Как япония борется с безработицей

Опубликовано: 01.10.2024

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Работа состоит из 1 файл

курсовик.doc

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

. создание условий для сокращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже притом же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально- экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий.

Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д.

Реализация программ поддержки молодых работников. В настоящее время проблемы интеллектуалов на рынке труда связаны, прежде всего, с несоответствием спроса и предложения на рынке интеллектуального труда. Для каждого второго работающего, особенно в негосударственной сфере, актуальна проблема несоответствия образования фактической работе. Теоретический уклон образования, подготовка ВУЗами специалистов, не требующихся на рынке труда, излишки выпускников определенных специальностей являются причинами безработицы молодых специалистов. ВУЗам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних.

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на

занятость, в которых наиболее высоки.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу. Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти.

В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЯПОНИИ

3.1 ИСТОРИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЯПОНИИ

Официальная статистика учитывает только полностью безработных, поэтому её данные не раскрывают действительных масштабов безработицы. В конце 60-х гг. в народном хозяйстве Японии насчитывалось 2,7 млн. непостоянных наёмных работников, к концу 70-х их количество возросло до 3,7 млн., а к 1985-до 4,5 млн.

В 80-е годы в связи с активным процессом «старения» экономически активного населения Японии, в том числе армии наёмного труда, положение пожилых работников значительно ухудшилось. Растёт безработица и среди женщин: в 1979 году они составляли 32,8% безработных, а в 1985 году- до 4,4%.

Обострение проблемы занятости населения в 70-80-е годы было вызвано ускоренной трансформацией производственной структуры и ростом технической оснащенности производства. Для Японии она осложняется существованием многочисленных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы в отраслевом, территориальном, возрастном, профессионально - квалификационном аспектах. Так, на рубеже 70-80-х годов на японском рынке труда сложилась своеобразная обстановка, характеризовавшаяся нехваткой рабочей силы при сохранении и даже увеличении безработицы.

После реформ середины 19 века многие Японцы покинули страну и направились за границу, главным образом в Латинскую Америку. Японская диаспора в Бразилии – самая большая в регионе – в 2007 году насчитывала 1,5 млн. человек. Много лиц японского происхождения живёт в Перу, Колумбии, Боливии и Аргентине. Вначале 1990-х Япония смягчила миграционное законодательство в отношение южноамериканцев японского происхождения – чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, был создан специальный тип трудовой визы. Иностранных рабочих привлекали высокая в сравнение с Южной Америкой заработная плата, а так же социальный пакет, включающий в себя пособие по безработице.

По мнению специалистов, в те времена, ликвидировать безработицу одним увеличением количества рабочих мест невозможно. Определенным резервом для поглощения избыточной рабочей силы может служить третичный сектор экономики – сфера услуг, коммунальное хозяйство, банковское и страховое дело, транспорт и связь.

Со второй половины 80-х годов, когда рост безработицы был приостановлен, новым фактором, некоторое время способствовавшим дестабилизации занятости, служило повышение курса иены. В первую очередь пострадали отрасли и районы, производство которых было ориентировано на внешние рынки. Удорожание иены также активизировало перевод японскими компаниями производства за рубеж, что тоже вело к сокращению числа рабочих мест внутри страны.

Быстрый рост безработицы в Японии в течение целого десятилетия после кризиса 1974-75гг. породила ряд социально - экономических проблем. Увеличились затраты на выплаты пособий по безработице. Произошло отвлечение средств из сферы обращения капитала, так как потеря работы вынудила трудящихся расходовать свои личные сбережения. Наконец, из – за роста неуверенности в завтрашнем дне возникла угроза падения трудовой мотивации японских трудящихся, что в прошлом было одним из важнейших факторов экономических успехов Японии.

В целях смягчения социальных последствий роста безработицы японское государство приняло ряд мер. С помощью налоговых льгот оно стимулировало частные компании к созданию новых рабочих мест, переквалификации своих работников, к использованию рабочей силы, занятой неполный рабочий день, или нескольких работников на одном рабочем месте, к привлечению капитала в районы, где имелся избыток рабочей силы. Кроме того, государство выделило собственные средства, чтобы обеспечить приоритетное создание предприятий в трудо – избыточных районах, а также взяло на себя расходы по перемещению рабочей силы из районов, имеющих излишки рабочей силы, туда, где ощущается её нехватка.

3.2 ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯПОНИИ

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,2 % общемировой численности, но создает оно 14% ВМП, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,6%- по покупательной способности иены. Ее экономический потенциал равен примерно половине американского, но значительно превосходит китайский. Страна достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в мировом хозяйстве – результат ее экономического развития во второй половине ХХ столетия.

Японию отличает от других развитых стран сочетание старения населения (это всеобщее явление) с сокращением отработанного времени. Снижение численности, занятых в экономике, отчасти связано с демографическим сдвигом в составе населения и от части с ростом нормы безработицы.

Одной из характерных черт японской модели, экономического механизма, является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы.

В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечить занятость, имели большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантию найма на всю жизнь. Вместе с тем, как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеют в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводилась просто к более продолжительным срокам найма.

За пропуск в будущее для индивида в Японии отвечает вступительный экзамен в ВУЗ - один, большой и на всю оставшуюся жизнь. Рейтинг фирмы, в которую может устроиться японец, а вместе с этим и определяется размер его зарплаты на долгие годы вперёд фиксируется в устрашающей степени корочкой его студенческого удостоверения. Основная функция институтов в том, что при приёме в них оценить и рассортировать детей по уровню знаний, а затем дать студентам то, что так пригодиться им в последующей взрослой жизни в компании: 1)здоровье и выносливость (путём занятий в спортсекциях); 2) продвинутые навыки коллективизма (кружки и клубы по интересам);

«Любовь к труду» состоит в том, что она предполагает определённые жертвы. Во-первых, непозволительно большую часть своего детства, которая тратится на запоминание больших массивов данных, нужных лишь один раз в жизни – на вступительном экзамене. Во-вторых, приходится жертвовать семьёй, на общение с которой коллектив оставляет минимальное количество времени и сил.

Каждый год компании открывают рабочие места для выпускников учебных заведений. Их подбором и занимается рекрутинговое агентство. Но основное направление их работы - подбор временного персонала. Когда есть заказ на поиск профессионала, и кандидат под требования подходит, компания обязана его взять и, как правило, так и складывается. На одно вакантное место предоставляет информация по одному кандидату. Российский заказчик предпочитает имеет выбор. Есть отдельное направление консалтинга. Многие специалисты по управлению персоналом из крупных компаний становятся независимыми консультантами.

Конференция в Японии

Лучшие показатели по уровню безработицы в Японии представлены в 1960 году, в период интенсивного развития экономики. Всего 1 % людей считался официально безработными, что свидетельствовало о достижении страной практически полной занятости. Уже с 1973 года вследствие так называемого «нефтяного кризиса» произошло массовое сокращение рабочих мест.

Ситуация грозилась выйти из-под контроля, если бы не предпринятые правительством меры по трудоустройству и большой прорыв в развитии медицины и науки.

Своего пика безработица достигла в 2010 году – 5,3%, после чего аналитики отметили постепенное её сокращение до нашего времени.

График

Многие эксперты приписывают результат послабления безработицы политике «абэномики», хотя фактически она была внедрена только в 2013 году. Благодаря премьер-министру Синдзо Абэ удалось закрепить стабилизацию экономики и прекратить рост дефляции в стране.

Опираясь на утверждение «клин клином вышибают», министр Абэ принял меры увеличения уровня инфляции посредством накачивания экономики деньгами со стороны ЦБ. Целевой ориентир по её росту назначен на 2%. Такого результата правительство планирует добиться только в 2021 году.

Недавно правительство Японии опубликовала свежие данные по состоянию безработицы на 2020 год. В декабре уровень безработицы составил 2,9%, что полностью совпало с ожиданиями аналитиков, опрошенных порталом dailyfx.com.

За последние 10 лет уровень безработицы в Японии достиг наименьшего значения.

Несмотря на урегулирование безработицы, в стране по-прежнему не хватает людей. Всё дело в том, что ежегодно происходит уменьшение работоспособного населения на 1,5 %. Тогда как по оценке МВФ к 2030 году число пенсионеров может возрасти до 57%. Напомним, что средняя продолжительность жизни японцев – 80-87 лет.

Весь трагизм безработных японцев

Одно из бедствий современного общества – потеря работы и отсутствие возможности для применения своего труда. Даже в самых высокоразвитых странах, таких как Япония, Швеция, США, уровень безработицы никогда не достигал нулевой отметки.

Для японцев потерять работу равносильно трагедии жизни. Так сложились трудовые отношения в Японии, что работодатель заключает с работником сделку по «пожизненному найму». С одной стороны, это способствует мировому лидерству страны по уровню безработицы. С другой стороны, в случае увольнения работника, возникает сложность в повторном поиске работы в Японии. А для уволенного в возрасте старше 40 лет повторно найти работу не представляется никакого шанса.

Традиции в Азии

На сегодняшний день, те японцы, кто не нашёл работу, автоматически становятся изгоями общества.

Сама по себе безработица разрушительно влияет на психику человека, унижая его достоинство. В страхе под угрозой сокращения большинство японцев работает сверхурочно, нарушая все нормы Трудового Кодекса. Как результат, в Японии наиболее распространено понятие «смерть от переутомления».

Также в «стране трудоголиков» зафиксировано рекордное число самоубийств, из которых основное количество приходится на безработных и пенсионеров. По статистике 30 тыс. японцев в год добровольно лишают себя жизни.

Соискатели работы в Японии

С 2006 году власти Японии рассмотрели программу по снижению уровня самоубийств уже к 2021 году. В плане действий разработаны мероприятия по ослаблению критериев для выдачи безработным государственных пособий. А также внедрена программа по уходу за престарелыми.

Пособие по безработице

Государственные пособия по безработице впервые приняты в ноябре 1947 года. Интересно знать, что понятие страхование по безработице для Японии звучит как «пособие по занятости». Это название указывает на отношение правительства к пособию как к выплате по содействию занятости.

Строгая система начислений выплат в Японии отсеивает часть претендентов на получение пособия по безработице. Послабление касается только регионов, пострадавших от природных катаклизмов.

Пыль от вулкана

Люди сметают пепел вулкана Симмоэ

Согласно статистике МОТ, около 77% безработных японцев не получают пособие.

Для получения права на выплату должны соблюдаться два условия:

  1. Работник должен проработать на последнем рабочем месте не менее 6 месяцев (на момент подачи заявления учитываются последние 2 года жизни).
  2. Период занятости обязательно должен быть застрахован. Взносы должны выплачиваться 12 месяцев.

К дополнительным условиям рассмотрения заявления относится причина расторжения трудового контракта. Принимается во внимание факт увольнения сотрудника: по своему желанию либо по приказу работодателя.

Очередь на собеседование

По требованиям страхования соискатель должен участвовать в активном поиске работы, о чём обязан отчитываться в центре занятости с регулярностью месячных выплат пособия.

Типы финансовой помощи по безработице также разнятся в зависимости от категорий людей. Помимо стандартного пособия по безработицы, различают также:

  • пособие для содействия занятости;
  • пособие на обучение;
  • постоянно выплачиваемая помощь по уходу за членами семьи (ребёнком, инвалидом) и помощь занятым пожилым людям.

В систему страхования не включены работники с низким доходом, нештатные, сезонные, надомные и временные работники. Кроме малоимущей части населения с занятостью:

  • менее 20 часов неделю;
  • менее 30 часов в неделю для сезонных работников;
  • людей старше 65 лет;
  • нерегулярно работающих (менее 31 дня);
  • сотрудников префектурных, национальных и муниципальных органов власти.

Обычаи в Азии

Размер государственной помощи

Сумма пособия в Японии составляет 50-80% от предыдущей заработной платы.

В зависимости от возраста устанавливается свой потолок возможного пособия. Больше всех получают граждане в возрасте 30-59 лет, соответственно меньше всего получают молодёжь до 29 лет и пожилые люди от 60 до 64 лет.

Продолжительность выплат в Японии варьируется от условий потери работы и длительностью выплаты взносов. Самый большой резерв рассчитан для людей, попавших под сокращение по штату или в связи с банкротством компании – 90-330 дней. В других случаях период выплат принимается в 90-150 дней. Кроме того в Японии имеются специальные условия во времена экономического спада (уровень безработицы выше 4%) или в период природных бедствий.

Собеседование

Особенность страхования в Японии отличается от других стран тем, что работодателя обязывают регистрировать всех своих сотрудников. Взносы на страхование разделяются между обеими сторонами (1,2% от зарплаты), и в случае потери работы сотрудник имеет право на компенсацию за отстранённость от работы. Кстати, по программе страхования проходят также иностранцы с рабочей визой Японии.

Центр занятости «Здравствуй, работа»

Часто случается, что выпускники школ сталкиваются с проблемой поиска работы. Не все работодатели соглашаются брать в свой штат неопытных сотрудников, и молодым людям ничего не остаётся, как обратиться в бюро занятости. Только благодаря оперативной работе таких центров в Японии удалось снизить уровень безработице выпускников до рекордно низкого показателя.

Пожилые японцы

Ежегодно центр занятости «Здравствуй, работа» трудоустраивает 23% безработных.

Второй вопрос обеспокоенности правительства связан как раз с неустроенностью людей старше 60 лет. Центр «Здравствуй, работа» проводит рекомендации в отношении управления занятости пожилых людей, тем самым решая вопрос старения населения и влияя на расходы по выплате пенсий.

В системе страхования Японии имеются как сильные, так и слабые стороны. К первой относится наличие в стране большого количество программ, решающих быстрое трудоустройство безработных, а также дополнительных программ по сохранению занятости старшего поколения (до 70 лет) и людей с ограниченными возможностями.

Слабой стороной пока что считается низкая эффективность охвата системы выплат по безработице. Лишь менее четверти претендующих от общего количества безработных получают «пособие по занятости».


Не служит гарантией от бедности и безработицы в старости существующая наряду с ежемесячными пенсиями система единовременных пособий, выплачиваемых государственными учреждениями и крупными компаниями при увольнении с работы служащих и рабочих, достигших предельного возраста (в государственных учреждениях он составляет 55 лет).

Размеры такого пособия нередко достигают нескольких миллионов иен, и, тем не менее, лица, получившие это пособие, способны существовать на него лишь в течение нескольких лет, а затем они оказываются перед лицом нищеты, если они не находят себе каких-либо иных источников существования (помощь детей, наличие частной собственности и т. д.). Очень многих из них нужда рано или поздно заставляет вторично искать работу на условиях, несравнимо худших, чем те, которые у них были до вынужденного ухода со службы.

Обращая внимание общественности на печальную участь этих людей, директор Токийской палаты страхования по старости Акира Хираи сделал весной прошлого года следующее заявление для печати: «Как бы ревностно вы ни работали, но по достижении предельного возраста вам приходится уходить в отставку, и если только вы не проявили в чем-либо особой компетентности, то вам будет крайне трудно найти работу после отставки. Вы чувствуете себя очень жалким, когда вы обращаетесь за работой на биржу труда, и от этого ощущения вы становитесь еще более старым. В прежние времена супружеские пары могли вести существование на пенсии и пособия, выдаваемые при отставке. Но теперь это уже невозможно. У многих после отставки еще имеются дети школьного возраста. И обстоятельства не позволяют им оставаться без работы».

Бедность и безработица старшего поколения в Японии

Подавляющее большинство из них, как показывают социологические обследования, за неимением достаточной государственной помощи вынуждено полагаться на помощь своих детей или на самих себя. Опубликованные в «Асахи Ивнинг Ньюс» данные обследования, проведенного министерством юстиции, показывают, например, что 46% пожилых людей в возрасте старше 60 лет существуют на свой собственный заработок или заработок своих супругов, 46% живут на средства своих детей, а число лиц, существующих на пенсии, составляет лишь 8% всех пожилых людей страны.

Глубокое неверие старшего поколения японцев в способность государства обеспечить им средства к существованию сказывается в их ответах на вопрос анкеты о том, как собираются они жить в дальнейшем. Так, 60% опрошенных стариков ответили, что они рассчитывают жить на средства своих детей, и лишь 8% заявили, что рассчитывают на государственную помощь. Подводя итоги этой информации, газета «Асахи Ивнинг Ньюс» сделала вывод, что в современной Японии материальное положение людей пожилого возраста стало не лучше, а «хуже, чем до войны».

Наглядное представление о подлинном положении стариков в современном японском обществе, «процветающем» на волне экономического бума, дает посещение в ранние утренние часы бирж труда, находящихся в каждом районе Токио и других крупных городов страны. Это часы, когда выдаются ордера на работу так называемым поденным рабочим, подавляющее большинство которых — лица преклонного возраста. Люди, толпящиеся там в ожидании своей очереди на ордер, выглядят в большинстве своем как бездомные бродяги — их поношенная одежда, худые усталые лица, глаза, наполненные безнадежной тоской и отчаянием, являют собой живой укор миру пресловутой частной собственности. Дневной заработок этих горемык, число которых по всей стране превышает 200 тыс., составлял 500 иен. При минимальной стоимости обеда в столовой низшего разряда 150—200 иен нетрудно представить себе повседневную жизнь этих людей, которым приходится помимо еды расходовать деньги еще на ночлег и на транспорт.

Мизерные суммы, ассигнуемые властями на оплату труда «поденных рабочих» (хронических безработных, вынужденных ежедневно в качестве чернорабочих получать наряды на бирже труда), а также на пособия «безработным» (эти пособия получают те, кто в течение 270 дней после увольнения с работы не смог найти другую работу), черпаются в значительной своей части не из государственных средств, а все из тех же карманов трудящихся, которые наряду с отчислениями на медицинское обслуживание и в пенсионный фонд отчисляют ежемесячно 1,4% своей заработной платы в качестве взносов в фонд помощи безработным.

Таким образом, в любой из сфер государственной социальной политики Японии проявляется одна и та же тенденция: решать вопросы, связанные с социальной помощью трудовому населению страны, прежде всего за счет самого трудового населения, сокращая в то же время государственные бюджетные отчисления на социальные нужды, а также долю, отчисляемую на социальное обеспечение капиталистами. Когда в Японии начался экономический бум, расходы на социальное обеспечение в государственном бюджете составляли 16,9% всех бюджетных расходов, но вскоре их доля упала до 14,5%,. Что же касается отчислений капиталистов в фонд средств, ассигнуемых на социальное обеспечение, то в Японии их удельный вес в этом фонде оказывается значительно меньшим, чем, например, в таких странах, как Франция, Италия, ФРГ или США. Если во Франции и Италии, например, взносы капиталистов составляют до 60% такого ро¬да фондов, то в Японии доля капиталистов составляет лишь 31 %.

Печальные последствия такой социальной политики японских правящих кругов тяжело сказываются на положении народных масс страны. По подсчетам японских экономистов, основанным на статистике ООН, каждый житель в среднем получает по крайней мере в три раза (а в иных случаях даже в шесть раз) меньше средств из фонда социального обеспечения, чем житель любой из капиталистических стран Западной Европы. «Процветающая» Япония остается, таким образом, и по сей день государством неразрешимых социальных проблем — проблем, которые глубоко волнуют общественность этой страны.

В каждой стране приняты свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.


В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

Страна Период Значение Ед. изм. Пред. значение
Европейский Союз янв. 2020 6.2 % 6.2
Турция янв. 2020 13.8 % 13.7
Черногория янв. 2020 15.35 % 16.21
Босния и Герцеговина фев. 2020 32.62 % 32.75
Греция фев. 2020 16.1 % 16.2
Киргизия фев. 2020 3 % 3
Норвегия фев. 2020 3.5 % 3.7
Пуэрто-Рико фев. 2020 7.8 % 9.6
Словения фев. 2020 7.9 % 8.2
Уругвай фев. 2020 10.5 % 8.5
Руанда ноя. 2019 15.4 % 16
Таджикистан ноя. 2019 2.1 % 2.1
Австралия мар. 2020 5.2 % 5.1
Беларусь мар. 2020 0.2 % 0.3
Бельгия мар. 2020 5.3 % 5.2
Болгария мар. 2020 6.7 % 6.2
Бразилия мар. 2020 12.2 % 11.6
Венгрия мар. 2020 3.7 % 3.5
Германия мар. 2020 3.5 % 3.4
Гонконг мар. 2020 4.2 % 3.7
Дания мар. 2020 4.1 % 3.7
Еврозона мар. 2020 7.4 % 7.3
Израиль мар. 2020 3.4 % 3.3
Исландия мар. 2020 3.3 % 5
Италия мар. 2020 8.4 % 9.3
Казахстан мар. 2020 4.8 % 4.8
Канада мар. 2020 7.8 % 5.6
Кипр мар. 2020 6.7 % 5.8
Колумбия мар. 2020 12.6 % 12.2
Литва мар. 2020 9.8 % 9.4
Люксембург мар. 2020 6.1 % 5.5
Макао мар. 2020 2.1 % 1.9
Малайзия мар. 2020 3.9 % 3.3
Мексика мар. 2020 2.9 % 3.6
Нидерланды мар. 2020 2.9 % 2.9
Перу мар. 2020 7.8 % 7.1
Польша мар. 2020 5.4 % 5.5
Россия мар. 2020 4.7 % 4.6
Румыния мар. 2020 4.6 % 3.9
Словакия мар. 2020 5.2 % 5.1
США мар. 2020 4.4 % 3.5
Таиланд мар. 2020 1 % 1.1
Тайвань мар. 2020 3.76 % 3.7
Финляндия мар. 2020 7.3 % 6.9
Хорватия мар. 2020 8.6 % 8.3
Чили мар. 2020 8.2 % 7.8
Швеция мар. 2020 7.1 % 8.2
Южная Корея мар. 2020 3.8 % 3.3
Япония мар. 2020 2.5 % 2.4
Венесуэла дек. 2018 6.4 % 7.3
Австрия апр. 2020 12.8 % 12.2
Ирландия апр. 2020 5.4 % 5.3
Чехия апр. 2020 3.4 % 3
Швейцария апр. 2020 3.3 % 2.9

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

«Когда мы говорим о 5–6 млн человек, о которых сейчас говорит Высшая школа экономики, это, в принципе, одно из сценарных развитий, один из сценариев, которые Министерство труда на сегодняшний день просчитывало у себя, то есть мы четко отследили тенденции, которые складываются на рынке, мы понимаем, что при развитии событий один из сценарных условий соответствовал такому уровню безработицы», — сказал глава Минтруда в эфире телеканала «Россия 24»

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?


Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин: те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек.

Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

МЕРЫ: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Кстати, в 2019 году лидер по безработице в Европе была Украина.


В России правительство увеличило размер выплаты пособия, ввели пакеты мер для поддержки бизнеса (в т.ч. беспроцентные кредиты на выплату зар.платы сотрудникам, чтобы те не пополнили ряды безработных).

В других странах ввели ежемесячные выплаты. А как Вы считаете какие меры самые эффективные? Пишите в комментариях.

В следующей статье мы расскажем про пособия по безработице в разных странах. Чтобы прочитать первыми свежие материалы ASP News достаточно оформить подписку здесь.

Пандемия коронавируса вынудила весь мир уйти на карантин. Бизнес терпит колоссальные убытки, которые закономерно ведут к увольнениям. NEWS.ru рассказывает, в каких странах рост безработицы уже достиг критических отметок, а в каких власти пытаются взять на себя издержки от временного содержания сотрудников, чтобы те в будущем смогли вернуться к работе.

После объявления 29 марта мэром Москвы Сергеем Собяниным об увеличении пособия по безработице для жителей столицы, потерявших работу из-за пандемии коронавируса (19,5 тысячи рублей), в первый же день в службу занятости обратились 10 тысяч человек. По оценке российской Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), после снятия карантина в столице и московском регионе может не открыться большинство заведений общепита, а отрасль ждет период «Великой депрессии».

Андрей Никеричев/АГН «Москва»

В странах, где официально зафиксированная динамика распространения коронавируса увеличивалась быстрее, чем в России, рост безработных в связи с карантином более заметен. Институт исследования занятости (IAB) составил прогноз по ситуации на рынке труда в Германии с учётом хорошего и плохого сценариев развития эпидемии коронавируса в стране. В первом случае число людей, потерявших работу, не превысит 90 тысяч, в другом — составит более полумиллиона.

Чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса, правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008–2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний их поступило уже 470 тысяч. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тысяч человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь 4 млн.

Похожую схему поддержки бизнеса и населения на фоне эпидемии коронавируса реализуют и во Франции. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, а если она равна прожиточному минимуму, то 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по «технической безработице» для 3,6 млн человек.

Charlotte Schousboe/Keystone Press Agency/Global Look Press

Гораздо сложнее ситуация в Австрии: уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-м. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го. Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны. Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких туристических городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тысяч человек остались без работы. На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам.

С крайне высоким уровнем безработицы столкнулся и Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Однако, как отмечает издание Globes, почти 90% этих людей по факту не уволены, а отправлены в неоплачиваемые отпуска. Национальный авиаперевозчик страны El Al выступил в середине марта с заявлением о том, что из 6 тысяч сотрудников 5,5 тысячи были отправлены в неоплачиваемый отпуск «до последующего уведомления». Тем не менее по состоянию на 18 марта служба трудоустройства Израиля зафиксировала 60 тысяч обращений от людей за пособиями по безработице. Ежедневный прирост — не менее 10 тысяч. Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху уже пообещал финансовую поддержку населению.

Но по-настоящему рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​ Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21 марта заявления подали 3,3 млн безработных, а с 21 по 28 марта — уже 6,6 млн человек.

Читайте также: