Вставляет стекла кто профессия

Опубликовано: 15.05.2024

Одной из строительных профессий является профессия стекольщика. Данная специализация является общестроительной, а сам работник специализируется на выполнении стекольных работ, остеклении деревянных переплетов тонким стеклом, толстым и стеклом специальных марок в виде переплетов. Также он занимается установкой стеклопакетов, установкой ограждений из стеклоблоков и стеклопрофилита. Еще он может руководить бригадами стекольщиков при возведении, ремонте и реконструкции сооружений и зданий.

Рассмотрим данную специализацию более детально, чтобы понять все ее особенности.

Стекольщик

Описание профессии и ее особенностей

Да, начнем с того, что стекольщик – это человек, который работает исключительно с таким материалом, как стекло. Оно представляет собой твердый, прозрачный и достаточно хрупкий материал, который изготавливают из чистого кварцевого песка, соды и известняка. Стекла для окон изготавливают с помощью специальных машин. Они расплавляют массу и выдавливают ее через узкую продольную щель, направляя между валиками машины. Она втягивает и прокатывает стеклянную ленту с заданной толщиной и шириной. После этого стеклянная лента поступает на операцию равномерного охлаждения. Там раскаленное стекло охлаждают до комнатной температуры.

Следует отметить, что стекла бывают разных видов. Самый распространенный вид – это оконное стекло листовое. Также стекло бывает витринным, зеркальным, узорчатым и армированным. Последний вид – это не обычное стекло, а укрепленное металлической сеткой внутри.

Как не сложно догадаться, работа стекольщика заключается в том, чтобы вырезать из листов стеклянные заготовки определенной формы и размера. Основные же операции, которые обычно выполняет стекольщик, это:

  • раскрой;
  • резка;
  • вставка.

Другими словами, перед тем как отрезать стекло, его вначале раскраивают, то есть отмеряют требуемые расстояния и размеры. Для того чтобы все это выполнить стекольщику требуются специальные инструменты, приспособления и инвентарь. Так, чтобы резать стекло мастер обычно использует разные стеклорезы – алмазные или стальные. Для процесса отмеривания он использует линейки и метры, а для проверки правильности углов – угольники. Также процесс остекления нередко связан с необходимостью наложения замазки, а для этого рабочему понадобится нож.

Профессия стекольщика

Сам процесс резки выполняется обычно на столе, реже – это делается на верстаках. Важно, чтобы поверхность стола была исключительно ровной. Если на ней будут дефекты, то это может стать причиной раскалывания стекла. Особенно, если мастер будет выполнять резку материала с помощью стеклореза из твердых сплавов. Ведь подобные стеклорезы подразумевают, что для отрезания стекла придется приложить достаточно много силы.

Примечательно, что квалифицированный стекольщик может работать как самостоятельно, так и в бригаде. В целом же он может найти работу в стекольных мастерских, мебельных фабриках, фирмах по производству готовых внутренних дверей, зеркал, а также в фирмах по ремонту квартир и офисов. Есть также фабрики по производству стекла. Однако там профессия стекольщика может иметь несколько другую специфику.

Какие знания и качества требуются

Чтобы выполнять свою работу качественно, стекольщик должен разбираться в основных видах и свойствах материалов, которые применяются в процессе работы. Также он должен быть знаком со способами резки и вставки тонких оконных стекол, а также с тем, как устроен пистолет для забивки шпилек. Кроме того, стекольщик должен разбираться в герметиках – в их видах и свойствах. И особенно важно, чтобы такой работник умел пользоваться столом-шаблоном, который используется для раскройки стекла. Еще он должен уметь снимать и навешивать глухие и створчатые переплеты.

Что касается профессиональных качеств, которыми должен обладать стекольщик, то сюда можно отнести особую остроту зрения, а также хорошо развитый линейный и плоскостной глазомер. Кроме того, для стекольщика важен и хороший слух точно так же, как и развитая двигательная координация.

Описание профессии стекольщика

Если же у человека имеются нервно-психические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, а также нарушения слуха и зрения, то он вряд ли сможет освоить профессию стекольщика. Ведь такой работник должен быть предельно аккуратным в своей работе, терпеливым и очень ответственным.

Вообще-то профессия эта массовая и распространенная, но в нашем Институте стеклодувная мастерская лишь одна — в Лаборатории ядерных проблем. Туда мы с вами сегодня и направимся, а в дорогу возьмем небольшой томик стихов Михаила Васильевича Ломоносова. В декабре 1752 года ученый муж и сочинитель написал меценату и покровителю наук, Московского университета куратору, графу И. И. Шувалову «Письмо о пользе отекла». На нескольких страницах изящным и высоким поэтическим слогом расписываются многочисленные достоинства Стекла, говорится и о его практическом применении в науках, в искусстве, в обиходе. «Далече до конца стеклу достойных хвал, на кои целый год едва бы мне достал. », — признавался Михаил Васильевич, немало, кстати, и сам причастный к стекольному делу — известны его опыты по созданию новых сортов цветных и бесцветных стекол. Поэтому и пел он «в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу».

И вот мы в мастерской стеклодува. Знакомимся с хозяином — Александром Тимофеевичем Марковым. Он пришел сюда учеником в мае 1957 года, работал вместе с Александром Григорьевичем Николаевым настоящим мастером своего дела, который был лично знаком с автором популярной среди стеклодувов книги С. Ф. Веселовским. Изданная еще в 50-е годы, она и сейчас хранится у Маркова вместе с другими, более поздними изданиями, посвященными его профессии, например, «Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико-химического эксперимента». Эта книга — в самую точку! Именно таково основное назначение продукции мастерской Маркова. В основном здесь создается нестандартная стеклянная аппаратура. Основные заказчики — радиохимики.

Помещение мало чем отличается от обычной слесарки в любом экспериментальном отделе. Разве что, присмотревшись, увидишь горелки на верстаках, соединенные с баллонами пропан-бутана, да печь в углу, да множество стеклянных трубочек, трубок и труб. Мало что изменилось в инструментарии стеклодува со времен Ломоносова. Огонь, стекло, верный глаз, умелые руки мастера — вот все, что нужно для дела. «Хорошо загнул, правильно раздул огонь, в нужном месте разрезал — так и получается необходимый в экспериментах прибор». Как все просто! А интуиция, а чувство материала, а знание, наконец, многих тонкостей профессии, которое дается лишь человеку пытливому, увлеченному, творческому? Именно об этих качествах Маркова говорил мне начальник отделения цеха опытного производства ЛЯП В. В. Дмитриев: «Он сам себе и заготовитель, и технолог, и контрольный мастер».
Александр Тимофеевич ведет от станка к станку, от заготовки к заготовке. Вот, например, как обрезает в нужном месте стеклянную трубку: чиркнул ножом, включил электронагревательный прибор — раскаленная полоса тугоплавкого металла охватила в месте надреза трубку, мгновение — и, легко треснув, она точно раскололась на две части. А это оборудование для изготовления дьюаров. Колбочки и колбы напоминают термосы, только хранится в них не горячий чай, а сжиженный азот. Чтобы их изготовить, надо и вакуумную откачку произвести, и напыление серебра, а это уже зеркальных дел мастера работа. Александр Тимофеевич никакой работы не чурается. Если надо — поможет своему товарищу, который занимается шлифовкой световодов, примет участие в регламентных работах на ускорителе как слесарь механосборочных работ.

Вообще-то стеклодувы, рассказывает Марков, подразделяются на три группы. Есть художники по стеклу — их изделия можно увидеть в музеях, в витринах магазинов. Сам он себя причисляет к «аппаратурщикам». Есть еще «выдувальщики» — те, кто около стеклоплавильных печей работают, выдувают заготовки. Себе в художническом чутье Марков отказывает. «Попросят меня, например, медведя выдуть — вряд ли получится медведь, разве что на собаку будет похож. Однако же художник может не сделать простой вакуумный кран». Стекло в мастерской применяется трех марок — кварцевое, стекло перикс и молибденовое. Для работы с кварцевым — особая горелка; если обычное разогревается при температуре 1000 — 15000, то для кварцевого нужен нагрев не менее 3000°.

Есть в работе стеклодува множество таких «секретов», значение которых постигается только с годами работы. Например, приходит к Александру Тимофеевичу заказчик, просит изготовить стеклянную нить определенного диаметра. На глазах у гостя разогревает Марков стекло и в считанные секунды вытягивает нить. Тот берет микрометр, и глаза его расширяются от удивления: точность получена микронная! «А ничего особенного в этом нет, — комментирует этот факт Марков. — Просто опыт накоплен немалый, знаю, с какой скоростью тянуть нить. ».

Александр Тимофеевич упорно развенчивает сложившийся у меня в беседе с его начальством образ этакого художника, инженера и конструктора по стеклу, но бесспорно то, что значение его работы очень высоко ценят заказчики. Мастерская на весь Институт одна, и заказы поступают и из других лабораторий, азотного цеха, от медиков, газовиков.

На мой вопрос о том, какой заказ был самым сложным, Марков долго не отвечает. Немало их было. Он предпочитает именно такие большим партиям пипеток или пробирок для радиохимиков, потому что однообразная работа утомляет, а сложный заказ доставляет мастеру радость,

— Последним по времени, но не единственным примером мастерства Александра Тимофеевича, — рассказывает профессор Владимир Алексеевич Халкин, — может служить изготовление очень сложной по конструкции ячейки для исследования электромиграции ионов. Благодаря совершенному исполнению этого заказа были поставлены и успешно продолжаются эксперименты по получению важной информации о химическом составе ионов радиоэлементов в растворах.

В мастерской у Маркова немало побывало.школьных экскурсий. Стеклодув — экзотика в Дубне! Но ученика у Маркова так и нет. И нужно сегодня позаботиться о том, чтобы не оборвалась нить мастерства, столь необходимого нашему Институту. Подумайте, молодые.

Как в любой творческой профессии, в искусстве витража мастер выражает себя, свой вкус, чувство гармонии и ощущение прекрасного.

Витражист — это стекольный волшебник, в руках которого обычное стекло превращается в многоцветное сияние драгоценных витражей! По определению, витражист – это специалист по созданию витражей: сначала как дизайнер - в идее, затем как мастер – воплощая идею в реальность. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Витраж (фр. vitrage — остекление) - это художественная композиция, созданная из цветного стекла, рассчитанная на сквозное освещение. Чудо витража заключается в игре преломленного и окрашенного света, в результате чего рождаются узоры фантастической красоты. Этот волшебный свет завораживает, преображает интерьер, привносит в него атмосферу таинственности и роскоши. Не зря издавна в готические соборы вставляли витражные окна, чтобы настроить прихожан на возвышенный лад. Витражи - это не просто мозаика из кусочков стекла. Это уникальное произведение искусства, которое создаёт радужное сияние и возвращает прекрасное настроение даже в пасмурные дни.

Помните ли вы, с какой радостью в детстве всматривались в трубку калейдоскопа и поражались невероятной красоте разноцветных стеклышек? А затем, встряхнув их заново, с нетерпеливым ожиданием новых узоров вглядывались в калейдоскоп снова и снова – и каждый раз поражались новому изумительному сочетанию цветов, узоров? В эту игру можно было играть бесконечно.

Профессия витражиста также увлекательна и является источником вдохновения. Он не только создает прекрасный замысел, он и воплощает его своими руками, складывая разноцветные кусочки стекла и скрепляя их металлической оправой.

Витражная техника используется не только для оформления интерьера, но и в производстве посуды, светильников, люстр, ёлочных украшений, рамок для картин и фотографий и т.п.

Особенности профессии

Функциональные обязанности витражиста зависят от техники выполнения витража. Но главной особенностью профессии витражиста является владение мастерством обработки стекла от гравировки и резки до обжига и скрепления паяльником.

Основные виды работ:

  • создание эскизов витражей;
  • подбор совместно с заказчиком техники исполнения;
  • подбор стекол по цветам рисунка;
  • вырезание и изготовление по чертежам и шаблонам деталей из стекла;
  • нанесение узора способом гравирования или травления;
  • загрузка в печи разрисованных стекол для обжига;
  • изготовление форм для отлива толстого стекла;
  • скрепление электропаяльником составных частей;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армирование витражей свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая работа по созданию произведений искусства.
  • Возможность работать в областях, где требуются дизайнерские и художественные навыки - в автомобильной аэрографии, на выставках, в оформлении витрин и т.п.
  • Высокая оплата труда.

Минусы

  • Нестабильность заработка.
  • Работа с вредными веществами: красками, растворителем, отвердителем, адгезией, кислотами. А также со стеклом, которое надо резать, шлифовать, спаивать. Приходится дышать стеклянной крошкой.

Место работы

Дизайнерские и архитектурные фирмы, строительные организации, предприятия по рекламно-оформительским и макетным работам, частные мастерские, крупные магазины, где требуется оформлять витрины, выставочные комплексы. Талантливые витражисты востребованы за рубежом.

Важные качества

  • художественный вкус и фантазия;
  • чувство цвета и цветовой гармонии;
  • точность в движениях пальцев рук;
  • аккуратность;
  • терпение;
  • выносливость.
  • Витражист должен знать:
  • основы живописи и цветоведения;
  • виды стекла, технику его обработки и специальные инструменты для резки стекла;
  • типы красителей и пигментов;
  • виды припоя, технологию и состав приготовления смол и синтетических составов;
  • работу печи отжига и станка для гравирования;
  • технологию монтажа витражей, способы протяжки профиля из алюминия, меди, свинца и латуни.

Обучение на витражиста

Получить профессию витражиста можно в следующих учебных заведениях:

в Москве: МГХПУ им. С.Г. Строганова - Московский государственный художественно-промышленный университет, Кафедра декоративно-прикладного искусства, отделение художественного стекла.

В Санкт- Петербурге: СПбГХПА им. А.Л.Штиглица (В.И.Мухиной), Факультет: Художественное стекло, Специальность: витражист.

Есть подобные профессиональные училища в других городах, например, в Челябинске № 64, обучающие по специальности «Витражист».






Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них – известность в определенных кругах и признание.

Зарплата на 19.05.2021

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерой витражиста можно считать степень его популярности у заказчиков.

Интересные факты

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж – самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани – паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани - американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг – это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи - это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж – это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи – самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж - это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла - это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика – древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла – это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле - нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование – техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж – это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.

Стеклодув — это мастер по изготовлению разнообразных предметов быта и декора путем выдувания их из стекла с помощью специальной полой трубки. Представители этой профессии — сильные люди, обладающие незаурядными творческими способностями и огромным терпением. Ведь стеклодув — художник, который работает с раскаленным материалом в очень сложных условиях и создает уникальные произведения искусства.

Стеклодув. Стеклодув за работой

Стеклодув — это волшебник, в руках которого горячая аморфная масса превращается в прекрасный шедевр: елочную игрушку, оригинальную фигурку, изысканный кувшин, красивый бокал или даже целый набор посуды. А за созданные мастером шедевры многие покупатели готовы заплатить огромные деньги.

Стеклодув. Изготовление елочной игрушки

Особенности профессии стеклодува

Стеклодув обычно работает в оборудованной мастерской, где помимо набора необходимого инструмента имеется специальная печь с тремя камерами для разных технологических операций:

  • Для расплавления стекла.
  • Для периодического разогрева заготовки в процессе работы с ней.
  • Для медленного охлаждения готового предмета.

Стеклодув. Современный американский художник-стеклодув Жан-Пьер Канлис создает очередное произведение искусства

Кусок расплавленной стеклянной массы, температура которой достигает +1090 °C, мастер кончиком трубки достает из печи и начинает процесс обработки. Для этого он выполняет разнообразные операции с заготовкой:

  • перекатывает ее по плоской поверхности;
  • выдувает из нее стекло через трубку;
  • помещает ее в особые тиски;
  • формирует отдельные детали пинцетом или клещами.

Стеклодув. Стеклодув в небольшой частной мастерской

Существуют также стеклодувы, которые работают по иному принципу. Их еще называют лампворкерами (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа»). Эти мастера изготавливают небольшие предметы путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом. Лампворкеры используют миниатюрные инструменты, многие из них работают в присутствии зрителей в общественных местах.

Стеклодув. Кувшин из цветного стекла Moser, конец XIX века

История стеклодувного ремесла

История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.

Стеклодув. Стеклодувная трубка

Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.

Стеклодув. Древнеримская гидрия из стекла, V век

Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.

Стеклодув. Муранское стекло. Брачная чаша Анджело Баровье, XV век

Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.

Стеклодув. Ваза со сливами торговой марки Galle, начало ХХ века

Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.

Стеклодув. Ваза с виноградом торговой марки Daum, середина ХХ века

Самые известные мануфактуры стеклодувного производства

Среди огромного многообразия изделий из художественного стекла сегодня особо выделяется продукция таких самых известных стеклодувных центров и мануфактур:

    — наиболее авторитетный и востребованный в мире бренд богемского стекла. Головной офис компании находится в городе Карловы Вары, а ее история насчитывает более 150 лет.
  • Galle — ныне несуществующая компания, созданная французским художником Эмилем Галле (Emil Gallé). Шедевры, созданные под этим брендом в стиле ар-нуво, сегодня можно купить только за огромные деньги.
  • Daum — французское предприятие из города Нанси, успешное пережившее конкурентов из Galle. Компания до сих пор использует воссозданный в 1906 году уникальный древнеегипетский метод литья стекла для изготовления уникальных предметов искусства. — французская торговая марка, получившая широкое признание в мире еще в середине XIX столетия за прекрасные изделия из хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами. — знаменитый французский бренд, созданный гениальным ювелиром и художником Рене Лаликом. Рецепт уникального стекла для производства ваз и скульптур Lalique уже почти 100 лет хранится в строжайшей тайне.

Стеклодув. Стеклянный графин с бокалами Harcourt торговой марки Baccara, середина ХХ века

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести антикварные предметы из стекла или работы современных художников.

Проект подготовила Белинская Анна Александровна воспитатель МОУ-СОШ №4 г. Маркса Саратовской области СП МДОУ детский сад №6 г. Маркса Саратовской области.

1. История возникновения профессии мастер стеклодув.

2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.

3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.

Список используемой литературы:

Цель: формировать у детей представление о профессии мастера стеклодува

• Познакомить детей с историей возникновения профессии.

• Активизировать знания детей об особенностях стекла, стеклянной посуды и стеклянных изделиях.

• Возбудить у детей интерес к профессии.

Методы и формы работы:

- работа с родителями (консультации, беседы, анкетирования).

- просмотр видеофильма о профессии мастера стеклодува.

- путешествие (по средству презентации) в волшебную страну

«Стеклянной елочной игрушки».

- поход в библиотеку с целью узнать интересные факты из истории профессии.

Все поставленные цели и задачи были выполнены. Дети с любопытством и неподдельным интересом изучали все предложенные материалы.

Из 20 человек в группе, больше половины изъявили желание стать мастером стеклодувом.

Вместе со своими воспитанниками мы пришли к выводу, что профессия мастер стеклодув актуальна и в наши дни.

После изучения ряда профессий, дети обратили внимание на редкую профессию в наши дни мастер стеклодув.

Воспитанники стали задавать очень много вопросов, и, волей-неволей, мне пришлось воспользоваться интернетом, множеством специальной литературы, чтобы удовлетворить их любопытство. Конечно, прежде чем рассказывать о самой профессии, нужно узнать об истории её возникновения, об истории появления самого стекла в жизни людей.

1. История возникновения профессии мастер стеклодув.

Существуют профессии, которые столетиями, а то и тысячелетиями, не теряют своей актуальности. Одна из них — стеклодув. История ремесла началась в древности, и до сегодняшнего дня мастерам удалось сохранить удивительную технологию изготовления стеклянных изделий практически в первозданном виде.

Родом из Италии

Стеклодувы — это мастера, создающие разнообразные предметы путем выдувания из хорошо разогретой стеклянной массы, «сырца», которую плавят в специальных печах.

Само стекло выдувается при помощи длинной трубки.Так получаются самые разные заготовки: шары, декоративная и лабораторная посуда, фигурки, и т. д. В своей работе ремесленники не ограничиваются одним инструментом. Для создания необычайных форм применяются ножницы, сошки, щипцы, косарики и другие инструменты.

Сегодня родиной стеклодувного дела принято считать остров Мурано, принадлежащий Италии. В России производство стекла наладилось лишь к середине XVIII века, когда построили Гусь-Хрустальный завод. С тех пор отечественные умельцы прославились трудами на весь мир, став в один ряд с именитыми муранскими специалистами.

Профессия стеклодува — беспрерывное творчество. «Неважно, что ты делаешь, колбу или елочную игрушку, нужно сделать ее так, чтобы не стыдно было показать на выставке», — говорил учитель известного московского мастера Александра Дворцевого.

Есть у красивой работы и обратная сторона — вредность. Стеклодув — профессия опасная. В любой момент раскаленное стекло может лопнуть, оставив ожог на руках мастера. Кроме того, весь рабочий день приходится находиться на ногах в жарком помещении с сильными испарениями мышьяка, а в процессе выдувания постоянно напрягать легкие. Поэтому, для таких специалистов предусмотрен досрочный выход на пенсию, но многие из них не спешат расставаться с любимым делом.

Процесс обучения стеклодувов не прост. Умения и знания передаются от учителя к ученику. Невозможно этому научиться по книжкам. Профессия передается, в прямом смысле, из рук в руки.

Перенять мастерство можно напрямую у профессионального стеклодува. Нередко предприятия по изготовлению стеклянных изделий устраивают мастер-классы и специальные факультативы, в результате которых выдают соответствующий документ о прохождении.

Например, в Москве, в рамках Русской Академии Ремесел, существуют курсы. Чтобы досконально постичь стеклодувное искусство, нужно приложить немало усилий. Потребуется изучить технологию работы со стеклом, его свойства, устройство трубки для выдувания, технику работы с инструментами и печью.

Наконец, как говорит ивановский стеклодув Арчил Джошуа: «Я каждый день ощущаю себя учеником и каждый день учусь чему-то новому, постоянно совершенствую навыки. Это не та профессия, которая вынуждает стоять на месте».

Выдувание стекла — это сочетание тяжелого физического труда с тонкой, практически ювелирной, работой. Стеклодув — не профессия, а призвание. Настоящие мастера своего дела посвящают любимому занятию всю жизнь, постоянно совершенствуя навыки и создавая шедевры, которые способны порадовать любителей прекрасного.

2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.

Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла. Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия — посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни — окна! Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.

Но главное, за что ценили его люди с древних времен, — это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду — пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле. Но долгое время стекло — и стеклянные окна, и изделия из стекла — считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

Стекло — это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают. Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней — ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать.А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны — за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло — материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости.Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор. И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

Первый стекольный завод в России заложил император Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков.Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

До этого встречались изделия из природного минерала — горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием — Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.

На мой взгляд, это самый интересный и загадочный пункт в данном проекте, здесь будет раскрыта тайна изготовления стеклянных елочных украшений (шаров, бус, фигурок, остроконечных пик и звезд).

Как на любом предприятии по изготовлению чего-либо все начинается с идеи.

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами т. е. изготовления изделия под старину. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты — полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, — газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы — «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится, он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» — длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех,где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют в магазины.

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки — востребованными. На столе у каждого художника есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок — основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Несмотря на то, что рисунок задан изначально и все художники здесь имеют специальное образование,шары все равно получаются разными: рука никогда не берет одинаково, краска тоже может лечь как-то иначе. В этом и ценность ручной работы.

С развитием новейших технологий некоторые профессии отходят в прошлое.

Стеклодувы — одна из тех специальностей, которые, придя к нам из глубины веков, не только не утратила своей актуальности, но, приобретя новые качества и свойства, остается по-прежнему востребованной.

Эта профессия дарит нам красоту, без стекольной продукции не может обойтись ни один человек.

Свою проектную работу хотелось бы закончить следующим стихотворением В. Шаламова о профессии стеклодува:

СТЕКЛОДУВЫ

Текла, как будто солнце жгло,

И был песок вконец расплавлен

И превращен жарой в стекло.

Вся масса стынет постепенно,

Она до дна раскалена,

И ярко вспыхивает пена,

И загорается волна.

И чайка прикоснулась клювом

К зеленой выгнутой волне,

И чайка стала стеклодувом,

Подручной оказалась мне.

В который раз мы верим чуду

И рады выдать за свое

И груды облачной посуды,

И неба синее литье.

Список используемой литературы:

4. Е. И. Машукова. Все профессии важны. - Начальная школа, М., 2008.

5. Энциклопедия. Большая Серия Знаний. Мир книги. М., 2005

6. А. В. Предигер. Кем быть? - Начальная школа, М. ,2007

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад "Теремок" г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект «Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Борисом Грачевским и его творчеством. Задачи:.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Знакомство с профессией военного»
Проект «Знакомство с профессией военного» Актуальность проекта : Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к.

Проект «Знакомство с профессией врача»
Проект «Знакомство с профессией врача» Тема проекта: «Знакомство с профессией Врача и Медсестры». Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна Участники проекта:.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины».
Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера»
Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера» Памяти известной детской писательницы Весной этого года ушла из жизни одна из известнейших и любимейших советских и российских детских писательниц.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Читайте также: