Зачем нужны профессии для детей

Опубликовано: 04.07.2024

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: закрепить с детьми название профессий, их значение для людей.

ВложениеРазмер
professii.docx 28.95 КБ
professii_neznayka.pptx 1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей;

- закрепить знания детей о профессий людей и необходимые предметы для их деятельности,

- развивать память, внимательность, любознательность и кругозор.

- развивать способности к классификации предметов к нужной профессии, обобщению,

- воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Материал: ноутбук, проектор, картинки «Профессии», разрезные картинки, сигнальные карточки (зелёного и жёлтого цветов), инструменты и предметы различных профессий.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. (Приветствие детей)

Воспитатель: Игра на общение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

- А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Мне сегодня на электронную почту пришло обращение, послушайте. Внимание на экран.

На экране Незнайка.

«Дорогие друзья, мне нужна ваша помощь. Хочу выбрать занятие по душе и приносить людям пользу. Помогите мне, пожалуйста, в выборе профессии».

Воспитатель: Дети, поможем?

Воспитатель: Дети, предлагаю отгадать загадки. Готовы? Слушайте внимательно. Если знаете разгадку поднимаем руки.

Воспитатель: Загадки: (вывешивается картинка на доску)
С малышами я вожусь, с ними провожу все дни,
С ними я хожу гулять. Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю я профессию свою. (Воспитатель)

Разгребает снег лопатой, подметает двор метлой,
Догадались ли, ребята, кто следит за чистотой? (Дворник)

Если вьётся пламя, дым валит столбом,
“01” мы наберем, его на помощь позовем. (Пожарный)

Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Он одет в комбинезон, ловко красит рамы он,
Побелил он потолок, сделать он ремонт помог. (Маляр)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

У него товаров горы - огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед - все он людям продает. (Продавец)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. О чём были загадки?

Дети: О профессиях.

Воспитатель: А что такое профессия? (Ответы детей)
Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу.
Давайте подумаем: для чего работают люди?

Дети: Люди работают, чтобы приносить пользу.

Воспитатель: Есть такая поговорка: «Наши руки не для скуки!» Как вы понимаете эту поговорку (ответы детей). А что умеют делать ваши руки? Дети: рисовать, лепить, ремонтировать книги, конструировать.

Воспитатель: А какие вы пословицы и поговорки о труде знаете?

Дети: Труд человека кормит, а лень портит. Языком не торопись, а делом не ленись. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Дети, посмотрите. У вас на столах конверты . Посмотрите, что там? Кто догадался?

Воспитатель: Не забываем про осанку.

Дети: Это разрезные картинки.

Воспитатель: Дети, вы должны их собрать и сказать, что это за профессия и чем занимается человек этой профессии.

(дети собирают картинки)

(Воспитатель каждого спрашивает кто какие профессии сложил и рассказывает о своей профессии).

Воспитатель: Внимание дети на стол. Что вы видите?

Воспитатель: Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, инструменты, оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу. Предлагаю выбрать среди предметов, лежащих на столе те предметы, которые нужны для работы людям профессий, которых вы выложили. Объясните ваш выбор инструментов . Например, я беру кассу, потому что они нужны…продавцу.

Воспитатель: Выходит Артём, Малика, Даниэль, Настя, Ярослав, Диана… Подойдите дети к столу и выберите нужный вам предмет (инструмент).

(фен, касса, указка, огнетушитель, градусник, половник, нож, кисточка, метла, мешки для мусора, руль, посылка, кисточка, каска)

Дети: Я беру указку, потому что они нужны учителю… и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Кто не рассказал о своей профессии расскажет после сна.

Воспитатель: У меня есть коробочка, открываю, а там ничего нет.

Назовите, людям, какой профессии не нужно никаких предметов труда? (ответы детей)

Приходим к выводу, что нет такой профессии. В каждой профессии есть свои инструменты и предметы труда.

Молодцы дети! Хорошо справились с упражнением. Приглашаю всех на палас, отдохнуть.

Много профессий на свете у нас!

(Руки на поясе – повороты туловища влево - вправо)

О них поговорим сейчас:

(Развели руки в стороны)

Вот швея рубашки шьёт,

(Движение воображаемой иглой)

Повар варит нам компот,

Самолёт ведёт пилот

На посадку и на взлёт.

(Отпускают их вниз, поднимают вверх)

Каменщик кладёт кирпич,

(Попеременно кладёт кисти рук одна на другую сверху - вниз)

А охотник ловит дичь

(Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец

(Загибают пальцы перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Воспитатель: Отдохнули. Занимаем свои места. Спинки выпрямили, ножки подружили.

Воспитатель: Дети, какие профессии прозвучали в этой физкультминутке?

Дети: Балерина, певец, кузнец, каменщик, охотник, швея, повар, пилот)

Молодцы, какие вы у меня внимательные!

Воспитатель: Как вы думаете, как называется моя профессия? Кто знает, почему она так называется? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми.

Воспитатель: Игровое упражнение “Закончи предложение?” Дети, сейчас я вам буду называть действия, а вам нужно будет назвать профессию. Готовы?

Воспитатель:
1. Работает на кране…………………..крановщик.

2. Стрижёт волосы……………. …….парикмахер.

3. Дрессирует зверей…………………дрессировщик.
4. Ловит преступников ………………полицейский.

5. Готовит еду………………………. повар.

6. Лечит больных……………………..доктор.

7. Водит автомобиль…………………водитель.

8. Тушит пожар………………………пожарный.

9. красит стены……………………….маляр.

10. Разносит почту……………………почтальон.

11. Управляет самолётом…………….лётчик.

12. Шьёт одежду………………………портной.

13. Продаёт хлеб……………………….продавец.

14. Учит детей…………………………учитель.

15. Водит поезда……………………….машинист.

Воспитатель: Вы большие молодцы, хорошо справились с этим упражнением! Я вами горжусь!

Воспитатель: Мы с вами перечислили много профессий. А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? Какую профессию посоветуете Незнайке? (Предложения детей). Все профессии важны, потому что все они нужны людям!

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать.

Игра «Кому принадлежит фраза?» . Я зачитываю фразу, а вы отвечаете, человек какой профессии мог сказать данную фразу:

- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)

- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)

- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)

- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)

- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-» . (Врач.)

- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку : белые или черные? (Портной.)

- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)

- «Кому добавки?» (повар).

- «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).

- «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).

Воспитатель: Вы мои умнички!

Воспитатель: Дети у вам на столах лежат корзинки с сигнальными карточками зелёного и желтого цветов. Я буду называть слова. Если вы услышите название профессии, вам нужно будет поднять зелёную карточку, а если слово не является профессией , то жёлтую карточку. Готовы?

Игра «Будь внимателен».

Воспитатель называет слова, где они услышат профессию, то хлопают в ладоши. Это слова: дом, продавец, магазин, столяр, мука, повар, лётчик, поезд, яблоко, воспитатель, стол, мельница , строитель, пекарь, прохожий, доктор, ножницы, ручка, портной.

Воспитатель: Молодцы, дети! Какие вы у меня внимательные!

Воспитатель: Например, Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.

- Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.

- Швея красит дом. – Швея шьет одежду.

- Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.

- Почтальон выступает на арене - Почтальон разносит почту.

- Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.

- Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.

- Воспитатель красит стены – воспитатель воспитывает детей.

- Сапожник раздает книги – сапожник чинит обувь.

Воспитатель: Вы мои умнички, хорошо исправляли ошибки!

Воспитатель: В мире существует 1000 различных профессий. Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь. Ведь любая работа приносит людям пользу. И мы уже знаем, что все профессии нужны, все профессии важны.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на экран, нам пришло электронное письмо.

На экране появляется Незнайка: «Ну что, дети, какую профессию вы мне предлагаете выбрать?»

Воспитатель: Дети, расскажем Незнайке о значимости каждой профессии?

Воспитатель: кто хочет рассказать о профессии?

(Выходит и рассказывает)

Воспитатель: Вы согласны с Маликой, правильно ли она рассказал нам об этой профессии?

Воспитатель: Нам Незнайка отправил ещё одно электронное письмо. Сейчас посмотрим, что же он нам пишет.

Незнайка благодарит детей: «Спасибо вам большое дети, вы мне очень помогли. Теперь я определился в выборе своей будущей профессии. До новых встреч!».

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

Воспитатель: Все молодцы. Всё закончилось прекрасно, все старались не напрасно. За хорошую работу Незнайка попросил меня поблагодарить и вручить раскраски. Проходим на палас для вручения. Попрощаемся с нашими гостями.


Одна из важнейших задач человека - реализовать себя. Большинство определяют профессию в подростковом возрасте, но для того, чтобы выбор оказался верным задуматься над этим вопросом стоит гораздо раньше.

Когда дети начинают думать о профессии


  • 5-7 лет
    Малыши видят, что родители «ходят на работу». Начинают по неумного знакомится с профессиями и, конечно, хотя кем – то стать. В таком возрасте дети хотят стать полицейскими, солдатами или шпионами. Может и правда это будущая роль малыша в жизнь, но скорее всего это не их реальные желания. Скорее, нравится название, или кто –то работающий по этой специальности. Или просто хочется чего-то «героического».
  • 8-10 лет
    Младшие школьники. Обычно кругозор в этом возрасте шире, чем в предыдущем пункте, и к перечню интересных работ присоединяются инженеры, актеры или ученые. То есть – известные, умные, люди, которых уважают.
  • 11-13 лет
    Младшие подростки. В этом возрасте ребята начинают задумываться о выборе всерьез, ждут профориентации или сами пробуют какую-то работу на практике. Уже возникает желание реально пробовать, выбирать, экспериментировать. Хочется узнать больше о своих способностях с склонностях.
  • 14-15 лет
    Экзамены на носу, надо учиться. А уже можно и хочется начать работать, заработать деньги. В этом возрасте большинство подростков определяются с желаемой профессией и пробуют себя в ней, или получают знания в этой сфере. Это необходимо для того, чтобы совершить решающий выбор после школы. Как же поймешь, подходит ли тебе специальность, если не вникнешь в нее глубже, не попробуешь на практике?
  • 16-18 лет
    Время последнего решения перед институтом, и большинство уже определились с профессией. Либо утвердились в выборе, либо изменили своё мнение и выбрали другую.

Бывает, когда подросток до сих пор не определился, куда же двигаться, и это сбивает с пути, делает всё вокруг непонятным.
То есть, для того, чтобы выбор специальности прошёл «гладко» нужно проходить все поэтапно. Думать, пробовать, проводить эксперименты.
Хорошо, что сейчас существует много вариантов профориентации , где можно лучше узнать о себе и существующих профессиях. Такие курсы существенно облегчают задачу в определении будущей специальности.

Типы интересных для детей профессий:

«Классические» профессии.
Классические - не значит скучные. К ним относятся:

  1. Научные
    Такие как: физик, математик, биолог или астроном.
  2. Творческие
    Например, художник, актёр, музыкант.
  3. Экономические
    К ним относятся: экономист, менеджер
  4. Связанные с животными и природой.
    Ветеринар, кинолог, эколог или заводчик.
  5. Связанные с людьми и общением.
    Психолог, учитель, менеджер по подбору персонала.
  6. Спортивные" специальности
    Тренер, спортсмен, футболист.
  7. Связанные с лечением
    Врач, ЛОР, стоматолог или педиатр.

«Новые» профессии, которые не так давно вошли в нашу жизнь
К необычным профессиям относятся:

  1. Компьютерные
    Киберспортсмен, программист или инженер роботов.
  2. Связанные с кино и музыкой
    Сценарист, дизайнер костюмов, композитор.
  3. Общественно полезные
    Руководитель мероприятий, волонтёр.
  4. Очень экзотические
    Дегустатор, добытчик яда, няня, критик или даже переворачиватель пингвинов!

Конечно, в перечень вошли не все возможные специальности, и не все категории, но основные из них были распределены.

«Профессии будущего»

Их ещё нет, но по прогнозам атласа новых профессий они скоро появятся и заменят наши современные специальности

Как и что кратко рассказать ребенку о профессиях


  • Рассказать, как важно каждому человеку иметь специальность. Обязательный пункт для того, чтобы ребёнок понял, зачем ему нужна профессия, и заинтересовался поиском.
  • Познакомить с многообразием специальностей. Можно показать, что почти все привычные дела можно сделать своей профессией, главное – эта деятельность пришлась по душе. Можно выгуливать или стричь (груминг) собаку, рассказывать о книгах (рецензирование) или играть в спектаклях (актёр).
  • Рассказать о важности интереса к работе Залог бодрого просыпания в понедельник - любовь к работе. Так что можно и даже нужно убедить школьника в необходимости любить работу. Что значит не "полюби нелюбимое", а "занимайся любимым делом".
  • Подать пример! Один из важнейших пунктов. Ребёнку захочется работать, если его родители любят свою работу. Ему надо на кого-то равняться, и хороший пример очень поможет.
  • Поиграть – это лучший способ показать что-то на практике. Есть специальные тематические игры, например, Калейдоскоп профессий , где можно узнать в разных специальностях и их особенностях или даже попробовать их на себе.
  • Посетить «Город профессий» для детей в Москве и в многих других городах есть такие места – «Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» – там можно попробовать разную работу на практике. Это не просто читать описание или слушать рассказы про то, кем можно работать! И время отлично проведешь, и много нового узнаешь.

Какие профессии сегодня могут попробовать дети?


Маленькая оговорка - действительно работать можно только с 14 лет, но всегда можно заниматься хобби или просто пробовать.

  • Компьютерные специальности Почти в каждом доме сейчас стоит компьютер, и многие ребята любят играть в компьютерные игры. Поэтому так легко стать киберспортсменом - научиться играть и начать участвовать в турнирах! Чтоб стать программистом нужно чуть больше – пройти специальное обучение. Но в реальности ребенок может сам создавать сайты!
  • Журналистика, создание статей и копирайтинг Можно писать тематические статьи для сайтов и изданий. Тут необходимо иметь грамотность и умение писать сочинения. А ещё – изучать материалы и находить информацию. Но этому же учат в школе, правда? Можно даже заниматься продвижением соц. сетей и smm! Но это уже сложнее и для более старших ребят.
  • Творческие специальности Нужно немного - желание трудиться и минимум материалов. Можно делать оригинальные поделки и вещи. Спрос на таких специалистов и уникальные, сделанные своими руками, вещи большой, и вряд ли когда-нибудь пропадёт. Так что можно рассчитывать на хорошее количество работы и отличный спрос.
  • Кулинария Печь торты, капкейки и всякие вкусности – почему бы и нет?
  • Общественная деятельность В большинстве случаев не нужны даже материалы - все итак есть! Желание и общество - то, что нужно, чтобы быть психологом, организатором, волонтером или учителем. Старшеклассники могут вести занятия для младших ребят, работать вожатым. Возможностей много.

И это совсем не все возможности – на самом деле ребенок может попробовать многое и получать опыт работы в детстве! Нужно только желание, идеи и поддержка родителей!

Конечно, есть «серьёзные» специальности - они доступны лишь с возрастом и образованием. Например, врач или учёный. Но ничего не мешает заниматься ими как хобби уже в подростковом возрасте: изучать информацию, интересоваться лечением кашля, температуры и причинами их появления, изучать описание лекарств создавать и доказывать гипотезы​ и придумывать новые проекты по полету в космос или нано технологиям.

Что говорят подростки – какие специальности популярны сегодня?


  1. Геймер или киберспортсмен.
    Сложно не заметить, что интернет и компьютер играют важную роль в нашей жизни. А подросткам важно реализоваться, любить свою работу. И для некоторых идеально подходит киберспорт. Задача проста - играть в компьютерные игры, сражаться с игроками и побеждать на турнирах. Повторюсь, киберспорт - оптимальный вариант для подростков, любящих играть на компьютере, ведь за победы в турнирах платят!
  2. Программист.
    Ещё одна "компьютерная" профессия, но уже сложнее в освоении. Нужно знать не только обычный иностранный язык, но и специальные языки программирования, как Java или Python. Однако она популярна, из-за высокого спроса. Ведь программируется почти всё - от роботов до телефонов! А то что ждёт нас в будущем?
  3. Дизайн.
    Специальность дизайнера популярна больше среди девочек. Требуются только навыки рисования и хороший вкус, а перспектива создания собственной модной одежды прельщает многих. К тому же есть шанс стать известным и (или) богатым человеком. И некоторые готовы посвятить себя этому.
  4. Бизнесмен.
    Довольно предсказуемо, не так ли? Однако большинство подростков предпочитает открыть своё дело, и не ходить каждый день на работу. Однако и тут есть минусы - требуется смелость, сила воли, мотивация, знания в экономике и, конечно, искреннее желание.

Как подростки совершают выбор - какие критерии важны?


Сегодня повсюду мы слышим про свободу, самоактуализацию и так далее. Конечно, к этим словам неравнодушны и сами дети. И это здорово. Вот что важно в будущей работе подрастающему поколению.

  • Любовь к работе. Обязательный критерий для выбора будущего. Большинство подростков, как и я, предпочитают любить свою будущую работу и с радостью​ трудиться, работать не потому, что надо, а потому, что хочется.
  • Способности Довольно странно, но это так. Вряд ли кто-то художником, зная о своём отвратительном вкусе, или врачом, если боится крови. Развить эти способности чаще всего можно, если трудиться. С одной стороны, опираться свои на сильные стороны хорошо. Но, к сожалению, многие из подростков отвергают желаемую профессию из-за того, что "нет таланта", "у каждого лучше выйдет". Но практически везде, чтобы стать успешным придётся работать над собой, а трудности и отсутствие таланта порой просто надуманы. Здесь большую роль играет самооценка и воспитание, полученное в детстве – уметь верить в свои силы - тоже талант, который надо развивать.
  • Доступность Трудно быть программистом, если ты живешь в деревне без интернета. Скорее всего, ты даже не знаешь, кто такой программист. Обидно, ведь деревенский парень мог бы быть хорошим сотрудником сферы IT, а вместо этого стал сварщиком. Может, неплохим, но счастья это ему не дало.
  • Востребованность Сегодня вряд ли кто-то захочет стать бухгалтером или телефонистом. Уже есть электронные калькуляторы и телефоны. Так что прежде чем определиться с профессией, подросток думает, а востребовано ли это? Будет ли работа?
  • Зарплата Большинство подростков о зарплате думает либо в первую, либо в последнюю очередь. Первым важно материальное обеспечение, а вторым - интересная работа, и каждый решает для себя. Я отношусь ко второй категории, и для меня важна любимая работа. А одному моему знакомому нужно материальное обеспечение, дом, хозяйство и бизнес. Кстати, по моим наблюдениям, большинству «будущих бизнесменов» важно именно обеспечение.

Хотя, всегда можно учиться или работать по своему хобби – главное чтобы оно было.

Если вы хотите помочь ребёнку в выборе будущей специальности узнайте больше о методах современной профориентации.

Знает ли ваш ребёнок кем он хочет стать в будущем?

Этот вопрос волнует многих родителей, и не зря. Ответьте на несколько вопросов теста и узнавайте ответ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит все его последующее существование, становится выбор профессии.

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище.

Становясь взрослым и покидая родительский дом, человек должен обеспечить себе условия проживания, питания, одежду – все свои потребности и нужды. Для этого он должен работать.

Естественно, что все стремятся работать там, где можно получить больше денег за свой труд. Человек может обладать многими знаниями и умениями. Он может быть одновременно прекрасным садовником, поваром, математиком или программистом. Все эти навыки он может использовать в качестве своей профессии. Но, прогнозируя свое будущее, он должен остановиться на одной из них – той, занятие которой принесет ему больше выгоды и позволит обеспечить самый высокий уровень дохода.

Поэтому человеку нужна основная профессия, где он сможет проявить себя, которая позволит ему получать деньги и удовольствие от своей деятельности.

Согласно своим возможностям, способностям и наклонностям люди выбирают определенную профессию и стремятся стать хорошими специалистами в своем деле. Кроме этого, человек физически не может быть мастером на все руки или обладать знаниями во всех областях. Поэтому его потребности помогают удовлетворить люди других профессий, которые могут предоставить свои услуги за определенную плату.

Такое разделение труда по профессиям позволило каждому стать профессионалом в своем деле и обменивать свой труд на труд других людей посредством денежного эквивалента, который учитывает опыт и квалификацию.

Узкая профессиональная специализация позволяет каждому человеку постоянно повышать уровень своих знаний, который приобретается с опытом. Высококлассные специалисты всегда ценятся в любой области человеческой деятельности. На них, практически, основывается благополучие не только любого предприятия или компании, но и всей страны.

Если у человека нет возможности профессиональной самореализации,то можно сказать, что у него нет будущего. Поэтому профессия и возможность ее получения так важна для каждого.

Просмотр содержимого документа
«Зачем нужна профессия?»

На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит все его последующее существование, становится выбор профессии.

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище.

Становясь взрослым и покидая родительский дом, человек должен обеспечить себе условия проживания, питания, одежду – все свои потребности и нужды. Для этого он должен работать.

Естественно, что все стремятся работать там, где можно получить больше денег за свой труд. Человек может обладать многими знаниями и умениями. Он может быть одновременно прекрасным садовником, поваром, математиком или программистом. Все эти навыки он может использовать в качестве своей профессии. Но, прогнозируя свое будущее, он должен остановиться на одной из них – той, занятие которой принесет ему больше выгоды и позволит обеспечить самый высокий уровень дохода.

Поэтому человеку нужна основная профессия, где он сможет проявить себя, которая позволит ему получать деньги и удовольствие от своей деятельности.

Согласно своим возможностям, способностям и наклонностям люди выбирают определенную профессию и стремятся стать хорошими специалистами в своем деле. Кроме этого, человек физически не может быть мастером на все руки или обладать знаниями во всех областях. Поэтому его потребности помогают удовлетворить люди других профессий, которые могут предоставить свои услуги за определенную плату.

Такое разделение труда по профессиям позволило каждому стать профессионалом в своем деле и обменивать свой труд на труд других людей посредством денежного эквивалента, который учитывает опыт и квалификацию.

Узкая профессиональная специализация позволяет каждому человеку постоянно повышать уровень своих знаний, который приобретается с опытом. Высококлассные специалисты всегда ценятся в любой области человеческой деятельности. На них, практически, основывается благополучие не только любого предприятия или компании, но и всей страны.

Если у человека нет возможности профессиональной самореализации,то можно сказать, что у него нет будущего. Поэтому профессия и возможность ее получения так важна для каждого.

В старших классах школы ребенок начинает задумываться о выборе своей будущей профессии. Чтобы выбор был легче, нужно еще в дошкольном возрасте знакомить его с разнообразными специальностями. Изучение любой профессии для детей должно проходить весело и увлекательно. Это позволяет дошкольнику, к тому же, значительно расширить кругозор и словарный запас, облегчает социализацию.

Рисунок - люди разных профессий

Помните об этом

В процессе изучения разных видов деятельности человека ребенок обязательно должен получить от взрослых важные сопутствующие знания, которые помогут крохе понять, что такое профессия и зачем она нужна.

Необходимо объяснять малышу:

  • зачем люди получают специальность и работают;
  • почему в мире столько разных профессий (каждая из них возникает, когда появляется потребность в ней, поэтому новые профессии появляются постоянно, а устаревающие исчезают);
  • зачем вообще человеку нужен труд, что он нам дает;
  • как люди выбирают себе будущую работу, что при этом учитывают (ведь на рабочем месте мы проводим большую часть своего времени).

Малышам нужно на конкретных примерах объяснять, что результат труда каждого человека зависит от его отношения к выполняемой работе. Поэтому чтобы делать любое дело хорошо, называться мастером своего дела, нужно его любить, то есть выбирать себе профессию по душе. И выбор этот очень ответственный, ведь от него зависит будущее человека.

Рассказывать нужно только самое интересное и полезное, чтобы не занимать такими беседами долгое время. Родителям самим полезно узнать о каждом занятии подробнее, чтобы донести до дошкольника суть.

И самое важное правило: ни в коем случае нельзя давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие. Чем больше ребенок будет знать о каждой специальности, тем объективнее сможет сам оценить ее плюсы и минусы.

Дети готовят выпечку на кухне

Ненавязчивое обучение

Самый простой способ рассказать малышу о той или иной профессии – сделать это как бы невзначай:

  • заводить разговоры о том, кем работает папа или мама, чем они занимаются на работе, какие предметы используют, какую пользу приносит их работа людям;
  • обращать внимание ребенка на представителей разных профессий во время прогулки на улице (продавец, водитель, дворник, строитель, военный, художник, аниматор);
  • когда малыш интересуется каким-либо конкретным предметом (вазой, столом, ковром, сумкой), спрашивает, из чего и как они сделаны, можно соотнести рассказ с профессией, представители которой занимаются производством этих предметов.

Если дошкольник проявляет интерес к работе родителей, устройте дома выставку профессий, на которой будут представлены фотографии всех ваших родственников на их рабочем месте. Подготовьте рассказ о том, кто из них кем работает.

Существуют разные способы интересно рассказать детям дошкольного возраста о профессиях:

  • Почитать сказки или рассказы о разных профессиях – их существует немало как у классиков, так и у современных детских авторов. Если конкретной сказки не найдется, можно сочинить ее самостоятельно. В ней герои – современные дети – могут узнавать, например, для чего нужна каждая профессия, что будет, если она исчезнет, как важно сделать правильный выбор и т. д. Если в сказках есть волшебство и победа добра над злом – успех им обеспечен. Можно сделать фигурки персонажей и инсценировать сказку – так информация усвоится еще лучше.
  • Посмотреть познавательное видео на тему. Это могут быть как мультики, так и обучающие ролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы.
  • Познакомить ребенка с представителем той или иной профессии (если у взрослых есть такие друзья).

Мальчики в костюмах врачей

Игра – дело познавательное

После того как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх. Кроме прочего, такие игры способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

  • Тематические раскраски, закрепляя нужные знания, тренируют мелкую моторику. К тому же, они часто содержат всевозможные задания (ребусы, лабиринты, загадки).
  • Сюжетно-ролевые тематические игры (больничка, парикмахерская, магазин, пожарная часть, пекарня) дают наглядное представление о докторе, парикмахере, продавце, пожарном, пекаре и т. д.
  • Игры с картинками. Задания могут быть разными: объяснить словами или пантомимой изображенную профессию, найти среди картинок ту, которая тематически не относится к заданной профессии (лишние принадлежности, инструменты, одежда), найти нужную картинку по устному описанию взрослого, найти несколько отличий на картинках, определить профессию по силуэту, соотнести тень на одной картинке с изображением профессии на другой и т. д.
  • Творческие игры: детям дошкольного возраста интересно бывает выразить свое понимание темы в виде рисунка, аппликации или пластилиновой фигурки. В процессе работы можно обсуждать, что и почему изображено именно так, отвечать на возникающие у малыша вопросы.
  • Речевые игры помогают расширить словарный запас, отрабатывать правильное употребление слов. Например: какие из перечисленных слов относятся к данной профессии; чем отличаются профессии – повар, кондитер, пекарь; какое слово, обозначающее признак или действие, не относится к изучаемой профессии.

Сделайте для ребенка книгу (из фотоальбома или папки с файлами), посвященную конкретной профессии или нескольким разным. Такая книга может включать как теоретическую, так и игровую часть: описание, «профессиональный словарик», фотографии или картинки, стихи, загадки, пословицы, скороговорки по теме. По мере изучения темы книгу можно дорабатывать вместе с ребенком. Для детей такая совместная работа всегда полезна.

Дети знакомятся с работой МЧС

Тема к теме

Познание – процесс взаимопроникающий: изучая одно, можно попутно втягивать ребенка в изучение другой темы. Таким образом ребенок получает разносторонние знания. Подобный подход – благодатная почва при изучении профессий.

Например, профессии можно рассматривать во время изучения других тем:

  • тема «хлеб» – агроном, селекционер, тракторист, комбайнер, водитель, пекарь, кондитер, повар, кулинар;
  • «мебель»: конструктор мебели, закройщик, швея, столяр, сборщик мебели;
  • «одежда»: ткач, раскройщик, модельер, швея, портной;
  • «больница»: врач, фельдшер, медсестра, санитар, лаборант.

И наоборот, при изучении любой профессии можно затрагивать множество смежных тем. Например, рассматривая профессию пожарного, можно параллельно изучать:

  • что такое огонь;
  • источники огня;
  • предприятия, на которых используют огонь;
  • огонь в народных сказках;
  • полезные приборы, способные вызвать пожар или обжечь;
  • правила безопасности при обращении с огнем дома и на природе;
  • как человек заставил огонь служить себе;
  • виды пожарного транспорта.

Чем больше знаний ребенок получает о разных профессиях и о том, как выбрать ту, что будет по душе, тем меньше проблем с профессиональным выбором возникает, когда он будет старшим школьником. А значит, тем выше шансы заложить фундамент будущей профессиональной успешности ребенка. Поэтому тема эта должна быть одной из важнейших при работе с детьми дома, в детских садах, начальных классах школы.

Евгения Станиславна Скопенко
Знакомство детей с профессиями: почему это важно?

Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой - нет.

Благодаря этому, к моменту выбора профессии ему гораздо проще определиться с областью и спецификой будущей деятельности. А ведь осознанно выбрать желаемое из множества вариантов гораздо приятней, чем промучиться с нелюбимой специальностью только потому, что в своё время не узнал, кем ещё можно стать.

Когда начинать знакомство с профессиями

Рассказывать малышу о профессиях можно уже с полутора-двух лет. Стоит начинать с тех, с представителями которых ребёнок сталкивается в повседневной жизни: врач, воспитатель, повар, водитель, продавец.

Когда начинать знакомство с профессиями

Рассказывать малышу о профессиях можно уже с полутора-двух лет. Стоит начинать с тех, с представителями которых ребёнок сталкивается в повседневной жизни: врач, воспитатель, повар, водитель, продавец.

Гуляя с дошкольником, наблюдайте за работой разных людей, рассказывайте, чем они занимаются, как называются их профессии.Расскажите и о своей работе: где и кем вы работаете, кому и для чего нужен ваш труд. К трём-четырём годам малышу стоит знать, кем работают его родители, бабушки и дедушки, а к школе — понимать, что внутри одной профессиисуществуют разные специальности: например, врач может быть и хирургом, и стоматологом, и окулистом.

Как знакомить детей с профессиями?

Формат знакомства зависит от возраста и склонностей ребёнка.

Малышам, например, можно предложить нарисовать специалистов разных профессий.Ребята из старшей и средней группы детского сада в дополнение к рисунку могут составить рассказ: чем занимаются разные специалисты, какие у них рабочие инструменты и т. п. Для детей дошкольного возраста и учеников начальной школы в качестве знакомства подойдут интерактивные проекты - детские города, маленькие жители которых попадают в круговорот "взрослой"рабочей жизни: выбирают и пробуют разные профессии, приобретают новые навыки,принимают решения: кем быть? чем заниматься?

Полицейские, учителя, почтальоны - с представителями этих профессий ребёнок часто сталкивается в повседневной жизни.

Но как познакомить его с более "сложными" специальностями - инженерами, архитекторами, учёными? Один из интересных вариантов - погружение в виртуальную реальность с помощью VR-очков: так ребенок не только познакомится с профессией, но и очутится на рабочем месте специалиста.

Можно сколько угодно рассказывать о профессиях, но пока вы не предложите ребёнку "примерить" на себя тот или иной труд, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Важно, чтобы в рамках знакомства с профессиями ребёнок самостоятельно выполнял задания, работал над проектами (пусть даже в форме игры) и видел результат своего труда.

О каких профессиях стоит рассказывать?

О самых разных! Когда ребёнок познакомится с базовыми профессиями, можно переходить к более сложным - библиотекарь, художник, швея, парикмахер, строитель. А затем знакомить и с теми,которые на первый взгляд не заметны глазу: автомеханик, технолог, контролёр качества, археолог, химик. Чем больше профессий ребёнок знает, тем шире его выбор. Знакомство с профессиями - это попытка нащупать собственный путь в жизни, отыскать свои интересы.

Профессии будущего:

как подготовиться уже сегодня?

Мир профессий постоянно изменяется, и если раньше дети мечтали получить престижные профессии учителя, врача или космонавта, то сегодня среди востребованных специальностей - программисты, веб-дизайнеры и аналитики больших объёмов данных. С каждым годом выбор профессии становится всё труднее, но одновременно всё интересней.

Новые профессии

Считается, что в ближайшем будущем востребованными профессиональными сферами станут космос и виртуальная реальность. Соответственно, понадобятся специалисты, которые разбираются в робототехнике, биотехнологиях, наноинженерии и анализе данных, работают над искусственным интеллектом и нейронными сетями.

Профессии будущего не ограничатся одним или двумя ключевыми навыками, а потребуют освоения большого числа компетенций.

Гибкие навыки (soft skills)

Гибкие навыки - это "нетехнические" навыки, которые нужны для работы в команде, личной эффективности и профессионального развития. Примеры soft skills - критическое мышление, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки коммуникации (убеждение, проведение презентаций, умение вести переговоры и т. п.). Гибкие навыки полезны в любой профессии не только взрослым, но даже школьникам. Полезно уже с детства прививать их ребёнку наравне с уважением к труду, упорством и аккуратностью.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»
Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2
Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2 Знакомимся с профессиями: автослесарь, адвокат, дизайнер, испытатель, композитор, плотник, токарь, шахтёр, электрик, часовщик. В старшем.

Проект «Знакомство с профессиями»
Проект «Знакомство с профессиями» Проект: “Знакомство с профессиями”Авторы проекта: воспитатели Ракитина. И. И., Потанина А. А. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип.

Знакомство с профессиями (фоторепортаж)
Знакомство с профессиями (фоторепортаж) Мы с ребятами проходили тему "Профессии".В логопедическом уголке появились фигурки людей разных профессий,загадки,книжка с картинками и.

Читайте также: