За что могут снять с должности командира роты

Опубликовано: 02.10.2024

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. "д.1" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

(пп. "д.2" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

(пп. "л" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

(пп. "м" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

Постановлением КС РФ от 21.03.2013 N 6-П подпункт "в" п. 2 ст. 51 признан частично не соответствующим Конституции РФ.

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) как не выдержавший испытание;

(пп. "е" введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

Консультант Плюс: примечание.

Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ с 1 января 2012 года в подпункте "е.1" пункта 2 статьи 51 слова "с нарушением запретов" должны быть заменены словами "с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей". В связи с тем, что Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 был изложен в новой редакции, внесение изменений, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, некорректно.

Е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

(пп. "е.1" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

На военнослужащих, прикомандированных до 01.01.2007 к федеральным государственным органам, где учреждены должности ФГС, при увольнении по пп. "ж" п. 2 ст. 51 распространяются права и гарантии, предусмотренные при увольнении в связи с ОШМ (ФЗ от 06.07.2006 N 105-ФЗ).

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

(пп. "ж" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

(пп. "л" введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 415-ФЗ)

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

(пп. "б" в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Здравстуйте. Помогите решить ситуацию. Командир части хочет уволить по несоблюдению. До конца контракта 2.5 месяца. Два раза документы отправляли на увольнение , приходил отказ. Теперь ком. Части приказал поставить в наряд посыльным по штабу . Я прохожу службу в должности командира отделения. В этом наряде стоят только срочники. Могу ли ссылаясь на унижение чести и достоинства каким-нибудь образом этого не делать?

Командир части не имел законных оснований назначать Вас на низшую должность.

В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 05.07.2017) «Вопросы прохождения военной службы»,

Если таких обстоятельств приведенных в п. 1 ст. 17 Указ Президента РФ в Вашем случае не было, то Вы вправе обжаловать действия командира части в Военном суде.

Если Вы имеете ввиду «неустовные отношения», то перевод на другую должность не подпадает под санкцию ч.1 ст.335 УК РФ, и не предусматривает уголовную ответственность.

Меня не переводят на ниже стоящую должность. Меня с авят в наряд посыльным по штабу вместе со срочниками с целью загнобить. Так в нашей части посыльными по штабу заступают срочники стоящие на должностях матрос.

Вы конечно вправе оспорить незаконный приказ о назначении Вас в наряд, но сначала обязаны выполнить приказ.

Это прямо предусмотрено Уставом внутренней службы

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации

(утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495)

39. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Указом Президента РФ от 16 мая 2017 г. N 210 в статью 40 внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

40. Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

44. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям статьи 41 настоящего Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.

Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.

За неисполнение приказа, если это повлекло существенный вред интересам службы предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, -
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министра обороны РФ от 18 октября 2016 г. № 675 "Об утверждении Перечня воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и определении размеров указанной надбавки по этим должностям" (не вступил в силу)

В соответствии с пунктами 3 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 118; 2015, № 33, ст. 4845), приказываю:

Утвердить Перечень воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и определить размеры указанной надбавки по этим должностям (приложение к настоящему приказу).

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С. Шойгу

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 ноября 2016 г.
Регистрационный № 44271

Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 18 октября 2016 г. № 675

Перечень
воинских должностей руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

Наименование воинских должностей Размер надбавки (в процентах от оклада по воинской должности)
1 2
Воинские должности, подлежащие замещению офицерами
Командиры*
Командир авиационной группы 20,0
Командир аппарата 20,0
Командир базы 20,0
Командир батальона 20,0
Командир батареи 20,0
Командир боевой части 20,0
Командир бригады 20,0
Командир взвода 20,0
Командир группы 20,0
Командир дивизии 20,0
Командир дивизиона 20,0
Командир звена 20,0
Командир катера 20,0
Командир корабля 20,0
Командир отряда 20,0
Командир партии 20,0
Командир полка 20,0
Командир роты 20,0
Командир судна 20,0
Командир экипажа 20,0
Командир эскадрильи 20,0
Начальники*
Начальник бригады (12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации) 5,0
Начальник командного пункта 5,0
Начальник комплекса 5,0
Начальник радиоцентра 5,0
Начальник центра (Главного управления 5,0
Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации)
Воинские должности, подлежащие замещению прапорщиками (мичманами), а также сержантами и старшинами
Командиры*
Командир взвода 20,0
Командир машины 20,0
Командир миномета 20,0
Командир орудия 20,0
Командир отделения 20,0
Командир танка 20,0
Командир установки 20,0
Старшина команды 20,0

1. В подразделах, обозначенных знаком «*», указываются воинские должности всех наименований и всех групп военно-учетных специальностей.

2. В случаях, когда штатами предусмотрены совмещенные наименования воинских должностей, например: заместитель командира взвода - командир отделения, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, выплачивается, если одно из совмещенных наименований воинской должности, замещаемой военнослужащим, совпадает с наименованием воинской должности, предусмотренной настоящим Перечнем.

3. Заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов (Северным флотом), командующими родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителями центральных органов военного управления представляются ежегодно к 1 января заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил) (через Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации), предложения по внесению изменений в настоящий Перечень, согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).

Обзор документа

Установлен перечень воинских должностей военнослужащих-контрактников ВС РФ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

Речь идет о руководителях, командирах (начальниках) воинских частей и организаций ВС РФ и их структурных подразделений, а также о воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.

Размер надбавки составляет 20% от оклада по воинской должности (за исключением некоторых должностей, по которым полагается 5%).

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Воронова А.В., Дербилова О.А.

при секретаре Жиленковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе командира войсковой части 41603 на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 12 января 2017 г. и апелляционное определение Балтийского флотского военного суда от 11 апреля 2017 г. по исковому заявлению командира войсковой части 25810 о привлечении к полной материальной ответственности военнослужащего войсковой части 25810 капитана Втулова Николая Александровича.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на нее представителя Втулова Н.А. - Титова В.Н., Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации,

решением Калининградского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 11 апреля 2017 г., командиру войсковой части 25810 отказано в удовлетворении искового заявления, в котором он просил привлечь к полной материальной ответственности Втулова Н.А. и взыскать с него 254900 рублей 95 копеек в счет возмещения ущерба, образовавшегося в результате утраты ответчиком вверенных ему горючего и смазочных материалов в период прохождения военной службы в войсковой части 41603.

Определением судьи Балтийского флотского окружного военного суда от 7 июля 2017 г. в передаче кассационной жалобы командира войсковой части 41603 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе командир войсковой части 41603 просит судебные постановления отменить ввиду существенного нарушения судами норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы истец указывает на оставление судами без внимания того обстоятельства, что Втулов Н.А., являясь материально ответственным лицом, ненадлежащим образом исполнял должностные обязанности командира подразделения по обеспечению сохранности имеющихся в подразделении материальных ценностей, что привело к утрате горючего и смазочных материалов. Нахождение ответчика в отпуске и на стационарном лечении не свидетельствует о его непричастности к утрате вверенного имущества, поскольку он имел реальную возможность передать указанное имущество военнослужащему, исполнявшему вместо него должностные обязанности командира подразделения, либо иному лицу.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2018 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Втулов Н.А. проходил военную службу в войсковой части 41603 с 2012 года по 23 июля 2016 г. в должности командира артиллерийской батареи и являлся материально ответственным лицом в отношении горючего и смазочных материалов.

Инвентаризацией материальных средств службы горючего, проведенной в период с 19 октября по 18 декабря 2015 г., недостач горючего и смазочных материалов во вверенной Втулову Н.А. батарее выявлено не было.

С 26 декабря 2015 г. по 21 февраля 2016 г. ответчик находился в отпуске, а с 25 февраля по 2 апреля 2016 г. - на стационарном лечении, после чего убыл в войсковую часть 25810 по устному указанию командира воинской части в связи с назначением на другую воинскую должность. Приказ об исключении Втулова Н.А. из списков личного состав войсковой части 41603 с 23 июля 2016 г. был издан 29 июля 2016 г.

В период с 17 мая по 9 июня 2016 г. в войсковой части 41603 проведены контрольные мероприятия ревизионной группой контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, в ходе которых выявлена недостача горючего и смазочных материалов в подразделении, которым командовал Втулов Н.А., на сумму 254900 рублей 95 копеек.

Заключением по материалам административного расследования по факту недостачи материальных средств в войсковой части 41603 от 10 июля 2016 г. установлена вина Втулова Н.А. в недостаче горючего и смазочных материалов на указанную сумму, явившаяся следствием невыполнения должностных обязанностей и отсутствия учета в возглавляемом им подразделении.

Приказом командира войсковой части 41603 от 28 июля 2016 г. N 1066 принято решение о привлечении Втулова Н.А. к материальной ответственности, в связи с чем командир воинской части 25810 обратился в суд с исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении иска, гарнизонный военный суд исходил из того, что в судебном заседании не были доказаны факт передачи ответчику горючего и смазочных материалов под отчет и его вина в их утрате, поскольку на момент ухода Втулова Н.А. 26 декабря 2015 г. в отпуск недостача горючего и смазочных материалов отсутствовала, в течение всего периода его отсутствия в воинской части вплоть до убытия к новому месту военной службы техника использовалась, горючее и смазочные материалы расходовались, ключи от техники и хранилищ находились у подчиненных военнослужащих.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, флотский военный суд в апелляционном определении дополнительно указал, что обязанность по организации проведения приема (сдачи) дел и должности перед убытием Втулова Н.А. в отпуск и на лечение, а затем и к новому месту службы возложена на командира войсковой части 41603. Издав приказы, на основании которых ответчик был направлен в отпуск и на лечение без сдачи дел и должности, командир воинской части фактически снял с Втулова Н.А. ответственность за руководство ротным хозяйством в период его отсутствия в подразделении. Приказ от 18 апреля 2016 г. N 525, предписывающий Втулову Н.А. сдать дела и должность в период с 19 по 23 апреля 2016 г., остался нереализованным по вине командира войсковой части 41603, который после выписки ответчика из госпиталя незамедлительно направил его к новому месту службы. Кроме того, в период отсутствия Втулова А.Н. в подразделении командиром воинской части ни на кого не возлагалось исполнение обязанностей временно отсутствующего ответчика.

Вместе с тем такие выводы сделаны судами без учета установленных в судебном заседании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.

В суде установлено, что командир батареи Втулов Н.А., являясь материально ответственным лицом, что усматривается из накладных и раздаточных (сдаточных) ведомостей о приеме им горючего и смазочных материалов, не передал никому из подчиненных военнослужащих под отчет для хранения и пользования поступившие в подразделение горючее и смазочные материалы, в том числе при убытии в отпуск, на лечение, а также к новому месту военной службы в апреле 2016 г.

В результате этого, как следует из объяснений от 29 июня 2016 г. капитана Рожина Г.С., назначенного вместо Втулова Н.А. командиром батареи, и принимавшего у него дела и должность, учет материальных ценностей в подразделении велся частично, книга формы N 8 присутствовала, но сверки по службам проводились несвоевременно, книга N 38 (горючее и смазочные материалы) отсутствовала, путевая документация не сдавалась с начала января 2015 года, в связи с чем учет горючего и смазочных материалов не велся.

Кроме того, как усматривается из расшифровок о расходе горючего и смазочных материалов за январь, июнь, август 2015 года, они были заполнены на основании первичных документов (путевых листов) лишь в мае 2016 года, то есть в период проведения ревизии.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

В соответствии со ст. ст. 144, 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), командир роты в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, за ведение ротного хозяйства и обязан: организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учет; всегда точно знать наличие, состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; сличать один раз в месяц данные ротного учета материальных средств с учетными данными полка; руководить ротным хозяйством.

Согласно ст. ст. 242, 268, 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), должностные лица соединения (воинской части), в том числе командир роты, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом и обязаны организовывать: хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.

Таким образом, Втулов Н.А. в период исполнения обязанностей командира батареи был обязан организовать хранение, сбережение горючего и смазочных материалов, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей, организовывать ведение учета имущества. Однако не сделал этого, что привело к утрате материальных ценностей.

В связи с изложенным вывод суда о непричастности ответчика к недостаче горючего и смазочных материалов, в том числе по причине его отсутствия в воинской части, является несостоятельным.

Неназначение командованием воинской части военнослужащего, который обязан был исполнять должностные обязанности Втулова Н.А. в период его отсутствия, не освобождали ответчика от исполнения им своих должностных обязанностей по организации хранения, сбережения и учета горючего и смазочных материалов, в том числе путем передачи другому военнослужащему по акту указанных материалов.

Не опровергает этот вывод и ссылка суда апелляционной инстанции на положения п. п. 205 и 215 Руководства, устанавливающие, что организация и проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненным должностным лицом возлагается на непосредственного начальника, процедура проводится лично командиром подразделения на основании приказа командира воинской части.

После ознакомления с приказом командующего Балтийским флотом о назначении на новую должность в другую воинскую часть Втулов Н.А., являясь материально ответственным лицом в силу занимаемой должности, был обязан знать о необходимости сдать дела и должность, однако каких-либо действий, направленных на это, не предпринял.

Более того, из пояснений представителей командира войсковой части 41603 Попова В.Г. и Никонова С.В., данных ими в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, следует, что о планах по проведению инвентаризации в апреле - мае 2016 года Втулову А.Н. было доведено еще в ноябре 2015 года, для сдачи дел и должности ответчику неоднократно предлагалось прибыть в воинскую часть для проведения данной процедуры, однако он уклонялся от необходимой явки (л.д. 97, 188).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается, в том числе, к материальной ответственности в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, а в полном размере ущерба - в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.

При таких данных утверждение в кассационной жалобе о необходимости привлечения Втулова Н.А. к материальной ответственности является обоснованным.

Что касается ссылки суда на использование горючего и смазочных материалов в период отсутствия ответчика в воинской части, то это обстоятельство в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ подлежит проверке в судебном заседании и при подтверждении этого факта с установлением конкретных объемов и законности израсходованных горючего и материалов может служить основанием к уменьшению подлежащего возмещению размера ущерба.

Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств и степени вины размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен на основании ст. 11 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Допущенные судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 386 - 388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

В судебном порядке могут быть обжалованы самые различные действия должностных лиц. Имея намерение обратиться за судебной защитой, важно понимать, что обязанность доказывания своей не виновности или неправомерности действий командования воинской части лежит на самом заявителе. Представляется необходимым уже на стадии подготовки собрать все доказательства по делу: это могут быть приказы, распоряжения, копии книг учета, свидетельские показания и пр., - их необходимо представить суду в заверенном виде с копиями по числу ответчиков.
[spoiler]
Представляется практичным в заявлении об обжаловании действий должностного лица обосновать свою позицию с точки зрения закона, привести ссылки или процитировать выдержки из нормативных актов. Сами требования должны быть корректными и конкретными, и обязательно относиться к тем должностным лицам, органам военного управления, в компетенции которых находится разрешение данного вопроса. В противном случае заявитель рискует получить не исполнимое решение суда. При этом все требования должны быть связаны между собой, в противном случае часть из них может быть судом выведена в отдельное производство.

В качестве примера приведу заявление, которым военнослужащим оспаривались несколько приказов различных уровней военного управления. В настоящее время при сходной ситуации возможно привлечение в качестве ответчика Министра обороны РФ.
В Екатеринбургский
гарнизонный военный суд
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 26
Заявитель: майор ________________
Адрес: __________________________
тел. ____________________________
Должностные лица, действия которых
обжалуются:
Командующий войсками Центрального военного округа
Адрес: Екатеринбург, ул. Ленина71,
штаб ЦВО
Командир войсковой части ___
Адрес: Екатеринбург, _____
Аттестационная комиссия в/ч ___
Адрес: Екатеринбург, ____


Заявление
об обжаловании действий должностных лиц

Я прохожу военную службу по контракту в должности начальника штаба – заместителя командира мотострелкового батальона в/ч ______. На указанную должность был назначен приказом командующего ПУрВО от ______ № ___. Контракт о прохождении военной службы подписан ______ года сроком на три года.
__ 2011 года, по прибытию с отпуска, мне стало известно об издании командующим ПУрВО приказа от ____ № ___ , которым я был освобожден от занимаемой должности начальника штаба МСБ и назначен с понижением командиром мотострелковой роты МСБ в/ч ____. В данном приказе командующего указано: «перемещается с согласия военнослужащего на низшую воинскую должность по решению аттестационной комиссии войсковой части _____ (протокол № ___ от ___ года). Считаю, что приказ командующего ПУрВО от ____ № ___ о переводе меня на нижестоящую должность издан безосновательно, а потому является не законным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 №1237, назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится, в том числе, по личной просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а так же в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Согласия на перевод меня на нижестоящую должность, как указано в приказе командующего, я не давал. Взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность" мне не объявляли. С момента объявления мне неполного служебного соответствия (приказ командира в/ч ______ от _____) был 7 раз поощрен за высокий профессионализм и высокие показатели по службе, к моменту подготовки представления о снижении меня в должности прошло более года с момента привлечения меня к ответственности и вопрос о реализации дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" в виде перемещения меня на нижестоящую должность не обсуждался.
Под аттестационной комиссией от ___ года, о которой упоминается в приказе командующего военным округом, подразумевается обычное служебное совещание со всеми командирами подразделений и начальниками служб, проводимое в управлении части командиром в/ч _____. В ходе совещания командир в/ч ____ приказал начальнику отдела кадров подготовить документы о снятии меня с должности начальника штаба батальона и оформлении своего решения в виде заседания аттестационной комиссии. С аттестационным листом я ознакомился ______ года и выразил письменное несогласие с выводами комиссии, что также подтвердил в листе беседы от ____ года по поводу назначения меня на низшую должность. Согласия на перемещение на низшую вакантную воинскую должность я не давал. Выводы аттестации о несоответствии меня занимаемой должности считаю необоснованными, а решение командира в/ч ____ является следствием предвзятого отношения ко мне лично. Предвзятость и необъективность оценки исполнения мной должностных обязанностей начальника штаба батальона проявилась в фактах неоднократного привлечения меня к дисциплинарной ответственности без достаточных на то оснований с последующим лишением премиальных выплат и единовременного денежного вознаграждения по итогам ____ года.
Что касается наложения на меня дисциплинарного взыскания – предупреждение о неполном служебном соответствии «за нарушение УВС и слабый контроль за личным составом», то в соответствии со ст. 134 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ начальник штаба батальона в мирное и военное время отвечает …. за подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние непосредственно подчиненного ему личного состава и безопасность военной службы… А потому, с учетом моих функциональных обязанностей, прописанных в Уставе внутренней службы, считаю данное дисциплинарное взыскание наложенным не правомерно. Своевременно его не обжаловал.
Тем не менее, согласно статьи 96 Дисциплинарного устава ВС РФ, по истечении года после применения дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии, «командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке». Ни досрочно, до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания, ни по истечению года со дня объявления неполного служебного соответствия командование части к увольнению или снижению меня в должности не представляло. Проводимые в части аттестации и выводы по ним носят формальный характер, не всесторонне оценивают качества аттестуемого офицера. К примеру: аттестации от ____ и ___ года имеют положительные выводы о моей служебной деятельности, в том числе я был рекомендован на вышестоящую должность, имея для этого соответствующие профессиональные способности и умения. Спустя год выводы той же комиссии оказались прямо противоположны: рекомендуюсь по службе с отрицательной стороны, занимаемой должности не соответствую, снять с должности и уволить с военной службы (аттестационные листы от _____ и _____). Как мое отношение к службе за столь короткий промежуток времени могло измениться – мне не понятно. При этом, как указывалось мной выше, одновременно я 7 раз был поощрен командованием за высокий профессионализм в работе, а все наложенные в 200_ и по октябрь 20_ года включительно дисциплинарные взыскания в качестве поощрения были сняты.
Наложение на меня дисциплинарных взысканий в ___ года считаю не законным, а приказы о привлечении к ответственности подлежащими отмене по следующим основаниям.
Дисциплинарное взыскание в виде «выговора» за недобросовестное исполнение служебных обязанностей при несении службы дежурным по в/ч ___ объявлено приказом командира в/ч ___ от ____ № _____. Данный приказ издан с грубым нарушением положений ст. ст. 28.1, 28.2, 28.5, 28.6, 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и соответствующих статей Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ - статьи 47, 48, 50, 52, 81, 82, 91.
Вышеперечисленные нормы права требуют, чтобы принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествовало разбирательство с целью установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Привлекаемый к дисциплинарной ответственности военнослужащий имеет право давать объяснения, представлять доказательства своей невиновности. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности возможно только за противоправное, виновное действие (бездействие) и в случае установления его вины. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае, привлечение к ответственности состоялось на основе анализа несения службы дежурными по войсковой части и их помощниками за летний период обучения ___ учебного года при отсутствии самого факта противоправных действий с моей стороны или какого-либо проступка. Возможности дать мне объяснения никто не представил, разбирательства моих действий в качестве дежурного не проводилось. Согласно п. 2 ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих» разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается только в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего. Считаю приказ командира в/ч ____ от ___ № ___ в части привлечения меня, майора _____, к дисциплинарной ответственности не соответствует требованиям законодательства и подлежит отмене.
С аналогичными нарушениями, без проведения разбирательств и выяснения степени вины, мне был объявлен «строгий выговор (устно)» «за несвоевременную отработку и предоставление документов БМГ» ______. Кроме того, согласно ст. 67 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ к младшим и старшим офицерам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) предупреждение о неполном служебном соответствии;
г) снижение в воинской должности;
д) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Привлечение к дисциплинарной ответственности в виде «строгий выговор (устно)» Уставом не предусмотрено. Статьей 52 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ так же определено, что не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме. На основании данных обстоятельств, считаю, что привлечение меня ____ года к дисциплинарной ответственности с объявлением «строгого выговора (устно)» не является законным, а само взыскание подлежит отмене.
Считаю, что без законных оснований мне был объявлен выговор _____ года «За отсутствие контроля за сохранностью, наличием и техническим состоянием материальных средств имущества РХБЗ в подчиненном подразделении».
Согласно ст.ст. 134-135 Устава внутренней службы ВС РФ начальник штаба батальона в мирное и военное время отвечает за состояние учета личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов и другого военного имущества батальона и обязан проверять в подразделениях состояние и учет вооружения, военной техники, боеприпасов, снаряжения, уставов, наставлений, учебных пособий и другого военного имущества не реже одного раза в три месяца, а учет личного состава – ежемесячно. Факт надлежащего исполнения мной обязанностей начальника штаба батальона в части контроля за сохранностью, наличием и техническим состоянием материальных средств имущества батальона, в том числе имущества РХБЗ, подтверждается книгами учета наличия и движения материальных средств, осмотра оружия и боеприпасов, учета боевой подготовки и другими документами, ведение которых возложено на начальника штаба батальона. Фактически, с подачи начальника службы РХБЗ в/ч _____, мне объявлено взыскание за то, что на начальника штаба батальона должностными обязанностями не возложено. Поскольку соответствующего разбирательства не было проведено, законность основания привлечения меня к ответственности никем не определялась. Считаю привлечение меня к дисциплинарной ответственности по данному факту не правомерным, а само взыскание подлежащим отмене.
На формальный подход аттестационной комиссии войсковой части ____ к рассмотрению вопроса о моей служебной деятельности указывает и тот факт, что не принималось к рассмотрению и мое участие: в международных учениях «Восток-2010»; в тушении пожара; в международных командно-штабных учениях государств членов ШОС «Мирная миссия 2010», - данные события подтверждаются соответствующими приказами по воинской части.
Хочу отметить, что все стоящие и отрабатываемые в ходе международных учений задачи были выполнены с высокой оценкой, что подтверждает мою профессиональную пригодность на практике, опровергая выводы аттестационной комиссии. За участие в _________ я был поощрен в виде ________. Всем участникам учений объявлена благодарность. А при выполнении задания по тушению пожара не было совершено ни одного правонарушения или дисциплинарного проступка со стороны личного состава, отсутствовали какие-либо замечания по организации внутренней службы со стороны проверяющих. Командир в/ч ___ по окончании ликвидации пожара наградил меня и личный состав Грамотой.
По итогам ____ года и 1-го полугодия следующего я получил все причитающиеся мне премиальные выплаты, ЕДВ за ___ год.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ,

ПРОШУ:
1. Признать приказ командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от _____ года № __ о перемещении майора ______ на низшую вакантную воинскую должность - командиром мотострелковой роты мотострелкового батальона в/ч ___ не законным и подлежащим отмене.
2. Признать аттестационные выводы аттестационной комиссии от ____года в части соответствия меня занимаемой должности начальника штаба – заместителя командира мотострелкового батальона не обоснованными, не соответствующими реальному положению дел, без учета профессионального опыта и достигнутых результатов труда в настоящей должности, а потому подлежащими отмене.
3. Признать не соответствующим законодательству и подлежащим отмене п.__ приказа командира в/ч ____ от ____ года № ____ в части объявления «выговора» начальнику штаба – заместителю командира мотострелкового батальона майору _______.
4. Признать не законным факт привлечения меня к дисциплинарной ответственности в виде объявления _____ года «Строгого выговора (устно)» с последующим аннулированием соответствующей записи в служебной карточке.
5. Признать не законным факт привлечения меня к дисциплинарной ответственности и объявления дисциплинарного взыскания в виде «выговора» от ____ года № ____, как совершенного в нарушение порядка и правил привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Приложение:
1. Копия заявления об обжаловании действий должностного лица в 3-х экз.
2. Копия выписки из приказа командира в/ч _______ в 4-х экз.
3. Копия выписки из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа _______ в 4-х экз.
4. Копия выписки из протокола № _____ заседания аттестационной комиссии от ___в 4-х экз.
5. Копия листа беседы от ______ в 4-х экз.
….прочие документы (доказательства), свидетельствующие о неправомерности действий должностных лиц и подтверждающие н виновность заявителя.
Квитанция об оплате госпошлины.

Читайте также: