Как уволить помощника депутата

Опубликовано: 14.05.2024

Можно ли уволить депутата совета депутатов на неосвобожденной основе по инициативе работодателя с основного места работы.

---депутат не может быть уволен с основного места работы по инициативе администрации без согласия представительного органа местного самоуправления . В соответствии с нормами трудового законодательства срок депутатской деятельности засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности; см. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления регулируются ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, а также уставом муниципального образования. Данный закон, а также ТК РФ не содержит обязанности работодателя получить согласие представительного органа местного самоуправления для увольнения работника, являющегося депутатом указанного органа.

Поэтому при наличии оснований для увольнения по инициативе работодателя в соответствии с нормами ТК РФ-никаких препятствий для увольнения-нет.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"и ТК РФ таких льгот для депутата не устанавливает.

На основании ст. 170 ТК РФ государственные органы или общественные объединения вправе привлекать граждан к исполнению государственных и (или) общественных обязанностей. Если такие обязанности исполняются в рабочее время, работодатель обязан освободить сотрудника от работы на соответствующий период с сохранением за ним его должности.

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

В п. 10 ст. 40 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дан перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов:

10. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

Положения пункта 7 части 10 статьи 40 в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Работодателю также предоставляется возможность прекратить трудовой договор с работником по собственной инициативе, однако в данном случае законодатель ограничивает данное право работодателя в целях защиты более слабой в трудовых отношениях стороны - работника. В соответствии с положениями Конвенции МОТ № 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя" трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только не имеется законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы.

Перечень оснований для прекращения трудового договора по инициативе работника указан в ст. 81 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ). В соответствии со ст. 82 ТК РФ на данное увольнение необходимо еще получить согласие профсоюза, если он есть.

Вообще, в данной ситуации было бы не плохо проанализировать Ваш трудовой договор, что бы точно знать, как не дать повод работодателю Вас уволить. И необходимо посмотреть Устав Вашего муниципального образования по вопросу прекращения полномочий депутатов.

Заявление по собственному не пишите, потому что если работодатель просит Вас об этом значит не может найти пока законных оснований уволить Вас по своей инициативе. Если будут привлекать к дисциплинарной ответственности, что бы создать предпосылки для Вашего увольнения по инициативе работодателя, обжалуйте их в суд.

Спасибо за вопрос. Всего доброго!

Обычно в таких ситуациях, когда работодатель понимает, что работник не будет сдаваться без боя, перестает требовать от него увольнения.

 Как «уволить» депутата?

Законопроект, который устанавливает порядок освобождения от должности спикера Законодательного собрания Приморского края, его заместителя, председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на постоянной основе, внесла в парламент краевая прокуратура. Документ еще только будет обсуждаться на заседаниях профильных комитетов, однако уже сейчас депутаты нашли там ряд спорных моментов.

Надзорный орган провел мониторинг региональной законодательной базы и выяснил, что там имеется пробел. Местные законодатели не предусмотрели вопрос о снятии с должности своих коллег, которые в связи с противозаконной деятельностью утратили доверие граждан, правоохранительных органов или других ведомств. Так как в федеральном законе «О противодействии коррупции» такая мера, как увольнение проштрафившегося председателя парламента, существует, прокуратура решила привести приморское законодательство в соответствие с федеральным. По мнению надзорного органа, отсутствие норм и правил, которые определяют основания для освобождения от должности слуги народа, препятствует работе по противодействию коррупции в крае. Закон внесет изменения и в документ «О статусе депутата Законодательного собрания Приморского края». Он узаконит порядок проверки сведений о неисполнении депутатами парламента обязанности по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Источник в Заксобрании сообщил корр. «К», что законопроект поступил в региональный парламент на прошлой неделе и будет обсуждаться, в первую очередь на заседаниях двух профильных комитетов — по региональной политике и законности, а также по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС ПК. «Законодательная инициатива прокуратуры Приморского края может быть следствием антикоррупционной работы, которую ведет Генеральная прокуратура. Идею о приведении краевого законодательства в соответствии с постулатами федеральной практики, возможно, и спустили сверху», — предположил собеседник «К».

При этом, считает он, законопроект «сырой», там много неясностей. В частности, документ противоречит самому статусу депутата. Ведь народный избранник — не чиновник, его выбирает население. Значит, «уволить» депутата могут только избиратели. А председатель ЗС ПК и руководители комитетов — в свою очередь выборные лица из числа депутатов. «Как их можно лишить статуса, который присвоили коллеги? И что получится, если отстраняется от должности депутат, который работает на постоянной основе, какой у него теперь статус? Он что, зарплату больше не получает или на заседания не ходит? При этом у нас есть заместители председателей комитетов, которые работают не на постоянной основе. Как с ними быть?», — задаются теперь вопросами в ЗС ПК.

До сих пор в парламенте Приморья как получали, так и лишали должностей только по решению самих депутатов. В мае 2012 г. предыдущий спикер парламента Приморья, Евгений Овечкин, добровольно подал в отставку, которую коллеги приняли. В то время Овечкин находился под домашним арестом по обвинению в хищении топлива на 50 млн руб. Осенью 2013 г. следователи приостановили расследование уголовного дела в связи с тяжелым заболеванием обвиняемого, препятствующим участию в следственных действиях. В июле прошлого года «дело Овечкина» прекращено по сроку давности.

Между тем в октябре прошлого года Конституционный суд разрешил следственным органам и судам временно отстранять от должности председателей региональных парламентов без разрешения депутатов. Такое определение КС стало ответом на обращение Мурманской областной думы, председателя которой Василия Шамбира заподозрили в хищении 42 млн руб. В феврале 2014 г. его временно отстранил от должности суд по просьбе Следственного комитета. «Временное отстранение от должности председателя законодательного органа не влечет приостановление его депутатского статуса и не мешает парламенту назначить другое лицо, которое будет временно исполнять эти обязанности», — объяснил Конституционный суд.

- Мы живем не в политическом или конституционном холодильнике, а взаимодействуя с другими правовыми государствами. В Европе и в других странах мира практикуются разные механизмы разрешения конфликта, но везде они разрешаются вплоть до достаточно жесткого варианта - до лишения мандата, - заметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, комментируя постановление. - Это делается для предотвращения сращивания политической и экономической власти, что для России особенно актуально, потому что Россия по пути правового государства идет не 200-300 лет, а всего двадцать с небольшим.

Напомним, что КС проверял на соответствие Основному Закону пункт "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Нормы были признаны не противоречащими Конституции.

Хотя дело рассматривалось в порядке абстрактного нормоконтроля, то есть изучалась проблема увольнения гипотетического депутата-сенатора, но за всей этой историей незримо присутствовала фигура экс-депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова. Гудкова лишили полномочий за совмещение депутатской и предпринимательской деятельности, хотя сам он уверен, что это было сделано по политическим мотивам. Тем не менее случай с Гудковым - это только второй эпизод в истории нижней палаты парламента, первый раз этот вопрос решали в отношении основателя "МММ" Сергея Мавроди в 1995 году, и нестыковки в процедуре в ходе слушаний стали совершенно очевидны. Поэтому в оглашенном постановлении судьи КС открыто намекают законодателям о необходимости корректировки правого механизма обеспечения принципа несовместимости депутатского мандата с нахождением на госслужбе или иной оплачиваемой деятельности (кроме разрешенной преподавательской или творческой): "В том числе путем установления систематизированного нормативного регулирования процедур (включая судебные) рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Госдумы". Также если депутат Госдумы "объективно не мог знать", что его творческая или научная деятельность финансировалась из иностранных источников - тогда досрочное прекращение полномочий также исключается. Иммунитет, напоминает Зорькин, "дан депутату не для частных интересов, а для осуществления публичных функций в интересах всего народа и должен быть защищен повышенными гарантиями".

Как уточняет глава КС, "парламентское расследование со стороны самих депутатов - это обычная практика современного парламентаризма, главное, чтобы были выполнены условия объективности, законности и обоснованности". Одним из таких условий становится право самих депутатов, а также фракций Госдумы обжаловать решение о лишении полномочий в судебном порядке. Судьи КС также прислушались к заявителям, жаловавшимся на недостаточные гарантии независимости для оппозиции, и указали в постановлении на возможность обращения в Верховный суд с заявлением о бездействии Госдумы в отношении того или иного депутата. Зорькин признает, что эта норма защищает меньшинство от политических интересов простого большинства: "КС постарался максимально учесть гарантии независимости статуса парламентария и парламента как такового".

- К сожалению, вся риторика постановления выдержана в ключе "власть и бизнес" - это, конечно, важно, но Березовский уже десять лет как эмигрировал и сейчас первична проблема соблюдения прав парламентского меньшинства, - заявляет один из представителей адвокат Вадим Прохоров, - а этому должного внимания не уделили. Во всем постановлении ни слова об избирателях не было, хотя именно они направляют Гудкова да и других депутатов в Думу.

Некоторые сомнения вызвала процедура оглашения решения постановления КС, поскольку в зале присутствовали 12 из 17 из судей. Однако по закону дело рассматривали 17 судей из 19, двое отсутствовали по уважительным причинам, так что 12 человек на оглашении - это положенные по закону две трети. Особых мнений к этому постановлению не ожидается.

Председатель Законодательного Собрания области А.Н. Луценко

Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания области

ЗА­КО­НО­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ СО­Б­РА­НИЕ ВОЛОГОД­СКОЙ ОБ­ЛАС­ТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О Положении о помощнике
депутата Законодательного Собрания области

Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания области.

2. Утвердить Типовой трудовой договор с помощником депутата Законодательного Собрания области.

3. Признать утратившими силу:

постановление Законодательного Собрания области от 10 июля 1997 года № 276 "О новой редакции Положения о помощнике депутата Законодательного Собрания области";

постановление Законодательного Собрания области от 18 декабря 1997 года № 490 "О внесении дополнения в Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания области";

постановление Законодательного Собрания области от 14 января 1998 года № 28 "О внесении изменений в Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания области";

постановление Законодательного Собрания области от 27 декабря 2000 года № 710 "О внесении изменения в Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 20 июня 2001 года № 311 "О внесении изменения в Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания Вологодской области";

постановление Законодательного Собрания области от 23 марта 2005 года № 169 "О внесении изменений в Положение о помощнике депутата Законодательного Собрания Вологодской области".

Заместитель председателя
Законодательного Собрания области В.В.Буланов

Законодательного Собрания области

от 30.11.2006 № 940

О ПОМОЩНИКЕ ДЕПУТАТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ

Изм: № 256 от 18.04.12

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет статус помощника депутата Законодательного Собрания области, предельную численность помощников депутата Законодательного Собрания области.

2. Помощником депутата Законодательного Собрания области (далее – помощник) является гражданин Российской Федерации, оказывающий помощь депутату Законодательного Собрания области в осуществлении депутатской деятельности.

3. Депутат Законодательного Собрания области вправе иметь до десяти помощников. (в ред. пост. от 18.04.12 № 256)

4. Помощник выполняет поручения депутата Законодательного Собрания области, связанные с осуществлением депутатских полномочий, оказывает ему организационно-техническую, консультативную, правовую, информационную, аналитическую и иную помощь. (в ред. пост. от 26.06.13 № 544)

5. Помощник при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами области и иными нормативными правовыми актами области, настоящим Положением.

6. Помощник не является государственным гражданским служащим области и выполняет работу по трудовому договору и (или) на общественных началах.

7. Помощник, работающий по трудовому договору, может выполнять свои обязанности на условиях совместительства либо в качестве основной работы.

8. Полномочия помощника определяются депутатом Законодательного Собрания области независимо от того, на каких условиях он выполняет эту работу.

9. Оплата труда помощника, принятого на работу по трудовому договору, осуществляется за счет средств областного бюджета.

10. Депутат Законодательного Собрания области самостоятельно осуществляет подбор кандидата на должность помощника.

11. Руководство и контроль за деятельностью помощника осуществляется соответствующим депутатом Законодательного Собрания области.

II. Права и обязанности помощника

12. В связи с выполнением своих должностных обязанностей помощник имеет право:

проводить предварительный прием избирателей и иных лиц, вести запись на прием к депутату Законодательного Собрания области;

на внеочередной прием руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории области, по вопросам, связанным с депутатской деятельностью депутата Законодательного Собрания области;

присутствовать при предъявлении удостоверения помощника на заседаниях Законодательного Собрания области, органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

представлять в органах государственной власти области и органах местного самоуправления подготовленные депутатом Законодательного Собрания области предложения, обращения, заявления и иные документы;

получать затребованные депутатом Законодательного Собрания области сведения и документы, необходимые для осуществления депутатской деятельности, в органах государственной власти области, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

13. Помощник обязан:

осуществлять подбор информации, необходимой для работы депутата Законодательного Собрания области;

вести обработку документов, поступивших на имя депутата Законодательного Собрания области;

вести деловую переписку и переговоры с должностными лицами по поручению депутата Законодательного Собрания области;

оказывать депутату Законодательного Собрания области помощь в организации приема избирателей, рассмотрении писем, предложений, заявлений и жалоб граждан;

готовить материалы для участия депутата Законодательного Собрания области в заседаниях сессии, коллегии Законодательного Собрания области, согласительных комиссий, публичных слушаниях; (в ред. пост. от 12.12.12 № 859)

оказывать депутату Законодательного Собрания области помощь в организации и проведении отчетов перед избирателями округа;

выезжать по поручению депутата Законодательного Собрания области в командировки для выполнения поручений, связанных с исполнением депутатской деятельности;

получать адресованные депутату Законодательного Собрания области по его доверенности почтовые и телеграфные отправления.

14. Помощник не вправе:

разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. (в ред. пост. от 26.06.13 № 544)

15. Помощник должен иметь удостоверение помощника депутата Законодательного Собрания области, являющееся основным документом, подтверждающим его полномочия.

16. Удостоверение помощника оформляется сектором по вопросам государственной службы и кадров Законодательного Собрания области по представлению депутата Законодательного Собрания области в двухнедельный срок.

17. Удостоверение помощника подписывается председателем Законодательного Собрания области.

18. При увольнении помощник обязан сдать удостоверение в сектор по вопросам государственной службы и кадров Законодательного Собрания области.

III. Условия работы помощника

19. Помощник принимается на работу на основании личного заявления и по представлению соответствующего депутата Законодательного Собрания области на условиях срочного трудового договора на срок, не превышающий срока полномочий депутата Законодательного Собрания области, и увольняется с работы в соответствии с действующим законодательством.

20. Прием на работу и увольнение помощника оформляются распоряжением председателя Законодательного Собрания области.

21. В пределах установленной в пункте 3 раздела I настоящего Положения численности депутат Законодательного Собрания области самостоятельно определяет число своих помощников.

Расходы на деятельность помощников установлены законом области "О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области".

22. Условия оплаты труда помощника устанавливаются трудовым договором. (в ред. пост. от 12.12.12 № 859)

23. Экономия расходов на деятельность помощников в течение финансового года может быть направлена по представлению депутата Законодательного Собрания области на премирование его помощников за выполнение поручений депутата Законодательного Собрания области и оказание им материальной помощи. (в ред. пост. от 26.09.12 № 598)

24. утр. силу пост. от 26.09.12 № 598.

25. Табель учета рабочего времени помощника составляется сектором по вопросам государственной службы и кадров Законодательного Собрания области.

26. Помощнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск по его письменному заявлению, согласованному с депутатом Законодательного Собрания области, продолжительностью 28 календарных дней, как правило, в период парламентских каникул.

27. Трудовой договор с помощником прекращается по истечении срока полномочий депутата Законодательного Собрания области и по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.

1. Служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Согласно ст. 37 ч. 1 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня, 22 августа, 16 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) (далее именуется Закон) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте Российской Федерации (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) Российской Федерации (для депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному избирательному округу).

При этом число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

Такой помощник является федеральным государственным гражданским служащим и относится к категории "помощники (советники)", замещающий ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.

При заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы помощник обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству.

2. Помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации.

Порядок приема на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы регулируется положениями ст. 38 Закона и имеет некоторые особенности.

Так, прием на работу помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, заключивших срочный служебный контракт или срочный трудовой договор, осуществляется на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Срочный служебный контракт (срочный трудовой договор) заключается посредством подачи заявления гражданином РФ, претендующим на соответствующую должность помощника, а также внесения представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Такой контракт заключается на срок, указанный в представлении, но не свыше срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Прием на работу помощника члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации производится на основании срочного трудового договора.

Оформляется прием помощника на должность распоряжением руководителя соответствующего законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.

Прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или в субъекте Российской Федерации производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Постановлению Саратовской областной Думы от 19 января 1999 г. N 23-687 "О Положении о помощнике депутата Саратовской областной Думы" условия и порядок работы помощника определяются срочным трудовым договором (контрактом), который заключается между Председателем областной Думы и помощником по представлению депутата на срок, не превышающий срок полномочий депутата.

Закон предусматривает обязанность организации уволить работника, изъявившего желание перейти на работу помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, в порядке перевода в указанный в его заявлении и в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы срок.

Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выдается удостоверение, в котором указывается место работы помощника.

Помощник депутата Саратовской областной Думы имеет удостоверение установленного образца, дающее право беспрепятственно посещать органы государственной власти области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также в установленном порядке посещать предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, расположенные на территории области.

На федеральном уровне помощникам предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном соответственно члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.

На региональном уровне постоянным рабочим местом помощников является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в здании законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо с согласия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы - органом местного самоуправления в здании органа местного самоуправления.

3. Комментарий раздела IV контракта требует акцентировать внимание на следующих основных моментах.

Во-первых, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое:

1) является основным средством его материального обеспечения;

2) средством стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии со ст. 50 ч. 2 Федерального закона "О Государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание помощника состоит из:

1) месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;

2) месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;

3) ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Конкретный размер должностного оклада и оклада за классный чин помощнику депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Размер должностного оклада и оклада за классный чин помощника депутата субъекта Российской Федерации устанавливается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Дополнительные выплаты к окладу помощника составляют:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

Стаж гражданской службы проценты

От 1 года до 5 лет 10

От 5 до 10 лет 15

От 10 до 15 лет 20

Свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя (при этом учитываются эффективность обеспечения задач и функций государственного органа, точность исполнения должностного регламента) и максимальным размером не ограничивается;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Денежное поощрение помощнику депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации устанавливается дифференцированными указами Президента Российской Федерации.

Представитель нанимателя вправе самостоятельно определять порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы помощника.

Выплата материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих производится в соответствии с положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Если помощник проходит службу в районах и местностях, на территории которых действуют соответствующие коэффициенты, к его денежному содержанию устанавливается такой коэффициент.

Соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами помощникам могут быть положены и иные выплаты.

Размеры окладов денежного содержания помощников ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

4. Раздел IX предусматривает возможность прекращения комментируемого служебного контракта. Как правило, прекращение трудовых отношений помощника связано с истечением срока служебного контракта.

В иных случаях увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта или срочного трудового договора производится:

1) по представлению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

2) в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы независимо от срока действия заключенного срочного служебного контракта или срочного трудового договора;

3) по собственному желанию помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

4) по иным основаниям, установленным трудовым законодательством или законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Во втором случае помощнику выплачивается единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения.

Кроме того, в данном случае помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы вправе рассчитывать на прежнюю работу (должность), если до приема на работу помощником он работал в государственных органах или в органах местного самоуправления.

В случае досрочного прекращения своих полномочий помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы обязан возвратить удостоверение помощника тому члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, чьим помощником он являлся, для передачи в государственный орган, выдавший удостоверение.

5. Командируется помощник (по соответствующему представлению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы) распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации (для помощников по работе в Совете Федерации, Государственной Думе), либо руководителя законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо руководителя органа местного самоуправления (для остальных помощников).

В период нахождения в командировке помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы на наем жилого помещения и транспортные расходы в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Раздел V комментируемого контракта гарантирует помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающему по срочному служебному контракту, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется по его письменному заявлению и на основании представления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающему по срочному трудовому договору, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.

7. Рассматривая раздел VII контракта, остановимся на льготах, связанных с бесплатным проездом на территории России помощников, гарантированных Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1004 "О порядке возмещения расходов, связанных с проездом членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и их помощников".

В целях возмещения предприятиям и организациям транспорта Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации расходов, связанных с бесплатным проездом на территории Российской Федерации помощников, Правительство Российской Федерации постановило: для помощника депутата, избранного по общефедеральному избирательному округу, - в пределах того субъекта Российской Федерации, который определен ему депутатом Государственной Думы (помощникам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы по работе в палатах Федерального Собрания Российской Федерации - в пределах города Москвы и Московской области), разрешить проезд без оплаты стоимости билетов при предъявлении соответствующего удостоверения помощника. В последующем расходы, связанные с проездом указанных лиц, возмещаются в установленном порядке за счет средств федерального бюджета предприятиям и организациям транспорта всех форм собственности.

8. По вопросу соответствия регионального законодательства федеральному в части оформления трудовых отношений с помощниками сложилась такая судебная практика. Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2001 г. N 44-Г01-21 было установлено, что аналогичный федеральному порядок приема на работу помощников члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы по работе в Пермской области был установлен Указами Губернатора Пермской области N 91 от 06.08.99 "О порядке назначения и освобождения от должности государственных служащих Пермской области, помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и N 342 от 28.12.2000 "О распределении обязанностей между руководством администрации области".

Оспариваемым Указом Губернатора N 61 внесены изменения, в соответствии с которыми прием на работу помощников члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы оформляется приказом заместителя Губернатора области. Поскольку такой порядок вошел в противоречие с правилами, установленными федеральным законодательством, суд обоснованно признал оспариваемый Указ не соответствующим закону на основании следующих положений Закона.

Как было сказано ранее, в соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 38 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" N 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или работе в субъекте Российской Федерации оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Прием на работу помощника члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации оформляется распоряжением руководителя соответствующего законодательного (представительного), исполнительного органа субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.

Принимая во внимание, что определение Губернатором области такого порядка вошло в противоречие с правилами, установленными федеральным законодательством, суд обоснованно признал оспариваемый Указ не соответствующим закону.

Читайте также: