В какой исторический период появилась профессия брадобрей вид ее деятельности

Опубликовано: 06.07.2024

В средневековой Европе цирюльниками назывались банщики-парикмахеры, которые владели элементарными навыками врачевания. Как и другие ремесленники, они объединялись в профессиональные сообщества – цеха. К XII веку в каждом европейском городе функционировала баня с парикмахерской, в которой цирюльники предлагали свои услуги.

На чем специализировались средневековые цирюльники?

В сравнении с дипломированными врачами цирюльники-ремесленники занимали более низкое общественное положение. Они были не столь подкованы в академической теории, но имели значительно больший практический опыт. Перечень стандартных услуг, которые предоставлял цирюльник в средневековой бане, был довольно разноплановым. Помимо мытья они занимались массажем, вправляли вывихи, удаляли больные зубы, делали перевязки ран и лечили переломы. Но основная их деятельность сводилась к трем главным занятиям: стрижке, бритью и кровопусканию.

Со временем бани начали преобразовываться в цирюльные лавки. К концу XIII века в каждом крупном европейском городе насчитывалось несколько сотен таких заведений. Для примера, в 1291 году только в одном Париже их было более 500, и это не считая множества уличных брадобреев, которые предлагали свои услуги на рыночных площадях и в других людных местах.

Постепенно цирюльники начали сужать круг обязанностей, уделяя меньше внимания врачеванию, специализируясь лишь на бритье, стрижках и кровопускании. Но окончательное разделение специальностей брадобрея и фельдшера-хирурга произойдет лишь в Новое время (XVII-XVIII вв.).

Знатные вельможи и представители духовенства не пользовались услугами общественных цирюлен, они имели собственного мастера, который проживал в замке на правах слуги. Своего монаха-цирюльника имел и каждый монастырь. Это позволяло священнослужителями не ходить день ото дня в город и не искушаться соблазнами мирской жизни.

В лавке средневекового цирюльника

Цирюльная лавка привлекала внимание издалека: вместо вывески о специализации заведения красноречиво заявляли блестящий железный таз, ножницы и гребень, висящие над входом. В Средневековье это место было эпицентром общественной жизни. Сюда постоянно захаживали городские жители, обменивались новостями и обсуждали свежие сплетни.

По меркам Средневековья брадобрейство было весьма прибыльным занятием. Во многом коммерческому успеху цирюльников сопутствовала католическая церковь, не устающая напоминать, что растительность на мужском лице приравнивает его к животному. Поэтому городские лавки брадобреев не пустовали. Примечательно, что цирюльники обслуживали исключительно мужскую часть населения. Но это не значит, что женщинам вход в лавку был закрыт, здесь им могли провести несложные медицинские операции, но о стрижках речи не шло.

Лавка цирюльника представляла собой небольшое помещение с деревянным креслом, тумбой для инструментов и открытой печью, горевшей на протяжении всего дня, поскольку мастер всегда должен был иметь под рукой горячую воду. В перечень инструментов и оснащения стандартной средневековой цирюльни входили: медные и оловянные тазы и кувшины, гребни и ножницы, пинцет для выщипывания волос, железные бритвы-клинки, головные повязки и губки, а также склянки с благоухающей водой.

Процесс бритья в средневековую эпоху

Процедура бритья в европейских цирюльнях не менялась столетиями, представляя особый церемониал. Хозяин лавки наливал в таз кипяток, снятый с горящей рядом печи, добавлял в него стружку из мыла и специальной губкой взбивал пену, которую наносил на лицо клиенту. После брадобрей начинал искусно орудовать острым клинком, в общих чертах мало чем отличающимся от привычной опасной бритвы.

Помимо стрижки и бритья в обязанности брадобрея входило подравнивание бороды и усов (далеко не все придерживались рекомендаций церкви), а также то, что мы сейчас называем камуфлированием седых волос. Средневековые мужчины панически боялись седины, называя ее покрывалом смерти. Преисполненные суеверий они обращались к цирюльникам, чтобы те красили им волосы, для отсрочки таким образом наступление судного дня.

Посещение цирюльника приводило внешность в порядок, но доставляло не самые приятные ощущения. Дешевое мыло сильно раздражало кожу, могло вызвать чесотку и другие нежелательные последствия. Поскольку о дезинфекции в Средневековье не имели ни малейшего представления, грязные инструменты, которыми в день обслуживалось несколько десятков горожан, становились разносчиками многих заразных недугов. Но даже эти обстоятельства не уменьшали количества желающих приобщиться к главному мужскому культу – бритью.


Кто сказал, что в салон красоты и к парикмахеру ходят только девушки и женщины? Мужчины тоже следят за своей внешностью и ограничиваются в этом не только расчёской, бритвой и запасной парой чистых носков.

Волосы всегда играли очень большую роль во внешности человека: по причёске можно было узнать о роде его деятельности, материальной обеспеченности или даже составе семьи. Такая профессия, как мужской парикмахер, появилась гораздо раньше современной моды на бороды и стильные, необычные причёски с гелем.

Рассмотрим «историю волос» с первых упоминаний об их значимости. Первые парикмахерские появились ещё в древней Греции, они же были по совместительству мужскими клубами, куда мужчины приходили, чтобы пообщаться, приятно провести время и заодно подстричь или завить волосы. Примечательно, что к парикмахеру тогда ходили только мужчины, женщины же стригли и укладывали волосы дома.

В Древнем Риме бороды, по некоторым легендам, изначально было положено сбривать воинам, чтобы враг не схватил их за волосы и не стянул с коня. Эта традиция вскоре распространилась и на всё население, а для юношей первый поход к брадобрею был чем-то вроде обряда инициализации.

В древние времена волосы были чуть ли не амулетом, которые также вплетались в причёски. Длинные и ухоженные волосы считались гордостью, об этом свидетельствуют многочисленные гребни, найденные при раскопках. На фресках скандинавы и не только всегда изображены с густыми окладистыми бородами: длина волос или бороды являлась показателем силы, ведь отстригались они только в случае поражения в поединке. Бритая же голова и вовсе была признаком раба.


Но времена меняются — одним бороды отрубили топором, а другие решили, что растительность на лице и голове усугубляет и без того тяжело переносимую жару — и женоликость входит в моду. И тогда на сцене появляются такие мастера, как брадобреи и цирюльники. Стоит заметить, что эти профессии никогда не считались хуже остальных или менее достойными, потому что освоить их было не так уж просто. Профессия брадобрея подразумевала только стрижки и бритьё, но такую узкую специализацию оправдать легко: попробуйте постричь волосы так, чтобы это выглядело опрятно и красиво или сбрить бороду опасной бритвой, не отрезав при этом от клиента ничего, кроме волос. А вот цирюльник — уже куда более сложный человек. Начиная со средних веков монахам было запрещено заниматься врачеванием, и эта обязанность перешла к цирюльникам. Так что после длительного обучения они, помимо стрижек и бритья, могли оказывать минимальную медицинскую помощь: вправлять вывихи, делать перевязки, обрабатывать раны, удалять зубы, а также делать массажи и исполнять роль своеобразного косметолога. Такие мастера не проходили медицинского обучения, но всё же с большинством травм и недугов могли помочь, и стоили, естественно, дешевле. Несложно предположить, каким уважением пользовались цирюльники. Считается, что знаменитый символ парикмахерской — столбик, окрашенный чередующимися полосами красного и белого цветов — идёт отсюда же и обозначает собой слияние двух ремёсел: бритья и хирургии.

К XVIII–XIX векам уход за волосами был уже просто обязательной и неотъемлемой частью жизни каждого. Невозможно не упомянуть знаменитый парадокс брадобрея, сформулированный Б. Расселом. Условия парадокса таковы: в городе есть один брадобрей, и он бреет всех мужчин, за исключением тех, кто бреется сам. Вопрос состоит в том, кто же бреет самого брадобрея, ведь других брадобреев в городе нет, а если он бреется сам, то не попадает в категорию своей клиентуры, а значит, не может себя брить. Но внимание хотелось обратить не на философский парадокс, что, конечно, тоже интересно, а на то, что условие даже не подразумевает, что кто-то пренебрегает услугами брадобрея и ходит с неухоженной головой.

Конечно, с появлением моды на парики популярность парикмахеров значительно упала, и вот тогда салоны начали своё возрождение и стали такими, какими мы видим их сейчас. Основной целью посещения барбершопа была не стрижка, а общение в определённом кругу и в приятной атмосфере. Помимо получения сервиса туда приходили, чтобы почитать газету, выпить виски и обсудить последние новости.


Сейчас трудно найти какой-то единый тренд на ту или иную причёску, чем мог похвастаться тот же XVIII век, однако в моде бороды или нет, ухоженный внешний всегда остаётся важным. Некоторые современные тенденции можно оправдать тягой к стилю ретро, ведь в большинстве мужских причёсок с уложенными гелем или бриолином чёлками нельзя не углядеть что-то от 60-х годов и Элвиса Пресли. Ну а тяга к усам и бородам — это не что иное, как внешнее проявление мужественности, которая вряд ли когда-то перестанет быть притягательной, тем более что брутальность и маскулинность проявляются не в покусанных ногтях, неухоженной коже и лохматой причёске.

Все жители Российской Федерации имеют возможность заказать у нас товары наложенным платежом или экспресс-доставкой. Хотите задать вопрос или сделать заказ?

История парикмахерского и брадобрейского искусства

Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения: парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению, только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что парикмахер был незаменимым членом сообщества. К тому же, парикмахеры назначали на эти ритуальные дни все бракосочетания и крестили всех детей.

Они были главными фигурами в религиозных церемониях. Во время таких церемоний волосы людей были распущены и лежали на плечах, чтобы не препятствовать выходу злых духов. После ритуальных танцев парикмахеры состригали людям волосы в духе моды племени, а потом зачёсывали их назад так сильно, чтобы злые духи не могли проникнуть в человека, а добрые духи не могли выйти.

Такие парикмахерские традиции были распространены в Древней Азии. При этом, практически везде, где существовали легенды и суеверия о волосах, парикмахеры процветали. И в наши дни в Индии продолжают своё существование суеверия о волосах, и те, кто умеет делать стрижки и причёски, пользуются большим авторитетом.

В Египте, за много веков до Рождества Христова, парикмахеры были богатыми и уважаемыми людьми. Древние памятники и папирусы рассказывают, что египтяне брили свои головы и бороды. Египетские священники даже брили всё тело один раз в три дня! В это время парикмахеры носили инструмент в открытых корзинах. Их бритвы были похожи на маленькие топоры с изогнутыми ручками. Библия рассказывает нам о том, что когда Джозеф был вызван, чтобы предстать перед фараоном, специально для него был послан парикмахер, дабы не оскорбить взгляд фараона небритым лицом.

Парикмахеры в Греции заняли выдающееся положение в обществе ещё до 5-го столетия до нашей эры. Эти мудрые Афинские мужчины состязались друг с другом в искусстве стрижки бород. Как раз в это время стрижка бороды стала искусством, а брадобреи стали важнейшими гражданами. Государственные деятели, поэты и философы часто посещали парикмахерские, чтобы постричь волосы или бороду, сделать завивку и побрызгаться дорогостоящими духами. Ещё одним поводом для посещения парикмахерских было обсуждение последних известий, ведь Древнегреческие парикмахерские были общественными центрами, в которых сосредотачивались все социальные, политические и спортивные новости. Важность брадобрейского искусства в Греции могла иметь корни и в том, что репутация какого-то видного грека была принижена его оппонентом, борода которого была более аккуратно пострижена.

В третьем столетии до нашей эры македонцы, во главе с Александром Великим (Македонским), начали свои завоевательные походы в Азию и потерпели несколько поражений от персов, которые хватали македонцев за бороды, притягивали их к земле и протыкали копьями. Это привело к тому, что Александр Македонский издал указ о том, что все солдаты должны быть гладко выбриты. Остальные граждане последовали примеру военных, и ношение бороды быстро вышло из моды. В Риме брадобрейское искусство было малоизвестным до 296 года до н.э., когда Тисиниус Мена приехал из Сицилии в Рим и доказал, что бриться - это хорошо. Бритьё скоро вошло в моду и парикмахерские стали местами сбора римских денди. Не было более частых посетителей парикмахерских и салонов красоты, чем римляне. Они часто проводили по нескольку часов в день в салонах красоты, где их брили, стригли, делали им причёски, массаж, маникюр, намазывали их редкими мазями и наносили косметику с неизвестными формулами. У каждой влиятельной леди Рима среди прислуги всегда был парикмахер, а представители богатой знати всегда имели частного брадобрея, как их тогда называли. Парикмахеров так высоко ценили, что была установлена статуя в память о первом парикмахере Рима.

Когда на императорский престол в Риме взошёл Адриан, вновь установилась мода на бороды - и по вполне понятной причине. Лицо Адриана было покрыто уродливыми бородавками и шрамами. Для того, чтобы их скрыть, он отращивал бороду. А люди Рима, подражая своему правителю, отращивали бороды независимо от того, нуждались они в этом или нет.

Мода снова сменилась. Снова актуальным стало гладко выбритое лицо. Как известно, Гай Юлий Цезарь всегда был чисто выбрит.

Как показывает нам история, глава государства был законодателем моды, а граждане государства всегда были готовы следовать стилю своего правителя. Есть много примеров в Библии, в которых фигурирует профессия парикмахера. Например, Моисей приказал всем, кто избавлялся от проказы, бриться наголо. Это было сделано как профилактика, так как евреи всегда носили бороду как знак мужественности. В это время ортодоксальные евреи довольно слабо уважали чисто выбритых мужчин. Во время траура древние Евреи позволяли себе не стричь бороды, но обычно их бороды были аккуратно пострижены. Пророк Эзекиль говорит о древней традиции бритья следующими словами: "Возьми бритву парикмахера и сделай так, чтобы она прошла по голове твоей и бороде твоей." Бритвы тогда делали из раковин и кремня.

В течение первых столетий после Рождества Христова брадобреи Европы практиковали своё ремесло везде, где было принято брить лицо и стричь бороду. Шарлемань сделал модными длинные распущенные волосы, но каждый новый завоеватель менял моду в соответствии со своими прихотями и личными потребностями. В первые десять веков нашей эры большинство людей, даже знать, были необразованы и не умели ни читать, ни писать. В основном образованными людьми были монахи и священники, которые становились врачами Средневековья. В это время ещё не было профессиональных хирургов. Большинство болезней, которые в наше время легко лечатся, приводили к смерти. "Кровопускание" было наиболее популярным способом лечения всех болезней. Первыми такие процедуры начали проводить священники, нанимавшие парикмахеров себе в помощники. Это было первым шагом в прогрессирующей професии брадобрея. Брадобреи были ассистентами врачей-священников вплоть до 12 века. На церковном соборе в 1163 году духовенству запретили пускать кровь и вообще заниматься врачеванием и хирургией, обосновывая это тем, что пускать кровь из человеческого тела - это кощунственное занятие для посланника Бога. Парикмахеры же, воспользовавшись ситуацией, взяли на себя обязанности, оставленные духовенством, и эра брадобреев-хирургов началась. Тесная связь между парикмахерским искусством и хирургией протянулась на более, чем шесть столетий. В это время профессия парикмахера достигла небывалых высот.

Первая парикмахерская организация

Первая известная парикмахерская организация была основана в 1096 году во Франции, когда Уильям, архиепископ Руана, запретил ношение бороды. Брадобреи-хирурги начали процветать на всей территории Европы. Они были врачами своего времени, и к ним приходили как члены королевских семей, так и рядовые граждане, чтобы вылечить свои болезни, или просто постричься или побриться. Традиционные врачи находились в непрерывном конфликте с брадобреями-хирургами. Парикмахеры освоили лечение зубов так же успешно, как и хирургию, чем нажили себе новых врагов - дантистов. Всё это привело к мощным конфликтам, урегулирование которых требовало вмешательства на уровне королей и высших советов. Несмотря ни на что, парикмахеры сохраняли приоритет лечения зубов и хирургии в течение нескольких столетий.

Первая школа хирургии

В середине 13 века парижские парикмахерские компании, известные как Братства Святого Космоса и Святого Домайна, основали первую в истории школу, в которой проводилось систематическое обучение парикмахеров практике хирургии. Позже эта школа выросла и стала образцом для школ хирургии Средневековья. Многие из лучших хирургов этого времени были воспитанниками Школы Св. Космоса и Св. Домайна. Учреждение этой школы было одним из самых существенных вкладов в развитие человечества. Старейшая парикмахерская организация в мире, известная до сих пор в Лондоне как "Worshipful Company of Barbers" ("Почтенный Союз Парикмахеров"), была основана в 1308 году. Ричард ле Барбур, как глава парикмахеров, следил за всей парикмахерской индустрией в Лондоне. Один раз в месяц он совершал обход парикмахерских и упрекал тех парикмахеров, которые вели себя недостойно или переходили в менее престижные компании. Но не только такой властью был наделён глава парикмахеров. У него довольно успешно получалось пресекать всякие попытки к практикованию парикмахерского искусства неизвестными людьми. Гильдия парикмахеров 14-го столетия была, несомненно, во много раз более мощна, чем любой из современных союзов. Король и совет всячески поддерживали Гильдии, пренебрегая при этом их правилами. Нормальным явлением было снижение срока тюремного заключения нарушителям инструкций Гильдии.

Вплоть до 1416 года никто не препятствовал парикмахерам практиковать хирургию и лечение зубов. Но вскоре стало ясно, что для парикмахера это слишком. Сложно представить себе, чтобы обычный человек мог достаточно хорошо владеть практикой как хирургии и лечения зубов, так и разнообразных парикмахерских и брадобрейских услуг. Люди начали жаловаться на то, что после посещения парикмахера-хирурга они становились ещё более больными, вместо того, чтобы вылечиться. Много брадобреев начали заниматься шарлатанством, чтобы скрыть своё невежество в медицине и анатомии.

В конце концов, жалобы попали во внимание мэра и совета Лондона. В 1416 году вышло постановление, под страхом смерти или лишения конечностей запрещавшее парикмахерам заниматься врачеванием. Парикмахер мог только в течение трёх дней с момента обращения пациента представить его одному из мастеров Гильдии брадобреев-хирургов. Но до 1461 года парикмахеры были единственными людьми, занимавшимися хирургией.

Хирургия всё ещё была на примитивной стадии развития, но постоянно делались всё новые и новые открытия в этой области, и парикмахеры не имели возможности за ними успевать, пытаясь при этом совершенствоваться в навыках парикмахерского искусства и зубоврачебной практики. Хирурги начали выходить из тени, всё более ревностно относясь к привилегиям, предоставленным парикмахерам. Но ещё долгое время хирурги не могли ничего сделать, чтобы отстранить парикмахеров от занятия хирургией. В 1450 году актом парламента Гильдия Хирургов была объединена с Союзом Парикмахеров. Парикмахерам запретили заниматься кровопусканием, прижиганием, вырывать зубы, а также выбривать тонзуру ("тонзура" - У католических священнослужителей: выбритое место на макушке). Однако, совет, регулирующий действия хирургов и парикмахеров-хирургов, состоял из двух хирургов и двух парикмахеров. При этом каждый раз, когда хирургу выдавали диплом, позволяющий заниматься его профессией, подписи ставили не только хирурги, но и оба парикмахера. Хирурги обижались на это, но не могли ничего поделать, так как парикмахеры пользовались благосклонностью монархов и сохранили свои привилегии до середины 18-го столетия. Короли Генри VIII, Чарльз II и королева Анна дарили брадобреям богатые подарки и давали им высокие должности. Согласно статье в законе Генри VIII, парикмахеры-хирурги имели право раз в год получать тела четырёх казнённых преступников. Вскрытие производили четыре раза в год в Зале Брадобреев-Хирургов, который и по сей день находится в Лондоне.

С развитием терапии, хирургии и лечения зубов как отдельных разделов медицины, парикмахеры стали всё менее востребованными в своих, не самых лучших, тройных способностях парикмахеров-хирургов-дантистов. Хирурги захотели окончательно освободиться от влияния парикмахеров, и ходатайствовали в парламент о том, чтобы разорвать "старую дружбу" парикмахеров с хирургами и чтобы каждая из профессий строго придерживалась своих границ. Для рассмотрения вопроса парламентом был созван комитет, который, в конце концов, передал парламенту сведения об удовлетворении прошения. Постановлением парламента, утверждённым королём, союз парикмахеров и хирургов был распущен в июне 1745 года. Были сформированы два отдельных союза, и собственность, принадлежавшая прежде совместно парикмахерам и хирургам, была разделена между новыми двумя союзами.

Эти события привели к спаду популярности профессии парикмахера. То же самое произошло во Франции во время правления Луи XIV. К концу 18 века парикмахеры окончательно растеряли все права на занятия хирургией и лечением зубов по всей Европе, кроме очень маленьких городов и забытых Богом мест, где и в помине не было ни хирурга, ни дантиста. После того, как парикмахерам запретили заниматься терапией, хирургией и лечением зубов, они стали не более чем ремесленниками и прислугой, слугами моды. Когда в 18-ом и начале 19-го столетий в моде были парики, парикмахерам не оставалось ничего другого, как делать парики.

Профессия парикмахера потеряла своё былое величие, и парикмахеры стали скорее чернорабочими, чем профессионалами. В Англии, Америке и во всём цивилизованном мире парикмахер стал всенародным посмешищем. Парикмахерские стали притонами, местами, где собирался всякий сброд. Грязные истории, злонамеренные скандалы и всякого рода сплетни характеризовали парикмахерские этого времени. Парикмахерская стала местом, где мужчины освобождали самые низкие свои инстинкты, и куда женщин не допускали.



В конце 19-го столетия произошло несколько примечательных событий, связанных с профессией парикмахера, которые привели к подъёму её популярности. Сложно было сказать, сколько времени должно было пройти, чтобы на парикмахера смотрели как на профессионала, наравне с дантистами, мастерами маникюра-педикюра и другими родственными профессиями. Но было очевидно, что общественность, да и сама профессия, готовы к лучшему.

В 1893 году А.Б.Молер из Чикаго основал школу парикмахеров. Это было первое учреждение такого рода в мире, и его успех был очевиден с самого начала. Школа отстаивала права на выдачу дипломов о высшем образовании, и открывала филиалы почти во всех крупных городах Соединённых Штатов. В начале в этой школе обучали только практическим навыкам стрижки, бритья и ухода за лицом, так как ни общественность, ни само парикмахерское искусство ещё не были готовы к принятию научных тенденций в области волос, кожи вообще и кожи головы в частности. Только в 1920 году был сделан мощный рывок к превращению парикмахерского искусства в полноценную профессию, такую, какой мы её знаем сегодня.


В первом материале спецпроекта «Барберинг» мы начнем с истории: расскажем, какими были барберы в Древнем Египте и Риме, как менялись функции представителей парикмахерского искусства на протяжении столетий и о многом другом.

Как известно, название профессии «барбер» происходит от латинского слова barba, в переводе – «борода».

Древний Египет

Самые ранние упоминания о профессии барбера датируются 4 000 г. до н. э. – речь идет о египетских парикмахерах. Об этом свидетельствуют находки археологов – реликвии времен бронзового века, которые указывают на то, что уже тогда люди ухаживали за собой, использовали заточенные инструменты, например, раковины устриц, в качестве лезвий для бритья.

Статус парикмахеров в обществе был довольно высоким – они считались самыми способными людьми в своих племенах/общинах и обладали знаниями в нескольких областях.

Люди очень суеверно относились к стрижкам и бритью, поскольку верили, что злые духи проникают в тело через волосы. Только достойные могли заниматься барберингом, и в большинстве случаев ими становились священники или головы клана.

Only the most trustworthy men were entrusted with the responsibility of barbering, which in most cases used to be the priest or the chief of the clan.

Все картины, зарисовки и разные маркировки, извлеченные из останков, найденных при исследованиях ранней египетской цивилизации, ясно показывают, что профессия парикмахера всегда была удостоена особой чести и считалась царской.

Кроме того, было также обнаружено, что прически являлись признаком принадлежности к тому или иному социальному классу в раннем Египте. Прически королей, представителей духовенства и рабов были разными. Примечательно, что даже барберы для каждого класса были свои. То есть барбер, который стрижет короля, ни в коем случае не может быть мастером, к примеру, дворянина.

Древняя Греция (прим. 1 500 лет до н. э.)

Следующей не менее великой цивилизацией, которая также показывает востребованность профессии барбера, была греческая цивилизация.

Примерно в V в. до н. э. борода стала символом мужественности и силы. Об этом свидетельствуют образы греческой мифологии – могущественные боги Зевс, Посейдон, Геркулес и др. У всех были красивые и ухоженные бороды. Кроме того, в Афинах борода считалась признаком интеллекта и мудрости, и, по утверждению историков, мужчины бросали вызов друг другу, соревнуясь в качестве своих бород.

Эти факты подтверждают, что барберы пользовались огромной популярностью у клиентов. Невозможно было правильно ухаживать за бородой и отращивать ее без помощи хорошего барбера.

Так как борода была важным элементом имиджа и даже статуса, барберы стали влиятельными членами общества, а собственно барбершопы – неким центром общественной деятельности.

Интересный факт: грека могли не взять на работу, если у его конкурента борода была подстрижена аккуратнее!

Что касается трендов, то они менялись в зависимости от правителей, их привычек и даже прямых приказов. В III в. до н. э. Александр Великий отдал всем своим воинам общий приказ сбрить бороды. Основной причиной этому послужило поражение войск Александра от рук персов во время завоевания Азии. Персы хватали воинов за бороды, сбрасывая их таким образом с лошадей, и убивали.

После такого приказа барберам прибавилось работы – они должны были в короткие сроки выполнить распоряжение Александра Великого.

Древний Рим (до VI в. н. э.)

Сбривать бороды вошло в моду фактически еще в 296 г. до н. э. Это совпало с прибытием Тициния Мена из Сицилии в Рим. Именно он привез первых цирюльников, и мода на чисто выбритые бороды также укрепила позицию барберов.

Барбершопы начали быть не просто местом, где можно подстричься или обсудить идеи и планы. В пакет услуг начали внедрять массаж, маникюр и прочие косметические процедуры.

Исторический факт: римляне высоко ценили профессию парикмахера, поэтому даже установили статую в память о первом парикмахере в Риме.

Сегодня тренды в прическах, стрижках и окрашиваниях задают знаменитости. В то время главными «звездами» были императоры, которые также невольно диктовали тенденции в стрижках бороды (или ее отсутствии). Когда Адриан стал римским императором, борода снова вошла в моду, так как она у него была.

Почему роль барберов и парикмахеров была так велика? Все из-за довольно быстрой смены правителей. Менялись императоры – менялись тренды. И барберы, цирюльники всегда были готовы осуществить желания клиентов. Мода на бороду была недолгой, потому что Юлий Цезарь, который занял место императора после Адриана, был чисто выбрит.

I тыс. н. э.

Первое тысячелетие христианской эры ознаменовалось большим количеством неграмотных и необразованных людей. Даже многие дворяне не умели ни читать, ни писать. Таким образом, эпоха была названа «темными веками». В эти времена наиболее образованными людьми в обществе считались монахи и священники.

Поскольку профессиональных врачей и хирургов не было, именно священники и монахи должны были выполнять операции разных уровней сложности. Известным методом лечения было кровопускание. Эта процедура считалась панацеей от большинства болезней и пользовалась популярностью. Парикмахеры были самыми близкими людьми к «хирургам» и очень часто помогали им выполнять сложные операции. Это продолжалось примерно до XII в.

Но после этого парикмахеры превратились в нечто большее – они стали хирургами-парикмахерами. Что же повлияло на то, что представители духовенства перестали заниматься такими процедурами?

В 1163 году, на совете Тура, духовенству запретили брать кровь и делать операции, поскольку считалось, что для них нечестиво брать кровь из человеческого тела. Вся ответственность за хирургические операции перешла к барберам, точнее, хирургам-барберам.


Время, когда барберы были хирургами

(1000 – 1745 гг.)

Парикмахеры, барберы в дополнение к своей основной области знаний парикмахерского дела считались врачами и хирургами того времени,.

Во всей Европе парикмахеры стали самыми важными людьми в обществе. А к концу XIV в. столетия парикмахеры уже занимались кровопусканием, удалением зубов, прижиганиями и имели другие обязанности.

В 1308 году в Лондоне была основана старейшая барберская организация «Почтенный союз парикмахеров» (Worshipful Company of Barbers), существующая и в настоящее время. Возглавил организацию Richard le Barbour, который фактически следил за всей парикмахерской индустрией. Сначала хирурги с небольшим парикмахерским опытом присоединялись к Гильдии парикмахеров, но позже создали свою Гильдию хирургов.

В 1540 году произошло слияние гильдий и была образована компания парикмахеров и хирургов. На законодательном уровне закрепили положение о том, что ни один хирург не может стричь или брить и что ни один цирюльник не должен практиковать хирургическое вмешательство; единственной общей деятельностью осталась процедура удаления зубов. Символ этого объединения – цилиндрический столбик, окрашенный по спирали красными и белыми полосами, – отображал два ремесла (хирургия – красная полоса и бритье – белая).

Барберский знак – the Barber Pole

Вы часто могли видеть этот знак на фасаде барбершопа. Он виден издалека – сине-красная лента, которая крутится вокруг своей оси.

Этот знак возник в те времена, когда парикмахеры еще практиковали в хирургии. И разработали его как раз на пике популярности процедуры кровопускания. Две спирали вокруг шеста представляют собой повязки, которыми были обвязаны руки пациента во время процедуры. Одну повязку завязывали до кровотечения, а другую – сразу после манипуляций.

Да, такая медицина уже давно в прошлом, но знак стал бессменным символом барбершопов. Это сложилось исторически.


XVIII–XIX вв.

Когда функции хирурга полностью отделились от задач парикмахеров, профессия барбера потеряла свою популярность, так как ее значение стало уменьшаться – все же жизни они не спасали.

В XVIII–XIX вв. парикмахеры вернулись ко своей первоначальной работе – стрижке и бритью, что совершенно не соответствовало некогда могущественной роли парикмахера-хирурга-дантиста.

Но изобретательность парикмахеров всегда была на уровне. Появились и вошли в обиход парики, а это значило, что работы прибавилось. Однако многие барберы начали искать себе другие занятия и даже осваивать иные профессии. Барбершоп фактически превратился в место, где проводят время бедные и малоимущие люди.

Подъем после падения в конце XIX в.

В конце XIX в. представители профессии помогли восстановить доверие к своему ремеслу и защитить свои права.

В 1893 году А. Б. Молер основал в Чикаго школу парикмахеров. Это был действительно исторический момент для парикмахерской профессии, так как вскоре тенденция распространилась на другие штаты, и подобные школы начали появляться все чаще.

Вначале в учебную программу включили только практические аспекты профессии. Для студентов проводились практические занятия по бритью, прическе, уходу за лицом и т. д.

Школа действительно ознаменовала новую тенденцию, поскольку интерес среди населения начал расти, профессия парикмахера снова стала популярной.

Временем основного расцвета барбешопов стал конец XIX в. Именно в этот период парикмахерские заведения снова стали клубами, куда мужчины приходили почитать газету, выпить виски, отдохнуть от женского общества, обсудить последние новости, не стесняясь в выражениях, и конечно же, получить качественное обслуживание. Люди стали следить за стилем знаменитостей и голливудских звезд, а плакаты с известными актерами и актрисами на стенах парикмахеров стали средством продвижения их бизнеса. Позже парикмахерские и барбершопы превратились в торговые марки.


XX в. Мужские и женские мастера

В XX в., пожалуй, произошло величайшее изменение в парикмахерской индустрии, а именно в профессии барбера. Барберинг стал серьезной профессиональной услугой.

В 1916 году был достигнут значительный прогресс в области парикмахерских услуг. Он касался новых методов дезинфекции и стерилизации оборудования. Самые ранние методы включали упаковку оборудования в воздухонепроницаемые пакеты и стерилизацию горячей кипящей водой перед клиентами.

Такие методы стали очень популярными среди парикмахеров, а также повысили доверие клиентов. Парикмахеры, которые не внедряли эти методы по собственному желанию, были вынуждены сделать это из-за значительных потерь – к ним просто не возвращались люди.

Различные методы стерилизации развивались со временем, включая прокаливание инструментов для обработки и погружение их в разные растворы. Впоследствии эти методы были одобрены и в 1926 году стали частью учебной программы.

Первый удар по барбершопам нанесла компания Gillette, придумав в начале XX в. безопасную бритву. Можно считать, что с тех пор безопасная бритва стала неотъемлемой частью джентльменского набора. И это было только начало. Со временем, в 30-е годы, изобрели электробритву. За 2 года такое изобретение стало очень популярным, было продано более миллиона бритв, что пошатнуло мужской салонный бизнес, и в послевоенное время большинство барбершопов закрылось.

В 50-е годы наблюдался небольшой период подъема мужских салонов, но с приходом 60-х, принесших субкультуру хиппи, снова наблюдался спад. Молодежь протестовала против классовых различий, также молодые люди не хотели выглядеть как их родители и в противовес классическим стрижкам отращивали длинные волосы. Это привело к закату барбершопов.

К 1920 годам некоторые смелые женщины уже были готовы выйти на мужскую арену парикмахерской, чтобы подстричься. Они очень хорошо понимали, что таким образом вторгаются в мужское пространство. Ведь парикмахерские были заполнены группами мужчин, которые жевали табак, беседовали о погоде, политике, родео и классовой борьбе. Мода на короткие стрижки была настолько распространена, что те немногие парикмахеры, которые действительно умели подстричь, были еще больше загружены работой – отныне к ним стали приходить эмансипированные женщины. Вскоре появилось разделение на женских и мужских мастеров.

В 1950 годах, в частности с появлением разных вариаций знаменитой прически помпадур, мужчины стали тратить больше времени и денег на парикмахеров, которые стали использовать термин «стилисты для мужчин», чтобы таким образом отделить себя от старомодных парикмахерских.

К концу 1960-х мода на более длинные волосы для мужчин, которая происходила из стилей разных контркультуры, означала, что они стали меньше посещать парикмахеров. В Соединенных Штатах данные переписи населения показали, что в период между 1972 и 1982 гг. количество парикмахерских сократилось более чем на 28%. Это потребовало изменений в навыках и маркетинге, и к 1970 году британский журналист Родни Беннетт, специализирующийся на уходе за мужчинами, заявил: «Старый парикмахер, обученный использованию электрических машинки для стрижки, был техником. Сегодня парикмахеры – это стилисты, даже художники». Он описал салоны для мужчин, которые «напоминают клубы джентльменов с глубокими, удобными креслами, деревянными панелями на стенах и картинами или принтами…».

Старая парикмахерская все еще существовала в начале 2000-х годов, ее клиентура сокращалась, но многие мужчины, заинтересованные в модных прическах, обращались к парикмахерам «унисекс», которые не разделяли себя на женских и мужских мастеров.

Да, именно XX в. для барберинга стал самым значимым, а XXI в. только продолжает укреплять позиции. Ведь за все время существования барбершопов и культуры барберинга в таком виде, как сейчас, в мире открылось несколько сотен разных барбершопов. И этот процесс продолжается, ведь барберинг – это о мужчинах, об атмосфере и о привычке качественного ухода за собой.

В разные времена за отсутствие бороды презирали, за ее наличие штрафовали, стриглись при помощи горшка на голове, при помощи искусственных волос наворачивали сложнейшие конструкции, а при бритье использовали. огурцы. Рассказываем, что было на Руси до появления первых барбершопов.

О бородах, безумии и брадобрее из Литвы

бороды на Руси

Бороды на Руси до Петра I были, как известно, священны: гордись, любуйся, не тронь! Каждый достойный муж должен был иметь на лице густую растительность, безбородыми же изображались только грешники в аду. Но все-таки бывали и в бородатую эпоху исключения, причем на самом что ни на есть высоком уровне: однажды с «голым лицом» появился сам великий князь Владимирский и Московский Василий III.

Дело происходило в XVI веке, и виною экстравагантной выходки монарха была злодейка-любовь. Молодая жена Василия, Елена Глинская, прибыла из Литвы, где уже давно на польский манер брили бороды. Пришлось обзавестись собственным, выписанным с родины супруги брадобреем.

Бояре, увидев царя в таком непотребном виде, только что в обморок не попадали. Духовенство рвало, метало и грозило страшными карами. Так, митрополит Московский и всея Руси Даниил писал: «Власы же твоя не точию бритвою и с плотию отъемлеши, но и щипцем искорене изтарзаеши, и щипати не стыдишися, женам позавидев, мужеское свое лице на женское претворяеши. Или весь хощеши жена бытии? О помрачения сластей плотских! О безумия конечнаго. »

Во время нашествия крымского хана Ислама Гирея князь образумился — не до бритья тут. Брадобрея отправили обратно в Литву, бояре успокоились, а Глинская родила сына — будущего царя Ивана Грозного, который бороду не брил никогда и считал брадобритие делом богомерзким.

Ножницы — шуту!

Указ Петра Первого о бородах

29 августа 1698 года вышел знаменитый указ Петра I, потрясший устои и порвавший все шаблоны: ношение бород запрещалось! (Проверить свое знание указов царя-реформатора — реальных и выдуманных — вы сможете, пройдя этот забавный тест). Обладатели пышной растительности страдали, пытались сопротивляться, но с Петром шутки были плохи: он немедленно вооружился ножницами и начал обрезать бороды важнейшим сановникам. В новогодний праздник, приходившийся тогда на 1 сентября, государево дело продолжил царский шут. «И к кому только ни приближался он с ножницами, не позволялось спасать свою бороду под страхом получить несколько пощечин», — писал секретарь австрийского посольства Иоганн Корб. Пришлось привыкать к неприлично голым лицам и начинать пользоваться услугами брадобреев. А брадобреи, в свою очередь, стали появляться — это занятие включили в свой широкий диапазон цирюльники.

Парики, Петр I, Русь

Отняв бороды, Петр привнес другую моду — парики. Он и сам носил парик, из-под которого вечно выбивались волосы. Так впервые прозвучало слово «парикмахер», от немецкого Perückenmacher, что означало «мастер, делающий парики». Появилось на Руси и собственное парикмахерское производство.

Конский навоз как средство от запоя

Цирюльники на Руси

Встарь со стрижкой на Руси особо не заморачивались. Слишком отросли волосы? Есть проверенный метод. Горшок на голову, а все, что из-под него торчит, обрезаем — вот и новая прическа. Так что в специальных мастерах по этому делу особой нужды не было. Но если уж сильно приспичит, всегда можно было воспользоваться услугами бродячего цирюльника.

Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем

Цирюльники были специалистами-универсалами: пускали кровь, рвали зубы, боролись с облысением, прикладывая распаренный березовый веник к лысине. Широко использовали пиявок: при радикулите сажали на поясницу, с похмелья — цепляли за уши и к вискам. Помогали и выйти из запоя, вливая в пациента разведенный конский навоз — до полного выворачивания наизнанку. Тягу к спиртному, говорят, как рукой снимало. Конечно, их любили больше, чем всяких «дохтуров». И бороды, когда понадобилось, брить тоже ходили к ним. (О других сомнительных рецептах мировой фармацевтики читайте в нашей статье «Уроки зельеварения»).

цирюльники на Руси

Цирюльники облюбовали рынки. Найти их там было нетрудно — издалека слышался пропеваемый речитативом перечень услуг: «Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!» Как тут было устоять? Предлагался и разнообразный уровень сервиса: «Наше вам почтение, с кисточкой, с пальцем девять, с огурцом пятнадцать!» Загадочная фраза эта, которая могла ввести в ступор непосвященных, означала: бритье будет с мылом (для него кисточка), щека клиента при бритье будет оттягиваться либо пальцем, что дешевле, либо огурцом, что гигиеничнее.

Вместо горшков и огурцов — модные салоны

Екатерина Вторая, парики, мода

Публика поприличнее, конечно, никакими горшками и огурцами не пользовалась. Дамы вошли во вкус разнообразия причесок еще при Петре, когда их наконец-то выпустили из домашнего заточения и дали возможность блистать на балах и ассамблеях. В эпоху Екатерины II расцвела пышным цветом мода на парики. Появились журналы «Библиотека дамского туалета», «Модное ежемесячное приложение». В общем, разнообразных мастеров тупейного и парикмахерского дела требовалось все больше. Расцвет куаферского дела пришелся на XIX век.

«Модные парикмахерские засверкали парижским шиком в шестидесятых годах, когда после падения крепостного права помещики прожигали на все манеры полученные за землю и живых людей выкупные. Москва шиковала вовсю, и налезли парикмахеры-французы из Парижа, а за ними офранцузились и русские», — писал Владимир Гиляровский. Нравится клиенту, когда его обслуживают по-европейски? Да пожалуйста! Каждый демонстрировал «манеры» и знание «иностранного языка» как мог: «Базиль, шипсы апорте дусманс иси.», перемежая это дело чисто русскими ругательствами в адрес подмастерья.

В 80-е годы пошла мода на прически с фальшивыми волосами, накладками, шиньонами, «трансформатионами» из вьющихся волос вокруг головы. Волосы использовались исключительно натуральные. Добывать их ездили по деревням специальные «резчики», выменивавшие косы за всякие пустяки: копеечные кольца, бусы, ленты и платки.

Русские не сдаются

история парикмахерской школы в России

Несмотря на жесткую конкуренцию, в Москве и Петербурге начала появляться русская парикмахерская школа. Мастер Агапов, заведение которого располагалось в Газетном переулке, занял в 1860 году первое место на Первой Всероссийской выставке причесок. В дни больших балов по переулку было не пройти не проехать от скопившихся карет — все жаждали сотворить на голове неземную красоту. Обслуживали мастера Агапова почтенную публику и на дому, успевая за день причесать 15–20 клиентов. Ух, как ненавидели конкурента французы! Славился, кстати, в Газетном переулке еще мастер — Базиль. Все принимали его за француза, но настоящее его имя было Василий Яковлев. Блистал и Глазов на Пречистенке, дорогостоящими трудами заработавший с десяток домов, в честь чего переулок был назван по домовладельцу, как было принято, — Глазовским.

Бритье 10 копеек с одеколоном и вежеталем. На чай мастера не берут

Европа признала мастерство бывшего крепостного, проведшего долгие годы «в подмастерьях», Ивана Андреева, наградив его званием «профессор парикмахерского искусства». Особенно ему удавались прически, выполненные в «королевском» стиле. Иван Андреевич удостаивался многочисленных наград в международных конкурсах. Рисунки из его альбома и каталогов 1909 года тиражировались известными европейскими журналами. В 1910 году Андреев выпустил книгу с сотней иллюстраций — прическами за последние полвека.

Первый прейскурант

Усы в России

У мужчин хорошие мастера были востребованы не менее, чем у дам. Так, на Большой Никитской работал Липунцов, славившийся своим умением подстригать усы. Но это все, конечно, было для богатых. Услуги модных парикмахеров стоили немало — не для народа. Даже войти страшновато было в эти роскошные заведения, полные витрин с банками-склянками и зеркал. Ходила шутка «Стригут и бреют и карманы греют!». Но наконец-то настал и для простого человека на улице праздник: на Страстном бульваре парикмахер Артемьев открыл большой мужской зал с постоянным прейскурантом: «Бритье 10 копеек с одеколоном и вежеталем. На чай мастера не берут». При зале, по старой цирюльной традиции, существовало «депо пиявок». Публика повалила валом.

Читайте также: