В какой стране возникла должность омбудсмена

Опубликовано: 16.05.2024

В мировой практике институт омбудсмена занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми.

Впервые институт омбудсмена возник в Швеции в 1809 г. Само слово «омбудсмен» в Швеции имеет несколько значений: представитель, агент, делегат, адвокат, опекун или любое иное лицо, уполномоченное кем-либо действовать от их имени. Это слово имеет немецкое происхождение, оно обозначало в ранний период развития германских племен лицо, избираемое для сбора денежной пени за убийство с преступников от имени пострадавшей стороны.

По другим данным, это слово имеет датские корни и в переводе с датского означает «несущий весть». В государственном устройстве Швеции в XVI--XVII веках омбудсмены осуществляли контрольные функции королевской власти по отношению к провинциальным судебным чиновникам.

Исторически первой вехой в истории института в Швеции (и, соответственно, во всем мире) является возникшая в XVI веке фигура Главного Сенешаля («drotsen»), основная задача которого определена в Конституции 1960 г.: «Исторически и до сих пор в обязанности Сенешаля входит осуществление от имени верховной власти короля, деятельностью и отправлением правосудия в королевстве». Право прямого воздействия на судебного чиновника, вплоть до его обвинения в суде, было возложено с 1683 г. на General Richz Schultz. Таким образом, в Швеции контроль судебной власти со стороны власти королевской был достаточно развит.

Следующим шагом в направлении создания интересующего нас института стали действия короля Карла XII по реформированию своей администрации и распространению контрольных функций на структуры своего правительства. Как известно, после разгрома под Полтавой Карл XII в течение ряда лет находился в Стамбуле, сначала как гость и союзник турецкого султана, а затем фактически в положении его пленника. За время длительного отсутствия короля система управления пришла в упадок, и в качестве одной из мер наведения порядка король издает (находясь еще в Стамбуле) Указ от 26 октября 1713 г. об учреждении Konungens Hogsta Ombudsmanen. По замыслу Карла XII это был только первый шаг -- после выделения из существовавшей службы надзора Королевского омбудсмана, который дол жен был руководить местными омбудсманами, должны были быть созданы еще пять структур, руководимых омбудсротами. Однако был создан только пост Королевского омбудсмена юстиции. Этот чинов ник высшего ранга, который с 1719 г. получил звание Justitie-Kansler (канцлера юстиции), к прежним полномочиям по контролю судейского корпуса получил также широкие полномочия по контролю и вмешательству в дела королевской администрации и правосудия.

То обстоятельство, что этот Указ был издан во время длительного нахождения Карла XII при дворе турецкого султана, дало основание некоторым исследователям предположить, что при введении поста Королевского омбудсмена был использован и опыт мухтасиба, назначаемого султаном высшего чиновника, следящего за выполнением мусульманами законов шариата. В пользу такой гипотезы свидетельствует и название института омбудсмена в современном Пакистане -- Верховный мухтасиб.

После смерти Карла XII канцлера юстиции назначал король, а отчитывался он о своей деятельности -- перед Рикстагом. Так как Рикстаг собирался нерегулярно, позиции Омбудсмена усиливались, в период между сессиями он осуществлял подлинный парламентский надзор за королем и его чиновниками. Более того, в период 1766-1772 гг. Рикстаг получил и право назначения канцлера юстиции. В 1772 г. Густав III принял новую Конституцию. После убийства Густава III Рикстаг вновь обрел пол ноту власти и провозгласил Конституцию 1809 г.

По Конституции 1809 г. введен институт Justitie Ombudsmanen (Омбудсмена юстиции). Он был отделен от канцлера юстиции, по-прежнему подчиненного королю и являющегося его чиновником. Омбудсмен юстиции назначался шведским парламентом и был ему подотчетен. Он был уполномочен надзирать за судами и административными органами, возбуждать судебное производство против лиц, совершивших незаконные акты при исполнении служебных обязанностей или не выполнявших должным образом своих обязанностей. В соответствии с Конституцией, должность омбудсмена должно занимать лицо, пользующееся широкой известностью и уважением в обществе, омбудсмен юстиции избирается на четыре года, т. е его срок на один год дольше, чем срок избрания парламента. Действуя полностью самостоятельно, омбудсмен, тем не менее, поддерживает постоянные отношения со специальным комитетом парламента, который находится в курсе его действий. Омбудсмен по закону может быть освобожден раньше своего срока парламентом по ходатайству профильного комитета, однако с 1908 г. не было ни одного случая досрочного его освобождения.

Омбудсмен исходно занимал высокое положение в государственной системе Швеции. Его жалование было равно окладу судьи Верховного суда. Достаточно высок был и его иммунитет -- только Конституционный комитет Рикстага мог принимать решение о его уголовном преследовании. Законодательно закрепленное высокое положение подкреплялось и высоким личным авторитетом человека, занимавшего эту должность. Так, первым омбудсменом Швеции (и соответственно первым парламентским омбудсменом в мире) стал в 1810 г. председатель Конституционного комитета парламента и лидер Конституционной партии Швеции Ларе Август Маннергейм.

Следует отметить, что после создания института омбудсмена юстиции в 1810 г. должность канцлера юстиции не была упразднена. Назначаемый королем пожизненно, канцлер юстиции Швеции существует и в наши дни. Не неся ответственности перед каким-либо министром, он фактически полностью независим. В первые десятилетия деятельности шведского Омбудсмена число жалоб и обращений к нему было достаточно небольшим -- по 70-100 жалоб в год, и он вполне справлялся с ними. Однако в начале XX века Швеция, как и остальные европейские страны, столкнулась с процессом расширения деятельности администрации и ее вмешательства в различные сферы жизни. Первая мировая война, рост числа военнослужащих и проблем, связанных как с управлением армией, так и с нарушениями прав военнослужащих, привели к появлению в стране второго омбудсмена -- омбудсмена по делам военнослужащих, или военного омбудсмена. Были внесены необходимые изменения в Конституцию и законы, и 19 мая 1915 г. институт военного омбудсмена обрел юридический статус. Таким образом, были реализованы предложения ряда депутатов Рикстага, которые требовали, чтобы институт омбудсмена юстиции был представлен несколькими лицами или даже являлся сложносоставным. Для военного омбудсмена не требовалось обладание знаниями профессионального военного эксперта, и он не имел права вмешиваться в специальные вопросы обороны. Его полномочия были строго невоенными, а цель его института -- укрепление доверия жителей к организации обороны и армии как таковой. Это достигалось, гарантией справедливого рассмотрения жалоб. Первым омбудсменом по делам военнослужащих стал районный судья Аксель Остиргрин. Выбор лица такого уровня был связан с желанием властей предотвратить назначение на этот пост активного политического лидера.

Процедура назначения и характер деятельности нового института в основных чертах были аналогичны омбудсмену юстиции. Швеция стала родиной не только первого парламентского омбудсмена общего профиля, но и первого специального омбудсмена. Институт омбудсмена по делам военнослужащих успешно действо вал вплоть до 1967 г., когда был возрожден принцип органического единства, но при этом были определены три различные сферы деятельности, каждая из которых контролировалась отдельным омбудсменом. Иначе говоря, на одной должности находились три лица, каждое из которых носило звание Омбудсмена юстиции.

На этом процесс трансформации института омбудсмена юстиции не закончился. Количество жалоб и обращений продолжало расти. Так, в 1973 г. было зарегистрировано уже около 3700 жалоб в офис омбудсменов. В 1975 г. вступила в силу новая Конституция Швеции, в соответствии с которой в стране совместно работают уже четыре омбудсмена юстиции. К ним вскоре добавились еще ряд специальных омбудсменов, назначаемых не парламентом, а правительством, а также общественный омбудсмен (Омбудсмен по делам прессы).

В XX веке после второй мировой войны институт омбудсмена стремительно завоевывает популярность в разных странах мира. Сегодня аналогичный институт имеют в своей государственно-правовой системе около ста государств мира. Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), где он так же, как и в Швеции, сосуществует с канцлером юстиции. С середины ХХ века этот институт приобрел большую популярность и в других странах мира.

Так, в Дании подобный институт был учрежден в 1953 г. в ходе конституционной реформы. Именно датская модель получила наибольшее признание в мире, благодаря тому, что датская правовая система ближе англо-американской и европейской континентальной правовой культуре. «В Норвегии первоначально была введена должность военного омбудсмена (1952 г.), но в дальнейшем - с 1962 г. - соответствующий орган был создан для контроля за деятельностью гражданской администрации. Далее идея омбудсмена из северных (Скандинавских) стран распространилась во многих других государствах Европы, Америки, Азии, Африки, Океании.

На основе датской модели в 1962 г. этот институт был создан в Новой Зеландии, воспринявшей его первой среди англоязычных стран. Накопленный опыт института омбудсмена был изучен в странах обычного права. Уже в 1967 г. в Великобритании принимается Закон об образовании аналогичного института. Он получил название Парламентского уполномоченного по делам администрации (Parliamentary Commissioner for Administration). В том же году, что и Великобритании, омбудсман был учрежден в ряде провинций Канады, а к 1977 г. он существовал уже во всех провинциях (при том, что на федеральном уровне омбудсмена "общей компетенции" нет, однако, созданы два отраслевых омбудсмена - уполномоченный по вопросам государственных языков с 1969 г. и следователь по делам исправительных учреждений с 1973 г.). Постепенно происходило становление этого института в Австралии. Так, в Западной Австралии служба омбудсмена была введена в 1971 г., в Южной - в 1972 г., в Виктории - в 1973 г. Как и в Канаде, идея введения федерального омбудсмена не получила признания и в США, однако там возникли свои омбудсмены различного типа в ряде штатов: Гавайи (1969), Небраска (1971), Айова (1972), Аляска (1975), Нью-Джерси (1974), Аризона (1996) и др. Вместе с тем, в США возник и целый ряд так называемых "псевдоомбудсменов" (или "исполнительых омбудсменов"), которые имели мало общего с первоначальной моделью, поскольку назначались губернатором штата. Также омбудсмены появились и в ряде городов: Дейтон (Огайо), Эри (Пенсильвания) и др.

В Испании, где по Конституции 1978 г., восстановившей парламентский демократический строй, и принятому в соответствии с ней в 1981 г. Органическому закону, был учрежден институт омбудсмена - Народного защитника (Defensor del Pueblo). Это было одним из наиболее удачных государственно-правовых нововведений на этапе перехода от режима Франко к демократии. Причем, испанцами была избрана "сильная" модель института омбудсмене, приближенная к классическому шведскому образцу с некоторыми дополнительными полномочиями. Именно по испанской модели стал впоследствии создаваться институт омбудсмене (Народного защитника) в государствах Латинской Америки, где этот процесс также был частью процессов демократизации и перехода к свободному рынку. Сегодня этот институт существует в Мексике, Колумбии, Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Венесуэле, Чили и др., а также в странах Карибского бассейна.

Различные виды омбудсменов известны Швейцарии, Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Австрии. Институт омбудсмене создан в Нидерландах, Японии, Ирландии, Египте, Австралии, Израиле, Индии, на Кипре, а также во множестве развивающихся стран - Гайана, Маврикий, Острова Фиджи и др. Первым омбудсменом в Восточной Европе был польский Уполномоченный по правам граждан, начавший свою деятельность с 1988 г., а годом позже омбудсмен был учрежден в Венгрии. С 1990 г. аналогичная служба появилась в Хорватии, с 1993 г. - в Румынии, с 1994 г. - в Литве, а также других странах.

ОМБУДСМЕН (от шведского ombudsman - поверенный агент, представитель) - уполномоченный по правам человека, назначенный парламентом на основе закона в целях осуществления независимого контроля за исполнением конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав и основных свобод человека и их защиты.

Официальные названия должности в разных странах различаются. Например, в РФ и почти во всех странах СНГ Омбудсмен называется Уполномоченным по правам человека, в Испании - Защитником народа, во Франции - Медиатором, в Италии - Гражданским защитником, в Нидерландах - Национальным Омбудсменом. Впервые должность парламентского Омбудсмена (должностного лица парламента) учреждена риксдагом Швеции в 1809 году.

Омбудсмен - независимое должностное лицо, принципы и гарантии деятельности, компетенция и полномочия которого устанавливаются законом. Деятельность Омбудсмена - дополняет существующие в государстве средства защиты прав человека.

Омбудсмен назначается на должность парламентом на срок, установленный законом. Он не может совмещать свои полномочия с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской или научной), иметь частную практику, сохранять за собой иные государственные или общественные должности.

Омбудсмен осуществляет на всей территории государства независимый контроль за признанием и соблюдением прав человека в решениях и действиях государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, командования воинских частей и администрации мест принудительного содержания, а также при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве. По жалобам обратившихся к нему заявителей Омбудсмен осуществляет государственную защиту их нарушенных прав. При проверке жалобы Омбудсмен вправе беспрепятственно посещать соответствующие государственные органы; запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения, документы, материалы и принятые ими нормативные правовые акты; получать объяснения от должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; проверять деятельность соответствующих органов и служб; знакомиться с уголовными и гражданскими делами и делами об административных правонарушениях; поручать компетентным государственным органам и научным учреждениям проведение экспертных и аналитических исследований. Омбудсмен в зависимости от затрагиваемых вопросов вправе вносить главе государства или правительству предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров. Он же руководит национальным органом по правам человека.

По окончании календарного года Омбудсмен представляет главе государства, парламенту, правительству, высшим органам судебной власти и прокуратуре доклад (по законодательству некоторых стран - государственный доклад) о своей деятельности и положении в стране с соблюдением прав человека. По отдельным вопросам нарушений прав человека Омбудсмен представляет парламенту, правительству, органам исполнительной власти и прокуратуре специальные доклады. Доклады Омбудсмена подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации.

Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году одобрила Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. В этом документе определены полномочия и функции таких учреждений.

В соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество, Европейский парламент назначает Омбудсмена, наделённого полномочиями принимать жалобы, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда. Решением от 9.3.1994 года Европейский парламент определил правила и общие условия, регулирующие осуществление обязанностей омбудсмена.

В целях унификации основных положений, регулирующих статус Уполномоченного по правам человека, порядка назначения на должность и освобождения от должности, принципов и гарантий деятельности, его компетенции и полномочий Межпарламентская ассамблея глав государств - участников СНГ приняла модельный закон «О статусе Уполномоченного по правам человека» (2004).

В Российской Федерации первый Омбудсмен назначен в 1994 году. Его правовой статус определён Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997). На эту должность Государственной думой назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Срок полномочий 5 лет. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ влечёт установленную законом ответственность.

В некоторых странах (Канада, Норвегия, США и другие) действуют специализированные Омбудсмены (по вопросам информации, защиты окружающей среды, по правам национальных меньшинств, по обеспечению равенства полов и так далее). При Президенте РФ учреждены уполномоченные по правам ребёнка, по защите прав предпринимателей и по другим вопросам.

Президент России Владимир Путин подписал поправки в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».


Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

АиФ.ru рассказывает, чем занимается омбудсмен в России и что входит в его полномочия.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России


Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.

Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Наряду с традиционными, классическими механизмами контроля за деятельностью государственных органов и обеспечения соблюдения ею прав граждан (к которым относят судебный, парламентский и общественный контроль), в мировой практике последних десятилетий получил значительное распространение новый институт, ранее неизвестный большинству стран с развитыми демократическими и правовыми традициями. Это так называемый институт омбудсмена.

Впервые институт омбудсмена возник в Швеции в начале XIX века, и долгое время оставался чисто шведским правовым феноменом. Однако в XX веке после второй мировой войны он стремительно завоевывает популярность в разных странах мира. Сегодня аналогичный институт имеют в своей государственно-правовой системе около ста государств мира.

Институт омбудсмена, как уже говорилось выше, в международном праве является сравнительно новым. Создание и деятельность международных и региональных омбудсменов (комиссаров) пришлось на 1990-е гг. Таковыми стали Верховный Комиссар ООН по правам человека, Комиссар Совета Европы по правам человека, Омбудсмен Европейского Союза. С тех пор их роль и функции в межгосударственных отношениях существенно возросли.

В нашей стране институт омбудсмена именуется институтом Уполномоченного по правам человека. В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года [1] , принятой Верховным Советом. Целью данной контрольной работы является изучение истории возникновения, развития и современного состояния института омбудсмена в мире и истории возникновения и развития данного института в России.

Объектом изучения являются общественные отношения, складывающиеся в настоящее время в процессе осуществления защиты прав, свобод и интересов человека, а также их существование и развитие в историко-правовом аспекте.

Предметом исследования данной работы являются нормы различных международно-правовых актов в сфере защиты прав и интересов человека, регулирующих создание института омбудсмена и его дальнейшее существование и развитие до настоящего времени.

Данная контрольная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНСТИТУТА ОМБУДСМАНА – ЗАЩИТНИКА ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Под омбудсменом понимается "достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и на опосредованный парламентский контроль в форме надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений" [2] .

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции [3] .

Однако сам термин "омбудсмен" появился в Швеции еще в более ранние времена, а точнее – в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсменом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". Предполагают также, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов. [4] Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 года.

Первая историческая веха в развитии института омбудсмена относится к эпохе абсолютной монархии и связана с возникновением в Швеции в XVI веке фигуры Главного Сенешаля ("drotsen"), которому вменялось в обязанность осуществлять от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судей и отправлением правосудия и представлять доклады королю. С 1683 года другому должностному лицу (General Richz Schultz) было дано право прямого воздействия на судебных чиновников, вплоть до их обвинения в суде [5] . Далее происходит расширение сферы такого контроля со стороны королевской власти и на администрацию королевства. Этот этап связан с именем Карла XII.




После поражения под Полтавой в 1709 г. он уезжает в Турцию, а в Швеции в этот период начинаются волнения и беспорядки [6] . Тогда Карл XII своим указом в 1713 г. учреждает должность королевского омбудсмана (Konungens Ho"gsta Ombudsmanen), который с 1719 г. стал называться канцлером юстиции (Justitie Kansler) [7] . Его главной функцией являлось осуществление надзора за деятельностью судей, гражданских служащих, обеспечение должного исполнения ими национальных законов. Однако канцлер был слугой короля и подчинялся кабинету. Он не обладал достаточной независимостью для того, чтобы эффективно защищать граждан [8] .

После смерти Карла XII следует сложный период, когда на разных этапах канцлер юстиции либо находился под влиянием короны, либо становился в большей степени подотчетен законодателям или землям, получая значительную независимость. Окончательное освобождение Швеции от абсолютизма (после убийства короля Густава III и свержения его преемника Густава IV) ознаменовалось принятием риксдагом (парламентом) в 1809 г. новой Конституции, в основе которой лежал принцип равновесия власти короля и парламента.

Конституция вводила должность омбудсмена юстиции (Justitie-Ombudsmanen). В отличие от канцлера (эта должность также сохранилась, как королевский чиновник), омбудсмен юстиции выходил из-под опеки короля и становился подотчетен парламенту, который его избирал и которому он должен был представлять ежегодный доклад о своей деятельности, будучи в своей деятельности независимым и не подчиняющимся никому, кроме закона. В сферу его компетенции входил надзор за администрацией, юстицией и даже Церковью [9] .

В настоящее время в Швеции действует бюро омбудсменов из четырех человек: Главный парламентский омбудсмен и три Парламентских омбудсмена.

Второй страной, где был введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Сама должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В скандинавских странах используется название Омбудсмен юстиции, в англоязычных странах – парламентский уполномоченный. В Израиле – уполномоченный по жалобам, уполномоченный по правам граждан – в Польше, уполномоченный по правам человека – в России. Используются также термины посредник, медиатор (Франция), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), помощник граждан (штат Айова, США), адвокат народа (Румыния). В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: защитник граждан (Канада), народный защитник (омбудсман) (Испания), публичный защитник (штат Небраска, США), гражданский защитник (итальянские провинции) и др. [10]

В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. [11]

Таким образом, институт омбудсмена в международном праве представляет собой достаточно новое явление. Возник он в Швеции в XIX веке, хотя сам термин впервые упоминается уже в XIII веке и имеет немецкое происхождение. Сейчас должность омбудсмена существует во многих странах и в каждом государстве имеет разное название.

Читайте также: