В чем состоит сущность государственной политики в области занятости кратко

Опубликовано: 14.05.2024

Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. Эта политика – непременный атрибут государственного регулирования рынка труда в развитых странах. Для России разработка и проведение такой политики особенно актуально, так как в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрытием неконкурентоспособных предприятий.

Занятость по российскому законодательству – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая им заработок. В Законе РФ «О занятости населения» от 20.04. 1996г.№ 36-ФЗ сформулированы два основных принципа, придающие отношениям в сфере занятости рыночный характер. Первый из них предполагает обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. В соответствии с данным принципом человеку принадлежит право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип предусматривает создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ. Законодательно определены и основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола и т.д. в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

- развитие трудовых ресурсов;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места.

В соответствии со ст.2 упомянутого закона занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные, сезонные работы;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальной трудовой деятельностью предприниматели;

- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

- трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы.

Различают полную, продуктивную и свободно выбранную занятость.

Полная занятость предусматривает обеспеченность профессиональным трудом, который приносит доход определенному лицу и достойное существование ему и его семье.

Продуктивная занятость должна соответствовать двум важнейшим условиям: во-первых, она должна приносить работнику доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни, что предполагает прямую связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными мероприятиями. Во-вторых, она должна противопоставляться формальной занятости. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным для общества.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться рабочей силой принадлежит ее владельцу, то есть самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное принуждение к труду.

Эти виды занятости отражают состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностями населения в работе и рабочими местами. В переходной экономике по мере роста эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться. Это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников. Кроме того, будут сокращаться потребности населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.

Количественно занятость населения характеризуется показателем «уровень занятости», который в отечественной практике рассчитывается двумя способами:

где Nз – численность занятых, человек;

Nобщ -общая численность населения, человек.

где NЭАН – численность экономически активного населения;

N ЭАН = Nз+Nб, где Nб – численность безработных, человек.

В международной статистике исходным показателем для анализа занятости является «уровень экономически активного населения» (УЭАН), исчисляемый как:

Важнейшим государственным приоритетом в политике занятости в переходный период является повышение удельного веса сферы услуг как преобладающей сферы занятости. Поэтому расширение сферы услуг в хозяйстве России нельзя рассматривать как временное явление, связанное с кризисным сокращением материального производства. Этот сдвиг - результат действия объективных причин. С одной стороны, растут потребности в услугах непроизводственной сферы. С другой стороны, народное хозяйство располагает ресурсами, необходимыми для реализации этой потребности. Так, сфера услуг обеспечивается рабочей силой за счет ее высвобождения из ВПК, а также за счет скрытой безработицы в других отраслях хозяйства. Формирующийся рынок труда обеспечивает быстрое ее перераспределение в сферу услуг.

Второй сферой государственных приоритетов в политике занятости является малый и средний бизнес, который способен внести весомый вклад в решение проблемы занятости за счет поглощения рабочей силы, высвобождающейся из других сфер, и в результате формирования слоя мелких собственников. За короткий срок в нашей стране число мелких и средних предприятий превысило 900000, на них занято на постоянной основе 8,5 млн. человек и еще большее число работников получают здесь дополнительную работу. Уже сейчас этот фактор хозяйства отличается сравнительно высокой эффективностью: в 2001г. на его долю приходилось 1,5% ВВП

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции, в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК), в Законе о занятости и других нормативных актах. Так, в статье 37 Конституции установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6).

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) - не ратифицирована РФ и др..

Примечательно, как отмечает И.Я. Киселев, что еще на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст. 4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
  • предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
  • координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории России, соблюдение международных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

Перечень долговременных мероприятий, которые проводятся в рамках государственной политики в области занятости населения, составлен с учетом международных правовых стандартов в области занятости населения, содержащихся в конвенциях, рекомендациях, декларациях и резолюциях МОТ.

Как отмечают специалисты, политика в области занятости должна содействовать, во-первых, полной занятости, т.е. иметь целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу.

Во-вторых, эта политика должна быть направлена на обеспечение того, чтобы такая работа была как можно более продуктивной.

В-третьих, эта политика должна обеспечить существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида - активную и пассивную. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

По мнению И.Я. Киселева, в Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы. В Конвенциях МОТ так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст. 21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, как пишет М.О. Буянов, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних работников, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.

В этой связи считали бы необходимым внести изменение в статью 2 Закона о занятости, отнеся к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих нормативных правовых актов о развитии сельской самозанятости населения и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

Таким образом, государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Система мер по регулированию и организации занятости населения включает в себя:

  1. регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;
  2. федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;
  3. финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;
  4. организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;
  5. социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профуче-бы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Значительным фактором увеличения безработицы является сокращение ВПК и Вооруженных Сил. Необходимо разработать специальные программы развития и диверсификации районов с высокой концентрацией военных предприятий, обеспечить финансирование инвестиций в конверсию из государственного бюджета за счет сокращения военных расходов, создать льготный налоговый режим для частных инвестиций в этих районах.

Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области.

Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

"Государственная политика в области занятости. Стабилизация рынка труда в России" и другие материалы по теме "Макроэкономика"

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Активная политика занятости - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Открытая безработица – внешнее проявление безработицы, включающее всех незанятых граждан.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы.

Сезонная безработица - безработица, возникающая вследствие сезонных колебаний спроса на труд.

Скрытая безработица – внешнее проявление безработицы, которое включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих.

Структурная безработица — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства.

Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы.

Циклическая безработица — безработица в период экономического спада.

Ключевые слова

Занятость, безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, открытая безработица, скрытая безработица.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014 г. – С. 104-115

Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2015. – С. 304

Бочарова И.Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования/И.Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 25. – С. 2-7.

Интернет- ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Занятость — это деятельность, которая связана с удовлетворением личных потребностей людей и, как правило, дающая возможность иметь трудовой доход.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором некоторая часть трудоспособных жителей не может найти деятельность, связанную с законным заработком.

Существуют следующие причины безработицы:

Структурные улучшения в экономике – появление и использование новых технологий и оборудования приводит к сокращению количества рабочих мест (машины заменяют человека);

Сезонные колебания – временные перемены в объеме производства продукции и предоставления услуг (а следовательно и в количестве рабочих мест) в некоторых отраслях производства;

Цикличность экономики – во время рецессии или состояния депрессии потребность в таком факторе производства как труд, снижается;

Демографические изменения – к примеру, увеличение лиц трудоспособного возраста может привести к тому, что спрос на рабочие места будет преобладать над предложением, что и ведет к безработице;

Политика в сфере заработной платы – действия правительства, профсоюзов или руководства предприятий по повышению минимального размера оплаты труда могут вызывать рост издержек производства и необходимость избавления от части рабочей силы.

- Структурная – невозможность найти работу из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. Структурная безработица, при всех своих минусах, может не волновать правительство, но лишь тогда, когда общее количество свободных рабочих мест не уступает числу соискателей рабочих мест, хотя и у них могут быть другие специальности;

Фрикционная – ограниченные возможности для уволенного работника найти свободное рабочее место в соответствии со своей специальностью. Фрикционная безработица обнаруживается даже в государствах, в которых идет бурный экономический подъем. Ее причина заключается в том, что человеку, уволенному со своей работы или оставившему его по собственной инициативе, необходимо какое-то время для поиска нового вакантного рабочего места. Оно должно устроить его и по специальности, и по уровню оплаты труда.

Даже если на рынке труда свободные места существуют, то для их поисков необходимо время.

В странах с рыночной экономикой всегда есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам ищут себе более подходящую работу. Кроме того, на рынке труда всегда есть определенное количество безработных, которые ищут свою первую работу (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Эти люди также включаются в список при определении уровня фрикционной безработицы;

- Циклическая – бывает при экономическом кризисе, когда падают объемы производства.

Циклическая безработица характерна для стран, в которых наблюдается общий экономический спад. В этом случае проявления кризиса ощущаются не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Затруднения касаются большинства фирм страны, а потому многочисленные увольнения происходят почти одновременно и на всех предприятиях. В результате общее количество безработных превышает число безработных;

- Сезонная – находится в зависимости от сезонных работ в определенные периоды года. Часто к числу безработных добавляют сезонных работников. Они становятся безработными вследствие того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенное время года.

Наиболее ярким примером является рабочие, занятый в сельском хозяйстве, работающие в период уборки урожая, а в остальное время не имеющими постоянного источника доходов.

Формы безработицы по внешним проявлениям:

- Открытая – включает всех незанятых граждан;

- Скрытая – включает работников, чей труд не является важным, например, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за трудности найти и устроиться в другом месте.

Формы безработицы по продолжительности:

- Краткосрочная - до 4 месяцев;

- Продолжительная - 4-8 месяцев;

- Длительная -8-18 месяцев;

- Застойная - более 18 месяцев.

Безработица необходима для нормального существования рыночной экономики, так как она дает резерв рабочей силы, который необходим для быстрой реакции рынка на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с крепкой рыночной экономикой ее уровень несущественный и может понижаться до минимальных значений, то в отстающих странах и государствах, где экономика находится на переходной стадии, ее уровень хорошо заметен и имеет тенденцию к росту.

Поэтому для стран, в которых безработица является серьезной проблемой, необходимым становится выбор той или иной политики в области безработицы и разработка плана мероприятий в области занятости и защиты безработных.

Существует государственная активная и пассивную политику занятости населения.

- Активная политика занятости (активная политика на рынке труда)- это общее количество правовых, организационных и экономических шагов, предпринимаемых органами государственной власти для борьбы с безработицей (обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, нуждающихся в работе; активный поиск и подбор рабочих мест)

- Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) – это перечень мер, принимаемых для сглаживания отрицательных последствий безработицы (выплаты пособий по безработице, материальная помощь, выплаты и доплаты на ЖКХ и т.д.).

Государство обязано уделять особое внимание проблемам занятости населения.

Приоритет государственной политики в деле регулирования рынка труда, мониторинг процессов, происходящих в сфере труда, прогнозирование их развития должны быть направлены прежде всего на недопущение возникновения кризисных явлений, урегулирование напряженности на рынке труда.

Разбор типового тренировочного задания

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Включает всех незанятых граждан

Включает работников, фактически занятых в производстве, но в действительности не работающих

Правильный вариант/варианты: скрытая безработица.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

___________ (А) является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования _____ (Б) на изменения потребительского спроса.

Однако, если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых ___________ (В)с переходной экономикой ее уровень значителен и имеет тенденцию к _____ (Г).

Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную ________(Д), важным является выбор той или иной ________ (Е) и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) рынок 4) структура 7) государство

2) экономика 5) политика 8) проблема

3) рост 6) безработица 9) кризис

Правильный вариант: безработица, рынок, государство, рост, проблема, политика.

Нартдинова Лилия Эльверовна - Башкирский государственный университет.

Аннотация: В данной статье на основе исследования ключевых составляющих государственной политики занятости в России определяются основные задачи, которые необходимо решить государству, рассматриваются приоритетные направления и основные инструменты эффективной политики занятости.

Ключевые слова: Политика занятости, безработные, занятые.

В современной экономике часто происходят сдвиги в объемах и структуре спроса на труд. В связи с этим возникает необходимость в гибких отношениях работодателей и работников, адаптации качественных характеристик рабочей силы под изменяющиеся условия рынка труда, а также в совершенствовании способов социальной защиты работников[3, c.42].

Государственная политика занятости является частью общегосударственной социально-экономической политики, направленной на наиболее полное использование национального человеческого потенциала, а также его дальнейшее развитие. В современной России политика занятости имеет ряд приоритетных задач, осуществление которых позволить решить ряд проблем. Так, важной задачей государства является создание таких условий, которые способствовали бы реализации гражданами их права на труд, что не исключает и личной ответственности человека за собственное материальное благополучие.

Все инструменты государственной политики в области занятости населения принято делить на две категории: активные и пассивные. К пассивным инструментам политики занятости можно отнести: смягчение положения безработных за счет выплат пособий по безработице, а также страхование населения от потери работы [1, c.56]. К активным инструментам государственной политики на рынке труда можно отнести помощь в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение курсов повышения квалификации и организации и регулирование бирж труда, служб занятости населения и информационных бюро, облегчающих безработным поиск работы. К активным средствам политики занятости можно отнести и регулирование уровня заработной платы, установление нормативно-правовых актов, ограничивающих увольнение работников. Еще одним из важных в последнее время является такой активный инструмент политики занятости, как субсидирование и льготы по налогообложению для предпринимателей, стремящихся к созданию новых и сохранение старых рабочих мест.

В настоящее время политика занятости в большинстве случаев сводиться лишь к помощи безработным, их адаптации к современным рыночным условиям, испытывающим трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения [4, c. 46]. Причиной тому является понимание пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости. Данная ситуация, сложившаяся в сфере занятости населения, является основной проблемой государственной политики занятости в России.

К числу также наиболее актуальных проблем сферы занятости и рынка труда в России необходимо отнести и другие, например:

­ демографическая ситуация, недостаточный рост численности населения (на 1 января 2013 года численность населения составила 143347,1 тыс. человек, в 2012 году на тот же период данный показатель составил 143056,4 тыс. человек), на динамику численности населения оказывает тот факт, что показатель рождаемости не превышает показатель смертности ( в 2013 году показатель естественного прироста населения составил 0.0, а в 2012 году наблюдалось убыль населения и данный показатель составил -0,9), а также показатели продолжительности жизни при рождении, в особенности у мужчин [6];

­ недостаточно согласованное развитие основных факторов производства, недостаточное инвестирование в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста.

­ снижение численности занятых в науке и образовании ( численность занятых в данной сфере снизилось в период с 2000 - 2012 гг на 543 тыс. человек), наблюдается слабый приток молодых перспективных кадров [6]. Уменьшился приток молодежи и в другие отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров, особенно наблюдается нехватка рабочих кадров;

­ нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.

Стоит отметить и такую проблему, как сохранение территориальной неоднородности спроса на труд основная часть вакантных рабочих мест сосредоточена в Центральном федеральном округе, на эту область приходится около 30 % общероссийских регистрируемых вакансий [5, c. 51].

В настоящее время в России действует государственная программа занятости Российской Федерации « Содействие занятости населения», сроки проведения которой 2013-2020 гг. Если же говорить о результатах проведенной в 2010-2011 гг. государственной политики занятости населения,, то общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно [6].

Если рассматривать государственную политику в области занятости населения в Республике Башкортостан, то стоит отметить такое важное направление, как содействие занятости и трудоустройству молодежи. В 2012 году в Башкортостане в Государственное автономное учреждение «Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи» и его представительствах в поисках работы обратились 21,3 тыс. человек, из них — 7,4 тыс. несовершеннолетних. За данный период трудоустроено 4,9 тыс. молодых людей, из них на постоянную работу — 1,8тыс. человек, на временную — 3,1 тыс. человек[3]. Успешной формой экстренного поиска вакансий для молодых лиц, временного и постоянного трудоустройства стало проведение специализированных ярмарок вакансий, республиканских акций «Работу молодым!», «Кадровый перекресток». Претворение в жизнь подобных акций позволяет уменьшить число безработной молодежи в Башкортостане, сформировать условия для реализации трудовых инициатив молодежи, проинформировать молодежь о деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению занятости[2].

Исходя из существующих проблем в сфере занятости населения и проводимой политики занятости населения, необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности государства. Прежде всего, необходимо проводить постоянную корректировку и трансформацию политики занятости, согласовывать усилия государства и бизнеса по обеспечению спроса на работников соответствующей квалификации, преодолению нехватки отечественных рабочих кадров, конкретизировать государственных приоритеты в сфере профессионального обучения. Государству необходимо разрабатывать комплексную программу поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы.

1. Бреев Б.Д. Использование трудового потенциала России в условиях перехода к рыночной экономике// Общество и экономика. – 2007. - №12. – C. 56-57.

2. Галимова А.Ш., Масалимова Г.Р. Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики Башкортостан//Молодой ученый. – 2014. - № 2(16). – С.424-427.

3. Масалимова Г.Р., Галимова А.Ш.

Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики Башкортостан // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях «Инновационное развитие современной науки (г.Уфа). - 2014. - С. 7-12.

4. Ленькина О.Б. Эволюция подходов к регулированию занятости населения в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №3. – С. 46-48

5. Прокопов А.Н.. Об основах финансовой политики занятости.//Человек и труд. – 2009. - №3. – С. 51-53.

Читайте также: