Вводили в должность высших магистров какие комиции

Опубликовано: 03.10.2024

С уста­нов­ле­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ско­го режи­ма вся пол­нота цар­ской вла­сти не была уни­что­же­на, а была лишь пере­не­се­на на новые орга­ны, на двух кон­су­лов, и с этой точ­ки зре­ния рим­ская рес­пуб­ли­ка, осо­бен­но на пер­вых порах, может пред­став­лять­ся дей­ст­ви­тель­но лишь как « моди­фи­ка­ция монар­хии » (Майр). Сами рим­ские писа­те­ли отчет­ли­во под­чер­ки­ва­ют это. « Li­ber­ta­tis ori­gi­nem in­de ma­gis quia an­nuum im­pe­rium fac­tum sit quam quod de­mi­nu­tum quic­quam sit ex re­gia po­tes­ta­te nu­me­res » 1 , — гово­рит Ливий (2. 1. 7). Так же выра­жа­ет­ся и Цице­рон: « uti con­su­les ha­be­rent po­tes­ta­tem tem­po­re dum­ta­xat an­nuam, ge­ne­re ip­so ac jure re­giam » 2 (de Rep. 2. 56).

Впо­след­ст­вии, когда к кон­су­лам при­со­еди­ня­ют­ся дру­гие маги­ст­ра­ты, эта прин­ци­пи­аль­ная пол­нота государ­ст­вен­ной вла­сти толь­ко рас­пре­де­ля­ет­ся на боль­шее чис­ло лиц. Рим­ские маги­ст­ра­ты, поэто­му, дале­ко не чинов­ни­ки в нашем смыс­ле: каж­дый из них носит в себе части­цу цар­ско­го вели­чия и вме­сте с наро­дом рим­ским явля­ет­ся носи­те­лем государ­ст­вен­но­го 73 « вели­че­ства » . Оскорб­ле­ние маги­ст­ра­та так же, как и оскорб­ле­ние наро­да, состав­ля­ет cri­men lae­sae majes­ta­tis. Долж­ность маги­ст­ра­та есть не служ­ба, а почесть — ho­nor; поэто­му все рим­ские маги­ст­ра­ты суть вла­сти выбор­ные и без­воз­мезд­ные. Такая поста­нов­ка государ­ст­вен­ных долж­но­стей состав­ля­ет осо­бен­ную чер­ту рим­ской рес­пуб­ли­ки. Каких-либо юриди­че­ских, кон­сти­ту­ци­он­ных огра­ни­че­ний вла­сти сво­их маги­ст­ра­тов рим­ляне зна­ют немно­го: закон о pro­vo­ca­tio, lex Ater­nia Tar­peia — и толь­ко. Рим­ский плебс, всту­пив­ший было в нача­ле сво­ей борь­бы с. 102 на путь этих кон­сти­ту­ци­он­ных огра­ни­че­ний, впо­след­ст­вии оста­вил их и стал доби­вать­ся досту­па к маги­ст­ра­ту­рам. Когда это уда­лось, рим­ская демо­кра­тия не дума­ла более о даль­ней­ших огра­ни­че­ни­ях вла­сти путем зако­на, пред­по­чи­тая иные спо­со­бы гаран­ти­ро­вать сво­бо­ду. Фак­ти­че­ские огра­ни­че­ния прин­ци­пи­аль­ной пол­ноты вла­сти При­зна­вая, за ука­зан­ны­ми пре­де­ла­ми, всю прин­ци­пи­аль­ную пол­ноту вла­сти, рим­ляне ста­вят ее в такие фак­ти­че­ские усло­вия, бла­го­да­ря кото­рым воз­рож­де­ние абсо­лю­тиз­ма дела­ет­ся (по край­ней мере, до послед­не­го сто­ле­тия) невоз­мож­ным. Таки­ми фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ваю­щи­ми усло­ви­я­ми явля­лись:

1) Крат­ковре­мен­ность служ­бы. Все маги­ст­ра­ты изби­ра­ют­ся на корот­кий срок, боль­шин­ство на год и толь­ко цен­зор на пять лет. А даже царь, избран­ный на один год, фак­ти­че­ски не будет таким вла­сте­ли­ном, как царь пожиз­нен­ный, а тем более дина­сти­че­ский. И мы виде­ли выше, что сами рим­ские писа­те­ли в этой « годич­но­сти » вла­сти усмат­ри­ва­ли глав­ней­шую осно­ву сво­ей сво­бо­ды ( « li­ber­ta­tis ori­gi­nem » ).

кол­ле­ги­аль­ность и in­ter­ces­sio

2) Кол­ле­ги­аль­ность маги­ст­ра­тур. Все маги­ст­ра­ту­ры орга­ни­зо­ва­ны кол­ле­ги­аль­но: два кон­су­ла, два, а потом и более, пре­то­ров и т. д. Была ли эта кол­ле­ги­аль­ность про­дук­том более позд­не­го вре­ме­ни (как дума­ет, напр., Бон­фан­те), или же она (как пола­га­ет гос­под­ст­ву­ю­щее мне­ние) явля­ет­ся учреж­де­ни­ем, родив­шим­ся одно­вре­мен­но с рес­пуб­ли­кой, — не под­ле­жит сомне­нию, что кол­ле­ги­аль­ная орга­ни­за­ция маги­ст­ра­тур состав­ля­ет одну из ори­ги­наль­ней­ших черт рим­ско­го рес­пуб­ли­кан­ско­го устрой­ства 3 . Эта кол­ле­ги­аль­ность, одна­ко, отнюдь не обо­зна­ча­ет того, что все одно­род­ные маги­ст­ра­ты долж­ны дей­ст­во­вать сов­мест­но, как кол­ле­гия; они явля­ют­ся не кол­ле­ги­ей, а кол­ле­га­ми. Каж­дый маги­ст­рат дей­ст­ву­ет отдель­но и само­сто­я­тель­но — так, как если бы он был один; каж­до­му из них в 74 отдель­но­сти при­над­ле­жит вся пол­нота соот­вет­ст­вен­ной вла­сти. Но рядом с ним такая же пол­нота вла­сти при­над­ле­жит дру­го­му, и в слу­чае жела­ния этот дру­гой сво­им ve­to может с. 103 пара­ли­зо­вать любое рас­по­ря­же­ние пер­во­го. В этом состо­ит сущ­ность т. н. jus in­ter­ces­sio­nis 4 . При этом jus in­ter­ces­sio­nis рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на соимен­ных кол­лег, но и на дру­гих маги­ст­ра­тов, низ­ших по срав­не­нию с интер­цеди­ру­ю­щим: кон­сул может интер­цеди­ро­вать не толь­ко кон­су­лу, но и пре­то­ру, кве­сто­ру и т. д. Это соот­но­ше­ние маги­ст­ра­тур выра­жа­ет­ся пра­ви­лом: « par major­ve po­tes­tas plus va­le­to » 5 . Из это­го пра­ви­ла суще­ст­ву­ют, одна­ко, неко­то­рые исклю­че­ния: власть цен­зо­ра не под­ле­жит ничьей in­ter­ces­sio, кро­ме in­ter­ces­sio дру­го­го цен­зо­ра; с дру­гой сто­ро­ны, народ­ный три­бун может интер­цеди­ро­вать всем.

Понят­но, что при таких усло­ви­ях jus in­ter­ces­sio­nis яви­лось могу­ще­ст­вен­ным сред­ст­вом вза­им­но­го кон­тро­ля маги­ст­ра­тов и слу­жи­ло дей­ст­ви­тель­ным про­ти­во­ве­сом про­тив абсо­лю­ти­сти­че­ских пополз­но­ве­ний отдель­ных лиц.

В осо­бен­но тре­вож­ные момен­ты рим­ская рес­пуб­ли­ка при­бе­га­ет к дик­та­ту­ре; тогда все обыч­ные маги­ст­ра­ту­ры зами­ра­ют, и в лице дик­та­то­ра государ­ст­вен­ная власть, при нор­маль­ных усло­ви­ях раз­дроб­лен­ная меж­ду мно­ги­ми маги­ст­ра­ту­ра­ми и ослаб­лен­ная воз­мож­но­стью in­ter­ces­sio, вос­ста­нов­ля­ет­ся вновь во всей сво­ей цар­ской абсо­лют­но­сти; дик­та­тор отли­ча­ет­ся от царя толь­ко корот­ким сро­ком сво­их пол­но­мо­чий 6 .

ответ­ст­вен­ность перед наро­дом

3) Ответ­ст­вен­ность перед наро­дом. Нако­нец, послед­ним усло­ви­ем, фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ваю­щим воз­мож­ность про­из­во­ла со сто­ро­ны маги­ст­ра­та, слу­жи­ло то обсто­я­тель­ство, что все они за свои долж­ност­ные дей­ст­вия мог­ли быть при­вле­че­ны к суду народ­но­го собра­ния — выс­шие маги­ст­ра­ты по исте­че­нии долж­ност­но­го сро­ка, низ­шие даже и рань­ше. Суду и ответ­ст­вен­но­сти под­вер­га­лись они при этом не за нару­ше­ние тех или иных пре­де­лов сво­ей вла­сти (ибо тако­вых, как ска­за­но, почти не суще­ст­во­ва­ло), а за дур­ное или свое­ко­рыст­ное поль­зо­ва­ние закон­ной вла­стью. Понят­но, что при извест­ных усло­ви­ях такой суд мог пре­вра­щать­ся в с. 104 рас­пра­ву одной пар­тии над дру­гой, — но самая воз­мож­ность суда долж­на была при­нуж­дать маги­ст­ра­та вся­кий раз чут­ко при­слу­ши­вать­ся к голо­су народ­но­го мне­ния.

Общие пра­ва маги­ст­ра­тов; im­pe­rium и po­tes­tas; im­pe­rium do­mi и mi­li­tiae

Власть рим­ских маги­ст­ра­тов носит общее назва­ние im­pe­rium и po­tes­tas. Пер­во­на­чаль­но, несо­мнен­но, оба эти тер­ми­на употреб­ля­лись без­раз­лич­но, но впо­след­ст­вии ста­ли раз­ли­чать ma­gistra­tus cum im­pe­rio и si­ne im­pe­rio 7 , при­чем послед­ним (напр., цен­зор, три­бун) ста­ли при­пи­сы­вать po­tes­tas (cen­so­ria, tri­bu­ni­cia), 75 и таким обра­зом ста­ли как бы вкла­ды­вать осо­бое содер­жа­ние в поня­тие im­pe­rium и в поня­тие po­tes­tas. Толь­ко та власть обык­но­вен­но назы­ва­ет­ся im­pe­rium, кото­рая заклю­ча­ет в себе функ­ции воен­ную, обще­ад­ми­ни­ст­ра­тив­ную и уго­лов­ную (сле­до­ва­тель­но, вполне — власть кон­су­ла и пре­то­ра), хотя вооб­ще нуж­но ска­зать, что тер­ми­но­ло­гия эта не отли­ча­ет­ся стро­гою выдер­жан­но­стью.

Суще­ст­вен­ней­шие пра­ва рим­ско­го маги­ст­ра­та (не каж­до­му маги­ст­ра­ту, одна­ко, в пол­ной мере при­над­ле­жа­щие) сво­дят­ся к сле­дую­щим: a) пра­во сно­ше­ний с бога­ми от име­ни рим­ско­го наро­да (jus aus­pi­cio­rum); b) пра­во сно­ше­ний с сена­том и наро­дом (jus agen­di cum pat­ri­bus и cum po­pu­lo), т. е. пра­во вно­сить в сенат re­la­tio­nes, а в народ­ные собра­ния ro­ga­tio­nes; c) пра­во изда­ния обще­обя­за­тель­ных рас­по­ря­же­ний (jus edi­cen­di; пер­во­на­чаль­но такие рас­по­ря­же­ния объ­яв­ля­лись наро­ду уст­но in con­tio­ne 8 , отсюда сло­во « edic­tum » , а впо­след­ст­вии они выстав­ля­лись в пись­мен­ной фор­ме на фору­ме); d) выс­шее воен­ное коман­до­ва­ние со все­ми отно­ся­щи­ми­ся сюда функ­ци­я­ми; e) выс­шая адми­ни­ст­ра­тив­ная и поли­цей­ская власть, т. е. общая охра­на внут­рен­не­го обще­ст­вен­но­го поряд­ка, откуда про­ис­те­ка­ет так­же, по рим­ским пред­став­ле­ни­ям, уго­лов­ная юрис­дик­ция маги­ст­ра­тов, их уча­стие в граж­дан­ском суде и их поли­цей­ская власть в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва.

Сред­ства­ми для осу­щест­вле­ния рас­по­ря­же­ний во всех этих обла­стях в руках маги­ст­ра­тов явля­лись: 1) пра­во лич­но­го задер­жа­ния непо­слуш­но­го (jus pren­den­di), 2) пре­да­ние суду (in jus vo­ca­tio), 3) нало­же­ние штра­фа (mul­tae dic­tio), 4) арест какой-либо вещи, при­над­ле­жа­щей ослуш­ни­ку, для обес­пе­че­ния его пови­но­ве­ния (pig­no­ris ca­pio). К этим сред­ствам мог­ли при­бе­гать не толь­ко выс­шие маги­ст­ра­ты cum im­pe­rio, но в пре­де­лах их спе­ци­аль­ной ком­пе­тен­ции и все дру­гие (эдил, кве­стор и т. д.).

с. 105 Im­pe­rium, одна­ко, име­ет не оди­на­ко­вую юриди­че­скую интен­сив­ность, смот­ря по тому, где она про­яв­ля­ет­ся, и в этом отно­ше­нии раз­ли­ча­ет­ся im­pe­rium do­mi и im­pe­rium mi­li­tiae.

По древ­ней­ше­му рим­ско­му воз­зре­нию, обыч­ный граж­дан­ский порядок воз­мо­жен толь­ко « дома » (do­mi), т. е. на терри­то­рии соб­ст­вен­но Рима, в горо­де, и intra po­me­rium, т. е. в обла­сти, лежа­щей не далее одной мили вокруг его стен. За эти­ми пре­де­ла­ми (extra po­me­rium) все­гда воз­мож­но вра­же­ское напа­де­ние, и пото­му там рим­ля­нин нахо­дил­ся все­гда « на воен­ном поло­же­нии » (mi­li­tiae). Отсюда и ука­зан­ное раз­ли­чие в содер­жа­нии im­pe­rium. Im­pe­rium mi­li­tiae долж­но обла­дать боль­шей интен­сив­но­стью и непре­ре­кае­мо­стью, и те огра­ни­че­ния вла­сти, кото­рые могут быть тер­пи­мы дома, не могут быть тер­пи­мы вне его. Вслед­ст­вие это­го: a) Внут­ри город­ской чер­ты на реше­ния маги­ст­ра­та воз­мож­на pro­vo­ca­tio; вне ее она не допус­ка­ет­ся; там власть маги­ст­ра­та абсо­лют­на. b) Внут­ри Рима власть маги­ст­ра­та длит­ся толь­ко до исте­че­ния сро­ка, вслед­ст­вие чего до избра­ния ново­го воз­мо­жен пустой про­ме­жу­ток (in­ter­reg­num); mi­li­tiae это невоз­мож­но: до при­езда пре­ем­ни­ка ста­рый маги­ст­рат оста­ет­ся у вла­сти 76 pro ma­gistra­tu 9 . c) Дома все маги­ст­ра­ты пра­вят сов­мест­но с ука­зан­ной выше воз­мож­но­стью in­ter­ces­sio; mi­li­tiae подоб­ное ослаб­ле­ние вла­сти недо­пу­сти­мо, вслед­ст­вие чего маги­ст­ра­ты или рас­сы­ла­ют­ся сена­том по раз­ным местам (один кон­сул со сво­и­ми леги­о­на­ми на один театр воен­ных дей­ст­вий, дру­гой на дру­гой; такая ука­зан­ная сена­том сфе­ра дей­ст­вий каж­до­го и назы­ва­лась в древ­ней­шее вре­мя pro­vin­cia), или же, если ока­зы­ва­ют­ся вме­сте, череду­ют­ся во вла­сти (каж­дый через день и т. п.).

Кро­ме упо­мя­ну­тых ma­gistra­tus cum im­pe­rio и si­ne im­pe­rio, в систе­ме рим­ских маги­ст­ра­тур раз­ли­ча­ют­ся еще: 1) ma­gistra­tus majo­res и mi­no­res, при­чем осно­ва­ни­ем раз­ли­чия слу­жит пра­во на aus­pi­cia majo­ra или mi­no­ra; к ma­gistra­tus majo­res отно­си­лись кон­су­лы, пре­то­ры и цен­зо­ры; все осталь­ные — mi­no­res. 2) Маги­ст­ра­ты куруль­ные и неку­руль­ные, смот­ря по тому, име­ли ли маги­ст­ра­ты пра­во отправ­лять свою долж­ность, сидя в куруль­ном крес­ле (sel­la cu­ru­lis), или же нет. К куруль­ным при­над­ле­жат кон­сул, пре­тор, цен­зор и куруль­ный эдил.

Неред­ко встре­ча­ют­ся слу­чаи, когда вла­стью маги­ст­ра­та обла­да­ют лица, не избран­ные в эту долж­ность. Такие лица дей­ст­ву­ют pro con­su­le, pro prae­to­re и т. д., вооб­ще pro ma­gistra­tu, отче­го в этих с. 106 слу­ча­ях гово­рят о про­ма­ги­ст­ра­ту­рах. При этом ино­гда низ­ший маги­ст­рат дей­ст­ву­ет за выс­ше­го, напр., пре­тор за кон­су­ла; ино­гда же совер­шен­но част­ное лицо обле­ка­ет­ся извест­ны­ми офи­ци­аль­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми. Так, напр., пра­ви­те­ли про­вин­ций часто посы­ла­ют вме­сто себя в те или дру­гие части про­вин­ции сво­их упол­но­мо­чен­ных, кото­рые дей­ст­ву­ют их име­нем (le­ga­ti pro prae­to­re).

Вокруг каж­до­го маги­ст­ра­та груп­пи­ру­ет­ся его лич­ный совет — con­si­lium, не име­ю­щий, впро­чем, ника­ко­го офи­ци­аль­но­го зна­че­ния, и целая мас­са низ­ших слу­жа­щих, нося­щих общее назва­ние ap­pa­ri­to­res. Тако­вы сек­ре­та­ри и пись­мо­во­ди­те­ли (scri­bae), лик­то­ры (lic­to­res 10 ), гла­ша­таи (pre­co­nes) и посыль­ные (via­to­res). Все они состо­ят на жало­ва­ньи, не счи­та­ют­ся маги­ст­ра­та­ми и состав­ля­ют при каж­дой маги­ст­ра­ту­ре неко­то­рый посто­ян­ный штат, пере­хо­дя­щий от одно­го пред­ста­ви­те­ля ее к дру­го­му. Обык­но­вен­но ap­pa­ri­to­res при дан­ной долж­но­сти обра­зу­ют из себя неко­то­рую част­ную кор­по­ра­цию, для вступ­ле­ния в кото­рую необ­хо­ди­ма покуп­ка места.

Выбо­ры маги­ст­ра­тов: усло­вия для избра­ния (lex Vil­lia и lex Cor­ne­lia) и порядок выбо­ров

Выбо­ры маги­ст­ра­тов при­над­ле­жат народ­но­му собра­нию, и при­том раз­лич­ным видам его; об этом было ска­за­но выше (§ 12). Пер­во­на­чаль­но в любую маги­ст­ра­ту­ру мог быть избран каж­дый рим­ский граж­да­нин, име­ю­щий пра­во уча­стия в народ­ном собра­нии; каких-либо осо­бых усло­вий пас­сив­но­го изби­ра­тель­но­го пра­ва не суще­ст­во­ва­ло. Но во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки появ­ля­ют­ся уже неко­то­рые огра­ни­че­ния.

Закон 180 г., т. н. lex Vil­lia an­na­lis, уста­но­вил, во-пер­вых, извест­ный иерар­хи­че­ский порядок долж­но­стей ( « cer­tus or­do ma­gistra­tuum » ): кве­стор, куруль­ный эдил, пре­тор и кон­сул; попасть на долж­ность кон­су­ла мож­но было толь­ко прой­дя через 77 эти пред­ва­ри­тель­ные сту­пе­ни. Во-вто­рых, он уста­но­вил мини­маль­ный воз­раст для заня­тия низ­шей сту­пе­ни этой лест­ни­цы — кве­сту­ры, но уста­но­вил кос­вен­но: кан­дидат дол­жен пред­ва­ри­тель­но отбыть в тече­ние 10 лет воин­скую повин­ность (или, по край­ней мере, в тече­ние 10 лет предъ­яв­лять себя к набо­ру); а так как отбы­ва­ние воин­ской повин­но­сти начи­на­ет­ся с 17 лет, то кве­сто­ром мож­но сде­лать­ся не ранее 27 лет. Нако­нец, lex Vil­lia пред­пи­са­ла еще обя­за­тель­ный двух­лет­ний про­ме­жу­ток меж­ду сло­же­ни­ем с себя одной долж­но­сти и избра­ни­ем в дру­гую. Все эти три пунк­та пре­сле­ду­ют одну цель: не с. 107 допу­стить слиш­ком моло­дых и неопыт­ных людей на пост выс­ших маги­ст­ра­тов.

Изло­жен­ный закон к кон­цу рес­пуб­ли­ки поте­рял свое зна­че­ние, бла­го­да­ря совер­шив­шим­ся изме­не­ни­ям в воин­ской повин­но­сти: фак­ти­че­ски граж­дане пере­ста­ли при­вле­кать­ся к отбы­ва­нию обя­за­тель­ной воин­ской повин­но­сти, вой­ско же ком­плек­ту­ет­ся теперь из волон­те­ров-про­ле­та­ри­ев. Вслед­ст­вие это­го закон Вил­лия был исправ­лен сооб­раз­но новым усло­ви­ям зако­ном Сул­лы — lex Cor­ne­lia de ma­gistra­ti­bus (81 г. до Р. Х.). Этот послед­ний закон уже пря­мо опре­де­ля­ет мини­маль­ный воз­раст для заня­тия каж­дой долж­но­сти: для кве­сту­ры — 30 лет, для пре­ту­ры — 40 и для кон­су­ла­та — 42 года.

Лицо, желав­шее выста­вить свою кан­дида­ту­ру на ту или дру­гую долж­ность, долж­но было зара­нее заявить о себе маги­ст­ра­ту, созы­вав­ше­му то народ­ное собра­ние, в кото­ром долж­ны были про­ис­хо­дить выбо­ры; это назы­ва­ет­ся pro­fes­sio no­mi­nis. Имя кан­дида­та выстав­ля­лось затем на фору­ме. Про­ме­жу­ток до выбо­ров употреб­лял­ся на выбор­ную аги­та­цию (am­bi­tus); кан­дидат, оде­тый в белую тогу, пока­зы­ва­ет­ся в обще­ст­вен­ных местах, ста­ра­ясь при­влечь народ­ную сим­па­тию. В выбо­ре аги­та­ци­он­ных средств встре­ча­лись и зло­употреб­ле­ния, напр. под­ку­пы; по край­ней мере, сре­ди рес­пуб­ли­кан­ско­го зако­но­да­тель­ства мы нахо­дим нема­ло зако­нов, ста­рав­ших­ся бороть­ся с подоб­ной недоб­ро­со­вест­ной аги­та­ци­ей — т. н. le­ges de am­bi­tu.

Избран­ный кан­дидат, если он при­над­ле­жит к чис­лу ma­gistra­tus cum im­pe­rio, дол­жен полу­чить еще lex cu­ria­ta de im­pe­rio (см. выше), а затем вся­кий — при­не­сти при­ся­гу на вер­ность зако­нам (jura­re in le­ges), что совер­ша­лось в общем хра­ни­ли­ще зако­нов, в хра­ме Сатур­на, в при­сут­ст­вии кве­сто­ра.

МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ. Магистраты, сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства. Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали приставленныые к ним квесторы, финансовые чиновники. Борьба плебеев за политические права (см. также ПАТРИЦИИ) привела к созданию плебейских магистратур – десяти трибунов, имевших право вето даже по отношению к консулам, и двух менее значительных городских чиновников, плебейских эдилов.

Между 421 и 300 до н.э. плебеи были допущены ко всем магистратурам, прежде принадлежавшим исключительно патрициям, а также в большинство жреческих коллегий, что привело к возникновению новой служилой знати. Она вытеснила прежнюю аристократию и создала новый сенат, в который вошли представители немногих выдающихся родов, монополизировавших большую часть магистратур. Таким образом вносившие разлад в систему управления плебейские магистратуры влились в традиционные формы общественной жизни. По состоянию на 150 до н.э. полностью развившиеся магистратуры можно разделить на курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными, и менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.). Диктатор, официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях; претор являлся судьей по гражданским делам и младшим коллегой консула; цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в сенат, проводили ревизию сословия всадников; курульные эдилы отправляли гражданские и религиозные функции. По другой классификации магистратуры делились на три группы: обычные, избиравшиеся ежегодно или с постоянными интервалами, как цензоры; чрезвычайные, как диктаторы и их заместители, начальники конницы; и специальные, как, например, децемвиры – комиссия из десяти человек, созданная в 451–449 до н.э. для кодификации права.

Власть магистрата.

Все магистраты обладали potestas, т.е. властью, сопутствующей их должности и необходимой для ее отправления. Высшим магистратам (консул, диктатор, претор) особым решением куриатных комиций давался также империй, т.е. право командования войсками и власть над жизнью и смертью граждан. Фактически на империй был наложен ряд ограничений, так что он мог вполне проявиться только на поле битвы. Внутри городских стен магистраты, обладавшие империем, могли прибегать к принуждению, однако при наложении тяжких наказаний граждане имели право апеллировать к народу. Все магистраты, кроме диктатора, срок должности которого, однако, ограничивался шестью месяцами, обязаны были внутри городских стен повиноваться вето народного трибуна, и все магистраты, включая и трибунов, были обязаны подчиняться вето своего коллеги по магистратуре, а низшие должностные лица – и вето лица с более высоким империем или potestas. Все, кроме цензоров, не обладавших империем и занимавших свою должность в течение 18 месяцев, могли отправлять свои обязанности в городе в течение одного года. В дальнейшем добавились и другие ограничения: запрет на повторное избрание консулом в течение десяти лет (342 до н.э.) и запрет на повторное избрание цензором (264 до н.э.), однако повторное отправление должности трибуна, хотя это случалось редко, оставалось законным, а повторное отправление должности военного трибуна – даже обычным. Запрещалось также совмещать несколько должностей (344 до н.э.).

Порядок занятия должностей и выборы.

Постепенно был выработан правильный порядок занятия должностей и установлены интервалы между ними, так что каждая должность стала определять ранг тех, кто когда-либо ее занимал. Специальный закон (lex Villia annalis) в 180 до н.э. впервые определил «возраст, в котором можно претендовать на каждую должность и занимать ее». Большую четкость этим требованиям придал Сулла, вскоре этот же порядок был распространен и на плебейские магистратуры. Карьера начиналась с военной службы, и должность военного трибуна открывалась соискателям с 25 лет. Минимальный возраст для квестора определен в 31 год, для занятия должности претора – 40, консула – 43, причем должности следовало проходить именно в таком порядке. Трибунами и эдилами обычно становились после отправления должности квестора, однако эти магистратуры не считались обязательными для того, чтобы в дальнейшем претендовать на более высокие посты. Цензорами, как правило, становились бывшие консулы. Зачастую, когда срок службы магистрата истекал, он отправлялся служить в провинцию, такие назначения известны под названием «промагистрат» (букв. «за магистрата», как проконсул, пропретор).

Выборы должностных лиц осуществлялись народным собранием: магистратов, обладающих империем, и цензоров выбирали на центуриатных комициях; курульных эдилов, квесторов и низших чиновников – на трибутных комициях; народных трибунов и плебейских эдилов – на собрании плебеев. Выдвигать свою кандидатуру мог только полноправный и свободнорожденный римский гражданин, здоровый телесно и умственно, к чему в реальности присоединялось требование о наличии значительного состояния. Избирать можно было только представителей всаднических (денежная знать) и сенаторских родов, двух сословий, которым были «открыты двери сената» (Цицерон).

В поздний республиканский период кандидат должен был объявить о своем участии в выборах лично за три базарных дня (т.е. за 24 дня, так как римская неделя была восьмидневной). Магистраты, руководившие выборами, располагали значительными полномочиями в вопросе о допуске кандидатов и провозглашении победителя. Сроки выборов менялись, но обычно они проходили в середине лета. Первыми могли проходить выборы трибунов, а затем, по порядку – консулов, преторов, эдилов и квесторов. По истечении своих полномочий магистрат был обязан принести клятву в том, что честно исполнял свой долг и следовал законам.

Престиж магистратуры.

Магистратура считалась почетной обязанностью, она не оплачивалась, хотя некоторые расходы магистрату возмещались. Однако огромные расходы, требовавшиеся от кандидатов на должности, в том числе устраивавшиеся для населения колоссальные цирковые игры и раздачи, приводили к злоупотреблениям служебным положением, к поборам при управлении провинцией в попытке возместить то, что было затрачено.

Количество служителей также зависело от ранга магистрата. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли знаки власти, называвшиеся фасциями и состоявшие из пучка прутьев и топора. У консула было 12 ликторов, у претора – 6. В присутствии высших магистратов низшие должны были вставать и опускать свои фасции. Знаками курульной магистратуры служили курульное кресло, пурпурная кайма тоги и пурпурная полоса на тунике. Трибуны получали особую скамью, а квесторы обычный стул. Лиц, занимавших при жизни курульные должности, погребали со знаками их власти, в присутствии изображений предков (их масок, которые хранились у всякого родовитого римлянина), также занимавших магистратуры.

Дальнейшая история.

В эпоху великих войн 3 и 2 вв. до н.э. полномочия магистратов оказались до некоторой степени затененными ведущей ролью сената в политике и управлении. Это случилось вполне естественно, поскольку магистраты являлись еще и сенаторами. Формально магистраты сохраняли инициативу обращения к сенату за консультацией и вынесения законопроекта на обсуждение народного собрания, они все так же могли применять насилие и сохраняли судебные полномочия. В качестве представителей государства они могли заключать обязательные для народа соглашения, но эти соглашения подлежали ратификации сената и народного собрания. В период пребывания в должности магистраты пользовались неприкосновенностью, но по окончании этого срока могли быть привлечены к суду.

Республиканские магистратуры сохранялись в эпоху принципата, т.е. империи, созданной Августом и его преемниками, однако их функции постепенно переходили к людям, назначенным императором, или к комиссиям, ответственным непосредственно перед ним. Выборы фактически были перенесены в сенат и происходили в соответствии с рекомендациями принцепса. Магистратуры превратились в обозначение ранга, который позволял данному лицу претендовать на высокооплачиваемую должность в имперской бюрократии. Только преторы отчасти сохраняли прежнее значение вплоть до правления Адриана. В поздней империи должности консула и претора становятся просто почетными званиями.

Возникновение магистратур (так называли в Древнем Риме государственные должности) относится к периоду установления Римской республики (конец VI века до н. э.). Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистратом.

Первая высшая магистратура была создана примерно в 509 до н. э., когда после отмены царской власти во главе Римской республики встал praetor maximus — должность, впоследствии превратившаяся в консулат. Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, но к началу III века до н. э. стали доступны и плебеям.

Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали властными полномочиями (imperium). Их внешним отличием была свита из ликторов с фасциями. По закону Виллия (180 г. до н. э.) был установлен порядок и последовательность прохождения магистратур — cursus honorum.

В эпоху Империи выборные должности утратили политическое значение, но сохранились в качестве предпосылки для занятия новых, влиятельных постов.

Магистратура

лат. magistratus — сановник, начальник

Магистратуры

преторы — городское правосудие по гражданским делам, высшая власть в отсутствие консула;

цензоры — проведение переписи населения (ценза), финансовый контроль, управление содержанием и обслуживанием общественных зданий и сооружений, надзор за нравами.

эдилы (плебейские и курульные) — содержание и обслуживание сооружений культа, защита интересов плебса, благоустройство города (площадей, улиц, рынков), полицейские функции;

квесторы — первоначально общие помощники консулов, позже — уголовная юрисдикция, управление государственным казначейством и государственным архивом.

народные трибуны — защита и поддержка плебса, посредничество между плебсом и магистратами (должность признается магистратурой не всеми исследователями).

диктатор — вся полнота власти при чрезвычайной ситуации в государстве;

командующий конницей — помощник и заместитель диктатора;

децемвиры для записи законов — составление таблиц законопроектов, вносимых в комиции;

военный трибун с консульской властью — вопросы войны (подготовка, предотвращение, ведение), отражение внешней агрессии и смягчение сословных внутригражданских конфликтов.

триумвир (Второй триумвират) — чрезвычайные полномочия «для устройства государственных дел».

Cursus honorum

Cursus honorum («путь чести») — последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера древнеримских политиков сенаторского ранга. Развал этого института начался в последние полвека существования республики и завершился в первое столетие принципата.

После издания закона Виллия (180 г. до н. э.) cursus honorum строился на следующих принципах:

Установление временных промежутков между исполнением той или иной должности и ограничений на повторное замещение одной и той же магистратуры. Данное положение было призвано предотвращать чрезмерное сосредоточение власти в руках одних людей. По Сулловым законам повторно замещать магистратуру можно было по истечении 10 лет с момента окончания первого срока, хотя с прихода к власти Гая Мария (который смог избраться консулом пять раз подряд) наметилась тенденция к отмиранию этого принципа.

Установление минимального возраста для занятия той или иной должности. Большой честью для политика считалось получение магистратуры в «свой год», то есть при первой легальной возможности. Если политик не получал ту или иную магистратуру в «свой год» (напр., не становился претором в 39 лет), у него пропадал шанс получить в «свой год» и более высокие магистратуры (напр., стать консулом в 42 года).

Установление жёсткой последовательности замещения магистратур:

Военный трибун. Первая ступень карьеры римского политика, дававшая ему возможность командовать легионами и исполнять другие обязанности по военной службе. Замещалась путём ежегодного избрания юношей в трибутных комициях.

Квестор. Первая заявка политика на блестящую карьеру. Общий возрастной ценз — 30 лет, для патрициев (до Сулловых реформ) — 28 лет. Все магистратуры старше этой давали право на ношение плаща, отороченного пурпуром (toga praetexta).

Эдил. Факультативная ступень cursus honorum, которая обычно замещалась бывшими квесторами. Ежегодно избиралось по два эдила. Из четырёх эдилов двое были курульными (избирались из патрициев). Возрастной ценз — 36 лет.

Претор. Одна из ключевых магистратур, заключавшаяся в исполнении судебно-прокурорских функций. Возрастной ценз — 39 лет. Количество преторов в Риме возрастало с течением времени. Из шести-восьми преторов наибольшим почётом пользовались городской претор (praetor urbanus) и претор для чужеземцев (praetor peregrinus), решения которых имели высшую силу. Поскольку преторы обладали властными полномочиями (imperium), их сопровождали шесть ликторов.

Консул. Вершина карьеры римского политика. Консул имел право отменять решения городского претора, имел в своём распоряжении два легиона, председательствовал в Сенате. Возрастной ценз — 42 года для плебеев и 40 лет для патрициев. Консулов было двое, они избирались на год и могли ветировать решения друг друга. Консула сопровождало 12 ликторов.

Проконсул и пропретор. На следующий год после исполнения обязанностей консула или претора политик отправлялся управлять одной из провинций и командовать расквартированными в ней войсками. При этом его сопровождало то же число ликторов, что и при исполнении им магистратуры в Риме. Решения проконсула или пропретора могли быть отменены действующими консулом или претором.

Цензор. Заключительная ступень cursus honorum. В отличие от прочих магистратур, срок исполнения цензорских полномочий составлял полтора года. Цензоры избирались раз в пять лет. Цензоры следили за чистотой нравов и могли влиять на персональный состав Сената. Замещение этой должности считалось большой честью, хотя у цензора не было властных полномочий и, как следствие, его не сопровождали ликторы. Цензоры выбирались из бывших консулов, и никто не мог занимать эту должность дважды. В период Империи данное право пожизненно предоставлялось императору, начиная с Домициана, хотя императоры периодически и раньше присваивали полномочия цензоров, официально же они вступали в должность цензоров редко (как Веспасиан в 73 г.)

Помимо этих обычных магистратур, существовали и экстраординарные магистраты, которые не обладали властными полномочиями и не носили пурпурной тоги:

Народный трибун — избирался плебеями из своего числа и мог ветировать решения всех магистратов, кроме диктатора.

Принцепс Сената («первый из сенаторов», «первый среди равных») — избирался из числа патрициев, прежде бывших консулами (и, как правило, цензорами), чтобы представлять Сенат в отношениях с послами других государств, открывать и закрывать заседания Сената, первым высказываться по каждому вопросу.

За пределы обычного cursus honorum выходила и должность диктатора, который назначался по соглашению консулов в чрезвычайных случаях сроком на шесть месяцев, в течение которых приостанавливались все прочие магистратуры. Он обладал высшими властными полномочиями и сопровождался 24 ликторами. Диктатор назначал себе в заместители т. н. начальника всадников (magister equitum), которого сопровождали шесть ликторов (по аналогии с преторами).

Также cursus honorum — название посвятительной надписи, которой сопровождались статуи, возведённые Сенатом в знак поощрения политика или военного, перечислявшие заслуги и должности модели.

Закон Виллия

Lex Villia annalis — древнеримский закон 180 года до н. э.

иерархический порядок должностейcertus ordo magistratuum», или cursus honorum): квестор, курульный эдил, претор и консул; попасть на должность консула можно было, только пройдя через эти предварительные ступени.

минимальный возраст для занятия низшей ступени этой лестницы — квестуры, но он устанавливался косвенно: кандидат должен предварительно отбыть в течение 10 лет воинскую повинность (или, по крайней мере, в течение 10 лет предъявлять себя к набору); а так как отбывание воинской повинности начинается с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.

предписал обязательный двухлетний промежуток между сложением с себя одной должности и избранием в другую.

Все эти три пункта преследуют одну цель: не допустить слишком молодых и неопытных людей на пост высших магистратов.

Этот закон к концу республики потерял своё значение из-за изменений в воинской повинности: фактически граждане перестали привлекаться к отбыванию обязательной воинской повинности, войско же комплектовалось из волонтеров-пролетариев.

Вследствие этого закон Виллия был исправлен сообразно новым условиям законом Суллыlex Cornelia de magistratibus 81 года до н. э. Последний закон уже прямо определил минимальный возраст для занятия каждой должности: для квестуры — 30 лет, для претуры — 40 и для консулата — 42 года.

Установление республиканского строя в Риме произошло в 509 году до н.э. после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого. Период республики ознаменовался бурным развитием производства, которое привело к важным социальным сдвигам. Границы римского государства постоянно расширялись за счет успешных войн.

Основное социальное деление: СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ (квириты) и РАБЫ

Свободные распадались на две неравные социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота (люмпен-пролетарии).

Правовое положение личности в Риме базировалось на ТРЕХ СТАТУСАХ

1) СТАТУС СВОБОДЫ: деление на свободных и рабов

Полноправным был лишь свободнорожденный, отец и дед которого также были свободными.

Главный источник рабства – военный плен (+ покупка и долговое рабство)

Рабы были государственные (работали на рудниках и мастерских) и частновладельческие

Раб – часть имущества господина. Все произведенное рабом поступало хозяину

2) СТАТУС ГРАЖДАНСТВА: свободное население Рима делилось на граждан (латинов) и иностранцев (перегринов)

Полной правоспособностью обладали только свободнорожденные римские граждане.

Возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина

В конце III-II веках до н.э. возникают привилегированные замкнутые сословия: нобили и всадники

Нобили – самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Они фактически монополизировали высшие государственные должности, из их среды пополнялся сенат.

Всадники – торгово-финансовая знать и средние землевладельцы. Постепенно верхушка всадников сливается с нобилями.

Жители Италии и других стран отличались от римских граждан по правовому положению

Выделялись жители Аппенинского полуострова – латины и жители провинций – перегрины

Древние латины обладали имущественными правами, имели право выступать в суде, вступать в брак с римскими гражданами. НО! Лишены права участвовать в народных собраниях

Латины колоний пользовались теми же правами, но не могли вступать в брак с римлянами

Впоследствии всем латинам предоставили права римских граждан

Свободные жители стран, завоеванных Римом вне пределов Италии, а также жители иностранных государств именовались перегринами.

Перегины несли налоговые повинности, не имели прав латинов, но обладали имущественной правоспособностью. Для представления своих интересов они должны были избирать покровителей – патронов.

3) СТАТУС СЕМЬИ: полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки (pater familias). Остальные члены семьи находились под его властью.

Домовладыка был лицом «собственного права», члены семьи назывались лицами «чужого права», права домовладыки. Вступая в имущественные отношения, они приобретали имущество для него, а не для себя. Однако ограничения в частном праве не влияли на их публичные правомочия.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Утрата статуса свободы (плен, обращение в рабство) означала потерю статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) тярелась правоспособность гражданина, но сохранялась личная свобода. Утрата статуса семьи (напр. усыновление главы семьи другим лицом) влекла к потере только «собственного права».




Аристократические черты в Римской республике сочетались с демократическими, но преобладали.

Фактическая власть осуществлялась главным образом аристократическими органами – сенатом и магистратами.

Три вида народных собраний: центуриатные, куриатные и трибутные. Главную роль играют центуриантые, обеспечивающие приоритетную роль имущих слоев и правящей верхушки. С середины III века структура их изменилась: каждый из пяти разрядов стал выдвигать равное количество центурий – 70. Общее число центурий выросло до 373.

- избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров);

- решали вопросы войны и мира;

- рассматривали жалобы на смертельные приговоры.

Трибутные комиции (территориальные) делились, в зависимости от состава жителей триб, на плебейские и патрицианско-плебейские.

- избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и пр.);

- рассамтривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III века до н.э. получили право принятия законов. Трибуны избирались в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом вето – запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Куриатные комиции после реформ Сервия Туллия потеряли свое значение, они лишь формально вводили в должность избранных другими собраниями. Постепенно заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, они же и председательствовали на них. Участники собраний не могли изменять повестку, а лишь голосовали.

СЕНАТОРЫ (вначале 300, в I веке до н.э. – 600, затем 900) НЕ ИЗБИРАЛИСЬ. Цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей нобилитета, ранее, как правило, уже занимавших высокие посты.

Формально сенат – совещательный орган.

- контроль законодательной работы центуриатных (а затем плебейских) собраний;

- вынесение постановлений по общественной безопасности, благоустройству, религ. культу.

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Магистратуры – государственные должности.

- срочность (на год);

- ответственность перед избравшими.

ПРАВО ИНТЕРЦЕССИИ: каждый магистрат имел право принимать решение, оно могло быть отменено его коллегой. ВЫШЕСТОЯШИЙ магистра мог отменить решение НИЖЕСТОЯЩЕГО.

ВЛАСТЬ МАГИСТРАТОВ: высшая (imperium) и общая (potestas).

Высшая: военная власть, право перемирия, созыва сената и народных собраний и председательствовать в них, право издавать приказы, право суда и наказания.

Высшая власть принадлежала диктаторам, консулам и преторам.

Диктатор имел «высочайший империум», вкл. право приговаривать к смерти, и приговор не подлежал обжалованию.

Консулу принадлежал «большой империум» - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собании, если он был вынесен в Риме.

Претор имел «ограниченный империум» без права приговаривать к смерти.

Общая власть принадлежала всем магистратам: это право отдавать распоряжения и штрафовать за их неисполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).

Консулы (2 человека) – высшие магистраты, возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенны их военные полномочия: набор и командование армией, назначение военачальников, право на перемирие, распоряжение военной добычей.

Преторы (появились в сер. IV века до н.э.) – помощники консулов. Управление городом, судопроизводство, издание новых постановлений. Вначале один, затем два (один рассм. дела римлян, другой – перегринов), затем восемь.

Цензоры (2 человека) – избирались раз в пять лет для составления списков римлян, распределения их по трибам и разрядам, составления списка сенаторов. + наблюдение за нравственностью.

Квесторы (до 20 человек) – начале помощники консулов, затем стали ведать финансами, расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы (2 человека) – контроль за порядком в городе, торговлей, празднествами и зрелищами.

Плебейские трибуны занимали особое место среди магистров. Их право вето играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем активность трибунов пошла на убыль.

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных, тяжелых условиях ( в первые века республики и для решения узких задач).

Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты.

Право вето плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия он не нес ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать полгода (в период кризиса республики правило было нарушено, появились пожизненные диктатуры (диктатура Суллы).

Изменения правового режима населения. Установление военно-диктаторского режима завершило период гражданских войн и стабилизировало ситуацию в Риме.

С расширением пределов римского государства растет число свободного населения, в том числе римских граждан. Права граждан все чаще предоставляются жителям внеиталийских провинций.

В 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Ряды нобилей и всадников поредели в период гражданских войн и пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, провинциальной знатью, государственными чиновниками.

Нобилитет – сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

Сословие всадников превратилось в служилое сословие, поставляющее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях, для армии (имущественный ценз от 400 тысяч до миллиона сестерциев).

Провинциальная знать не была оформлена в сословие, но играла влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы, торговцы.

Широкая прослойка мелких производителей в городе и на селе сохраняется, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших надел. Распространяются пекулий (предоставление части имущества для самостоятельного пользования) и колоннат (полузависимые крестьяне).

Положение рабов несколько улучшается. Эпоха успешных завоеваний осталась в прошлом – приток рабов иссякает.

Традиционная политическая структура Рима сохраняется и в первые века существования империи. Империя поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным тиулом.

Постепенно власть императора усиливается, необходимость ее маскировки республиканскими учреждениями отходит в прошлое. К концу II века сенат окончательно устраняется от управления, которое переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, во главе которого стоит император. Римское государство приобретает черты монархического государства с абсолютной властью императора.

Период империи делится на два этапа: принципат (I век до н.э. – III век н.э.) и доминат (III – V века).

ПРИНЦИПАТ: переход управления государством к принцепсу перешел благодаря наделению его высшей властью (imperium).

Принцепса избирают на важнейшие должности, а он создает отдельный от магистратур чиновничий аппарат, получает право распоряжаться казной и командовать всеми армиями.

Октавиан получил право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианцев), право высшего уголовного и гражданского суда, толкования законов. Постановления принцепса начинают иметь силу закона.

Принципы избирались одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консулы они могли отменить решение любого магистрата, как цензоры – сформировать сенат, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Октавиан также получил звание понтифика – верховного жреца.

Власть принцепса первоначально не была наследственной. Юридически получая власть «по решению сената и римского народа», он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного).

Из народных собраний сохраняются только трибутные. Постановления сената с I века получают силу закона. Однако «кадровые чистки» сената привели к его зависимости от принцепса. Были ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Во внешнеполитической и военной областях компетенция полностью утрачивается.

ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ создается наравне с республиканскими магистратурами.

Совет и Канцелярия принцепса (несколько едомств со штатом сотрудников) – его вершина.

В СОВЕТ включались префекты, начальники ведомств канцелярии, «друзья» императора.

КАНЦЕЛЯРИЯ состояла из ведомств финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др.

Члены совета и начальники канцелярии назначались самим принцепсом из приближенных.

Высшие чиновники (назначались из сенаторов и всадников): префект претория (командующий гвардией), префект Рима (распоряжался полицейскими когортами), префект Египта, префект, отвечавший за снабжение и пр.

Провинции стали составной частью Римского государства. Разделены на императорские и сенатские.

Императорские провинции управлялись легатами, назначаемыми принцепсом (гражд. и военная власть) с помощью собственного совета и канцелярии, сенатские – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и нах. в двойном подчинении.

ДОХОДЫ с сенатских провинций шли в государственную казну (эрарий), доходы с императорских провинций – в казну принцепса (фиск).

Императорские провинции приносили огромные доходы. К III веку все провинции стали императорскими.

АРМИЯ превратилась в мощную опору личной и государственной власти, влиятельную политическую силу. После перехода к профессиональной армии превратилась в закрытую организацию. Привилегированное положение – у преторианской гвардии (набор из римских граждан италийского происхождения). Большая часть легионеров набиралась из граждан римских провинций. Третью часть армии составляли вспомогательные войска, набиравшиеся изх провинциалов, не имевших прав римских граждан.

ДОМИНАТ: уже в период принципата система рабовладения в Риме начинает клониться к упадку. Углубляется сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников. Растет значение труда колонов, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология. Принимается ХРИСТИАНСТВО.

Экономика, основанная на рабском и полурабском труде, перестает развиваться и начинает деградировать.

Все чаще происходят восстания рабов, коренного населения провинций.

РИМ ПЕРЕХОДИТ К ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ ВОЙНАМ

Резко обостряется борьба за власть.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, сенат окончательно подчинился принцепсу.

С конца III века Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Переход к ДОМИНАТУ – приход к власти Диоклетиана. Население превратилось из граждан в подданных императора.

Совет принцепса превратился в государственный совет – консисториум.

Появляются гражданские и военные чиновники, а также придворные чиновники.

Римом стал управлять префект, сенат превратился в свет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.

АРМИЯ стала подразделяться на подвижные и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают варвары. Преторианская гвардия превращается в дворцовую стражу.

Общеимперская полиция возглавлялась начальником канцелярии, тайная полиция – префектом претория.

- экономическая (выпуск денег с низким содержанием драгметаллов);

- налоговая (большая часть налогов стала взиматься деньгами, а не натурой);

- военная (образование пограничных и мобильных войск, введение рекрутского набора);

Император назначил соправителя – цезаря, через год ставшего ему равным. Империя была разделена на две части – западную и восточную. Законодательство оставалось единым, подписывалось от имени обоих императоров. Каждый из них стал назначать собственного соправителя-цезаря. ТЕТРАРХИЯ

Государство было разделено на 4 части и 100 провинций

Рим перестал быть столицей империи: на западе столица в Медиолане (Милан), на востоке – в Никомедии.

Константин вновь восстановил единство власти, продолжил реформы Диоклетиана.

Новая денежная реформа стала более удачной, привела к стабилизации денежного обращения.

Профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность служебного роста.

Тетрархия была упразднена, однако в каждой из двух частей империи были образованы по две префектуры во главе с префектами (гражданская власть). Военная власть принадлежала военным магистрам: двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (шесть на западе и семь на востоке) во главе с ВИКАРИЯМИ.

Диоцезы делились на провинции во главе с РЕКТОРАМИ

Провинции делились на округа с окружной администрацией.

337 – христианство признано государственной религией.

Опора домината – армия, чиновничество и христианская церковь.

395 – окончательный распад империи на две части как попытка предотвратить гибель рабовладельческого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варваров.

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Должность интеррекса (буквальный перевод этого слова — «между царями») одна из древнейших экстраординарных магистратур. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула и с тех пор неизменно избирался между всеми правлениями — сперва царей, а потом консулов. Причём на эту должность избирали не голосованием, а жребием, который тянули десять старших сенаторов. Обязанностью интеррекса было за пять дней созвать комиции (народные собрания) для избрания нового правителя. Если он не успевал, то слагал с себя полномочия, и опять жребием выбирался следующий интеррекс. В республиканский период жеребьёвку отменили и интеррекса стали выбирать сенаторы-патриции.

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Читайте также: