Причины безработицы на урале

Опубликовано: 14.05.2024

Такая проблема, как безработица, является одной из главных в развитии экономики Свердловской области. И решение её требует немалых усилий. Данная проблема актуальна, потому что такие показатели, как уровень жизни, образования, преступности зависят именно от уровня безработицы. Уменьшение числа безработных — это то, к чему нужно стремиться в дальнейшем.

Под безработным подразумевается человек, который на конкретный момент времени не имеет работы и прикладывает усилия по её поиску. Уровень безработицы характеризуется тем, какая часть трудоспособного населения в любом из регионов страны или по стране в целом — не имеет работы на определённый момент времени. Безработица плотно вошла в нашу жизнь, став обычным явлением.

Для рыночной экономики свойственна безработица. Переход к рынку неминуемо вызывает существенный рост числа безработных. Безработица несет негативные социальные последствия как для каждого человека, так и для общества в целом.

Понятно, что на уровень безработицы в стране оказывает влияние большое число факторов, среди которых хочется выделить несколько важных:

  • Скорость развития экономики и её спада;
  • демографические показатели (показатели, характеризующие состояние населения и его воспроизводство: рождаемость, смертность, структура и плотность населения и др.);
  • производительность труда;
  • желание населения сменить трудовую деятельность или место работы;
  • социально значимые причины: отсутствие высшего профессионального образования, беременность, алкогольная или наркотическая зависимость и др.;
  • уровень спроса и предложения на тот или иной вид занятости.

Различают добровольную и вынужденную безработицу. Добровольная безработица — это нежелание человека трудиться. Повод может быть различным, к примеру, не удовлетворяет заработная плата и планируется в ближайшее время найти более высокооплачиваемую работу. Вынужденная безработица появляется тогда, когда человек не может найти работу, даже при согласии на самую низкую оплату или когда человек против своей воли теряет свое рабочее место.

Согласно Федеральной службе государственной статистики, Свердловская область по числу безработных находится на 3 месте среди Российских регионов. На начало 2017 года свыше 137 тысяч человек были озадачены вопросами трудоустройства, эти данные собраны с учётом не только тех, кто состоит на учете на бирже труда, но и с учётом населения, занятого в поиске перспективных вакансий. Если смотреть по данным служб занятости, то на начало года официально зарегистрировано 31,3 тысяча ищущих работу. Конечно, нынешнюю ситуацию с безработицей можно не считать опасной, если сравнивать с 2008 годом, когда произошел кризис и число стоящих на учете в службах занятости Свердловской области доходило до 80 тыс. человек.

Сравним показатели безработицы последних лет. На 2015 год численность безработных граждан составила 31 608 человек, в какой-то степени этому поспособствовало массовое сокращение рабочего персонала, к которому прибегли около 45 предприятий Свердловской области. С января по март 2016 года в службы занятости населения обратилось 36 тыс. человек. [5]

Рост числа людей, ищущих работу, вызвал новую вспышку безработицы в Свердловской области. В большей степени пострадали малые города с однопрофильной экономикой. По данным информационно-аналитического агенства, с начала 2017 года на 17,8% увеличилось число безработных в Режевском городском округе. На 1 января 2017 года их насчитывалось 479 человек, на 1 апреля — 564 человека. За последние 3 месяца на 16,4% выросло число безработных в Серовском городском округе. На 1 февраля 2017 года — 860 человек, на 1 мая — 1 тыс. 001 человек. Ситуация в Ирбите и Ирбитском районе также вызывает беспокойство. Здесь с января по март 2017 года численность безработных выросла на 8,3% (с 1 тыс. 172 до 1 тыс. 269 человек). В Ревде и Дегтярске показатель увеличился на 8% (с 421 до 455 человек), в Каменске-Уральском и Каменском районе — на 4,9% (с 2 тыс. 235 до 2 тыс. 345 человек). В Нижнем Тагиле и Горнозаводском районе — на 4,4% (с 1 тыс. 802 до 1 тыс. 881 человека). В Екатеринбурге ситуация на рынке труда явно лучше, чем в малых городах. На 1 января 2017 года здесь было зарегистрировано 5 тыс. 186 безработных, на 1 мая — 5 тыс. 179 человек. [2]

Это только по данным службы занятости, а реально еще столько же безработных которые просто не идут в службу занятости, пытаясь своими силами решить свои проблемы.

Меры по борьбе с безработицей, осуществляемые в Свердловской области:

  • выплата пособий по безработице (выплата составляет от 850 до 4900 рублей с поправкой на «уральский» коэффициент);
  • создание служб занятости (отделение занятости населения по Ленинскому, Орджоникидзевскому, Кировскому, Октябрьскому, Железнодорожному району; Ивдельский, Ирбитский, Каменск-Уральский, Карпинский, Красноуральский центры занятости и др); [1]
  • в 2016 году Евгений Куйвашев поручил активизировать работу органов службы занятости по привлечению к общественным работам граждан, находящимся без работы уже долгое время для сохранения их трудовой мотивации и поддержки доходов. [4]

Как нам кажется, можно предложить следующие пути решения безработицы в Свердловской области:

  • Профессиональная подготовка, переподготовка и переквалификация кадров для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики Свердловской области. В Свердловской области не хватает специалистов по некоторым отраслям производства (например, в металлургии), из-за быстрого развития промышленности в регионе, и ощущается неуравновешенность между спросом и предложением рабочей силы, обусловленная нехваткой высококвалифицированных кадров.
  • Создание временных рабочих мест для формирования временной занятости кадров, находящихся под риском увольнения и людей, ищущих работу.
  • Разработка программ по более эффективному развитию малого и среднего бизнеса. Например, малый бизнес Екатеринбурга на развитие экономики Свердловской области оказывает большое влияние.
  • Снабжения рынка труда информацией о имеющихся вакантных местах. Этому могут способствовать биржи труда, которые собирают данные у работодателей и предоставляют её нетрудоустроенным.
  • Осуществление программ поддержки молодых работников. Это позволит молодым работникам быть более востребованными на рынке труда.
  • Повышение пенсии. На рынке труда молодых специалистов меньше работающих пенсионеров. Причиной работы пенсионеров выступает маленькая пенсия. Поэтому, чтобы открыть дорогу молодым специалистам, нужно увеличить пенсию населению.
  • Обеспечение работников социальными пакетами. Некоторые компании Свердловской области, например РУСАЛ, «Евраз Груп» и ТМК, предоставляют работникам востребованные социальные пакеты. Обеспечение социальными пакетами является эффективным способом привлечения работников на предприятие.

Можно сделать вывод, что главным экономическим последствием безработицы является неполное использование трудовых ресурсов. Таким образом, для предотвращения и понижения уровня безработицы Свердловской области нужно реализовывать многосторонние программы.

Список литературы

  1. Государственная служба занятости. [электронный ресурс] http://szn-ural.regiontrud.ru/Home/cznreg/spisokczn.aspx (дата обращения: 05.05.2017)
  2. Информационно-аналитическое агентство. [электронный ресурс] http://urbc.ru/1068066974-na-urale-rastet-hronicheskaya-bezrabotica.html (дата обращения: 05.05.2017)
  3. Макроэкономика. [электронный ресурс] http://www.macro-econom.ru/economs-3925-2.html (дата обращения: 05.05.2017)
  4. Официальный сайт правительства Свердловской области. [электронный ресурс] http://www-new.midural.ru/news/list/document82238/ (дата обращения: 05.05.2017)
  5. Федеральная служба государственная статистики URL. [электронный ресурс] http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.05.2017)
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Свердловскую область ожидает резкий скачок безработицы, заключают эксперты, проанализировав негативные тенденции на рынке труда. При этом последствия будут иметь затяжной характер. Власти региона уже сейчас готовят меры по противодействию этому неутешительному прогнозу. По официальным данным в регионе уже зарегистрировано более 60 тысяч безработных, и тенденции к их увеличению наблюдаются в большинстве территорий субъекта.

ВЗаксобрании области говорят о необходимости срочного введения программ поддержки занятости, реализация которых будет крайне проблематична из-за сокращения поступлений в казну.

В муниципалитетах, в свою очередь, заявляют об отсутствии средств на соответствующие программы и потенциальном росте социальной напряженности. Смягчить ситуацию может новый антикризисный пакет мер, свои предложения в который уже внесли власти Свердловской области. Экономисты утверждают, что ожидать стремительного восстановления экономики в целом не стоит, и потрясения на рынке труда в краткосрочной перспективе, судя по всему, неизбежны.

В Свердловской области на сегодняшний день официально уровень безработицы достиг 2,94%, увеличившись по сравнению с началом апреля более чем в 2,5 раза. При этом работодатели предлагают для трудоустройства порядка 34 тысячи рабочих мест.

По мнению специалистов Департамента труда и занятости, уровень безработицы по методике Международной организации труда может быть еще выше и составлять порядка 6%.

В территориальном органе статистики официальные данные по этому вопросу не предоставляют, ссылаясь на требование Росстата не раскрывать информацию до особого распоряжения.

Рост числа обращений в Центр занятости может быть связан с решением об увеличении пособий по безработице. В настоящее время выплаты в регионе получают около 10 тысяч человек. На обеспечение господдержки из областного и федерального бюджетов выделено 132 миллиона рублей.

В Департаменте труда отмечают, что при необходимости могут быть направлены заявки о дополнительном финансировании. Однако, по мнению заместителя руководителя департамента Натальи Бордюговой, резкое увеличение числа безработных, продлится еще месяц-полтора.

Все факты анализа текущего положения на рынке труда говорят о том, что безработица до конца года будет только расти и увеличиваться. Это связано с рядом факторов, в том числе с перераспределением спроса после выхода населения из режима самоизоляции.

«На следующей неделе мы будем обсуждать вопрос занятости на заседании областного оперативного штаба. Ситуацию надо изучать, понять, в каких секторах промышленности идет просадка. Например, на селе можно найти работу: требуются механизаторы, трактористы. Зарплата в сезон у них доходит до 70 тысяч рублей в месяц, но не все хотят устраиваться на такие должности. Программа по занятости нужна не только на 2020-2021 годы, но и на среднесрочную перспективу. Оживление экономики и востребованность ряда профессий будет только с 2022 года», — пояснил председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Свердловской области Владимир Терешков.

В ряде территорий уровень безработицы уже превысил среднеобластной показатель. «В 2008 году мы определяли портрет безработного (тогда это была женщина 50-55 лет), создавали программы переподготовки, обучали жителей на предпринимателей. Сейчас малый бизнес оказался в очень тяжелом положении. Для подготовки комплексной программы поддержки занятости нужен детальный анализ структуры вакансий, потребности рынка и других факторов. Причем для малых и моногородов городов стоит применять индивидуальный подход с учетом их специфики», – отмечает глава Асбеста Наталья Тихонова.

В соседних регионах ситуация не лучше. В Челябинской области на 20 мая количество безработных доросло до почти 50 тысяч человек, а число вакансий сократилось и составило 21,5 тысячи.

На данный момент 139 предприятий перевели своих сотрудников на неполное рабочее время, в таком режиме трудится 4,6 тысячи человек. Два месяца назад количество таких предприятий было меньше и составляло 32. На неполном рабочем времени трудилось 2,9 тысячи человек.

С начала апреля, по данным Государственного управления по труду и занятости, на учет в качестве безработных встали 15,5 тысячи человек.

В Ханты-Мансийском автономном округе, меньше чем за месяц самоизоляции, количество безработных увеличилось в 2,5 раза. Уровень регистрируемой безработицы к концу мая составляет 1,39%. В службу занятости заявлено более 13 тысяч вакансий.

В Свердловском областном Департаменте по труду пока комплексных программа снижения безработицы в условиях кризиса, как и расширения временной занятости, не реализуют.

В настоящее время Министерство труда РФ разработал дополнительный пакет мер по поддержке занятости. Рассмотреть предложения планируется 27 мая на совещании с участием главы государства.


За последние два месяца на Урале резко обострилась проблема безработицы. Прогнозы неутешительны, но свет в конце тоннеля всё же есть.

Кто пострадал больше

Опрос, проведённый Уральской торгово-промышленной палатой среди 619 компаний, показал, что пандемия так или иначе ударила по большинству уральцев.

  • Более 60% работодателей заявили, что материальное состояние их сотрудников в ближайшее время однозначно ухудшится.
  • Каждый четвёртый уже уволил часть персонала и планирует дальнейшие сокращения.
  • А 6% планируют избавиться от всех – с последующим закрытием или возобновлением бизнеса, в зависимости от развития ситуации.


«Продуктовые магазины хотя и работают, но тоже испытывают затруднения, а некоторые закрываются, – отметила кандидат социологических наук, предприниматель Ирина Попова. – Причины могут быть разными: запрет на передвижение, отсутствие гибкости в формировании ассортимента, снижение платёжеспособности потребителей». При этом в ближайшее время каких-то улучшений ждать не стоит.


«Ни один работодатель не увольняет людей в один день, – пояснил президент УТПП Андрей Беседин. – Есть период ожиданий, некой надежды. У многих на раздумья ушёл весь апрель и май. Но даже после принятых властями мер многим предпринимателям легче не стало. Каникулы, которые хороши для работника, иногда представляют смерть для предприятия. Люди не работают, а платить зарплату им надо. Уверен, что 90% компаний после снятия ограничений начнут оптимизировать штаты».

Эксперт констатирует, что дело даже не в закрытии бизнеса: «Руководители изучат ситуацию и оценят сотрудников на предмет «полезности», а дальше начнёт работать трудовое законодательство. Чтобы сократить человека, его нужно предупредить за два месяца, поэтому серьёзную волну увольнений мы увидим к середине июля. Нагрузка на службу занятости в ближайшие два с половиной месяца будет очень высокой».

Пособие – не для всех

По словам Андрея Беседина, значительно лучше чувствуют себя сегодня крупные предприятия. У многих имелась кое-какая подушка безопасности, некоторые попали в разряд системо­образующих – на федеральном или региональном уровне. Там тоже будет происходить оптимизация, но не столь жёсткая.


«Все последние годы ситуация на рынке труда у нас была стабильной, но с момента введения ограничений ситуация изменилась, – рассказала замдиректора департамента по труду и занятости региона Наталия Бордюгова. – Количество обращений увеличилось в разы. Полагаю, что в ближайшие месяцы безработица будет расти. Кто-то закроет бизнес, кто-то не сможет сразу встать на ноги. При этом нельзя забывать и о теневом секторе, когда люди были трудоустроены неофициально. Потеряв работу, они тоже придут к нам».

Специалист пояснила, что на максимальное пособие по безработице в 13 949 рублей (на апрель, май и июнь, с учётом уральского коэффициента) могут рассчитывать только уральцы, лишившиеся работы после 1 марта 2020 года. Те, кто длительно не работал, получат минимум, то есть 1 725 рублей.

Кому кризис пошел на пользу


Между тем некоторые отрасли испытывают сегодня подъём, не сокращают, а наоборот, набирают новый персонал. Речь идёт в первую очередь о производителях защитных средств.

«Накануне пандемии у нас работало два предприятия, производящих защитные маски, сегодня их семь, – сообщил министр промышленности и науки региона Сергей Пересторонин. – Они очень востребованы, ведь только для лечебных учреждений (а их 191) необходимо сто тысяч масок в сутки! Полагаю, что у производственников всё будет хорошо. Когда всё это закончится, производители оперативно переориентируются, начнут производить средства личной гигиены».

«Мы практически в два раза увеличили количество сотрудников, – говорит директор компании по производству защитных костюмов Андрей Евтюхов. – Если накануне пандемии у нас работало 60 швей, сейчас их порядка 130».

На Урале снова растет безработица
На Среднем Урале отмечается рост уровня безработицы. По данным регионального департамента по труду и занятости, на 1 августа 2017 года число граждан, не имеющих работу, но активно ищущих ее (по методологии Международной организации труда такие люди классифицируются как безработные), составило 120,2 тыс. человек. Для сравнения, 1 августа 2016 года таких людей было 119,6 тыс. Уровень общей безработицы в Свердловской области за последний год вырос с 5,4 до 5,6%.

Примечательно, что большинство людей предпочитают искать работу самостоятельно, не обращаясь в центры занятости. На 1 августа 2017 года на Среднем Урале было зарегистрировано 28 тыс. 618 человек (23,8% от общего числа безработных по классификации МОТ). Остальные свердловчане отказались вставать на биржу труда.

Главная причина роста безработицы — оптимизация численности персонала на свердловских предприятиях. В январе-июле 2017 года в уральские центры занятости поступили уведомления от 59 организаций о массовых сокращениях 7 тыс. 339 человек (в январе-июле 2016 года — 8 тыс. 116 человек). Еще 8 тыс. 990 работников должны были уволить в связи с ликвидацией организаций (без учета массовых сокращений).

На 1 августа 2017 года в режиме неполной занятости трудятся 11 тыс. 567 свердловчан (на 1 августа 2016 года — 7 тыс. 618 человек). Из них 11 тыс. 023 уральцев работают неполный рабочий день, 519 человек — находятся в простое по вине работодателя, 25 сотрудникам предоставили отпуск без сохранения заработной платы.

Как отмечают эксперты, далеко не все массовые сокращения или переводы сотрудников в режим неполной занятости попадают в официальную статистику. Достаточно часто увольнение персонала замаскировано под формулировки «по собственному желанию» или «по соглашению сторон».

«В общей численности безработных, зарегистрированных в центрах занятости, 58,9% составили граждане, уволившиеся по собственному желанию, 13% — в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности штата организации, 18,4% — потерявшие работу по другим причинам», — говорится в отчете департамента по труду и занятости Свердловской области.

Отметим, что на Среднем Урале зафиксирован заметный рост уровня «хронической безработицы». Год назад, 1 августа 2016 года, доля свердловчан, которые не могли найти работу более одного года, составляла 15,9%. Сейчас она выросла до 24,6%.

Портал «Зарплата.ру» приводит другую статистику, которая подтверждает эту тревожную тенденцию.

«В настоящее время 60% екатеринбуржцев находятся в поиске новой работы, при этом 37% из них трудоустроены в настоящий момент. Треть опрошенных рассматривает вакансии менее месяца, четверть — от 1 до 3 месяцев, каждый десятый — от 3 до 6 месяцев, в то время как 38% горожан признались, что не могут никуда устроиться уже больше полугода», — сообщила пресс-секретарь портала «Зарплата.ру» Ольга Павлюченко.

Среди безработных свердловчан есть представители всех возрастных категорий. По данным департамента по труду и занятости, доля граждан 16-17 лет в настоящее время составляет 0,5%, от 18 до 19 лет — 2,6%, от 20 до 24 лет — 7,2%, от 25 до 29 лет — 10,1%, от 30 лет до предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста) — 71,6%, предпенсионного возраста — 8%.

Экономические аналитики связывают тревожную ситуацию на рынке труда Свердловской области с тяжелым финансовым положением многих организаций.

«В нашей стране достаточно много предприятий, которые сначала не пошли на увольнения, а решили перевести своих сотрудников в режим неполной занятости. Сейчас у таких компании просто иссяк запас прочности. Они рассчитывали, что через несколько лет экономическая ситуация улучшится, и эти сотрудники снова им понадобятся. Однако пока этого не произошло. Поэтому предприятия вынуждены сокращать численность штата», — сообщил независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.

По мнению экспертов, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать кардинального улучшения ситуации на рынке труда. При существенном снижении интенсивности бизнеса, которое наблюдается в последние годы, компании стараются минимизировать расходы. Многие свердловские предприятия находятся на грани выживания, поэтому вынуждены продолжать политику оптимизации кадров.


Бахматова, Е. Е. Ситуация на рынке труда в Свердловской области в 2019 году: проблемы и пути их решения / Е. Е. Бахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63454/ (дата обращения: 26.05.2021).

Ключевые слова: Свердловская область, рынок труда, теневая экономика, высшее образование, рабочая сила, государственная поддержка.

Одним из ключевых показателей оценки экономики муниципального образования, субъекта государства и страны в целом является ситуация на рынке труда, в том числе занятость населения, признанного трудоспособным, то есть в возрасте от 15 до 72 лет, и имеющего работу. Однако официальную работу в силу тех или иных причин имеют далеко не все граждане, подпадающие под эту категорию.

Цель данной работы — охарактеризовать существующую ситуацию на рынке труда в Свердловской области на 2019 год, выделить проблемы, а также выработать предложения по их решению.

Проблемы рынка труда и регулирования процессов, происходящих на нем, являются актуальными на сегодняшний день. Изменения, которые происходят на рынке труда, касаются в той или иной степени каждого человека. Это влияет на многие аспекты жизни, начиная с выбора будущей профессии еще в школе, заканчивая принятием решения о получении нового высшего образования или прохождения курсов по повышению квалификации. При правильном анализе рынка труда и правильном самое главное — его правильном регулировании можно снизить безработицу, то есть понизить риск не трудоустройства выпускников высших учебных заведений, а также повысить возможность обретения востребованной профессии.

Одним из основных стратегических направлений социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года является улучшение структуры экономики.

Важнейшая роль в социально-экономическом развитии принадлежит развитию трудовых ресурсов.

Для начала охарактеризуем ситуацию на рынке труда в Свердловской области. «По данным Росстата в III квартале 2019 года в Свердловской области было зарегистрировано 86,8 тыс. безработных граждан. Уровень безработицы в регионе составил 4,1 %.

В свою очередь, как занятые экономической деятельностью на Среднем Урале классифицировались 2 млн 24 тыс. человек, что составило 57,4 % от общей численности населения в возрасте от 15 лет и старше, отмечается на сайте Росстата.

Уровень безработицы в Свердловской области оказался ниже как общероссийского показателя (4,4 %), так и средних данных по Уральскому федеральному округу (4,3 %)» [1].

Вопросы, которые касаются рынка труда и реализации мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики, находятся на постоянном контроле Правительства Российской Федерации, а также Губернатора Свердловской области. Укреплению стабильности на областном рынке труда способствуют реализация государственной программы «Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года», специальных программ поддержки занятости отдельных категорий граждан, например, пенсионеров.

Далее перейдем к проблемам, которые существуют на рынке труда. Во-первых — это теневая экономика. Для начала обозначим, что такое теневая экономика. Теневая экономика — это совокупность всех экономических процессов в стране, которые протекают стихийно, в обход законодательству, вне контроля государства. Причинами теневой экономики называют:

− высокий уровень налогов;

− высокий уровень бюрократизации;

− высокий уровень государственного вмешательство, то есть частые проверки различными органами;

Для того чтобы бороться с данным явлением необходимо, создание экономических условий, которые позволяли бы прибыльно развивать бизнес. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять льготы во время экономического кризиса или при открытии своего дела на определенный период. Далее можно вести налоговые режимы специально для малого бизнеса. И, конечно же, необходимо ужесточать наказание за нарушение трудового и налогового законодательств, это может быть в виде введения уголовной ответственности и продления сроков давности. Также можно транслировать социальную рекламу, показывающую все негативные последствия ведения теневого бизнеса — от социальной незащищенности до эффективности процедур по выявлению нарушений и уголовной наказуемости уклонения от налогов.

Борьба с теневым сектором должна опираться на два основных принципа:

− комплексность мер и одновременность работы по всем направлениям борьбы с уходом в тень;

− сбалансированность стимулирующих и ужесточающих мер.

Следующая проблема — это территориальная несбалансированность трудовых ресурсов. Это значит, что наблюдается недостаток трудовых ресурсов в одних муниципальных образованиях в Свердловской области при переизбытке в других.

Большая часть вакансий сосредоточена в крупных городах области, а рабочая сила в отдаленных населенных пунктах остается невостребованной. То есть в отдельных муниципальных образованиях Свердловской области наблюдается сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в других муниципальных образованиях существует нехватка рабочей силы, особенно высококвалифицированной.

По нашему мнению, для решения данной проблемы необходимо:

− вести учет рабочих мест в различных отраслях экономики;

− определять ресурсы рабочей силы, а также ее возможный прирост или возможное убытие в планируемом периоде;

− для возвращения молодежи в малые города необходимо способствовать созданию новых рабочих мест, привлекать инвесторов для создания предприятий. А для привлечения инвесторов вводить максимальные налоговые льготы.

И последняя проблема, которую мы отмечаем — это достаточно высокий уровень безработицы среди молодежи. В настоящее время существует много различных факторов, которые усложняют поиск работы для молодых людей, которые либо учатся в высшем учебном заведении, либо только что закончили его. Например, слишком высокие требования работодателя по отношению к потенциальному работнику. Довольно часто при устройстве на работу наниматель требует у человека наличия высшего образования и опыт работы, и именно из-за отсутствия опыта и практических навыков у молодых людей невысокая конкурентоспособность по сравнению с людьми, у которых помимо высшего образования есть и опыт работы.

Хочется отметить, что молодежь при поиске работы крайне редко обращаются в центры занятости, чаще всего они ищут работу самостоятельно, прибегая к помощи знакомых и Интернет-ресурсов.

На наш взгляд, данную проблему можно решить следующими способами:

− во-первых, нельзя обойтись без постоянного информирования школьников старших классов о профессиях, которые востребованы на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить образование для данной профессии, об условиях обучения в высших учебных заведениях;

− во-вторых, требуется стимулировать молодежь поступать в высшие учебные заведения на специальности, которые пользуются спросом на рынке труда, например, путем увеличения бюджетных и льготных мест;

− в-третьих, необходимо заниматься развитием сотрудничества высших учебных заведений с предприятиями и организациями, которые предоставляют студентам возможность пройти практику и с перспективой дальнейшего трудоустройства;

− в-четвертых, следует развивать государственную поддержку малого предпринимательства среди молодежи, например, с помощью предоставления кредитов по более низким процентам, льготы по налогообложению, проводить обучение и консультирование тех, кто желает открыть свое дело, что ведет к повышению интереса молодых людей к созданию собственного бизнеса.

Если государство будет планомерно решать данные проблемы, то есть бороться с территориальной несбалансированностью трудовых ресурсов, с теневой экономикой, помогать усиливать взаимосвязь между институтами и бизнес-структурой и бороться с безработицей среди молодежи, развивать социальное партнерство, то экономическая и социальная ситуация в государстве станет благоприятнее для граждан. Но необходимо отметить, что надо не только бороться с уже имеющейся безработицей, но и заниматься ее профилактикой.

Читайте также: