Как устроиться на работу в детский сад воспитателем

Опубликовано: 17.05.2024

профессия воспитателя

В сфере педагогики установлены высокие требования к специалистам, поскольку она подразумевает работу с детьми. Так и воспитателями не становятся случайные люди. Эта профессия должна быть призванием и любимым делом для человека, чтобы он смог задержаться здесь надолго и реализоваться как специалист. Поэтому на первом этапе важно определить, подходит ли человеку эта профессия. А затем решить, каким способом получить необходимую квалификацию для работы с детьми

Содержание:

  • Что из себя представляет профессия воспитателя
  • Преимущества и недостатки работы воспитателем
  • Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем
  • Профессиональные навыки
  • Личностные качества
  • Какое образование нужно для работы
  • Где получить образование воспитателя ДОУ дистанционно и диплом
  • Как можно обучиться в Академии

Что из себя представляет профессия

Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования. Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.

Чаще всего новый специалист начинает свой профессиональный путь с должности помощника воспитателя. В некоторых случаях им можно стать даже без профильного образования. Он не может принимать участие в проведении занятий. Следит за чистотой, выполняет функции няни. Если специалист получил профессиональное образование, он переходит на следующую вспомогательную ступень - должность младшего воспитателя. Теперь он допускается к ведению занятий. После получения полной квалификации он становится самостоятельным специалистом. А через три года работы может стать старшим воспитателем, а затем и заведующим детским садом.

Воспитатели работают напрямую с детьми. Их главная задача - способствовать разностороннему развитию детей. Они учат детей правилам гигиены, занимаются их творческим и умственным развитием через игровые формы и помогают формированию социальных навыков в группе. Воспитатели взаимодействуют не только с подопечными. Они тесно общаются с родителями, заполняют бумаги и следят за состоянием помещений.

Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.

Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.

На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.

Преимущества и недостатки работы воспитателем

Чтобы оценить привлекательность будущей профессии, изучите преимущества и недостатки работы, которая вам предстоит.

К преимуществам относятся:

  • Увлеченный коллектив
    Воспитателей детского сада отличают преданность своему делу и полная погруженность в педагогику. Здесь можно встретить единомышленников, которые поддержат коллег в профессиональном росте.
  • Свобода для творческих проектов
    Как правило, заведующие и старшие воспитатели поощряют нестандартные идеи по организации занятий и пространства в садике.
  • Работа с детьми
    В воспитатели следует идти только тем, кто любит детей. Тогда работа с ними будет приносить удовольствие.
  • Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
    Когда у специалиста появляются свои дети, эта привилегия становится очень приятной.
  • Продолжительный отпуск
    Воспитателям полагается 42 отпускных дня, чтобы восстановить свои силы и вернуться к работе. При этом выплачиваются хорошие отпускные.

К недостаткам относятся:

  • Строгое расписание
    Рабочий день воспитателя начинается в 7.00-7.30 утра. Опоздания неприемлемы. Рабочий день заканчивается вечером, когда забирают последнего ребенка. Некоторые родители не всегда делают это вовремя.
  • Эмоциональное выгорание
    Педагоги находятся в зоне психологического риска. Чтобы избежать истощения, важно разбираться в триггерах выгорания.
  • Много бумажной работы
    В обязанности педагога входит заполнение отчетов и ведомостей. В некоторых учреждениях они выполняют эту работу от руки. В других упростили эту работу, переведя ее в электронный формат.
  • Эмоциональная вовлеченность в жизнь детей
    Дети быстро привязываются к воспитателям и могут рассказывать о сложных ситуациях, которые происходят дома. Проблемы в семье ребенка могут стать моральной ношей для педагогов.
  • Сложность в общении с родителями
    Иногда попадаются скандальные или равнодушные родители. Воспитателю приходится взаимодействовать со всеми. Лучшим помощником станет вежливость и профессионализм.
  • Ответственность за жизнь и здоровье детей
    Воспитатель несет ответственность за детей, пока они находятся в его распоряжении. Поэтому важно контролировать каждого ребенка и заботиться о его безопасности.

Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем

Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.

Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.

Профессиональные навыки

Деятельность воспитателей регламентирует государственный профессиональный стандарт для педагогов. Согласно ему у специалиста должно быть среднее или высшее педагогическое образование, другой вариант - диплом из учреждения дополнительного профессионального образования. Для обучения важно выбрать программу, разработанную в соответствии с профстандартом с определенным требуемым количеством академических часов. Она может называться “Педагогика и методика дошкольного образования” , как в АБиУС.

Воспитатель должен разбираться в детской психологии, психологии развития, в теории и методике воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Однако недостаточно получить знания, необходимо научиться их применять. Например, профессионал должен уметь определять психологическое состояние ребенка и выявлять его потребности.

Дополнительное преимущество при трудоустройстве получит воспитатель, который углубленно изучил логопедическую педагогику или овладел нестандартными педагогическими методиками, например, Монтессори. Также большое значение имеет знание основ специальной педагогики, которая касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку всё чаще садики становятся инкорпорированными, что подразумевает совместное обучение детей с разными способностями.

Личностные качества

В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.

Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:

  • коммуникабельным , чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
  • дружелюбным , чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
  • с позитивным мышлением , чтобы справляться со сложностями непростой профессии
  • заботливым и внимательным к детям , чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
  • творческим , чтобы придумывать интересные занятия и праздники
  • любознательным , чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
  • стрессоустойчивым , чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
  • нацеленным на развитие, чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки

Кому подойдет работа воспитателем

Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними - это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:

  • Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
  • Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
  • Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
  • Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
  • Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
  • Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
  • Вы понимаете все риски своей профессии

Какое образование нужно для работы воспитателем

Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.

В колледж берут после девятого и одиннадцатого класса школы. Студенты колледжа много времени уделяют практическим навыкам дошкольного работника. Проходят стажировки в детских садах и могут получить полезный опыт уже к 18-20 годам.

В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.

Без педагогического образования

Если первое высшее образование не касается педагогики, можно стать воспитателем, пройдя программу профессиональной переподготовки в учреждениях ДПО и получить диплом установленного государством образца. Для работы младшим воспитателем или помощником достаточно соответсвующих программ профессионального обучения с получением свидетельства. Все эти программы доступны в АБиУС.

Когда получено профильное образование, можно углублять свои знания через программы повышения квалификации.

Где получить образование воспитателя дистанционно и диплом

Дистанционный формат делает обучение более удобным и доступным. Можно пройти обучение по программе от разработчиков экспертов в любое удобное время, находясь в любом городе, используя компьютер, планшет или смартфон.

Множество центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагают свои специализированные программы. Однако не все программы соответствуют государственным профстандартам педагога ДОО (ДОУ).

Как можно обучиться в Академии

В Академии представлены программы по направлению “Дошкольное образование”, которые соответствуют профессиональным стандартам. Они разделены на три основных раздела - программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы профессионального обучения. В зависимости от цели обучения можно выбрать подходящую программу с требуемым количеством учебных часов.

Например, программы по переподготовке рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.

Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.

После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.

Трудности первого года работы в детском саду: рекомендации для новичков по трудоустройству и работе

С чего начать трудоустройство в ДОО? Возьмут ли педагогом без опыта и специального образования? Сколько получает воспитатель? К чему быть готовым и как не бросить работу в первые месяцы? Ответы мы собрали в этой статье.

Как стать воспитателем в детском саду?

Начинающий воспитатель — не обязательно молодой выпускник учебного заведения. Им может быть и человек более старшего возраста, решивший сменить профессию. Часто кандидаты переживают, возьмут ли их на работу без опыта и специального образования.

Без опыта воспитателем стать можно, а без специального образования в области дошкольного воспитания — нет. Даже если у вас высшее педагогическое или психологическое образование, вам нужен диплом воспитателя детей дошкольного возраста.

Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, вы можете дистанционно* пройти обучение и получить квалификацию воспитателя. Неважно, в каком городе вы живете — ни на одном этапе вам не придется приезжать в учебное заведение, если нет такой возможности. Обратите внимание на курсы профессиональной переподготовки АНО «НИИДПО».

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

1080 часов (8 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительной подготовки

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

1080 часов (8 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительной подготовки

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

1080 часов (8 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительной подготовки

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

1080 часов (8 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные, специальные и дополнительной подготовки

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

Больше всего шансов устроиться в детский сад летом — в это время работники уходят в отпуск, и не все планируют вернуться. Летом набирают группы, новые детские сады тоже чаще всего открываются к началу учебного года. Но и в другое время шанс найти работу тоже есть. Обзвоните ДОО в вашем округе и поинтересуйтесь, есть ли свободные места, посмотрите предложения на сайтах с вакансиями — Яндекс.Работа, hh.ru и др.

На собеседование идите подготовленными: почитайте об обязанностях и ответственности детского воспитателя по закону; подумайте, какие качества помогут вам в работе, постарайтесь узнать больше информации о самом ДОО. Уделите внимание внешнему виду: ваша одежда, обувь, прическа должны быть опрятными, макияж — неярким, образ в целом — скромным. Во время беседы покажите свою заинтересованность в конкретной должности, следите за чистотой речи, на вопросы отвечайте четко и уверенно.

Как устроиться воспитателем без специального образования?

Трудности первого года работы в детском саду: рекомендации для новичков по трудоустройству и работе

Без диплома воспитателя на работу не возьмут. Но выход есть. Сначала устройтесь помощником воспитателя: для этого не требуется специальное образование, и хотя зарплата ниже, ответственности тоже меньше.

Если поймете, что эта работа вам нравится, вы сможете пройти переподготовку — она длится от 5 до 8 месяцев, — а затем занять должность воспитателя в том же ДОО . Лучше всего обучаться дистанционно*: для этого не нужно брать отпуск и выезжать на сессии. Вы учитесь дома, в удобное время: смотрите вебинары, общаетесь с преподавателями, сдаете зачеты и практические задания. По окончании обучения, после успешного прохождения итоговой аттестации, вы получите диплом — его выдадут вам лично или вышлют почтовой службой.

Заинтересовались такой формой обучения? Обратитесь в приемную комиссию АНО «НИИДПО» по телефону или электронной почте. Специалисты ответят на все ваши вопросы.

Сколько зарабатывает начинающий воспитатель?

Зарплата начинающего воспитателя зависит от нескольких факторов:

  • от вида детского сада — в частных учреждениях зарплата обычно выше, в государственных ниже;
  • от региона — в московских ДОО воспитатели получают существенно больше, чем в небольших городах;
  • от наличия дополнительных обязанностей.

Согласно данным портала hh.ru, воспитатель без опыта может рассчитывать на ставку 18–25 тыс. руб. в регионах и 30–35 тыс. руб. в Москве. Конечно, со временем ваша зарплата будет расти.

Как подготовиться к работе с вашей первой группой?

Прежде всего узнайте, какие обязанности выполняет воспитатель группы в конкретном детском саду — внимательно прочитайте свою должностную инструкцию. Поговорите с заведующей или методистом, спросите, по какой программе занимаются дети, кто проводит занятия.

Если вы приходите в уже работающую группу, предварительно познакомьтесь с детьми. Представьтесь, расскажите о себе, заинтересуйте малышей. Спросите их о чем-нибудь, поиграйте, попросите показать любимые игрушки и книги. Пусть дети увидят, что они вам интересны.

Первые дни работы проведите вместе со сменщицей. Посмотрите, как она общается с детьми, как ведет занятия, какие требования к детям предъявляет. Постарайтесь перенять у нее основные приемы — так будет проще и вам, и детям.

С какими сложностями сталкивается воспитатель в первый год работы?

Трудности первого года работы в детском саду: рекомендации для новичков по трудоустройству и работе

Профессиональная адаптация — неизбежный процесс, через который проходят все новички, и сложности у них часто одни и те же.

Дети не слушаются

Дисциплина — главная проблема начинающего педагога. Не стоит рассчитывать, что дети будут вас слушаться только потому, что вы старше. Авторитет надо заслужить. Как?

Обращайтесь с детьми строго, но не жестко. Будьте ласковы и приветливы, когда это необходимо.

Не меняйте своих требований и добивайтесь их выполнения.

Уважайте личность ребенка, найдите подход к каждому. Учитывайте, что знания, способности, возможности у детей разные — нельзя требовать, чтобы все в группе справлялись с задачами одинаково хорошо. Научитесь основам сотрудничества с детьми .

Будьте честны и всегда выполняйте обещания. Авторитет начинается с доверия.

Все детские конфликты решайте спокойно и тактично, помните о справедливости. Объясняйте свои решения.

Родители не воспринимают всерьез

Родители могут предвзято относиться к молодым воспитателям, особенно если у тех нет собственных детей. Как привлечь их на свою сторону?

Говорите с родителями на равных, уважительно. Не заискивайте, но и не поучайте.

Не жалуйтесь на детей. Если в группе возник серьезный конфликт, привлеките к решению вопроса старшего воспитателя, заведующего.

Используйте разные формы работы с родителями, объясняйте, что ответственность за воспитание ребенка несут и они тоже. Организовывать взаимодействие с родителями научат на курсах повышения квалификации.

Следите за тем, как дети встречают своих родителей вечером. Аккуратный внешний вид и улыбка лучше любых слов свидетельствуют о том, что ребенку с вами хорошо.

Вы сомневаетесь в своих профессиональных знаниях

Мастерство приходит со временем. Задача методиста и старшего воспитателя — помочь вам как молодому специалисту, поддержать вас. Не стесняйтесь обращаться за советами к более опытным коллегам. Так вы покажете свое уважение, признаете их авторитет, и они, в свою очередь, будут лучше к вам относиться. Задавая вопросы, вы сможете избежать многих ошибок. Если чувствуете, что вам не хватает каких-то знаний и навыков, пройдите дистанционные* курсы повышения квалификации по интересующим вас темам.

С какими бы сложностями в работе воспитателем вы ни столкнулись, помните: все они преодолимы. Наградой вам будет безусловная детская любовь и улыбки малышей, а еще гордость за своих воспитанников, которых вы многому научили.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования?

В России сейчас около 43 000 детских садов, причем в рамках мер по улучшению демографии и поддержке семей с детьми каждый год открываются новые ДОУ. В них постоянно требуются воспитатели. Но чтобы успешно начать карьеру в этой перспективной сфере, нужно получить специальное образование и учесть опыт коллег — мы расскажем о сложностях, с которыми чаще всего сталкиваются новички, чтобы вам было легче избежать ошибок.

Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования?

По профстандарту «Педагог» работать без педагогического образования в ДОУ можно, если специалист имеет диплом любого вуза, колледжа или техникума и получил квалификацию воспитателя на курсах переподготовки в лицензированном учреждении дополнительного профессионального образования.

Где можно пройти курсы профпереподготовки на воспитателя? Где и кем можно работать с таким дипломом?

Пройти дистанционную* профессиональную переподготовку для работы в дошкольном образовании можно в АНО ДПО «ВГАППССС». Вот самые популярные среди наших Слушателей программы этого направления:

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

  • Этот курс рассчитан на 620 часов – 5 месяцев. Вы познакомитесь с теорией и методикой дошкольного образования, психологией детей дошкольного возраста, организацией работы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, отдельными видами деятельности воспитанников в детском саду (игрой, речевым, познавательным, физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием). Окончив этот курс, вы сможете работать в коммерческих и государственных детских садах, центрах развития, детских домах, летних лагерях, развлекательных учреждениях и других организациях, которые организуют пребывание, обучение, воспитание, досуг детей в возрасте до 7 лет.

1100 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста

  • Этот курс в два раза длиннее – на получение сразу двух квалификаций у вас уйдет 1100 часов или 10 месяцев. Вы научитесь работать не только с дошкольниками, но и с учениками начальных классов. Учебный план программы подробно освещает обещпрофессиональные темы (педагогику, психологию, теорию и методику воспитания, возрастную анатомию, физиологию и гигиену и т. д.), знакомит с организацией деятельности воспитателя и учителя начальной школы с учетом требований ФГОС ДО и ФГОС НОО. Окончив курсы, вы сможете устроиться как в школу, так и в детский сад. Причем в обоих случаях ваша работа будет более эффективной. В ДОУ вы сможете лучше подготовить детей к поступлению в первый класс, а в школе поможете вчерашним детсадовцам быстрее адаптироваться к новой обстановке. Умение работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста также позволит вам построить карьеру в области предшкольной подготовки.

Что входит в обязанности воспитателя в ДОУ? Должностная инструкция специалиста

Если вы будете работать воспитателем в детском саду, вам предстоит решать ряд задач, в том числе:

  • Организовывать различные виды деятельности детей, которые способствуют их развитию, обучению и воспитанию: познавательную игровую, трудовую, спортивную, художественную и т. д. Все занятия проводятся по программе, разработанной с учетом требований ФГОС ДО.
  • Организовывать пребывание ребенка в ДОУ: гигиенические процедуры, питание, прогулки, сон и т. д., детские игры и праздничные мероприятия
  • Формировать и развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки, понятия о морали и нравственности, гражданское самосознание, культуру здорового образа жизни.
  • Наблюдать за поведением детей и корректировать его.
  • Обеспечивать безопасность образовательной среды.
  • Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей, консультировать их по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.
  • Участвовать в методической работе ДОУ.
  • Поддерживать порядок в группе, оформлять ее к праздникам и мероприятиям, обновлять информационные стенды.
  • Вести внутреннюю документацию: планы образовательно-воспитательной работы, конспекты занятий и мероприятий, карты наблюдения за развитием детей и т. д.
  • Проводить самодиагностику показателей своей работы, в том числе путем заполнения оценочных листов и карт для старших и рядовых воспитателей, их помощников.

Что должен знать и уметь ребенок подготовительной группы?

Подготовительная группа – это последняя ступень дошкольной стадии образования. В ФГОС ДО указано, что к 6-7 годам дети, посещающие детский сад, должны:

Действующее в настоящее время российское трудовое законодательство дает четкое представление о процедуре оформления нового сотрудника, указывает особенности для бюджетных учреждений, в том числе и для детского сада. В 2021 году существенных изменений не произошло, правила остались прежними.

Правила приема

Среди основных правил приема перечислим:

  • лица, принимаемые в детский сад на работу, обязаны иметь педагогическую квалификацию, которая соответствует характеру предполагаемой должности;
  • к работе не допускаются лица, которым запрещена трудовая деятельность в сфере педагогики по суду;
  • к работе не допускаются лица, не соответствующие должности по медицинским показаниям. Перечень прописан в законе;
  • не допускаются лица с непогашенной судимостью по уголовным преступлениям. Перечень состава преступлений указан в законе;
  • работник принимается в детский сад по трудовому договору.

Порядок приема сотрудников в детский сад

Законодательно установлен порядок приема в детский сад сотрудников:

  • на основе заключенного трудового договора между учреждением и сотрудником осуществляется прием;
  • трудовой договор заключается между сторонами, составляется в двух экземплярах: один хранится у работника, один – в детском саду;
  • при поступлении на должность сотрудник знакомится с коллективным договором, уставом, внутренними правилами, инструкциями по охране труда, жизни и здоровья детей;
  • все документы, требуемые при поступлении на должность, описаны в ст.65 ТК РФ;
  • работника могут попросить представить самостоятельно краткую письменную характеристику предыдущей деятельности с описанием навыков и умений;
  • работнику разъясняются его права и обязанности по конкретной должности, график труда, оплата и прочие вопросы;
  • при приеме на работу в детский сад, как правило, устанавливается испытательный срок.

Требования к документам при приеме

В таблице ниже отражен перечень основных документов, которые требуются при приеме на работу в детский сад и их характеристики (ст. 65 ТК РФ).

· трудоустройство сотрудника на работу впервые;

· свидетельства и сертификаты;

Важно! Все документы, необходимые при приеме на работу указаны в ст. 65 ТК РФ. Требовать от кандидата документы сверх установленного перечня запрещено.

Список дополнительных документов для бухгалтерской службы, установленный ТК РФ, указан в таблице ниже.

Документ Характеристика
Заявление Его предоставление не требуется по закону, но некоторые работодатели просят заполнить по установленной форме.
Свидетельство о рождении ребенка Предоставляется копия для получения налогового вычета
Справка 2-НДФЛ За два года с прошлого места работы (для расчета среднего заработка при больничных)
Медицинская книжка Медосмотр является обязательной процедурой при трудоустройстве в детский сад
Справка о существующих условиях работы Нужна только для совместителей

Образец заявления при приеме на работу в детский сад можно скачать тут.

Какие документы работодатель не вправе требовать

В законе установлен перечень документов, которые работодатель не вправе требовать от сотрудника при приеме на работу в обязательном порядке. Отказ в работе за непредставление необязательных документов является необоснованным.

Документ Характеристика
Документ о регистрации работника Работодатель не обязан отслеживать место регистрации сотрудника. Нельзя устанавливать преимущества по данному критерию при приеме сотрудников. В случае, когда работник проживает не по месту регистрации, отказывать ему в работе запрещено.

Испытательный срок при приеме на работу в детский сад

При поступлении на работу сотрудник может предоставить информацию о своих предыдущих местах работы (и опыте работы) на бумаге, либо рассказать в устной форме.

Однако не всегда работодателя устраивает такой вариант. С этой целью устанавливаются проверки в виде испытательного срока. Такое условие должно быть прописано в трудовом договоре.

Испытательный срок – это период времени, в течение которого ответственное лицо выполняет все функциональные обязанности по должности, а его руководитель (работодатель) наблюдает за выполнением должностных обязанностей и оценивает этот процесс.

Цель испытательного срока: возможность руководству оценить сотрудника на рабочем месте в части выполнения должностных обязанностей без принятия обязательств по постоянному трудоустройству по данной должности.

Важно! Условие об испытательном сроке должно содержаться не только в трудовом контракте сотрудника, но и оформляться в виде отдельного распоряжения директора.

В течение испытательного срока сотрудник выполняет все обязанности по должности в полном объеме. В случае неисполнения он может быть уволен из заведения на законных основаниях.

Важно! Для того, чтобы повысить эффективность времени на испытательном сроке для сотрудника детского сада совместно с заведующим учебно-воспитательной работы рекомендуется установить цели в самом начале испытания и оценить их достижение в конце. Этот метод получил широкое распространение в детских садах, так как позволяет более качественно и точно оценить сотрудника и его умения на конкретной должности.

В случае, если на протяжении срока испытания, руководитель принял решение не брать его на дальнейшее постоянное сотрудничество, то необходимо письменное уведомление. На этом документе работник ставит свою подпись и дату ознакомления.

Важно! При отказе сотрудника ставить подпись на уведомлении составляется акт об отказе, в котором несколько сотрудников детского сада подтверждают факт отказа от подписи. Далее данный документ отправляется по почте по адресу сотрудника в виде ценного письма с описью вложений.

Главная особенность испытательного срока состоит в том, что работодатель может уволить сотрудника после окончания срока в упрощенном порядке.

Сроки сотрудничества на испытательном периоде:

  • 3 месяца – по всем сотрудникам;
  • 6 месяцев – в отношении руководителей, заместителей, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.

Пошаговая инструкция приема на работу в детский сад

Процедура приема сотрудников на работу в детский сад имеет ряд установленных этапов, а пропуск хотя бы одного из них чреват наказанием от контролирующих органов.

Основные этапы отражены в таблице ниже.

В нем указываются:

· главные особенности и характеристики труда;

· испытательный срок, если есть;

Важно! В состав личного дела можно включать:

  • личная карточка с фотографией;
  • автобиография;
  • копия образовательного документа;
  • заявления работника;
  • копии распоряжений относительно сотрудника;
  • трудовой контракт;
  • должностная инструкция;
  • характеристики, отзывы;
  • прочие документы.

Образец трудового договора с воспитателем детского сада можно скачать тут.

Бланк приказа о приеме на работу в детский сад можно скачать тут.

Образец Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ можно скачать тут.

Образец и бланк личной карточке Т-2 можно скачать тут.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1. Примут ли на работу в детский сад, если нет педагогического образования?

Ответ: так как для таких должностей как воспитатель требуется знание методики работы с детьми, то попасть на данную должность без профильного образования нельзя. Однако на такие должности как: помощник воспитателя, уборщица, дворник, устроиться реально.

Вопрос № 2. При трудоустройстве в детский сад обязательна ли справка об отсутствии судимости?

Ответ: да, такая справка является обязательной. Об этом указано в ст. 351.1 ТК РФ в отношении трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития детей, организации их отдыха, медицинского оздоровления и обеспечения.

Вопрос № 3. Можно ли поступить на работу в детский сад, если базовое образование не педагогическое, а есть только документ о переподготовке профессии по воспитательной деятельности?

Ответ: в соответствии с Профстандартом 01.001, педагогическое образование для работников ДОУ должно быть базовым.

Вопрос № 4. Что делать, если работник приступил к работе по трудовому контракту, в котором не указано условие об испытательном сроке?

Ответ: если работник еще не успел приступить к работе, но трудовой договор подписан, то достаточно оформить дополнительное соглашение к трудовому контракту. Если же работник уже приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, то установить такой срок уже невозможно и запрещено по закону.

Вопрос № 5. Для каких категорий граждан запрещено устанавливать испытательный срок при работе в детском саду?

Ответ: К таким категориям относятся:

  • беременные сотрудницы;
  • лица, которым не исполнилось 18 лет;
  • молодые специалисты, которые пришли на работу после обучения;
  • работники, выбранные по конкурсу.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка № 1. Ошибочным является мнение о том, что сотрудника нельзя принимать на работу в выходные и праздничные дни. По закону такой процесс организовать можно.

Таким образом, процесс приеме сотрудников на работу в детский сад подчиняется общим трудовым законам. Однако есть и свои особенности, которые надо изучать и применять относительно ДОУ.

Воспитатель является одним из самых близких к ребенку взрослых. Занимаясь профессиональной подготовкой детей к школе, он сочетает в себе функции педагога и мамы. Хорошим воспитателем может стать не каждый человек.

Проанализируйте свои взаимоотношения с детьми дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет). Отметьте для себя, насколько легко вы находите темы для разговора, как долго вы можете общаться с ребятами. Помимо этого, вас не должен раздражать постоянный шум детских голосов. Тот факт, что вы не можете долгое время находиться в обществе детей, говорит о том, что вам не стоит выбирать профессию воспитателя.

Изучите предложения учебных заведений. Факультеты дошкольного образования могут быть в педагогических институтах. Кроме того, воспитателей для дошкольных учреждений готовят в педагогических колледжах, в которые можно поступать после девяти классов школы. Остановите свой выбор на том месте учебы, которое является территориально наиболее удобным и приемлемым по стоимости услуг.

Проходя обучение, по возможности не пропускайте занятия. Те теоретические знания, которые вы получите, станут хорошей основой для будущей практики. С самого начала уясните для себя особенности детей дошкольного возраста. Взаимодействие с ними отличается от общения с более старшими детьми. Именно в детском саду закладываются основы воспитания и обучения, ребенок познает основы окружающего мира. Вы должны уметь быть на уровне ребенка, отдавая предпочтение партнерской позиции в диалоге с малышом.

Научитесь завоевывать доверие у детей. Они интуитивно чувствуют фальшь в словах и действиях взрослого человека. Не вызвав доверие у детского коллектива, вы не сможете управлять им. Дети устраивают своеобразную проверку нового человека, которая может продлиться некоторое время. Всегда выполняйте свои обещания. Не выполнив их несколько раз, вы никогда не сможете доказать ребятам правдивость ваших слов. Как следствие – не сможете стать для них близким человеком. А без этого невозможно стать хорошим воспитателем.

Всегда повышайте свой профессиональный уровень. Стремитесь к постоянному самосовершенствованию. Практические семинары позволят усвоить опыт коллег со стажем, а также отработать множество ситуаций, которые могут возникнуть в процессе воспитания и обучения детей. Совершив ошибку, учитывайте ее в дальнейшей работе.

Постоянно узнавайте что-то новое. Современные дети являются очень грамотными во многих аспектах нашей жизни. Необходимо, чтобы вы были более компетентны по сравнению со своими воспитанниками. Это поможет вам стать для них авторитетным взрослым, который может дать ответы на многие вопросы.

Басня «Мечта стать воспитателем» Мечты бывают разные: Серьезные и праздные. Есть мечты большого роста, Дорасти до них непросто. Об этом сегодня я поведаю друзья Три девочки.

Памятка для родителей и детей «Как не стать жертвой преступления» Эта памятка подскажет, как вести себя, чтобы не стать жертвой преступления, куда обратиться если ваш близкий человек стал жертвой или свидетелем.

Отношения воспитателя с детьми в группе «Как стать для детей другом» Как стать для детей другом об отношениях воспитателя с детьми в группе Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25.

Консультация для воспитателей «Конфликт между родителями и воспитателем» Почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает.

Консультация для молодого педагога «Формирование предметно-пространственной среды в группе» ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Консультация для родителей «Как стать счастливым родителем?» Мы привыкли считать детство счастливым периодом в жизни человека и распространять это счастье не только на детей, но и на их родителей.

Наставничество «Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста» План работы Наставника Халимановой Л. В. с молодым специалистом Мельник Е. Б. на 2016-2017 учебный год. Цель работы: развитие профессиональных.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку стать внимательным»
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку стать внимательным» Как развить внимательность Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют.

Эссе «Почему я хочу стать воспитателем?» Я хочу найти себя. Эта профессия включает все сферы жизни, обращаясь к каждой я пытаюсь найти свое успокоение в ней, если этого нет, то.

Эссе «Почему я решила стать воспитателем» Что побудило меня стать воспитателем? Трудно ответить однозначно. Попробую рассмотреть те моменты, которые привлекли меня в этой профессии.

Читайте также: