Если священник умирает это повышение или увольнение

Опубликовано: 04.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник умер 28 октября, а документы работодателю были предоставлены только 13 ноября.
Как правильно оформить увольнение?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Днем увольнения работника следует считать 28 октября, при этом приказ о прекращении трудового договора должен быть издан текущей датой.

Обоснование вывода:
Согласно п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ смерть работника является одним из не зависящих от воли сторон обстоятельств, по которым прекращается трудовой договор. Факт смерти работника удостоверяется органами записи актов гражданского состояния соответствующим свидетельством (либо решением суда о признании лица умершим), которое и служит документальным основанием прекращения трудовых отношений.
Как отмечено в письме Роструда от 05.09.2006 N 1552-6, только при наличии указанных документов работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником. Момент прекращения трудового договора будет определяться датой смерти работника, указанной в свидетельстве о смерти.
На основании свидетельства работодатель издает приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора по форме N Т-8 (утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").
Указанную в свидетельстве о смерти (решении суда) дату необходимо указать в трудовой книжке работника при оформлении записи о прекращении трудового договора. При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт статьи 83 ТК РФ (п. 17 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225; п. 5.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69). В данном случае в трудовую книжку должна быть внесена следующая запись: "Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".
Обратите внимание, что дата издания приказа о прекращении трудового договора в рассматриваемой ситуации не будет совпадать с датой прекращения трудового договора, поскольку приказ о прекращении трудового договора должен быть издан в любом случае текущей датой (не ранее даты выдачи свидетельства о смерти).
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" одним из страховых случаев называет смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи. При наступлении такого страхового случая выплачивается социальное пособие на погребение. Условия, размеры и порядок выплаты этого пособия определены в ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
В силу ст. 10 Закона N 8-ФЗ в случае смерти работника выплата социального пособия на погребение производится состоящим с ним в трудовых отношениях на день смерти работодателем. Право на получение этого пособия имеют супруги, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего или иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае, если погребение осуществлялось за счет их средств.
Выплата социального пособия на погребение осуществляется в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год (п. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ).
Исходя из коэффициентов индексации, устанавливаемых Правительством РФ, с 1 февраля 2020 года предельный размер социального пособия на погребение составляет 6124,86 руб.
Выплата социального пособия на погребение производится работодателем умершего в день обращения (п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ). Пособие выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (п. 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, п. 10 Временного порядка).
Как следует из п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ и п. 9 Временного порядка, для выплаты пособия родственники умершего сотрудника должны представить в организацию:
- заявление о назначении пособия;
- справку о смерти, выданную органом ЗАГСа по форме N 11, утвержденной приказом Минюста России от 01.10.2018 N 200.
Согласно ст. 141 ТК РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти.
Как следует из этой нормы, заработная плата, не полученная работником ко дню смерти, должна быть выдана любому члену его семьи или иждивенцу, обратившемуся к работодателю с соответствующей просьбой. При этом Трудовой кодекс РФ не регламентирует, кого следует в целях применения его норм относить к членам семьи. Поэтому, на наш взгляд, для решения вопроса об отнесении того или иного лица к числу членов семьи следует обратиться к семейному законодательству. Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
В соответствии со ст. 141 ТК РФ выдача заработной платы умершего работника производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.
Для членов семьи такими документами являются:
- свидетельство о смерти работника;
- письменное заявление о выплате причитающихся работнику сумм;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий родство или иные семейные отношения с умершим (если документ, удостоверяющий личность, не содержит необходимой информации).
Для лиц, находившихся на иждивении умершего работника на день его смерти и не являющихся членами его семьи, представляется необходимым предъявление документа, подтверждающего такой факт (это может быть решение суда об установлении факта нахождения на иждивении).
Специального срока для предъявления требований о выплате зарплаты умершего ст. 141 ТК РФ не устанавливает, поэтому в части срока применяются правила п. 2 ст. 1183 ГК РФ. То есть заработная плата, не полученная работником ко дню смерти, должна быть выдана любому члену его семьи или иждивенцу, обратившемуся к работодателю с соответствующей просьбой в течение четырех месяцев со дня открытия наследства).
Выдача заработной платы умершего работника должна осуществляться в порядке, указанном в заявлении обратившегося за ее получением лица.
Также отметим, что законодательство не регламентирует, кому должна быть выдана заработная плата умершего работника в случае обращения нескольких лиц, имеющих право на ее получение. Поскольку работодатель не наделен полномочиями определять приоритет обратившихся к нему лиц, полагаем, что он должен выдать зарплату первому обратившемуся к нему лицу, имеющему соответствующее право (смотрите также разъяснение представителя Роструда в журнале "Отдел кадров бюджетного учреждения", N 10, октябрь 2011 г.). После выплаты денежных средств одному из указанных в Трудовом кодексе РФ лиц обязанность работодателя, предусмотренная ст. 141 ТК РФ, считается выполненной.
Если же родственники обратились к работодателю одновременно, то работодатель не обязан выбирать конкретного члена семьи или иждивенца, который должен получить заработную плату и другие суммы умершего работника. В такой ситуации вопрос о разделении причитающихся умершему работнику сумм должен быть решен по соглашению сторон или в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.

Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст

Образование

Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.

В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.

Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.

В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.

Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.

была стипендия в семинарии

Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.

Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.

В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.

Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.

На пятом курсе меня тоже постригли в чтецы. В мои обязанности входила помощь священникам при совершении богослужений, уборка алтаря после службы и небольшие хозяйственные поручения. Практически всегда было два выходных в неделю. Зарплата у чтецов небольшая: я, например, получал 20 000 Р .

После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.

получал в чине чтеца в подмосковном храме

После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.

Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.

Суть профессии

Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной. Сегодня в условиях бесконечной земной суеты это непросто, так как, во-первых , священник сам во все это погружен, а во-вторых — рыночный, информационный мир берет свое: все сейчас заточено на то, чтобы человек не думал о душе, о Боге, о вечной жизни. Нам приходится плыть против течения, бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.

Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.

На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.

У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».

Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.

Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.

Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.

Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.

Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.

Место работы

Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.

В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.

Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.

В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.

Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.

Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:

Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.

Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.

Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.

В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.

У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.

Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.


Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.

Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.

Рабочий день

Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.

Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.

По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.

В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.

В церковные праздники у нас все то же самое, но людей больше — человек 40—50 , поэтому и времени в храме проводишь больше. Для меня каждый праздник хорош по-своему . Страстная Седмица и Светлая Седмица — пожалуй, самые долгожданные и насыщенные в плане посещения людей.

Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.

Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.

Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.

Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник умер 28 октября, а документы работодателю были предоставлены только 13 ноября.
Как правильно оформить увольнение?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Днем увольнения работника следует считать 28 октября, при этом приказ о прекращении трудового договора должен быть издан текущей датой.

Обоснование вывода:
Согласно п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ смерть работника является одним из не зависящих от воли сторон обстоятельств, по которым прекращается трудовой договор. Факт смерти работника удостоверяется органами записи актов гражданского состояния соответствующим свидетельством (либо решением суда о признании лица умершим), которое и служит документальным основанием прекращения трудовых отношений.
Как отмечено в письме Роструда от 05.09.2006 N 1552-6, только при наличии указанных документов работодатель вправе прекратить трудовой договор с работником. Момент прекращения трудового договора будет определяться датой смерти работника, указанной в свидетельстве о смерти.
На основании свидетельства работодатель издает приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора по форме N Т-8 (утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").
Указанную в свидетельстве о смерти (решении суда) дату необходимо указать в трудовой книжке работника при оформлении записи о прекращении трудового договора. При прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на соответствующий пункт статьи 83 ТК РФ (п. 17 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225; п. 5.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69). В данном случае в трудовую книжку должна быть внесена следующая запись: "Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".
Обратите внимание, что дата издания приказа о прекращении трудового договора в рассматриваемой ситуации не будет совпадать с датой прекращения трудового договора, поскольку приказ о прекращении трудового договора должен быть издан в любом случае текущей датой (не ранее даты выдачи свидетельства о смерти).
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" одним из страховых случаев называет смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи. При наступлении такого страхового случая выплачивается социальное пособие на погребение. Условия, размеры и порядок выплаты этого пособия определены в ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
В силу ст. 10 Закона N 8-ФЗ в случае смерти работника выплата социального пособия на погребение производится состоящим с ним в трудовых отношениях на день смерти работодателем. Право на получение этого пособия имеют супруги, близкие родственники, иные родственники, законные представители умершего или иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае, если погребение осуществлялось за счет их средств.
Выплата социального пособия на погребение осуществляется в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 Закона N 8-ФЗ, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год (п. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ).
Исходя из коэффициентов индексации, устанавливаемых Правительством РФ, с 1 февраля 2020 года предельный размер социального пособия на погребение составляет 6124,86 руб.
Выплата социального пособия на погребение производится работодателем умершего в день обращения (п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ). Пособие выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти (п. 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, п. 10 Временного порядка).
Как следует из п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ и п. 9 Временного порядка, для выплаты пособия родственники умершего сотрудника должны представить в организацию:
- заявление о назначении пособия;
- справку о смерти, выданную органом ЗАГСа по форме N 11, утвержденной приказом Минюста России от 01.10.2018 N 200.
Согласно ст. 141 ТК РФ заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти.
Как следует из этой нормы, заработная плата, не полученная работником ко дню смерти, должна быть выдана любому члену его семьи или иждивенцу, обратившемуся к работодателю с соответствующей просьбой. При этом Трудовой кодекс РФ не регламентирует, кого следует в целях применения его норм относить к членам семьи. Поэтому, на наш взгляд, для решения вопроса об отнесении того или иного лица к числу членов семьи следует обратиться к семейному законодательству. Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
В соответствии со ст. 141 ТК РФ выдача заработной платы умершего работника производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.
Для членов семьи такими документами являются:
- свидетельство о смерти работника;
- письменное заявление о выплате причитающихся работнику сумм;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий родство или иные семейные отношения с умершим (если документ, удостоверяющий личность, не содержит необходимой информации).
Для лиц, находившихся на иждивении умершего работника на день его смерти и не являющихся членами его семьи, представляется необходимым предъявление документа, подтверждающего такой факт (это может быть решение суда об установлении факта нахождения на иждивении).
Специального срока для предъявления требований о выплате зарплаты умершего ст. 141 ТК РФ не устанавливает, поэтому в части срока применяются правила п. 2 ст. 1183 ГК РФ. То есть заработная плата, не полученная работником ко дню смерти, должна быть выдана любому члену его семьи или иждивенцу, обратившемуся к работодателю с соответствующей просьбой в течение четырех месяцев со дня открытия наследства).
Выдача заработной платы умершего работника должна осуществляться в порядке, указанном в заявлении обратившегося за ее получением лица.
Также отметим, что законодательство не регламентирует, кому должна быть выдана заработная плата умершего работника в случае обращения нескольких лиц, имеющих право на ее получение. Поскольку работодатель не наделен полномочиями определять приоритет обратившихся к нему лиц, полагаем, что он должен выдать зарплату первому обратившемуся к нему лицу, имеющему соответствующее право (смотрите также разъяснение представителя Роструда в журнале "Отдел кадров бюджетного учреждения", N 10, октябрь 2011 г.). После выплаты денежных средств одному из указанных в Трудовом кодексе РФ лиц обязанность работодателя, предусмотренная ст. 141 ТК РФ, считается выполненной.
Если же родственники обратились к работодателю одновременно, то работодатель не обязан выбирать конкретного члена семьи или иждивенца, который должен получить заработную плату и другие суммы умершего работника. В такой ситуации вопрос о разделении причитающихся умершему работнику сумм должен быть решен по соглашению сторон или в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Священник, работающий на «скорой» реаниматологом, рассказал, как умирающих мучают бесы

Древняя мудрость гласит: медицина лечит тело, религия — душу. Иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) можно назвать специалистом широкого профиля. Вот уже почти десять лет он совмещает работу врача-реаниматолога на «скорой» и служение в храме.

В медицине он больше тридцати лет: работал в Институте Склифосовского, Первой инфекционной больнице. А девять лет назад принял постриг и надел монашескую рясу.

Но и белый халат не снял.

О чудесах и бесах в реанимации, о том, можно ли экстренно искупить грехи и какие медицинские процедуры запрещены в православии, рассказал отец Феодорит.

Батюшка назначает встречу на территории Высоко-Петровского ставропигиального монастыря в полдень. Как раз в это время заканчивается воскресная служба. На улицу отец Феодорит выходит с пакетом в руках. Внутри — «скоропомощной» медицинский костюм синего цвета. Через два часа батюшка должен заступить на дежурство в составе одной из реанимационных бригад 1-й подстанции скорой помощи.

— Когда вы приезжаете на вызов, близкие пациентов догадываются о вашем священническом сане?

— Иногда. Не зря ведь существует поговорка: «Попа и в рогожке видать». Но чаще спрашивают, являюсь ли я байкером или хиппи.

— И что вы отвечаете?

— Говорю, что ближе ко второму. О том, что я священник, рассказываю редко. На вызове, как мне кажется, это лишняя информация. Но иногда фельдшеры нет-нет, да и проговорятся, мол, доктор у нас непростой, православный священник. Тогда многие говорят, мол, и так догадались, по бороде.

— Она, кстати, вам не мешает во время реанимационных мероприятий?

— Нет (смеется). Вообще бородатых врачей много, другое дело, что в хирургии это не всегда приветствуется.

— Как получилось, что вы стали совмещать работу реаниматолога и священнический сан?

— По первому образованию я врач, в 1986 году окончил Второй мед по специальности «педиатрия». Потом пошел в интернатуру по детской анестезиалогии-реанимации. Еще в школьные годы начал санитарить в больнице, во время обучения в институте работал фельдшером на «скорой», даже санитаром труповозки. Когда получил диплом, начал совмещать работу в отделении со сменами на «скорой». Сутки дежурил в стационаре, сутки ездил на вызовы, сутки отдыхал. Времена были тяжелые, а мне нужно было кормить семью.

— Вы тогда были верующим человеком?

— Да, но не крещеным. Крестился я только в 1988 году. А в 2000 году умерла моя супруга, я остался один с двумя дочками на руках. Старшей тогда было 17 лет, она поступала в институт, младшей — всего пять с половиной, ее нужно было готовить к школе. Мне оставалось уповать только на помощь Господа. Все эти годы я жил с мыслью, что, когда дочки подрастут, уйду в монастырь. В 2008 году принял постриг. На тот момент мне было 45 лет.

— Работу на «скорой» вы бросили? Ведь монашество подразумевает полный отказ от мирской жизни.

— Большинство людей, прежде чем посвятить себя Господу, отказываются от всего, что окружало их в прежней жизни. Но мой путь к Богу был не совсем каноническим. 17 ноября, на свой день рождения, я поехал в паломническую поездку в Киево-Печерскую лавру. Вместе со всеми стоял в огромной очереди на исповедь. Вдруг вижу: за колонной стоит старенький батюшка, народу к нему на исповедь нет. Я и поспешил. Батюшка отпустил мне грехи, а потом спрашивает: «А ты вообще кем работаешь?» Я рассказал, что тружусь на «скорой помощи» в Москве. На что батюшка ответил: «Это хорошо, но тебе надо быть священником». Еще через два дня мне позвонили из лавры и сказали, что владыка благословил мой постриг. 7 декабря, в день рождения покойной супруги, меня постригли в монахи, а 18 декабря рукоположили в дьяконы.

Служить меня направили в Северо-Донецкую епархию, на самый север Луганской области. Там был крошечный приход, на службы ходили всего несколько старушек да их внучки. Люди все были открытые, бесхитростные. Помню, как те бабушки во время Великого поста принесли нашему священнику сало освятить. «Бабушки, милые, так пост ведь на дворе, нельзя мясо есть», — в недоумении застыл батюшка. «Так разве це мясо? Це ж сало. » — не растерялись старушки. В общем, прихожанки у нас хоть и были хлебосольные, но сами едва концы с концами сводили. И священника, и дьякона им было никак не прокормить. Потому владыка благословил меня не бросать работу на «скорой», чтобы у меня была возможность содержать семью.

Древняя мудрость гласит: медицина лечит тело, религия — душу. Иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) можно назвать специалистом широкого профиля. Вот уже почти десять лет он совмещает работу врача-реаниматолога на «скорой» и служение в храме. В медицине он больше тридцати лет: работал в Институте Склифосовского, Первой инфекционной больнице. А девять лет назад принял постриг и надел монашескую рясу.

— Вы переехали в Луганск?

— Нет, остался в Москве, по месту служения ездил по выходным и праздникам. У нас ведь приход был маленький, службы были не каждый день. В те годы я накатывал километраж, как хороший дальнобойщик: сутки дежурил на «скорой», затем садился в машину и ехал 800 километров до Луганска. Отслужу — и обратно в Москву. Как раз к очередной смене поспевал.

— Самые сложные случаи можете припомнить?

— Знаете, когда ты почти 30 лет работаешь на «скорой», вычленить какой-то один вызов сложно. Все дни сливаются в одну сплошную рабочую смену. Недавно, например, перевозили девушку после мотоциклетной аварии. Она ехала с молодым человеком, врезались в «Газель». Машина ей практически оторвала ногу, голень держалась на кожном лоскуте. Но, так как в больницу ее доставили очень оперативно, появился шанс на спасение ноги. В местной хирургии ей оказали экстренную помощь, но компетентных сосудистых хирургов в той больнице не было. Вызвали нашу бригаду, чтобы мы доставили девушку в Москву, где ее уже ждала бригада сосудистых хирургов. Правда, насколько я помню, сохранить ногу пациентке все же не удалось, хотя мы довезли ее до операционной в срок. В ее случае было настолько серьезное размозжение тканей, что сшить сосуды было невозможно.

— Приходилось ли вам реанимировать прихожан во время службы?

— В вашу смену часто люди умирают? Как священник вы их провожаете в последний путь?

— Специализация моей бригады все же такова, что мы всеми силами стараемся довезти пациента до больницы. Если, несмотря на наши усилия, человек все же отходит в мир иной, обязательно про себя молюсь за упокой его души. Но отпевать моих бывших пациентов меня ни разу не приглашали.

— А исповедовать на вызове больных вам приходилось?

— Нет. Во-первых, когда я приезжаю на вызов, родственники больного не знают о том, что я батюшка. Кроме того, обычно я приезжаю к людям, которые пребывают без сознания. Да, иногда фельдшер сообщает родным пациента, что я не только доктор, но и священник. Уже потом, когда человек приходит в сознание, бывает, мне звонят его родные и просят исповедовать или причастить больного. А однажды мы перевозили девушку с послеродовым сепсисом из подмосковного роддома в московскую больницу. После выписки на православном портале она увидела статью обо мне, разыскала меня через соцсети и попросила крестить ее дочку.

Древняя мудрость гласит: медицина лечит тело, религия — душу. Иеромонаха Феодорита (Сеньчукова) можно назвать специалистом широкого профиля. Вот уже почти десять лет он совмещает работу врача-реаниматолога на «скорой» и служение в храме. В медицине он больше тридцати лет: работал в Институте Склифосовского, Первой инфекционной больнице. А девять лет назад принял постриг и надел монашескую рясу.

— В вашей практике бывали случаи, которые можно расценить как божественное чудо?

— Сперва нужно понять, что считать чудом. Если ситуацию, при которой человек с диагностированной смертью головного мозга вдруг встал и пошел, то я таких не припомню. Но смысл чудес не в том, что они противоречат земным законам, а в том, что они происходят в определенном месте и в определенное время. Сложно сказать, отчего человек выжил: то ли мы ему так хорошо подбирали лечение, то ли его спас Господь.

А вот случай, когда пациент, будучи при смерти, боролся с бесом, я видел. Мы перевозили в реанимационное отделение института Склифософского больного, который уже несколько недель находился в коме. Внезапно этот пациент открыл глаза и стал мотать головой, будто отмахивался от кого-то. Потом опять отключился. До сих пор не могу забыть реплику фельдшера, сопровождавшего меня на тот вызов: «Не знаю, есть Бог или нет, но то, что есть бесы, я теперь знаю определенно». В реанимации позднее этот пациент скончался.

— Побывавшие в коме люди утверждают, что они помнят, как летели куда-то по тоннелю, как видели божественное свечение. Вы слышали такие рассказы от пациентов?

— Слышал, но божественная ли природа у этого свечения, мы сказать не можем. Ведь латинское имя дьявола Люцифер переводится как «светоносный». Может, в конце этого тоннеля человека встречает вовсе не Господь?

— А может, эти видения — просто последствия наркоза?

— При современном наркозе видения другие — это достаточно красочные картинки, но не имеющие четкой формализации.

— Вы не видите некоего противоречия между медициной и религией? Например, во многих учениях есть догмат о предрасположенности всего, что происходит с людьми. Недаром существует поговорка: «Человек предполагает, а Бог располагает». Зачем тогда лечить, если все уже написано на небесах?

— Но если Бог привел человека на встречу со мной, значит, он задумал эту встречу. И, если он дал мне медицинское образование, значит, он хочет, чтобы я применял полученные во время обучения знания на практике. Я не вижу противоречия между медициной и религией. Наоборот, врачевание — есть практика религии. Ты лечишь тело человека, а оно является вместилищем его души.

— Есть в православии медицинские процедуры, которые запрещены канонами?

— Например, аборт. Причем даже прерывание беременности по медицинским показаниям не всегда приветствуется церковью. Нужно разбираться, что является медицинским показанием. Например, угроза жизни матери считается таковым, а вот риск рождения ребенка с уродствами — нет.

— Если завтра к вам поступит вызов к женщине с осложнениями после аборта?

— Я буду проводить все необходимые реанимационные мероприятия. Я ведь не делаю аборт, я оказываю помощь болящему человеку.

— В медицине много людей, имеющих священнический сан?

— Практикующих врачей, особенно связанных с экстремальной медициной, можно пересчитать по пальцам. Например, мой коллега отец Владимир Кононович работает реаниматологом в Центре медицины катастроф и одновременно служит на территории больничного храма при Клиническом институте Владимирского (МОНИКИ). Но обычно, приняв священнический сан, люди уходят из медицины. Просто потому, что помимо осуществления служб на священника возлагается еще огромное количество послушаний и хозяйственных обязанностей, которые требуют от человека полной отдачи. На мирскую работу у него просто не остается времени. Например, отец Михаил Геранимус долго совмещал работу торакальным (легочным) хирургом и службу в качестве настоятеля. Но вынужден был уйти из медицины, потому как заботы по восстановлению храма отнимали все его силы.

— Как ваши коллеги-медики отнеслись к тому, что вы постриглись в монахи?

— Прекрасно. Это ведь только кажется, что в медицинской среде много циников и атеистов. На самом деле среди врачей большинство верующих людей. Наверное, когда ты видишь страдания пациентов и их родных, когда понимаешь, что помочь ты можешь не всем и не всегда, тебе самому нужная надежная опора. Для многих такой опорой становится вера.

— На работе вас как называют?

— Я в этом коллективе работаю с 1985 года, многие помнят меня еще доктором Сергеем. Те, кто пришел позднее, обращаются по имени-отчеству. Кто-то переключился и называет батюшкой.

— Исповедоваться к вам коллеги ходят?

— Иногда бывает. Хотя я не люблю исповедовать людей, с которыми связан дружескими отношениями. Ведь во время исповеди человек кается в своих грехах, не всегда эту информацию нужно знать его друзьям.

— Вы работаете в реанимации, где человека нужно как можно быстрее возвратить к жизни. А есть реанимация в православии? Например, если человек согрешил, как ему можно быстро искупить свои грехи?

— Священник может назначить епитимью. Но, во-первых, есть определенные каноны, а во-вторых, нужно смотреть, полезно ли это будет для человека. Например, древний канон предусматривает отлучение от причастия на длительный срок. Но в наши дни, если человека отлучить от причастия даже за самый тяжкий грех, он, наоборот, отойдет от веры. Сейчас такую епитимью не применяют. Конечно, если человек хочет деятельного покаяния, ему будут даны рекомендации. Например, я часто рекомендую женщинам, повинным в совершении аборта, по возможности помогать детским домам или просто семьям с малышами, испытывающим нужду. Конечно, если бы они смогли взять на воспитание сироту, это было бы высшим покаянием. Но я понимаю, что такое решение могут принять единицы.

— Если бы вам сейчас нужно было сделать выбор, остаться врачом или священником, вы бы что предпочли?

Фото: Анастасия Гнединская, МК

Как сообщалось ранее, оторванная нога – это и в самом деле срочно. А еще скорая не меняет памперсы, не выводит из запоя и не выписывает справки. Подробнее читайте: Дураки на дорогах: успеть довезти пациента.

Конфликтное увольнение врача - как быть? фото

Увольнение является одной из самых конфликтных ситуаций в рабочем процессе. Особенно, если причина носит спорный характер. Не попасть в уловки и выйти победителем поможет только юридическая подкованность. Правильно проведенное конфликтное увольнение врача, позволит руководителю обойтись без судебных разбирательств и сохранить лицо клиники.

Нарушение трудовой дисциплины

Дисциплинарные нормы сотрудников медицины установлены главой 30 ТК РФ. Эти правила обсуждаются в трудовом договоре при приеме на работу сотрудника. При нарушении любого из них, врач может быть уволен или понести наказание в другой форме. К дисциплинарным нарушениям относятся:

  • Противоправное действие или бездействие медицинского сотрудника. К нарушениям можно отнести нежелание врача оформлять необходимую документацию, опоздания и отказ от выполнения правомерных заданий руководства;
  • Нарушение правил трудового договора, должностных инструкций, внутреннего распорядка или невыполнение обязанностей, прописанных в ТК РФ;
  • Причинно-следственная связь между действием или бездействием врача и негативными последствиями для пациента.

За нарушение установленных правил и норм следует выговор или замечание сотруднику в письменной форме. Однако, при грубом нарушении правил, руководитель имеет право уволить врача. Такими факторами могут быть систематические опоздания, нарушение правил охраны труда, хищение на рабочем месте, появление на работе в нетрезвом виде, прогул или разглашение врачебной тайны.

Нарушение трудовой дисциплины изображение

Дисциплинарное взыскание в форме увольнения должно быть осуществлено не позднее 1 месяца с момента проступка врача. При этом, не может быть использовано несколько наказаний. Если главврач применит выговор к сотруднику, то увольнять его уже не имеют права.

Чтобы законно проводить увольнения и взыскания за дисциплинарные нарушения, медицинскому учреждению нужно иметь строго прописанные должностные инструкции. Это поможет избежать спорных вопросов о нарушении.

Увольнение врача по состоянию здоровья

Серьезные болезни могут существенно помешать работе врача. Специалист в такой ситуации теряет возможность устанавливать правильный диагноз или проводить лечение. Но уходить по собственному желанию такой сотрудник спешит не всегда. Врач может держаться за свою должность и отказаться переходить на более подходящую по его состоянию здоровья. Руководство может рассчитать работникам в соответствии с п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ.

Инициатива руководителя должна быть представлена указом и содержать конкретную информацию: увольнение в связи с состоянием здоровья и отсутствием подходящей должности.

Этапы правильного оформления включают:

  • заключение от специалиста, который наблюдает врача и может подтвердить его проблемы со здоровьем. Заключение медкомиссии, а также, рекомендации к условиям труда;
  • письменное предложение врачу перейти на более подходящую должность. Это может быть временная или постоянная мера;
  • письменный отказ или согласие сотрудника на предложение о переводе;
  • издание приказа об увольнении в связи с состоянием здоровья;
  • увольнение врача.

Увольнение врача по состоянию здоровья картинка

Увольняемый сотрудник, который не уволился в такой ситуации по собственному желанию, может решиться оспорить увольнение в суде. Важно, чтобы руководитель клиники имел все заявления и предложения, принятые в ходе решения, в письменном виде.
По увольнению врач имеет право на все выплаты, в том числе и за неиспользованный отпуск. Согласно ст.178 ТК РФ. В виду отсутствия отработки в две недели, он может претендовать и на возмещение этой выплаты.

Увольнение по собственному желанию

Каждый сотрудник медицины имеет право уволиться по собственному желанию. Перед полным расчетом, ему придется отработать срок в две недели. На протяжении этого времени врач может отозвать свое заявление на увольнение. Это нужно учитывать при устном соглашении между главврачом и сотрудником.

Невозможно отозвать заявление об увольнении только в случае, если на эту должность уже принят человек и есть письменное подтверждение намерений заключения трудового договора. Или на должность увольняемого уже переведен другой сотрудник по состоянию здоровья.

Увольнение по собственному желанию снимок

Если врач не желает отрабатывать две недели перед увольнением, то он может быть уволен за прогулы в первый день неявки на работу. На период отработки руководством составляется план передачи документов и введение в курс рабочего процесса нового сотрудника.

Можно ли уволить врача быстро?

Трудовой Кодекс РФ требует уведомить сотрудника об увольнении за два месяца до издания указа. Что делать руководству, если врача нужно уволить быстро? Выходом может быть компенсация заработной платы за два месяца. Как правило, такой вариант устраивает обе стороны и не вызывает конфликта. Задача руководства быть убедительным и аргументировать решение об увольнении. В интересах и сотрудника и больницы провести увольнение бесконфликтно.

Права медицинского работника: когда увольнение будет незаконным?

В повседневных реалиях прав у сотрудника медицины в разы меньше, чем обязанностей. Каждый врач чувствует постоянное давление со стороны руководства, требовательного пациента и коллег по работе. Не следует забывать, что врач имеет свои трудовые и гражданские права, которые нельзя нарушать. Чтобы сохранить репутацию, руководитель должен действовать, не выходя за правовые рамки.

Права медицинского работника: когда увольнение будет незаконным? фотоснимок

Задача каждого главврача – отстаивать интересы своих подчиненных и мирно решать конфликтные вопросы. Только юридически подкованный руководитель может выйти из любого спора с максимальной выгодой для клиники. В тяжелых ситуациях стоит своевременно обратится к опытному юристу. Разрешение споров в медицине может занимать немало времени. Специалист поможет правильно организовать прохождение всех этапов увольнения врача или же сохранения за ним должности.

Если скандальный сотрудник уволен и грозится судебным разбирательством, то главврачу следует обратиться к юристу для определения перспективы иска. Специалист определит риски для медицинского учреждения и поможет подготовить документацию к судебному процессу.

Хотите знать больше? Для руководителей клиник и главных врачей 28 ноября состоится семинар Полины Георгиевны Габай «Медицинские работники: статус, права, обязанности, допуск, ответственность, требования, ограничения, оформление отношений», который входит в образовательный цикл из пяти семинаров «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники». В мероприятии можно участвовать как очно, так и онлайн. Записаться на семинар можно по ссылке Семинар 28/11.

Не упустите шанс получить ценные знания от профессионала в своей сфере – Полины Георгиевны Габай - юрисконсульта по медицинскому праву и генерального директора ООО «Факультет медицинского права».

Читайте также: