Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством какой вид безработицы

Опубликовано: 16.05.2024

Безработица - это… Определение и суть простыми словами. Причины безработицы. Что значит фрикционная безработица? Что такое циклическая и структурная безработица? Примеры различных видов безработицы. Положительные и отрицательные последствия безработицы.

Что такое безработица. Суть явления

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу.

Важно не путать безработных и неработающих. Безработный - это человек трудоспособного возраста, который желает трудиться и ищет работу, однако пока ее не нашел.

А вот к числу неработающих относятся те, кто не имеет работы и не ищет ее: студенты, пенсионеры, родители в отпуске по уходу за детьми, домохозяйки и так далее.

Уровень безработицы

Чтобы рассчитать уровень общей безработицы в стране, необходимо общую численность безработных поделить на численность экономически активного населения (людей трудоспособного возраста).

Уровень безработицы выражается в процентах. Считается, что допустимый, здоровый уровень безработицы составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

В условиях рыночной экономики безработица неизбежна. Рынок труда, как и любой другой рынок, регулируется законами спроса и предложения, поэтому всегда есть кто-то, чьи рабочие руки в данный момент не востребованы.

Причины безработицы

Причины безработицы могут быть различными:

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Виды безработицы: фрикционная, циклическая и структурная

В зависимости от причин выделяют три вида безработицы.

Фрикционная безработица - это временная незанятость при добровольном переходе с одной работы на другую. Если выпускник университета впервые ищет работу или если человек уволился с целью найти работу получше - это примеры фрикционной безработицы. Обычно поиски работы при фрикционной безработице длятся 1-3 месяца.

Циклическая безработица - это безработица, возникающая из-за экономического кризиса в результате спада производства. Например, если в результате кризиса автомобильные заводы сокращают производство и увольняют персонал - это пример циклической безработицы.

Структурная безработица - это невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы определенной квалификации. Структурная безработица может возникать в связи с технологическими изменениями. Например, появление автоматических сборочных линий сделало безработными многих низкоквалифцированных фабричных рабочих.

Фрикционная и структурная безработица в сумме составляют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы считается нормальным явлением в современной экономике. А вот циклическая безработица - уже кризисное явление, с которым необходимо бороться государству.

Формы безработицы: сезонная, скрытая, застойная

Помимо фрикционной, циклической и структурной безработицы говорят об различных формах, в которых безработица проявляется.

Открытая безработица - это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице.

Скрытая безработица - явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.

Текучая безработица - это временная безработица, связанная с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов, из-за экономических циклов.

Застойная безработица - это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Сезонная безработица возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года. Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей.

Институциональная безработица возникает из-за нехватки актуальной информации о вакансиях и о людях, ищущих работу.

Молодежная безработица - это неспособность молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, найти работу.

Последствия безработицы: отрицательные и положительные

Безработица для человека, неспособного найти работу, - безусловное зло. На индивидуальном уровне она означает потерю дохода, утрату квалификации, снижение шансов найти престижную работу в будущем.

Неэкономические последствия безработицы для человека - стресс, ведущий к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Возможен разлад в семье, алкоголизм, наркомания. Длительное отсутствие работы может толкнуть человека на асоциальное поведение, преступление или самоубийство.

Неэкономические последствия безработицы на уровне общества также негативны: растет социальная напряженность, заболеваемость и смертность, распространяются алкоголизм и наркомания, ухудшается криминогенная обстановка.

Отрицательные экономические последствия высокой безработицы: рост ВВП оказывается меньше потенциального, трудовые ресурсы используются не полностью. Государству приходится тратить деньги на пособия по безработице и борьбу с ее негативными последствиями.

В то же время для экономики безработица необходима. Она формирует мобильный резерв рабочей силы и создает стимул трудиться лучше. Попытки полностью искоренить безработицу при командной экономике ведут к тому, что работники теряют заинтересованность в результатах своего труда, падает производительность, а при открытии новых производств негде взять свободные рабочие руки.

Негативные последствия безработицы:

  1. Недоиспользование экономического потенциала общества.
  2. Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
  3. Потеря профессиональных навыков.
  4. Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

Позитивные последствия безработицы:

  1. Формирует мобильный резерв рабочей силы.
  2. Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
  3. Усиливается трудовая мотивация работающих.

Государственные меры по борьбе с безработицей

Безработица - макроэкономическая проблема, которая может угрожать стабильности общества и экономики, поэтому государство принимает меры по борьбе с ней и ее последствиями. Поскольку разные типы безработицы обусловлены разными причинами, набор этих мер широк:

  • Выплата пособий по безработице.
  • Создание служб занятости, бирж труда, помощь в трудоустройстве.
  • Помощь в переподготовке и переквалификации кадров.
  • Проведение стабилизационной политики для недопущения глубоких спадов производства и массовых увольнений.
  • Денежное регулирование, делающее более выгодным создание новых рабочих мест. Субсидии и налоговые льготы.
  • Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе.

Безработица: виды и причины. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать признаки различных видов безработицы и различать их. Разберем ряд заданий из тестов прошлых лет.

Задание 1
Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная
2) скрытая
3) фрикционная
4) добровольная
5) циклическая
6) открытая

Правильный ответ: 346

Задание 2
В го­су­дар­стве Z до­воль­но вы­со­кий уро­вень безработицы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным безработным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Уволившиеся по соб­ствен­но­му желанию.
2) Нашедшие работу, но не при­сту­пив­шие к ней.
3) Уволенные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услуги.
4) Вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую квалификацию.
5) Уволенные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стране.
6) Занятые не­пол­ный ра­бо­чий день.

Правильный ответ: 124

Задание 3
В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скрытая безработица
2) фрикционная безработица
3) сезонная безработица
4) добровольная безработица
5) структурная безработица
6) массовая безработица

Правильный ответ: 56

Задание 4
Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над ее предложением.
2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.
3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъема.

Правильный ответ: 34

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) связана с по­ис­ком ра­бо­ты специалистом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных умений

B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем предприятий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од депрессии

Правильный ответ: 11122

Задание 6
По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8% это лица находящиеся в поисках работы по специальности.
Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?
Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

Правильный ответ:
1) Отражена связь между экономической и социальной сферами.
2) Структурная и фрикционная безработица.
3) негативные последствия безработицы:
- падение доходов, снижение уровня жизни населения
- недоиспользование экономического потенциала общества
- рост социальной напряженности

Задание 7Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) Создание государственных бирж труда. В государстве X была создана сеть государственных бирж труда, где безработные могут получить сведения о вакансиях и трудоустроиться.
2)Стимулирование предпринимательства. Правительство страны Z ввело налоговые льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.
3) Учреждение бесплатных курсов переквалификации для безработных. Например, при администрации города М созданы курсы обучения программированию, чтобы безработные могли найти себе работу.

Задание 8
Приведите три любых вида безработицы и проиллюстрируйте каждую примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие примеры:
1) Структурная. В связи с переходом на атомную энергию массово закрываются угольные шахты, шахтеры становятся безработными.
2) Фрикционная. Граж­да­нин М уво­лил­ся со своей преж­ней ра­бо­ты, поскольку его не устраивали условия и зарплата.
3) Циклическая. Из-за экономического кри­зи­са в стране Z массово закрываются банки, множество банковских специалистов становятся безработными.

Тема "Рынок труда" является частью раздела "Экономика". Варианты представляют собой материал для проверки понятий, содержат разноуровневые типы заданий, позволяющих осуществить контроль знаний, умений и навыков по теме.

ВложениеРазмер
Варианты представляют собой материал для проверки понятий, содержат разноуровневые типы заданий, позволяющих осуществить контрол 19.41 КБ
Варианты представляют собой материал для проверки понятий, содержат разноуровневые типы заданий, позволяющих осуществить контрол 20.46 КБ

Предварительный просмотр:

1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

2. Рынок труда относится к рынкам:

1) факторов производства,

2) средств производства,

3) интеллектуальной собственности,

4) товаров и услуг.

3. В связи с ликвидацией устаревших отраслей и профессий происходит рост:

1) циклической безработицы,

2) сезонной безработицы,

3) фрикционной безработицы,

4) структурной безработицы.

4. Верны ли следующие суждения о безработице и безработных:

А. К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны.

Б. К категории безработных относятся те, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны

5. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Причины (условия) возникновения

Зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики

Вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе

6.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений.

7. Прочитайте проведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые можно вставить на место пропусков.

«Существует множество факторов, определяющих различия в доходах и, соответственно (А) жизни как отдельных людей, так и социальных (Б). К ним, прежде всего, можно отнести многоотраслевой характер (В), при котором развитие разных отраслей идет, как правило, неодинаково. Другой фактор – персональные различия людей в (Г), опыте, знаниях. Значительным является также обладание (Д). Доходы населения в любом (Е) дифференцированы».

1) группы, 6) специализация,

2) общество, 7) имущество,

3) качество, 8) доходы

4) уровень, 9) образование

8. Какой вид факторного дохода соответствует такому фактору производства, как труд:

1) прибыль, 3) рента,

2) заработная плата, 4) процент.

9.Сдельная форма заработной платы используется при вознаграждении за труд:

1) водителя троллейбуса,

10. Верны ли следующие суждения о неравенстве доходов:

А. Неравенство доходов является важным инструментом поощрения трудовой активности.

Б. Неравенство доходов является неизбежным в любом современном обществе.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны

11. Установите соответствие между безработными гражданами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, поберите соответствующую позицию из второго столбца.

БЕЗРАБОТНЫЕ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) выпускник университета, ищущий работу 1) структурная

Б) секретарь директора, вынужденная уволиться из-за

неумения работать на компьютере 2) фрикционная

В) менеджер фирмы, которого сократили из-за

экономического кризиса 3) циклическая

Г) участковый врач, уволившийся из-за конфликта

с заведующим отделением

Д) учитель, оставивший работу в школе из-за переезда на

новое место жительства

12. Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о (об):

1) увеличения производительности труда,

2) возникновения дефицита государственного бюджета,

3) росте числа частных предприятий,

4) снижении потребительских расходов.

13.Фирма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу:

14. Соотнесите факторы производства с их характеристиками:

А. Земля Б. Труд В.Капитал Г. Предпринимательство.

1) Это знания, умения, навыки о том, как организовать производство, сделать его эффективным и прибыльным.

2) Материалы, сырье, топливо, энергия, расходуемые в процессе производства или предназначенные для производства,

3) Возможность, способность людей участвовать в физическом и умственном труде, производственном процессе,

4) Средства, вложенные в производство с целью получения прибыли, покупка ценных бумаг.

5) Земельные угодья, полезные ископаемые, животный и растительный мир, водный и воздушный бассейны.

6) Вложение средств в промышленность, сельское хозяйство, строительство, здания, машины, инструменты, сооружения, предназначенные для использования в производстве.

15. Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано.

1) безвозмездные выплаты стипендий, 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда, 4) обеспечение льготных условий для ведения малого или среднего бизнеса, 5) пособия по безработице.

Предварительный просмотр:

1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

2. Совершенствуя способы использования экономических ресурсов, человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности

1) информацию 3) производительность труда

2) специализацию 4) производство благ

3. Какой вид факторного дохода соответствует такому фактору производства, как труд:

1) прибыль, 3) рента,

2) заработная плата, 4) процент.

4. Повременная форма заработной платы используется при вознаграждении за труд:

1) водителя троллейбуса,

5. Верны ли следующие суждения о неравенстве доходов:

А. Неравенство доходов является важным инструментом поощрения трудовой активности.

Б. Неравенство доходов является неизбежным в любом современном обществе.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны

6. В связи с ликвидацией устаревших отраслей и профессий происходит рост:

1) циклической безработицы,

2) сезонной безработицы,

3) фрикционной безработицы,

4) структурной безработицы.

7. Верны ли следующие суждения о безработице и безработных:

А. К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны.

Б. К категории безработных относятся те, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу.

1) верно только А, 3) верны оба суждения,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны

8. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Причины (условия) возникновения

Зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики

Вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе

9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер,

2) характер оценочных суждений.

10. Прочитайте проведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые можно вставить на место пропусков.

«Один из факторов повышения (А) труда – совершенствование организации труда. Сюда относится повышение (Б) работников (более знающий работник изготовит большее количество продукции) и укрепление трудовой (В), улучшение условий труда и др. Большое значение имеет распространение передового (Г), . К факторам относятся также материальные и моральные стимулы. К материальным стимулам принадлежит заработная плата, выплачиваемая в зависимости от количества и (Д) труда, (Е) повышение в должности и т.п. К моральным – занесение на доску Почета или в книгу Почета, вынесение благодарности, присвоение почетного звания».

1) опыт, 6) специализация,

2) премирование, 7) производительность,

3) качество, 8) дисциплина

4) бюджет, 9) кооперация

11. Установите соответствие между безработными гражданами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, поберите соответствующую позицию из второго столбца.

БЕЗРАБОТНЫЕ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) квалифицированный бухгалтер после

перерыва в работе находится в поисках вакансии, 1) структурная

не соглашаясь на другие предложения

Б) экономический кризис вызвал сокращение рабочих

мест в металлургической отрасли 2) фрикционная

В) из-за сокращения применения угля многие шахты

стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли 3) циклическая

Г) инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом

Д) менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством

фирмы во мнениях о планах ведения бизнеса

новое место жительства

12. Найдите понятие, являющееся обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано.

1) безвозмездные выплаты стипендий, 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда, 4) обеспечение льготных условий для ведения малого или среднего бизнеса, 5) пособия по безработице.

13.Фирма после уборки урожая сократила количество работников. Механизаторы и комбайнеры вновь будут набираться на ферму только весной следующего года. Приведенный пример иллюстрирует безработицу:

14. Соотнесите факторы производства с их характеристиками:

А. Земля Б. Труд В.Капитал Г. Предпринимательство.

1) Это знания, умения, навыки о том, как организовать производство, сделать его эффективным и прибыльным.

2) Материалы, сырье, топливо, энергия, расходуемые в процессе производства или предназначенные для производства,

3) Возможность, способность людей участвовать в физическом и умственном труде, производственном процессе,

4) Средства, вложенные в производство с целью получения прибыли, покупка ценных бумаг.

5) Земельные угодья, полезные ископаемые, животный и растительный мир, водный и воздушный бассейны.

6) Вложение средств в промышленность, сельское хозяйство, строительство, здания, машины, инструменты, сооружения, предназначенные для использования в производстве.

«Безработица» – это ситуация, при которой человек ищет работу, но не может её найти. Хотя это негативное событие, как для отдельного человека, так и для экономики, человек может стать безработным по нескольким причинам:

  • Добровольно ушёл.
  • Человек был уволен.

Работа человека была прекращена по ряду житейских причин.

В настоящее время технология является важным фактором рабочей незанятости, связанная с замещением рабочих мест. Человек покинул рабочее место по личным причинам, таким как:

  • декретный отпуск,
  • травма,
  • или болезнь.

Добровольная незанятость возникает, когда человек безработный по выбору, а не из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Увольнение с работы, потому что человек только что выиграл в лотерею и больше не нуждается в постоянной зарплате – это один из примеров добровольной трудовой проблемы.

Принудительная безработица возникает, когда человек желает и может работать за определенную заработную плату, но не может найти работу. Увольнения после слияния корпораций или в результате спада в экономике являются двумя примерами вынужденной безработицы.

Экономисты в основном заинтересованы в вынужденной безработице, потому что она помогает им оценить общий рынок труда. Они делят её на три категории.

Виды безработицы

Экономисты чаще всего выделяют три типа безработицы при расчете числа безработных:

  • структурная "безработица";
  • циклическая "безработица";
  • и фрикционная.

«Структурная безработица» – это вид трудовой незанятости, возникающий, когда профессиональные навыки и знания человека не представляют интереса для работодателя. Профессиональные навыки, в конце концов, динамичны, и со временем новые навыки заменяют текущие, и старые навыки, умения больше не нужны работодателю. Эти новые навыки требуются работодателям, чтобы добиться успеха на рынке.

Всё течёт, всё изменяется, и на рынке появляются новые программы, разработки и не каждый человек вовремя переучивается. Если раньше было достаточно знание лишь одного английского языка при приёме на работу, то сейчас приходят люди, знающие по несколько иностранных языков.

«Циклическая безработица» похожа на «структурную безработицу» в том, что деловой цикл также очень динамичен и постоянно меняется. Когда экономика на подъёме, компании нанимают больше работников, а уровень безработицы резко падает. И наоборот, когда экономика идет вниз, безработица растет. Из-за того, что компании отпускают работников и прекращают прием на работу, как это было бы в периоды сильной экономики.

Краткосрочные факторы, связанные с определением уровня безработицы в стране, подпадают под термин « фрикционная безработица» .

Эта форма "безработицы" связана непосредственно с её уровнем, который растет. Происходит это поскольку профессиональные работники перемещаются между рабочими местами по ряду причин, например:

  • Работники, которые переезжают в другой город и ищут новую работу.
  • Рабочие, которые уходят со старой работы с целью найти лучшее место.
  • Сотрудники ищут более высокооплачиваемую должность.
  • Карьерный рост по служебной лестнице.

Помимо вышеперечисленных трёх видов "безработицы" есть ещё виды трудовой незанятости людей.

Сезонная безработица

Конкретные отрасли могут быть открыты для бизнеса только в определенный период в течение календарного года. Например, продавец новогодних игрушек, магазин мороженого на пляже и т. д.

Институциональная "Б" – это вид трудовой незанятости, возникающая в связи с отсутствием информации о вакансиях и желаниях, как работодателей, так и рабочей силы. Это тот случай, когда виной всему ограниченность информационного потока.

Человек может просто не знать о вакансиях. Также безработный человек, выбирая между минимальной платой и пособием по безработице, просто отдаст предпочтение последнему, и будет получать пособие.

Остаточный вид

В каждой стране всегда есть остатки "Б" из-за фрикционных и сезонных причин, которые плановики и политики не могут уменьшить. Кроме того, есть люди, которые не хотят работать, но регистрируют свои имена на биржах труда, чтобы получить компенсацию от правительства.

Все вышеперечисленные факторы играют определенную роль в истории "Б" в стране, которая рассчитывается по количеству безработных в месяц. Это важный экономический ориентир, наглядно показывающий, насколько хорошо финансово-экономическая картина страны выглядит в данный момент.

Возможные действия, которые могут быть предприняты в двух направлениях:

  • Саму рабочую силу можно поощрять к переходу из отраслей, где рабочих мест мало, в те, где рабочих мест больше;
  • Промышленность можно поощрять к перемещению в районы с высоким уровнем "Б", чтобы обеспечить дополнительные рабочие места.

Всё это хорошо в теории. На практике все крупные промышленные гиганты просто начинают производство там где рабочая сила дешевле. Поэтому в современных развитых, цивилизационных странах так мало свободных мест. Зато в Китае, Индии и прочих государствах происходит процесс уменьшение вакансий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Определите, к какому типу безработицы относятся приведенные ниже субъекты:

А) лаборант, уволившийся из-за аллергии на химические реагенты_фрикционная

Б) инженер, уволившийся по собственному желанию ___ фрикционная

В) медсестра, уволившаяся из-за переезда в другой город_ фрикционная

Г) машинистка, уволенная в связи с отсутствием заказов при широком внедрении компьютеров__структурная

Д) экономист, уволившийся из-за ссоры с начальником_____ фрикционная

2.Человек, который болен гриппом и временно не работает, относится к категории:

1) не включаемых в общую численность рабочей силы 3) структурных безработных

2) занятых 4) циклических безработных

3. Повышение спроса на труд, используемый при производстве кроссовок, может быть вызван:

1) снижением спроса на кроссовки

2) появлением на рынке импортных кроссовок

3) повышением спроса на кроссовки

4) снижением цены автоматического оборудования, используемого в производстве кроссовок

4. Потерявший работу из-за рецессии в экономике попадает в категорию

1) фрикционных безработных 3) циклических безработных

2) структурных безработных 4) добровольных безработных

5. Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих малолетних детей, сопровождается ростом спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка: 1) труда 2) товаров 3) капиталов 4) фондового

6. В стране А уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А?

1) застойная 2) структурная 3)фрикционная 4) сезонная

7. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Заработная плата отражает значимость и сложность труда работника.

Б. Номинальная и реальная заработная плата могут существенно различаться.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8.С апреля по ноябрь население приморского региона занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако, с сентября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится эта безработица?

1) застойная 2) структурная 3) временная 4) сезонная

9. Наиболее тягостный и долгосрочный характер носит безработица:

1) фрикционная 2) циклическая 3) структурная 4) сезонная

10. Создание бесплатных учебных центров, позволяющих получить дополнительную профессию, приведет:

1) к росту фрикционной безработицы 3) к росту структурной безработицы

2) к снижению фрикционной безработицы 4) к снижению структурной безработицы

11.Увольнение горничной из гостиницы по окончании курортного сезона является примером:

1) структурной безработицы 3) фрикционной безработицы

2) циклической безработицы 4) неполной занятости

12. Неработающий бухгалтер ищет работу по своей специальности. Это пример:

1) фрикционной безработицы 3) циклической безработицы

2) структурной безработицы 4) сезонной безработицы

13. Кто из приведенного списка считается безработным?

1) Студент 3) выпускник института, ищущий работу

2) человек, потерявший работу и не ищущий её 4) рабочий во время летнего отпуска

14. Кто, из указанных далее, входит в понятие «рабочая сила»?

1) пенсионеры 2) студенты 3) безработные 4) все вышеперечисленные

15. Значительное сокращение расходов на армию приведет к росту:

1) структурной безработицы 3) циклической безработицы

2) фрикционной безработицы 4) сезонной безработицы

16.Чей труд оплачивается повременно?

1) охранника в супермаркете 2) токаря 3) сапожника 4) агента по продаже автомобилей

17. В любой стране всегда имеется:

1) фрикционная безработица 3) циклическая безработица

2) структурная безработица 4) верно (1) и (2)

18. Выпускник технического вуза ищет работу водителя. Это пример безработицы:

1) фрикционной 2) структурной 3) циклической 4) сезонной

19. Какой из вариантов НЕ является элементом рынка труда?

1) Центр занятости 3) база данных о вакансиях фирм

2) объявление о приеме на работу 4) услуги туристических компаний

20. В результате увеличения спроса на рынке недвижимости:

1) вырастет как цена квартир, так и зарплата строителей

2) вырастет цена квартир при неизменной зарплате строителей

3) зарплата строителей увеличится, а цена квартир не изменится

4) зарплата строителей и стоимость квартир не изменятся

21. Кто из приведенного списка считается безработным?

1) студент 3) уволенный инженер, обратившийся в службу занятости

2) домохозяйка 4) все ответы верны

22.Увеличение минимальной заработной платы приведет:

1) к росту безработицы

2) к снижению безработицы

3) к росту благосостояния каждого гражданина

4) к падению благосостояния каждого гражданина

23. На рынке труда продавцом является:

1) предприятие 2) рабочий 3) государство 4) нет верного ответа

24. Упрощение правил регистрации проживания в Москве приведет к:

1) к росту спроса на труд 3) к увеличению предложения труда

Б. Если человек, который активно ищет работу, работает неполный рабочий день, он относится к категории занятых.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Определите, к какому типу безработицы относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) телефонистка, уволенная после автоматизации телефонного узла

Б) программист, уволившийся из-за ссоры с начальником

В) учительница, уволившаяся из-за переезда в другой город

Г) банковский служащий, уволившийся с целью перехода в другую фирму

Д) электрик, уволенный в свя зи с банкротством завода во время экономического кризиса

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) занятые; 2) безработные; 3) трудоспособные; 4) студенты; 5) домохозяйки.

4. Выберите в приведенном ниже списке людей, которые не могут претендовать на пособие по безработице, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) бухгалтер, болеющий гриппом

2) шахтер, участвующий в забастовке

3) металлург, уволенный в связи с закрытием завода

4) медсестра, ищущая работу после переезда из другого города

6) сотрудник телефонного узла, желающий найти другую работу

5. Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) студент дневного отделения колледжа

Б) многодетная мать, работающая в фирме неполный рабочий день

В) машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров

Г) рабочий, участвующий в забастовке

Д) домашняя хозяйка, которая занята своим домом и детьми

Е) 10-летний подросток, продающий газеты

3) не включаемые в рабочую силу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Кто может претендовать на получение пособия по безработице?

1) рабочий, который получил профессиональное заболевание и стал инвалидом

2) многодетная мать, ухаживающая за детьми

3) маляр, ищущий работу

4) кассир кинотеатра, работающий на полставки

7. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «безработица».

1) циклическая; 2) структурная; 3) фрикционная; 4) сезонная;

5) регрессивная; 6) демографическая.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Раскройте смысл предложенного ниже высказывания,обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

«Самый несчастный человек — это тот, для кого в мире не нашлось работы» ( Т. Карлейль )

1. – 2 2. – 23331 3. – 3 4. – 1256 5. – 312133 6. – 3 7. – 56

8. - Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании-1 балл

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 бал.

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки

по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла.

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия и положения -1 балл

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.

К3 Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из различных источников) – 2 балла.

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен (-ы) пример (-ы) из источника одного типа – 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов Максимальный балл 5

Читайте также: