Как устроиться в рекламное агентство без опыта работы

Опубликовано: 01.10.2024

А вот еще одна. Как—то креативный директор большого агентства обнаружил в своем кабинете странный конверт. Когда он его вскрыл и принялся читать, то в шоке выронил письмо на пол. Что было в нем расскажу чуть позже.

Если серьезно, то перед тем, как пытаться устроиться в агентство, вам надо понять, кем именно вы хотите в нем быть. Ну или что именно вы там будете делать. Профессий в рекламе и дизайне стало невероятно много. Так что, давайте кратко пробежимся по основным, которые относятся именно к созданию рекламы.

Копирайтер. Бедолага, который сидит допоздна и отвечает за текст в любом его виде и исполнении. Слоган, сценарий, текст листовки — это все его рук дело. Также эти ребята придумывают идеи. По большому счету, это главные мозги в нашем деле. Считается, что быть копирайтером — это самый тяжелый путь из всех возможных. Однако именно они чаще других становятся креативными директорами, групп—хедами и вообще добиваются наиболее значительных успехов. Работает копирайтер в паре с арт—директорами, которые, согласно статистике, больше зарабатывают.

Арт—директор. Эта птица отвечает за все, что касается качества картинки, верстки, шрифтов, типографики, раскадровки и проч. Чаще всего, это бывшие дизайнеры, которые профессионально выросли до управления другими дизайнерами. Разумеется, они в совершенстве владеют всеми необходимыми графическими пакетами. При этом они не только раздают ценные указания, закинув кеды на стол, но могут и все сделать сами. Да, они также придумывают идеи.

Криэйтор. Человек, отвечающий за разработку и воплощение рекламных концепций. Раньше его обязанности выполняли копирайтеры и арт—директора. Но сейчас это выделилось в целую важную профессию, о которой нельзя не сказать.

Как я уже говорил, в рекламе много профессий. Но пока вся информация по большей части остается визуальной и вербальной, то главными создателями остаются именно они.


Где учиться

Ситуация с рекламным образованием в нашей стране дремучая и неоднозначная. С одной стороны, почти в каждом ВУЗе есть кафедра рекламы и PR. С другой стороны, не все, но большинство из них не имеет ничего общего с рекламой и заканчивать их бесполезно. На моей памяти было несколько случаев, когда к нам пытались устроиться выпускники таких факультетов. Почти сразу выяснилось, они не обучены ни одной рекламной профессии и попросту не могут работать в агентстве.

Зато есть диплом, знают историю рекламы и все остальные прелести академического образования. Конечно, мы могли их взять, научить, натаскать, но рекламное агентство — это все же не университет с большой стипендией. Здесь нужны те, кто сразу начнет приносить деньги. Поэтому взяли ребят без корочек, но у которых было портфолио и их не надо было учить. Ничего личного, просто бизнес.

Выбирайте ВУЗ очень и очень осторожно. Иначе это 5 лет коту под хвост. Не надо смотреть на «государственный» он или нет. Большинство государственных просто качает со студентов деньги, словно нефть.

Вот несколько мест, которые можно рекомендовать: курсы MADS и Wordshop Academy. Почему именно они?

Во—первых, эти места созданы самими агентствами. И причем хорошими. Зачем? Ну просто потому, что им надо хоть откуда—то брать кадры. Ведь если взять из государственных ВУЗов — это все равно, что позвать прохожего с улицы. Разницы, по опыту, никакой.

Во—вторых, там преподают практики, работающие в рекламных агентствах. В рекламе, где все меняется со скоростью света, это критично.

В—третьих, у вас будет шанс сразу попасть на работу в агентство. Если, конечно, проявите себя.

И, наконец, в—четвертых, результат виден по стабильному уровню работ выпускников. А это самое главное. Это, конечно, самый предпочтительный вариант. Но если по тем или иными причинам вам туда не попасть, то можно поступить по—другому. Копирайтеры могут научиться писать и работать с информацией на факультетах журналистики и филологии. А арт—директорам стоит подумать о факультетах дизайна, скульптуры, архитектуры и т.п. И хотя все это не совсем то, но все же близко к реальной рекламной профессии.

В защиту такого пути скажу следующее. В нашей стране рекламный бизнес настолько молод, что все, кто добился в нем значимых успехов, были самоучки и закончили примерно эти же факультеты. За редким исключением.И вот еще что, если вы намерены добиться действительно серьезного мастерства в арт—дирекшене, лучше езжайте учиться этому ремеслу куда-нибудь в Латинскую Америку.

ПОРТФОЛИО

Портфолио — это и есть ваш золотой билет в рекламу. На тот случай, если вдруг не знаете, что это. Портфолио — это все ваши лучшие работы, собранные в одном месте. У вас может не быть профильного образования или важной корочки. Может не быть подходящего опыта. Но если у вас нет портфолио — у вас нет ничего. Скорее всего, вас не возьмут в рекламное агентство. Вывод: вам нужно портфолио. И это не обсуждается.

Как его сделать — делайте концепты. Придумайте пару—тройку идей (много не надо) и реализуйте их. Причем сделать надо все настолько качественно, насколько это в принципе возможно. У вашего портфолио есть только один шанс произвести первое впечатление — используйте его по полной. Если вы копирайтер — найдите в пару дизайнера. Например, на Behance. Если ваши идеи классные, никто не откажется положить хороший проект себе в портфолио. Ну и, возможно, вы найдете себе дизайнера в пару.

В том случае, если никто не соглашается, что ж — придется заплатить дизайнерам за реализацию ваших идей. Да, это деньги, но оно того стоит. Еще раз повторю: выглядеть портфолио должно безупречно и идеально. Многие из них не получают должного внимания просто потому, что плохо сделаны или неаккуратны — кому нужен такой работник? Кстати, некоторые агентства требуют, чтобы в портфолио были только реализованные проекты. На мой взгляд, это глупо требовать такое от начинающего специалиста. Ведь главное, что должно показать портфолио, — человек умеет придумывать интересные идеи и у него руки растут откуда надо. Остальное приложится.

Портфолио есть, что дальше

Отправляйте его напрямую креативным директорам. Это важно. Всеми силами обходите секретарей, менеджеров, специалистов по персоналу и всех остальных. Тем более, что в эпоху социальных сетей это не трудно. Достаточно на сайте агентства выяснить имя креативного директора, а затем найти его на Facebook (да, в основном они сидят именно там).

Есть еще пара моментов. Перед тем, как написать КД в facebook, сначала добавьте его в друзья. Иначе сообщение от незнакомца автоматически улетит в спам, и он никогда его не увидит. Оказывается, не все об этом знают. А некоторые чуть не упустили из—за этого работу мечты.

Второй момент. Если хотите подойти к рассылке информации о себе творчески, то, пожалуйста, будьте осторожнее с креативом. Тут мы как раз возвращается к истории вначале статьи.

Итак, что же увидел креативный директор в письме? Когда он его открыл, то прочитал следующее: «Я так сильно хочу в ваше агентство, что готов убить за эту работу». А само письмо было написано кровью. Ребят, это мерзость. Я помню, как на истории искусств нам рассказывали примерно такую же историю про Сальвадора Дали. Он тоже однажды отправил своему отцу письмо, внутри которого было его семя. И подпись «Теперь я тебе больше ничего не должен». Так вот, получить нечто подобное — это отвратительно и гадко.

Пожалуйста, никогда не делайте так. Я понимаю, что в рекламу часто идут чудаки и авантюристы. Но если не можете придумать что—то действительно классное, лучше просто отправьте портфолио. Спасибо.

Отличный способ обратить на себя внимание агентств — участвовать в рекламных фестивалях. Сейчас почти у всех есть категория Young. Стоит участие не очень дорого. Зато если победите или хотя бы войдете в шорт—лист — поверьте, вас сразу заметят.

Ура! Вы в агентстве

И никто и ни за что не доверит вам делать хоть что—то важное. Вы мечтали работать с Nike? Никто вам этого не даст. Хотели придумывать и реализовывать свои крутые идеи? Отдохните от этой мысли. Почему? Все просто: вам никто не доверяет.

Все, что о вас знают — вы молоды, у вас нет опыта, а все, что у вас есть — это портфолио. Причем никто не знает, сами ли вы его сделали или, может, где—то взяли. О, так тоже бывает. Вам доверят делать только то, что практически невозможно испортить. Условно, вот вам красный карандаш, и вы имеете право закрашивать только те места, на которых написано «красный». Не будете косячить, дадут еще и синий.

Это, конечно, утрировано. Но в целом вас не допустят до серьезных брендов, проектов и/или придумки идей. И это нормально. Все, что вам нужно делать, — это выполнять порученные задания в срок (это важно) и без косяков (тоже важно). Если не будете косячить (даже по мелочам) — прогресс пойдет быстро.

Конечно, это не значит, что вы не должны ничего придумывать. В рекламе очень ценится инициатива. Поэтому придумывать и делаться идеями надо, даже если это не ваша обязанность и не ваша работа. Иначе карьера в рекламном агентстве будет ползти очень медленно.

Еще пара—тройка слов о том, куда вы попали

Первое — помните, что наша профессия очень субъективна. У каждого будет мнение по поводу вашей идеи или работы. Вот буквально у каждого. Особенно у совершенно посторонних людей, собранных на улице для участия в фокус—группах.

Вы очень быстро поймете, что хорошие идеи придумываются в настоящих родовых муках. Зато убиваются и поднимаются на смех на раз—два. Помните знаменитый диалог из «Тошноты» Ж.П. Сартра?

— Это ваш ребенок в коляске?

— Боже, ну и урод. Но не волнуйтесь, долго он не протянет.

Или это не Сартр? Из классики точно. Не важно. Важно то, что точно так же многие постараются поступить с вашими новорожденными идеями. А вам придется с пеной у рта защищать этих беззащитных крошек. И это еще не самое худшее, если они умрут сразу. Некоторые получают право на жизнь. Но потом их ждет «Смерть от тысячи порезов». Долгая и мучительная.

Хорошая новость в том, что правки, комментарии, исправления, новые вводные — все это было даже в Древнем Египте. И все равно ребята умудрялись творить чудеса и делать крутые штуки. Правда в том, что там, где есть заказчик, там всегда будут правки. А где есть творчество, там всегда будут критики. Так что, с субъективностью и некой несправедливостью в нашей профессии придется смириться. Второе — не вставайте на скользкую дорожку во всем обвинять клиента. Очень легко назвать его дураком, если он ничего не понимает в вашей работе. Однако вы говорите о людях, которые сумели поднять на ноги многомиллионные индустрии и каждый день отбиваются от конкурентов, стервятников, рейдеров и бог—его—знает—от—кого—еще. Словом, кто еще из вас дурак. Он и не должен разбираться в искусстве, шрифтах, верстке, сценариях и так далее. Будьте снисходительны.

И последнее. Реклама — это и правда классный бизнес. Но подходит он только для фанатиков, чудаков, авантюристов, неудачников и своего рода художников. Все эти люди находят в нем настоящий кайф и могут свернуть горы. Если вы увидели в этом списке себя — поздравляю, вы счастливчик. Если же нет — подумайте еще раз.


- «Крупная рекламная компания ищет специалистов в области BTL-рекламы. Нам требуются энергичные и креативные сотрудники, которым мы обеспечим интересную и динамичную работу в команде профессионалов».

Интернет сегодня буквально пестрит подобными объявлениями о вакансиях в сфере BTL-рекламы. И это неудивительно: развитие BTL направления идет семимильными шагами, а грамотных специалистов по-прежнему не хватает. Поэтому все больше агентств готовы принять в свою команду молодых людей и девушек без опыта работы, чтобы постепенно вырастить из них настоящих профессионалов в BTL.

Что же, по мнению молодых людей, может дать им работа в рекламе? Большинство считают, что здесь они гарантировано получат быстрый карьерный рост, неплохую заработную плату, растущую вместе с приобретаемым ими опытом. К тому же, считают многие студенты, работать в сфере рекламы не только престижно, но, также, интересно и весело.

Вот и думает вчерашний промоутер и студент, а ныне молодой специалист с дипломом менеджера широкого профиля, не пойти ли ему трудиться и строить карьеру в BTL-агентство. Перспективы открываются заманчивые, но возникает вопрос: как туда попасть и с чего начать, чтобы через пару лет стать самым что ни на есть востребованным и высокооплачиваемым специалистом в области BTL-рекламы. Специально для тех, кто задумывается о карьере в области рекламы в целом, и в области BTL-рекламы в частности, promobank.ru подготовил цикл публикаций на данную тему.

Я б в рекламщики пошел, пусть меня научат

Большая часть людей, работающих сегодня в рекламных агентствах являются специалистами-самоучками (в хорошем смысле слова), освоившими свою профессию непосредственно во время работы. Однако все чаще на смену им приходят молодые и амбициозные коллеги, которые имеют за плечами еще и теоретические университетские знания.

Но для того чтобы стать хорошим специалистом в рекламном деле недостаточно только опыта работы и специального образования, важно обладать еще рядом важных качеств.

По мнению классиков рекламы, для будущего рекламиста важно:

· Обладать маркетинговым мышлением. Известный классик рекламы и основатель крупнейшего в мире рекламного агентства, Лео Бернетт говорил: «Если вы не можете превратиться в вашего клиента, вам не стоит заниматься рекламой».

· Быть творческой личностью и при этом хорошим продавцом. Споры о том, является ли реклама творчеством, идут давно. Но настоящий рекламист всегда помнит о том, что «пока товар не продан, идею нельзя считать творческой». Этот постулат должен помнить каждый работник рекламного агентства, а особенно творческие специалисты. Дэвид Огилви справедливо утверждал: «Если говорят о рекламе, это плохая реклама; если говорят о товаре, который эта реклама рекламирует, то это хорошая реклама».

· Чтобы быть хорошим рекламистом, нужно обладать определенными чертами характера, ума и психики, позволяющими смотреть буквально на все маркетинговые вопросы только с точки зрения клиента. Генри Форд говорил: «Секрет моего успеха в том, что я пытаюсь понять другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения».

При этом для тех рекламистов, которые выбрали для себя область маркетинга и менеджмента необходимо еще обладать навыками аналитики и логичностью мышления, способностью обрабатывать большое количество информации, умением убеждать. Очень важно иметь высокий уровень самоорганизации своей деятельности.

Деятельность же дизайнеров и копирайтеров включает в себя творческие, художественные, аналитические задачи, поэтому для них первостепенное значение приобретают воображение, образное и пространственное мышление, креативность. Успех в этих сферах рекламы во многом обусловлен способностью создавать новые, оригинальные и яркие идеи, тексты, ролики.

В любом случае, независимо от своей специализации, все рекламисты должны иметь развитые интеллектуальные способности, быстроту работы ума, оригинальность мышления и нестандартный подход к работе. А в BTL-рекламе, кроме вышеперечисленных качеств нужно обладать также и повышенной стрессоустойчивостью, ведь менеджеру придется отвечать не только за свою работу, но и за работу десятков (а то и сотен) незнакомых людей, начиная от промоутеров и заканчивая работниками склада.

Выбираем агентство


Выбирать агентство для начала работы следует исходя из его репутации на рынке BTL-рекламы. Лучше идти в крупное иностранное агентство - там действительно можно быстро и качественно обучиться рекламному делу. К тому же, работа в таком агентстве будет большим плюсом для резюме в дальнейшем. Еще один вариант устроиться на работу в знакомое вам агентство, где уже довелось поработать в качестве промоутера или супервайзера.

Сразу отметим, что нужно настроиться на достаточно жесткий режим работы. Любая проектная работа предполагает, что часто придется задерживаться допоздна и при необходимости работать во внеурочное время. Кроме того, нужно запастись запасом стрессоустойчивости - работа в рекламном агентстве достаточно нервная. Все эти проблемы постепенно сойдут на нет, когда вы наберетесь достаточно опыта и научитесь грамотно планировать свое время.

Первые шаги

Попасть на работу в BTL-агентство достаточно просто, но нужно учесть, что соискателю без опыта работы придется начать строить карьеру со стартовых позиций. Как правило, это координатор проекта или помощник менеджера. Роботы будет много, оклад -небольшой, зато опыта можно набраться достаточно быстро. В среднем через год координатор имеет все шансы стать менеджером проекта. Следующая ступень, куда стоит стремиться юным карьеристам - менеджер по работе с клиентами или account-менеджер. В отличие от менеджера проекта (project-manager), который занимается непосредственно реализацией проекта и работой с полевым персоналом, account-менеджер занимается работой с клиентом и ведением всех основных стадий проекта: от подготовки до завершения проекта и закрывающих документов. Некоторые крупные агентства набирают account-менеджеров без опыта работы, на позицию junior(младший) account-менеджер. Для построения карьеры этот путь более удачен, ведь даже позиция младшего «эккаунта» гораздо престижнее позиции «проджекта». Для account-менеджера обязательно владение английским языком на хорошем уровне и наличие высшего (лучше профильного) образования. Следующие ступени карьеры - старший account-менеджер (senioraccount), account-директор, BTL-директор. Пройдя весь этот долгий путь можно стать действительно квалифицированным и высокооплачиваемым BTL-специалистом.

Путь, о котором мы рассказали выше, подходит для тех, кто решил строить карьеру в рекламе качестве управленца. Для творческих специалистов и креативщиков он будет несколько иным, где одной из самых высоких карьерных ступенек может стать должность креативного директора или арт-директора.

Для удобства ниже приведена подробная таблица с основными специализациями, которые существуют на сегодняшний день в рекламных агентствах. При этом, в каждом агентстве могут существовать специфические должности и несколько различаться должностные обязанности специалистов, а нижеприведенные должности носят общий характер.


BTL-менеджер (project-менеджер, координатор BTL-проектов)

Специалист, который отвечает за организацию и проведение проектов. Ведет работу с полевым персоналом, администрацией учреждений, где проводится акция. Проводит инструктаж и тренинги персонала, отвечает за начисление заработной платы персоналу. Готовит отчетность.

Менеджер по работе с клиентами (account-менеджер)

В обязанности входит работа с клиентами агентства в рамках проведения проекта, взаимодействие и курирование всех отделов агентства занятых при проведении проекта. Составление смет, отчетов, обработка запросов и проектов клиента, составление и проведение презентаций, участие в переговорах и тендерах.

Специалист по производству различных рекламных носителей, полиграфии, промо-формы, сувенирной продукции и т.д.

Специалист по PR

Отвечает за стимулирование спроса на продукцию или услуги агентства или клиента (в рамках проекта).

Специалист, который занимается организацией специальных мероприятий. Должен сочетать в себе как творческую, так и организационную составляющую. Взаимодействует с клиентами агентства, курирует работу всех отделов агентства, которые задействованы при проведении мероприятия.

Автор рекламных текстов, будь то название бренда, слоган, сам рекламный текст и его составляющие: статья, пресс-релиз, сценарий рекламного ролика на телевидении, в интернете или на радио и так далее.

На креативном директоре лежит ответственность за результаты всех творческих проектов и за престиж агентства в целом, он является гарантом высоких стандартов работы агентства. Также отвечает за эффективность работы в креативном отделе: контролирует загрузку творческих групп и отдельных сотрудников, организует работу в отделе, назначает ответственного руководителя в каждой творческой группе.

Занимается разработкой креативных решений, работает в команде с копирайтером и дизайнером.

Дизайнер в рекламном агентстве

Придумывает и воплощает идеи для наружной и печатной рекламы. Визуализирует образы. Владеет компьютерными программами по дизайну.

Руководит командой account-менеджеров, принимает участие в разработке проектов, подготовки коммерческих предложений и презентаций, занимается подготовкой и согласованием бюджетов, отвечает за развитие партнерских взаимоотношений с клиентами, контролирует основные ключевые моменты по проектам. Проводит анализ эффективности работы своей команды и проводимых мероприятий.

Отвечает за стратегию развития BTL-направления, организацию процесса поиска новых клиентов. Контролирует бюджет и финансовые процедуры по проектам. Отвечает за работу всех подразделений BTL в агентстве. Подчиняется непосредственно генеральному директору

Занимается рекрутингом полевого персонала. Проводит собеседования, первичные кастинги и тренинги персонала.

Трафик-менеджер координирует ход работы над проектами: передачу из отдела в отдел внутри агентства, презентацию заказчику и передачу в производство. При этом он контролирует степень готовности работы на каждом промежуточном этапе и исполнение сроков. Трафик менеджер согласует работу клиентского, стратегического, креативного, технического, юридического и других отделов агентства, а также работу подрядчиков (переводчиков, иллюстраторов, фотографов и других привлекаемых к работе специалистов).

Перед собеседованием волнуются все. Особенно, если это первое ваше собеседование в рекламной сфере. Мы тоже волнуемся, когда берем нового участника в команду. Всегда хочется, чтобы человек не просто пришел работать, но действительно «попал по адресу» и занимался любимым делом на благо компании. Мырешили написать несколько советов, которые помогут подготовиться к интервью с работодателем и понять, насколько рекламная сфера подходит лично вам. Рассказывают менеджеры и стажеры digital-агентства i-Guru, а также наш любимый hr – Надя.

Распределяющая шляпа

Первым делом, нужно определиться, какое из занятий вам ближе. Мы выделили 6 основных позиций в digital, на которые стоит обратить внимание новичку.

Если вы супер-общительны, легко заводите новые знакомства, умеете нравиться людям, вызывать у них доверие, если вы любознательны и энергичны, вас ждут в рядах ньюбиза. Приводить новых клиентов, презентовать агентство и, конечно, нарабатывать обширную сеть полезных знакомств в рекламной сфере, без этого менеджеру по развитию бизнеса – никак.


Ваши сильные стороны – логика и воображение? Вам – в креаторы. Придумать классную идею для кампании (а лучше – не одну), найти неожиданный и действенный инсайт, выдавать по тысячу вариантов в минуту - все это должен уметь креативщик.

Если вы по натуре лидер, да еще при этом терпеливы и вежливы, добро пожаловать в сммщики, сынок. Соцсети – это площадка, где общаются с потребителем; это - место, где формируются мнения, и формировать их предстоит именно вам. А тут без умения повернуть дискуссию в нужное русло и таланта вести за собой людей не обойтись.

Для SMM-специалиста нужно не просто жить в соцсетях, но и знать, как общаться с самыми разными группами людей. Помимо общительности необходимо иметь аналитический склад ума, ведь SMMщики оценивают вовлеченность, строят графики, чтобы отслеживать динамику роста подписчиков и их активность.

Аналитический склад ума нужен и для медиапланера. Кстати, если вы по натуре гуманитарий и думаете, что попрощаетесь с математикой, став рекламщиком, мы вас разочаруем. При составлении медиапланов без нее не обойтись. А еще нужна пунктуальность, усидчивость, ответственность и умение работать с большими потоками информации.

Коммуникабельность и рациональное мышление – отличные качества для аккаунт-менеджера. Он контролирует все этапы кампании, работает с документами и цифрами, хотите быть аккаунтом - проверьте себя на наличие внимательности и аккуратности. Если вы при этом дипломатичны, не боитесь принимать решения, такая ответственная должность вам подойдет как нельзя лучше. Аккаунт менеджер выступает посредником между клиентом и агентством, он должен уметь грамотно донести до коллег мнение и интересы рекламодателя, а перед клиентом раскрыть возможности компании.


Возможно, вы думаете, что в digitalобитают сплошь неземные, творческие личности, думающие исключительно об идеях продвижения.

Поверьте, это не так.Нам всегда очень нужны те, кто занимается документооборотом. Так что, если даже вы не очень креативны, но аккуратны, внимательны и обладаете отличной памятью – вы окажетесь очень полезным человеком для рекламного агентства.

Собеседование: что и как?

Итак, вы проанализировали свои навыки и выбрали сферу, которая вам интереснее всего. А теперь, самое главное - собеседование. Тут нужно понимать, что, скорее всего, «взрослую» должность вам не предложат. Для начала предстоит потрудиться стажером или, в лучшем случае, джуниором. Где-то стажировка оплачивается, где-то нет. В любом случае, здесь для вас главное - опыт работы. И вот несколько советов от наших коллег о том, как эту работу получить.

Анна Петрова (SMM-стажер)


Первым делом я полезла в свои профили в Фейсбуке и Вконтакте, оценила внешний вид страничек, пробежалась по настройкам, чтобы не забыть, где что находится. Зашла на Pinterest, мне кажется, для SMMщика это полезный ресурс. В метро перед самим собеседованием освежила теорию маркетинга и прошлась по темам SMM , SEO , Consumerbehavior. На самом собеседовании я пыталась не напрягаться, быть на позитиве. Когда молча сидишь угрюмый, какой уж тут сошиал, не говоря о медиа маркетинге.

Виктория Самчук (SMM-менеджер)


Помимо работы с собственными аккаунтами в соцсетях, поучаствуйте в конкурсах от брендов. Это нужно, чтобы представлять себе механику их проведения, на случай, если вас об этом спросят. А вас, скорее всего, спросят. Проставьте хэштеги к своим фото в Instagram, посмотрите, что по этим хэштегам размещается (спойлер: вы увидите, в том числе и рекламу, не относящуюся напрямую к теме фото).

Обратите внимание на стиль общения в разных сообществах, попробуйте оценить, насколько активны там пользователи. Ответьте себе на вопрос: почему именно SMM? Нужно четко представлять себе, чем занимается эта сфера рекламы. Ну, и не забудьте про позитив и любовь к котикам.

Антон Ресалюк (креатор, до этого проходил практику в i-Guru


Перед интервью я немного растерялся. Как можно подготовиться к собеседованию на должность, которая, вроде бы, не требует особых профессиональных знаний? В итоге я рассудил, что у меня точно будут спрашивать о современных трендах в рекламе, о знании рекламных инструментов, а также проверять гибкость моего мышления.

Поэтому я решил не сидеть и целую ночь не штудировать учебники, а просто зашел на свои любимые порталы о рекламе, посмотрел любимые рекламные ролики, попытался вспомнить, почему они мне так нравятся, ну и вспомнил те кейсы, которые нам приходилось решать в университете. Что касается гибкости ума, тут я просто решил хорошо выспаться, ведь сложно быстро соображать, когда ты всю ночь волновался и не спал. В итоге оказалось, что в целом я был прав и те знания, которые я освежил при подготовке к собеседованию на должность стажера-креатора, как раз и потребовались.

Анна Топкова (Коммуникационный стратег, руководитель Антона)


Еще на самом собеседовании спрашиваю, что читает кандидат, что смотрит, насколько вхож в поп-культуру (креативщику в ней нужно жить!), интересуюсь, какие чужие кейсы он считает удачными.

Если кандидат сообразительный и увлеченный, то он получит место!

Анастасия Григорьева (стажёр-медиапленер)


Конечно, перечитала основную информацию о digital маркетинге, посмотрела определения, прошлась по основным KPI. Много информации найти не удалось, но я надеялась, что мой предыдущий опыт работы, открытость и желание учиться помогут успешно пройти собеседование. Конечно, итог во многом зависит от личного контакта, понравишься ты как человек или нет, но кандидат, который совсем не пытался подготовиться, вряд ли сможет произвести хорошее впечатление. Удача любит подготовленных.

Елена Афанасьева (медиадиректор)


У многих агентств есть собственная специфика, постарайтесь понять, в чем она в вашем случае.

Систематизируйте свой прошлый опыт, чтобы четко понимать свои сильные и слабые стороны.

Подготовьте портфолио. Всегда плюс, когда вы задаете вопросы о месте и должности на самом собеседовании, это показывает вашу заинтересованность. Конечно, интервью это та же рулетка – кого-то из работодателей интересует терминология, кого-то личный опыт работы, или контакты на рынке. В любом случае, вас могут застать врасплох, эту мысль нужно просто принять и не волноваться;)

Усцелёмова Надежда (менеджер по подбору персонала)


Молодым специалистам я бы советовала проходить стажировки во время перерывов в обучении (например, летние или зимние каникулы).

Ведь зачастую не каждый выпускник понимает, куда он хочет пойти работать после завершения учёбы. В этом случае стажировка-отличный способ приобрести практические навыки, попробовать себя, и в целом «примерить» на себя ту, или иную должность.

На самом собеседовании мне очень важно понять, почему кандидата заинтересовала данная позиция, готов ли он, в целом, к обучению и усвоению новых знаний, умений и навыков (стартовые позиции требуют от новичка усилий и желания усвоить большое количество новой информации), в какую команду он хочет попасть, чтобы ему было комфортно работать. Могу дать задачу, связанную с цифрами, если позиция требует аналитического склада ума. На самом деле, список вопросов не ограничивается вышеперечисленными, все зависит от вакансии. Если с первого раза не получилось – не расстраивайтесь! И никогда не бойтесь ходить на собеседования и бороться за работу своей мечты.

Биржи и сайты фриланса: для тех, кто хочет «набить руку»

Очевидный плюс бирж — всегда много заказов, с пустыми руками не уйдете. Задачи тоже разнообразные, найдется работа для многих специализаций. Здесь можно многому научиться на практике: На биржах фриланса можно найти заказы из разных сфер, специалист без опыта сможет собрать портфолио
Если в вашем портфолио совсем нет кейсов или примеров работ, биржа — то, что вам нужно. Сможете «набить руку» и собрать пул реально выполненных работ, которые у вас обязательно попросят в более «рыбных» проектах.

Небольшой комментарий про портфолио и кейсы. Если ваша работа — привлекать клиентов для бизнеса с помощью платной рекламы (в Яндексе, Google, Facebook, ВКонтакте и других площадках), с вас обязательно спросят цифры: сколько лидов (новых клиентов) вы привели, сколько стоил один лид. И это лучшее доказательство того, что вы качественно выполняете свою работу.

Посмотрите, как выглядят кейсы уже практикующих маркетологов: один, два, три. Клиенты приходят напрямую с них. И вам обязательно нужны такие же.

Собрать цифры позволяют системы веб-аналитики и коллтрекинг. Обязательно пользуйтесь ими во всех проектах, и тогда кейсы соберутся сами собой.

А теперь давайте вернемся к разбору площадок для поиска клиентов.

Соцсети и мессенджеры: вакансии «для своих»

Вы можете найти заказ или работу в фейсбуке - в специальных группах размещают вакансии для маркетологов
А еще можно самостоятельно предложить свои услуги: В фейсбуке вы можете создать пост в группе, где есть специалисты в вашей сфере и потенциальные клиенты, и найти заказ
Но будьте готовы предъявить портфолио. А еще — внимательно читайте правила группы, прежде чем разместить в ней такой пост. Некоторые сообщества запрещают искать у них клиентов, и могут вас забанить.

Сарафанное радио: клиенты тянутся к тем, кто «на слуху»

  • Прокачивайте личный бренд. Создайте свой сайт или хотя бы паблик. Покажите лучшие работы в открытом портфолио, пишите кейсы о том, как и чем вы помогли бизнесу, а также уникальные статьи, имеющие практическую пользу для читателей.
  • Публикуйте такие статьи на внешних площадках. Часто это можно сделать бесплатно. С какими-то площадками придется договариваться индивидуально (например, многие блоги о маркетинге принимают гостевые статьи), на некоторых можно разместить статьи самостоятельно — например, на VC.ru. Это сформирует доверие к вам.
  • Вливайтесь в тусовку: добавьте в друзья опытных маркетологов, мелькайте у них в комментариях, пишите по делу и взвешенно, при случае приводите примеры своих работ по теме.
  • Публикуйте примеры своих работ в профильных группах. Там сидят не только ваши коллеги, но и заказчики. Кому надо — тот увидит.
  • Партнерьтесь с коллегами: напишите кросс-посты друг о друге, тем самым привлекая новую аудиторию.
  • Если есть возможность выступить на профильной конференции с докладом или хотя бы поучаствовать в качестве гостя — отлично. Такие мероприятия можно найти в Календаре маркетолога от Callibri — это верный способ наработать полезные связи.
  • Наконец, прямо попросите своих клиентов написать пост на Facebook о задаче, которую вы выполнили, и отметить в нем вас как исполнителя.

Подпишись на нас в соцсетях:

Тендерные площадки: аквариум с крупными рыбами

  1. Никогда не замахивайтесь сразу на крупный проект, начните с небольшого тендера. И шанс выиграть больше, и силы рассчитаете верно.
  2. Откликайтесь на тендеры именно по вашей специализации. Это повысит ваш шанс выиграть тендер и затратить меньше ресурсов на выполнение проекта.
  3. Внимательно изучайте специфику задачи. Если недостаточно конкретики, не стесняйтесь расспрашивать заказчика. Это лучше, чем потом понять, что переоценили силы и компетенций не хватает.
  4. В заявке максимально проявите себя: сделайте яркую презентацию, покажите лучшие работы, докажите кейсами, что вы справитесь с проектом. Так вы запомнитесь организатору тендера.

Советы соискателям: на что обратить внимание при выборе заказчика

Соблюдайте правила безопасности

Требуйте конкретику

Не соглашайтесь на кабальные условия

Обращайте внимание на адекватность задачи прежде чем брать ее в работу

Требуйте к себе уважения

Берегите свое время

Есть такой тип клиентов — вроде бы платит хорошо, экспертизу дает, но уж очень любит дергать в любое время дня и ночи. Бесконечно уточняет одно и то же, переспрашивает, а то и просто начинает общаться за жизнь. Это отвлекает от работы и личной жизни, да и вообще порядком напрягает. Поэтому сразу расставьте точки над i: я на связи в рабочее время — до 19.00.

На 4 курсе бакалавриата я совмещала учебу в Российском университете транспорта на факультете «Государственное и муниципальное управление» и работу в «Мособлэнерго» на технической специальности — чертила схемы электропередач. Еще в начале учёбы я хотела перейти на факультет рекламы, но, как часто это бывает, послушав родителей и взвесив все «за» и «против», решила доучиться до конца. Но желание работать в рекламе оказалось сильнее — и я решилась.

Расскажу, как нашла первую работу в агентстве «Риалвеб» и развивалась в маркетинге, а еще поделюсь советами для начинающих.

Как попасть в рекламное агентство

В середине 4 курса я начала искать работу в рекламной сфере. Просмотрев основные вакансии и требования в компаниях и в агентствах, я выбрала последние. Мне казалось, что в агентство более реально попасть без опыта и профильного образования. Так и получилось. Поэтому я пошла на собеседование в маленькую рекламную компанию на вакансию ассистента аккаунт-менеджера, но после собеседования мне не перезвонили. Я расстроилась и перестала искать работу, переключившись на диплом и поступление в магистратуру.

Через какое-то время я наткнулась на аккаунт агентства «Риалвеб» в Instagram. Изучив всю информацию по агентству, которая есть в открытом доступе, я поняла, что хочу работать именно здесь.

Среди вакансий была работа офис-менеджером. Я понимала, что для других позиций у меня нет ни опыта, ни профильного образования, поэтому я откликнулась на нее.

Всего было три собеседования. На них меня очень долго расспрашивали про образование, интересы, про то, почему я хочу работать именно в рекламе, что я знаю про агентство и кем себя вижу в ближайший год, три и пять лет. На третьем мне уже задавали практические задания, например, что я сделаю в первую очередь, если в одно и то же время нужно выполнить срочное поручение генерального директора и встретить клиента. После него я думала, что меня не возьмут, но, как оказалось, так много собеседований — это нормальная практика. Мне перезвонили через два дня и пригласили на пробный день.


Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

О корпоративной культуре и переходе в маркетинг

В первый день меня встретила девушка, которую я должна была заменить. Она полностью ввела меня в курс дела: от экскурсии по офису до детальных задач. Когда я увидела open space и молодых, веселых коллег, которые тепло меня встретили, я поняла, что еще больше хочу здесь работать. Кроме того, в этот же день проходило внутреннее обучение и день нутеллы (когда для всех сотрудников организовывают на завтрак бутерброды с нутеллой и другие сладости). Мне было непривычно, так как до этого я работала с людьми более старшего возраста и в организации с другого рода корпоративной культурой.

Кому-то может показаться, что позиция офис-менеджера не очень важна, но на деле это совсем не так — на нем держится функционирование всего офиса. Работа на этой позиции позволила мне быстро познакомиться со всеми коллегами (200 человек!) и узнать про специфику работы каждого отдела.

О карьерном росте я думала с самого начала. Уже на собеседовании мне сказали, что это возможно, но примерно через год работы. Устроилась я в марте, а где-то в октябре начала думать о том, в каком из отделов я себя вижу. Начала перебирать позиции и примерять на себя.

С самого начала я хотела работать в маркетинге. Когда я пришла в агентство, маркетинг был полностью укомплектован. Поэтому, когда я задумалась о переходе, решила перебирать другие варианты. После длительных раздумий и общения с коллегами, я поняла, что ни в аккаунтинге, ни в контексте, ни в аналитике себя не вижу. Мне посоветовали обратиться к нашему корпоративному психологу в HR. После разговора с ним, я все же решилась узнать у своего руководителя о возможности перехода в маркетинг. Я очень боялась этой встречи и переживала, ожидала услышать, что меня пока не готовы отпустить, потому что будет сложный поиск замены, да и вообще я работаю относительно недавно. Но все оказалось совсем наоборот — мне повезло! Руководитель сказала, что каждый рядовой мечтает стать генералом, и это нормально. А самое главное — что работа должна быть по любви. После этого разговора, спустя несколько месяцев, я перешла в маркетинг на позицию ассистента.

О команде и новых задачах

Самое крутое, что я ценю в своей работе, — это команда. В коллектив я влилась сразу, мне было абсолютно комфортно. Очень приятно работать, когда тебе не просто ставят задачи, но и растолковывают, что именно от тебя хотят и как это лучше сделать; когда тебя хвалят и благодарят за мелочи; когда не заставляют делать то, чего ты не хочешь или не понимаешь; когда ты чувствуешь наставничество и обучение. И, наверное, самое ценное — у меня есть возможность предлагать идеи и реализовывать их совместно с командой. Для меня это было удивительно, потому что, насмотревшись фильмов и сериалов типа «Безумцев», я боялась, что все мои задачи будут из разряда «принеси», «подай», «закажи», «сходи за кофе» и т.д. Но в первый же месяц меня подключили к организации первого киберспортивного онлайн-турнира для маркетологов. Это было круто!


Каждый день я получаю новые знания и многому учусь. На каждом собрании отдела я чувствую себя равноправным членом команды и предлагаю разные инициативы. С момента перехода уже прошло почти полгода и я ничуть не жалею о своем выборе. Уже сейчас я четко вижу, куда хочу двигаться в ближайшие 2-3 года.

Советы начинающим

  • Начинайте работать как можно раньше

Среди моих коллег, с которыми я сейчас работаю, есть две группы.

Первая — это те, кто пришел работать после окончания университета, вторая — кто начал профессиональную деятельность будучи еще студентом. Первые приходили в агентство с осознанием того, что их этому не учили, что им давали только теорию, местами уже совсем старую. На практике все было совсем иначе. А вторые уже успели получить ценную практику. Но и те, и другие уверены, что начиная свой карьерный путь как можно раньше, ты успеваешь попробовать себя в разных направлениях и, возможно, к выпуску уже точно понимаешь, в какой сфере хочешь развиваться.

  • Не бойтесь

Не нужно думать, что не получится, что вас не возьмут, потому что вы не подходите по навыкам и требованиям. Наоборот, во многих компаниях всегда идут навстречу молодым ребятам без опыта, но с большим желанием развиваться и получать новые знания. Да и не стоит забывать, что цена ошибки выбора в студенческие годы намного ниже, чем после выпуска, когда вы уже не можете себе позволить бесплатные стажировки и затяжные поиски работы.

  • Будьте проактивными и самостоятельными

Не боитесь проявлять активность, предлагать идеи и нести ответственность за свои задачи. Только так вы сможете получить практические навыки, поучиться на своих победах и ошибках, попробовать разные проекты и понять, что вам интересно и в каком направлении хотели бы идти. Как говорят у нас в агентстве, профессионал проявляется в проекте.

  • Ставьте профессиональный рост на первое место

Не буду лукавить, и скажу, что официант столичного ресторана получает больше, чем ассистент рекламного агентства. Но какой смысл тратить ценное время, если вы не собираетесь развиваться в этой сфере дальше? Да, возможно, будут финансы здесь и сейчас, но, после получения диплома, вы столкнетесь с отсутствие релевантного опыта и навыков работы в другой отрасли. Поэтому, если есть возможность, между заработком и перспективами карьерного роста и интересными проектами, отдавать приоритет последнему.

  • Занимайтесь самообразованием

Мы привыкли говорить, что университет не дает никаких практических навыков. Но на мой взгляд, за годы обучения мы получаем самый ценный навык — умение учиться. Мы живем в то время, когда информация устаревает практически ежедневно. Поэтому, если вы не будете успевать прокачивать свои знания и навыки, то станете не конкурентоспособными на рынке труда.

Читайте также: