Встречались ли вам взрослые которые ошиблись в выборе профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Наша жизнь - это череда выборов. Мы каждый день решаем, что нам съесть на завтрак, какую одежду надеть, какую книгу почитать, с кем дружить, какую работу выполнить. То, что мы выбираем сейчас определяет нашу жизнь.

Есть два выбора, которые наиболее значимы для каждого человека. Первый выбор профессии, а второй - это выбор спутника жизни.

А теперь подумайте, сколько Вы встречали людей, которые занимаются не своим делом? А сколько людей создали семью не с тем человеком?

Таких людей много и их нельзя назвать счастливыми и более того такой человек еще может влиять на жизнь других людей и приносить им вред. Ощущаете масштабность ответственности за свой профессиональный выбор?

Примерно с такого вступления я начинаю вести уроки профориентации в школе. И знаете. Это позволяет завладеть вниманием детей на весь урок. Я никогда не даю готовые ответы ученикам. Они находят их сами при помощи рассуждений. Не исключением является и перечень ошибок при выборе профессии. Ниже я приведу тот список ошибок, которые выделяют старшеклассники при использовании метода "мозгового штурма".

1. Выбор родителей. Часто такая ситуация происходит с теми подростками у кого в семье царит авторитарный стиль воспитания. Ребенок имеет низкую самооценку и привык, что за него все решают родители. А по факту у него может не быть способностей к выбранной деятельности, отсутствовать интерес. Учиться такой человек, а потом и работать будет без радости. Это когда каждый день на работу как на пытку. Но это абсолютно не значит, что не нужно советоваться с родителями по выбору профессии. У них больше жизненного опыта, они знают как Вы развивались, со стороны могут оценить ваши сильные и слабые стороны, а еще они заинтересованы в том, чтобы Вы были счастливы.

2. Выбор за компанию. Если твой лучший друг выбрал медицинский институт, то это не значит, что тебе тоже стоит туда пойти учиться. Да, часто друзья имеют общие интересы и возможно и способности, но действительно ли тебе это нравится или есть еще интересы? Нужно ответить себе на эти вопросы. У меня был случай в практике, когда девушка хотела поступать в технический вуз т.к. ее молодой человек выбрал профессию инженера. Мотивом девушки было нежелание расставаться и боязнь, что в университете парень найдет себе другую. При всем при этом девушка прекрасно рисовала и имела ярко выраженные способности в социально-гуманитарном профиле.

3. Ориентир на кумира. Это тот случай, когда в жизни ребенка есть значимый взрослый, который ему очень нравится, и он стремится ему подражать. Это может быть учитель, который отлично знает свой предмет и умеет его преподнести так, что невольно все дети включаются в изучение этой области знаний. Но вот вопрос: « А если этот предмет вел бы другой учитель, то интерес остался бы ?»

4. Ориентир на учебный предмет. Это когда дети говорят, что я люблю заниматься математикой и буду математиком. «Стоп! А ты знаешь в скольких профессиях нужны знания в области математики? Ты хочешь быть преподавателем?» Хорошо, если ребенок и правда испытывает интерес к обучению других. Ведь предмет труда педагога –это человек. А если ребенок не заинтересован в работе с людьми? Какого будет его разочарование, когда он в педагогическом институте будет изучать методологию преподавания математики?

5. Мода на профессию. Бывает, что проводишь опрос в классе, а у тебя в этом классе 8 ребят хочет стать экономистами. И сразу вопрос к остальным: " Чем Вам полезна такая информация? У Вас в классе 8 экономистов." Догадливые ребята сразу скажут, что слишком большая конкуренция будет на рынке труда. Если рынок труда перенасыщен экономистами, то многим придется поменять профессию, так как просто не будет рабочих мест. Да и зарплата низкая. Работадателю есть из чего выбирать. Зачем ему молодой специалист с синим дипломом, он лучше возьмет с красным. А еще лучше имеющего опыт работы. Кстати, мода на профессии часто диктуется телевидением. Например, инфантильный подросток может идентифицировать себя с врачом из сериала.

6. Игнорирование своего здоровья. Например, у тебя астма, а ты идешь в парикмахеры? Зачем ты это делаешь? Ты хочешь себя убить? Можно в шутку задать такой вопрос. Но факт в том, что дети очень часто полностью забывают о своем здоровье. Даже, когда просишь написать список ценностей, то здоровье далеко не на первых строчках. Бывают, конечно, случаи, когда обладая слабым здоровьем человек, превозмогая себя, добивался высоких успехов в профессии. Например, великий полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, но закалял свое тело и воспитывал характер, что и сделало его человеком, который не проиграл ни одной битвы.

7. Неадекватная самооценка. Чаще в практике мне встречались варианты, когда ребенок переоценивает свои реальные способности. Странно, когда подросток говорит, что будет врачом, но при этом имеет посредственные знания в области биологии и химии, да и при беседе выясняется, что дополнительно он не читает литературу в области медицины, но уверен, что с легкостью поступит в институт. А бывает, что ребенок, обладающий талантом, не идет получать профессию, так как считает, что программа вуза ему не по силам.

8. Внешняя привлекательность профессии. « Как здорово петь на сцене. Как замечательно быть артистом. А почему бы мне не стать им? Тобой восхищаются, ты известен.» Так рассуждает инфантильная личность, которая понятия не имеет сколько сил потратил артист, до выхода на сцену. Или желая стать учителем, ребенок игнорирует тот факт, что ты всю жизнь проверяешь тетрадки и каждый день делаешь уроки (готовишься к занятиям).

9. Игнорирование своих способностей. Здесь скорее ребенок просто плохо осведомлен о своих способностях. В этом как раз помогает разобраться психолог. К примеру, девочка прекрасно шьет, у нее ярко выраженный предметно-манипулятивный стиль мышления ("золотые руки"), а еще отлично разбирается в геометрии. И доминируют у нее художественный и социальный профессиональный тип. И при этом всем она планирует стать бухгалтером. Ничего не смущает?

10. Ориентир на высокий заработок. Такие дети, возможно, были во многом материально ограничены в своей семье. В целом хорошее желание иметь достойное вознаграждение за свой труд. Если профессия интересна, есть способности, востребована, то это как раз был бы идеальный вариант, а если нет? Почему-то сейчас мне вспомнился один сапожник, к которому мне приходилось, еще будучи самой школьницей, приносить свою обувь для смены набоек. И вспоминая его, совершенно ясно понимаешь, что профессию он свою не любил, но дело свое знал, зарабатывал хорошо. Профессия востребованная, поток клиентов был всегда, но не было радости. Каждому клиенту он обязательно давал свои комментарии с негативной окраской, редко какая обувь ему нравилась. А за всем этим скрывалась большая потребность в общении, желании поучать. Это явно неудовлетворенный социальный профессиональный тип. Его предметом труда должны быть люди, а не башмаки!

11. Игнорирование требований рынка труда. Выбирая профессию, школьники не учитывают потребности рынка труда страны, города в котором планируют жить. Представьте ситуацию, что Вы океанолог и переезжаете жить в Москву. И где Вы будете работать? Или другой вариант, когда Вы выбираете профессию, которая будет не нужна через пять лет. Надо понимать, что мир не стоит на месте, он развивается, знания устаревают, производство автоматизируется, многих людей заменяют машины. Одни профессии перестают существовать и появляются новые, которых не было лет так десять назад. Особенно это заметно в области информационных технологий.

12. Фатальность выбора. Мир меняется и Вы меняетесь! Случается, что Вы выбрали профессию, которая Вам подходила по всем параметрам, Вы даже достигли успеха в выбранной профессии, но неожиданно Вам понравилось что-то другое. И это абсолютно нормально. Можно сменить род деятельности, получить еще одно образование. Кстати, много известных, талантливых людей пробовали себя в различных сферах. Нужно быть гибким, профессионально мобильным. Не бояться пробовать новое. Если вдруг Ваша профессия перестала быть востребованной всегда можно перепрофилироваться.

Всем людям, стоящим перед выбором профессионального пути необходимо:

1. лучше узнать себя, то есть оценить свои способности, интересы, желания, возможности;

2. оценить рынок труда на предмет тех профессии, которые будут востребованы, а значит и хорошо оплачиваемы;

3. узнать как можно больше о выбираемой профессии.

Когда в обществе люди ответственно относятся к выбору своей профессии, мы (общество) получаем прекрасных специалистов, которые трудятся, совершенствуются на общее благо! А когда человек выбирает профессию на авось, лишь бы диплом получить? Он занимает место в вузе того человека, который бы учился с интересом, но не прошел по конкурсу. А еще он пять лет СВОЕЙ жизни тратит на занятия, которые ему не интересны. А каково что-то делать, когда тебе это не нравиться рассказывать никому не надо и так понятно.

Относитесь ответственно к своему профессиональному выбору! Профессия каждого человека занимает значительное время каждый день. А этот день – это наша жизнь! И только нам решать какой для нас будет эта жизнь…

Цель классного часа: помочь осознать привлекательные и не­привлекательные стороны любой профессии, возможности ошибок и их последствий, познакомить с правилами грамотного выбора про­фессии.

Игра «Оптимисты и скептики»

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессии (например, военного, учителя, предпринима­теля). В колонку «Оптимисты» запишите положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно зна­чение этих слов.

Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты криво отрезаешь ку­сок хлеба, то никто серьезной ошибкой это не сочтет. Но если выре­зается подошва для обуви, то это уже создает заметные неудобства и может считаться ошибкой. Если делаются детали часового меха­низма или компьютера, то отклонение размеров в доли миллиметра будет грубой ошибкой.

Вам, наверное, известно, что существуют принятые в обществе допустимые пределы отклонений от требований к действиям людей и результатам этих действий. В технике эти пределы называют до­пусками. Но, по существу, допуски есть везде, где живет и действует человек.

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профес­сии? Самое главное - выбрать профессию так, чтобы работа твоя в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение.

Можно выделить два вида причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это, во-первых, неправильное отношение к раз­личным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам и поведению окружающих), включая и недостаточную самостоятель­ность в принятии решений; во-вторых, недостатки знаний, опыта, ин­формированности о существенных обстоятельствах этого выбора.

Как вы думаете, какие это ошибки? Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профес­сии? Как они живут и что чувствуют?

Желательно вызвать ребят на дискуссию, в ходе которой с Вашей помощью можно сформулировать причины ошибок:

б) на счет профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, кото­рые заключаются в том, что некоторые виды деятельности воспри­нимаются как «не престижные». Список этих профессий может ме­няться в течение одного или нескольких поколений. Так, профессия учителя, считавшаяся в нашей стране примерно полвека престиж­ной, в начале 90-х годов перешла в разряд «не престижных». Сейчас ее репутация восстанавливается.

Как вы думаете, почему это произошло? Какие профессии вы считаете «престижными» и почему? Как вы вообще понима­ете слово «престиж», «престижность»?

Довольно часто выпускники выбирают профессию «за компанию». Плохо это или хорошо? Хорошо в том случае, когда у двух друзей сов­падают интересы, склонности и способности к одной и той же про­фессиональной деятельности. Плохо, если только один из них руко­водствуется этим принципом. В этом случае его, как правило, пости­гает жестокое разочарование, и после долгих, иногда мучительных поисков, он вынужден менять первоначальный выбор. Это в лучшем случае. В худшем - он будет всю оставшуюся жизнь заниматься не­любимым делом.

Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9-11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

Журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Какие последствия это будет иметь для его карьеры?

Нередко интерес к профессии формируется под влиянием книг, кинофильмов, знакомства с интересным человеком, которому хо­чется подражать. После того, как на экранах страны прошел фильм «Светлый путь», тысячи девчонок, очарованных героиней Любови Орловой, ринулись на ткацкое производство. Каково же было их ра­зочарование, когда оказалось, что станки в цехах грохочут так, что приходится кричать на ухо, и уж никак там не до песен. Нередко авторы фильмов и книг сознательно идеализировали профессию, выпол­няя полученный от партии «социальный заказ».

Когда несколько лет назад впервые демонстрировались сериалы «Доктор Куин» и «Скорая помощь», резко повысился конкурс в меди­цинские вузы. Сейчас, когда прошли сериалы «Улицы разбитых фо­нарей» и «Каменская», увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах.

Какие профессии пользуются популярностью в современных фильмах? Как вы к этим профессиям относитесь?

Мы с вами обсудили проблему ошибок в выборе профессий. А те­перь ответьте на эти вопросы своими словами, выполнив следующее задание.

В течение 10 минут ответьте на следующие вопросы:

- Какие профессии в последнее время пользуются особой попу­лярностью?

Почему эти профессии считаются престижными?

Как скажется переизбыток этих специалистов на рынке труда?

- Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиб­лись в выборе профессии? Как они живут и что чувствуют?

И последнее. Всех этих ошибок можно избежать, если реально представляешь свои возможности, знаешь особенности своей нер­вной системы, памяти, внимания, мышления; уровень подготовлен­ности, интересы и склонности. Правда, разобраться в себе - дело не простое. Отчасти в этом могут помочь хорошие книги, советы опыт­ных, авторитетных людей, к которым, впрочем, надо относиться до­статочно критично, и наши занятия.


-80%

Возможно, ваша первая мысль, возникшая при виде заголовка этой статьи: «О, это для каких-то школьников! Мне это не надо».

На самом деле, проблемы с выбором профессии — и дальнейшим следованием ему, этому выбору — знакомы не только восемнадцатилетним абитуриентам.

С необходимостью переквалификации сталкиваются люди всех возрастов: при переезде в новый регион, при выходе из декрета или на пенсию, при изменении материального положения.

Сегодня ЛаЛаЛань познакомит вас с основными причинами изменения профессии. Говорим о том, в каком возрасте человек способен понять, чем он хочет заниматься в жизни, и с чего начать, если это понимание наконец-то пришло.


Выбирать профессию сразу после школы

Наверняка в школьные годы многие, кто читает А. С. Пушкина по программе, слыша отовсюду про «солнце русской поэзии», недоумевают: что же он такого сделал? За что это я его должен любить? Язык слишком простой, слова обыкновенные…

Подобная ситуация повторяется и дальше: Достоевский, Чехов, Толстой… Читать приходится, но внутри ничего не откликается. Романы кажутся сложными, читаются из-под палки. У многих схожие чувства вызывают логарифмы, формулы по физике, химические реакции…

И лишь спустя годы,возвращаясь к литературе, математике, естественным наукам осознанно, зная, что мы хотим найти, — мы это находим.


Этой осознанности недостает многим вчерашним школьникам, которые сейчас, как им кажется, должны сделать выбор, предопределяющий всю их будущую жизнь. За такие мысли сложно и не нужно никого винить, это проблема всей образовательной и воспитательной системы и общая инфантилизация населения. Вспомните: Джульетте было 13, когда она хотела связать свою жизнь с Ромео, а в военные годы героями труда и военных подвигов становились мальчишки и девчонки. Сейчас мы и наши дети учатся сначала до 18 лет, потом еще до 22, 24, 30. И непонятно, когда настает полноценная «взрослая пора».

Быть замотивированным на выбор профессии всей жизни уже в 17–18 лет невероятно сложно. Практически невозможно! В этом возрасте большинство юношей и девушек могут ориентироваться на свои интересы, хобби, краткосрочный опыт летней подработки, но учиться 4–6 лет на определенную специальность и работать долгие годы по этому направлению — это не то же самое, что заниматься этим в свободное время раз в неделю.


А что на Западе?

Иная практика широко распространена в зарубежных странах. В Европе и Америке не обязательно идти получать высшее образование сразу после окончания школы.

Часто молодые люди берут себе год на то, чтобы оглянуться кругом, посмотреть мир, попробовать себя в разных профессиях, определиться на практике со своими желаниями и потребностями. Это приводит к осознанному выбору профессии в период обучения в вузе и, как следствие, к меньшему проценту разочарованных студентов-выпускников.

Кроме того, многим известны «вечные студенты» в европейских университетах. Система высшего образования за рубежом в публичных университетах открыта каждому за минимальную плату, а потому есть возможность и в 40, и в 60, и в 80 лет защищать диплом по интересной для себя специальности. Никакого возрастного буллинга нет, а потому создается комфортная среда для обучения и получения новой профессии в любом возрасте.


Прежде чем сменить профессию

Решение о смене профессии часто дается гораздо сложнее, чем ее первоначальный выбор. При этом такие ситуации не редкость: переезд, смена ритма жизни, материального или семейного положения, декрет и пенсия сильно влияют на течение нашей жизни и побуждают к изменениям.

Психологически их принять бывает сложно: человек, долгие годы проработавший по одной специальности, может чувствовать себя неуверенно в новом коллективе и на новом месте, его беспокоит неопределенность, боязнь совершить ошибку.


Если же это решение назревало давно, то прежде чем решительно покончить с прошлым местом работы, проанализируйте ситуацию.

  • Не путаете ли вы усталость с желанием изменений? Частые перегрузки способствуют возникновению мыслей, о которых можно в дальнейшем сожалеть.
  • Нет ли на вашей нынешней работе возможностей роста, переквалификации? Умный руководитель предложит вам альтернативу вместо того чтобы потерять зарекомендовавшего себя сотрудника.
  • Готовы ли вы начинать все с начала, доказывать свою эффективность, создавать репутацию на новом месте? Важно понимать, что вам придется с этим столкнуться.


На что ориентироваться при выборе первой (или новой) профессии

  • Полезно представлять востребованность той или иной профессии сейчас и в ближайшие 5–10 лет. Например, в советские годы это были инженерные специальности, в 2000-х — управленческие (менеджмент), сейчас, бесспорно, набирают популярность профессии из области IT-технологий.
  • Учитывайте свои склонности, например, математический или гуманитарный склад ума, темперамент, характер. Энергичному холерику будет не просто заниматься медитативной офисной работой.
  • Объективно оценивайте плюсы и минусы интересующей вас профессии. Не забывайте о том, что что-то всегда остается за кадром.
  • Оценивайте не только содержательную часть профессии — то, чем вы планируете заниматься, но и формальную. Какой график? Как далеко от вашего дома находится место работы? Устраивает ли вас зарплата? Какой будет коллектив?
  • И, наконец, помните, что это просто работа. Она может стать делом вашей жизни, а может просто приносить вам деньги. И самое главное — вы ее всегда можете поменять.


Третий возраст

Когда говорят, что работу и специальность можно сменить всегда, практически никогда не лукавят. Согласимся, что возраст и состояние здоровья могут накладывать отпечаток на выбор профессии: например, пожилому мужчине 70+ может быть непросто попасть в космонавты. Однако современный рынок и развитие технологий делают возможным многое из того, что ранее было недоступно, и сменить профессию теперь можно и в старшем возрасте.

В Северной Америке и Европе существует понятие «третий возраст» — это период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию. Именно в это время многие меняют место работы или специальность: сказывается желание перемен и возможность реализовать свой истинный потенциал, не цепляясь за прошлую работу.

Даже в России с ее непростыми условиями жизни для многих пенсионеров есть специальные учебные программы для пожилых людей, например:

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…» о дипломированном специалисте, работающем не по специальности. О бросившем вуз студенте, который запутался и уже не может точно сказать, кем хочет стать. О человеке, что разочаровался в своей профессии, но продолжает ходить на нелюбимую работу…

Печально слышать истории о не сложившемся будущем. Хоть и говорят, что вернуться к истинной мечте никогда не поздно, всё же намного проще предостеречь себя от возможных ошибок заранее. Как сделать профессиональный выбор правильно, Адукар расскажет в этом материале.

Правила выбора профессии

Секрет успешного выбора профессии прост, как и всё гениальное в этом мире. Рассмотри схему и подумай: получается ли у тебя уместить свои амбиции в этот маленький треугольничек на пересечении «хочу», «могу» и «надо»?


Когда ты определился с интересами и поставил конкретные цели исходя из своих способностей, приходится столкнуться с суровым словом «надо», которое диктует свои правила. Чтобы выбрать профессию, которая останется востребованной, следи за современными тенденциями на рынке труда, изучай конкретные вакансии на сайтах по трудоустройству. Выбирай себе интересное и перспективное дело.


Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Частые ошибки при выборе профессии

Поступить за компанию

Нравится та же профессия, что и твоему другу или любимому человеку? Собираетесь поступать в одно и то же место? Не будем кривить душой, но это повод задуматься о правильности решения. Конечно, есть некая романтика в том, чтобы после школы вместе учиться и работать. Однако выбор профессии должен быть индивидуальным, а это значит, что ориентироваться нужно, в первую очередь, на свои способности. Что будет, если из вас поступит только кто-то один? Или уже во время учёбы кому-то придётся постоянно находиться в тени сильнейшего? У этой истории может оказаться множество развязок. Хотя успешно совмещать учёбу и личную жизнь тоже возможно.


Переносить отношение к конкретным людям на профессию

Не нравится сосед-архитектор, который громко включает музыку? Это вовсе не повод лить негатив на всех специалистов по сооружению зданий. То же касается и обратных ситуаций. Приятный тебе человек может иметь совершенно неподходящую для тебя профессию.

Особо стоит задуматься, если тебе симпатичен кто-то из учителей и ты уже решил, что хочешь заниматься тем же. Да, любимый преподаватель может вдохновлять, но давай на минуту представим, что его предмет ведёт учитель, которого ты на дух не переносишь. Профессия уже не настолько привлекательна? Тогда будь осторожен. Возможно, ты сбился с верного пути.


Выбирать модную профессию

Нейрохирург, логист, дизайнер, журналист, фотограф, PR-менеджер… Есть множество профессий, о которых модно мечтать. Да, именно модно. Они ведь даже звучат круче остальных. И считаются престижными и высокооплачивыемыми. А ещё ими можно похвастаться перед друзьями. Но кто здесь выбирает профессию: ты или окружающие? Они могут поручиться, что ты добьёшься в ней успеха? Модное — это не всегда значит твоё.


Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

И не обращай внимания на мнения случайных людей. Разве могут другие люди знать тебя лучше, чем ты сам?


Выбирать профессию назло

Можно с уверенностью сказать, что это самая нелепая ошибка. Причём совершенно не важно, кому и зачем. Не ограничивай свой выбор чужими мнениями. Только ты знаешь о том, на что способен, и должен доказывать это себе, а не другим.


Идти на поводу у родителей

«Ну куда тебе в юристы-то?», «И кем ты работать будешь после филфака?», «Какой инженерный факультет, у тебя же по математике одни двойки!», «Такому специалисту нужно быть пробивным, а ты же у меня и мухи не обидишь» — типичные замечания от родителей. Именно так обычно выражается их беспокойство. В таком случае нужно просто спокойно поговорить с ними, поделиться своими планами на будущее. К мнению близких людей стоит прислушаться, они обязательно подскажут что-то дельное.

Бывают случаи, когда родители откровенно навязывают своим детям определённое будущее. Иногда это касается профессиональных династий, когда ещё с пелёнок ребёнку твердят о том, кем он должен стать, когда вырастет; об эгоистичных желаниях родителей, которые упустили шанс реализоваться в какой-либо профессии, потому и хотят теперь этого от детей; о неосведомлённости старшего поколения касательно современных профессий В таких ситуациях нужно уметь настоять на своём.


Выбирая профессию, требующую определенного уровня физического здоровья, не стоит игнорировать медицинские показания. Если врачи говорят, что твоему организму будет тяжело переносить нагрузки, которые предполагает выбранная тобой профессия, необходимо с ними согласиться. Это один из редких случаев, когда стоит найти в себе силы отказаться от мечты.


Выбирать профессию по зарплате

Последний спорный момент затрагивает тему денег. Многие не согласятся с тем, что ориентироваться на высокую зарплату глупо. Но мы не будем переубеждать. Просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Когда мы выбираем профессию? Чаще всего на этапе выбора вуза или училища. И что мы знаем о будущей профессии? Чаще всего ничего.

Отсюда и основные ошибки при выборе будущего направления проф. деятельности:

1. Семейная традиция

Выбор без выбора, когда подросток продолжает профессию родителей. И это совсем неплохо, если она ему действительно интересна. И ему присущи необходимые для нее качества. Представление о профессии можно получить у родителей. А знания и навыки появятся в процессе учебы.
Но вот если интереса/способностей нет, то результат может быть плачевным. И, например, вместо отличного юриста получится плохой врач.
Поэтому в первую очередь нужно прислушиваться к себе и своим интересам.

2. По совету/примеру окружающих

Условный выбор профессии, когда мы ориентируемся на мнение авторитетного для нас человека. Для подростка это чаще всего родители, у которых уже сложилось представление о будущей профессии своего ребенка. Однако индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности берутся в расчет не всегда.
Иногда мы оцениваем успешность профессии по ее видимым признакам. В результате мы можем не рассчитать свои силы, столкнувшись с изнанкой профессии. Это может привести к необходимости получать дополнительное образование или вообще переучиваться.
Не все, что подходит окружающим, так же хорошо подойдет и вам.

3. Не знаю, кем хочу быть

В подростковом возрасте мы можем ориентироваться только на школьную программу и общее представление о профессиях и трудовой деятельности.
Школа, откровенно говоря, дает мало представления о возможной работе. Поэтому ориентироваться на любимые предметы можно, но вот для выбора будущей профессии этого будет недостаточно. Если вам хорошо дается химия, это далеко не значит, что из вас получится хороший врач или грамотный фармацевт.
Вывод — узнать как можно больше информации о профессиях и необходимых для них знаниях и навыках.

4. Не знаю, на что способен

Тут основная сложность — это оценить свои возможности. Так как можно ошибочно отказаться от подходящей нам профессии, посчитав ее слишком сложной для себя. Или наоборот — поставить себе цель «не по силам».
Оба варианта ведут к упущенным возможностям и разочарованию в выбранной профессии.
Трезво оценить себя помогут не только квалификационные требования к профессии, но и тестирования и специалисты по профориентации.

5. Рядом с домом

Иногда место действительно имеет значение. Например, когда у вас нет возможности переехать для учебы в другой регион. Жизнь в родном городе часто доступнее, а быт устроен — никаких общежитий и съемных квартир.
Но в этом случае ваш выбор существенно ограничен возможным спектром специальностей ближайших к вам вузов.
Выбирать придется из того, что есть.

6. Легче поступить

Не стоит искать легких путей. Дьявол кроется в деталях, а более легкое поступление в университет зачастую имеет свои негативные стороны.
Так, легче всего обычно поступить на непопулярные специальности, на которые у вуза недобор.
Также есть вариант, что вам лучше всего будет поступить на физмат. Но готовы ли вы связать с этим свою жизнь?
Легче поступить — не значит проще учиться. И уж точно не значит легче найти работу.

7. За компанию

Вместе ходили в садик, потом пошли в школу. А потом вместе поступили в университет?
Да, учиться вместе с друзьями и бывшими одноклассниками будет веселее. Но вот работать вместе вы уже вряд ли будете.
Поступая за компанию с друзьями, мы можем получить в нагрузку проблемы с учебой и неинтересную нам профессию.
Дружба дружбой, а профессию каждый должен выбирать себе сам.

8. Престижно

Престижность вуза также часто ставится во главу угла при выборе обучения, а значит, и профессии.
И не важно, что нужно ехать поступать за тридевять земель. Или что выбор программ обучения определяется специализацией вуза, а не вашими интересами.
Выбирая престижный вуз только лишь за его статус, мы можем стать заложником своего положения, т.к. потом мы пойдем на престижную, но, возможно, нелюбимую работу.

9. Модно

Мода, как известно, проходит. Мода на профессии тоже. Новые технологии определяют новые профессии, а рынок труда диктует свои правила игры.
При этом рынок образования не успевает так быстро перестраиваться. И на выходе из вуза мы имеем толпу квалифицированных, но уже невостребованных специалистов. И жесточайшую конкуренцию за рабочие места. Не говоря о том, что многие профессии и вовсе перестают существовать
Поэтому выбирая сегодня модный род занятий, завтра мы можем стать «непопулярным» специалистом.

10. Много платят

Возможный уровень дохода — существенный фактор, который однозначно стоит учитывать при выборе профессии. Да и не секрет, что зарплаты и возможность финансового роста сильно разнятся на рынке труда.
Действуя так, можно, во-первых, не состояться в профессии, если она не отвечает вашим талантам. Или, во-вторых, перегореть, если вы будете успешны (но не очень долго) в нелюбимой профессии, которая не учитывает ваши желания и интересы.
Поэтому, выбирая зарплату, а не работу, вы рискуете в будущем остаться без дохода.

Многие из этих ошибок в равной степени относятся как к подросткам, так и ко взрослым, которые меняют профессию. Выбор профессиональной деятельности не стоит пускать на самотек. Нужно знать не только свои сильные стороны, но и как минимум понимать тенденции рынка труда. В этом вам могут помочь профессиональные тестирования и карьерные консультанты.

Читайте также: