4000
Франция 3500
Италия 3100
Греция 1800
Польша 900

Как видим, среди европейских стран по уровню оплаты труда логопедов лидируют Великобритания и Германия. Впрочем, у этих государств и общий уровень дохода выше, чем в других странах ЕС.

Но нас больше интересует то, что даже в Польше, которую вряд ли можно отнести к экономическим лидерам Европейского Союза, зарплата дефектолога значительно выше, чем в России. Так, на данный момент средний доход польского специалиста составляет 900 евро, а его российский коллега в переводе на европейскую валюту зарабатывает чуть больше 400 евро.

Реалии и перспективы профессии

Работа логопеда

Нужно отметить, что в целом по России профессия логопеда является одной из самых малооплачиваемых медицинских специализаций. Особенно низкую зарплату получают врачи в детском саду. Если же сравнивать с заработком коллег из европейских стран, то доходы российских специалистов кажутся вообще смехотворными. Не говоря уже об условиях труда: западные сотрудники работают в комфортабельных клиниках, а наши врачи зачастую вынуждены принимать пациентов в обшарпанных кабинетах, где уже много лет не делался ремонт.

Естественно, данное положение вещей вредит популяризации специальности в целом.

Это значит, что все меньше молодых перспективных специалистов будет работать в сфере логопедии, что, в свою очередь, отрицательно скажется на общем качестве предоставления услуг. Поэтому вопрос о повышении заработной платы дефектологам можно считать назревшим. Впрочем, власти уже начали постепенно проводить программу по увеличению заработной платы врачам, но хотелось бы, чтобы данный процесс шел гораздо быстрее.

Читайте также: