Как устроиться на работу в московскую школу

Опубликовано: 17.04.2024

работа в школе

С учетом последних тенденций все больше молодых выпускников педвузов нацелены на трудоустройство по профессии. Это связано со многими факторами, в частности, с поддержкой государства, в том числе финансовой, молодых специалистов. Таким образом, работа в школе становится все более привлекательной.

Способы поиска работы в 2021 году

Учительница на рабочем месте

Успешное окончание высшего учебного заведения не всегда гарантия быстрого трудоустройства по специальности. Работодатель заинтересован в сотрудничестве с молодым, но уже получившим определенный опыт, специалистом. Это необязательно оформление в штат. Увеличат шансы на получение работы молодого педагога даже успешная стажировка вожатым в пришкольном лагере. Вакансии в школах Москвы без опыта работы появляются, как правило, в начале весны.

Как устроиться на работу в школу

  1. В учебном плане любого педвуза обязательно есть прохождение психолого-педагогической практики. На первых курсах студенты стажируются пассивно, то есть, в течение определенного времени наблюдают за работой практикующих учителей. Обучающиеся старших курсов допущены до активной практики, проводя уроки и частично выполняя обязанности классного руководителя. Именно эта возможность дает будущему специалисту показать себя с выгодной стороны, заручиться поддержкой педагогических сотрудников.
  2. Начальник отдела кадров школы обязан регулярно предоставлять списки имеющихся вакансий в регулирующий местное образование орган, на официальную биржу труда города. Сведения публикуются и обновляются онлайн. Много школ выставляют вакансии на своем сайте.
  3. Рассылка резюме на электронный адрес директоров школ. Этот способ поможет найти работу, только если составленная характеристика будет дополнена портфолио достижений, значимыми фактами и положительными характеристиками с места психолого-педагогических практик, рекомендациями. Заочное знакомство директора школы с претендентом на основе сухих фактов о том, что тот просто закончил высшее учебное заведение, может ничем не закончиться.
  4. Когда нужна работа в школе, мониторинг сайтов, ориентированных на сбор вакансий в Москве, помогут с поиском. Один из самых функциональных порталов Trudvsem.ru. Его база вакансий общероссийская. Функционал позволяет искать работу по определенным критериям в сфере «Образование, наука».

Способов трудоустройства много. Главное — не останавливаться после первых неудачных попыток поиска.

Порядок приема на работу

Как устроиться учителем в школу в Москве? Быть готовым к постоянным собеседованиям. Редко кому удается после первого же разговора с директором трудоустроиться. Нужно обратить внимание на следующее.

  1. Добиваться встречи не только с отделом кадров, но и напрямую с руководителем образовательного учреждения.
  2. Показать себя компетентным специалистом. Так, собеседование может быть нестандартным: вопросы по способности поддерживать дисциплину во время уроков педагогическими методами, даже мини-опрос на знание предмета (особенно, если директор сам преподает эту дисциплину).
  3. Быть уверенным, но не напористым. Позиционировать себя как человека, готового к работе с детьми не по необходимости, а по призванию.

Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством.

Требования к претендентам

В 2013 году был установлен профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н). До начала действия этой правовой нормы, с учетом явного дефицита кадров, преподавателем в школе мог работать человек без профильного образования. Сегодня ситуация иная.

Чтобы стать учителем, нужно пройти обучение по программам высшего либо среднего педагогического учебного заведения. Можно ли работать учителем без педагогического образования? Да, но при определенных условиях. У претендента должно быть профильное образование по предмету. И нужно учитывать то, что понадобится пройти дополнительные курсы переквалификации конкретно на учителя. Они могут быть как очными, так и дистанционными. Продолжительность такого курса — от 3 до 6 месяцев.

Долгое время спорной являлась профессия «учитель труда», было непонятно, какое нужно образование, чтобы преподавать этот предмет. До указанного Приказа Минтруда России педагогом могли принять любого человека без профильного и непрофильного образования, но с большим опытом практической работы. В настоящее время все учителя труда также прошли профессиональную краткосрочную подготовку либо получают образование в высших учебных заведениях по специальности «Учитель технологии».

Видео: Как я работал классным руководителем

Обязанности учителя

Рабочий функционал прописан официально в Трудовом кодексе РФ, ФЗ № 273. На основании этого источника, составляются все должностные инструкции. В обязанности педагога входит следующее.

  1. Обучать и воспитывать учеников.
  2. Обоснованно выбирать учебно-методическое обеспечение.
  3. Планирование учебного процесса и разработка программы.
  4. Оценка результатов учеников.
  5. Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями.
  6. Регулярное прохождение аттестации, повышение своего профессионального уровня.
  7. Соблюдение правовых и этических норм.

Перечислены только базовые обязанности педагога. С полным функционалом необходимо ознакомиться в приеме на работу, в отделе кадров.

Размеры заработных плат

Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.

По специальностям


Зарплата в муниципальной школе довольно прозрачна. Базируется на минимальном размере оплаты труда на одну ставку, как и у всех работников, получающих выплаты из муниципального бюджета. Но у специалистов, преподающих один предмет, зарплата может значительно разниться. Это связано с введением разноуровневой оплаты труда, в которую включаются такие показатели, как стимулирующие выплаты по итогам работы за год, уровень квалификации педагога, количества нагрузки, наличия классного руководства.

Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.

По регионам

Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице.

Регион, городРазмер средней зарплаты
Ямало-Ненецкий авт. окр.77 000 р.
Чукотский авт. окр.75 400 р.
Немецкий нац. район65 370 р.
Ханты-Мансийский авт. окр.56 900 р.
Камчатка край52 300 р.
г. Магадан58 800 р.
Якутия обл.49 140 р.
г. Москва58 800 р.
Сахалин обл.53 300 р.
Коми респ.39 460 р.
г. Хабаровск34 900 р.
г. Тюмень33 700 р.
г. Красноярск33 500 р.
г. Санкт-Петербург39 000 р.
г. Архангельск32 600 р.
г. Екатеринбург29 000 р.
Карелия обл.29 000 р.
г. Иркутск30 700 р.
Татарстан респ.27 200 р.
Бурятия респ.27 000 р.
г. Нижний Новгород24 800 р.
г. Ярославль24 300 р.
г. Тыва27 400 р.
г. Вологда26 000 р.
г. Омск25 580 р.
г. Кемерово26 140 р.
г. Пермь26 230 р.
г. Томск31 400 р.
г. Рязань23 000 р.
г. Самара24 930 р.
г. Новосибирск26 120 р.
г. Ростов22 600 р.
г. Челябинск27 000 р.
г. Калининград26 000 р.
г. Липецк22 300 р.
г. Смоленск21 600 р.
г. Калуга27 000 р.
г. Ставрополь21 500 р.
г. Владимир21 800 р.
Алтай и Алтайский край22 000 р.
г. Оренбург22 900 р.
г. Воронеж23 000 р.
г. Волгоград22 900 р.
г. Астрахань23 600 р.
г. Тверь23 820 р.
г. Ульяновск20 300 р.
Ингушетия респ.21 170 р.
г. Новгород24 280 р.
Адыгея респ.20 170 р.
г. Псков20 300 р.
Башкортостан респ.23 500 р.
г. Орел20 000 р.
г. Тамбов19 600 р.
г. Брянск20 200 р.
г. Белгород22 900 р.

Установленный режим работы для учителей

Рабочая неделя педагога составляет 18 часов на одну ставку (недельная нагрузка). Больше чем на две ставки сотрудник работать не может. Чтобы качественно осуществлять подготовку к урокам, должен выделяться методический день в неделю, который учитель может проводить в библиотеке, в школе или за ее пределами (на усмотрение педагога).

Дополнительная нагрузка (дежурства, сопровождение) компенсируется отгулами, что должно быть отражено во внутренних приказах школы.

Как стать учителем начальных классов

Это ответственное звено в школьном обучении, его основа. Как стать учителем начальных классов в 2019 году? Достаточно получить диплом по программам высшего или среднего педагогического образования. Если есть базовое высшее образование, допускается пройти переквалификацию (в этом случае получить работу сложнее, если есть конкуренция) либо поступить на обучение в ВУЗ уже на специальность по профилю желаемой работы.

Преимущества и недостатки работы педагога

Выпускникам педагогических учебных заведений интересно, что дает работа учителя, какие есть подводные камни профессии.

  • короткий рабочий день (18 часов в неделю);
  • несмотря на уменьшенное количество рабочих часов, полная зарплата на ставку, как и в профессиях, где нормой является 40 часов в неделю;
  • увеличенный ежегодный отпуск.
  • необходимость всегда быть на виду, поддерживать имидж учителя даже в свободное от работы время в общественных местах, что способствует поддержанию авторитета у учеников;
  • Ориентироваться не только на проведение уроков, но и на дополнительные обязанности в школе, чтобы получать стимулирующие выплаты к зарплате.

В целом, чтобы работать учителем, нужно быть крайне стрессоустойчивым. Ситуации, требующие немедленного адекватного реагирования, в школе вполне обычное явление.

Работа и зарплата воспитателя детского сада

Долгое время считалось, что воспитатели работают чуть ли не за идею, когда педагоги в школе получали вполне неплохую зарплату. Но в последние года ситуация изменилась. Сколько выплат у воспитателя в детском саду, зависит от базовой, утвержденной по всей России, ставки, стимулирующих баллов и других факторов. Сколько получают воспитатели в детском саду? От 20 тысяч рублей.

Видео: Престиж профессии учителя в России

Заключение

Работа учителем всегда признавалась одной из самых сложных, т.к. она связана с обучением и воспитанием детей, постоянным самосовершенствованием, ответственностью перед обществом. Кроме того, она долгое время не получала отклика в виде достойной зарплаты. Ситуация начала постепенно меняться, когда на педагогов и их требования обратили внимание на госуровне.

Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми. Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.

Выпускники

Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:

  1. Уже на 2-3 курсе молодые педагоги проходят практику в школах. Если будущий учитель зарекомендует себя в качестве коммуникабельного и квалифицированного сотрудника, то у него есть все шансы остаться работать в школе, где он проходил практику. Педагогу потребуется показать все свои навыки и умения, чтобы заслужить доверие педагогического состава.
  2. Трудоустройством учителей в школы занимаются местные органы образования (ГОРОНО – городской отдел народного образования и науки). Будущий педагог при желании устроиться на работу может прийти в подобную организацию и узнать о наличии вакансий. Приходить стоит не позже мая-июня. В эти месяцы набирается педагогический состав.
  3. Самостоятельно узнавать в школах о наличии свободных вакансий. Стоит помнить, что положительная характеристика с места практики лишь увеличит шансы будущего педагога устроиться работать в школу. Поэтому не стоит пренебрегать на практике советами «старших» педагогов.
  4. Найти работу учителя в школе можно в интернете. Существует множество сайтов по поиску работы. На сайте стоит зайти в раздел «Образование», и портал автоматически выдаст вакантные места по разных учебным учреждениям выбранного города.

Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».

Сайт "Труд всем"

  1. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу.

Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.

В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.

Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.

Ученицы частной школы

Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2020-2021 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:

  1. Московская область.
  2. Красноярский край.
  3. Краснодарский край.
  4. Ленинградская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Свердловская область.
  7. Волгоградская область.
  8. Омская область.
  9. Ростовская область.

Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:

  1. Личные данные.
  2. Опыт работы.
  3. Образование.
  4. Категория.
  5. Квалификация.
  6. Контактная информация.
  7. Личные качества.
  8. Разряд.

Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.

Выбор подходящего человека

Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.

Даже опытные учителя, переехав в другой регион, далеко не всегда могут устроиться на хорошую работу. Несколько советов тем молодым учителям, которые хотят устроиться на работу в хорошую школу, где, откровенно говоря, вас не очень ждут. И всё-таки, давайте попробуем.


Опыт, сын ошибок трудных

Прежде всего, мой первый совет: все-таки, постарайтесь хотя бы несколько лет поработать в той школе, куда вас взяли от безысходности. Да, эта школа может находиться в глубинке. Находится в ветхом здании, и с детьми у вас не ладится.

Но первые годы работы в школе бесценны.

Вы приобретёте бесценный опыт работы. Никакие методические рекомендации и ваши успешные вузовские знания не помогут, пока вы не окунётесь в школьную повседневность. Вы набъёте себе много шишек. Но за битого… вы знаете, что дальше.

Я очень благодарен судьбе, что не сразу оказался в своей родной школе. Сначала поработал в других. Приобрёл опыт. Завоевал авторитет. И меня пригласили в ту школу, о которой я мечтал. И мои бывшие учителя относились ко мне не как бывшему ученику. А как к коллеге.

Собеседование

Итак, вы ходите устроиться в хорошую школу. Теперь пришло время узнать небольшие секреты собеседования с руководителями школы или управления образования. Чтобы сделать его успешным для себя, безусловно, нужно подготовиться к собеседованию.

К этому волнительному событию необходимо хорошо подготовиться, вы должны произвести хорошее первое впечатление. И здесь очень важно, как вы себя будете презентовать, а главное, как отвечать на вопросы.

Изучите заранее школу

Ещё до собеседования узнайте побольше об этой школе. Загляните на её сайт и соберите всю необходимую информацию. Вам нужно будет подготовиться, если работодатель спросит вас: «Что вы думаете о нашей системе обучения?» или «Наша школа является ресурсным центром. Что вы знаете об этом ?»

Каждая школа имеет свою программу развития, которую она реализует, и вы должны быть подготовлены к работе в условиях, предлагаемых школой. Это может быть гимназия, лицей с особыми предметными приоритетами, особым подбором детей и т.п.

Если в какой-то момент собеседования директор школы спросит вас, есть ли у вас какие-либо вопросы, было бы неплохо задать конкретный вопрос о системе работы школы, показать свою компетентность.

Совершенствование вашего портфолио

Сейчас многие специалисты ходят устраиваться на работу со своим портфолио. Разумеется, это лучшее осязаемое доказательство ваших достижений. Портфолио демонстрирует приобретённые вами опыт, достижения. Ещё учась в педагогическом вузе вы должны создавать такой портфолио. Это победа в предметном конкурсе, межвузовской олимпиаде и т.п.

И, конечно же, будет здорово, если вы представите коллекцию ваших лучших примеров с прежних мест работы. Представление своего профессионального портфолио — это способ представить себя за рамками обычного собеседования и продемонстрировать, чего вы достигли и во время учёбы, и в первые годы своей работы.

И всё же, чтобы наилучшим образом использовать свой портфолио во время собеседования, воспользуйтесь следующими советами.

Как лучше всего использовать портфолио в собеседовании?

Ознакомьтесь детально с ним. Знайте его с закрытыми глазами. Если работодатель задает вам вопрос, вы должны быстро перейти на ту страницу, которая послужит наилучшим материальным подтверждением вашего ответа.

Не злоупотребляйте портфолио! Используйте его экономно. Если вам задают вопрос, и вы считаете, что портфолио дополнит ваш ответ, то можете им воспользоваться. Постарайтесь не вытаскивать его для каждого вопроса, который вам задают.

Постарайтесь уловить, насколько руководитель реагирует на ваш портфолио. Возможно, его устроит, прежде всего, устное собеседование, без отвлечения на вашу папку.

Вопросы и ответы

Основная часть вашего собеседования будет состоять из конкретных вопросов о вас и о вашей предыдущей работе. У каждого руководителя свой подход при собеседовании, и вы никогда не узнаете точных вопросов, которые он вам задаст. Но вы можете подготовиться, ознакомившись с наиболее часто задаваемыми вопросами и продумать, как вы будете реагировать на них.

Старайтесь отвечать лаконично. По существу.

Внешний вид

То, как вы одеваетесь на собеседование, так же важно, как и ваши верительные грамоты, и ответы, которые вы даете на интересующие вас вопросы. Первое впечатление, которое потенциальный работодатель получает от вас, является чрезвычайно важным.

Помню, как директор одной из школ Молдавии призналась, что после собеседования со мной, она закрылась в кабинете и заплакала: кого ей прислали из отдела образования?! Я заявился в джинсах, футболке, с копной длинных до плеч волос. Лишь через несколько недель впечатление обо мне у неё серьёзно изменилось.

В одой из статей я прочёл, что 55 процентов восприятия вами другого человека основаны на том, как он выглядит. «Успешное платье» должно быть вашим девизом, когда вы думаете о том, что одеть на собеседование.

Женское собеседование

Не яркого цвета брючный костюм или юбка
Хорошо причёсанные волосы
Скромный маникюр
Консервативная обувь
Неяркий макияж

Мужское собеседование

Не яркого цвета костюм
Консервативный галстук
Обычная однотонная рубашка
Консервативная обувь
Консервативная причёска

И всё-таки главное в собеседовании — это ВЫ.

Больше уверенности, но не самоуверенности.

Не путайте скромность с застенчивостью. Это тоже насторожит руководителя.

Больше позитива! Ваша улыбка если не обезоружит руководителя, то сделает его помягче.

Не жалуйтесь на прежних руководителей и прежнюю школу. Это негативно скажется на впечатлении работодателя о вас.


Требования к педагогам в негосударственных школах нередко выше, чем в государственных. Каких учителей ищут частные школы и находят ли их? Наш блогер Алёна Медвецкая делится своими наблюдениями и советует критерии отбора.

На восемь учащихся в школе должно приходиться по одному учителю — это международный стандарт. Если школа рассчитана на 1000 детей, в ней должно быть не меньше 125 педагогов. На практике в российских частных школах цифры немного другие: в среднем на учителя приходится 10–12 детей. Причина проста — найти квалифицированного специалиста непросто, ещё школы не всегда эффективно ищут сотрудников. Как искать эффективно?

1. Ищите того, кто учится сам

Искать стало труднее: квалификация учителя сегодня оценивается по более широкому набору критериев, чем раньше. Вот как выглядит современный учитель глазами частной школы: владеет как минимум одним иностранным языком, следит за публикациями в ведущих мировых научных журналах, он хороший психолог, с открытым и гибким мышлением, умеет работать в команде и постоянно занимается самообразованием.

Топовые учебные заведения набирают максимально «клиентоориентированных» учителей — уравновешенных педагогов, которые никогда не повысят голос на ребёнка и не обвинят его в чём-то. В частных школах есть чёткое понимание, что эффективность учителя напрямую зависит от степени его загрузки, поэтому на уроки уходит не более 20 часов в неделю. Часть оставшегося рабочего времени учителя могут потратить на саморазвитие.

Специалистов со всеми вышеперечисленными качествами не может быть много, они буквально на вес золота.

Частные школы готовы предложить им не только интересную работу, но и высокий оклад: от 100 000 рублей в месяц и выше

Это в среднем на 20–30% выше, чем в бюджетных учреждениях, и логичная «наценка за качество»: новые методики и форматы работы с детьми, которые получают распространение в частных школах, по зубам не каждому педагогу.

В частных школах родитель — это клиент, а у каждого ребёнка свой путь к достижению результата. Значит, преподавателю необходимо учесть темперамент, темп работы, интересы каждого ребёнка в классе и адаптировать под каждого систему оценок и учебную программу. В некоторых частных школах вводят системы поощрения учителей за нестандартное отношение к предмету, оригинальные идеи и методики.


2. Проверяйте не анкету, а человека

Каким бы ни был дефицит учительских кадров, профессиональные качества каждого нового кандидата всё равно нужно проверять. В каждой школе эта проверка устроена по-своему. Обычно соискателю предлагают пройти входное тестирование, чтобы понять, как он владеет предметом, и составить психологический портрет.

Некоторые школы самостоятельно разрабатывают такие тесты. Многие просят провести пробный урок, но не для детей, а для взрослых: в классе сидят учителя школы, куда нанимается кандидат, его потенциальные коллеги, они в ходе занятия и оценивают его умения и навыки. Приём на работу учителя — это тот случай, когда надо оценивать человека, а не его анкету. Именно поэтому для многих частных школ рекомендации с предыдущих мест работы кандидата важнее, чем стаж работы и квалификационная категория.

3. Нужны не только предметники

Многие новые частные школы берут на работу не только учителей математики, физики и химии, но и таких преподавателей, которые государственным школам никогда не требовались. Обычно это педагоги дополнительного образования, которые преподают, например, лепку из глины или художественное выпиливание лобзиком.

Например, в Павловской гимназии есть студии керамики и брейк-данса. В «Летово» — студия робототехники и школьная телестудия. В «Новой школе» есть курсы по рэп-фристайлу. Таких специалистов, как правило, ищут через кружки детского творчества, художественные группы при музеях и детских клубах. Некоторые школы нанимают их на условиях почасовой оплаты за уроки, другие заключают контракты с клубами и берут преподавателей «пакетом».


4. Правильно оценивайте экспатов

Отдельная история — подбор персонала в международную школу, работающую в России. До 40% штата в них составляют иностранные специалисты, а их привлекать в страну в последние годы всё сложнее. Проекты, открывающиеся по франшизе, находятся в более выигрышном положении, их бренды на рынке известны, а остальным приходится дополнительно мотивировать кандидатов.

Как живут и сколько зарабатывают школьные учителя в разных странах мира

Самый большой поток преподавателей в Россию идёт из Великобритании. Опыт британских учителей даже без большого послужного списка бесценен, поскольку там, прежде чем стать учителем, пять лет учатся и ещё два стажируются. Почему новоиспечённые британские учителя охотно едут к нам? Потому что в России они быстрее строят карьеру и возвращаются на родину опытными специалистами.


5. Мобильный учитель в мобильном мире

Школьные HR-специалисты ищут педагогов иначе, чем административный персонал. Если подбор управленцев, как правило, доверяют кадровым агентствам, то учителей частные школы ищут сами через платформы рекрутинга, социальные сети и сарафанное радио.

На Западе процесс устроен по-другому: учителей нанимают, публикуя открытые вакансии на специализированных крупных платформах рекрутмента, что-то вроде баз данных по доступным вакансиям всех школ страны. Довольно часто работодатели и кандидаты знакомятся на образовательных HR-конференциях и ярмарках вакансий, которые проводятся педагогическими ассоциациями. Возможно, со временем эти инструменты поиска и найма кандидатов приживутся и у нас.

Важный новый тренд на рынке труда и хорошая новость для учителей — школы начинают конкурировать за опытных кандидатов, поэтому сегодня преподаватели более открыты к смене места работы, чем 10–15 лет назад. Схема «пришёл в школу после института и ушёл из неё на пенсию» медленно отходит в прошлое. Впрочем, не только с учителями так — привыкайте жить в мобильном мире.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Требования к педагогам в негосударственных школах нередко выше, чем в государственных. Каких учителей ищут частные школы и находят ли их? Наш блогер Алёна Медвецкая делится своими наблюдениями и советует критерии отбора.

На восемь учащихся в школе должно приходиться по одному учителю — это международный стандарт. Если школа рассчитана на 1000 детей, в ней должно быть не меньше 125 педагогов. На практике в российских частных школах цифры немного другие: в среднем на учителя приходится 10–12 детей. Причина проста — найти квалифицированного специалиста непросто, ещё школы не всегда эффективно ищут сотрудников. Как искать эффективно?

1. Ищите того, кто учится сам

Искать стало труднее: квалификация учителя сегодня оценивается по более широкому набору критериев, чем раньше. Вот как выглядит современный учитель глазами частной школы: владеет как минимум одним иностранным языком, следит за публикациями в ведущих мировых научных журналах, он хороший психолог, с открытым и гибким мышлением, умеет работать в команде и постоянно занимается самообразованием.

Топовые учебные заведения набирают максимально «клиентоориентированных» учителей — уравновешенных педагогов, которые никогда не повысят голос на ребёнка и не обвинят его в чём-то. В частных школах есть чёткое понимание, что эффективность учителя напрямую зависит от степени его загрузки, поэтому на уроки уходит не более 20 часов в неделю. Часть оставшегося рабочего времени учителя могут потратить на саморазвитие.

Специалистов со всеми вышеперечисленными качествами не может быть много, они буквально на вес золота.

Частные школы готовы предложить им не только интересную работу, но и высокий оклад: от 100 000 рублей в месяц и выше

Это в среднем на 20–30% выше, чем в бюджетных учреждениях, и логичная «наценка за качество»: новые методики и форматы работы с детьми, которые получают распространение в частных школах, по зубам не каждому педагогу.

В частных школах родитель — это клиент, а у каждого ребёнка свой путь к достижению результата. Значит, преподавателю необходимо учесть темперамент, темп работы, интересы каждого ребёнка в классе и адаптировать под каждого систему оценок и учебную программу. В некоторых частных школах вводят системы поощрения учителей за нестандартное отношение к предмету, оригинальные идеи и методики.


2. Проверяйте не анкету, а человека

Каким бы ни был дефицит учительских кадров, профессиональные качества каждого нового кандидата всё равно нужно проверять. В каждой школе эта проверка устроена по-своему. Обычно соискателю предлагают пройти входное тестирование, чтобы понять, как он владеет предметом, и составить психологический портрет.

Некоторые школы самостоятельно разрабатывают такие тесты. Многие просят провести пробный урок, но не для детей, а для взрослых: в классе сидят учителя школы, куда нанимается кандидат, его потенциальные коллеги, они в ходе занятия и оценивают его умения и навыки. Приём на работу учителя — это тот случай, когда надо оценивать человека, а не его анкету. Именно поэтому для многих частных школ рекомендации с предыдущих мест работы кандидата важнее, чем стаж работы и квалификационная категория.

3. Нужны не только предметники

Многие новые частные школы берут на работу не только учителей математики, физики и химии, но и таких преподавателей, которые государственным школам никогда не требовались. Обычно это педагоги дополнительного образования, которые преподают, например, лепку из глины или художественное выпиливание лобзиком.

Например, в Павловской гимназии есть студии керамики и брейк-данса. В «Летово» — студия робототехники и школьная телестудия. В «Новой школе» есть курсы по рэп-фристайлу. Таких специалистов, как правило, ищут через кружки детского творчества, художественные группы при музеях и детских клубах. Некоторые школы нанимают их на условиях почасовой оплаты за уроки, другие заключают контракты с клубами и берут преподавателей «пакетом».


4. Правильно оценивайте экспатов

Отдельная история — подбор персонала в международную школу, работающую в России. До 40% штата в них составляют иностранные специалисты, а их привлекать в страну в последние годы всё сложнее. Проекты, открывающиеся по франшизе, находятся в более выигрышном положении, их бренды на рынке известны, а остальным приходится дополнительно мотивировать кандидатов.

Как живут и сколько зарабатывают школьные учителя в разных странах мира

Самый большой поток преподавателей в Россию идёт из Великобритании. Опыт британских учителей даже без большого послужного списка бесценен, поскольку там, прежде чем стать учителем, пять лет учатся и ещё два стажируются. Почему новоиспечённые британские учителя охотно едут к нам? Потому что в России они быстрее строят карьеру и возвращаются на родину опытными специалистами.


5. Мобильный учитель в мобильном мире

Школьные HR-специалисты ищут педагогов иначе, чем административный персонал. Если подбор управленцев, как правило, доверяют кадровым агентствам, то учителей частные школы ищут сами через платформы рекрутинга, социальные сети и сарафанное радио.

На Западе процесс устроен по-другому: учителей нанимают, публикуя открытые вакансии на специализированных крупных платформах рекрутмента, что-то вроде баз данных по доступным вакансиям всех школ страны. Довольно часто работодатели и кандидаты знакомятся на образовательных HR-конференциях и ярмарках вакансий, которые проводятся педагогическими ассоциациями. Возможно, со временем эти инструменты поиска и найма кандидатов приживутся и у нас.

Важный новый тренд на рынке труда и хорошая новость для учителей — школы начинают конкурировать за опытных кандидатов, поэтому сегодня преподаватели более открыты к смене места работы, чем 10–15 лет назад. Схема «пришёл в школу после института и ушёл из неё на пенсию» медленно отходит в прошлое. Впрочем, не только с учителями так — привыкайте жить в мобильном мире.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: