Как экономическая категория занятость это

Опубликовано: 01.10.2024

Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами и выступает частью социальной политики, т. е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория,занятость представляет собойсовокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется более широко, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание.

Общественно полезной деятельностью занято трудоспособное население: работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в вооруженных силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средне специальных и других учебных заведениях.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

2. Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

3. Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1. Наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы.

2. Работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, ре­ализующие свои предпринимательские способности.

3. Самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

3) лица, работающие за свой счет;

4) члены производственных кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.

Принципы занятости.Переход России к рыночной экономике потребовал глубоких экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, в российском обществе были выработаны и закреплены в законодательных актах, прежде всего, в Конституции РФ и Федеральном законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», основные принципы занятости. Неуклонное следование им на практике придаст отношениям занятости устойчивый рыночный характер.

Первым принципом, закрепленным в Конституции РФ, являетсядобровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду.Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством.
А незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

021915 1235 1 Занятость и безработица в системе экономических отношений
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, сложностью и неоднозначностью ситуации с безработицей в нашей стране и необходимость поиска путей ее снижения. В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике в конце ХХ века, на пути формирования современной рыночной экономики не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан. Во-вторых, достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. За время проведения реформ в России полностью сформировались региональные рынки труда, которые отличаются заметной дифференциацией и интенсивностью протекающих процессов, различными структурными сдвигами и адаптационными возможностями. Понятие «рынок труда» – весьма сложная и во многом новая для России категория. Сегодня положение на российском рынке труда определяется ситуацией на рынке труда в разных субъектах Российской Федерации, поэтому вопросы занятости населения в настоящее время приобретают актуальнейшее значение для любого региона. И не для кого не секрет, что самой актуальной проблемой регионального рынка труда сегодня является безработица.

В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытии таких проблем, как:

– раскрытие понятие, сущности и условиям формирования рынка труда как экономической категории;

– характеристике занятости и безработицы, их основным признакам;

– последствия безработицы для национальной экономики;

– государственное регулирование рынка труда и проблемам государственного вмешательства.

Объектом
исследования является рынок труда, безработица и занятость в разрезе местного рынка труда г. Краснодара.

Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся между участниками рынка труда.

Целью исследования является разработка предложений по снижению напряжения на местном рынке труда на примере г. Краснодара.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

– раскрыть понятие занятости и безработицы, раскрыть их экономическую сущность;

– анализ рынка труда муниципального образования г. Краснодара и выявить основные его проблемы;

– определить основные пути и способы регулирования занятости на примере муниципального образования г. Краснодара.

1.1 Рынок труда как экономическая категория

Под рынком труда понимается система правовых, социально-экономических и трудовых отношений, в рамках социального мира и согласия, возникающих между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций, на основе спроса и предложения, по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т.п. Необходимо отметить, что отношения на труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на региональном и федеральном уровнях.

На наш взгляд, к основным элементам [7] рынка труда относятся субъекты рынка труда, правовые акты, правила и нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда, конъюнктура, спрос и предложение, конкуренция, мобильность на рынке труда, инфраструктура рынка труда. Важное как теоретическое, так и практическое значение имеет выделение и характеристика различных видов рынка. В научной литературе, посвященной изучению рынка труда, используются многочисленные вариации общего понятия «рынок труда» [8]. На наш взгляд, наиболее детальная и полная классификация представлена в монографии М.Г. Гильдингерш [9]. Однако в ней отсутствуют некоторые существенные признаки, которые в значительной степени характеризуют процесс формирования рынка труда в России. Наряду с дополнением существующих классификаций, в настоящей работе предпринята попытка уточнить содержание уже установленных признаков. Итак, в обобщенном виде, с учетом авторских добавлений и уточнений, критерии классификации, конкретизирующие категорию рынка труда, можно характеризовать по различным признакам и представить в следующем виде.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать применительно к условиям Российской Федерации с ее специфическим федеративным типом построения государства и соответствующим административным делением – федеральный рынок труда, рынки труда федеральных округов, субъектов федерации, республиканские, краевые, областные, районные рынки труда, рынки труда крупнейших мегаполисов, городские и сельские рынки труда. На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках труда крупных межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский и т.д.).

По степени государственного воздействия: контролируемый и неконтролируемый. Неконтролируемый рынок труда не охвачен услугами государственных органов трудоустройства и практически не регулируется государством.

По критерию временных параметров: текущий, перспективный, потенциальный и прогнозный рынки труда.

По уровню организации различают организованный и неорганизованный рынок труда. Функционирование организованных рынков труда регулируется определенными нормативными актами.

По степени развития: совершенный и несовершенный. Рынок труда является совершенным в том случае, если а) образует однородную совокупность; б) является конкурентным; в) не персонифицирован; г) обладает прозрачностью.

По степени привлекательности: первичный и вторичный. Первичный рынок труда характеризуется высокой заработной платой, постоянной занятостью на режимах полного рабочего времени, высокой квалификацией и возможностью профессионального роста. Вторичный рынок труда характеризуется временной или менее стабильной занятостью, невысокой заработной платой, низкой квалификацией работников.

По степени эластичности: гибкий рынок труда и жесткий рынок труда. К гибкому рынку труда можно отнести следующие положения: применение нестандартных форм занятости, использование нестандартных режимов полного рабочего времени, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения, развитие различных форм профессиональной подготовки и переподготовки, совершенствование процедур определения и изменения заработной платы.

По критерию интегрированности выделяют понятия интегрированного рынка труда и локального рынка труда. Развитие рыночных отношений ведет к формированию интегрированного рынка труда, состоящего из конечного множества локальных рынков труда, сегментированных как в региональном и демографическом плане, так и в разрезе профессий, групп профессий, статусных социальных групп.

В региональном плане различают: асимметричные (непропорциональные), которым присущи существенные перекосы в соотношении контролируемого и неконтролируемого рынков труда, диспропорции в отраслевой и профессиональной структуре занятости; равновесные (с относительно развитыми структурами рынка труда, в условиях регулируемого роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений); диверсифицированные, характеризуемые высокой степенью реструктуризации занятости и саморегуляции, относительно стабильным уровнем безработицы и сокращением регистрируемой безработицы.

По демографическим признакам различают рынок труда женщин (для него характерны возможные продолжительные перерывы в работе, снижение профессиональных способностей); рынок труда молодежи (его особенность — высокая мобильность, низкий уровень квалификации); рынок труда пенсионеров и лиц предпенсионного возраста (низкая экономическая активность, невысокая производительность труда).

По критерию социальной группы различают рынок преимущественного физического труда (рабочие); рынок преимущественного умственного труда (служащие); рынок преимущественного творческого труда (научная и художественная интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов (техническая интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок крестьянского труда (включил фермеров).

По критерию соотношения спроса и предложения труда выделяют понятие равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение) и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда [10].

Развитие рыночных отношений предполагает исследование возникающих проблем, в том числе и на рынке труда с позиций государственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с его значительными внутрирегиональными различиями, которые могут повлиять на формы проявления тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков. Поэтому существует настоятельная необходимость рассмотрения рыночных отношений в их региональных формах, формирование на их основе региональных рынков различного объема и масштаба. В целом на характер формирования и функционирования региональных рынков влияют разнообразные группы факторов и условий, взаимосвязанных между собой. К ним, прежде всего, относятся:

- хозяйственно-экономические факторы – хозяйственная, отраслевая специализация региона, экономическая структура, инвестиционная активность, транспортные коммуникации и др. [11].

В настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. И хотя он в окончательном, развитом виде еще не сформирован, имеются все его основные элементы. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием большого количества разнообразных факторов, вызывающих влияние на тенденции и условия его развития. Эти факторы различаются по уровню функционирования, по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда. Так, например, рабочая сила в России отличается чрезвычайно низкой территориальной мобильностью, порожденной многими факторами: особенностями Менталитета, административными препонами, неразвитым рынком жилья и др. Территориальные различия в природных условиях и ресурсах, демографической базе и экономическом потенциале определяют характерные черты формирования рынка труда в том или ином регионе. Исходя из этого можно выделить три уровня системы различных факторов: макроуровень, региональный и микроуровень [11].

Таким образом, чтобы рыночные отношения и региональный рынок труда были в состоянии обеспечить эффективное развитие и функционирование воспроизводственного процесса, необходимы определенные элементы и соответствующие социально-экономические условия. Естественно, что наличие упомянутых элементов и создание перечисленных условий в первую очередь зависит от стартового уровня развития региональной экономики и функционирования локальных воспроизводственных циклов, определяющих пространственно-временной характер формирования тех или иных региональных ресурсов. Большое значение при этом имеет проблема формирования адекватной складывающейся в регионе экономической ситуации политики на рынке труда, являющейся неотъемлемой частью региональной социально-экономической политики.

1.2 Понятие, экономическая сущность и виды занятости и безработицы

Проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест [13].

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы.

Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов [14].

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

В международной статистике широко применяются категории «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), к экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. Это следующие категории: лица наемного труда — рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режиме неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.

К экономически неактивному населению международная статистика относит всех, кто, независимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говорилось выше.

В составе экономически неактивного населения можно выделить также несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К экономически неактивному населению относятся также отдельные функциональные группы населения, такие, как занятые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятельностью по оказанию милосердной помощи социально слабым слоям населения.

К той же категории экономически неактивного населения относятся лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория незанятости. Эта категория включает два понятия — безработицы и вынужденной незанятости.

Согласно определению международных организаций – МОТ и ОЭСР, безработные — это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился на работу, но еще не приступил к работе. Так, например, в США безработными считаются гражданские лица, которые: 1) не имели занятости в течение недели обследования; 2) предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям); 3) лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам [15]:

БЕЗРАБОТИЦА - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.

Безработица естественного уровня - процентное отношение численности безработных, связанных со структурной и фрикционной безработицей, к численности либо трудовых ресурсов, либо экономически активного населения. Название обусловлено тем, что оба вида безработицы - "естественный" результат объективных экономических и социальных процессов.

Безработица сезонная – безработица, обусловленная сезонностью функционирования предприятий и организаций (напр., в сельском хозяйстве, в ряде отраслей сферы услуг).

Безработица скрытая – завуалированная в отличие от открытой – неучитываемая безработица. Разница между показателями открытой безработицы и Б. с. существенна как для благополучно развивающихся рыночных экономик, так и для современных российских условий.

Безработица структурная – безработица, вызванная тем, что структура рабочих мест не соответствует структуре рабочей силы. Трудоустройство "структурных" безработных предполагает предварительную подготовку, переобучение или перемену места жительства.

Безработица фрикционная – безработица среди уволившихся по собственному желанию, носящая временный, непродолжительный характер: предполагается устройство на работу данной категории безработных в предельно короткий срок.

Безработица циклическая – безработица, вызываемая периодическим спадом производства, - той частью экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных расходов.

Безработица частичная – ситуация на рынке труда, при которой спрос на рабочие места для ряда граждан, ищущих работу, может быть удовлетворен лишь частично на условиях неполного рабочего времени.

Издержки безработицы – потери социальные и экономические, вызываемые безработицей. К социальным относятся снижение уровня жизни и неблагоприятные тенденции в здоровье населения, ухудшение общего психологического климата в обществе, расширение социальной базы преступности и т. п. К экономическим относятся потери кадрового характера: разрушение трудовых коллективов, снижение квалификации, неэффективное перемещение работников между предприятиями (со сменой характера работы) и т. п.

Уровень безработицы – отношение (в процентах) численности безработных к численности либо занятых, либо населения трудоспособного возраста, либо, что широко применяется в международной практике, к численности экономически активного населения.

БЕЗРАБОТНЫЙ – По законодательству РФ неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке службой занятости. Согласно рекомендациям МОТ, адап­тированным к условиям России, - неработающий гражданин трудоспособного возраста , который ищет работу и готов сразу к ней приступить или стремится организовать собственное дело. Число Б. в России, по трактовке МОТ, основывается на выборочных обследованиях и значительно превышает число официально зарегистрированных.

БЕЗРАБОТНЫЕ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды;

не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

ВАКАНСИЯ – свободное рабочее место на предприятии, в учреждении, в учебном заведении и т.д.; незамещенная должность. Вакантная должность - свободное место на предприятии, в учреждении, представленное к замещению.

ВАХТОВЫЙ МЕТОД – метод организации работ (применяемый при отдаленности производственных объектов или участков от предприятия), когда работа осуществляется сменным (вахтовым) персоналом, проживающим в специальных вахтовых поселках, полевых городках и т.д., и периодически возвращающимся к месту нахождения предприятия. К работам, выполняемым вахтовым метом, не могут привлекаться лица моложе 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 2 лет. Продолжительность ежедневной работы (смены) при вахтовом методе не может превышать 12 часов, а продолжительность вахты – одного месяца.

ВОЗРАСТ ПРЕДПЕНСИОННЫЙ – в общественной практике – последнее пятилетие перед выходом на пенсию; по российским законам – возраст от 53 до 55 лет для женщин и от 58 до 60 лет для мужчин. В отношении лиц предпенсионного возраста Законом о занятости населения предусмотрен досрочный выход на пенсию при условии выработки необходимого трудового стажа.

ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ (ВТЭК) – государственная организация, создаваемая органами социального обеспечения и осуществляющая особый вид социального обслуживания – экспертное изучение состояния здоровья и профессионально-гигиенических условий труда больного. ВТЭК устанавливает время наступления и группу инвалидности, дает рекомендации по содержанию работы и условиям труда для лиц с частичной утратой трудоспособности и т.п. Решения ВТЭК обязательны для администрации.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ МАССОВОЕ – одновременное увольнение большой группы людей (свыше 30%) с одного предприятия или отрасли по причинам экономического, технологического или структурного характера (сокращение производства, совершенствование технологий, изменение профиля предприятия и др.). Может иметь негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.

ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА – комплекс мер по прямому и/или косвенному регулированию государством основных параметров занятости и рынка труда. Основные направления политики занятости: поощрение создания новых и сохраненных существующих экономически целесообразных рабочих мест, в том числе дополнительные гарантии занятости для наименее социально защищенных граждан (молодежи, одиноких и многодетных родителей с несовершеннолетними детьми, инвалидов и т.д.); бесплатное профессиональное обучение безработных и находящихся под угрозой утраты работы, переподготовка кадров в ходе структурной перестройки предприятий; материальное обеспечение безработных; согласование деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; согласование централизованных и территориальных мероприятий по обеспечению занятости населения и др. По методологии МОТ делится на активную (стимулирование найма определенных категорий работодателями, переобучение и т.п.) и пассивную (пособия по безработице).

ЗАНЯТОСТЬ ВРЕМЕННАЯ – временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы. Является важным направлением государственной политики занятости, входит составной частью в Федеральные программы содействия занятости населения в РФ, разрабатываемые ежегодно федеральной государственной службой занятости России. Важное место занимают меры по временной занятости учащихся подростков.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству России и, как правило, приносит им заработок (доход). Согласно законодательству РФ к важнейшим принципам в сфере занятости относятся следующие: за гражданами признается исключительное право самим распоряжаться своим трудом в свободно избранном виде занятости; не допускается принуждение к труду в любой форме, за исключением случаев, особо установленных законодательством; государство несет ответственность за политику занятости.

ИЩУЩИЙ РАБОТУ – лицо, намеренное найти новое постоянное место работы при потере прежнего или изменить место работы в том случае, если оно по каким-либо причинам его не устраивает.

Ищущие работу впервые – лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ РАБОТНИК – человек, выполняющий трудовые операции, требующие специальной подготовки, особых навыков, умений и знаний.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД – труд, требующий специальной подготовки, навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ.

КОЭФФИЦИЕНТ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА – отношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в службах занятости, к числу вакантных рабочих мест.

НЕЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в течение рассматриваемого периода не считались занятыми экономической деятельностью. В численность незанятого населения включаются безработные и экономически неактивное население.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.

Средняя продолжительность безработицы (среднее время поиска работы) рассчитывается как средневзвешенная величина для рассматриваемого состава безработных.

РАБОЧАЯ СИЛА. 1. Политэкономическое значение - способность человека к труду, т. е. трудоспособность , знания и умения, позволяющие выполнять определенную работу в трудовом процессе. В рыночной экономике является товаром, ценакоторого зависит от стоимости жизненных благ для воспроизводства Р. с, а также от спроса и предложения Р. с. трынке труда. 2. В хозяйственной практике часто понимается как общее число работающих в экономике, отрасли, на предприятии, фирме.

Рабочая сила иностранная. Нанимаемые на работу предприятием, организацией, учреждением одного государства граждане другого государства.

Рабочая сила неквалифицированная – работники, способные выполнять простые или относительно не­сложные операции трудового процесса, – как правило, вспомогательного или обслуживающего характера.

Рабочей силы воспроизводство – органический элемент всего общественного воспроизводства (наряду с воспроизводством общественного продукта и производственных отношений). Р. с. в. есть единство фаз ее производства (формирования), распределения и использования.

Рабочей силы импорт – наем в качестве рабочей силы граждан другого государства .

Рабочей силы переподготовка – профессиональное переобучение лиц, уже имеющих профессиональную подготовку , с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда .

Рабочей силы предложение – характеристика рынка труда, которая отражает численность и состав людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам), способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.

Рабочей силы стоимость – суммарное выражение стоимости жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании и т. п. Величина стоимости этих жизненных благ служит фактором формирования минимума заработной платы.

Рабочей силы экспорт – миграция из одной страны в другую, осуще­ствляемая с целью заработка и поддержания доходов семьи; как правило, осуществляется трудоспособными членами семьи; длительность периода миграции определяется потребностями мигранта или - чаще - законом принимающей страны. Р. с. э. играет большую роль в развитии экономики стран-экспортеров (напр., 11 % рабочей силы Филиппин работает по контрактам за границей), помогая, с одной стороны, уменьшить безработицу и, с другой - улучшить профессиональное качество рабочей силы.

Спрос на рабочую силу – характеристика рынка рабочей силы - важнейшего элемента рыночной экономики, представляющего собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара "рабочая сила". Отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответственно средствами производства для использования рабочей силы. Определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на рабочую силу придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень, мобильность в быстро меняющихся экономических условиях. Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места.

РАБОТА ПО НАЙМУ - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.

К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел, проходящие заменяющую военную службу альтернативной гражданской службой.

В зависимости от характера договора наемные работники делятся на следующие группы:

работники, принятые по письменному трудовому договору на определенный срок;

работники, выполняющие работу по договору подряда или другим договорам гражданско-правового характера;

работники, работающие на основе устной договоренности.

РЫНОК ТРУДА – совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочейсилы, а также отношения между ними. Явлется одним из факторов производства, на котором формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, на этой основе определяется уровень зарплаты. Воздействие на рынок труда оказывает прежде всего государство, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста.

Регулирование рынка труда – составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование предложения рабочей силы спроса на нее. Может иметь региональную, профессиональную, демографическую и др. ориентации.

СТАТУС ЗАНЯТЫХ

Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.

Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над предприятием и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.

Предусматривается следующая группировка занятых по статусу:

работающие по найму;

работающие не по найму;

члены производственных кооперативов;

помогающие члены семей.

Лица, работающие по найму, или наемные работники, - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (в возрасте от 15 до 72 лет), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.

ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

Население, обычно неактивное, включает всех лиц в возрасте, установленном для измерения экономической активности, основным статусом которых в течение отчетного года не была ни занятость, ни безработица, т.е. лиц, у которых количество недель неактивности в отчетном году превышало 26 недель.

Экономически неактивное население, исходя из социального статуса, делится на следующие категории:

студенты и учащиеся дневной формы обучения;

пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;

пенсионеры по инвалидности;

получатели дохода от собственности или капитала;

домашние хозяева или родственники, отвечающие за уход за домом и детьми;

прочие (все остальные лица, не попадающие ни под одну из перечисленных выше категорий).

Как известно, проблема занятости и безработицы – одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой номер один для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция), законами и иными нормативными актами.

Так, в Законе о занятости установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных. Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.

По мнению А.Б. Шуликина, проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире, как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. Так, Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Как отмечает В.М. Лебедев, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Очевидно, что любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.

По убеждению В.И. Власова и О.М. Крапивина, содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

Как, по нашему мнению, справедливо отмечает Л.М. Низова, в специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

По убеждению И.С. Викторова и А.Ж. Макашевой, сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

  • Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
  • Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

Законодательством о занятости предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Как отмечает В.В. Виноградов, такая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

По нашему мнению, подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории. Не следует забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

  • работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
  • проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
  • временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закона о занятости).

Как отмечает Е.М. Никитина, в обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора. При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

По мнению О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

В современном российском законодательстве легализовано право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции Международной охраны труда (далее – МОТ) № 97 «О трудящихся мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

В этой связи, представляется целесообразным усилить роль государства, как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице до минимальной заработной платы. В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с оплатой труда не ниже прожиточного уровня.

Таким образом, занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде, в соответствии с Законом о занятости.

Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется более широко, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально-экономическое содержание.

Общественно полезной деятельностью занято трудоспособное население: работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие курс обучения в высших, средне специальных и других учебных заведениях.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

I. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

II. Военнослужащие Российской армии. Они, как правило, занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

III. Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1) наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

2) работодатели. К ним относятся предприниматели, бизнесмены, реализующие свои предпринимательские способности;

3) самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяются шесть групп занятого населения:

1) наемные работники;

3) лица, работающие за свой счет;

4) члены производственных кооперативов;

5) помогающие члены семьи;

6) работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.

Смотрите также:

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и .
Таким образом, формирующийся международный рынок труда. - это не .
bibliotekar.ru/marketing/21.htm

Даже в тех случаях, когда профсоюзные организации отсутствуют,
исследователи относят рынок труда к числу самых несовершенных рынков. .
bibliotekar.ru/biznes-64-2/134.htm

Рынок труда (рабочей силы) – система экономических отношений по поводу
купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная .
bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-2/9.htm

Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы.
Исследование . Характерной чертой рынка труда является то, что условия
bibliotekar.ru/marketing/3.htm

Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели
и. работники . административным делением федеративный рынок труда, .
bibliotekar.ru/marketing/4.htm

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических
отношений . Таким образом, рынок труда охватывает преимущественно
bibliotekar.ru/marketing/2.htm

маркетинговой деятельности субъекта рынка труда. Исследование рынка -
самое распространенное направление в маркетинговых. исследованиях. .
bibliotekar.ru/marketing/17.htm

Рынок труда* представляет собой систему, в которой взаимодействуют
субъекты собственности на факторы производства — на средства труда и .
bibliotekar.ru/dohody-zarplata/157.htm

Рынок труда в отличие от прочих обладает спецификой как
организационного, так и по специфике товара, что определяет

Читайте также: