Выбирая профессию о чем вы думаете прежде всего

Опубликовано: 15.05.2024

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Боброницкая Ольга Владимировна

Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

ВложениеРазмер
urok_professionalnogo_samoopredeleniya_v_5.docx 141.99 КБ

Предварительный просмотр:

КГОКУ «Детский дом г. Дальнереченска»,

Провела: воспитатель Боброницкая Ольга Владимировна

Занятие профессионального самоопределения в 5-9 классе на тему:

«Выбор профессии – дело серьёзное».

Апрель 2013 год

Рекомендации к занятию на тему "Выбор профессии - дело серьезное».

Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств воспитанников в выборе профессии с помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

Работая по данному курсу несколько лет, выяснила, что воспитанникам интересен данный предмет для самопознания, раскрытия способностей. Поэтому применяю разные формы проведения занятий с использованием тестов, анкет, психологических тренингов. В ходе изучения курса также проводятся интегрированные занятия в ИЗО-студии, домоводство профессионального самоопределения. На первом занятии воспитанники писали письмо-размышление об их целях и смысле жизни, а на последнем они подводят итог и сравнивают своё мнение с первоначальным и рассуждают о выборе профессии.

- формирование знаний о профессиях

- активизация процесса профессионального самоопределения учащихся,

- оказание действенной практической помощи в осознанном выборе

- формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку;

- формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

2. Развивающие: - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» ,с учётом полученных знаний

- воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный

проектор, экран, музыкальный центр, выставка творческих работ учащихся, кулинарный уголок, карточки с

перечисленными факторами, влияющими на выбор профессии.

Надписи на доске:

Эпиграф урока: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

Тема урока "Выбор профессии - дело серьезное».

"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне". Виктор Гюго.

Звенит звонок. Инсценированный выход воспитателя в форме бухгалтера (очки, пуховый платок на плечах, деревянные счеты в руке, уставший вид).Садится за стол, загроможденный папками с документами и нервно считает на счётах. Резко все бросает и с репликой: «Не моё все это…» сбрасывает платок, очки, отходит в учебную зону урока и с улыбкой на лице начинает вести занятие .

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

2.Мотивация. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Учитель: - Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.(слайд 1) Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как Васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот рыцарь один-одинёшенек, и некому ему дать совет.

Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то

предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать своё

Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный урок. Мы ещё раз отправимся в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека. Древнеримский философ.

- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов

преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. И не зря тема нашего урока "Выбор профессии - дело серьезное".

- Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии .

( Учащиеся называют факторы, карточки появляются на магнитной доске).

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

Воспитатель : - В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в девятом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение уже по выбранной специальности в техникуме или колледже. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит.

Виктор Гюго писал :

" Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

- Как вы относитесь к данным словам? Докажите свою точку зрения.(высказывания учащихся)

3. Практическая работа.

Учитель: - Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно, и

большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не

стала тяжёлой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. Начнём

нашу работу с небольшой разминки.

а) Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)

Он даёт нам знания

От нас в ответ признания

Всё время получает

Учитель: - Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая? Какими качествами обладает учитель или должен обладать

1.Терпеливый и деликатный.

2.Знающий, умеющий, целеустремлённый.

3.Счастье находит в детях.

г) Суждения учащихся о способах ориентации в профессиях.

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, которые помогут вам в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв, как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, вы уменьшите вероятность ошибок в выборе своей будущей профессии.

Выбирая профессию, о чем мы думаем, прежде всего? (Рассуждения учащихся).- Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т.е. определяем наши желания, интересы и способности.

Сделать правильный выбор профессии – это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда.

4. Защита проектов и профессиональная проба.

Воспитатель : - Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу”. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе элементы той или иной профессиональной деятельности. Испытание сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволит вам в дальнейшем глубже обдумать свой выбор.

1) Создание проблемной ситуации, обыгрывание. (Звенит телефон. Учитель поднимает трубку, извиняется и выходит. Урок продолжает вести воспитанник А.).

Воспитанник А.: - Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Зная свои возможности, человек не может определить, нравиться ли ему данная профессия, до тех пор, пока реально не попробует себя в ней.

А теперь, ребята расскажите какая профессия вам нравиться и вы себя хотите в ней себя попробовать

А) Защита проекта «Парикмахер»- Т.С

То, что я спрошу сейчас,

Отгадать не сложно.

Кто в одном лице у нас

Скульптор и художник?

Люди шапки перед кем

С радостью снимают?

У кого в одной руке

Два ножа сверкают –

Над чужою головой

Вьются словно птахи?

Все вы знаете его

Это… (слайд 2),(слайд3) (представляет причёски сделанные из кос) (воспитатель заходит в класс и тихо садится, воспитанник А. продолжает вести занятие)

Б) Защита проекта «Повар-кондитер» Ю.С

А сейчас на сцену к нам

Выйдет гость особый,

Со всего, что сделал, сам

Он снимает пробы.

Каждый ремеслом его

Хоть чуть-чуть владеет,

Только так, как может он,

Вряд ли кто умеет.

Без лосьонов и духов

Пахнет вкусно очень.

Руки чистые готов

Мыть с утра до ночи!

Он умеет отличать

Третье от второго.

Кто он просто угадать,

(При защите данного проекта ученица А.Ю. представляет домашний торт и его рецепт, . (слайд 4) (слайд5)

В) Защита проекта «Автомеханик»- З.Б.

Говорят мне часто,

Что со мной одно несчастье –

У меня во всех карманах

Инструменты и запчасти:

Два винта, четыре гайки,

Три струны от балалайки,

Колесо от самоката,

То, что выпросил у брата,

Чья-то старая маслёнка,

Чьи-то сломанные клещи

И ещё другие вещи.

Потому что я мужчина –Мне без техники нельзя!

Для мужчины все машины

- Кто поделится своими умениями автослесаря?(слайд 6) (слайд7)

Рассказ о профессии.

Ученик А.: - Молодцы ребята. Много интересного вы нам показали. А сейчас…

Вот какой загадкой я

Всех вас озадачу:

Он не меньше, чем семья

Для детишек значит.

Им расскажет обо всем,

Что его ни спросят,

Для него особый дом

Скоростей и шума там

Угадать не сложно нам,

Кто же я? (Учитель) (рассказ о профессии учитель) (слайд 8) (слайд 9)

(Далее урок продолжает вести воспитатель)

Воспитатель : - Сейчас вы попробовали себя в некоторых профессиях, но мир профессий очень разнообразен. Может ваш выбор изменится. Но очень хочется, чтобы вы заранее узнали свою профессию в лицо.

Часто от вас приходится слышать слова: «Я еще не нашел себя».: «… Найти себя

невозможно - себя можно только создать». Создавайте же себя сами для будущей профессии. Ищите себя и свою профессию.

Ученица поёт песню.

Муз. М. Минков «Дорога добра»

З) Защита профессии «Почтальон»- М.Н.

(Стук в дверь. Заходит почтальон).

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Знают строки эти

Безусловно, люди все -

Взрослые и дети.

Это добрый почтальон,

Что несет посылку,

Также письма носит он,

И журнал « Мурзилка ».

Много радостных вестей,

И открытку маме,

Телеграмму про гостей,

Почтальон любим людьми, -

Нам сумел помочь ты, -

Скажем громко мы-

Нам не жить без почты.

Рассказ о профессии почтальона – С.А

- Да я вам письмо заказное принес, распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель : - Спасибо, проходите.

Долго шло к нам это письмо, целых восемь месяцев, отправленно сентябрь . А здесь не одно, а 7 писем!

- Вспомните, о чем в них шла речь?

Давайте посмотрим, что же в них написано (воспитанники просматривают свои письма).

- Изменилась ли ваша мечта с того времени?

- Что повлияло на ваш изменившийся выбор?

1. Ответы на вопросы.

- Какие типы профессий были представлены ?

- Что означает выражение «правильный выбор профессии»?

2) Коллективная оценка проектов.

(воспитатель и воспитанники оценивают защиту проектов ребят ).

6. Рефлексия.- Наше занятие подошло к концу. Думается, что все получили удовольствие и пользу от полученной информации, проделанной к занятию работы.

На ваших столах лежат маски двух видов: с веселым лицом и грустным. Оцените урок, насколько он вам полезен и заинтересовал вас, примерив соответствующую маску.

2. Развивающие : - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» ,с учётом полученных знаний

3. Воспитательные:

- воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедийный

1.Организационный момент

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: - Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.(слайд 1) Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, , выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать своё

Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный урок. Мы ещё раз отправимся в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики. Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека. Древнеримский философ.

- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самому сложному выбору. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов

преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. И не зря тема нашего урока "Выбор профессии - дело серьезное".

*Знания о профессиях, рынке труда

*Мнение родителей, семьи

*Позиция учителей, психологов, врачей

Воспитатель : - В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. Но в девятом классе уже стоит задуматься о дальнейшем профессиональном пути. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение уже по выбранной специальности в техникуме или колледже. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит.

Виктор Гюго писал :

" Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

- Как вы относитесь к данным словам? Докажите свою точку зрения.(высказывания учащихся)

3. Практическая работа.

Учитель: - Ни для кого не секрет, что значительную, а возможно, и

большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не

стала тяжёлой повинностью, а была бы нужным и интересным делом. Начнём

нашу работу с небольшой разминки.

а) Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)

Он даёт нам знания

От нас в ответ признания

Всё время получает

Учитель: - Представьте себе, что я свалилась с Луны и ничего не знаю о земных профессиях, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая? Какими качествами обладает учитель или должен обладать

1.Терпеливый и деликатный.

2.Знающий, умеющий, целеустремлённый.

3.Счастье находит в детях.

г) Суждения учащихся о способах ориентации в профессиях.

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, которые помогут вам в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв, как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, вы уменьшите вероятность ошибок в выборе своей будущей профессии.

Выбирая профессию, о чем мы думаем, прежде всего? (Рассуждения учащихся).- Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т.е. определяем наши желания, интересы и способности.

Сделать правильный выбор профессии – это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда.

4. Защита проектов и профессиональная проба.

Воспитатель : - Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу”. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе элементы той или иной профессиональной деятельности. Испытание сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволит вам в дальнейшем глубже обдумать свой выбор.

1) Создание проблемной ситуации, обыгрывание. (Звенит телефон. Учитель поднимает трубку, извиняется и выходит. Урок продолжает вести воспитанник А.).

Воспитанник А.: - Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Зная свои возможности, человек не может определить, нравиться ли ему данная профессия, до тех пор, пока реально не попробует себя в ней.

А теперь, ребята расскажите какая профессия вам нравиться и вы себя хотите в ней себя попробовать

Как выбрать профессию по душе в наши дни и в следующем десятилетии? Какие тесты помогут определиться с выбором профессии школьникам, подросткам и тем, кто решил сменить деятельность в зрелом возрасте?

Проблема выбора профессии

Основа, позволяющая выявить интересы к определенным занятиям, обычно выявляется в школьные годы. Это проявляется в способностях к каким-нибудь предметам. Играет свою роль и общение со сверстниками, с учителями, с родителями. Это значит, что в школьные годы можно приблизительно определить сферы деятельности, в которых и нужно будет определиться с окончательным выбором. Как определиться с выбором профессии подростку?

К примеру, неплохие способности в математике в 9-11 классе предполагают выбор профессии связанной и с финансово-экономической сферой, и с фундаментальными исследованиями, и с работой инженером. В случае, когда у молодого человека хорошие способности и тяга к музыке, он может не только в будущем выходить на сцену, но и проявить себя в музыкальном бизнесе или в педагогике.

Выбор профессии для школьников иногда заключается в продолжении семейного ремесла. Возможен и вариант, когда молодой человек продолжает дело своих родителей. К примеру, если мама или папа старшеклассника – учитель, то он, уже имея представление о такой работе, может поступать в педагогический университет. Обычно в таких случаях, продолжая дело родителей, человек добивается высоких результатов.

Дистанционное обучение

В настоящее время существует вариант дистанционного обучения. Но чаще всего молодые люди предпочитают очную форму. Однако она предполагает порой большие финансовые затраты.

Как определиться с выбором профессии? Существуют специальности, получить которые можно, лишь переехав на обучение в другой город. Вся семья в таких случаях обычно не может совершить переезд. Учиться отправляется только молодой человек.

Ошибки выбора профессии

Случается, что получивший диплом молодой специалист не удовлетворен своей работой. Он только сейчас понимает, что выбор был неверным. В таком случае речь идет о необходимости получения дополнительного образования. Именно в таком случае большую роль играет дистанционное обучение.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии? При выборе будущей профессии следует учитывать ее степень востребованности. На рынке труда нужно знать, какие специалисты нужны, и какие понадобятся в ближайшее время. Значительную роль здесь играет образование. Прежде всего, высшее. Среднее специальное также обеспечивает хорошее начало пути или его продолжение, но настоящую уверенность сейчас может дать только высшее образование. Порой – два высших.

Это подтверждается такими фактами. Годовой доход специалиста, имеющего высшее образование выше почти в полтора раза. Проработав десяток лет, он получает доход на 76% выше, чем человек, имеющий среднее специальное образование.

Однако такие результаты характерны далеко не для каждой профессии. Так, по сообщению Министерства труда, ежегодно каждый второй выпускник вузы, не сумевший трудоустроиться по своей специальности, имеет юридическое или экономическое образование. По этой причине бюджетные места по данным специальностям сокращаются. Но это не значит, что надобность в юристах и экономистах в стране резко снижается.

Порой предприятию довольно сложно найти хорошего юриста или экономиста не только на должности, называемые топовыми, но и на рядовые. Дело в том, что довольно много выпускников получают дипломы названых специальностей, но настоящего желания работать по избранным специальностям у них нет. Впрочем, в таких случаях и о хороших профессиональных знаниях говорить не приходится.

В 1990-е годы из-за активной компьютеризации в России многие стремились получить образование, связанное с финансами и тем, что имеет близкое отношение к компьютерам. Но в настоящее время владение компьютером не является чем-то необычным. Финансовые схемы известны и хорошо усвоены. То есть, особой надобности в таких специалистах нет. Главным стал человеческий фактор. Руководство компании учитывает моральные и духовные ценности человека, претендующего на определенную должность. Оказывается, успех компании находится в зависимости в значительной степени от моральных и духовных ценностей сотрудников.

Интересный факт! Есть даже игра LOST ARK, где нужно выбрать профессию. Какую профессию выбрать в Лост арк, на определенном этапе должен задуматься каждый игрок.

Решающую роль играют такие науки, как социология, история, политология, история, психология. Сегодняшнему развивающемуся информационному индустриальному обществу нужны гуманитарии, подкрепленные современными технологиями.

Как выбирать профессию парню

Уже в 10-м классе молодые парни задумываются о своей будущей профессии, которая позволит им получать максимальный доход. При этом практически никто не согласен оказаться на должности руководителя при условии, если зарплата окажется ниже, чем у простого инженера.

В настоящее время хорошие доходы имеют руководители регионов, жилищно-коммунальных предприятий, различные чиновники. Высокие зарплаты у тех, кто работает нефтяниками, банкирами, начальниками агентств. Список довольно обширный. Но надо учитывать, что высоких должностей могут добиться далеко не многие, поэтому желательно рассмотреть как можно больше вариантов.

Из-за ряда причин в настоящее время в России главную роль играет не производство, а закупки и продажи. То есть, менеджер в отделе снабжения имеет доход выше, чем тот, кто обеспечивает выпуск продукции. Это значит, что менеджер отдела снабжения и маркетинга – более высоко оплачиваемая должность. К тому же такая работа позволяет получить опыт в коммерции, что позволяет в будущем открыть собственное дело, став успешным бизнесменом.

Неплохой карьерный рост и у специалиста информационных технологий. В настоящее время офис немыслим без компьютеров и телефонов. По этой причине специалист по интернет-технологиям, компьютерам, телекоммуникациям в стране востребован и может рассчитывать на высокую зарплату. Наибольшей востребованностью отличаются программисты 1С, сферы создания и обслуживания сайтов, программного обеспечения, современных технологий передачи и получения информации. Именно поэтому хороший программист часто диктует условия работодателю – за какое вознаграждение он согласен работать в его фирме.

Подробности: Работа программистом: сколько зарабатывают в ИТ за месяц, год в России, США и других странах?

Хороший доход можно иметь и без наличия высшего образования. Пример – водитель-дальнобойщик. К высокооплачиваемым работам относится и, связанные с вахтовыми методами работы не Севере. Конечно, это связано с определенными трудностями, но в таких случаях доход в несколько раз выше, чем у инженера, имеющего высшее образование и работающего на каком-нибудь большом предприятии в региональном городе или в столице.

В последние годы в числе высокооплачиваемых оказалась работа повара, работающего в ресторанах класса-люкс. Чтобы получить возможность такого трудоустройства, нужно получить образование в пищевом колледже или на хороших кулинарных курсах. Затем надо просто проявить себя с хорошей стороны в кулинарии.

К хорошим специальностям относятся и те, которые связаны со службой в полиции, ФСБ, ОМОНе, в МЧС и ряде других, считающихся сугубо мужскими.

В числе востребованных и высокооплачиваемых профессий сейчас находится специальность автомеханика. Число автомобилей в стране увеличивается, одновременно расширяется и автосервис. Поэтому хороший автомеханик может без затруднений найти высокооплачиваемую работу.

Как считают специалисты, изучающие рынок труда, в недалеком будущем зарплата рабочих окажется существенно выше той, которую получают менеджеры в офисах. Дело в том, что число молодых людей, имеющих высшее образование, увеличивается, а тех, кто имеет рабочие специальности, сокращается. В настоящее время руководители предприятий готовы платить рабочим, имеющим высокую квалификацию, зарплату вдвое – втрое превышающую ту, которую получают инженеры. Недалек тот день, когда слесарь, оператор станков ЧПУ, токарь-фрезеровщик и прочие окажутся в числе наиболее востребованных и высокооплачиваемых.

К наиболее востребованным относятся и медицинские работники. Прежде всего, речь идет о врачах. Правда, пока выпускнику медицинского вуза найти высокооплачиваемую работу довольно сложно, но – это временное явление.

Как выбирать профессию девушке

Определиться со своей будущей дорогой девушке также сложно, как и парню. Порой то, что казалось интересным после окончания школы, после окончания вуза может оказаться нежелательным. Выбирая профессию, желательно ориентироваться на собственные умения и способности. Желательно обратить внимание на актуальность сферы деятельности.

Медицинские услуги всегда окажутся в числе наиболее востребованных. Хотя наука не стоит на месте, препараты, способные бороться с различными вирусами, появляются регулярно, люди продолжают болеть. А значит, профессия врача или медсестры останется востребованной.

Как правильно выбрать профессию девушке? Нужно учесть, что всегда остается востребованной творческая сфера. В эту же категорию попадает и сфера косметических услуг. Мастера маникюра и педикюра, визажисты, парикмахеры, стилисты обычно не испытывают затруднений при трудоустройстве. То же относится и с веб-дизайнерам, системным администраторам, программистам и прочим. Востребованы и воспитатели, преподаватели, социальные педагоги, психологи. Список этот далеко не полный.

К наиболее популярным профессиям относятся медсестра, врач узкой и широкой направленности, косметолог, массажист. Правда, получить специальность врача довольно не просто. Для этого потребуется 6 лет учиться в вузе, а потом еще 2 года быть в интернатуре. Проще стать косметологом или массажистом.

Какую выбрать профессию после 11 класса девушке, если нет желания получать высшее образование? Можно стать мастером маникюра и педикюра, визажистом, стилистом, бровистом, тату-мастером, если есть способности и проч. Для этого достаточно окончить какие-нибудь курсы, а не сидеть за университетской партой 6 лет. Однако надо помнить, что к новичкам люди идут не особо охотно. До того времени, когда у специалиста появятся свои клиенты, времени может пройти довольно много.

Более привлекательной является профессия программиста. Такую специальность можно получить в университете. Впрочем, выучить язык программирования – тоже не просто. Далеко не каждый становится настолько востребованным, чтобы при устройстве на работу у него была возможность выдвигать работодателю собственные условия.

Минусы и плюсы при смене профессии в зрелом возрасте

Как сменить профессию после 30,40 лет? Случается, что человеку приходится менять профессию в зрелом возрасте. Надо учитывать, что это событие отличается сложностью. Более того, человек в такой ситуации всегда переживет стресс. Часто в возрасте 30 – 32 лет человек понимает, что он ошибся в выборе профессии. Это может быть связано просто с низким доходом. Если разговоры с руководством по поводу повышения зарплаты не помогают, единственным решением становится смена сферы деятельности.

Важно знать: Изменения на рынке труда. Какие профессии исчезнут в ближайшие годы?

Впрочем, в таком возрасте сменить профессию гораздо проще, чем в 40-летнем. Если анализировать заявки руководителей на специалистов, то может показаться, что люди в возрасте за 40 никому не нужны. На самом деле – это не так.

Конечно, молодой специалист всегда признается человеком полным энергии, здоровья, лишенным множества проблем. Однако у молодых женщин и мужчин всегда существуют проблемы. Это и отсутствие опыта, и семейные дела. К примеру, у молодых женщин маленькие дети порой болеют, из-за чего такие работницы часто находятся на больничном. Из-за этого их мужья, озабоченные дополнительной нагрузкой, уже не могут трудиться с такой же максимальной отдачей, как в обычное время.

Если же возраст женщины превышает 40 лет, ее дети уже выросли, и проблем с ними нет. В таком случае главное – просто найти нужную работу. Если у работодателя будет выбор, то он всегда предпочтет опытного специалиста, не имеющего семейных проблем, новичку.

Признается, что мужчинам в возрасте за 40 найти работу сложнее. Однако в случае, когда человек имеет практические навыки, универсальные качества, все решается гораздо проще.

Какую профессию выбрать в будущем

В настоящее время существуют профессии, которых не было всего лишь несколько десятилетий назад. Такое произойдет и в будущем. Как уверены специалисты, ведущие ученые, аналитики и технологи, в число наиболее популярных профессий уже в 2025 году могут попасть, связанные с виртуальной реальностью и космосом.

Согласно прогнозам, уже в 2020 году рынок VR-устройств будет оцениваться в 40 миллиардов долларов. К 2026 году десятки миллионов людей будут находиться в виртуальной реальности, работая там и получая образование.

Интересно: Какие новые профессии появились в 21 веке? Как выбрать профессию будущего?

По мнению экспертов, в следующем десятилетии использование роботов станет массовым. Они станут и личными ассистентами и службой поддержки. По прогнозам, только в Великобритании может появиться почти 56 тысяч новых рабочих мест, связанных с робототехникой.

В следующем десятилетии, как прогнозируют специалисты, изменения произойдут в биологических науках, медицине, анализе данных. Работа над поиском методов для лечения депрессий, аутизма, шизофрении, болезни Альцгеймера с использованием виртуальных технологий ведется давно. Первые положительные результаты уже получены. Так что недалек тот день, когда знания человека в данной области будут востребованы лишь в качестве приложения к робототехнике.

По предположениям аналитиков с 2025 года люди начнут регулярно путешествовать в космос. Это станет причиной появления новой специальности – космического гида. Появятся специалисты, которые будут составлять космические туры.

Согласно прогнозам, к 2025 году число жителей Земли достигнет девяти миллиардов. Возникнет проблема с ресурсами. Их может не хватить. По этой причине появятся инженеры по восстановлению окружающей среды. Они же будут восстанавливать ранее вымершие виды растений и животных.

Предполагается, что в середине следующего десятилетия ожидается интенсивное развитие энергетики, связанной с солнцем и ветром. При этом главной задачей станет обеспечение питания энергоустановок в пасмурную погоду, а также разработка нового поколения батарей, способных накапливать больше энергии, что должно послужить мотивом выбора профессии для работы в недалеком будущем.

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь

Родители и дети мечтают, что выбор профессии будет окончательным при поступлении в университет, далее последует обучение и карьерный рост. Это возможно, когда подросток чувствует свое призвание. Ведь есть множество профессий, где именно призвание, а не денежное вознаграждение или престиж является залогом успеха в карьере (например, врач, ветеринар, учитель, геолог, научный сотрудник, работник службы спасения, юрист).

Тесты на выбор профессии

Как помочь ребенку определиться с профессией? В выборе будущей профессии помогают тесты на профориентацию. Например, известны следующие виды тестов:

Чтобы выбрать профессию по душе, можно пройти тесты как после 9, так и после 11 класса на следующих сайтах:

Цитаты о выборе профессии

Мотивы, правила выбора педагогической профессии прослеживаются в размышлениях великих людей.

  • «Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.» Апшерони А.
  • «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.» Роберт Де Ниро.
  • «Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.» Мураками Х.
  • «Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности — если выйти из нее.» Иоганн Гете.
  • «Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.» Декурсель А.

Интересный факт! В нумерологии предлагается выбор профессии по дате рождения! Только для этого необходимо найти настоящего специалиста, а не мошенника. Ради интереса можно пройти такие тесты онлайн, если они бесплатны. Ведь гарантий их точности нет, поэтому платить зря не стоит.

Читайте также: