Причины безработица во франции

Опубликовано: 01.10.2024

Кемеровский институт (филиал) «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Франция является одной из ведущих западных держав. Она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. Ее территория составляет 551 тыс. кв км, а население 65,630 млн. чел., из них работающих – 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

На современном этапе, французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по ВВП на душу населения, 5-е – по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е – по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). ВВП Франции составляет на 2014 год : 2, 789 трлн.долл.[4]

Темпы роста ВВП: 0,2% - в 2013 г.; 0% в 2012 г.; 2% - в 2011 г.; 1,4% в 2010 г.; -2,6% в 2009 г.; 0,1% в 2008 г.

Рисунок 1- Динамика ВВП Франции

Рассмотрим современное положение экономики Франции.

Французская экономика совмещает в себе современные рыночные методы управления с глобальными правительственным вмешательством. Правительство оказывает большое влияние по ключевые доли каждого сектора, оно имеет контрольные пакеты акций железной дороги, электростанций, воздушного сообщения и телекоммуникационных компаний. Правда, начиная с 1990-ых годов, правительство потихоньку ослабляет контроль над данными секторами. Правительство медленно распродает часть своих акций в FranceTelecom, в AirFrance, в страховании, в банковском деле, и в различных отраслях промышленности. Тем временем, благодаря большим площадям плодородной земли плюс применению современным технологиям, Франция стала занимать ведущее место в сельскохозяйственном производстве в Западной Европе. Но наряду с этим в стране наблюдается постоянно высокий уровень безработицы. Эксперты говорят, что основными причинами роста безработицы во Франции является экономический рост, который очень слабый, чтобы создавать рабочие места и преодолевать безработицу.

Так, в центре Парижа три арабских парня покалечили бутылками парижанина, обзывая его «грязным белым». И все это было из-за того, что житель не дал сигарету.

Социологи подсчитали, что дети африканского происхождения становятся преступниками в 3, а то и в 4 раза чаще, чем французские. А все это связано с тем, что большая часть мигрантов не работает, а соответственно, являются без квалификации и даже без образования. Но безработица не пугает их, и они не собираются возвращаться домой. Те мигранты, у которых все документы правильно оформлены, получают пособие. Сейчас пособие составляет 281 евро в месяц на взрослого и на ребенка-184 евро. А если в семье родился ребенок, то выплачиваются субсидии, как любой коренной француженке.

Мусульмане, не стесняясь, молятся прямо посреди улицы, хотя это строго запрещено.

Убеждена, что Франция сама стала привлекательным местом для мигрантов.

Рассмотрим причины безработицы:

64% населения Франции в возрасте от 15 до 64 лет имеет оплачиваемую работу, другими словами уровень безработицы в 2014 году 10,4%, более трех миллионов безработных. В большей степени особенно эта проблема затронула молодёжь. Можно сказать, что сейчас каждый четвёртый молодой человек хотел бы работать, но не может этого сделать;

во Франции наблюдается огромное количество трудовых иммигрантов, в них входят: арабы, азиаты и выходцы из Африки, конечно много из восточной Европы. Некоторые из них,конечно, пытаются пожить на социальное пособие, но, скорее всего, это вынужденнаямера. Так, среднестатистический безработный может получать каждый месяц пособие в сумме около 1000 евро, также обязательные платежи могут составить на одного человека от 500 до 800 евро в месяц. Таким образом, на питание и одежду останется от 500 до 200 евро в месяц, при желании на эти деньги можно существовать в поиске новой работы);

во Франции процветает «кумовство», также как в Греции, Италии или Испании. Другими словами, без связей Вы не сможете создать свой бизнес, даже несмотря на законодательство. [5]

Рисунок 2 – Динамика безработицы во Франции

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят совместно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию глобальных по мощности ТНК. Таких как: в «Imetalе» входят 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Renault» - почти сосредоточены 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы на заграничных предприятиях и т.д.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских фирм на мировой арене. Так, «Pechiney» - это, химическая компания, превратилась в лидера с мировым именем упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Hachette» -стала ведущим издателем журналов в мире, фирма «CabledeLyon» поднялась на первое место в мире по производству электрических кабелей.

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через систему участия во владениях акционерным капиталом. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится к отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией. [1]

Во Франции быстрыми темпами происходят процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. Существует ряд отраслей, относящиеся к монополистическому производству. К примеру, в черной металлургии эти позиции заняли две знаменитые компании «Usinor-Sacilor».Они сосредоточили 70% производства стали, еще одна глобальная фирма- «Thomson» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, известные компании «Renault» и «Peugeot» - почти все производство автомобилей.

Хотя Франция и является страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, но можно отметить, что мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. Малый бизнесукрепил свои позиции еще в70-80 годов. Малый сектор очень уязвим. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя 2 года, а каждое второе не дотягивает до 5 лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Малый бизнес, в основном, сосредоточен в сфере услуг и торговли.

Сфера услуг представляет собой главную по значению отрасль экономики Франции. На нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. [2]

Рисунок 3- Занятость трудоспособного населения Франции по отраслям

В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении.

Хочется отметить про участие Франции в санкциях против России и какой ущерб они приносят французской экономики.

Всем известно, что причины санкций против России весьма запутанные и имеют определенную цель со стороны США и её «команды», в которую входят европейские страны и не только. Сегодняшняя Франция-это член данной «команды».

Одной из ярких проблем взаимоотношений Франции и России является нашумевшая новость о судьбе вертолетоносцев типа «Mistral». Контракт напоставку двух вертолетоносцев типа «Mistral» был заключен между французской DCNS/STX и «Рособоронэкспортом» в2011 году, однако в ходе сегодняшних событий, Франция решила не поставлять корабли. Что интересно, в настоящее время, главным противником поставки кораблей выступает США. «Из-за не выполненного обязательства, Франция обязана выплатить России полную сумму и даже с «лихвой» . но эта «лихва» может быть не большая…как прописано в контракте» - говорит гендиректор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. По мнению гендиректора, самый большой ущерб для Франции –это ее потерянная репутация (контракт стоимостью 1,2 миллиарда евро). [6]

Таким образом, экономика Франции является высокоразвитой страной со своими культурными, экономическими, политическими особенностями. Франция стабильно занимает второе место после Германии в Европейском союзе и входит в первую мировую десятку. Развитие французской экономики опирается на следующие главные показатели: инновационное развитие, в том числе НИОКР, централизация капитала на национальном и международном уровне, что привело к укреплению целого ряда французских фирм.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимает машиностроение. Сегодня Франция, безусловно, является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, к слабым сторонам французской экономики стоит отнести: высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, больше количество мигрантов, хронический дефицит бюджета, а также зависимость экономики от госсектора.

1. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c.

2. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

3. Стрелкова, И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 267 c.

Размер пособия, которое получает безработный во Франции, и то, как долго он сможет его получать, зависит прежде всего от размера предыдущей зарплаты. Но не только. Учитываются и стаж, и возраст, и другие параметры. Чтобы оценить размер полагающегося пособия, французы используют онлайн-калькуляторы, куда вводят все запрашиваемые данные .

А я лучше приведу конкретный пример.

85 тысяч рублей и много льгот

Жиль работал в фирме, занимающейся проектированием и строительством частных домов. Его работа заключалась в отрисовке домов в специальной компьютерной программе и всех необходимых расчетах. По-французски его должность называлась dessinateur en maison individuelle.
Его заработок чистыми составлял 1710 евро в месяц. Это вполне нормальная зарплата, но, например, школьные учителя в таком возрасте получают больше. Оказавшись безработным, он получил право на пособие в размере 39 евро в день (30 или 31 день в месяц) в течение 973 дней (что равно 2 годам и 8 месяцам). То есть в среднем в месяц он получает чистыми около 1200 евро . В пересчете на рубли это примерно 85 тыс.
Размер минимального пособия составляет 29,26 евро в день ‒ примерно 62.500 рублей в месяц, а максимального 256,96 евро в день ‒ около 545 тыс. рублей в месяц до уплаты налога. (После работы в режиме полной занятости).

Кроме этого, статус безработного позволяет получать существенные льготы (скидки на проезд, кино, театры, бассейны, музеи, досуговые центры и т.д.) В каждом департаменте размер льгот может варьировать, а в некоторых городской транспорт является полностью бесплатным для безработных. Чтобы воспользоваться всеми этими льготами, нужно оформить «карточку соискателя работы» и предъявлять ее (как пенсионный). То есть недостаточно просто быть безработным: нужно быть безработным в статусе поиска работы.

Ряд условий

Для того чтобы получать тот вид пособия по безработице, что получает Жиль (а есть и другие виды пособий), нужно быть зарегистрированным на бирже труда (Pole Emploi). И не просто быть там зарегистрированным, но и выполнять целый ряд условий. Например, ежемесячно нужно подтверждать свой статус (можно делать по интернету), раз в несколько месяцев приходить на встречу с личным консультантом по работе (об очередной встрече приходит уведомление, а неявка без уважительной причины лишает человека данного пособия). Кроме того, биржа труда организует для безработных различные мастер-классы по эффективному поиску работы, составлению резюме, развитию навыков самопрезентации и т. п. Регулярный отказ от посещения подобных мероприятий расценивается как нежелание активно искать работу и может повлечь санкции.
Жиль пожаловался, что все эти «учебы» ему порядком надоели.

Вместо работы

Мероприятия биржи труда мешают Жилю заниматься своими делами. Будучи официально безработным, он консультирует частным образом в области проектирования или ремонта домов (конечно, неофициально!), а также благоустраивает свой собственный дом и территорию. Жиль похвастался, что за этот год без работы, наконец, сделал новую террасу и модернизировал домик, который сдает туристам. Не знаю, как вам, а мне кажется, что он вполне неплохо устроился, и что многие мечтали бы о такой паузе в работе, во время которой можно заняться тем, на что раньше не хватало времени и сил.

Капризы?

В ответ я рассказываю ему про подруг из Подмосковья, которые тратят на поездку на работу в один конец 2,5 часа, сменяя три вида транспорта. Зимой. За весьма скромную зарплату. А Жиль смотрит на меня так, словно я про другую вселенную ему рассказываю: в его мире так не бывает!

Недавно Биржа труда несколько ужесточила требования для слишком капризных соискателей: после двух отказов от «разумных предложений» можно лишиться пособия. Но! Понятие «разумное предложение» у французов весьма гуманно. Например, если предложение предполагает зарплату ниже уровня, принятого в регионе для данной профессии, оно не считается разумным. Без проблем можно отказаться и от предложений, предполагающих работу по воскресеньям, а также от работы с частичной занятостью (если указали в анкете, что ищете полную). И, кончено, если добираться до работы от места жительства нужно более часа, соискатель имеет право отклонить предложение безо всяких санкций со стороны биржи труда и продолжить получать пособие .

Если вам интересно узнавать о жизни простых французов, подписывайтесь на мой канал.

Сегодня поколение молодых людей, которые не учатся и не работают, не проходят стажировок и переквалификаций, называют поколением NEET. По статистике, страны еврозоны в 2021 году потратят суммы в размере 1,5% от своего ВВП на выплаты таким гражданам пособий по безработице.

При этом названные цифры имеют тенденцию к росту, что отрицательно сказывается на состоянии экономики в целом.

Поиск работы во Франции

Причины безработицы во Франции

Что касается Франции, количество безработных в настоящее время составляет, по официальным данным, 3,58 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Кроме того, работники, занятые на временных, сезонных работах, или работающие нелегально и не имеющие прав на получение пособий, вообще не регистрируются. Хотя оформить рабочую визу во Францию и устроиться там легально вполне возможно.

Также к тем, кто не подпадает под статус безработного, относятся люди, которые работают неполный рабочий день.

Таким образом, реальный уровень безработицы во Франции 2020 года бьёт рекорды предыдущих лет.

Если говорить о распределении такого явления, как безработица по отраслям, ситуация будет выглядеть следующим образом. Наиболее защищённым являются отрасли промышленного производства. Самые распространённые сферы труда, где наблюдается увеличение числа безработных – это сфера услуг, социальная отрасль и здравоохранение.

Доктор

Отдельным пунктом среди причин увеличения безработицы стоит вопрос о том, что большинство безработных, имеющих право на получение пособия по безработице, предпочитают жить на него. Его размер первый год составляет до 70% от заработка, поэтому с поисками нового места можно подождать.

Еще в начале 2020 года французский президент заявил о начале программы по борьбе с безработицей. Он назвал её второй проблемой после угрозы терроризма и объявил чрезвычайное экономическое положение во Франции.

Пути борьбы с безработицей

Господин Олланд огласил государственную программу, принятую французским правительством и направленную на ликвидацию кризисных процессов в сфере занятости населения. Она состоит в том, что правительство выделяет сумму в размере 2 млрд евро на решение стоящей проблемы.

При этом ровно половина средств будет потрачена для того, чтобы провести переподготовку полумиллиона французских безработных и их переквалификацию. Вторая половина сыграет роль инвестиций, призванных стимулировать создание новых рабочих мест.

Франсуа Олланд

Президент Франции Франсуа Олланд

Механизм действия такого государственного пособия для предпринимателей следующий:

  • частные фирмы с числом работников меньше 250 человек возьмут на работу молодых работников на срок не менее чем 6 месяцев;
  • размер оплаты должен быть ниже официальной минимальной заработной платы Франции;
  • такие фирмы получат государственную субсидию в размере 2 тыс. евро.

Правительство планирует оставить такую государственную помощь и в дальнейшем. Она будет представлена в виде снижения расходов на социальное обеспечение, которые носят обязательный характер для работодателей.

Среди тех программ по борьбе с безработицей, которые работают в настоящий момент, выделяют несколько наиболее действенных.

Работа во Франции

  1. Ранее осуществлялось предоставление налоговых льгот французским предпринимателям с целью того, чтобы снизить давление налогового бремени и не сокращать количество рабочих мест. В 2020 году это обошлось французскому бюджету в сумму более 40 млрд евро. Программа рассчитана на 3 года, и правительство считает, что её результаты начали проявляться в том, что французская экономика в 2020 году показала экономический прирост в 1%.
  2. Работодатели, которые берут на работу молодых людей, получают разумные налоговые льготы. Условия должны быть следующие: молодой работник должен работать в паре со старшим напарником. При этом молодёжь получает необходимый для дальнейшего трудоустройства опыт работы, а старшему поколению предоставляется возможность доработать до пенсионного возраста. В итоге правительство экономит на пособиях обеим категориям.

Французские работодатели сегодня требуют от законодателей изменений, касающихся социальных гарантий. Например, они предлагают поправки, которые облегчат им увольнение работников. Среди прочих звучат предложения отменить выходное пособие при увольнении или значительно уменьшить его размер.

Следующий блок предложений касается правил сохранения 35-часовой рабочей недели. Президент в своём обращении в январе 2020 года подчеркнул, что этот пункт трудового законодательства останется неизменным. Однако камень преткновения состоит в поправке правительства, принятой при социалистах.

Рабочая неделя во Франции

Согласно ей, работодатели, привлекающие наёмных работников к сверхурочной работе, обязаны оплачивать её по более высокому тарифу. Предприниматели требуют предоставления возможности привлекать рабочих к выполняемой работе, исходя из потребностей бизнеса. В то же время платить они предлагают по обычной стоимости, предусмотренной контрактом.

Эксперты в области экономического развития критикуют французских социалистов, в том числе и президента страны, за социалистический путь решения проблемы безработицы – предоставление государственных дотаций. По сути, правительственный проект предусматривает раздачу денег предпринимателям.

Объективно это приводит к снижению конкуренции и уничтожению стимулов предпринимательской деятельности.

Франция считается второй по эффективности экономикой после Германии, её восстановление идёт очень медленными темпами. И если в Италии или Испании значительный рост числа безработных связан с проблемами выплат государственного долга, то французская безработица зависит от темпов восстановления экономического потенциала страны.

Экономические законы предусматривают один эффективный способ снижения уровня безработицы. Это экономический рост. И в 2021 году во Франции его цифры могут достигнуть уровня 1,4%. По идее, это должно снизить имеющийся уровень. Однако в сегодняшних условиях ситуация представляется с иной точки зрения. Это связано с увеличением количества мигрантов из Сирии, хлынувших в Европу.

Они составляют конкуренцию французам, и те вынуждены уезжать в другие страны, чтобы получить там достойную работу и соответствующую зарплату.

По данным Евростата, наибольшее количество французов (около 250 тыс. человек) работают и получают хорошую зарплату в Англии. Популярными странами являются те, в которых уровень безработицы значительно ниже. К ним относятся страны северной Европы, такие как Швеция, Дания.

Значительный отток рабочей силы сегодня наблюдается в стремительно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и страны с высоким уровнем жизни.

Пособие по безработице

Во Франции на пособие по безработице имеют право претендовать не только граждане данной страны, но иммигранты, имеющие вид на жительство.

Получить пособие можно только в том случае, если безработный на протяжении последних 4 месяцев во время трудоустройства выплачивал социальные взносы. Напомним, взнос в социальный фонд по безработице во Франции равен 6.4%, 4 % из которых обязан уплачивать сам работник, а остальная часть налога вносится непосредственно самими работодателем.

Выплата полагается только тем лицам, которые лишились работы по инициативе работодателя или истечения срока действия трудового договора.

Те, кто самостоятельно уволился, не могут получать пособие. Исключение касается только тех людей, которые уволились по причине переезда в связи со сменой места жительства. Но в таком случае безработному придется предоставлять справки, подтверждающие смену регистрации для подтверждения переезда.

Для получения пособия необходимо зарегистрироваться на бирже труда «Pole Emploi». Минимальный период получения выплат составляет 4 месяца, а максимальный – 2 года. Но люди, возраст которых свыше 50 лет согласно законодательству могут получать пособие сроком до 3 лет.

Биржа труда «Pole Emploi

Максимальный размер пособия по безработице во Франции равен 6 161 евро в месяц. Но такие суммы получает очень маленькое количество людей. Зачастую безработным выплачивается пособие в пределах от 1 000 до 1 500 евро в месяц. Во Франции безработным разрешено трудоустраиваться на временную работу на неполный рабочий день без права потери получения пособия.

Социальное пособие имеют право получать семьи, ежемесячный доход которых ниже установленного минимума. Стоит также отметить, что в разных провинциях Франции данный показатель отличается.

Если семья зарабатывает меньше минимума, то ей полагается пособие в размере от 513 до 1079 евро в месяц.

Претендовать на такое пособие могут только семьи с детьми, где родители старше 25 лет или родители – одиночки в возрасте от 18 до 24 лет.

В НАЧАЛЕ 70-х ГОДОВ Франция занимала одно из ведущих мест среди развитых капиталистических стран по темпам экономического роста. Интенсивность капиталовложений, быстрое расширение экспорта, обеспеченность квалифицированной рабочей силой и многие другие благоприятные предпосылки определили появление самых оптимистических прогнозов экономического и социального развития страны.

Однако мировой экономический кризис 1974 - 1975 гг. привел к тому, что Франция вступила в длительную полосу низких темпов экономического роста и сокращения занятости.

И хотя уровень безработицы во Франции во время кризиса 1974 - 1975 гг. был ниже, чем, например, в США или ФРГ, ее небывалый рост и масштабы превратили проблему занятости в одну из острейших социально-экономических проблем страны.

В минувшем году уровень безработицы во Франции составил 8,5% трудоспособного населения. Согласно оценкам ряда французских экономистов, к 1985 г. численность незанятого населения, ищущего работу, достигнет 4 млн. человек, или 15% всей рабочей силы страны.

ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ: МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ

Во французской научной литературе, причины безработицы определяются по-разному. Буржуазные экономисты и идеологи пытаются объяснить рост безработицы влиянием научно- технического прогресса, (наличием иностранной рабочей силы, структурной диспропорцией спроса и предложения на рынке труда.

На самом же деле ухудшение положения в области занятости вызвано усилением власти монополий, сдерживанием экономического роста, использованием возможностей технического прогресса для вытеснения живого труда из сферы производства. Таково мнение экономистов-марксистов.

Мнение буржуазных теоретиков о том, что размеры накопленных прибылей являются основным фактором, определяющим масштабы капиталовложений, расширение которых автоматически решает проблемы занятости, также не подтверждается реальной жизнью. Начиная с 1974 г. объем капиталовложений частных предприятий сократился на 10%, тогда как прибыли 19-ти наиболее крупных французских монополий увеличились на 54,4%. В то же время в восьми крупнейших французских компаниях число рабочих мест сократилось на 26 тыс.

ЗА ШИРМОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Анализируя статистику безработицы во Франции, приходится сталкиваться подчас с весьма значительными расхождениями в данных. Это объясняется тем, что администрация и профсоюзы по- разному определяют статус безработного. Профсоюзы (в частности, Всеобщая конфедерация труда) в своих расчетах исходят из определения статуса безработного, данного Международным бюро труда. Монополии оспаривают профсоюзную статистику: усилия власть имущих направлены на затушевывание действительного положения с целью убедить общественное мнение в немногочисленности "истинных безработных". Для этого производится чистка картотек Национального агентства занятости, при которой обнаруживаются лица, якобы не готовые приступить к работе, а лица, хоть раз не явившиеся для очередной регистрации, и иностранные рабочие исключаются из списков. В отделениях агентства не регистрируется ряд категорий лиц старше 60-летнего возраста, из статистики занятости исключаются все молодые люди, проходящие стажировку на предприятиях, женщины, ищущие работу после временного перерыва и т. д.

НАДЕЖДЫ ВСЕ МЕНЬШЕ

Одна из особенностей безработицы сегодня состоит в заметном увеличении ее средней продолжительности. Так, во Франции к концу 70-х годов она возросла до 10 месяцев. Это говорит о напрасных надеждах французских безработных на то, что зарегистрировавшие их отделения Национального агентства занятости предоставят им работу в ближайшие месяцы, Процент тех, кому посчастливилось найти работу в течение месяца, снизился с 25% в 1972 - 1973 гг. до 18% в 1975 - 1976 гг., а в 1978 г. он не превысил 15%. В начале 80-х годов доля безработных, которые не могли трудоустроиться в течение 3 месяцев и более, достигла 75%.

При этом следует отметить, что и в тех случаях, когда работа все- таки предоставляется, она часто не удовлетворяет просителей, поскольку сопровождается уменьшением заработной платы и потерей квалификации.

ВРЕМЕННЫЙ НАЙМ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОГО ПРОИЗВОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Угроза увольнений вынуждает трудящихся заключать договоры на временную работу. Подобные контракты, количество которых в период экономического кризиса заметно увеличилось, когда-то были распространены лишь в таких отраслях, как сельское хозяйство (например, при наймах на сезонную работу на время сева или обора урожая), сфера обслуживания в периоды наплыва туристов и т. п. Теперь же 22% работающих в промышленности имеет статус временно исполняющих обязанности.

Конечно, эта форма занятости еще более осложняет положение трудящихся и вредит производству в целом. Однако французские предприниматели находят в ней свои преимущества: во-первых, временная рабочая сила легко приспосабливается к изменениям конъюнктуры - ее можно уволить, не соблюдая положения существующего законодательства об увольнении по экономическим причинам; во-вторых, временный найм можно использовать в качестве более продолжительного, чем обычно, испытательного срока. Он дает предпринимателям возможность легко приспособиться к колебаниям объема производства и наиболее полно использовать постоянных работников, занижать число учитываемых -работников при подсчете показателей производственного травматизма, поддерживать численность персонала ниже уровня, необходимого для создания комитета предприятия. Временная работа предоставляет, предпринимателям возможность полного произвола в области обеспечения условий и безопасности труда.

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ТРУДОУСТРОИТЬ МОЛОДЕЖЬ?

Проблема безработной молодежи во Франции, как и других капиталистических странах, стоит очень остро. Почти половина французских безработных - юноши и девушки моложе 25 лет. Положение усугубляется тем, что эти люди, вступая на рынок труда, не имеют никакой профессиональной подготовки. Разрешение проблемы профессионального обучения должно было бы существенно повысить уровень занятости молодежи. В 1977 г. правительство заключило с Национальным советом французских предпринимателей "Национальный пакт занятости". Совместными усилиями государства, национализированных и частнокапиталистических предприятий и были введены "стажировки Барра" - краткосрочные курсы профессиональной подготовки, а для предпринимателей, в соответствии с пактом, были установлены налоговые льготы для поощрения найма работников в возрасте от 16 до 26 лет.

Выполнение условий пакта 1977 г. способствовало переносу бремени безработицы на трудящихся старше 25 лет. Между мартом 1977-го и мартом 1978 гг., согласно лишь официальным данным, сокращение на 6% числа безработных среди молодежи сопровождалось увеличением безработицы в возрастной группе 25 - 50 лет на 12%, в возрастной группе 50 - 60 лет - на 19%. В то же время часть мероприятий по борьбе с безработицей молодежи осуществляется за счет средств, предназначенных для профессиональной подготовки и повышения квалификации занятых работников.

Необходимо упомянуть, что, хотя "пакт занятости" и обеспечивает на время работу для молодежи, он вовсе не способствует созданию дополнительных рабочих мест. Предприятия, нанимая молодежь, в то же время увольняют или отправляют на пенсию пожилых рабочих. "Пакт занятости" сделал непрочными существующие рабочие места, развил нестабильность занятости. Он позволил удовлетворить потребность в неквалифицированной рабочей силе за счет французской молодежи.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕВЫХ СИЛ И САБОТАЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Пришедшее к власти в мае 1981 г. правительство левого большинства взяло курс на оздоровление французской экономики, в том числе и на снижение высокого уровня безработицы. Однако социально-экономические мероприятия правительства наталкиваются на ожесточенное сопротивление предпринимателей, не желающих терять своих прибылей.

Сопротивление предпринимателей выражается, в частности, в беспрецедентном по своим масштабам "бегстве капиталов" из страны. В 1981 г. около 60 млрд. франков нелегально "пересекло" французскую границу, причем 3/4 из них - после мая 1981 г. Кроме того, предприниматели всеми силами уклоняются от уплаты налогов: так, в 1981 г. они недоплатили в государственную казну около 90 млрд. франков. Все это делает перспективу оживления французской экономики (а именно с экономическим ростом правительство связывает надежды на решение проблемы безработицы) весьма туманной. Заметим, кстати, что в конце октября минувшего года предприниматели сделали еще один неприглядный жест - они отказались вносить свою долю в государственный фонд для выплаты пособий по безработице.

Уровень безработицы во Фракции по-прежнему высок. И все же, как заявил Ф. Миттеран, "итоги подводятся в конце, а не в начале эксперимента".

Количество безработных во Франции в настоящее время составляет, по официальным данным, около 3,6 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Безработица во Франции

Безработица во Франции в 2019 году

Уровень безработицы от Международной организации труда для столичной Франции составил 8,8 процента, оставшись без изменений относительно второго квартала, но оказавшись на 0,5 пункта ниже относительно предыдущего года. Число безработных лиц увеличилось на 22 000 до 2,6 миллиона человек.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет также вырос до 20,6 процента с 20,2 процента в предыдущем квартале. Уровень безработицы для всей Франции остался неизменным на уровне 9,1 процента в третьем квартале.

Система страхования по безработице

Первая организация отвечает за финансовые вопросы и функционирование всей системы страхования по безработице. Кроме того, в её компетенции находятся мероприятия по профессиональной реабилитации безработных, а также профессиональное обучение и переквалификация.

Безработица во Франции

Кто имеет право

Условия для получения пособий в зависимости от обстоятельств человека. Есть несколько стандартных требований:

  • Сотрудник должен иметь стаж работы не менее четырех месяцев (28 или 36 месяцев для лиц в возрасте 50 лет и более).
  • Сотрудник не должен увольняться с работы по собственному желанию (исключением является переезд супруг(а) в другую страну по работе).
  • Последнее место работы должно включать в себя использование французского языка.
  • Возраст не должен быть менее 60 лет.
  • Не получать пенсию от государства.

Виды пособий

В системе обеспечения по безработице во Франции выделяются два основных вида пособий, выплата которых зависит от определённых предпосылок.

Второй вид так называемое пособие солидарности (помощь по безработице), предназначенное для безработных, не имеющих право на страховое пособие.

Как получить пособие по безработице

При этом предъявляется один из следующих документов:

  • вид на жительство (ВНЖ) под названием «карта резидента»;
  • временный ВНЖ с пометкой «наемный работник» или «член семьи»;
  • расписка («ресеписсе») о подаче документов на продление срока действия одного из названных ВНЖ;
  • «ресеписсе» о подаче документов на временный ВНЖ сроком на 6 месяцев с пометкой «иностранец, получивший убежище» или «признан беженцем», а в случае заявки на пособие по безработице – «ресеписсе» о подаче документов для получения статуса беженца, выданное OFPRA;
  • «ресеписсе» о первой подаче документов на ВНЖ, разрешающее иностранцу заниматься профессиональной деятельностью в качестве наемного служащего.

Для получения пособия необходимо зарегистрироваться на бирже труда «Pole Emploi». Минимальный период получения выплат составляет 4 месяца, а максимальный – 2 года. Но люди, возраст которых свыше 50 лет согласно законодательству могут получать пособие сроком до 3 лет.

Максимальный размер пособия по безработице во Франции равен 6 161 евро в месяц. Но такие суммы получает очень маленькое количество людей. Зачастую безработным выплачивается пособие в пределах от 1 000 до 1 500 евро в месяц.

Во Франции безработным разрешено трудоустраиваться на временную работу на неполный рабочий день без права потери получения пособия. Социальное пособие имеют право получать семьи, ежемесячный доход которых ниже установленного минимума. Стоит также отметить, что в разных провинциях Франции данный показатель отличается.

Если семья зарабатывает меньше минимума, то ей полагается пособие в размере от 513 до 1079 евро в месяц. Претендовать на такое пособие могут только семьи с детьми, где родители старше 25 лет или родители – одиночки в возрасте от 18 до 24 лет.

Размер выплат

Уровень пособий по безработице представляет собой процент от ведения ежедневной ставки и рассчитывается исходя из вашей предыдущей зарплаты. Например, если вы заработали € 20,000 в течении предыдущих 12 месяцев, то SJR будет € 20000/365 дней = 55 € в день. Вы имеете право на 40,4% SJR + € 11,34 в день или 57,4% SJR.

Безработица во Франции

Причины безработицы во Франции

Что касается Франции, количество безработных в настоящее время составляет, по официальным данным, около 3,6 млн. Однако эксперты называют цифры, которые на самом деле почти вдвое больше. Множество людей, у которых прошёл срок получения пособия по безработице, не приходят отмечаться на биржи труда, и, следовательно, выбывают из официальных статистических данных.

Кроме того, работники, занятые на временных, сезонных работах, или работающие нелегально и не имеющие прав на получение пособий, вообще не регистрируются. Хотя оформить рабочую визу во Францию и устроиться там легально вполне возможно.

Также к тем, кто не подпадает под статус безработного, относятся люди, которые работают неполный рабочий день.

Таким образом, реальный уровень безработицы во Франции 2019 года бьёт рекорды предыдущих лет.

Пути борьбы с безработицей

Господин Олланд огласил государственную программу, принятую французским правительством и направленную на ликвидацию кризисных процессов в сфере занятости населения. Она состоит в том, что правительство выделяет сумму в размере 2 млрд евро на решение стоящей проблемы.

При этом ровно половина средств будет потрачена для того, чтобы провести переподготовку полумиллиона французских безработных и их переквалификацию. Вторая половина сыграет роль инвестиций, призванных стимулировать создание новых.

Механизм действия такого государственного пособия для предпринимателей следующий:

  • частные фирмы с числом работников меньше 250 человек возьмут на работу молодых работников на срок не менее чем 6 месяцев;
  • размер оплаты должен быть ниже официальной минимальной заработной платы Франции;
  • такие фирмы получат государственную субсидию в размере 2 тыс. евро.

Правительство планирует оставить такую государственную помощь и в дальнейшем. Она будет представлена в виде снижения расходов на социальное обеспечение, которые носят обязательный характер для работодателей.

Заключение

Пособие по безработице оказывает поддержку работников, которые в настоящее время безработные. Но главными условиями регистрации в качестве безработных и получающих пособие являются способность работать и активный поиск рабочего места.

Читайте также: