Выбор профессии педагога осуществляется чаще под влиянием внешних мотивов чем внутренних

Опубликовано: 15.05.2024

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие личности с её индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а также со специальностью, которая предъявляет к личности ряд требований. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии.

Ученый Е.А.Климов указал восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор.

1. Позиция старших, семьи.

2. Позиция сверстников.

3. Позиция школьного педагогического коллектива.

4. Личные профессиональные и жизненные планы.

5. Способности и их проявления.

6. Притязания на общественное признание.

7. Информированность о той или иной деятельности.

8. Склонности личности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние мотивы – это общественная и личная значимость профессии; удовлетворение, которое приносит работа, благодаря её творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Благодаря ей он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешние мотивы – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престижность, т.е. стимулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Наиболее эффективной с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатом является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.

Наиболее значимыми факторами для выбора педагогической профессии выступают влияния:

а) учителя и любимого учебного предмета;

б) семьи, семейных традиций;

в) предшествующего опыта работы.

Анализ данных, полученных в 1998 г. путем анкетирования абитуриентов, поступающих в Московский государственный педагогический университет, проведенный автором учебного пособия, позволил выявить, что 60,5% опрашиваемых выбрали мотивы, свидетельствующие об их педагогической направленности. Остальные абитуриенты указали на необходимость получить образование, влияние родителей, стремление получать высокий заработок, причем 5% опрашиваемых не задумывается о причинах выбора профессии.

Исследования, проведенные в 2003 г. в Самарском государственном педагогическом университете на факультете начального образования, показали, что собственно профессиональные интересы присутствуют лишь у 44,4% учащихся 1 курса. У 45,6% наибольший интерес вызывает получение высшего образования. Из числа опрошенных только 30% собираются работать в школе, а 55% ещё не решили для себя, будут ли они стремиться в школу.

Возникает необходимость в реализации внутривузовской программы развития положительной мотивации к педагогической профессии у студентов.

Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволило условно выделить четыре группы студентов.

1. Студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету).

2. Студенты, которые не имеют мотивов обучения в педагогическом вузе.

3. Студенты, проявляющие яркие способности в организаторской работе.

4. Студенты, отличающиеся ярко выраженными довузовскими педагогическими умениями.

В процессе обучения в педагогическом вузе у них могут сформироваться группы мотивов, которые можно разделить на:

– внутренние мотивы: интерес к познанию основ профессиональной деятельности, стремление лучше подготовиться к педагогическому труду; осознание чувства ответственности за воспитание детей и т.д.;

– внешние положительные мотивы: стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, получать повышенную стипендию, ощущать себя студентом вуза, желание получить диплом;

– внешние отрицательные мотивы: страх получить нарекание со стороны преподавателей и родителей, угроза быть отчисленным из вуза, нежелание «опозориться» перед сверстниками.

Исследования, проведенные в Самарском государственном педагогическом университете (2003 г.) показывают, что 51% студентов учатся под влиянием отрицательных внешних мотивов. «Страх не сдать» и «страх получить низкую оценку» – основные мотивы учения.

Полученные результаты подтверждают тот факт, что, в основном, мотивы выбора профессии и обучения в педагогическом вузе не формируются до начала овладения профессией учителя, и этот процесс начинается в вузе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите известные Вам группы мотивов.

2. Каковы важнейшие факторы, определяющие выбор профессии?

3. Объясните взаимосвязь между мотивами овладения педагогической профессией и мотивами обучения в педвузе?

Творческие задания

1. Расскажите, сформированы ли мотивы профессиональной деятельности у Вас? Если да, то какие?

2. Какие факторы определили Ваш выбор профессии педагога?

Литература

Аминов И.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994.

Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.

Кузьмина И.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1991.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997.

5.2. Основы профессиональной ориентации
на педагогическую деятельность

Выбор профессии учителя не может быть стихийным, зависящим от случайных факторов. Он строится так, чтобы возможности выбирающего профессию соотносились как с его личными потребностями и интересами, так и с потребностями общества.

Первоначальная работа по профессиональной ориентации начинается в школе. Она включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиографию, профессиональную адаптацию.

Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися и студентами совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии.

По мере накопления данных, информация приобретает для человека побудительную направленность.

Важным моментом в знакомстве с педагогической профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание учительской профессии и входящих в нее специальностей.

Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам учителя, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью учителя.

Профессиональная консультация предполагает сопоставление индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей человека специфическим требованиям педагогической профессии.

Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить для человека профессию и специальность.

Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов: источник выбора профессии, мотивы, пути, стремления, побуждения.

Завершающей стадией профессиональной ориентации является адаптация – приспособление человека к коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. В процессе адаптации происходит развитие склонностей к педагогической деятельности.

В профориентации, помимо вышеназванных компонентов, важно учитывать экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.

Экономический аспект в современных условиях – важный фактор формирования интереса к профессии. При выборе профессии учителя он не является определяющим.

Социальный аспект профориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж учительской профессии. К сожалению, в настоящее время престиж профессии учителя невысок даже среди студентов педвуза. Только 12,1% студентов первого курса указывают на социальную значимость данной профессии.

Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, психологической стороны профпригодности и возможных путей её формирования.

Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам педагога.

Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профориентации среди учащихся.

Для создания условий, в которых возможно наиболее полно сориентироваться в выбранной профессии, существует ряд путей:

– довузовская подготовка (профильные классы, лицеи, олимпиады и т.д.);

– внутривузовская подготовка (компенсация недостатков довузовской профориентации, развитие интереса к выбранной профессии);

– послевузовская ориентация (развитие способностей к педагогической деятельности, организация помощи молодым педагогам в работе).

Важную роль в профессиональной ориентации играет педагогическая практика студентов. В этот период интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.

Уже с первого курса, благодаря педпрактике у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего педагога, своей профпригодности. Непрерывная педагогическая практика на первом курсе (2 семестр) позволяет студенту попробовать свои силы в роли помощника учителя и понаблюдать за ходом школьной жизни.

Летняя педагогическая практика на третьем курсе (6 семестр) дает возможность будущему педагогу проявить свои лидерские и организаторские способности.

Методическая практика на 4 курсе (8 семестр) проверяет методические умения и навыки студента, его дидактические способности.

Наконец, в процессе стажерской практики на 5 курсе (9 семестр) студент включается в работу, аналогичную профессиональной деятельности учителя, адекватную содержанию и структуре педагогической деятельности. Успешное прохождение этой практики – результат эффективной профессиональной подготовки.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие компоненты включает профессиональная ориентация?

2. Перечислите аспекты профориентации.

3. Какое значение для профориентации имеет педагогическая практика?

Творческое задание

Опишите, как проходила профориентация в Вашей школе?

Какие аспекты ориентации на профессию учителя для Вас наиболее значимы?

Литература

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д., 1996.

Пашкевич И.В. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов. М., 1996.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д., 1996.

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2— 2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает производительность труда. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся простоте, банальности, четко определяет два основных направления работы общеобразовательной школы: помочь подрастающему человеку осознанно и удачно выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализовать уникальную для данного индивида траекторию счастливой жизни. Ибо человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи, что отнюдь не способствует установлению стабильной и благоприятной обстановки, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональной направленности и мотивов следовать профессиональной дорогой родителей.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие, с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана решать система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.

Е.А. Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности (Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. С. 121—128).

Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

• её общественная и личная значимость;

• удовлетворение, которое приносит работа благодаря её творческому

• возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

• стремление к престижу;

• боязнь осуждения и т.д.

Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путём давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией. В Приложении 2 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип личности и её профессиональную направленность. Эти факторы важны и для выбора педагогической профессии в качестве профессии, но одним из важнейших факторов, определяющих ее предпочтение, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по словам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности («возможность учить детей») оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии, и случайность этого выбора, по данным исследовании И.О. Кузьминой, не превышает 9%, Наиболее значимыми факторами для выбора педагогической профессии выступают влияния: а) учителя и любимого учебного предмета; б) семьи, семейных традиций; в) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности. По данным Н.В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности у педагогов в целом высок» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28), закономерно повышаясь по мере роста её продуктивности. Однако в последнее время, когда кризисные явления охватили все стороны жизни россиян, в том числе и педагогов, престиж профессий, относящихся к бюджетной сфере, стал резко снижаться из-за неотрегулированности вопросов зарплаты, обеспечения школы необходимым оборудованием, учебной и методической литературой, необеспечения законных льгот по обеспечению жизни и деятельности учителей.




Анкетирование абитуриентов, поступающих в Московский государственный педагогический университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

1) интерес к учебному предмету — 27,2%;

2) желание обучать данному предмету — 16,2%;

3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;

4) осознание педагогических способностей — 6%;

5) желание иметь высшее образование —13%;

6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2%;

7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;

8) так сложились обстоятельства — 4%.

Анализ данных, полученных в ходе этого исследования, позволил В.А. Сластенину сделать вывод о том, что чуть более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям) (Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие дли студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. С. 56).

Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педвуза такими предметами могут быть, как указывает В.А. Сластенин, «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное место в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получать повышенную стипендию и т.д. (Там же. С. 57).

Большой интерес представляет работа Г.Н. Пашкевич, исследовавшей проблемы преемственности педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях. Одним из результатов этих исследований было выявление предпосылок реализации внутривузовской педагогической профориентации, под которой понимается «самостоятельный компонент общей системы профессиональной ориентации, хронологически следующий за школьным довузовским ее периодом и представляющим собой углубление профессиональной направленности студентов педагогического вуза». К основным предпосылкам автор отнесла: наличие у студентов довузовского педагогического опыта, мотивы выбора учительской профессии лицами с различным педагогическим стажем, тип выбора профессии, осведомленность об учительском труде, динамика развития профессионализма (Пашкевич Г.Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991, С. 12¾13).

Изучение мотивов выбора педагогической профессии и довузовского педагогического опыта позволил условно выделить четыре типа студентов:

1) студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету);

2) студенты, которые не имели мотивов поступления в педагогический институт, то есть поступили без осознанного мотивирования;

3) испытуемые, проявившие яркие способности к организаторской работе;

4) студенты, отличающиеся ярко выраженными сопутствующими довузовскими умениями.

Работа по профессиональной внутривузовской ориентации на учительскую профессию может эффективно осуществляться по ряду направлений, важнейшие среди которых:

1) согласованное и преемственное взаимодействие школы и педвуза по профессиональной ориентации школьников и студентов;

2) выполнение студентами дифференцированных корректировочных программ по внутривузовской профориентации с учетом их типологических особенностей, характеризующихся наличием довузовского опыта педагогической деятельности и мотивов выбора профессии учителя;

3) вовлечение студентов в различные виды профориентационной деятельности в школах с целью корректировки мотива выбора учительской профессии (Там же. С. 18).

Таким образом, подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объ­ективные основания. Общество не могло бы существовать и раз­виваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену стар­шему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматрива­ются как синонимы. В современных словарях воспитатель опре­деляется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и раз­витие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, по­явилось позже, когда человечество осознало, что знания есть цен­ность сама по себе и что нужна специальная организация деятель­ности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Та­кая деятельность получила название обучения. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые воль­нонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педаго­ги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китай­ских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, мо­нахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще ста­новились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностя­ми родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывает­ся основной свод правил жизни,которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Роди­ну, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь.Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. "*В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель. С момента возникновения педагогической профессии за учи­телями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и не­делимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницину (Царскосельский лицей)следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пла­мень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена". Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Понятие «мотивация» одни учёные трактуют как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения». Другие, и мы разделяем их мнение, считают мотивацией процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая её деятельность и формирующаяся в процессе воспитания». Интерес структура мотивации,в которой выделили четыре структурных компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающеее давление на личность. Как уже отмечалось выше, педагогическую мотивацию можно трактовать, с одной стороны, как процесс действия мотивов педагогической деятельности; с другой — как совокупность стойких мотивов педагогической деятельности при наличии доминирующего, выражающая направленность, ценностные ориентации личности учителя, воспитателя и определяющая ее деятельность. В качестве мотивационных ориентиров здесь могут выступать внешние мотивы (например, мотив достижения) и внутренние мотивы (например, ориентация на процесс и результат своей деятельности). К внешним мотивам относятся:престижность работы в определенном образовательном учреждении; адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста; самоактуализация. Вместе с тем в педагогической деятельности, основным содержанием которой является взаимодействие взрослого и ребенка, может проявиться такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. Один из исследователей педагогических способностей выявлял, какое отношение имеет мотив власти к педагогической деятельности, ссылаясь на мнение Г. А. Мюррея, который определил мотив власти как потребность в доминировании. Ему удалось выделить основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия. Признаки, или эффекты потребности,доминирования проявляются в следующих желаниях:

убеждать других в своей правоте.

контролировать свое социальное окружение;

посредством совета, обольщения, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;

добиваться их сотрудничества;

побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;

За этими желаниями могут последовать действия, которые, согласно Г. А. Мюррею,представлены группами:

запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы;

очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду

склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать;

Этот мотив в наибольшей степени поддерживает цель воспитания, придает наибольший личностный смысл формированию личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Как подчеркивается, «такого характера мотивация помогает педагогу преодолевать многие препятствия профессионального и социального плана: изменение социальной обстановки и ухудшение материального и морального положения педагога в обществе; осложнение личных семейных отношений и повышение психологической напряженности; административные преобразования в школе и ухудшение психологического климата в педагогическом коллективе; появление группы детей осложненного поведения и некоторые педагогические неудачи; падение уровня духовной культуры и снижение нравственности окружающей ребенка социальной среды».Существует и много других мотивов педагогической деятельности (научно-педагогический интерес, необходимость зарабатывать «на жизнь», желание сохранить активность и молодость духа, общаясь с детьми).

Мотивационно-потребительностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А. Б. Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии и педагогике как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности, одинаковости переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом» При этом предполагается, что именно центрации учителя определяют такие многообразные формы этой деятельности, как стиль, отношение и т. д.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: Профессии Цель: Ранняя профориентация дошкольников через познавательную, игровую и опытно-экспериментальную деятельность. Интеграция.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»
Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео
Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Мини-проект в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
Мини-проект в средней группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Актуальность проекта: В среднем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее.

Проектная деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны!» во второй младшей группе
Проектная деятельность «Все профессии важны, все профессии нужны!» во второй младшей группе Сколько много профессий на свете! Это знают даже младшей группы дети! Мамы с папами работают, Чтоб семейный рос бюджет! Скажем дружно.

Стихи «Выбор профессии 3» для детей 5–12 лет. Объяснение нужности и пользы профессии Стихотворения позволяют ребёнку самому стать участником происходящего действия. Т. Е глубже, внутренне почувствовать происходящее. Это, я.

Стихотворения для выбора профессии для детей 5–12 лет «Какую пользу приносит профессия» Тяжела преподавателя работаЮрий Валенкин Вчера мама, уходя в магазин, Попросила, выручай меня, сын. Рисовать сестрёнку научи, Не умеет,.

5.5. Мотивация педагогической деятельности. Внешние и внутренние мотивы.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних общеобразовательных учебных заведений. Средний возраст школьного учителя приближается к пенсионному, и у тех, кто продолжает педагогическую работу и не собирается ее оставлять, также имеются для этого значимые мотивы.

Как уже упоминалось, любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы, они же определяют каждое конкретное действие и поступок. Молодежь, поступающая в педагогические вузы, как правило, прекрасно осведомлена о нынешней сложной ситуации в системе образования, тем не менее конкурс при поступлении не снижается. Старшекурсники, прошедшие педагогическую практику в школе, в большинстве случаев выражают удовлетворение от самой педагогической деятельности и утверждают, что работать учителями им не позволяет только низкая оплата этого труда. В силу данных причин мы считаем необходимым выделить в мотивации педагогической деятельности две составляющие: мотивацию выбора профессии педагога и мотивацию продолжения педагогической деятельности.

Отвечая на вопрос, что же определяет выбор профессии, Е. А. Климов выделяет восемь основных факторов: 1) позицию семьи; 2) позицию сверстников; 3) позицию педагогов; 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности.[41] Эти факторы можно отнести к внешним мотивам (1, 2, 3, 6) и мотивам внутренним (4, 5, 7, 8). Каждый из них в каждом конкретном случае профессионального выбора может оказаться решающим. Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большей личностной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если же при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, не до конца осознанным и рискует не стать окончательным: у человека может быстро наступить разочарование в избранной профессии.

Каждый из этих факторов значим и для педагогической деятельности. Но специфика этой деятельности состоит в том, что все школьники прекрасно информированы о ее сути и содержании: каждый из них наблюдает труд учителя собственными глазами задолго до совершения осознанного профессионального выбора. Поэтому случайный, сделанный под влиянием в основном внешних мотивов выбор профессии педагога – большая редкость. Выбирая эту профессию, школьники в основном ориентируются на внутренние мотивы, прежде всего на свои склонности и способности. Среди этих склонностей главенствующей является любовь к детям, стремление помогать им в освоении опыта. Другими словами, именно само содержание педагогической деятельности – возможность учить детей – оказывает наибольшее влияние на выбор педагогической профессии. Среди других факторов особенно важно влияние учителя и любимого учебного предмета, семьи и сложившихся в ней традиций, а также предшествующего опыта работы.

У тех же, кто реально начал осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее, структура мотивации несколько меняется. Главным внутренним мотивом по-прежнему остается получение удовлетворения от работы с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации. Среди внешних фигурируют мотив достижения успеха, мотив престижности работы в определенном образовательном учреждении и др. Кроме того, в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти. В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других: благодаря своей доминирующей позиции учитель оказывает детям помощь путем передачи знаний. Власть проявляется и в возможностях учителя поощрять и наказывать. НА. Аминов[42] приводит следующие виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя.

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием того, в какой мере учитель может удовлетворить потребности и мотивы ученика и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.

2. Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика того, в какой мере учитель способен наказать его за нежелательное поведение и поставить неудовлетворение его потребностей и мотивов в зависимость от этого нежелательного поведения.

3. Нормативная власть. Ученик принимает для себя норму, в соответствии с которой учитель имеет право контролировать соблюдение учениками определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Власть эталона. Ученик стремится быть похожим на учителя.

5. Власть знатока. Ее сила зависит от приписывания учителю учеником особых знаний по изучаемому предмету, умения обучать этому предмету.

6. Информационная власть. Она имеет место в случаях, когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в новом свете.

При рассмотрении того, какие мотивы движут педагогом в конкретных педагогических ситуациях, интересно было бы рассмотреть его мотивационную сферу в терминах центрации по А. Б. Орлову.[43] Он описывает семь основных центраций, каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом или стать основной в отдельной педагогической ситуации. Это:

› эгоистическая (центрация на своих собственных интересах);

› бюрократическая (на интересах администрации, руководителей);

› корпоративная (на интересах коллег);

› авторитетная (на интересах и запросах родителей учащихся);

› познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания);

› альтруистическая (на интересах и потребностях учащихся);

› гуманистическая (на проявлениях сущности каждого человека).

В гуманистической психологии наиболее разработана гуманистическая центрация. Она как бы противопоставлена остальным шести, отражающим реальность традиционного образования. Изменение направленности этих центраций представляет собой одну из важных задач современного образования в целом и школьного образования в частности.

Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

- интерес к учебному предмету;

- желание обучать данному предмету;

- стремление посвятить себя воспитанию детей;

- осознание педагогических способностей;

- желание иметь высшее образование;

- представление об общественной важности, престиже педагогической профессии;

- стремление к материальной обеспеченности;

- так сложились обстоятельства.

Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

Отметим, что в России всегда находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из них был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861).

Вот выдержка из сочинения Н.А.Добролюбова, написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: «Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение — все, что нужно для этого трудного дела. Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога. Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества. » [21] .

Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив — это предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.

Мотивы выбора профессии педагога и мотивация педагогической деятельности соотносятся как прошлое и настоящее. Так же, как мотивы выбора педагогической профессии и мотивы учения в вузе отличались в прошлом, точно так же варьируется и мотивация педагогической деятельности в настоящем. Она подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов, который получил название механизма превращения цели в мотив или «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Возможны ситуации двух типов. Ситуация первого типа: начинающий учитель приступил к работе, отдавая ей все свои силы, прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогической деятельности со всеми ее сложностями и в то же время привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, как правило, усложняется, отодвигается.

Ситуация второго типа: подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.

В ситуациях первого типа учителя работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае — тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.

Однако, сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые «держат» учителя в школе: место работы в условиях безработицы, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.

§ 2. Задачи и структура педагогического образования

В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического подхода в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем.

Названные противоречия стали основанием для смены целевых ориентаций и внедрения новой системы педагогического образования. Цель такого образования — расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Новая система педагогического образования, реализующая различные по содержанию и срокам обучения преемственные образовательные программы, обеспечивает решение следующих задач:

личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого педагогического образования, удовлетворяющих его интеллектуальные, социальные, профессиональные и экономические потребности;

обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, института, университета) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими образовательными программами. В этой связи российская система педагогического образования представлена средним и высшим профессиональным образованием.

Среднее педагогическое образование – это профессиональное образование, получаемое на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях (педагогических училищах, педагогических колледжах) или на факультетах среднего профессионального образования в высших учебных заведениях.

Получение среднего педагогического образования осуществляется путем освоения одной из основных образовательных программ среднего профессионального образования по конкретной педагогической специальности.

Данные программы могут быть двух уровней: базовый и повышенный. В зависимости от уровня нормативный срок обучения по ним разный. На базе основного общего образования на реализацию основной образовательной программы среднего педагогического образования базового уровня отводится 3 года 10 месяцев, повышенного уровня – 4 года 10 месяцев. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, могут осваивать программы среднего педагогического образования в сокращенные сроки (2 года 10 месяцев). Это связано с тем, что они уже освоили образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеют соответствующие документы, подтверждающие данный факт.

Специалисты со средним педагогическим образованием предназначены для работы в дошкольных образовательных учреждениях, начальных классах основной общеобразовательной школы, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в качестве воспитателя, учителя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования и др.

Для получения высшего педагогического образования в России имеются такие типы образовательных учреждений, как институты и университеты – высшие учебные заведения (вузы).

Основные образовательные программы высшего педагогического образования реализуются по уровням: бакалавриат, магистратура.

Основу педагогического образования составляет высшее образование, получаемое в процессе освоения образовательных программ бакалавриата, рассчитанных на 4 года. Они предоставляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических компетенций по избранному направлению образования.

Успешно освоившие программы двух лет обучения могут получить диплом о неполном высшем образовании и выбыть в сферу трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию.

Студентам, прошедшим итоговую аттестацию по программе бакалавриата, присваивается квалификация (степень) «бакалавр» и выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению.

Магистерская подготовка основывается на высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательной программы обеспечивается подготовка магистров преимущественно «по заказу». Основная цель данного уровня — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения в магистратуре не менее двух лет на основе четырехлетнего бакалавриата.

Лицам, закончившим магистратуру, присваивается квалификация (степень) магистра и выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

Гибкость и вариативность новой структуры педагогического образования позволяет любому обучающемуся при необходимости выйти из нее по окончании того или иного уровня.

Одной из первоочередных задач педагогического образования в связи с внедрением уровневой структуры является обновление его содержания, которое представлено в основных образовательных программах как среднего, так и высшего педагогического образования.

Образовательная программа подготовки бакалавра педагогического образования предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин: гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б.1); математический и естественнонаучный цикл (Б.2); профессиональный цикл (Б.3), включающий базовую (общепрофессиональную часть и вариативную часть); физическая культура (Б.4); учебная и производственная практика (Б.5); итоговая государственная аттестация (Б.6). Общая трудоемкость основной образовательной программы подготовки бакалавра составляет 240 зачетных единиц (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам).

Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности учителя в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразовательной деятельности.

Такая деятельность в каждом цикле представлена практикумами, имеющими интегративный характер ввиду их целевой направленности, но различающимися по своему содержанию: социокультурными, психолого-педагогическими, предметными. Данные практикумы позволяют обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных педагогических ситуациях и тем самым усилить психолого-педагогическую подготовку.

Реализация нового содержания педагогического образования требует решения задач, связанных с внедрением новых технологий обучения. Основу таких технологий составляет отход от массового, валового обучения. Основным условием развития аналитического, творческого мышления становится непременное участие студентов в научных исследованиях, разработке реальных психолого-педагогических проблем.

Обращенность современного педагогического образования к личности будущего учителя как субъекту общения, познания и социального творчества повышает и роль самого студента в освоении педагогической профессии. Он должен четко представлять цель, задачи своей деятельности и средства профессионального становления, особую значимость среди которых имеют профессиональное самовоспитание и самообразование.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: