Как устроиться на работу диджеем

Опубликовано: 14.05.2024

диджей за пультом

В современной музыке сотни и тысячи разных направлений от струнной и классической до электронной. История электронных жанров началась примерно в 80-х годах прошлого века, когда в дискоклубах впервые начали не играть танцевальные композиции вживую, а миксовать сыгранные записи с помощью синтезаторов и пластинок.

В скором времени появились специальные микшерные пульты, на которых музыкант мог составить собственную звуковую композицию. Так появилась энергичная, ритмичная и крайне музыкальная профессия - диджей.

Особенности профессии диджей

Диджей – это творческая профессия, однако, с большим процентом технического творчества. Все звуки и различные готовые треки диджей миксует с помощью специальной аппаратуры и компьютерных программ.

Наиболее близкими к данному виду деятельности можно считать следующие специальности:

Создавая собственный трек, диджей может изменять темп, ритм и тональность музыки для того, чтобы они органично сочеталась между собой. Известные DJ часто сами пишут музыку, а потом создают каверы и ремиксы на собственные произведения.

Самое распространенное место работы диджеев – это вечеринки в ночных клубах и концерты клубной музыки. Там они могут миксовать треки заранее или менять их в процессе выступления. Правда, предварительно обговаривается содержание диджейского сета и его направленность.

ноутбуки со специальными звуковыми редакторами.

Крайне редко в работе сейчас используются грампластинки, хотя ещё 20 лет назад – это был основной инструмент звукоизвлечения.

Профессия диджей описание

Источник фото: Davide De Giovanni/pexels

Чем конкретно занимается диджей во время выступлений

Диджей фактически работает сам на себя, поэтому чаще всего он заключает контракты с различными клубами на определенное количество выступлений. Поэтому его обязанности перед работодателями могут различаться – всё зависит от договоренностей.

Обычно в них входит:

создание трек-листа на определенные вечеринки;

работа с аудиторией и коллегами;

импровизация и создание авторских композиций.

Достаточно раскрученные и популярные диджеи при этом ещё и являются менеджерами самих себя, поэтому вынуждены заниматься продвижением и рекламой своих будущих выступлений: организуют съемки клипов, ведут переговоры о выступлениях и т.д.

Для успешной работы диджей должен:

хорошо разбираться в музыкальных направлениях;

следить за музыкальной модой и слушать очень много разной музыки;

знать устройство всей аппаратуры, которой пользуется, разбираться в создании различных композиций;

уметь хорошо импровизировать.

Требования к профессии диджей

Как правило, клубы и концертные площадки ожидают, что диджей полностью возьмет на себя всё музыкальное сопровождение вечеринок. Поэтому от него при трудоустройстве требуются:

наличие собственного оборудования;

умение импровизировать и идти на контакт с аудиторией.

Где может работать диджей

Как уже упоминалось ранее, диск-жокей работает в индустрии развлечений и на сегодняшний день его можно встретить в следующих заведениях:

Также диджей может работать на частных мероприятиях и праздниках (корпоративы, свадьбы, дни рождения и т.д.).

Чаще всего DJ работает в ночное время, в выходные и праздничные дни. Рабочий график во многом зависит от него самого, однако, при этом выступления могут длиться и два, и четыре часа, и всю ночь.

Где учат на диджеев?

Диджей – одна из немногих музыкальных профессий, для которой не существует системного образования. Все завязано на любви к музыке, умении импровизировать, а все обучение сводится к знаниям по работе с пультом и специальными программами (самая распространенная Диджей Про). Как правило, начинающие диджеи выбирают несколько способов:

обучение у опытного диджея;

Впрочем, курсов по обучению диджеев в России не так много – они есть в крупных городах и столице. Но если желание освоить данную профессию достаточно высоко, можно попробовать выучиться на курсах в Европе или Америке.

Кратко о том, какие виды диджеев бывают.

Клубный диджей — самый распространенный тип диджеев. Именно они миксуют музыку на вечеринках в клубах, барах, ресторанах и прочих развлекательных площадках.

Радиодиджей — диджеи, работающие на радио, отличаются тем, что часто ведут прямые эфиры и общаются с публикой. Поэтому от них требуется не столько разбираться в музыке, сколько уметь красиво и грамотно говорить.

Тернтейбл диджей (тернтейблист) — эти диджеи-виртуозы создают из своей игры шоу. Элементами шоу являются скретч, бит-джаглинг, тон-плей и прочие фишки. Профессиональный тернтейбл диджей уделяет много времени обучению, совершенствованию техники, записи рутин. Еще их называют баттловыми диджеями, поскольку основные площадки их выступлений диджей-баттлы.

Ивент диджей (Event DJ) — как не сложно понять из названия эти диджеи играют музыку на мероприятиях — свадьбах, юбилеях, корпоративах и др. Раньше этих диджеев в шутку за непрофессионализм называли "свадьберами", "банкетниками". Но в последнее время из-за высокой конкуренции вырос и профессионализм данного типа диджеев.

Мобильный диджей — этот тип диджеев сделает вечеринку где угодно. У мобильных диджеев есть свое звуковое, световое и прочее оборудование необходимое для праздника. Часто ивент диджей является и мобильным диджеем в одном лице.

Звукооператор — отвечает за звуковое оформление площадок, событий, мероприятий. В обязанности входит создание музыкальных подборок, включение музыкальных подложек для ведущих, помощь в подключении музыкантов, регулирование уровня громкости и контроль за работоспособностью звукового оборудования. Своего рода низшая каста. Часто работу выполняют неквалифицированные работники.

Данное разделение условно. Клубный диджей может являться и радио диджеем, и ивент диджеем в зависимости от ситуации. Далее поговорим непосредственно о том, как стать диджеем.

Как стать диджеем

1. Диджей школа.
Самый очевидный способ стать диджеем — записаться в диджей школу. В чем подвох? Диджей школ очень много, но реально качественных единицы. Главное не ошибиться с выбором. В основе обучения всех диджей школ лежит обучение сведению. Во многих диджей школах процесс сведения возводят в культ. Выпускники таких школ в момент игры думают не о музыке, танцполе и атмосфере, а о том, как идеально свести треки. Это неверная установка. Диджеинг — это далеко не только сведение. Помимо сведения в базовом курсе часто рассказывают об истории диджеинга, электронной музыки, о диджейских виртуальных программах, контроллерах, проигрывателях, микшерах и др. Редко рассказывают о том, как попасть играть в клуб, по какому принципу строить сеты, не касаются темы психологии танцпола, не рассказывают о реальной практике игры в заведениях, продвижении себя как артиста, маркетинге. Школы дают базовые знания, а как их применить каждый выпускник решает для себя сам. Часто диджей школы по окончанию курса выдают сертификаты, но по факту они бесполезны. Сертификат диджей школы нужен лишь для того, чтобы потешить свое эго или похвастаться перед друзьями, арт-директоров клубов они мало интересуют. Зачастую диджей школы стараются растянуть процесс обучения на максимально длительный период, чтобы получить с ученика больше денег.

Плюсы
+ ускоренный процесс обучения
+ есть программа обучения, вся информация структурирована
+ общение, новые знакомства
+ возможна практика игры в заведениях (зависит от школы)
+ у школ есть свое оборудование и площадка для обучения
+ возможность выбора индивидуального или группового обучения
+ консультация преподавателей

Минусы
— высокая стоимость обучения
— поверхностные знания
— отсутствие практики игры в заведениях (зависит от школы)
— теоретическая информация отстранена от реальной практики
— школы не заинтересованы в успехе обучения

Советы: перед выбором диджей школы внимательно изучите отзывы бывших учеников. Перед подписанием договора на обучение внимательно изучите программу курса. В курсе должны учить не только сведению. Узнайте, есть ли стажировка, где она проходит и как. В идеале это должно быть работающее заведение, где выпускникам предоставляют возможность поиграть. Громкие диджейские имена основателей школы не всегда указывают на результативность обучения, зачастую это просто маркетинговый ход для привлечения учеников.

Как стать диджеем

2. Обучение у действующего диджея.
Данный способ потребует от ученика большей активности. Для начала нужно найти своего гуру, проводника в мир музыки и вечеринок. Хорошо, если у вас или ваших друзей есть такой друг-диджей. Если же такого друга нет, найдите несколько играющих диджеев в своем населенном пункте, свяжитесь с ними через соцсети, уточните занимаются ли они обучением, если да, то на каких условиях. Выберете наиболее подходящий вариант. Опытный диджей-практик расскажет о профессии изнутри: какие бывают вечеринки, что от диджея ждут люди на танцполе, в чем сложности работы диджея, расскажет о реальном диджеинге без иллюзий и прикрас. Так же опытный диджей расскажет о технической стороне диджеинга, о микшерах, проигрывателях, программах, сведении и прочих фишках. Стоит понимать, что большинство диджеев-практиков не заинтересованы в успехе учеников. Во-первых, у действующих диджеев есть площадки для выступлений и обучение для них это всего лишь дополнительный заработок. Во-вторых, любой новый диджей — это конкурент, хоть и неявный. Но есть и такие опытные диджеи, которые целенаправленно ищут учеников, с целью их дальнейшего продвижения и получения процентных отчислений с выступлений, ну или преследуют прочие корыстные цели. Опытный играющий диджей — это не только преподаватель, но и проводник в закрытое диджей комьюнити, в которое не так просто попасть новичкам. Важную роль играют ваши коммуникативные навыки, общность музыкальных вкусов и взглядов.

Плюсы
+ индивидуальное обучение
+ актуальная информация от практика максимально приближена к реальности
+ возможность стажировки и профессионального сотрудничества с преподавателем
+ индивидуальный курс обучения

Минусы
— программа образования не структурирована, часто строится по схеме вопрос-ответ
— не всегда есть площадка и оборудование для обучения
— нет гарантии результата

Советы: выбирайте того учителя на кого хотели бы быть похожим, чей музыкальный вкус и подача вам близки. От этого зависит результативность обучения.

Как стать диджеем

3. Самостоятельное обучение.
С этого начинало большинство известных диджеев. В настоящее время в интернете есть множество статей и видеоуроков по самостоятельному обучению диджеингу. Тема эта обширная и довольно интересная. Более подробно освещу ее в одной из следующих статей. Для самостоятельного обучения необходимо свое оборудование. Его комплект зависит от финансовых возможностей ученика. Самый бюджетный вариант — приобрести дешевый dj-контроллер, наушники, ноутбук, провода для подключения, установить специальный софт.
Какой выбрать контроллер вопрос спорный и сугубо индивидуальный. Лучшим решением для начинающего диджея будет контроллер фирмы Pioneer. Потому что в большинстве заведений стоят диджейские комплекты именно от Pioneer. Расположение основных ручек, кнопок, логика контроллеров начального уровня и полноценных диджей-комплектов совпадают. Научившись играть на дешевом домашнем контроллере, ученик вполне сможет сыграть и на флагманских дорогих моделях. На момент написания статьи (2020 год) самыми лучшими моделями для обучения диджеингу являются Pioneer DDJ-400 (смотреть) и Pioneer DDJ-SB3 (смотреть). Эти модели подходят для обучения, мобильного диджеинга, и даже для полноценного выступления в клубе. В этих контроллерах есть все, самое необходимое. Будьте осторожны, если приобретаете контроллер бывший в употреблении. Возможна неисправность некоторых функций контроллера или нестабильная работа, что сильно усложнит и омрачит процесс обучения.
Наушники для обучения подойдут самые обычные, главное чтобы в них было комфортно. Это могут быть даже наушники-капли. От ноутбука потребуется высокая производительность, мощный процессор, большой объем памяти, желательно на SSD. Все это нужно, чтобы ноутбук не тормозил во время игры, а объем диска позволял хранить много музыки.

Выбор софта процесс очень индивидуальный, зависит от удобства использования и привычек диджея. Основные программы для игры: Serato, Traktor, Rekordbox, VirtualDJ. Впрочем, сводить в них можно и без dj-контроллера, синхронизируя темп композиций и передвигая ползунок кроссфейдера на дисплее. Но это совсем начальный уровень, когда бюджет сильно ограничен, а в роли диджея попробовать себя хочется. Еще один вариант попробовать себя диджеем — скачать и установить на телефон или планшет приложение для сведения треков.

Главный недостаток самостоятельного обучения в отсутствии опытного наставника, который сможет помочь советом, когда это необходимо. Еще одна из проблем — новичок не знает чему учиться и куда двигаться. Начинайте с основы — сведения. Для начала этого будет вполне достаточно. Информацию о технике сведения композиций можно без труда найти в интернете. Далее можно брать за основу программу обучения любой диджей школы, искать всю информацию в интернете. Обязательно стоит вступить в диджей сообщества в соцсетях. В сообществах можно посоветоваться с профи, посмотреть видео по диджеингу, найти что-то интересное из музыки. Иногда в диджей сообществах предлагают стажировку и работу молодым начинающим диджеям.

Плюсы:
+ самый дешевый вариант
+ знания, полученные самостоятельно более фундаментальны
+ заниматься можно в любое удобное время

Советы: старайтесь не затягивать обучение, скорее переходите от теории к практике, ищите любую возможность для стажировки и игры перед аудиторией. Не замыкайтесь только на сведении, ведь диджеев ценят за их музыку, а не сведение. Если столкнулись с какой либо сложностью в обучении — спросите совета у опытных диджеев. Старайтесь больше знакомиться и общаться с другими диджеями. Знакомства необходимы для личного развития и роста, знакомства — ваш пропуск на большую сцену.

Диджей и би-бой Михаил Сивец, более известный как DJ Climate, рассказал как стать диджеем. Он поведал нам, с чего стоит начинать заниматься диджеингом и что является самым сложным в этом занятии. В ходе интервью DJ Climate рассказал интересные факты из собственной жизни.

Откуда ты и как судьба тебя связала с диджеингом?

Родом из Бердянска, где диджеинг не очень-то развит. В 2000-м году начал заниматься брейкингом, интересоваться хип-хоп культурой. От звуков скрейча и насыщенных битов, просто сносило крышу, так меня это зацепило.

На тот момент в Украине самым продвинутым источником информации о субкультурах из доступных моему окружению был журнал X3M. Когда ознакомился с тем, каким должен быть минимальный сетап для диджея и сколько это стоит, понял, что моя семья не потянет мое желание царапать пластинки. С появлением первого домашнего компа, установил себе диджейское ПО и стал изучать как все устроено и экспериментировать со звуком. Позже работал (недолго) резидентом в местном ночном клубе, где играли с PCDJ Red, там закрепил основы в области миксинга полученные дома и от моего местного наставника DJ Choice.

В 2012 году работал артистом балета в парке развлечений г. Шеньчжень (Китай), насобирал нужную сумму и купил себе пару вертушек Technics, пульт и DVS. Мечта сбылась и с этого момента началась моя эпоха тёрнтейблиста (вертушечника).

Расскажи, пожалуйста, как начать диджеить: что нужно знать, можно ли пройти этот путь самому или лучше обратиться в школу? Какой минимальный набор оборудования нужен и т.д?

Как показывает мой личный опыт, диджеем в современном мире можно стать и без каких-либо школ, но это как изобретать велосипед. Поэтому я считаю, что лучше записаться в диджей школу, если она есть в вашем городе, либо посещать диджей школы в других городах по возможности. Деньги и время, которые вы потратите на школу вполне оправданы и помогут быстрее понять основы и определится с вектором своего развития.

Ежели школу нет возможности посещать, то можно научится некоторым основам в интернете, присоединится к какому-либо диджей-комьюнити и спрашивать советы у более опытных единомышленников. Что касается минимального набора, то тут универсального ответа нет, так как диджеинг многообразен и от этого зависит набор вашего оборудования. Лично мое мнение о минимальном сетапе, это пара вертушек, пульт, наушники, иглы, слипматы ну и конечно же пластинки. Но также это может быть и контроллер в паре с компьютером. Самое главное, что нужно в любом деле это страсть, не желание, а именно страсть к делу, которое вы собираетесь освоить. Диджеинг не легкое дело. Помню мой друг спросил меня, мол Миша, у меня ничего не получается, это нормально или я без таланта. Это нормально, что вначале любого пути у вас ничего не получается. Упорство и страсть к делу расставят все на свои места.

А как именно ты проходил этот путь? Помнишь ли ты свои первые выступления?

Мое первое публичное выступление было в роли «продюсера» в 2000-м году. Я учился в 8-м классе в моей предыдущей школе устроили конкурс лучшего диджея среди учеников, мой друг принял участие в том конкурсе. Он пришел ко мне, чтоб записать микстейп на кассету, так как у меня был музыкальный центр.

В процессе подбора музыки я ему продемонстрировал свою композицию, которую я сочинил на Play Station моего харьковского друга. У него была диск с ПО по типу Dance eJay, там была уйма семплов, из которых можно было лепить свои композиции, а также изменять их. Вот и взяли мы тот семплированный трек в качестве интро. Я прибежал из своей школы, чтоб увидеть премьеру. Множество подростков выбежали во двор школы на большую перемену, мой друг включил ту кассету и, к моему удивлению, школьники пританцовывал и кивали в такт музыки головой, как бы одобряя услышанное. На вертушках мой дебют состоялся в г. Мариуполь на фестивале «Стремление» в 2013 году, все было удачно, никаких курьёзов.

Кто был для тебя ориентиром в творчестве? Кто твои кумиры среди диджеев, битмейкеров?

Ориентиром для меня всегда были хип-хоп диджеи. Конечно, я знаком с творчеством диджеев других направлений, но движет всю эту индустрию именно хип-хоп диджеи. Развитие оборудования, технические инновации, новаторские творческие подходы к миксингу и всему остальному происходят благодаря хип-хоп ветке диджеев мира. Такими «маяками» для меня являются DJs Qbert, Mix Master Mike, Nu Mark, Def Cut, Cut Chemist и их ещё очень много, всех не перечислю.

Любишь ли ты экспериментировать или всё-таки отдаешь предпочтение классическому звучанию?

Несмотря на то, что я сторонник старой школы диджеинга, я всегда открыт для экспериментов со звуком. Я сам использую некоторое техническое оборудование, которого не было у старой школы и при этом играю на классических вертушках с самым, что не на есть, классическим пультом. Так же считаю, что диджей, играющий на виниле, может сыграть на абсолютно любом оборудовании, будь то контроллеры или деки. Сравнимо с механической коробкой передач в автомобиле: умеешь на механике – легко на автомате, но не наоборот.

Что является самым сложным в работе диджея

Иногда сложно подобрать музыку, балансируя между количеством хитов и теми редкими треками, которые диджей «отрыл» в силу изысканности или просвещенности публики. Бывает, что «вечеринка продвинутого техно организована в селе» и публика просто не готова услышать то, что ты им пытаешься донести. Как правило, это ошибка организатора, с которой приходится бороться диджею. А еще тяжело тащить домой вертушки после вечеринки из-за того, что они весят вместе с кейсом 20 кг каждая. Выделить «самую сложную» часть работы диджея не могу, так как все зависит от обстоятельств. Но, как правило, самое сложное остается за кулисами.

Как организатор ивентов, расскажи, какие наиболее частые ошибки совершают DJ на мероприятии?

На мероприятиях, что я организовывал не могу припомнить какие-то яркие ошибки от диджеев. Так, может по мелочи кто-то чисто технически ошибался либо с подбором музыки «не угадывал». Могу пройтись по своим ошибкам.

Самая распространенная ошибка – это забыть какое-либо комплектующее звено: переходник, шнур, пластинку, грузик для тонарма, миди клавиши, трансформатор (мои вертушки на 110 Вольт) и даже наушники и иглы. Всякое бывало, благо мероприятия были локальные и все решалось в течение получаса. Вот почему важно проводить саундчек заранее.

«True DJ» как и «true bboy/bgirl» в моем понимании это человек, постоянно совершенствующийся, как технически, так и духовно, ведь такое абстрактное понятие как «хороший вкус» на одних тренировках не добудешь. Я считаю, что несмотря на то, что «хип-хоп безграничен и потому актуален» нужно копаться в знаниях не только о нашей культуре, но и всесторонне развиваться дабы понимать все причинно-следственные связи.

Что откуда взялось и к чему это привело вы можете знать только когда в вашей голове будет общая картина этого мира. Разбираться в тонких материях хип-хоп культуры очень важно, ведь тогда вы сможете объективно понимать значение нашей культуры и всю ее глубину. Также важно не потерять ту истину первой инстанции во время вашего коммерческого пути.

Публика ведь разная бывает. На выступлениях ценится хайп, как следствие грамотных действий со стороны исполнителя. Непросвещенная публика оценит сальто или бейбискретч. «True» публику подобным не удивишь, здесь нужна глубина ваших знаний, более сложные технические умения гармонично сочетающихся с происходящим. Этот путь ведёт в андерграунд, но именно на дне лежат жемчужины.

Правда ли, что диджеи пользуются популярностью у девушек? Знакомились ли с тобой во время или после выступления?

Диджей – один из главных людей на ивентах, поэтому недостатком внимания такие люди как правило не страдают, в том числе и со стороны прекрасного пола. Бывали разные случаи знакомств в моей практике приятные и не очень, пусть они останутся не освещенными.

Что делать, если твое музло не заводит публику?

Если моя музыка не заводит публику, то скорее всего это не моя публика. Можно, конечно, в таком случае «прозондировать» эту публику кидая хиты из разных жанров и наблюдать за реакцией, далее определится с тем, что им надо и «продать счастье». Но я предпочитаю и считаю это правильным вариантом, когда публика приходит на выступление конкретного диджея и имеет хоть какое-то представление о том, что он играет. В идеале такая публика должна жаждать услышать что-то новое и тогда царит гармония на танцполе.

Диджей – это полноценные артист, так сказать человекоркестр. Приходя на выступление к Jay Z никто не подходит к нему и не просит зачитать «пободрее». Почему же публика себе позволяет то же с диджеями? Ответ два: 1) публика не видела настоящего диджея, а видела лабухов (коим я когда-то являлся) готовых выполнять заказы в силу неимения своего стиля и вкуса 2) публика порой непросвещённая в клубной культуре и имеет представление о клубе, как о месте где можно выпить, подергаться под музыку и снять кого-то… отдыхать то тоже нужно уметь, а этому в школе и ВУЗах не учат.

Дай несколько советов начинающим, которые только-только врываются в эту движуху.

Универсальным советом для начинающих является немного видоизмененная фраза Xzibit: «Это стыд, если ты хочешь присоединится к этой игре только из-за денег и славы». Задумайтесь о том, что вами движет, к чему вы стремитесь? Будьте свободны в выборе темпа своего развития, подавляйте свое эго и тогда вы станете свободны. Ведь God is a DJ, в свою очередь DJ should be close to God. Будьте честны и созидайте!

В этом посте я не стану затрагивать техническую составляющую и уж тем более не стану проводить уроки сведения. Задачей для этого текста я выбрал написание основ работы - букинг, выступления, ценность диджея и как именно ее повышать, а также работа с различными толпами на выступлениях.

1. Вы решили стать диджеем.

Не знаю, зачем вам это нужно, однако мечты бывают различными. Быть может, вы впечатлились выступлением именитого диджея на фестивале Ultra, либо завидуете своему старшему брату, который крутит музыку в местном ночном клубе и ежедневно становится мишенью для полупьяных теток. Хочу сразу предупредить, что эта работа - непростая, часто бывает неблагодарной и держится, в основном, на вашем личном желании и удовольствии.

Не стоит мечтать о баснословных гонорарах и топах, пока не пройдете начальный этап. Трезво оцените свой музыкальный вкус, придумайте, как именно будете выстраивать сет (целную микс-композицию из десятков треков), начинайте осваивать техническую составляющую. Если в вашем городе есть курсы диджеев - иногда стоит потратить лишнюю сотню рублей, зато не придется натыкаться на проблемы уже в самой работе, теряя тем самым репутацию.

И, ради бога, обходитесь без пафоса, пока не появятся реальные причины для его появления :)

2. Изучение составляющих.

Зачастую начинающий диджей сегодня вынужден пользоваться способами, которые вызовут у профессионалов лишь отторжение. Об этом я более детально напишу в отдельном посте, однако стоит выделить одну вещь: не стыдно использовать все, что угодно на самой заре, особенно если вы самоучка. Важно на этой планке не остаться. Это и музыка, скачиваемая из соцсетей и сайтов вроде PDJ, и использование простеньких программ вроде Virtual DJ и Deckadance. Тренируйтесь на чем угодно, изучайте техническую составляющую, подтягивайте знания.

Помните - под каждый уровень существует своя ниша. Если у вас все крайне туго с ритмикой, сведением, а без кнопки Sync вы обойтись не способны (хотя, на кой черт вам тогда эта профессия?), то и таким вы кому-то да нужны. Правда, будьте готовы попасть в категорию "не-диджеев", в которую вас обязательно отнесут более развитые представители профессии. Избежать этого просто - растите, делайте себе вызовы, учитесь играть на более профессиональной аппаратуре, освойте новые носители. На хороший товар всегда есть спрос.

3. Выступления. Букинг.

Давайте представим, что вы уже изучили всю необходимую техническую составляющую. Вы знаете, что такое винил и как он работает, справляетесь с выносными проигрывателями и можете отыграть, в принципе, на чем угодно. Осталось начать выступления.

Варианта есть два - делать все самому, либо воспользоваться услугами букинга. Букинг - это ваше официальное представительство, иными словами - агент. Он решает все ваши проблемы - получает шишки за ваши неудачи, заключает договоры на выступление, следит, чтобы вас никто не обидел и так далее. За это букинг либо забирает некий процент из вашего гонорара за вечер, либо составляет все таким образом, что ваш гонорар остается прежним, а его услуги оплачивает заинтересованная площадка. Если вы - стрессоустойчивы, являетесь юр. лицом и не боитесь того, что вас кинут - делайте все сами. Но с точки зрения опытного человека могу сказать, что иногда лучше отдать 20-30% своего гонорара букингу (или позволить ему зарабатывать на вашем имени), а в итоге лежать себе на диване и ждать, пока поступит звонок от агента с предложением работы. И никаких проблем.

Обязательно уточняйте, какой уровень у заведения и какая музыка на его площадке наиболее актуальна. Иначе может случиться так, что вы, играющий Big Room House, по ошибке бука или собственной окажетесь в месте, где за такую музыку может прилететь в лицо бутылка. Иногда стоит отказываться даже от больших денег, если заведение оставляет желать лучшего, а ваша безопасность может оказаться под угрозой.

Также обязательно заранее уточнять, какой именно вид аппаратуры вас ждет в заведении. Ситуация, которая может случиться, подробно рассказана в моем предыдущем посте.

4. Ценность диджея.

Если бы работа диджея состояла в технической части, сведении и прочих радостях, то эта профессия давным-давно бы умерла. Первое, и самое главное, чем ценен диджей - своим музыкальным вкусом и умением взаимодействовать с толпой любых размеров. Человек за двумя проигрывателями - по сути, ведущий и душа клуба, который задает тон всей вечеринке. И, если вы проваливаетесь, то проваливается и вся ночь. Клуб несет убыток, у вас и у них падает репутация, а букинг отныне соглашается устраивать вас только в диско-бары и на сельские дискотеки.

Не забывайте о том, что коллекция музыки должна постоянно обновляться. Если вы стали играть за пределами диско-баров, то пора переходить на покупку музыки или же на платные аккаунты на порталах, где достаточно много эксклюзивов и интересного материала. Треки с общедоступных сайтов зачастую имеют низкое качество, редко написаны профессионалами и доставят вам только неприятности в работе. Выбор носителя - исключительно ваше дело. И не стоит относиться с пренебрежением к тем, кто использует другой носитель - играть на виниле и CD дано далеко не каждому, а игра с USB открывает возможность для быстрого сведения и формирования т.н. мегамиксов, где за считанные минуты меняется множество стилей, треков и настроений. Относитесь к коллегам с уважением, какими бы они ни были. Сами знаете, насколько эта профессия непроста.

Ну, вот и концовка первой части. Описал не все, так как прямо сейчас нахожусь в пути на место выступления. В скором времени появлюсь и выложу вторую часть "основ", посвященную работе с коллекцией музыки и прочим мелочам, после чего сделаю пост о технической составляющей работы.

Спасибо, что вы со мной!

Найдены дубликаты

Эй диджей, поставь мой компакт диск !

Руки прочь от диджея! Перестаньте давать ему свои пластинки!

Подскажи подробней как выходил на букинги?

я плохо разбираюсь во всем многообразии стилей и направлений, но есть несколько имен, к выступлениям которых прислушиваюсь, а так же пара альбомов, которые на все времена.

скажи, например, какое отношение к Sasha — Involver (2004)? вообще данный исполнитель котируется среди молодой волны? слушающие его старые вещи автоматически в старперы записываются? )

А подскажите пожалуйста пару сайтов, где можно скачать отдельные треки из альбомов а не все целиком, в .flac желательно. а то обламывает на торрентах в 10гиговой дискографии 2-3 трека искать. Из жанров интересует вариации психоделии больше всего. спасибо

Вот сайт, там очень классная музыка, думаю ты найдёшь что-то по душе. Знакомство с рок музыкой у меня началось именно с него. Помню как даже хотела купить себе что-то из муз. оборудования.))) https://hard-life.ru/from-the-pain-of-loss-i-learned-about-t.

Книгу "Диджей. Играющий в темноте" еще можно посоветовать начинающим ;)

Привет) А ты не пробовал сам писать треки в секвенсоре?)

Какой у тебя псевдоним, дашь ссылку вк или на Pdj, где можно послушать твои сеты?)

Привет! Пишу, естественно. Но, в основном, на гоуст-продукт и другим людям. Себе же делаю крайне редко.

Я в прошлом посте в коментах уже говорил, что пока хочу побыть анонимом. Через какое-то время, если будет спрос, обязательно дам.

Но сразу скажу, что я не звезда, а обычный парень своей профессии)

где хотя бы демки послушать твои?

Ну хорошо, подписался, буду ждать)

А я простой фанат EDM музыки, в основном bass направления: DnB, Dubstep, Trap и т.д.) жду лето и фестиваль AFP, поедем туда уже в третий раз)) А какие жанры любишь больше всего ты?)

Я фанат Future bass, Future house, Moombahton и прочих, подобных :)

Тоже люблю эти жанры) Dillon Francis пишет отличный мумбатон, у него, кстати, скоро альбом грядет, знаешь наверное) кстати, наши парни Dropzone выпустили недавно 2 фьюче бэйс трека: ремикс на Karetus и свой трек с When Im With U.

А кого ты посоветуешь послушать?))

Dillon Francis не совсем из той сферы)

Для раскачки советую Major Lazer, DJ Snake, Tropkillaz, Yellow Claw - стандарт)

Для души - Koven)

А, это про тех диджеев которые берут 2 трека из вк и подгоняют по скорости чтобы слить в один? А я-то думал там музыку придумывать нужно. Изучать гармонии, арпеджио, ну и музыкальные инструменты там всякие.

Я ведь сказал, что в следующем посте все расскажу более детально.

Без знания музыкальных как минимум основ делать в этой профессии почти что нечего (но не особо обязательно, кстати).

Есть, конечно, такие штуки, как лупмиксы, когда ты составляешь трек на ходу - это очень непростое дело.

Да и диджей, который не пишет свою музыку, знаете ли, это просто тамада за плеером.

А можно поинтересоваться сколькими инструментами владеете вы?

Вы из того числа музыкантов, которые любят приходить в диджейские посиделки и всех убеждать в том, что они - говноеды, а вы - истинный ценитель?

Вам не по адресу.

Владею гитарой, ударной установкой, немного фортепиано.

Нет, я не из тех. Просто я не считаю диджеев музыкантами и считаю что они незаслуженно пользуются популярностью и известностью у людей. Вот мне и интересно, это еще один недодиджей либо действительно музыкант.

Ну да, большинство диджеев - не музыканты и им, в принципе, быть ими и не нужно.

Я из числа тех, кто занимается музыкой и помимо диджеинга, поэтому.

Как не платить сотрудникам

Друг работает 3 года диджеем в ночном клубе. Недавно к ним пришла новая управляющая, которая решила ввести новые правила. ЗП 1500 за смену) на первый раз обошёлся выговором за узкие джинсы и толстовку. СПб

Как не платить сотрудникам Маразм, Юмор, Работа, Картинки, Длиннопост, Ночной клуб, DJ, Штраф

Как не платить сотрудникам Маразм, Юмор, Работа, Картинки, Длиннопост, Ночной клуб, DJ, Штраф

Привет! Едва зарегистрировался на Пикабу и уже решил поделиться с вами парочкой историй.

Я - диджей, причем уже довольно долгий срок. Начинал самоучкой, далее прошел энное количество курсов, получил немало опыта.Хочу поделиться с вами некоторыми историями из своей работы и, если вам понравится, вы поставите "плюс" и я продолжу выкладывать посты на данную тематику.

Выступление в небольшом диско-баре. Обещают хорошие деньги, отказываться - грех. Созваниваюсь с арт-директором (так как на тот момент бук-агента у меня не было), договариваемся о мини-райдере. У меня он адекватный, так как и я не Hardwell: "вертушки" не младше Pioneer CDJ-1000, пульт, отдельная комнатка для отдыха и free-bar в пределах разумного (на работе если и выпью, то только для поднятия настроения). Также сразу же предупреждаю арта - я играю довольно непростой для восприятия Future House и общемировой EDM, радиокоммерцию в стиле "Мамы Любы" и Макса Барских не ставлю. Не потому, что не нравится, а потому, что в солидном клубе такое не играется, только если в качественном ремиксе и раз в час-два, дабы повеселить толпу. Репутация может пострадать серьезно. Арт-директор бьет себя в грудь, обещает золотые горы, а по поводу моего репертуара заявляет: "Нам такое и нужно, а то резиденты (постоянные работники клуба) уже задолбали с этой коммерцией".

Итак, я доволен, собираю свою коллекцию и прибываю в намеченное место к 21-00. Так как оплату мне обещали за два часа работы в прайм-тайм (основное время, обычно с 01:00 до 03:00, самый пик пьянства и танцев), то я преспокойно спрашиваю, где мне расположиться до выхода и можно ли проверить аппаратуру. Бармен, будучи старшим по смене, ударяется в хамство - мол, кто ты есть и откуда взялся? Я сразу заподозрил неладное и попросил позвонить арт-директору. После объяснений по телефону тот прилетает через считанные минуты и, извиняясь, ведет меня в пахнущую мышами каморку возле кухни, где стоит стул и стол. Вот тебе, мол, место для ожидания и отдыха. Ну, я не брезгливый, да и звезд с неба не хватаю. Говорю - ну да и ладно, мне нужно провести еще и саундчек, так что подведите меня к аппаратуре. Подводят. Стоит столик, на нем - заляпанный монитор от компьютера, гудящего внизу, стоит древний микшер от Behringer, а возле него - мини-контроллер от той же фирмы. Естественно, ни о каких "вертушках" речи нет. У меня - паника, так как я предупреждал, что играю на CD и взял с собой коллекцию именно на этом виде носителей (не зря просил вертушки). Арт жмет плечами и говорит: "На прокат денег не дали, так что есть то, что есть". В принципе, я имел право отказаться уже здесь и сейчас, однако вспомнил слова своего бывшего коллеги: "Диджей должен уметь играть где угодно и на чем угодно". Оке-ей, вызов так вызов. Скачиваю огрызки коллекции из "облака", провожу саундчек. Все работает, все отлично. С довольным лицом прошу на баре бутылку "колы", лед и ухожу с ноутбуком в комнату ожидания.

Через час ко мне врывается высокий, полный и отвратно пахнущий мужчина лет 60-ти. Смерив меня презрительным взглядом, он выдает: "А, так это ты у нас сегодня приглашенный". Говорю - да, это я. Тот, пошатнувшись, заявляет вот что: "Жора (арт-директор) многовато заломил мне, так что давай не за 100, а за 50 (цены изменены). Тебе ж работать в удовольствие, а так опыт будет". Я напрягаюсь, понимая, что разговариваю либо с директором, либо с владельцем клуба. И срез цены меня не устраивает, так как к тому моменту я уже имел какое-никакое, но имя, а за работу в подобных заведениях и подобных условиях, как по мне, так еще и докидывать нужно. Это не наглость, а обычный расчет. Учел я и то, что условия от обговоренных ранее отличаются, причем для меня - сильно. Отвечаю: "Не могу, так как изначально договаривались иначе, да и аппаратуры, которой я просил - нет. Я уже вошел в ваше положение, согласившись играть на том, что имеется". Наблюдаю, как лицо дяди багровеет. Не стоит говорить, что впоследствии я выслушал, какова моя мать в постели, каков я сам - зажравшийся уродец, как мы его достали со своими тратами и т.д. Уходит. Я решаю выйти и перекурить, дабы принять решение. Нарываюсь на резидента, стоящего тут же - он должен был играть на разогреве. Разговорились. Парень объяснил, что это - владелец и своим поведением он давно уже затравил всех сотрудников. Посоветовал мне приготовиться к худшему.

Не стану мусолить - выхода своего я дождался, отыграл вполне прилично, попутно заказав себе перекусить и две рюмки виски, размешанного с коньяком, так как душа требовала успокоения. В итоге, когда пришло время расчета, дядька-владелец заявил мне, что сумма, проеденная мной за ночь, будет вычтена из суммы гонорара. И убрал из моих ста почти половину. Так как гонорар на самом деле был повыше ста, то и забранная сумма оказалась на порядок выше той, на которую я мог "посидеть". Я, естественно, вспоминаю, что мне обещался фрибар, но, даже если условия скатываются в подобную яму, то общая сумма употребленного мной никак не превышала 30-ти долларов и, как следствие, снимают с меня немало и несправедливо. Звоню арт-директору - телефон отключен. Начинаю выяснять отношения с директором - тот тут же багровеет и обещает натравить на меня милицию, налоговую и прочие вкусности. Так как официально я зарегистрирован нигде не был, то решил не связываться, забрал то, что дали. А бар попал в мой "черный список" и на последующие приглашения (как выяснилось, в ту ночь я сделал им недельную базу клиентов и, как следствие, кассу, а потому у них хватило наглости обратиться ко мне еще раз) я больше не реагировал.

И именно тот случай заставил меня склонить голову и подписаться на букинг-агентство. Решил - лучше отдам процент, однако буду спокоен.

Лето - самая привольная и прибыльная пора для работника моей сферы. Здесь тебе и пляжные клубы, и вечеринки и, конечно же, корпоративы да "шашлычки" сильных мира сего, на которых они хотят развлекающий элемент.

Звонок из моего букинг-агентства застал меня рано утром. Сбивчиво и, явно на нервах, мой агент объясняет, что их хороший и крышующий их "знакомый" очень хочет устроить вечеринку на ДР своего сына в каком-то пляжном ресторане и просит хорошего диджея с современным репертуаром, так как соберется, в основном, молодежь. Обещают в полтора раза больше, чем обычно. Я напоминаю агенту про свой, уже знакомый читателю райдер, тот говорит, что все устроено. Приезжаю через день на место - аппаратура действительно стоящая: стоит крутейший пульт линейки Nexus с сенсорным экранчиком и два проигрывателя той же линейки от Pioneer. Я на радостях чуть не упал с постамента, куда меня расположили. Разворачиваю коллекцию, делаю саундчек, жду начала.

Вечеринка начинается спустя два часа и я, почувствовав настроение, позволил себе отыграть чуток коммерции, после чего перешел на EDM. Все круто, всем нравится.

Через час подходит ко мне именинник - тощий, с бегающими глазками мальчик, который тряс перед моим лицом дорогими, золотыми часиками. Наклоняется ко мне и говорит такую вещь: "Слушай, диджик, ты это, давай ко мне за стол". Я улыбаюсь и говорю, что не могу, так как ставлю им музыку да и вообще, если мои буки узнают, что я позволил себе забить на работу и сел за стол, то здесь и разрывом договора попахивает. Мальчик (явно под чем-то) косится на меня непонимающим взглядом и. с размаху бьет по одному из проигрывателей, разбивая его сенсорный экран и смещая с места джог (та самая вертушка. Причем, как он это сделал - не знаю, джоги обычно сидят намертво). Если вы среагировали нормально, то загуглите, пожалуйста, стоимость проигрывателя XDJ 2000 Nexus 2. Мне, который зарабатывает явно меньше стоимости такого контроллера, становится не по себе. Однако мальчик на этом не останавливается - он хлопает также по экрану пульта, после чего тянется сделать то же самое с моим лицом. Я, будучи бывшим кадетом и обученным самообороне, предвосхищаю происходящее и бью его в глаз. Не сильно, но достаточно болезненно. Начинается караул и паника.

На меня налетают его друзья, не знающие ситуации. Из всей этой кучи мне удается вырваться, после чего я звоню не в полицию (знаю, что дурак), а своему агенту, в панике рассказывая ему о происходящем. Тот оказался не таким дураком, как я и вызывает на место полицию, приезжает почти с ними в одно время, пока я прятался на кухне ресторана от ищущих меня людей. В ходе разборки я освобождаюсь от оплаты разбитой аппаратуры, так как на камерах видно, кто это сделал, а мальчика с парой его друзей забирают в отделение. Я же уезжаю домой.

Как выяснилось позже, сынок заказчика оказался плотным кокаиновым наркоманом. В тот вечер парень употребил лишнего, и, не зная, до кого докопаться (в зале были только его друзья), выбрал себе в жертвы невысокого, худенького парня за пультом, решив, что вполне себе причиной будет отказ. Он понимал, что я не могу оторваться от работы и решил использовать принцип "ты меня уважаешь?" без употребления самой этой фразы. Агент, который связывался с заказчиком, в панике, но я уже написал заявление и отзывать его не собирался. Плюс при парне нашли пакетик с "белым веществом".

Но хорошо все то, что хорошо кончается. Папаша этого парня нас топить за это не стал, выплатил полный гонорар, а мне и вообще докинул двести долларов за "неприятности". Но больше заказы у него я не брал, хоть они и были.

А сынуля, конечно, отмазался и сейчас гуляет себе.

Ну, пока вот таких два случая. Отписывайтесь, если интересно - запилю еще.

Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.

Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем — особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.

Зачем нужен диджей

Диджей — это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача — создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», — ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.

Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.

На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки — скретчи. Здесь он уже почти музыкант.

Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.

Диджей — это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача — чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.

Аппаратура не главное

Сила диджея — не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат — это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.

Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.

В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, — возможно, вы прокрастинируете.

По минимуму — 2200 Р

Минимальный набор диджея — диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила — не в любом.

Наушники нужны, чтобы втайне от публики послушать, что ты будешь ставить дальше, и если что — проконтролировать звучание в зале. Самые дешевые наушники, которые теоретически можно применить в работе диджея, стоят чуть меньше 900 Р . Я начинал примерно на таких.

примерно стоят наушники Invotone H819, они подходят для начинающих диджеев

Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.

  1. Собираете любимую музыку на компьютере.
  2. Записываете ее на болванки.
  3. Покупаете наушники.
  4. Договариваетесь с клубом, баром или рестораном, чтобы прийти туда поиграть.
  5. Смотрите все видео на Ютубе о сведении и работе на дисках. Приходите за два часа и пробуете играть на выключенном звуке.
  6. Вам страшно.
  7. Вы диджей.

Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 Р

30 компакт-дисков Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт., 330 Р × 3
НаушникиInvotone H819, 900 Р
Сумка для дисков Hama, 300 Р

Компьютер + контроллер: 25—230 тысяч

Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.

Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер — это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.

Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее — и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.

Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.

Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб — это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.

Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини — все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.

На ноутбуке должна быть диджейская программа. К некоторым контроллерам дают базовую версию программы, например Serato Dj Intro. В ней мало эффектов и не все возможности, но для старта хватит. Захотите больше — придется покупать полную версию Serato DJ за 10 $ в месяц. К дорогущим контроллерам в комплекте дают полную версию диджейской программы и кучу эффектов.

Играть с компьютера и контроллера

Эконом — 24 500 Р Средний — 110 000 Р Шик — 223 000 Р
Компьютер Lenovo IdeaPad 320-15
17 000 Р
Dell Inspiron 3567
56 000 Р
Apple Macbook Air 2017
83 000 Р
Контроллер Numark DJ2GO2
4500 Р
Traktor Control S5
48 000 Р
Numark NS7 III
115 000 Р
Программа Serato DJ Intro в комплекте Traktor в комплекте Serato DJ в комплекте
Наушники Reloop RHP-5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ-2000-K
25 000 Р

Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%. В этой подборке все программы шли в комплекте

Выбор наушников для диджея — больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.

Наушники и слух

Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.

Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление — когда в наушниках как в каске.

Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.

Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч — 1,1 млн

Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.

Обычно в клубах стоят проигрыватели Pioneer серии CDJ , поэтому если учиться, то на них. Базовые сценарии управления у всех одинаковые.

Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.

Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.

Клубный стандарт — Pioneer серии DJM . Осторожно с дешевыми пультами Behringer: кажется, что в них полно функций за небольшие деньги, но в реальности они быстро изнашиваются и сильно шумят — покупайте их, только если хотите максимально сэкономить. Есть отдельное семейство пультов для скретч-диджеев, которые используются на соревнованиях, но туда мы не полезем.

Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов — нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.

При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500—800 рублей.

может стоить хороший кейс для техники. Если хранить оборудование в кейсе, оно прослужит дольше

Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20—30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.

Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.

Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях

Эконом — 109 000 Р Средний — 200 000 Р Шик — 1 163 000 Р
Проигрыватель Pioneer CDJ-350
42 000 Р × 2
Pioneer CDJ-850
70 000 Р × 2
Pioneer CDJ-Tour1
350 000 Р × 2
Пульт Numark M101
7000 Р
Pioneer DJM-350
33 000 Р
Pioneer DJM-Tour1
400 000 Р
Наушники Reloop RHP-5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ-2000-K
25 000 Р
Кейс Сделал знакомый мастер
15 000 Р
Zomo
21 000 Р
Magma Workstation
38 000 Р

Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%

Играть на виниле: 100 тысяч — 1 миллион

Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.

У винила есть минусы.

Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.

Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.

Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50—100 пластинками на 10—15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил — сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.

пластинок приходится носить диджею, который играет на виниле

Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.

Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.

Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом — они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.

Клубный стандарт проигрывателя — Technics SL-1210 или SL-1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40—60 тысяч за пару.

Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные — как повезет.

Читайте также: